Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

18 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Трех Святителей в Раменках города Москвы протоиерей Александр Никольский.

– У нас есть несколько вопросов, которые были заданы ранее. Первый вопрос такой: «Как сына примирить с Богом? Он заблуждается и считает, что Господь посылает ему несчастья». Такой злой Бог, получается.

– Для начала надо за него молиться, потому что человек воспринимает любую духовную информацию в зависимости от состояния своего сердца. Если в сердце будет злоба, очень трудно до него достучаться. Даже если человек православный верующий и озлобился на обстоятельства жизни, фактически он озлобился на Бога. Пусть он это сознательно так не формулирует, но фактически это так. И для начала (это касается и нас с вами, когда мы вдруг что-то не понимаем) мы должны восстановить наше доверие к Богу молитвой, рассуждениями: я не все знаю, не все в моей власти знать, это даже невозможно, мне даже Бог не все мог бы объяснить, если бы заговорил со мной напрямую. Хотя на самом деле Господь с каждым говорит напрямую, пусть не словами, но обстоятельствами или даже устами каких-то людей, через книги и фильмы. Мы услышим Бога тогда, когда восстановим доверие к Нему.

С чего началось грехопадение? С того, что Адам и Ева потеряли доверие к Богу. То же самое и у нас с вами. Мы должны восстановить доверие к Богу (пусть мы чего-то не знаем, но Бог знает), и мы должны верить, что раз Бог что-то попустил, значит – для нас так будет лучше. Потому что часто мы воспринимаем слова Бога к нам через обстоятельства жизни, через какие-то события неправильно, так как стремимся не к любви, не к Богу, а к удовлетворению своего эгоизма. И когда мы хотя бы немного отойдем от своего эгоизма (конечно, преодолеть его без Бога невозможно, но хотя бы немного взглянем по-другому на свою жизнь), тогда увидим, что Бог действует именно как любовь. Никак иначе.

Эгоизм – это то, что убивает нашу жизнь, причем гарантированно, неизбежно. Господь хочет, чтобы мы расстались с эгоизмом, а для нас это больно, и мы говорим: «Господи, почему Ты делаешь нам так больно?» На самом деле не Он делает нам больно, а наш эгоизм. Мы должны понять, от чего наша боль, тогда восстановится доверие к Богу.

– Мы планируем свою жизнь, какие-то ключевые события в нашей жизни: я должен к тридцати годам жениться и так далее. Нет ли в этом какого-то недоверия к воле Божией, к Его Промыслу? Планировать – это грех?

– А как без планирования? Естественно, надо планировать, по-другому жить невозможно. Другое дело, что реализацию этих планов надо отдать в руки Божии, потому что мы можем планировать не то и не так. Поэтому мы можем сказать: «Да, я хочу жениться». И искать жену. И это хорошо, надо ее искать. А найдешь или нет – это уже как Бог даст.

– То есть если тебе уже 31 год, а ты ее не нашел – это не трагедия?

– Моя матушка как-то встретила одну женщину в поезде, которой было 45 лет; и у нее было двое замечательных маленьких детей. Матушка не могла понять, то ли это ее дети, то ли она такая молодая бабушка, стала с ней беседовать. Оказалось, что у женщины два высших образования, и внешне она была очень симпатичная. Матушка спросила, почему у нее такие маленькие дети. Она ответила, что только в 36 лет встретила свою любовь, вышла замуж, родила детей.

Важно не когда встретишь, а кого встретишь и как будешь с ним жить. Я не за поздние браки, потому что в 40 лет рожать первых детей сложно. Когда много детей женщина рожает, это бывает непросто, а уж первых-то – тем более. Но, с другой стороны, все-таки важно счастье. Поэтому надо встретить человека, Бог обязательно для тебя кого-то приготовил, ты рано или поздно его встретишь; главное, чтобы ты его узнал.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Если мы все перед Богом равны (нищие и богатые, умные и не очень), то зачем заставлять себя учиться?»

– Школьный вопрос. Как называют Бога? Творец. Творчество – это жизнь. Человеку, который творит, интересно, с одной стороны. А с другой стороны, есть же притча о талантах. Талант – это, конечно, прежде всего духовная составляющая (по учению святых отцов), но как духовный талант реализуется в жизни? Часто через светский талант.

Художник Иванов написал картину «Явление Христа народу». Известная картина, прекрасная христианская идея, но для этого надо было реализовать талант художника, и он долго-долго учился и долго шел к ее написанию как творец. Поэтому, с одной стороны, учеба – это как реализация своего таланта для служения Богу и людям.

– А если есть талант зарабатывать деньги?

– Замечательный талант.

– Все его хотят.

– Да, все хотят, но не все его реализуют ради Бога. Вот в чем дело.

– А как богатый может реализовать его ради Бога? Понятно, храм построить.

– Это способность организовывать людей на какое-то хозяйственное творчество. Это ведь не просто деньги, это могут быть заводы, фабрики, самолеты, пароходы. Если это просто деньги ради денег, когда смотришь на свой банковский счет и радуешься за себя, – это немного не то. А вот когда деньги – это экономическая кровь для того, чтобы сделать людям хорошо через хозяйственное творчество, то таких хозяйственников, которые делают что-то не ради денег, а ради любви, не хватает.

Я знаю тех, кто умеет зарабатывать деньги, они это делают и для людей. Помню, мне один директор какого-то завода говорил: «На мне же две тысячи душ, я за них ответствен». Вот это – христианское отношение к своему бизнесу.

– Вопрос: «Как яснее узнать волю Божию?»

– Если бы мы были святые, безгрешные, это было бы очень просто. Глядишь в свое сердце – и там Бог (святые сравнивают наше сердце с зеркалом, в котором должен  отражаться Бог). Но наше зеркало очень грязное, да еще мы стараемся ловить не Божии лучики, а лучики совсем другого персонажа нашего бытия. Поэтому надо просто стараться исполнять заповеди Божии, стараться бороться с грехами через молитву, через покаяние и исполнение заповедей Божиих. По мере очищения сердца с вами начнет все более ясно говорить Бог. Но есть еще совесть, которая даже у очень падших людей говорит. Совесть – это глас Божий. Помолись, прислушайся к совести и выполни то, что она говорит, пусть даже это тебе не совсем приятно.

– Следующий вопрос: «Можно ли каяться на исповеди в таком грехе, как раздражительность, если этот грех постоянно повторяется?»

– Нужно. Раздражительность есть почти у всех. И я, например, не исключение. Очень часто это случается по отношению к нашим самым-самым близким. Раздражительность, как ни странно, бывает именно в семье. Это то, что убивает в семье любовь. Поэтому с раздражительностью надо бороться всеми возможными средствами, путями, не считать, что, мол, свои люди – сочтемся, переживем. Нет, это то, что любовь убивает. Нельзя относиться к этому легкомысленно. И мы, совершенно не думая, потом приходим к тому, что семья разрушилась. Почему? Потому, что ты с раздражением не боролся. Всего лишь.

– Да, количество разводов у нас в стране огромное.

– Колоссальное.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Послании к Галатам апостол Павел говорит: впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. От чего были раны у Христа – мы все знаем. О каких стигматах говорит апостол Павел? Его вроде бы никто не распинал».

– Он перечисляет, как он пострадал за Христа, сколько раз  тонул, сколько ему давали палочных ударов, побивали камнями... Почитайте Деяния святых апостолов, там описаны случаи, когда его настолько избили, что бросили, думая, что он умер. Стигматов у него не было, но физические раны были (конечно, уже зажившие). Он говорил не в прямом смысле слова, что у него что-то кровоточит именно в этот момент, а о том, что действительно носит раны (пусть и зажившие), которые он получил за Христа, притом многократно.

– Я знаю, что у Вас очень много детей.

– Да, десять: семь девочек и три мальчика.

– В большой семье очень сложно оставаться спокойным. Ваш секрет борьбы с раздражительностью? Я думаю, на практике он очень часто применялся.

– Больше всего – молитва, когда впадешь в уныние от того, что ничего не получается.

– А как реагируете, когда сын принес двойку, дочка разбила коленку?

– У меня дети не приносят двойки.

– Все отличники?

– Хорошисты и отличники. Дело в том, что у нас за учебой следят старшие братья и сестры. Когда один из сыновей стал плохо учиться по русскому языку, ему старшая сестра сказала: «Дима, в нашей семье никто не учился по русскому языку на тройки». Она его даже не ругала, и он перестал учиться на тройки.

– Страшно?

– Старшая сестра – это страшно. На самом деле учеба – не самое главное. И двойка – не самое страшное. Самое страшное, когда ребенок вырастает успешный, но неверующий. Потому что неверие – это нелюбовь, она всегда проявляется прежде всего к родителям. Поэтому для меня страшно не то, что мой ребенок не поступит в вуз... Самое страшное, если мой ребенок вырастет неверующим и пойдет по дороге не в рай, даже если в земном плане будет успешным.

Что касается раздражения, молитва помогает. Бывает уныние от того, что что-то не получается. Идешь молишься, выходишь обновленный. Это, наверное, самое главное. И потихоньку дети смиряют. Есть такое мнение, что дети должны смиряться перед родителями. На самом деле родителям приходится смиряться перед детьми намного больше, чем детям. Дети как раз не очень смиряются перед родителями, а вот родителям приходится много сознательно смиряться, особенно когда дети подрастают и становятся уже взрослыми людьми. И дети учат меня смиряться. Я смиряюсь. Смиряешься, помолишься – так и спасаюсь в своей семье.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка сказал, что в жизни надо встретить своего избранника, а самое главное – узнать, что это именно он. Я хотела бы спросить: как узнать, что это именно тот человек, который предназначен мне Богом?»

Сапер ошибается один раз.

– Да, конечно, слова про сапера здесь актуальны, потому что когда выходишь замуж или женишься не на том человеке, это очень дорого стоит. Поэтому я за то, чтобы не спешить выходить замуж или жениться. Сейчас даже православные люди иногда спрашивают: «Батюшка, когда можно делать предложение?» – «А сколько ты девушку знаешь?» – «Долго уже, недели три-четыре…»

– А какой срок должен быть?

– Трудно сказать, потому что от ситуации зависит. Иногда и месяца достаточно, чтобы понять, что это не твой человек. Конечно, должно быть много месяцев, год, может, – такие сроки. А что происходит? Сначала влюбленность, человек влюблен – и объект влюбленности идеален, в нем нет недостатков. Надо, чтобы влюбленность немного сошла. И когда  начинаешь видеть недостатки другого человека, но они не убивают твою влюбленность полностью, понимаешь, что ты его любишь и готов терпеть его недостатки.

– Именно терпеть, а не исправлять.

– Обычно девушки говорят: «Я из него человека сделаю, лет через 15–20 он будет нормальный муж». Но это говорят молодые девушки. Жены после 20 лет совместной жизни так обычно не говорят, потому что знают, что это не совсем так.

Поэтому надо просто обязательно помолиться, подождать, и Бог событиями жизни и вашими отношениями покажет, Ваш это человек или не Ваш. Бог есть, и Он обязательно будет действовать. Конечно, если Вы будете отмахиваться и говорить: «Нет, это ерунда. Он пьет каждый день – мы это исправим, он грубый – исправим», – это гордость и ослепленность влюбленностью. Молитесь и смотрите внимательно, как и что, подождите... Конечно, это трудно, раньше было проще: родители многое решали, и у них был жизненный опыт. Сейчас приходится решать нам самим и напрямую ждать от Бога Отца, чтобы Он показал нам, наше это или не наше. И Он покажет, это дело времени.

– Как здесь быть с родителями? Ведь благословение родителей – это одна из важных составляющих молодой семьи.

– Раньше это была абсолютная составляющая по канонам.

– Сейчас тоже в православных семьях благословение родителей – что-то особенное; по крайней мере, в среде, где православные люди очень чтят эти традиции. Зачастую это не проходит в светских семьях. Дети решили – и даже если родители против, все это осуществляется. Как здесь быть, если родители против?

– Не торопиться, пусть родители убедятся, что они не правы, если вы считаете, что они не правы. Опять же требуется время. Потому что все-таки родителям от Бога дано особое дерзновение, Бог даже неверующим родителям ради их любви к детям дает некую мудрость в отношении выбора супругов детьми.

Я сужу даже по своим родителям. Я вырос не в церковной среде, и они говорили мне какие-то вещи. Сейчас, с высоты своего возраста и 20-летнего священнического опыта, понимаю, что они говорили очень мудрые вещи, потому что им Бог это открывал. Я даже к своему духовнику пришел и спросил, почему мой папа, ни разу не открывая Евангелие, не читая ни одного святого отца, «шпарит прямо по святым отцам» (я так выразился), прямо цитирует одного за другим. И мне мой духовник ответил: «А у него жизненный опыт и любовь к тебе».

 Бог действует в любой душе. И часто люди, начитанные святыми отцами, не всегда бывают в их духе. И наоборот: в каких-то ситуациях даже не очень воцерковленные люди, но движимые любовью действуют по воле Божией. Поэтому к родителям надо прислушиваться. Тем более есть церковный канон, что несогласие родителей на брак является абсолютным препятствием для брака.

– Родители всегда правы?

– Нет, родители не могут быть всегда правы, они грешники, как и мы. Но если ими движет любовь, очень часто они бывают правы больше, чем мы. Им видится в наших избранниках то, что благодаря влюбленности не видим до времени мы. Потом мы это тоже увидим, но будет уже семья, дети – и поздно будет что-то менять. А лучше воспользоваться их жизненным опытом, который в разы больше нашего (если, конечно, мы не в 50 лет выходим замуж или женимся), и на своих горьких ошибках они научились тому, чему мы тоже можем научиться на своих ошибках, но лучше учиться на ошибках других.

– Теперь вопрос несколько из другой сферы семейной жизни: «Подскажите, пожалуйста, как сделать замечание или дать совет супруге, если она не права? Я боюсь обратной реакции, она бывает очень гордой и тогда многие вещи делает наоборот».

– Надо молиться и ждать.

– Практически как это происходит?

– Просто молишься и ждешь.

– А что это за молитва должна быть?

– Любая. Иисусова молитва, своими словами, акафист, Псалтирь. Почему-то люди считают, что есть какие-то тайные молитвы, особые слова. Главное – Богу молиться. Кому-то нравится читать акафист, кому-то – Псалтирь, кто-то способен молиться Иисусовой молитвой, у него это получается. Богу нужно стремление нашего сердца узнать истину, прийти к Нему. А это – всего лишь форма. Можно говорить на английском, русском, французском. Это одни и те же слова: «Я тебя люблю»; «I love you».

Бог на нашу любовь обязательно ответит. Мы очень нетерпеливы, особенно в своей семье. Надо подождать, пока супруга будет расположена. Какой смысл говорить, если она не расположена? Христос не говорил что-то синедриону, когда Его судили, – это было бесполезно. Какой смысл говорить супруге, если она гарантированно в этот момент раздражится? Подожди, найди момент, помолись за нее, чтобы молитвой расположить ее сердце, и тогда, может быть, ты поймаешь тот момент, когда она тебя услышит. Это искусство.

– Житейская мудрость?

– Да, это приходит с опытом. И не только с опытом, а со смирением.

– Вопрос телезрительницы: «Когда человек умирает, куда улетает душа, где она бывает?»

– По церковному преданию, первые три дня душа находится где-то рядом с нами, посещает места, где она жила. Возможно, происходит процесс осознания того, что она сделала или не сделала. Потом она идет на поклонение к Богу. Потом происходят мытарства. Мытарства – это когда душа испытывается: что в ней добро или зло? А потом уже, к концу сорокадневного периода (если по нашему времени), душа идет либо в рай, либо в ад до Страшного суда. Душу можно отмолить. Более того, можно молиться не только за людей воцерковленных, верующих, крещеных (за них надо молиться в Церкви).

Если, допустим, человек умер вне Церкви или был иной веры, но он ваш друг, родственник, то надо молиться за него дома. Господь милостив, мы не знаем окончательных решений Божиих. За людей невоцерковленных, некрещеных на литургии молиться, естественно, нельзя. А так молиться надо за всех и верить в милосердие Божие, а там как Бог даст. Поэтому наш долг, если мы любим наших родственников, не просто думать, где они. Мы скорее всего не узнаем в этой жизни, где они, поскольку мы люди не святые. И святые не всё знали. Надо за них молиться, и этим мы можем им очень и очень помочь.

– Вопрос телезрительницы: «Познакомилась с парнем, все в нем нравится: внешность, характер, отношение ко мне. Он воцерковленный. Но я очень его стесняюсь, и сердце к нему как бы не раскрывается. Как понять: это мой человек или это нужно преодолеть?»

– Прекрасно, когда девушка стеснительная. Многим девушкам как раз стеснительности не хватает. Стеснительность – это выражение целомудрия. Это слово люди сейчас не понимают. Было одно сочинение в школе. Мои знакомые школьные учителя передали. Тема сочинения была: целомудрие. Один из самых плохих вариантов ответов: целомудрие – это умение зарабатывать деньги.

Стеснительность – это, может, даже неплохо. Просто надо с человеком пообщаться,  попытаться с ним подружиться – чтобы он стал хорошим другом. Просто поговорить. Современные девушки и юноши не всегда это понимают. На самом деле семья – это дружба. Дружба с большой буквы. С другом можно пойти в разведку – это если образно говорить.  Именно дружба делает семью крепкой, а не только эмоции между полами.

Может, надо с ним подружиться? Да, стеснительная, но у Вас есть очень хорошие личные качества. Вы увидите его личные качества,  возникнут определенные отношения и, может, закончатся браком. Это не так, что надо быстро понравиться и его покорить.

– Необязательно же все о себе рассказывать, открываться?

– Конечно. Зачем? Надо просто начать дружить. Это даже лучше, такой мягкий подход: подружились, посмотрели...

– Батюшка, очень часто люди даже в отношениях уже чувствуют гиперответственность за другого человека. Понятно, что есть какая-то доля ответственности. Но есть и такое мнение: до свадьбы ты мне никто. Как здесь? Обещать – не значит жениться?

– Во-первых, надо, чтобы отношения были целомудренные. Нецеломудренные отношения, естественно, возникают подспудно. Может, люди так не формулируют, но это отношения взаимных обязанностей. Отношения близкие должны быть только между мужем и женой. Поэтому при нецеломудренных отношениях (если они уже перешли грань) возникает ожидание: он за меня ответствен, я его жена. Так не формулируется, но подспудно так происходит в силу внутреннего духовного устроения нашей личности.

Был такой случай. Когда моя супруга рожала первых детей, она читала, как происходят роды, что-то по гинекологии и так далее. Там были письма о семейной жизни. И вот одна женщина пишет: «Я решила родить ребенка. Без мужа, просто родить. Я договорилась с хорошим, симпатичным, здоровым мужчиной. Мы стали жить, я понесла. Он был очень хороший и даже при родах присутствовал (что, в принципе, делают не все мужья). И вот я родила ребенка, смотрю: вот это ребенок, это я, а это мой муж». Там все хорошо закончилось. Он узаконил ребенка.

А были другие случаи, когда  женщина тоже решила так родить. Родила, а они где-то вместе на работе, и она не могла понять, почему он на нее не обращает внимания. Если совсем грубо сказать, он выполнил контракт – и никакой ответственности. Она же его на это подвигла. Но теперь ей нужен муж, отец ребенка – это естественно. Однако эти подходы – родить ребенка для себя – противоестественные.

– Это инстинкт?

– Нет, инстинкты у червяков. Она человек – и надо поступать по-человечески: брак – муж – ребенок, а не как-то наоборот. Нужно делать все как положено: сначала дружить, потом общаться без всяких нецеломудренных вещей. Если вы говорите: «Я тебя люблю»,  «Я на тебе женюсь», «Я без тебя жить не могу», а потом бросаете девушку (или парня, соответственно), это действительно трагедия. В какой-то степени вы обманщик или обманщица. А когда вы просто дружите, присматриваетесь и уже потом сказали «люблю» (когда в этом уверены и хотите, чтобы этот человек стал вашей женой или мужем), тогда это действительно ответственное отношение к своим словам. И тогда не будет боли расставания, если что-то не складывается.

– То есть лучше правильно строить отношения так: если это не твой человек, то чтобы было как-то безболезненно?

– Да, не идти на поводу у своей влюбленности. Сколько я знаю случаев в своей священнической практике... Приходят: «Все, быстро-быстро нас венчать». Проходит месяц. «А где она?» – «Да ладно, все уже». Влюбленность вспыхнула и так же быстро погасла.

– То есть в этом деле лучше не торопиться?

– Конечно.

– А если ты решил, что все, это твоя жена, но родители против; и ты понимаешь мозгами: что-то не то, но годы отношений, какие-то обещания... Как быть в такой ситуации? Резать по живому?

– Любой человек способен создать семью, если он этого захочет, будет стараться, каяться, бороться со своими недостатками. Но на данный момент те качества души, с которыми он не хочет бороться, не позволяют ему этого сделать. Поэтому лучше это узнать до каких-то отношений, тем более многолетних, что с этим человеком у тебя не получится... А  иначе придется резать по живому. Ему и тебе будет больно, а выхода другого нет... Иначе вся жизнь пройдет – и останешься у разбитого корыта.

– Вопрос телезрительницы: «Меня бросил муж с новорожденным ребенком. Как мне быть? Я никак не могу с этим смириться».

– С этим трудно смириться, это противоестественно. Ребенок – это союз любви, полнота семейной жизни. И вдруг этой семейной жизни нет. С этим смиряться в этом смысле нельзя. Другое дело, что это случилось, это зло, надо это пережить, понять, что Бог Вас не бросит. Если Вы не согрешали, то Бог Вам поможет. Но бывает, что у каждого вина по пятьдесят процентов. Иногда женщина ведет себя так, что с ней духовно трудно вести совместную жизнь не очень крепкому человеку. Она может матом ругаться, может публично унижать. Есть мужья, которые это выдерживают, продолжают любить своих жен – то есть сильные духом мужья. Но есть мужья, которые этого не выдерживают. Хотя то, что они бросают своих жен, не оправдание. Надо было раньше думать, когда женился. Тем не менее тут тоже есть какая-то вина жены. Это как возможный вариант, по-разному может быть.

Надо прежде всего осознать свою вину. Это поможет Вам пусть не оправдать этого противоестественного действия мужа, но простить его. Не оправдывая вину, простить. Это разные вещи. Простить надо всех, а для греха оправдания никакого нет. Поэтому грех надо ненавидеть, а человека простить.

– Вопрос телезрительницы: «В одном случае в Евангелии говорилось: кто не против вас, тот за вас. А в другом случае: кто не со Мной, тот против Меня; кто не собирает со Мной, тот расточает. Почему в первом случае человек приветствуется, а во втором не так? О каких людях это говорится?»

– В одном случае  говорится о человеке, который что-то делал, но не ходил с апостолами. Делал какие-то вещи духовного характера, из ряда вон выходящие: чудеса. И апостолы подошли к Христу и сказали: «Он с нами не ходит. Разреши нам запретить ему это, раз он с нами не ходит». И Христос ответил: «Кто не против вас, тот за вас». Если человек делает добро Христа ради, хотя он не вашей социальной группы, он не в Церкви (скажем даже так), но объективно исполняет христианские заповеди, то он не против вас, потому что он делает для Бога.

Второй вариант. Если мы, христиане, не собираем со Христом, не стараемся изо всех сил служить Христу, то нас обязательно искусит лукавый. Поэтому расслабляться нам, христианам, нельзя.

– Вопрос телезрительницы: «Если муж-атеист  не разрешает посещать службы, можно ли это делать тайно от него, чтобы не нарушать мир в семье?»

– Да, конечно, можно ходить в храм в будний день.

– А не будет это обманом?

– Нет. Творить любовь – это хорошо. Хождение жены в храм тайно – это ведь и любовь к мужу. Потому что она, ходя в храм, будет бороться со своими грехами – это хорошо для мужа, это укрепление семьи, их личных отношений. Она хотя бы дома будет молиться за него. И ее молитва как человека воцерковленного, идущего путем духовной жизни, будет более действенна. Это можно сравнить с тем, что муж запрещает жене лечиться от коронавирусной инфекции, а она втайне ходит к врачу и лечится, чтобы не заразить его и детей.

– Такой сложный, неоднозначный вопрос: «Я работаю медсестрой и делаю прививки, а сама в душе против них. Внукам мы их не делаем. Как быть? Работа в тягость».

– Попадет человек в рай или нет, это зависит не от прививок. Прививки – вопрос чисто медицинский. Я не могу сказать, что это однозначно зло. Как не могу сказать, что прививки – однозначно добро. Все зависит от ситуации. Вы должны исполнять свой профессиональный долг и делать прививки. Я понимаю, что нельзя делать прививки больным людям. При каких-то еще обстоятельствах нельзя, но это решают врачи, а не медсестра. Я здесь особого греха не вижу. Я не считаю, что повсеместная отмена прививок является тем, что нужно для нашей страны.

– Батюшка, спасибо Вам за эту теплую беседу. Спасибо телезрителям за вопросы. Я прошу Вас подвести некоторый итог, обратиться к нашим телезрителям.

– Когда я ехал на передачу, имел беседу с одним человеком, который был в большом унынии. У него тяжелая, безвыходная ситуация. Хотя я бы сказал, что не бывает безвыходных ситуаций. Безвыходная ситуация только в нашем сердце. Если мы поставим себе целью Царствие Небесное, то Бог гарантированно еще здесь приведет нас к нему. Не всегда это будет так, как мы планируем. Это может быть даже огорчительно, но это будет обязательно. С такой верой мы будем внутренне непобедимы, хотя внешне можем и быть побеждены.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать