Беседы с батюшкой. Вера без дел мертва, а дело без веры?

2 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик петербургского храма святой равноапостольной Нины священник Михаил Проходцев.

– Тема сегодняшней беседы, казалось бы, простая, но вместе с тем и сложная. Мы знаем о том, что вера без дел мертва. А дело без веры? Может быть, оно тоже мертво? На эту тему мы сегодня и поговорим.

Есть знаменитый постулат: «Вера без дел мертва». Можно серьезно поговорить о том, что же это такое. Потому что часто бывает, что фразы знакомые, но мы не очень понимаем, какой в них смысл. Но когда мы говорим про дело без веры, то сталкиваемся с темой, которую, в принципе, не готовы обсудить. Поэтому я сразу хотел бы спросить: что же такое дело и вера?

– Действительно, вера без дел и дело без веры – сложные вопросы. Тем не менее ответы мы находим и в Священном Писании, и у святых отцов. И сейчас попробуем порассуждать на эту тему самостоятельно.

Что такое дело? Дело – это какое-то действие, какое-то усилие. Предположим, мы решили что-то сделать: поставили перед собой цель, потом идет процесс деятельности, затем мы получаем какой-то результат. Вот так элементарно можно объяснить любое дело, простое или сложное. Например, мы проснулись, у нас есть небольшой список дел на день. Если мы работаем, нам надо встать с кровати. Дело? Дело. Дойти до ванной комнаты – дело? Дело. Надо позавтракать, сделать (или не сделать) утреннюю гимнастику. Затем на транспорте доехать (или дойти пешком) до места работы и начать ту деятельность, которая приносит нам и нашей семье доход. Ну и это масса разных других дел.

Вопрос по поводу веры, конечно, гораздо сложнее. С одной стороны, мы, верующие люди, понимаем, что вера – это уверенность в невидимом, как говорит о вере апостол Павел. С другой стороны, можно еще сказать, что вера – это все то, в чем мы уверены и что не стремимся проверить с помощью эмпирического способа познания, то есть с помощью знания; от чего не всегда требуем подтверждения, гнозиса об этом. Предположим, я считаю и уверен  (это моя точка зрения), что нет неверующих людей. Если мы будем руководствоваться формулировкой веры, которую я только что озвучил, их вообще нет в принципе, то есть каждый человек – верующий. Каким образом мы можем доказать это?

Большинство поступков в нашей жизни мы совершаем все-таки по вере, а не по знанию. Вера – это то, что коренится в нашем естестве с самого рождения, это то, что в нас вложено Богом. Например, отец берет ребенка и поднимает за руки над землей. Маленький ребенок в это время боится: ему высоко, страшно. Но он знает, что папа его не отпустит. Может быть, он этого не знает, но верит в то, что папа его не отпустит. Папа его не отпускает, и тогда вера становится в том числе уже и некоторым знанием у этого ребенка – что папе можно всегда довериться; вера рождает это знание.

Другой пример. Покупая в аптеке какой-то препарат, мы верим врачу, который нам его прописал, что этот препарат (таблетка или мазь) будет полезен для нашего здоровья, что тот недуг, который у нас возник, будет излечен, в том числе с помощью этого лечебного средства. Как мы можем это проверить с помощью знания? Практически никак, потому что мы раньше не сталкивались с этим препаратом, мы не знаем его состав, специфические свойства. Открывая коробочку, мы читаем про жуткие побочные эффекты, что допустима даже смерть в некоторых случаях. Это, конечно, может нас остановить, и мы выбросим коробку в мусорное ведро. А может и не остановить, потому что наша вера в то, что препарат нам поможет, и вера врачу, который сказал, что мы вылечимся с помощью этого препарата, очень сильна.

– Или когда операция...

– Операция тем более. Представляете, человек ложится под нож добровольно. Исход операции может быть любой: хирург может ошибиться, что-то может пойти не так. В конце концов, при операции может выясниться, что это неизлечимый процесс. Тем не менее человек доверяется врачам. Мы сейчас не говорим про другую веру, – веру в Бога, мы просто говорим о вере, которая проявляется каждодневно. Я думаю, трудно оспорить, что каждый из нас и все мы – верующие люди. И неверующие в Бога все равно являются людьми верующими, имеющими веру.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Человек в какой-то момент сказал: «Я верю в Иисуса». Но он не читает молитвы, не ходит в церковь. Он от этого спасется? Разве это правильно?»

– Я не могу знать, спасется ли человек. И вряд ли кто-то из клириков или из народа Божьего дерзнет сказать со всей очевидностью, что вот этот человек спасется, а этот – не спасется. Мы знаем, что Господь призывает нас к спасению, и мы спасаемся верой и делами. Об этом говорит апостол Иаков в своем послании, что вера без дел мертва. Понимаете, человек может ходить в храм, исповедоваться, причащаться, но быть тираном у себя дома со своими домашними, потому что, предположим, они, по его мнению, недостаточно верующие. А может быть, кто-то совсем далек от этого и пару молитв за всю жизнь произнес, но Господь по Своему милосердию, видя его сердце и дела, спасет его. Это как раз предмет нашего сегодняшнего разговора, поэтому на этот вопрос, если позволите, мы будем отвечать потихоньку и последовательно. Потому что нам сейчас важно понять, что такое вообще вера и что такое вера в Бога, что такое вера спасительная.

Я уже примерно очертил, что такое вера, которая коренится в нашем естестве и которой обладает каждый из нас. Но это не религиозная вера, это просто вера по факту, которую имеет каждый человек. Религиозная вера – это уже нечто другое. Есть ведь еще вероучение. Мы знаем, что вероучение есть у христиан в Православной Церкви, в других церквах – свои учения. У мусульман свое вероучение, у иудеев – свое. Да и у язычников свое вероучение, которому они следуют и по которому стараются жить.

Религиозная вера приобретается, это как раз вера в Бога. Это тот дар, который может быть принят человеком, когда он готов его принять. Если бы человеку вообще, в принципе был незнаком опыт веры (что просто невозможно себе представить), то как бы он тогда смог поверить в Бога? В Бога любящего, в Бога спасающего, в Бога исцеляющего, в Бога, в Троице поклоняемого? Это было бы невозможно себе представить. Тем не менее у нас уже есть такая почва, в которую может упасть зерно веры в Бога, во Христа Иисуса, и из которого может начать расти наша плодотворная вера, вера спасительная.

Когда мы разговариваем с человеком, который является безбожником, атеистом, мы же понимаем, что он тоже верит. Например, он верит в то, что его дела влияют на его жизнь, он верит в то, что он имеет сам в себе ресурс, который позволит ему дожить до 80 лет и не заболеть, не умереть за это время. Он верит, что он способен все контролировать. То есть он тоже верующий человек, но он не имеет веры в Бога.

А вера в Бога – это то, что приобретается нами как великий дар. И этот дар мы можем как получить, так и потерять; можем даже выбросить его или другим образом от него избавиться. Почему? Потому, что Господь нас не насилует, Он нас любит и по Своему великому милосердию и любви дает нам дар веры в Него с надеждой на то, что мы будем эту веру взращивать и плоды этой веры приумножать. Если человек теряет веру, теряет то, что дал ему Господь, Господь не берет его, что называется, за шкирку и не начинает над ним совершать каких-то насильственных действий, чтобы он снова поверил. Он уважает выбор каждого человека, несмотря на то, что этот выбор может быть погибельным. Тем не менее если человек познал опыт веры, опыт общения с Богом, он может как-то к этому вернуться.

Например, в удивительной Книге Екклесиаста, которую рекомендую прочесть каждому православному человеку не один раз, содержится множество удивительных мыслей, в том числе и о вере, и о дарах. Он говорит, что есть время, когда у тебя все благополучно, все хорошо и ты радуешься и прославляешь Бога, а есть время, когда у тебя все плохо, и в это время тоже надо размышлять, потому что и это время – от Господа. Екклесиаст говорит: «Видел я праведников, что век их короток, и видел грешников, нечестивцев, что век их долог». Почему век их долог? Возможно, потому, что Господь дает им взлетную полосу больше, чем верующему человеку, который уже обрел дары веры и которому теперь как бы гораздо легче взлететь, ему нужно меньше времени для этого. Вот такая аллегория.

Например, мы смотрим: человек ворует и ворует. Говорят: «Вот он весь проворовался. Как его еще не посадили?» А потому, что Господь дает ему возможность остановиться, дает ему еще один день, еще один день и еще один день. Он дает человеку возможность поверить Ему, Христу, раскаяться в своих грехах и начать совершать уже дела совсем иного порядка; дела, которые будут его не губить, не убивать, не топить в бездне греха, а спасать. И здесь мы выходим на разговор о вере и делах, о которых говорится в Священном Писании.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос о последовательности. Именно вера приводит человека к делам веры или все-таки человек от дел приходит к вере? Авраам, например, поверил в Бога, и это вменилось ему в праведность. И еще вопрос: надо верить в Бога или просто верить Богу?»

– Спасибо, очень интересный вопрос. Дело в том, что пути, как мы приходим к Богу, различны. Важно понять, что когда мы уже поверили Богу,  мы доверились Ему (поверить по-настоящему – значит довериться). Вот ребенок доверяет своему родителю. Он не знает, как поступит его родитель, в каком состоянии его родитель находится. Родитель, например, может выпить, но если он достойный отец, то, несмотря на то, что он принял алкоголь, он не уронит сына и не бросит его в угол через всю комнату. Нет, он его донесет и любящими руками положит в кроватку.

Верой мы точно приходим к делам, это совершенно очевидно, потому что вера без дел мертва, об этом говорит апостол Иаков. И это абсолютно верно. Как можно не верить в Бога, Который не просто откуда-то вещал, а вочеловечился, ходил по земле, Сам был каменщиком и плотником, работал, можно сказать, в стройбригаде? Он прекрасно знал города, в которых проповедовал, людей, которым проповедовал, потому что до этого строил им дома. Это был Бог и Человек; Он занимался и делами, и проповедовал. Он подавал пример.

Кто такие апостолы? Они были простыми рыбаками. Это потом они сделались ловцами человеков, но зарабатывали они на жизнь тем, что трудились руками. Они общались с людьми, вникали в их тяжбы, проходили огромные расстояния, исцеляли – все это уже дела веры, следствие веры. То есть вера рождает дела. Невозможно верить в Бога и ничего не делать при этом, просто говорить: «Я верующий». Невозможно, будучи верующим человеком, не поучаствовать в жизни кого-либо, ближнего или дальнего, который становится нашим ближним. Поскольку мы доверились Христу, доверились тому, чему Он нас учит, Его заповедям, Его любви, то Его любовь – деятельна, Его заповеди – деятельны.

И Евангелие призывает нас к действию, а не просто к сидению в какой-то пещере и размышлению. Хотя у святых подвижников были такие периоды, когда они десятилетиями сидели в пещерах. Но нельзя сказать, что они там бездеятельно сидели – они молились, они трудились, у них там был какой-то быт. И потом, выходя из затвора, они тоже имели возможность проявить себя. То есть на этот вопрос однозначно отвечаю, что вера рождает дела. Если мы воспринимаем Евангелие, то невозможно дальше жить без дел милосердия, без дел веры.

Что же касается дел, которые приводят к вере, то можно сказать, что таких дел достаточно. Собственно, очень много профессий, очень много каких-то вещей, где человек может, что называется, закоростеть. Например, профессия врача, социального работника, воспитателя, учителя, моряка, даже подсобного рабочего. Есть замечательный фильм, называется он «Дурак». Там слесарь, можно сказать, положил жизнь свою за други своя. Он увидел, что в доме образовалась такая трещина, что дом не простоит и суток – рухнет. Он пошел к местным чиновникам, а у тех вечеринка. Он им стал говорить, что у дома большие проблемы. Я не буду рассказывать весь фильм, просто рекомендую телезрителям его посмотреть. Фильм о том, как дела и вера могут быть действенны, действовать в синергии. Фильм под названием «Дурак»; уж простите, что в эфире произношу такое слово.

Что касается дел, которые приводят к Богу, то их очень много. Понимаете, учитывая то, что человек в принципе верующий по природе, мы не знаем, когда Господь этот дар человеку пошлет, будет ли человек об этом просить или это случится внезапно. Ведь есть множество историй, когда человек вдруг уверовал. Уверовал под огнем пулеметов, или на операционном столе, или выполняя какую-то сложную работу, или оказавшись в каких-то условиях, опасных для жизни. Или уверовал, когда просто шел по улице и увидел солнечные блики. Мы не знаем этого момента, но знаем, что когда Господь приходит в нашу жизнь, бездеятельными мы быть уже не можем. Дело дает возможность нашей вере принести плоды.

Элементарный пример: почва и маленькое хрупкое деревце – это ты, христианин. Оно растет на доброй пажити. Господь нам эту землю обильно удобрил и дает возможность удобрять ежелитургийно, так скажу. Не ежевоскресно, а ежелитургийно принимать в себя Христа, исповедоваться, очищаться от своих грехов, жить во Христе. Это деревце постепенно растет, и надо приложить очень много усилий, чтобы оно выросло и принесло свои плоды, а не засохло на каком-то этапе, не погибло.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли иметь такое дерзновение, что Бог обязательно спасет и не оставит? Как говорила одна монахиня: «Я в ад не пойду, потому что туда добровольцев хватает». Один схиархимандрит говорил: какими бы грешными мы не были, но Твои, Господи».

– Действительно, очень важно понимать, что Бог спасет, Бог не оставит. Даже в самые тяжелые минуты самого тяжелого отчаяния нет ничего страшнее, чем решить, что Бог не спасет, что Бог оставил. Нет! Возможно, Он в такие моменты гораздо ближе, чем нам казалось в моменты счастья, радости и настоящего блаженства. Я не могу сказать, что все могли это испытывать, но хотя бы раз в жизни хотя бы на один миг Господь дает пережить это каждому верующему человеку. Кто-то, может быть, укрепляется и по-другому, но эти моменты позволяют в минуты страшного падения или страшного отчаяния вспомнить эту вспышку благодати Божией, которая нас осияла. Вся наша вера может уцепиться за это, удержаться и расцвести вновь. И мы снова будем иметь в себе силы делать дела, снова будем иметь в себе силы жить, радоваться и идти ко Христу Иисусу, Который есть Истина, Путь и Жизнь.

– У меня есть большой опыт в жизни реально тяжелого труда. Я работал и чернорабочим, и в кризис мне приходилось с очень большим трудом добывать хлеб свой. Сейчас у меня есть знакомый, который выполняет реально тяжелейший труд, и мне не удается поговорить с ним о Боге, потому что он говорит, что у него нет времени задуматься о Боге. Он в 6 утра бежит на работу, приходит с работы в 12 ночи, целый день находится в такой пахоте, что нет времени задуматься о чем-либо. Поэтому он говорит: «Где же Господь, если я тружусь так, что нет времени ни на что?»

Я думаю, что такое в той или иной степени есть в жизни очень многих людей. Еще есть такое понятие, как скорбный труд – тот труд, который никак не может привести к благодарности Богу: «Спасибо, Господи, за то, что Ты послал мне такой труд». Я думаю, этот вопрос задают многие, и я его адресую Вам.

– Вопрос очень важный. Я не могу сказать, что мне довелось очень много времени в жизни заниматься тяжелой работой, поскольку мне лет совсем немного. Тем не менее мне тоже знаком тяжелый физический труд, я ходил в море на рыболовных судах совсем чуть-чуть, и мне удалось узнать, что это такое. Вахта восемь часов, потом восемь часов на отдых, потом снова вахта, и так в течение нескольких месяцев.

– Это все на корабле?

– Да, все происходит на корабле, на берег не сойдешь. Каждый день вот такой. День с ночью меняются, и первое время вообще непонятно, что происходит, где ты находишься. Гораздо больше времени уходит как раз на труд, чем на отдых, в результате накапливается усталость и так далее. Есть ли возможность подумать о Боге? Знаете, когда выполняешь какую-то тяжелую (подчеркну – тяжелую!) и однообразную работу, время тянется очень медленно. Проработал только 15 минут, а кажется, прошла целая вечность (это, кстати, вопрос об относительности времени). И эти восемь часов – это как целый день, и все успеваешь передумать.

Ответственность за процесс, который происходит, большая, но чем занять в это время голову? Можно слушать музыку, например. Но за восемь часов музыка надоест. Тем более есть производства, где техника безопасности не разрешает заниматься прослушиванием и вообще находиться в наушниках, потому что можно погибнуть. Например, полетит какая-то балка, а ты не услышишь.

Я, как человек, который знаком с таким трудом, просто не верю, что за восемь часов не найдется у человека времени подумать о Боге. Вы меня в этом никак не убедите. Потому что если бы у меня этого опыта не было, я бы сейчас говорил какие-то высокопарные слова: надо это, надо то. А имея опыт, я могу сказать, что время есть. Может быть, именно в такие моменты как раз и самое время помолиться.

У человека может не быть времени сходить в храм. Действительно, я знаю таких людей, которые не могут найти для этого времени, и не за что их судить. Хотя иной раз думаешь: неужели за месяц или год нельзя найти время, чтобы прийти хотя бы на одно великопостное богослужение, чтобы ощутить ритм поста? Или прийти хотя бы на позднюю пасхальную литургию, когда людей не так много, но радость Пасхи такая же, как при ночном пасхальном богослужении.

Всегда есть время для размышления. Когда мы ложимся спать, есть минута, когда голова вроде ничем не занята или в ней роятся совершено бесполезные мысли, – вот тогда можно обратиться к Богу. Бывает такое, что сердце человека не наполнено благодарностью Богу, но оно может быть наполнено вопросами, и нужно посылать хотя бы вопросы: «Господи, но почему вот так?» Я не могу сказать, что это ропот, это тоже диалог. Пусть будет такой, но разговор, чем просто молчание с нашей стороны.

Я очень уважаю людей, которые занимаются тяжелой физической работой. По долгу моего служения мне не так часто приходится держать в руках лопату, чаще кадило, уж простите. Тем не менее я понимаю, что есть время и возможность подумать о Боге и с Ним побеседовать во время работы, до нее и после. Просто секундочку подумать: «Господи, благослови меня на труд». Или: «Господи, я закончил. Спасибо Тебе». Нет сил сказать «спасибо», но есть что-то, что ты хочешь сказать Богу, – скажи, не держи это в своем сердце.

– Вопрос телезрителя: «Христос сказал: без Меня не можете творити ничесоже. А могут ли вообще люди жить без Христа?»

– Так живет очень большая часть людей всего мира. Даже у нас в России можно наблюдать ситуацию, когда люди крещены, но совершенно неверующие. До того доходит, что человек приходит в храм, просит его крестить, а когда задаешь вопрос: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа как в Царя и Бога?», он говорит: «А при чем здесь Христос? Я хочу, чтобы меня крестили». То есть что мне Христос-то? И это удивительно! Для чего тогда ты пришел? А потому что я – русский, а русские – крещеные.

И здесь возникает большой вопрос к нам, русским, к жителям России: с Христом мы живем или без Христа? Понимаете, такие люди не виноваты в том, что с ними такое произошло. Конечно, это их свободный выбор, но во многом это и наша вина, осознанных верующих людей (и священников, и мирян), которые с равнодушием воспринимают то, что происходит с этими людьми, и не являют им образа любви Христовой, которую нас Христос призывает являть миру.

Нам необязательно говорить о Христе с теми, кто еще до Него не дошел, чтобы они о Нем узнали. Часто это раздражает и доводит их даже до яростного состояния, я бы сказал. Но христианин должен проповедовать своей жизнью. Это очень сложно, но это возможно, достижимо, иначе бы Христос нас к этому не призывал. Христианин должен являть Евангелие своей жизнью, быть таким «Евангелием на ногах»: идя на работу или сидя на лавочке со своими соседями, являть собой радостную весть, которую нам дал Господь. Это тоже проповедь, когда человек действительно меняется, преображается, становится терпеливым к немощам своего ближнего, внимателен к их нуждам, когда он готов жертвовать своим временем, собою ради тех, кому эта жертва действительно необходима, ради Христа и ради тех людей, которых Христос любит не меньше нас, православных христиан. И нам здесь нечем кичиться, нечем гордиться.

Люди, которые живут с крестом, но без Христа, – это обличение нам, что мы что-то не так делаем. Потому что Господь говорит: «Вы – свет миру». А если я выхожу из храма и сразу горшком накрываю тот свет, который мне вручил Христос во время моего причастия, и думаю: «Пойду домой, все злые кругом. Все вокруг неверующие, не знающие Христа. Я пойду туда, где верующие и знающие, буду с ними сидеть, такой весь просвещенный, такой весь знающий»?.. Свет ли ты миру в таком случае? Не знаю.

«Без Меня не можете творити ничесоже», говорит Господь. Мы с вами видим, что какой-то запас жизненной энергии в людях есть. Они очень плодотворны, успешны, при этом живут только делами без спасительной веры во Христа. Но приходит определенный период, когда человек уже не может взять тот темп, который брал раньше, начинаются какие-то расстройства, и тогда человек начинает задумываться. И здесь несколько возможных вариантов: он может в этот момент быть готов к тому, что Господь его посетит, сердце его откроется Христу, и он со Христом сможет сделать гораздо больше, чем делал без Христа. Хотя мы не можем говорить, что все его прошлые дела не были спасительны для него, потому что не знаем, с каким сердцем он это делал.

Например, врач-атеист, спасающий больных. Разве он не достоин спасения? Он вытаскивает людей с того света, и они благодарны ему, молятся за него. Или, например, он не атеист, а представитель другой религии. Такое тоже возможно, потому что у нас не только православные врачи; среди них много и мусульман, и иудеев, и католиков, и так далее. Врач делает то, что должен делать, он жертвует своим временем, он применяет свои навыки и старается изо всех сил для того, чтобы спасти человеческую жизнь, а не погубить ее.

– Не могу не сказать в этот момент, что у меня была тяжелейшая операция, которая продолжалась много часов. Она была очень сложной, нужно было очень много специальной медицинской аппаратуры, которая была в меня внедрена. Человек, который делал операцию, – не православный, при всем при этом он, зная о том, что я не могу заплатить за эту операцию, сам собрал оперативную бригаду и делал операцию бесплатно. Шесть часов длилась операция... Христианское поведение.

– Безусловно. Приведу еще один случай из жизни к тому, что Вы сказали. В прошлую субботу я ездил к тяжелобольной девочке, чтобы ее причастить и с ней пообщаться. Она находится в Санкт-Петербурге, в НИИ онкологии имени Горбачевой. У нее лейкоз. Все мы молимся о ней. Кстати, дорогие телезрители, прошу ваших молитв о болящей рабе Божией Марии. Давайте все вместе явим дело веры. Вот мы сегодня говорим о делах – давайте все помолимся. У девочки все неоднозначно, есть шансы поправиться. Будем молиться за отроковицу Марию, чтобы Господь ее исцелил.

Так вот, когда я возвращался обратно, ехал на такси. Таксистом оказался мусульманин. Он поглядывал на меня и спросил: «А Вы в церковь ходите?» Я говорю: «Иногда захаживаю. Но если без шуток, то я священник». Он сказал: «Помолитесь за меня святой блаженной Ксении Петербургской. Я к ней хожу часто, молюсь». Представляете, мусульманин молится святой блаженной Ксении Петербургской! Он молится перед ее иконой, и для него это не является каким-то противоречием с его верованием. Это удивительно! Когда он узнал, что я еду от тяжелобольной девочки, которой нужна Божия помощь и о которой нужно молиться, он заплакал. Он сказал: «Я приеду и буду молиться Богу, чтобы Он ее исцелил. Я верующий человек и буду молиться о ней каждый день. Все, что меня ни попросят, я сделаю: буду бесплатно их возить, надо им машину починить – я починю. Все свои навыки, которые имею, которыми обладаю, я готов туда направить». Вот такой удивительный пример! Пример веры и дел.

Я сидел и думал: «Господи, я кто после этого? Я вообще верующий человек? Есть у меня вера после того, как мне ее явил фактически иноверец, как принято говорить?» Он явил живую веру в Бога, живую веру в то, что святая Православной Церкви может ему помочь в его делах, в его праведном труде. А что это за труд? Это вождение автомобиля. Он тоже помогает людям. Он водит такси и довозит нас до места назначения, чтобы мы безопасно, спокойно и в срок доехали туда, куда нам нужно.

Когда встречаешь таких людей, не сомневаешься в том, что без Христа ничего не можешь творить. И веришь, что на пути к Нему, к нашему Господу и Спасителю, очень много людей. Через свои дела и свою веру в том числе люди идут именно ко Христу. Когда я пообщался с этим молодым человеком, у меня возникло одно желание. Во-первых, я умилился, обрадовался и подумал: «Брат, помоги тебе Господь... Если захочешь – приходи». Он обещал, что будет захаживать к нам в храм. Мы знаем, что есть примеры, когда приходили ко Христу люди другой веры.

Вы привели пример, я привел пример. У каждого из нас в жизни могут быть такие примеры, могут быть знакомые, которые своими делами являют нам таких праведников, до коих нам, людям, находящимся в Церкви и имеющим все для того, чтобы идти за Господом, еще стремиться и стремиться.

– Дух Божий дышит где хочет... Есть еще один из видов дел в нашей жизни – это знание. Как мы можем свое знание обратить в поступки, которые будут проникнуты верой?

– Если это знание о Боге, если мы говорим о тех знаниях, которые мы приобрели и продолжаем приобретать как христиане через познание нашей веры, через чтение Священного Писания, чтение святых отцов, христианских писателей современных и тех, кто был до них, то все это для чего? Для того, чтобы мы жили своей верой, жили Богом. Для того, чтобы наша вера и наша жизнь были абсолютными синонимами. Когда мы, научаясь в своей вере, познавая ее, начинаем ею жить, тогда мы можем явить самый действенный пример Евангелия, к которому нас призывает Господь. Это гораздо важнее, чем слова.

Я имею в виду, что можно говорить разными словами о Боге. Можно рубить формулировками догматического богословия, и человек, который находится на пути ко Христу, или сомневающийся, топчущийся на распутье, может отреагировать на это очень негативно. А есть совсем простые слова: «Меня спас Бог». Проще некуда – и в то же время глубже некуда. В этом может заключаться огромное богословие и опыт всей Церкви, если это действительно живой опыт, нами пережитый.

– Очень коротко подведем итог нашей беседы. Вера без дел мертва. Но насколько можно утверждать, что дело без веры мертво?

– Дело может привести к спасительной вере. Дело не мертво без веры, дело действенно, если мотивация его добрая, праведная и правильная.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать