Беседы с батюшкой. Великий пост

25 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает священник Иоанн Никулин, настоятель прихода собора святой великомученицы Екатерины г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

– В первые четыре дня первой седмицы Великого поста во всех храмах на вечернем богослужении читается канон преподобного Андрея Критского. Какое значение для нас имеет сам канон? Почему он читается в первые дни поста?

– Пост многодневен. Традиционно христианами принято начинать пост с особой строгости для того, чтобы настроить себя на все 40 дней поста. Если мы будем подходить к посту расслабленно, то хорошо попоститься не получится. Первая постная неделя самая строгая. Покаянный канон Андрея Критского играет роль камертона, настраивающего христианина на весь пост. Покаянный канон – это диалог преподобного Андрея Критского со своей душой, которая призывается к покаянию. Канон дает покаянный настрой, чтобы подготовиться к Страстной Седмице и Светлому Христову Воскресению.

– Чем обусловлено то количество дней, в течение которых читается покаянный канон преподобного Андрея Критского?

– Канон создавался преподобным Андреем Критским не для того, чтобы его читали на первой седмице. Он создавался как свое личное переживание покаяния, как своя молитва, как диалог со своей душой. Хотя преподобный Андрей был великим подвижником, тем не менее он осознавал себя великим грешником. Если почитать канон, мы это прекрасно видим. Он огромен по своей величине и читается в середине Великого поста в день Мариина стояния полностью. Это довольно трудно для молящихся, потому что пребывать в молитве продолжительное время нелегко, да и физически тоже непросто, поэтому на первой седмице он разбивается на четыре части, частями читается в течение четырех дней. Если бы читался разом, то, может быть, не такая была бы духовная польза. Он дважды читается в Великий пост: разделенный на четыре части и полностью. Это делается для того, чтобы нас настроить и дать почву для размышлений о нашей жизни.

– Как христианам правильно относиться к посту? Перед ним начинается большая суматоха: что есть – что не есть, что покупать – что не покупать. Формируется отношение к посту, как диете, когда исключается пища животного происхождения в определенные дни.

– Идя на передачу, я специально распечатал песнопения первых четырех дней. В богослужениях содержится очень много нравоучений для нас. В первый день Великого поста поется такая стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоти отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост есть истинный и благоприятный». На русский язык это можно перевести так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу. Истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью, клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный». Как видим, в этом тексте практически ничего не сказано о еде. Это не означает, что мы не должны поститься физически, но это говорит о том, что для святых отцов пост – это в целом воздержание и понуждение себя в чем-то. Понуждение себя в молитве, в чтении святых отцов, воздержание в разного рода развлечениях. Это повод задуматься о том, что мы делаем и как мы делаем. И один из этих пороков – наше чревоугодие, гортанобесие и т.д. Это одна из составляющих поста, которая должна помогать нам воздерживаться от греха. Воздерживаясь от мяса, от каких-то вкусностей, мы тренируем свою волю в воздержании. Мы можем сказать себе: «Нет, я этого делать не буду!» Когда у нас будет соблазн согрешить, нам будет легче сказать себе: «Нет».

– Вопрос от телезрителя Евгения из г. Белгорода: «В Евангелии красной нитью проходят слова Христа: «Покайтесь!» Покаяться — значит измениться. Например, Закхей в Евангелии покаялся, наше же покаяние заканчивается на кончике нашего языка. Что Вы скажете по этому поводу?»

– Действительно, очень часто у православного христианина, который раз в неделю приходит в храм, исповедуется и причащается, возникает ощущение, что он это напрасно делает. Иногда это действительно так: перечисляются одни и те же грехи. Но иногда, когда мы искренне каемся в грехах, но через неделю снова приходим каяться в тех же грехах, перечисляем идентичный список (обманул, разгневался, обиделся), может показаться, что это не покаяние. Никакого смысла в таком покаянии нет, и это неэффективно, но это не так. Если мы вообще не будем обращать внимание на эти грехи, то мы еще больше будем согрешать. Очень часто, когда человек впервые приходит на исповедь, он начинает каяться в смертных грехах, которые настолько сильно помрачают совесть, что ему под давлением совести приходится идти в храм. Но когда он постепенно становится церковным человеком, эти грехи он уже не исповедует, хотя и кается в течение всей своей жизни; он начинает замечать те грехи, мимо которых раньше проходил. Тот же самый гнев он может исповедовать в течение 10 лет каждую неделю. Но в первую неделю он согрешил сто раз гневом, а через 10 лет – в десять раз меньше. И я бы не сказал, что это не есть движение человека. Конечно, у каждого свой путь, но если человек старается и к таинству Покаяния приходит с желанием поменять свою жизнь, хотя бы чуть-чуть (пусть эти грехи иногда мы совершаем несознательно, невольно, как говорится, выскочило слово – не поймаешь), человек осознает этот грех и в следующий раз постарается не допустить, чтобы грубое слово выскочило. И чем быстрее он среагирует на этот грех, чем скорее он обратит на него внимание, тем скорее он будет искоренен. Он осознает этот грех на исповеди, и у него будет желание больше никогда так не делать. Такое покаяние не то что не бесполезно, а имеет самые конкретные плоды. Но иногда мы к этому относимся не всей душой и сердцем, неискренне, тогда это уже наши проблемы и надо задумываться о своей духовной жизни.

– Как искоренить это состояние, чтобы не было ощущения, что я каждый раз прихожу, одно и то же называю и ничего не меняется?

– Год назад я посмотрел фильм «День сурка». Мне весь фильм казалось, что главный герой в конце должен стать христианином. Он им не становится, но по всей задумке должен был стать. Христианину стоит поучиться у этого героя. Этот фильм не оригинален, но в каком-то смысле учит жить одним днем. Мы очень часто проживаем жизнь, а не живем, воспринимаем ее, как некую данность: надо дожить до вечера, закрыть глаза. Нам не хочется ее прожить, прилагая свое сердце, участвуя душой в каждом деле. Но сказано: «Не пекитесь о завтрашнем дне». Люди приходят и говорят: «Все, я с завтрашнего дня начинаю новую жизнь». Новая жизнь начинается не с понедельника, а здесь и сейчас, в эту секунду. Начиная ее, человек замечает вокруг себя нечто более ценное, чем ему казалось раньше, и тогда жизнь из серой превращается в жизнь в красках. Тогда и покаяние, пусть ежедневное, пусть еженедельное, становится каждый раз новым, и человек заново его переживает. Как нет одинакового человека, так у такого человека не будет одинакового покаяния, не в смысле конкретных грехов, а в смысле внутреннего чувства. Ведь внутреннее чувство, с которым мы приходим на исповедь, важнее списка грехов.

– Как правильно понимать фразу: «Поститься постом приятным?»

– Среди православной литературы встречается книжка «Постимся постом приятным. Рецепты постной кухни». Конечно, пост приятный к постной кухне имеет отдаленное отношение. Пост приятный имеется в виду как некая радость нашей души. Весь год мы все о себе, любимом, а тут раз – и надо задуматься о душе. Пост приятный радует сердце христианина, необходимость молитвы радует сердце верующего человека. Действительно, иногда бывает тяжело поститься, приходится бороться с собой, но радость этого труда превозмогает все немощи. Человек строит дом: строил-строил-построил. И вроде бы было тяжело и сложно, но радость о построенном доме сильнее. Это, с одной стороны, тяжесть, а с другой стороны, когда ты видишь результат труда, становится приятно. Это приятность труда духовного и физического.

– Вопрос от телезрительницы Надежды из Челябинской области: «Во время Великого поста у близкой родственницы будет 40 дней. Нужно ли ехать на поминки, ведь там будет непостный стол?»

– Спасибо за интересный и важный вопрос. Ответ на самом деле довольно несложен. Конечно, поехать нужно, и не поехать в этой ситуации будет даже для Вас грехом, потому что Ваше отсутствие там будет воспринято негативно. Подумают: «Вот какие христиане! Из-за своего поста не хотят приехать на 40-й день близкой родственницы». Но пост не заключается только лишь в воздержании от пищи, и само по себе вкушение непостной пищи во время Великого поста по какой-то вынужденной причине не является неким осквернением. Непостная пища не является скверной. Великие святые вкушали пищу в тех ситуациях, когда у них не было другого выбора, когда они находились в гостях или еще где-то. Христианину не подобает, оказавшись в незнакомом месте, начать ковыряться в тарелке, говоря: «Я этого есть не буду. Это уберите. У меня пост – готовьте для меня отдельно». Это будет не по-христиански. Но при этом, конечно, нельзя, оказавшись в гостях в пост, начать себе специально подкладывать побольше всего: «Я в гостях, я буду есть». Мне кажется, что Вам следует этот вопрос со своим духовником решить, но, по-моему, Вам лучше поехать, принять участие, постараться, если будет возможность, придерживаться поста. Если не будет такой возможности и что-то съедите, это не будет катастрофой. Бо́льшей катастрофой будет туда не поехать. Из двух зол нужно выбрать меньшее.

– Продолжим тему вкушения-невкушения определенной пищи. Если мы заглянем в церковный календарь, то увидим, что там чаще всего написан монастырский устав. Существует ли устав для мирян?

– Это беда современной церковной жизни. Выпускают кучу календарей, где написано: сухоядение, вареное без масла, вареное с маслом, и люди начинают пытаться это все реализовывать в своей жизни. В монастырях в Великий пост полагается вкушать один или два раза в день в определенное время. Чаще всего вкушают в 9-ом часу, то есть в 15:00. Пост – это не только вкушение определенной пищи, но и невкушение никакой пищи в определенный момент. Также важным моментом является то, что для монахов, для тех, кто ведет подвижнический образ жизни, такой устав нормален, потому что человек ведет глубокую внутреннюю духовную жизнь. У него такой же трудный режим молитвы, послушаний. Без труда и молитвы пост теряет свой смысл. В этом случае мирской человек, принимая на себя такие строгие монастырские правила поста, оказывается человеком, который едет на одном колесе. Три устойчивых колеса – дух, душа и тело. Когда мы все части одновременно развиваем, тогда наша телега поедет, но на одном колесе далеко не уедешь. Такой пост может быть даже опасен для духовной жизни, особенно для начинающего христианина, поэтому в обычной приходской практике, конечно, никто монастырскому уставу не следует. Есть благочестивые люди, которые ведут глубокую духовную жизнь, находясь в миру, и они соблюдают строгий пост. Это хорошо и правильно, но распространять такие правила на всех нет смысла. Если человек будет ходить и все время думать только о пище и соблюдении всех этих строгих предписаний, это уже будет не пост, а диета. Преподобный Серафим Саровский своим сестрам советовал вкушать сухарик, чтобы не думать о пище, а спокойно молиться. Лучше уж скушать что-то вареное с маслом, чем ходить целый день и думать об этом. Но не надо себя и оправдывать: «Я сейчас скушаю и не буду думать об этом». Иногда лучше тихо, скромно, смиренно съесть что-то для нашей духовной жизни, чем строго соблюдать. Бывает еще так: «Ладно, вареное нельзя, я тогда сухарей килограммов 20 съем – и все хорошо будет». Какой же тут пост? Никакого ограничения – ешь, душа, веселись!

– Мы уже упоминали книги рецептов постной кухни «Постимся постом приятным». Понятно, что нужно иметь меру, нельзя переедать. Если до поста ел чашку под край, то в пост чуть меньше. Стоит ли эти рецепты использовать? Иногда постная кухня получается повкуснее мяса и рыбы. Умельцев много и рецептов тоже достаточно много. Не является ли это пародией на пост?

– Здесь стоит избегать крайностей. Бывают праздники, например, день рождения приходится на Великий пост. Мы хотим порадовать наших детей, близких, приготовить какие-то постные блюда, и в этом желании никакого греха нет, и вместе с тем действительно есть такая проблема, что в пост мы начинаем тратить денег больше, чем не в пост. Это неправильная ситуация. Даже святитель Иоанн Златоуст говорил, что когда мы постимся, то должны посчитать, сколько денег мы тратили на еду, и треть денег отдать на добрые дела, на еду же тратить меньше. И очень часто такое встречается, к сожалению, в церковной жизни: «Сегодня мяса нельзя, я куплю семгу», хотя можно купить минтай, который гораздо дешевле. Христианин должен быть начеку: если он мясо заменяет самой дорогой рыбой, какой тут пост! В плане постной кухни есть определенные народные традиции. Мы ведь тоже живем в определенных традициях, передающихся из поколения в поколения, просто сейчас они или прерваны, или забываются, поэтому нам нужны книги, где есть традиционные рецепты дедушек и бабушек. А мы от них отстали или не пользуемся. В этом смысле рецепты постной кухни ничего плохого не несут, а заставляют нас по-новому взглянуть на какие-то продукты, которые мы уже не так активно используем в своем рационе: геркулес и другие крупы, которые стоило бы больше использовать с пользой для физического развития и для бюджета.

– Вопрос от телезрительницы Галины из г. Екатеринбурга: «В календаре указано, что первые два дня Великого поста предполагается воздержание от пищи и пития. Что это дает нам?»

– Мы в начале нашей беседы говорили о том, что первые два дня и первая неделя самая строгая в плане воздержания и молитвенного подвига, потому что она настраивает нас на весь Великий пост, поэтому, согласно монастырскому уставу, до участия в литургии Преждеосвященных Даров в среду было принято не вкушать пищу. Некоторые монастырские уставы XVII века говорят о том, что если совсем тяжело, то во вторник вечером по кельям можно квас с сухарями вкушать. Но это относилось прежде всего к монастырям, и я сомневаюсь, что простые миряне такое соблюдали. Конечно, были благочестивые люди, которые соблюдали эти традиции монашеского поста, но это не распространялось на всех. Здесь нужно соизмерять пост со своими силами, с тем, как я проводил предыдущий пост, чтобы новый Великий пост был на ступенечку выше и сложнее для меня. Этот момент надо учитывать и нужно смотреть на то, как постятся окружающие, на общую практику. Конечно, лучше в первую неделю хотя бы до обеда или до вечера воздерживаться от вкушения пищи. В первую неделю нужно стараться обеда не вкушать. Это чем-то даже легче, чем соблюдать строгое сухоядение, ведь люди работают. Бывает, нет выбора. Иногда просто сухой гречки лучше поесть, чем искать какие-то изысканные бутерброды, сухофрукты дорогие покупать. Тут тоже перед нами должен стоять выбор, но это индивидуально. Знаю людей, которые по два дня не вкушают совершенно спокойно, и знаю людей, которые вкушают вареные овощи и каши сразу после первого богослужения, потому что никакой физической возможности продержаться дольше нескольких часов нет: всякие болезни есть у людей. Здесь, я думаю, не стоит сосредотачиваться на этом самом посте, а посмотреть на то, как мы живем, как мы молимся, что мы делаем для нашего спасения, посмотреть на наших ближних, в чем они нуждаются. Это так же важно, как и соблюдение поста.

– Вопросов, касающихся ограничений в еде, уйма. Их можно видеть и на православных, и на светских сайтах. Пишут, что у православных начался пост, нельзя вкушать определенную пищу, и лишь вскользь упоминается, что это подготовка к одному из важнейших христианских праздников. Но давайте поговорим об истинном назначении поста. Для чего он существует? Почему Великий пост называется Великим?

– Он так называется, потому что он, во-первых, главный пост, а остальные посты – это лишь воспоминание о Великом посте, уподобление ему. Великий пост есть пост всех постов, он первый и самый главный. Очень часто встречается такая практика, когда человек, постепенно входя в Церковь, начинает соблюдать Великий пост, не соблюдая остальных постов, потому что соблюдение Великого поста гораздо важнее. В некоторых поместных церквах встречается практика, когда обыватели, которые раз в месяц ходят в храм, соблюдают только Великий пост, остальных постов практически не соблюдают. Великий пост самый главный и самый древний, возник он как составляющая празднования Пасхи. Первоначальный пост был совсем коротким: сначала он был связан с Великой Пятницей, днем, когда смерти предали Христа, Великой Субботой и собственно праздником Пасхи. Служба Великой Субботы – это постная Пасха. Уже идет мотив Воскресения Христова, но это еще служба наша к Богу, а Пасхальная служба – это служба Бога для нас. Затем возникает пост недельный, как подготовка к этим дням, как переживание дней Страстной Седмицы. Затем уже сформировался пост как Четыредесятница, 40 дней подготовки к празднику Пасхи. Современный пост длится 48 дней: 40 дней подготовки к Страстной Седмице и, собственно говоря, Страстная Седмица и Пасха, которые не включаются в Великий пост.

– Вопрос от телезрительницы: «Как Церковь молится во время поста о здравии и об упокоении? Можно ли подавать записки, служатся ли сорокоусты? Существуют ли ограничения в поклонах?»

– В Великий пост полная Божественная литургия совершается только в субботу, воскресенье и в праздник Благовещения, который приходится на будний день. В будни полные литургии не совершаются, поэтому частички о здравии и упокоении не вынимаются. Но в течение всего Великого поста совершаются заупокойные богослужения – литии и панихиды, несколько суббот поста заупокойные, где также совершаются молитвы об упокоении. Конечно, сорокоусты, ввиду того что литургия совершается в субботу и воскресенье, не совершаются каждый день. Но есть поминовение, которое священнослужители стараются вычитывать каждый день в алтаре, но это зависит от практики конкретного прихода и храма. Сама традиция несовершения литургий в период Великого поста связана с тем, что литургия – это праздник, и если она совершается, то поста в строгом смысле этого слова, как невкушения пищи вообще или сухоядения, нет. Когда совершается полная Божественная литургия, чаще всего можно и вареное, и масло. Соответственно после литургии сразу же полагается трапеза без отложения до вечера. Причащение Тела и Крови – это радость, поэтому в пост в будние дни, кроме литургии Преждеосвященных Даров, не совершаются литургии, но поминать и молиться об упокоении и здравии наших близких, конечно, не только можно, но и нужно. Мы должны молиться за ближних в домашней молитве, в храме, когда священник поминает, когда служится лития. Это всегда необходимо.

Очень часто люди приходят в храм только в субботу вечером и в воскресенье утром и удивляются: «Мне хочется всю службу постоять на коленях, а в воскресенье нельзя поклонов». Вне поста мы редко делаем поклоны. Очень хорошая традиция – читать вечерние молитвы на коленях, особенно последнюю молитву – «Исповедую Тебе, Господу Богу моему». При совершении литургии в будний день в определенный момент уставом предполагается земной поклон, но, к сожалению, нечасто люди бывают на этих вседневных службах. В будни полагаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина при пении определенных тропарей и чтении определенных молитв. Весь ход богослужения меняется в это время. Эту молитву с поклонами можно добавить к вечерним молитвам в постное время. В обычное, непостное время поклоны можно и даже нужно делать при домашней молитве, в храмовой молитве, это нормально для христианина. Исключением является Пятидесятница, время от Святой Пасхи до Праздника Святой Троицы, воскресные и особо праздничные дни, двунадесятые праздники, святки (время от Рождества до Крещения), когда земные поклоны отлагаются в силу того, что это праздничные дни. А во все остальное время, как форма выражения нашей молитвы, поклоны только можно приветствовать.

– В будние дни совершается литургия Преждеосвященных Даров?

– Литургия Преждеосвященных Даров по сути не совсем литургия, так как во время ее совершения не происходит пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, но это служба причащения Святыми Дарами, заранее приготовленными на обычной, то есть на полной литургии, которая служится накануне в воскресенье. Литургия Преждеосвященных Даров – это храмовая форма причащения Святых Таин, похожая в каком-то смысле на то, как причащают болящего на дому. Нужно участвовать в этой литургии, причащаться: ее Церковь специально назначает в среду и пяток, чтобы подкрепить, поддержать нас, проходящих пост.

– Вопрос от телезрительницы: «В Прощеное воскресение я не могу подойти к человеку и неискренне извиниться перед ним. В душе я понимаю, что грешу, каюсь перед Господом. Подскажите, как можно избавиться от курения? Вместо утреннего и вечернего правила – сигарета, нет сил избавиться, а духовнику боюсь об этом сказать».

– Курение – это страсть, от которой мы зависимы. И здесь я вспоминаю одного христианина. Он поехал на неделю на рыбалку и забыл дома большой запас сигарет (а он был заядлым курильщиком). Приехав на рыбалку, он это обнаружил, и в этот момент его посетила благая мысль: «Кто я? Раб табака или раб Христов?» Прошло уже лет 10, он говорит: «Очень хочу курить», но не курит. Выбор, поставленный перед ним (раб Христа или раб курева), заставил его переменить свою жизнь и бросить курить. Здесь нет иного выхода, как постепенно или лучше сразу заставить себя это сделать. Очень часто мы боимся сказать духовнику, а это то же, что прятать раковую опухоль от врача. Мы приходим к врачу и говорим: «Мы здоровы, у нас все хорошо», даже если больны. Вмешательство врача может эту язву, эту проблему решить, а мы намеренно скрываем. Важно сказать об этом духовнику.

Очень часто в Прощеное воскресенье нам кажется, что мы прощаем неискренне, формально. Но сам факт того, что мы пересиливаем себя и говорим человеку, обидевшему нас, прости, – это уже первый шаг к прощению. Ведь попросить прощения означает принять чужую вину на себя. Пусть какая-то обида еще в нашем сердце есть, но начинать надо с этого пересиливания себя, с признания перед другим человеком того, что я тоже в чем-то не прав. Даже если мы чувствуем неискренность в этом прощении, то все равно должны это делать. Это лучше, чем мы не попросим прощения вообще. Переступив через себя в этом внешнем прощении, может быть, начнется движение к тому, что и внутри нас оно придет. А если мы будем только ждать, когда внутри нас придет, то, может быть, этого никогда не произойдет.

– Давайте подытожим: что значит поститься?

– Понуждать себя воздерживаться от тех грехов, страстей, пороков, которые есть в нас.

– Можно ли назвать список, что христианину во время поста желательно сделать?

– Важно посещать общественные богослужения, например, богослужения первой седмицы. Традиционно все православные посещают канон Андрея Критского, Мариино стояние, субботу Акафиста и др. знаковые богослужения, Страстную Седмицу, которая вся является для христианина средоточием важности и религиозного переживания. Важна личная, домашняя молитва, потому что общественная – лишь половинка молитвы. Без личной общественная страдает и без общественной личная также страдает. Вместе они как два весла, которые ведут лодку. Поэтому в личной молитве стоит сделать усилие, увеличение по отношению к тому, как мы обычно совершали ее до этого времени: кто читал одну утреннюю молитву, пусть прочитает две. К каждому великопостному богослужению прибавляется молитва Ефрема Сирина, поэтому и мы к вечерним и утренним молитвам должны прибавлять ее. Важен физический пост и ограничение себя в развлечениях: ТВ, Интернет, другие развлечения, которых множество. Нужно делать добрые дела, и необязательно искать на краю света человека. Можно найти кого-то вокруг нас, на работе, задуматься: «А чем я могу помочь этому человеку?» Это тоже часть нашего поста. Важная часть поста – обращение внимания на ту или иную богословскую, святоотеческую литературу, Апостол и Евангелие, которые тоже подвигают нашу душу к молитве, к деланию добрых дел. Это тот настрой, который необходим в течение поста.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать