Беседы с батюшкой. Великий пост

4 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин.

– Начался Великий пост, святая Четыредесятница, и первая неделя задает тон всему этому периоду. Хотелось бы сегодня поговорить, конечно же, о посте, но не в том ключе, что можно есть, чему посвятить свое время и так далее, а чтобы это была живая история. Допустим, рассказ о том, как прошел первый осознанный пост в Вашей жизни; может быть, за это время сформировались какие-то привычки, традиции. Может быть, в Вашей пастырской работе есть какие-то яркие истории, связанные с постом. Ведь, так или иначе, пост всегда проходит по-разному.

Перед началом программы мы с Вами говорили о конференции, которая недавно прошла в городе Ревде Свердловской области, где выступала молодежь. Мне кажется, было бы актуально поговорить еще и о том, как взаимодействовать с молодежью, особенно во время поста, когда Церковь просит отказываться от просмотра телевизора, от использования социальных сетей, гаджетов. А молодежь пользуется современными средствами общения, для них это дело само собой разумеющееся, привычное.

В первые дни святой Четыредесятницы в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который настраивает нас на весь период поста. Святой Андрей Критский случайно не Ваш небесный покровитель?

– Нет. Мой небесный покровитель – мученик Андрей Стратилат. Его покровительство в моей жизни достаточно серьезное. Его память приходится на 1 сентября; видимо, это связано как раз с моим послушанием в Церкви в отношении образования. Что касается Великого поста, то для каждого христианина это очень благоприятное время, чтобы задуматься о том, чего нам не хватает в духовной жизни, что мешает вести внутреннюю духовную жизнь. Это не означает, что в любое другое время не нужно задумываться о смысле, цели жизни, просто время Великого поста – это время путешествия к Пасхе. Мы как бы вместе с эммаусскими спутниками идем и собеседуем с Христом. Невидимо, незримо мы с Ним собеседуем и даже в каком-то смысле распинаемся, если действительно посвящаем это время Богу Христу, а не просто какой-то жизненной правде, связанной с евангельской истиной и с какими-то умственными занятиями. Мы не просто постигаем духовную жизнь умственно, но спрашиваем себя: насколько я христиан? как глубоко в моей собственной жизни пустила корни благодать Божия, насколько она меня пронизывает? насколько во мне живет Христос? Это серьезный и очень важный процесс, и для него действительно нужно время.

Мы занимаемся разными делами в своей жизни; и у Бога замысел такой, чтобы мы действительно развивались в разных направлениях, но всегда вектор должен быть положительным. То есть развитие всегда должно быть связано и с духовным ростом, и с нравственным ростом, а не с отрицательным деградированием. Наша жизнь не должна быть умиранием, она должна быть связана с Воскресением Христовым – мы должны каждый раз воскресать для этого мира. И сделать это мы можем вместе со Христом; сами по себе мы это сделать не можем. Поэтому мы должны видеть дальнюю цель – Пасху. Соответственно, Великий пост нам покажется путем к этой Пасхе, и, если мы хотим, мы пройдем его вместе со Христом.

Мы можем пройти этот путь поста не со Христом, зациклившись лишь на внешнем соблюдении правил: например, я хожу в храм, я чего-то не кушаю, даже, может быть, ни на кого не кричу, ни с кем не ругаюсь. Но настоящее внешнее всегда связано с внутренним, поэтому Церковь напоминает в это время задуматься над внутренним: чем мы живем, что нас сопровождает в этом пути, какие у нас есть инструменты, которыми мы сохраняем благодать Божию. Общая церковная молитва, наша личная молитва, чтение Священного Писания – наиважнейшая тема Великого поста. Слово Божие: хорошо ли мы его знаем? Хорошо ли и правильно ли мы его толкуем? Знаем ли мы, что думают об этом святые отцы? Вообще хорошо ли мы знаем евангельское слово, слово Христа? «Слово Мое сохраните», – говорит Христос. Как у нас происходит сохранение слова?

Конечно, все начинается со знания этого слова. А часто ли мы в своей повседневной жизни приводим себе на ум заповеди Божии? Например, мы оказались в какой-то ситуации: чем мы руководствуемся в этой ситуации? Может быть, окажется, что мы руководствуемся какими-то корыстными интересами. Прозвучит ли в нашем сердце в этот момент заповедь Божия: «Как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним»? Или заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? Какие слова, какой принцип действуют в нас в конкретной ситуации? Давайте понаблюдаем за собой, как слово Божие отражается в нашей повседневной жизни в каждой конкретной ситуации. Может оказаться совсем неприятная вещь – что мы просто не обращаем внимания на то, какими принципами руководствуемся в самых неожиданных или даже обычных ситуациях.

– Как это внимание сохранить?

– Что нам препятствует сохранять внимание? Прежде всего то, что в нашей жизни есть много различной информации, которую мы держим в голове, в сердце. Мы думаем о многом, и наше внимание рассеивается. Церковь предлагает: давайте сосредоточимся на главном. Не то что забудем обо всем: не будем ходить на работу, делать домашние задания, уроки и так далее – нет; Церковь предлагает сосредоточиться на главном. Если мы не будем сосредотачиваться на главном, то в самый экстремальный и главный момент нашей жизни, когда мы захотим воскресить в своей памяти и в своем сердце главную мысль, призывающую нас к личному подвигу, мы ее не вспомним, и это не позволит нам совершить личный подвиг. Да, человек устроен таким образом, что должен себе напоминать о каких-то важных темах и руководствоваться важными темами. Пусть даже этот личный подвиг человек совершит один раз в жизни, но это будет, как говорится, та красная черта под его жизнью, которая определит все.

Мы помним из Евангелия слова Господа: «В чем застану, в том и буду судить». Не за каждый день жизни Он готов судить, но в чем застанет, то есть к чему человек придет. Великий пост – это время, когда мы должны прийти к Пасхе, должны прийти к той радости, которую никто у нас уже не отнимет. Это задача нашей внутренней духовной жизни – прийти к радости, которую у нас никто не отнимет.

– Бывает, что наступление поста просто констатируется. То есть были подготовительные дни, теперь наступил Великий пост, когда в храмах совершаются определенные богослужения, ограничивается количество определенной пищи и так далее. То есть пост принимается как некая данность. Но есть и другое состояние, когда человек ждет наступления Великого поста, чувствуя необходимость в нем. Где проходит грань между этими разными состояниями? Потому что она как раз и делает человека либо тем, кто соблюдает пост для вида, для определенного самоуспокоения, либо тем, кто понимает, что ему это жизненно необходимо и жизнь без этого – не жизнь.

– Рассеянность жизни (не только мыслей) связана с суетой, то есть у нас слишком много тем. Человек не может сделать все. Одна из тем Великого поста – осознание своих собственных сил, что очень важно, потому что именно эта тема будет выводить человека на тему его личного покаяния, его личной исповеди. Исповедь во время Великого поста позволяет уделить пристальное внимание  тем процессам, которые происходят в сердце, в душе, голове.

Подготовка к Великому посту начинается за несколько недель, практически за месяц, и появляются разные темы: тема, связанная с мытарем Закхеем, тема о мытаре и фарисее, тема о Страшном суде. Эти темы потихонечку подготавливают нас ко времени поста. Если мы не успели глубоко погрузиться в эти темы, то Великий пост идет достаточно долго – более сорока дней, и Церковь призывает не упустить это время, вступить в пост, не отказаться от него. Мы в нашем XXI веке слишком быстро отказываемся от многих очень важных вещей, очень многое переадресуем, отлагаем, откладываем на потом. У человека всегда есть вещи, которые он откладывает на потом: я потом это прочитаю; вот выйду на пенсию – буду поститься (или что-то подобное). Но в наше время мы слишком много отлагаем на потом, а это «потом» просто может не наступить, потому что жизнь человека (как сто лет назад, так и сейчас) – короткая, небольшая. Человек откладывает какие-то процессы, которые должен запустить в своей жизни, на потом, а они потом просто исчезают, это не случается в жизни человека.

Поэтому Церковь и говорит: давайте вступим в это время, давайте обнаружим интерес к тем темам, которые поднимаются во время Великого поста, прежде всего церковными богослужениями. Например, в первую неделю Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – это глубокая тема, глубокий канон. Сейчас чтение Канона преподобного Андрея Критского совершается во многих храмах (начиная с 18 часов), и у людей есть возможность после рабочего дня попасть в храм на вечернее богослужение. То есть Церковь открыта для того, чтобы человек нашел успокоение и обрел глубокое погружение в личное покаяние.

Покаяние – это, по сути, посмотреть на себя со стороны и вообще посмотреть на какие-то темы с другого ракурса. Ведь это молитвы, освященные веками, многими поколениями и личным подвигом, поэтому их сила, важность, преимущество в церковном богослужении неоспоримы. Если не получается у человека прийти на вечерние богослужения в течение всех дней чтения канона, то хотя бы два дня или один день в церкви важно помолиться этими святыми словами. Не стоит отчаиваться, если вдруг совсем не смогли прийти в храм на первой неделе поста – мы знаем о том, что этот канон вновь повторяется в течение Великого поста, и это богослужение называется Мариино стояние. Постоять в храме и помолиться вместе со всей Церковью весьма полезно для личного погружения в тему изменения духовной жизни, в тему движения ко Христу, к Богу, к правде Божией.

С первой недели Великого поста начинается литургия Преждеосвященных Даров, когда звучат особые песнопения, совершается особое богослужение. Во время Великого поста необходимо обязательно бывать на литургии Преждеосвященных Даров; это очень глубокое и красивое богослужение. На третьей неделе Великого поста – поклонение Кресту Господнему. Акафист Божественным Страстям Христовым (пассия) совершается по воскресным вечерам. Очень много важных моментов в общественных богослужениях позволяют нам очень удобным образом достигнуть Страстной седмицы – центра всего переживания Великого поста. Важно пройти по пути до Голгофы вместе со Христом, вспомнить Его путь и для себя отложить очень важные моменты, связанные со своим личным подвигом. Потому что у каждого своя голгофа и своя пятидесятница.

Имеется в виду, что человек открывает для себя Бога, и чтобы это произошло, необходимо обратиться к глубокой, богатой церковной традиции, связанной с жизнями многих святых людей, которые прошли этим путем, открыли для себя Христа и Бога и теперь передают нам опыт своей жизни, свою жизнь во Христе. Они ее передают через прекрасное, насыщенное духовно время Великого поста. Ведь Великий пост связан не только с нашей повседневной сегодняшней жизнью, но с поколениями христиан, которые духовно выздоравливали, освобождались от страстей, от греха, что довлел над ними, мешал в их личном стремлении к счастью.

Мне кажется, если человек в течение Великого поста действительно погрузится в эту тему, он для себя очень многое приобретет не только на потом, но то, что ему необходимо именно сейчас. Потому что темы Великого поста сконцентрированы на христианской жизни, составляют ее суть, сердцевину. Это и тема милосердия, и тема образования, и тема победы над грехом, борьбы со страстями, и тема, связанная с личным движением к счастью, тема пасхальной радости, победы над смертью. Все это настолько сконцентрировано, что не может не удовлетворить ищущего человека. Главное, чтобы в человеке сохранялась жажда насытиться Божественной любовью и Божественным доверием, которые легко, просто и свободно сохраняются в Церкви и доступны каждому. Главное – не упустить это время, включить себя в этот процесс, и радость присутствия Божьего в своей личной жизни останется с человеком, даже если это будет не такое полное включение, как хотелось бы (всегда есть дела, которые мы не можем отодвинуть, потому что, например, учимся или работаем).

В Церкви есть люди, которые очень серьезно относятся к Великому посту и не пропускают ни одной важной службы Великого поста, но это уже опыт, с которым они живут. Они говорят: «Я отдыхаю, когда начинается Великий пост. Я отдыхаю, когда прихожу на богослужение, потому что в этот момент моя душа поет, моя душа радуется».

– Расскажите о Вашем первом погружении в пост.

– Мое первое погружение в Великий пост связано с моей учебой в семинарии (это был первый курс семинарии). Это было то время, когда я не отвлекался от богослужений и присутствовал практически на всех службах Великого поста. И мое осознание встречи Пасхи в тот год было, конечно, не таким, как обычно, как до поступления в семинарию. Я это запомнил, это отложилось в моей памяти. Впоследствии, когда на тебя возлагается еще больше церковных послушаний и ты становишься церковнослужителем, приходят новые ощущения переживания Великого поста. Но если говорить о первом погружении, то это время учебы в семинарии. Это время было связано у меня с жаждой истины: я очень многое для себя открывал, читал, и эта информация буквально поглощала меня, затрагивая не только мой разум, но и сердце. Это было очень радостно, очень приятно.

Я замечал, что Бог ходит между нами; Он совершает все в жизни человека, что связано с его спасением. Наше дело – только открыть свое сердце, быть доступным Его благодати, Его любви, открыть язвы, которые в нас есть, чтобы Он их уврачевал Своею благодатью и открыл нам ту радость, о которой говорит преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым. Эта радость всегда доступна для христианина, если он доверяет Богу, любит и действует в своей жизни исходя из этой веры и этой любви.

– Не так редки случаи, когда, сильно погружаясь внутрь себя (чему способствует период Великого поста), начинаешь обращать внимание не только на свои нелицеприятные стороны, но и заниматься самоедством: вот тут у меня не получается, вот это не выходит, вот здесь не так себя повел. И тогда покаяние, к которому призывает Церковь, становится не переменой, как должно быть, а гноблением самого себя. Что с этим делать? Как не пересечь эту границу?

– Прежде всего нужно внимание к себе. Как только замечаете за собой, что не только осуждаете себя, но и наказываете, это тупиковый путь в духовной христианской жизни. Вспомним слова Христа, которые были сказаны начальнику над мытарями Закхею, когда Христос пришел к нему в дом и тот открыл двери своего дома для Христа, апостолов и всех тех, кто шел с Ним. Закхей страдал одиночеством; он был богатым человеком и считал, что самодостаточен в каком-то смысле. Но через какое-то время он начал осознавать, что эта самодостаточность не доставляет ему радости: он закрыл себя для людей и для Бога. Христос, придя в Иерихон и войдя в дом Закхея, открыл его сердце, его душу. Поэтому Христос и говорит, что пришел, чтобы спасти тех, кто находится в отчаянии, чтобы исцелить болящих. Самое главное – Закхей почувствовал участие Бога в своей личной жизни.

Бог не хочет нашего самоедства, Он хочет изменения и имеет лекарства, которые нас изменят, и Он нам эти лекарства предлагает. Одно из таких лекарств для Закхея – внимание: Бог тебя видит, Он знает твои проблемы, Он знает, что у тебя не все получается, но Он не карает тебя. Потому что Закхей думал: «Кто я такой? Конечно, Христос ко мне не зайдет, не посетит меня». Но он был не прав. Закхей почувствовал, что Христос на него смотрит, и был очень удивлен, что Христос решил зайти именно к нему.

Христос смотрит на нас; смотрит так, как мы друг на друга никогда не смотрим. У нас бывают разные чувства, переживания, эмоции, которыми мы руководствуемся, и мы смотрим друг на друга если не всегда плохо, то порой безучастно. А вот Христу не все равно за нашу жизнь, Он готов  обитель в нас сотворить, трапезу сотворить с Отцом Своим; Дух Святой готов исцелить наши раны. Главное – не закрываться. А когда человек себя осуждает, более того, себя наказывает, он закрывается для Бога. Поэтому часто священнослужители, как только чувствуют, что человек сам себя наказывает, говорят: давайте вот эти чувства и эмоции не будем брать как ключевые. Да, мы не оказались на высоте, давайте будем прилагать усилия для того, чтобы это исправить настолько, насколько возможно. Это своеобразное искупление греха.

Понятно, что человек часто не может понести какой-то серьезной епитимьи за свои преступления, грехи, но пластырь какой-то должен быть приложен. И если христианин советуется со своим духовником, со священником о лекарствах, которые принимает для того, чтобы изжить в себе грех, Господь готов прийти на помощь и взять на Себя эту ношу, понести ее. В этом смысл покаяния. Господь большую часть нашего креста уже взял на Себя и несет, и Он готов брать эту ношу каждый раз, когда это потребуется. Но в то же время Он знает, насколько человек не только силен, но и слаб, поэтому Он выбирает путь, на который мы соглашаемся.

Господь ждет, когда мы согласимся встать на путь Великого поста, на путь покаяния, на путь любви, на путь веры, и готов идти с нами весь наш путь. Он не где-то там, Он посреди нас, посреди каждого человека в меру его развития, образования, каких-то социальных особенностей жизни, в меру его богатства или бедности.

– Если говорить об осознанности во время Великого поста, то хочется эту тему связать с темой молодежного служения в Церкви. Одно дело, когда человек осознанно начал воцерковляться, читать «Закон Божий», духовную литературу, присутствовать на богослужениях и так далее. Но как молодому человеку объяснить, для чего столько времени тратить на службы, в частности Великим постом?..

– Из года в год человек растет, и каждая Пасха, каждый Великий пост – это то, что не повторяется. Соответственно, человек растет в своем собственном покаянии, в своем собственном исполнении заповедей Христовых. Юный, молодой человек должен понимать, что помимо сил, которые он чувствует в своей жизни, есть и слабости, которые обнаружатся не сразу (а может быть, уже проявляются). И идея Великого поста – обращать внимание на слабости, не закрывать эту тему лично для себя.

Слабости у каждого молодого человека могут быть свои (они, правда, не такие уж разнообразные). Если говорить о внимании, то мы понимаем, что сегодня в жизни молодого человека, подростка, очень много внимания забирает экран, и если бы только телевизионный...

– Он-то как раз уже много внимания не забирает.

– Я вспоминаю свое детство – телевизионный экран был единственным, и не столько много программ было в то время: сначала две, потом три. Сейчас у молодого человека есть интернет-ресурсы, социальные сети, гаджеты, приспособления, которые позволяют ему сразу же окунуться в них и отвлечься. Мне кажется, для сегодняшнего молодого человека Великий пост – это время, когда он контролирует это отвлечение, потому что если этого становится очень много,  останавливается процесс развития. Если экранного времени становится очень много, на развитие можно не рассчитывать.

Для того чтобы развиваться, требуется аскетика, дисциплина, человек должен находить время для того важного, что определяет всю его жизнь. Нельзя стать добрым вдруг, внезапно; нельзя научиться любить вдруг, внезапно – это должно расти в тебе из года в год. И фокус внимания должен быть сосредоточен: вот в этом я себя ограничу, вот здесь я буду больше времени уделять своим близким, потому что мы удалились друг от друга. Это тоже одна из тем, которая будет актуальна во время Великого поста – говорить друг с другом, находить темы для общения друг с другом. Причем не только отвлеченные темы, но хорошие, благие, глубокие, от которых наше сердце зажигается, дышит реальной жизнью, а не вымыслом, мечтой, которая никогда не осуществится.

Мне кажется, молодым людям надо на это обратить особенное внимание. Действительно, для них Великий пост – это то погружение, на которое они сейчас способны. Но если вдруг они обнаруживают в своей жизни, что не очень способны прислушаться к теме святости,  милосердия, сострадания, к теме традиции, обычаев, молитвы, богослужения, если чувствуют, что тема Бога, Христа, Евангелия ушла из их поля зрения, то во время Великого поста это будет легче сделать. Потому что в это время все в Церкви молятся друг за друга, все заботятся о том, чтобы не упустить эту тему из своей жизни; соответственно, не упустить заповеди Божии из своей жизни. Христос в Евангелии говорил просто: «Если заповеди Мои соблюдаете, значит, вы Меня любите. И тогда Я посреди вас, Я с вами во все дни до скончания века».

– В любом случае молодежная проповедь требует разговора…

– По душам должен быть разговор.

– Да, разговор должен быть понятным и по душам. Вот к Вам подходит подросток и говорит: «Батюшка, я слышал, что пост начался. Объясните мне в двух словах, для чего мне это надо». Как это можно объяснить просто? И можно ли это объяснить просто?

– Знаете, я ведь не случайно затронул тему общения. Прихожанину или человеку, который первый раз пришел в церковь, очень важно подойти к священнику и, немножко пересилив себя, задать ему интересующие вопросы, поговорить по душам. Это будет очень хорошее время, которое мы уделим прежде всего себе. Во-первых, мы услышим ответ. Во-вторых, это будет ответ другого человека, а другой человек всегда обратит внимание на эту тему с другой стороны, не с нашей стороны. Мы, может быть, ожидаем услышать какой-то шаблонный, стандартный ответ, но это не так. Много раз в моей жизни было такое, что человек, видевший меня впервые, задавал какой-то тривиальный вопрос, а беседа, что потом продолжалась, если и не помогала решить сразу все вопросы, то фокусировала внимание на той стороне темы, которая человека волновала и которую он даже не ожидал открыть для себя в этом общении.

Мое вхождение в Церковь было в подростковом возрасте. Мне было интересно, и я не гасил свой интерес. Мне интересно – я иду и смотрю. Мне интересно – я иду и спрашиваю. Отчасти (потом я уже понял) это тот принцип, который описан в Евангелии. Нафанаил был приведен Филиппом ко Христу. Филипп своему другу дает очень важный жизненный принцип; вернее, он его для нас открывает: «Если ты не веришь моим словам, что мы нашли Христа, Спасителя мира, Мессию, – иди и посмотри». И Нафанаил идет и смотрит. Вот это очень важный момент. Мы многое откладываем на потом. Не стоит это делать в Великий пост, не надо откладывать, надо попробовать что-то сделать.

И молодой человек ведь из года в год меняется и открывает для себя сначала одну сторону христианской жизни, потом другую. Например, сторону внимания, сторону любви к себе, сторону любви к Богу, любви к ближнему. Сейчас появляются такие ежедневники Великого поста, когда молодой человек может буквально следить вместе со всей Церковью за тем, что читается, о чем думает Церковь в это время. Это прекрасно. Молодые люди пользуются (я видел) этими ежедневниками, и это помогает им решать их проблемы. Человек так устроен: к чему приковано его внимание, то, соответственно, либо его меняет, либо губит.

– Спасибо, батюшка. Время программы подошло к концу. Остается пожелать всем нам душеполезного поста.

– Да. Крепости душевной во время Великого поста. Благослови всех Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать