Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Семья как малая Церковь

29 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

- Почему традиционно семью называют малой Церковью?

- Это неизвестно. На мой взгляд, когда Господь думал о Церкви, Он создал первую семью именно по этому плану. «Мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:27) - такое произошло разделение на пол. Третья ипостась – это дитя. Создавал Господь человека по Своему образу и подобию, именно как семью, чтобы в дальнейшем эта семья стала Церковью. Вселенская Церковь состоит из семей. Даже люди, которые избрали для себя монашеский образ жизни, стремятся к семье - возникло общежительное монашество, которое стало общепринятым.

Сегодня мы празднуем день памяти преподобной Марии Египетской, из жития которой знаем, что когда старец Зосима к ней пришел, первое, что она у него спросила: «Как живут христиане?». Мария, будучи отшельницей, интересовалась этим. Человек, чье сердце исполнено христианской любовью, не может не думать о людях с любовью.

Господь создавал человека по Своему образу и подобию именно для того, чтобы между ними была любовь. Она соединяет семьи. Когда в семье рождается ребенок, его сразу начинают любить, начинается жертвенное служение - мама посвящает свою жизнь ребенку.

– Объясните смысл библейских слов: «Начало премудрости - страх Господень». О каком страхе идет речь? Почему многих смущает это высказывание?

- Страх Господень – это боязнь огорчить Бога. Если человек любит Бога, то боится Его огорчить.

«Не наказывай своего сына и возненавидит тебя, наказывай и возлюбит тебя». Ненаказанные дети – горе родителей. Каким должно быть наказание детей?

- Разнообразным. «Наказывать» в переводе со славянского языка означает «учить, давать наказ». Самым распространенным является наказ устный, когда ребенку, например, священник на исповеди, дает наказ по результатам его исповеди. Задача взрослых заключается в том, чтобы вырастить из детей хороших людей. Поэтому мы должны с помощью слов убеждать их.

Есть наказание в виде лишения чего-нибудь, эффективно ставить в угол в качестве наказания. За особо тяжкие проступки можно и физическое наказание применить. Физическое наказание – лекарство очень эффективное, но применять его нужно очень редко и не для всех детей, а девочки вообще исключаются. Наказание такого рода (например, в виде ремня) эффективно только в возрасте от 9 до 12 лет. Если его применять в более раннем возрасте, то ребенок вырастает вруном, предателем и трусом. Такое наказание может быть применимо не чаще чем раз в году, а вообще один-два раза за всю жизнь. При более частом применении физических наказаний ребенок уйдет в оппозицию взрослому, навсегда это запомнит и будет жить с обидой, что может повлиять на его душу отрицательно. Задача родителей заключается в том, чтобы положительно влиять на ребенка. Допустим, вы обнаружили в кармане 10-летнего сына наркотик (или табак) - в этом случае можно физически наказать. Мужчины, которые никогда в жизни не курили, говорили, что именно благодаря отцу они не курят, потому что тот выпорол в детстве за первое курение. Я считаю, это правильно.

Повторюсь, наказания не должны быть частыми. Лучше убеждать словами, воздействуя на совесть, любовь, справедливость. Говорить ребенку, к примеру, что он поступает несправедливо в каких-то случаях. Родители должны воспитать в ребенке благодарность. Если ребенок растет потребителем – это дурное воспитание.

– Ребенок воспитывается в неполной семье, нет отца или матери. Что необходимо для полноценного воспитания нравственной личности юного христианина?

- Когда нет, к примеру, лекарства, то используется его заменитель. Отцу, конечно, нет замены, но в какой-то степени его может заменить учитель в школе (мужчина), тренер какой-то секции. Если бы я был президентом страны, то в каждом федеральном округе создал бы кадетский корпус, в котором собрал всю «безотцовщину», чтобы у каждого был отец. Там дети охотно переносят дисциплину, наказания.

Ребенку комфортнее жить спеленатым. Тогда такие «инфекции», как интернет и телевидение не проникают к ребенку одним росчерком пера начальника кадетского корпуса. Все дети будут читать, заниматься спортом, ни одна душа не будет курить. Вырастут здоровые хорошие парни. Конечно, это не стопроцентная гарантия, потому что разные дети по-разному переживают отсутствие отца, но в закрытых учебных заведениях его отсутствие менее болезненно.

– Как часто необходимо причащать отроков?

- Это зависит от того, где человек живет. Хорошо причащаться раз в неделю, по воскресеньям. Отроков нет необходимости приводить на всю службу, можно к третьему антифону, чтобы служба для них длилась не два часа, как для взрослых, а один час максимум. Тогда можно будет требовать от них, чтобы они на службе стояли благоговейно. Служба рассчитана на взрослого человека, и нагружать этим детей – это вызывать у них раздражение в отношении службы, когда должно быть наоборот.

– Нужно ли понуждать ребенка идти в храм, если он не хочет и противится?

- Каждого ребенка нужно изучать. Взрослый, который занимается воспитанием ребенка, должен знать, почему ребенок не хочет идти в храм. И в зависимости от ответа, взрослый должен принимать решение. Одно дело, если это просто лень, и другое дело, если ребенок увлечен и хочет заняться чем-то другим. В отдельных случаях можно ребенка и не брать в храм. Но в тот период, когда ребенок не пошел в храм, за ним должен быть присмотр взрослого, который каждую секунду должен знать, что делает его ребенок в данный момент. Если засомневался, то нужно пойти и проверить.

У семи нянек дитя без глазу – это когда дитя без присмотра. Человек, который желает воспитать дитя, всегда должен быть в курсе, что происходит с ребенком не только внешне, но и в его сердце. Нужно обязательно выяснить, почему ребенок не хочет идти в храм, и обязательно постепенно исправить. Ждать нельзя, иначе ребенка можно упустить. Нужно действовать при первых признаках.

– Как в Вашей практике решается вопрос о пристрастии ребенка к компьютеру?

- Мы не даем таким пристрастиям сформироваться, как не даем сформироваться пристрастию к конфетам. На мой взгляд, это дело медиков. Это заболевание сродни остальным зависимостям: табак, наркомания. Есть даже медицинское название – игромания. В Америке проводили исследования: детей помещали в отдельное помещение на сутки, не давали им ни компьютеров, ни мобильных телефонов. Никто не смог восьми часов выдержать, а некоторые испытывали муки уже через два часа. Здесь нужна очень долгая, многомесячная, не раз повторяющаяся реабилитация. Это касается не только детей, но и взрослых - многие жены жалуются на своих мужей по поводу компьютерной зависимости. Это психологическая зависимость.

– Насколько значимо для воспитания ребенка связь поколений: деды, отцы, сыновья?

- Главное для ребенка - отец. Конечно, очень хорошо, если ребенок любит еще и деда, и бабушку, - возможности его сердца растут, он сравнивает. Отца ребенок изучает быстро и начинает им манипулировать. Когда с ребенком несколько взрослых, тогда ребенку сложнее - он привыкает, что все люди разные, требования у всех разные, хотя и в общем русле. Тогда происходит процесс, который мы неправильно именуем воспитанием, на самом деле происходит образование личности взрослого человека. Воспитание – это просто насыщение, питание его разными знаниями: алгеброй, географией.

– На приходах, которые Вы окормляете, много ли детей?

- Много, но меньше, чем было 20 лет назад. Причина уменьшения детей кроется в демографической яме, в которой мы находимся. В конце 90-х годов 492 человека посещало воскресную школу. Сейчас же это чуть больше 200-от детей.

- Те, кто воспитывался за эти годы, остаются на приходе или в стороне?

- Какая-то малая часть сохраняется, обычно люди разъезжаются. Когда я вел воскресную школу, то так объяснял задачу педагогов воскресной школы: если спустя лет двадцать воспитанник проснется пьяным и вспомнит, что самым светлым пятном его жизни была воскресная школа, то педагогическая задача выполнена. Педагоги воскресной школы в воспитанника вложились: показали, где храм, как исповедоваться, помогли усвоить евангельские начала, он знает молитвы «Отче наш», Богородице Дево», «Символ веры», знает, как подготовиться к Причастию. Таким образом, все ключи от Царствия Небесного у такого человека в кармане - в любой момент он может опомниться и прийти к Отцу Небесному. Самые главные знания, которые должна давать воскресная школа, у него будут, а воспользуется он ими или нет, зависит уже не от воскресной школы - это зависит от семьи. Когда семья ставит своей задачей воспитание детей, воскресная школа может быть подспорьем, а воспитывает ребенка только семья.

– В то время, когда у Вас было большое количество детей в Вашей школе, были ли, кроме вероучительных предметов, кружки и секции?

- Кружков было меньше. Как появлялся человек в воскресной школе, который что-то умел, так появлялся и кружок соответствующий. Так, например, возник у нас кружок английского языка, кружок церковного пения. Как у большинства школ, возникли кружки бисероплетения, флористики, рисования красками. У нас есть устойчивый кружок линогравюры. Главное, восполнить дефицит общения взрослого и ребенка. Когда ребенок что-то умеет – это хорошо. В детском доме у нас появился сапожник, у которого своя мастерская, и дети обучаются сапожному делу. Мне на день рождения подарили осенние ботинки, сшитые детскими руками. Обязательно их буду носить в сезон.

Езда на лошади, выпиливание, выжигание – учим тому, какие есть возможности.

- Учитывая Ваш опыт служения в Церкви, опыт взаимодействия с детьми и подростками, скажите, в чем основная проблема противоречия, которое возникает между поколениями родителей и детей?

- Это не проблема, а причина. Причина в забвении своего главного дела на земле. Главным делом для человека является воспитание и образование следующего поколения в надежде, что оно продолжит то дело, которое мы начали, и пойдет дальше, чтобы землю превратить в рай. А когда родители проявляют эгоизм по отношению к своему ребенку, типа: «отстань, мне некогда»; «я устал, иди в секцию», то ребенок вырастает и понимает, что мама и папа ему чужие люди. И тогда он идет к ребятам, которые учат его всякому дурному. Многие удивляются, что порою детдомовские дети воспитаны лучше, чем те, что в семье. Да потому что в детдоме круглосуточно и целенаправленно занимаются воспитанием детей.
Дети нуждаются в общении и хотят подражать взрослым. Нормальный ребенок всегда хочет быть похож на папу. Если папа милиционер, то он тоже хочет быть милиционером. Это правильно. Так и возникали сословия военных, крестьян, духовенства. Если папа священник, то и все дети в семье хотели быть священниками. Отец должен обязательно брать детей на работу, чтобы дети в разные возрастные периоды своей жизни видели, что делает их отец. Это хороший фактор воспитания.

– Какое значение для воспитания ребенка имеет чувство юмора, хорошая шутка?

- Я не знаю, но считается, что если у человека совсем нет чувства юмора – это изъян. Юмор придает тонкость. У детей юмор иногда перерастает в злые вещи, и надо бороться, чтобы юмор не превращался в злокачественные насмешки. Юмор - это всегда интересно. Юмор – это один из элементов развития культуры человеческого бытия. Но обязательно должно быть уделено внимание всему: литературе, поэзии, театру, спорту (физической культуре).

– Вы посещаете спортивные мероприятия, к примеру, футбольные матчи?

- На футболе не был никогда в жизни. Моя мама говорила о футболе такую фразу, которую я никогда не произнесу, но она произвела на меня впечатление. Когда я узнал, что футбол после альпинизма является самым травматичным видом спорта, то я еще больше утвердился в своем мнении о футболе.

Я люблю художественную, спортивную гимнастику, единоборства: бокс, греко-римская борьба. В рукопашных боях мне не нравится, что спортсмены дерутся до крови. Спорт, который превращается в гладиаторские бои, - это отвратительно, это не христианское дело.

– Почему с таким трудом решается вопрос о преподавании Основ православной культуры в московских школах? В некоторых регионах проблем с этим нет.

- Думаю, что глава Департамента образования Москвы не является христианином, поэтому ему трудно оценить, что для русских людей представляют собой Основы православной культуры. Если на его место поставить другого человека, вроде Распутина Валентина Григорьевича, ситуация изменилась бы в течение 2-х дней. А когда человек к этому не причастен, то и требовать нельзя. Я знаком с этим человеком, он грамотный, образованный, начитанный, просто его сердце не может к этому прилежать в силу ментальности, и ничего удивительного в этом нет.

Наше родительское сообщество уныло-равнодушное. Если бы люди приложили какое-то микроскопическое усилие, то при слагаемости векторов, был бы результат. У нас народ проявляет вялость в отношении воспитания своих детей – проявляется психология рабов, которую нужно выдавливать из себя, как сказал великий русский писатель. В Конституции написано, что мы хозяева, источники власти. Родители должны сами решать проблемы. А приходится все решать чиновникам вместо родительского сообщества. Когда народ будет активен, тогда и будет.

- Как часто Вы встречали счастливые семьи?

- Пока я жил со своими родителями, когда они были живы, я жил в самой счастливой семье. Считаю, у меня была очень счастливая семья. До сих пор мы с братьями приходим на могилу отца и матери, наше общение не прекращается. Таких семей, подобных нашей, я встречал немного. В нашей семье было три сына. По тем временам, когда я рос, мою маму часто спрашивали: «Это все ваши дети?». В те времена трое детей было редкостью - в основном, один-два ребенка.

– Насколько важно практиковать в семейном обиходе совместные чтения Слова Божьего? Было ли это в Вашей семье? Возможно ли читать вместе Священное Писание?

- В нашей семье не читали Священное Писание по причине его отсутствия. Я прочел Новый Завет, когда мне было 15 лет, у дедушки. Первую Библию я получил в семинарии.

- Какое пожелание в дни Великого поста и преддверии Пасхи Вы бы хотели преподать нашим зрителям, чтобы это слово о семье – насущное, значимое, важное – можно было положить в свое сердце и войти с ним в радостные дни Пасхи. Что является наиболее актуальным для семей, имеющих желание и готовность воспитывать детей в христианской традиции?

- Если есть желание воспитывать детей в христианской традиции, то уже все есть. Я бы пожелал ничего не бояться. У нас у всех большая зависимость от общего мнения, от того, что люди скажут. Нужно вспомнить слова Господа: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Если мы вернемся к этой заповеди и станем, как в давние времена, самым плодовитым народом в Европе, то все угрозы, которые существуют в мире, все обиды, которые наносят нам другие люди, растворятся как дым.

 

Ведущий: священник Андрей Алексеев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать