Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

5 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В этот воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 

- Здравствуйте, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Вопрос: Попросила батюшку в нашем храме помолиться о моих родных, но он отказался, потому что они некрещеные и не ходят в храм. Знаю, что поминать на проскомидии их нельзя, но разве помолиться за них грех?

 

- Не грех. Взаймы давать - грех? Нет. Тогда дай мне, пожалуйста, взаймы сорок миллионов. Хочу - даю, не хочу - не даю. Разве батюшка обязан? У него какое-то личное правило. Во время Литургии Церковь молится о некрещеных, есть специальная ектенья об оглашенных. Мы молимся даже за врагов, и даже за военных. Молимся за власти. Семьдесят с лишним лет какая власть была у нас? Мы же за нее молились. И вот они исчезли, как дым. Никто против них не выступал, но по молитвам Церкви они аккуратно исчезли. Церковь молится и о животных: стадах, коровах, овцах, о  насекомых: пчелах. Есть молитва об изведении вредных насекомых и, наоборот, о благополучии пчелок, которые являются полезными насекомыми и дают людям мед и воск. Если можно молиться за пчелу, почему же нельзя за человека? Вся христианская империя молилась за царя Константина, а он не был крещеным, и крестился лишь за несколько месяцев до смерти - равноапостольный и великий царь Константин.

 

- Вопрос телезрителя: Наш храм посвящен святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. На иконостасе у нас двенадцать апостолов, в том числе апостол Павел. Но мы знаем, что двенадцатым апостолом был избран апостол Матфей. Может быть, мысль праздная. Но везде на иконах в числе двенадцати изображается и апостол Павел. Как это объяснить?

 

- Церковь поставила апостола Павла вровень с апостолом Петром, они оба первоверховные. Поэтому его помещают в сонм апостолов, хотя он никогда не был лично знаком с Христом. Апостолов всего двенадцать, поэтому апостолу Матфею пришлось потесниться, но, как человек скромный, он не в обиде. Более того, на иконах сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице всегда изображается апостол Павел, хотя в это время он еще не был даже крещеным.

Икона - это богословское выражение некоторой истины. Она может включать в себя исторические реалии, а может не включать. Это зависит от задачи, которую ставил себе иконописец.

 

- Как часто изображают на одной иконе святых, которые жили в разные эпохи, между ними могут быть тысячи лет.

 

- Абсолютно верное наблюдение. Также на одной иконе могут изображаться несколько ликов одного и того же святого. Например, в житийных клеймах. Очень часто на большом поле Иоанна Предтечу изображают и в темнице, и с крылами, как Ангел, посланный от Бога, и его усекновенную главу. На одной иконе одновременно изображаются разные отрезки времени, разные эпизоды жития величайшего последнего пророка Ветхого Завета.

 

- Вопрос телезрительницы из Великого Новгорода: Три-четыре года у меня мироточат иконы, сначала Спаситель, потом Богородица. Почему дома мироточат иконы? Хорошо это или плохо? Что бы Вы посоветовали?

 

- Иисуса Христа распяли - хорошо это или плохо?

 

- Думаю, что плохо.

 

- Но если бы Его не распяли, мы бы с Вами после смерти пошли в ад. Это хорошо или плохо?

 

- Плохо.

 

- Как же так? Либо Христу надо взойти на крест, тогда у нас есть надежда на спасение. Если Он не взойдет на крест, тогда мы будем в погибели.

- Не знаю, батюшка, как ответить.

 

- Так же здесь. Иконы должны мироточить - это самое обычное явление. С тех пор, как пишут иконы, они мироточат. Иногда это можно рассматривать, как некий знак, а иногда - самое естественное проявление для иконы. У нас в храме тоже пять или семь икон в разное время мироточили. Две иконы обновились, то есть были совсем темные, а повисев год в храме, сами очистились. Обновление икон, церковных куполов - очень известное явление. Мироточат – и слава Богу!

Человек тяжело заболел - это хорошо или плохо? Плохо. Но благодаря болезни он пришел к Богу, значит, болезнь - было хорошо. Лучше заболеть и прийти к Богу, чем быть здоровым, но Бога не познать.

 

- Если мироточение - обычное для икон явление, почему не все иконы мироточат?

 

- Война - это обычное дело? С тех пор, как Каин убил Авеля, и кончая нашими событиями на Украине? Привычное, обычное дело. Но разве все воюют? Так и иконы: одни мироточат, другие нет.

 

- То есть, искать в мироточении какого-то знака от Бога или призыва от Него не стоит?

 

- Я бы не стал. Сегодня ко мне пришел симпатичный молодой человек и хотел рассказывать свой сон. Какой смысл копаться во сне? Конечно, истолковать сон нет труда, но не хочется заниматься такой ерундой.

 

- Если сон толковать, значит, в нем есть некий смысл. Но его истолкование человеку не поможет?

 

- Смысл есть, но он всегда искажен, и его еще надо доставать оттуда, да еще надо, чтобы человек поверил этому толкованию. Это самое сложное, потому что каждый подходит уже со своим пониманием. Если ты утвердишь его, он доволен, а если дашь иное, то вряд ли поверит. Сон - слишком зыбкая материя, чтобы Церковь занималась этим.

 

- Но во все времена Господь давал человеку некие знаки.

 

- Это происходит чрезвычайно редко. И когда знак от Бога, никаких сомнений у человека не бывает. Бывает, наоборот. Никаких сомнений нет, а это совершенно бесовское изобретение, чему я бывал свидетелем неоднократно по другим косвенным признакам поведения человека.

 

- По окончании земной жизни мы все пойдем на Страшный суд, а в чем он будет заключаться, и одинаков ли будет он для всех?

 

- Во-первых, мы никуда не пойдем. Во-вторых, суд идет в течение всей жизни человека. Когда человек умирает, душа отходит от тела, и он переходит в такое состояние, где времени нет. Поэтому Второе славное пришествие Христа на землю, можно сказать, происходит одновременно с этим событием. Как в русской сказке: десять минут поспал, проснулся - сто лет прошло. Для нас есть время, а там все в одно мгновение: и мытарства, и испытания, и приговоры. Мытарства - переживание своей прошлой жизни с ее страстями, грехами.

 

- Но есть третий, девятый, сороковой день, значит, душа тоже подчинена этому исчислению?

 

- Нет. В Древней Церкви эти дни были плавающими, они установились позднее. Как древние монахи, не все молились Иисусовой молитвой, а брали слова из псалмов.

 

- Когда мы совершаем поминовение души в сороковой день, Церковь проповедует, что в этот день над ней совершается суд, и поэтому молитвы Церкви особо важны в этот день.

 

- Это связано с земной жизнью Господа Иисуса Христа, нам дан некий образ. Молитвы, конечно, важны, но степень их важности, глубина изменений в душе человека, который прожил жизнь, нам неведома. Суд Божий не человеческий. Когда Господь говорит: болен Я был, и ты посетил Меня, имеется в виду какая жизнь? Когда человек жил. Значит, ты выиграл эту маленькую часть суда. Суд длится всю жизнь. Человек услышал о Христе и принял Его, а другой отверг. Рассматривается не то, хороший ты человек или нет, а любишь ли ты Христа и насколько. Чем больше любишь, тем ближе будешь к Нему. Чем меньше, тем дальше.

 

- Вопрос телезрительницы Галины из Подмосковья: Сказано: не осуждай. Суд - это дело Божие. А как относиться к тому, если человек сам себя осуждает за неправильные поступки? Допустимо ли это? Не вмешиваюсь ли я в Промысел Божий?

 

- Вы не можете вмешаться в Промысел Божий. Вы делаете бессмысленную вещь, зря тратите энергию души. Когда человек сидит у телевизора и смотрит кулинарные шоу, он тоже зря тратит энергию души. Если Вы что-то совершили и просите у Бога прощения, и впредь этого больше не делаете, тогда это имеет смысл. Если есть покаяние, то есть изменение Вашего поведения, Вашего отношения к этим вещам, тогда это имеет смысл. Если этого нет, тогда это пустое.

Если человек все время осуждает себя за свои прегрешения, но не меняется, какой смысл в этом осуждении. Никакого. Значит, он занимается бессмысленными вещами. Бог дал ему разум, мысль, а он совершает то, что не имеет смысла. Поэтому, если человек видит в себе прегрешения, он должен их исправить, чтобы меняться к лучшему.

 

- Разве самоукорение не помогает человеку устоять в соблазне?

 

- В ситуации, которую описала Галя, не помогает. Если человек, начитанный в святоотеческой литературе, занимается самоукорением, как неким духовным упражнением, и понимает, что это такое, тогда помогает.

 

- У Иоанна Лествичника в "Лествице" есть целая глава, посвященная одному монастырю, в котором была темница, где люди плакали, занимаясь самоукорением, в течение многих лет.

 

- Это как раз духовное упражнение, которое стало определенным образом жизни. Это меняло их, поэтому Иоанн Лествичник приводит их пример, как некую методику покаяния. Но для современного человека я не видел, чтобы это приносило пользу. Когда говорят "я великий грешник", ничего, кроме гордости, в этом высказывании нет. Человек хочет быть великим, хотя и грешник он ничтожный, и грешки его мелкие.

 

- Вопрос телезрительницы из Курска: Я уже три года хожу в один храм, регулярно исповедуюсь, причащаюсь, но когда спросила у батюшки совета, он сказал, что не может его дать, поскольку я не являюсь прихожанкой этого храма и он ничего не знает о моей семье. Хотя я исповедовалась у него, приводила сюда свою старенькую маму, сюда ходит и моя дочь. Но я хожу иногда и в другие храмы, а последние три месяца болела и не ходила в этот храм. Теперь у меня в душе расстройство, и что значит быть прихожанкой одного храма?

 

- Прихожанкой считается та, кто ходит в этот храм постоянно и считает его своим. Вы прихожанка нескольких храмов, поэтому Вас там мало, кто знает. Прихожанином считается тот, кто живет в этом храме: вместе молится, вместе причащается, помогает храму, участвует в его жизни. Это не значит, что ходить в другие запрещено. Но священник знает свою паству, если не по именам, то в лицо уж точно. Некоторые вопросы связаны с семейной жизнью, и как можно посоветовать наобум.

 

- Две трети вопросов, которые нам присылают, о семейной жизни. Просят дать решающий совет: разводиться или нет, жить вместе или порознь. Как дать совет, если не знаешь ни человека, ни семьи?

 

- Это еще что, а то ведь спрашивают: покупать дом или не покупать, машину менять или не менять.

 

- Например, говорят: батюшка, благословите другую работу. А я не знаю, ни какая была, ни какая будет. Может, он киллером хочет устроиться?

 

- Дело в том, что большинство в храме - это женщины, а Бог  не создавал женщину одну, Он создавал ее как помощницу мужу. Все эти вопросы должен решать муж. Но в силу малодетности мужчины стали вырастать несамостоятельными, все решения за них принимала мама, а десятки миллионов выросли без пап. Маме приходилось решать самой многие вопросы, но когда они сложные, она в растерянности, потому что у женщины даже ум к этому не приспособлен: ей трудно видеть на далекую перспективу. Как исполнитель она хороша, но быть стратегом может редкая женщина, а жизненные вопросы в большинстве стратегические, поэтому она в тупике. Поэтому когда женщина не замужем, или брак неудачный: ей трудно исследовать вопрос, стоит ли выходить замуж за этого гражданина. Здесь для современного человека кроется множество ловушек. Начинается феномен "чемодана с ручкой": и нести такого мужа тяжело, и бросить жалко, потому что много в него вложено, а толку, действительно, нет. Все эти маменькины сынки могут лишь прогонять женщину на работу, а что-то решать самостоятельно они не в состоянии. Слава Богу, что некоторые могут работать, получать какие-то деньги. Как говорила мне соседка по деревне: "Сейчас мужик такой, что его держать невыгодно". То есть, то, что он съедает больше, чем то, что он зарабатывает, и она так, по-крестьянски, в этом убедилась.

Вся жизнь перебаламучена неправильным устроением жизни, и поэтому семейные проблемы постоянны. Мужчины несамостоятельны, а женщины вынуждены принимать решения, на которые они неспособны. И они идут к батюшкам, но тогда батюшка должен быть семейным психологом, приехать в семью, пожить в ней, посмотреть, что там происходит. Ведь бывает, приходит жена и начинает такое про мужа рассказывать, что думаешь: конечно, разводись. А потом приходит мужичок, о котором ты не знаешь, что это ее муж, и начинает рассказывать про нее, и говоришь: как ты можешь жить с такой, беги от нее, как от чумы. А оказалось, что они муж и жена, но так воспринимают друг друга, и там вполне можно что-то слепить. Но если батюшка не знает всего этого, он, конечно, даст неправильный совет.

Женщина в силу короткости ума думает, что батюшка - это Сам Господь Бог, что ему все открыто: вперед, назад, вглубь и до неба. Это большое заблуждение, потому что батюшка - обыкновеннейший человек, просто у него служение в Церкви. Даже если батюшка святой, это не значит, что он мудрый или прозорливый. В таких бытовых вопросах и прозорливость ни к чему, это мелкие вопросы, но кажется, что на них свет клином сошелся, отсюда всяческие недоумения. От батюшки то ждут исцелений, то начинаются всякие трюки, вроде "благословите - не благословите".

 

- Вопрос телезрительницы: Я работаю руководителем небольшого предприятия, бывают ситуации, когда человек ведет себя неправильно, и его надо наказывать - для меня это большая проблема. Мне кажется, что даже если человек поступил неправильно, то он это сделал не со зла, а потому, что он такой человек. Как должен правильно поступать в таких ситуациях православный руководитель?

 

- Надо немедленно выгнать такого человека, потому что думать надо не только о человеке с неправильным поведением, но обо всех остальных, почему они должны страдать? А когда выгнали с работы, в другой раз он будет осторожнее.

Если человек приводит вред атмосфере коллектива, лучше еще немного добавить работы и поднять зарплату тем, кто работает, а его выгнать, потому что он ведет подрывную работу. Даже с прихода мы удалили некоторых людей, которые вели подрывную работу, и атмосфера улучшилась. Когда люди привыкают к хорошему, они  начинают "свинячить" вокруг миски, из которой едят. Более того, когда мы выгоняем такого человека, ему лучше: выгонят его раз, два, три, он помыкается, и будет вести себя хорошо, будет сдерживаться. Еще лучше - хотя это неприятно - перед выходом рассказать человеку, за что Вы его увольняете. Сам он понимает не сразу, поэтому лучше сказать. Бог в помощь!

 

- Муж не работает, выпивает, бьет жену, ругается при детях. Она его терпит, потому что, куда он денется, если она его выгонит, а он ведет такую вот подрывную деятельность в семье. Как быть в такой ситуации?

 

- Это дело мужа и жены. Если она жалеет его, а не детей, которые растут уродами, потому что нет ничего вреднее для них, когда отец лупит мать. Второе: она покрывает уголовное преступление, потому что, когда мужчина бьет женщину - это статья, минимум - хулиганство. Если жена покрывает, то она тоже преступница. Она не мужа жалеет, а просто приспособилась к такому образу жизни. Ей страшно что-то поменять, потому что трудно принимать в жизни решения. Это слабая и несамостоятельная женщина, поэтому она и вышла замуж именно за такого человека. Ей трудно принять такое решение, но для пользы детей это совершенно необходимо.

Отец для детей - образ всего. Ее дети видят образ пьянства, разумеется, курева, потому что одно без другого не бывает, не работает и бьет жену. В голове складывается образ, как мужчина должен вести себя по отношению к женщине. Дальше он будет создавать такую же страшную семью, будет искать такую же безответную женщину. А вслед за ним это будет делать и его сын. Так грех перейдет на весь род. Потому это вреднейшее дело.

 

- В Послании к Тимофею есть слова: "соблюсти заповедь чисто и неукоризненно". О какой заповеди идет речь?

 

- Обо всех заповедях. Слово "укоризна" можно перевести, как критика. То есть, надо так исполнять заповедь, чтобы не к чему было придраться. Если человек не может этого уразуметь, говорить просто не о чем.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы молодая православная семья. Стараемся ходить в храм, когда получается: у нас растет маленький ребенок. Возникла проблема: муж начал пить. Иногда я прихожу с работы, а он уже выпивший. Обещает не пить, но срывается. Мне кажется, что я должна постоянно контролировать его. Правильно ли я поступаю?

 

- Есть русская пословица: "Чужую беду руками разведу". Но решать нужно только Вам одной. Если бы я был в Вашем положении, я бы сегодня же выгнал его из дома, а завтра поменял замок в двери и смотрел в глазок: трезвый - заходи, пьяный - не пускать. Если после этого он не исправится, подать на развод. Почему? Потому что алкоголизм - это тяжелое психическое заболевание. Сейчас он выпивает - это, скорее всего, вторая стадия алкоголизма. Потом будет третья, а потом четвертая.

Звонила женщина, у которой муж и пьет, и бьет ее - это уже третья стадия алкоголизма. У него уже алкогольная агрессия, у Вашего мужа будет то же самое. Потом он перейдет на грубость, мат, побои, потом потеряет работу. Вы будете все это проходить, но во имя чего? Вы совершили глупость: вышли замуж за человека, который пьет. Всем девушкам хочу сказать, что если Вы видели Вашего избранника выпившим при Вас, то когда он станет Вашим мужем, он будет почти наверняка пить. А дальше будут все эти проблемы. Поэтому пока Вы молоды, надо попытаться привести его в чувство такими строгими мерами, но если не получится, надо разводиться, может быть, Вы еще выйдете замуж: найдется хороший человек, который полюбит Вас. А с пьяницей это бесполезно, с ним можно жить, только если Вы сама алкоголичка. Два алкоголика прекрасно уживаются: они выпивают, дерутся, снова выпивают, дети грязные ползают на полу, пока их не отберет опека. Но жить с алкоголиком нормальной женщине совершенно невозможно, и зачем Вам тратить на это свою жизнь?

 

- Тоже вопрос: выгоню такого мужа, он где-нибудь под забором замерзнет, и на моей совести будет смерть этого не совсем чужого мне человека?

 

- Ничего подобного. Бомжи ведь не замерзают. До часа ночи можно покататься на метро, после часа ночи найти подъезд без кодового замка, подняться на самый верх и спокойненько поспать между двумя верхними этажами. Если это повторяется неоднократно, то человек пойдет к маме или найдет другое пристанище. Как пьяный, так сразу туда и едет.

 

- Вопрос телезрителя: В Священном Писании написано:  просите, и будет Вам дано. Более трех лет я ухаживаю за женщиной, вначале все было хорошо, но она так и не хочет заводить со мной семью, хотя говорит, что я самый хороший и замечательный. Хочу венчаться с ней, у меня хорошие отношения с ее дочерью, но то ли я мало молюсь, то ли мы не созданы друг для друга?

 

- Информации здесь очень мало, но можно вот что сказать. Вы говорите: хочу жениться, венчаться, но не больно видно, что Вы этого хотите. Три года морочите женщине голову, причем не юной, раз у нее большая дочь. Не знаю, как она вообще выдержала. Наверное, она изучила Вас и не хочет замуж. Разве это не свободное решение? Если не любит, разве это не аргумент?

Может быть, как говорит героиня Нонны Мордюковой: хороший ты мужик, но не орел. Так же и он, хороший мужик, но она хочет орла. Три года не мычит, не телится. Мужчина должен быть решительным, должен решать все вопросы, с которыми сталкивается семья. Она же видит, что он в этом плане слабоват.

 

- Надо быть решительнее. Батюшка, пора прощаться.

 

- Решительно простимся на неделю. Всего доброго, до свидания. Будем живы-здоровы, до следующего воскресения.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать