Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

25 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.  Эфир 25 мая 2014 г. Передача из Москвы.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Христос Воскресе! У нас в гостях в студии протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

 

- Христос Воскресе!

 

- Вопрос: "Христос пришел на землю во времена «махрового» рабства и ни разу не призвал к свержению существующего строя и вооруженной борьбе против римских и прочих завоевателей. Насколько сопротивление в собственной стране собственному правительству оправданно с точки зрения христианского учения? В Библии ничего не сказано про протесты, сопротивления".

 

- Дело в том, что у Христа была определенная миссия, и ей Он посвятил Свое служение. Если бы Он призывал к свержению того порядка, который был, Его бы восприняли как очередного революционера, и Он остался бы таковым в истории. У него была иная миссия - спасение человечества. Поэтому такие мелочи, как рабство и распределение денежных средств, не входило в Его задачу.

 

- Что касается нынешней ситуации: люди недовольны правительством, которое есть в их стране, должны ли они со смирением принимать и молиться за это правительство?

 

- Они могут молиться со смирением, взять в руки оружие и со смирением поставить себе другое. Если люди продекларировали демократию - это "власть народа", поэтому они могут менять законы хоть каждый день, могут менять правительство, процедуру, по которой правительство назначается. Могут изменить закон перед процедурой выбора, а могут проигнорировать полностью.

Предполагается, что Конституция, как основной закон, главный источник права. Если написано, что источником власти является народ, тогда, что народ пожелает, то и будет. Либо надо писать, что монархия или клан, или тиран. Если все принимают такую Конституцию. Разные существуют варианты. Земные законы жизни - такая пошлость, что Христос пришел не для этого. Преклонив Небеса, Сын Божий сходит на землю, чтобы решать про три власти, двухпалатный парламент?

Христианство обращается к личности человека, а не к массам, а народ, демос - это масса. Поэтому необходима некая совокупность активных граждан. Довольно большому количеству граждан важно, чтобы его только не трогали. Поэтому в большинстве так называемых демократических западных стран большая проблема со средним классом. Это люди, которые не стремятся к триллионам, две машинки, домик, работа стабильная - и он доволен. Поэтому он является главной опорой в качестве молчаливого большинства. Поэтому создание такого класса дает стабильность государства. Если все бедные - это ситуация взрывная.

 

- На самом деле, народ может менять ситуацию в стране и конституционным, и вооруженным способом?

 

- Как ему понравится, это ведь возможно по действующему законодательству, все зависит от того, как трактовать закон.

 

 - Народ хочет провести референдум, а правительство говорит: не имеете права.

 

- Любое правительство - выбранная народом институция. Можно поменять всех членов. Если поменяли закон, можно с помощью народной энергии поменять все вновь и даже объявить, что тот, кто будет менять этот закон, сам может повеситься на фонаре у собственного дома, чтобы другим было неповадно.

Появляются другие соображения - и  могут голову отрубить, власти лишить или денег. Человек и выбирает, что ему дороже. Говорят ему: дадим тебе денег, только отдай власть. Он власть отдал, а его повесили. Всякое бывает. Человек несовершенен, поэтому Христос пришел ради человеческого совершенства. Чтобы показать путь к совершенству, и тогда человеческое бытие никак не будет зависеть ни от государственного устройства, ни от количества денег в кармане, ни от войны, ни от мира. Конечно, будут затрагивать, как времена года, но все-таки не это главное.

 

- Может ли быть человек совершенным, и каких людей называют совершенными?

 

- Совершенными людьми называют тех, которые живут в согласии с Заповедями Божиими. Это возможно не усилиями человека, но благодатью Божией.

 

- Но это совершенство тоже относительное? Иисус Христос, как совершенный человек, недостижим нами.

 

- Дело в том, что Христос не имел в Себе никакого греха, а каждый человек имеет в себе грех: преодоленный, память о нем, понимание. Совершенство Христово недостижимо, потому что оно божественного происхождения. Он Бог, и Сам является источником благодати. Он Творец, а мы творения. Каждый человек - всего лишь отдельное полотно, написанное Творцом, и искаженное грехом. Но с помощью собственной энергии и благодатью Божией это полотно было  отреставрировано. Было приближено к его первоначальному состоянию, замыслу Божию.

 

- Вопрос: "Хотелось бы спросить,  как часто можно посещать богослужения, службы мне приносят то радость, то тяжесть. От чего это зависит?"

 

– Зависит от погоды, от того, с какой ноги встал, например, на ноге подагра, а ты навалился с утра всей тяжестью, нога потом ноет весь день, и от этого может зависеть.

Человек - такое существо, на которое очень многое влияет. Вышел, а тебя помоями облили с верхнего этажа, тоже повлияло.

 

- Частое посещение богослужений может как-то отрицательно сказываться на человеке?

 

- В отдельных случаях может, когда человек превысил свою меру. Во всем должна быть мера.

Вот мы говорили о совершенстве человек, здесь имеется в виду очень четкое чувство меры. Это чувство появляется от опытности и, конечно, умудрения благодатью, и третье - из книг: Священного Писания и книг святых отцов. Через книги мы усваиваем опыт, а через Священное Писание нам открывается воля Божия. Также опыт собственной жизни, ошибки, выводы из них и следование этим выводам.

Меня просили сделать объявление, что журнал "Православная беседа" открыл подписку на второе полугодие. Индекс в "Роспечати" 73319. Кто желает поддержать журнал, хочет, чтобы он приходил на дом, подписывайтесь, пожалуйста. Подписка стоит не так дорого, а подписавшись, Вы дадите возможность существовать журналу и дальше.

 

- Вопрос: "Спасутся ли те, кто не имеют никакого отношения к христианской религии, однако по своему образу жизни, скорее, христиане?"

 

- Человек, который задает этот вопрос, не понимает, что такое спасение. Само слово "спасутся". Как человек может сам спастись? В Писании сказано, что человекам это невозможно.

Всех спасает Христос, Он один. Может быть, представители других религий будут этим опечалены, но спасает Христос, больше никто.

Большинство людей вообще не хотят спастись, они не ставят в своей жизни такой задачи. Сегодня ко мне пришла молодая пара, и я спросил у них, в чем смысл их жизни. Они были просто ошарашены этим вопросом. Спросил их: "какая цель супружества?" Понятия не имеют. А как же тогда жить?

 

- Множество людей считает, что их не от чего спасать.

 

- Тогда о каком спасении речь. От кого и от чего спасаться?

 

- Под словом "спасение" люди подразумевают некое блаженство в будущем.

 

– Тогда это зависит от правильно подобранных транквилизаторов, больше ни от чего. Правда, это недолго, придется потом подбирать другую терапию.

 

- Спастись от вечной муки?

 

- Рыбе хорошо в воде, птице - в воздухе. Если меняем их местами, они обе испытывают муки. Один наследует ад, потому что для него это понятно, удобно, это его стихия.

Вот мальчики. Одному подарили книгу, а другой из зависти эту книгу уничтожил, потому что ему так легче. Он избавился от подарка, который получил не он, потешил свою зависть. Это состояние ада, который у него в душе. Но ему этот ад мил.

Что такое христианство? Это радоваться о том, что другой получил подарок, совершенно не думая о том, что ты не получил. Радоваться за другого - это самая сильная радость. Но один это умеет, хочет и стремится к этому, старается другим делать подарки, а другой изнывает от зависти и делает всякие гадости тому человеку, которому он завидует.

Одному хорошо от подарка, другому - от гадости. Потому что для одного благоприятно райское состояние души, а для другого оно ненавистно, он наслаждается только всякими гадостями.

Я специально привел детей, потому что, вроде бы, дети - безгрешные существа, но видно наглядно, как один изнывает, когда хорошо не ему. Он просто начинает рыдать, биться, злоба душит его, потому что он привык жить в аду. Законы жизни в аду прямо противоположны.

Как его спасти? Поместить со всеми преподобными, но он там измучается. Они будут его постоянно раздражать своей деликатностью, своей обходительностью, своей любовью. Ведь каждый человек ищет свою кампанию.

 

- Взрослый человек уже сам выбрал свой путь. А как помочь ребенку, как его вылечить?

 

- Пытаться вывести его из ада на свет Божий.

 

- Может быть, именно поместить в среду тех людей, которые, как Вы говорите, преподобные? Может быть, в этой среде и он поменяется?

 

- С преподобным преподобным будеши. Есть такой шанс, но все равно зависит от выбора человека. Каждый человек выбирает сам: рай или ад. Как можно спасти человека вопреки воле человека? Этого не может и сам Бог.

Может ли Бог создать такой большой камень, который Сам не сможет поднять? Может и создал. Этот камень - человек. Только вместе: человек очень хочет, Господь на его желание откликается и помогает ему в этом. Без Бога, даже если человек очень хочет, он не сделает ничего. Спасение находится в руках Божиих.

 

- Сказано: в человеке все суть привычка. Если человека поместить в определенную среду, где он не сможет эти привычки реализовывать, то, может быть, они от него отпадут?

 

- Сами нет. Они могут отпасть только благодатью Божией, которую человек будет призывать.

 

- Человека помещают в тюрьму на достаточно длительный срок в надежде, что он там исправится.

 

- Никогда, тюрьма - это система исполнения наказания. Человека просто наказывают. Битье палкой отменено, казнь отменена, осталось только одно - изоляция, лишение свободы плюс однообразное питание и одежда. И в ограниченной свободе человек страдает.

Мысль о том, что человек на какие-то годы будет помещен туда, должна служить каким-то страхом. Хотя я знаю мальчика 14 лет, который прямой наводкой катится туда, но сам этого не понимает. Несмотря на все усилия родителей, он ничего не слышит, и его ничто не останавливает, никакие доводы. Папа - плохо, мама - плохо, а тюрьма будет хорошо. Все будешь делать по распорядку, ходить строем и вежливым будешь.

Но поменяться внутренне можно только под действием благодати Божией. А вот научиться вежливо себя вести можно, для этого существует этикет. Многие негодяи умеют прекрасно себя вести.

 

- Если человек не призывает благодать Божию, может ли она снизойти к нему и очистить его, изменить?

 

- Если только у человека будет с этим полное сердечное согласие. Если он просто не просвещен, ничего не знает от благодати, но готовность у него есть. В Евангелии множество таких примеров. Любое исцеление, совершенное Христом, было благодатным, все эти люди не были христианами, но все они изъявляли свое желание. Однако это желание было не только в одном исцелении. Многие падали ниц или, как жена хананеянка, признавшая себя недостойной псиной, сказав: но ведь и псы едят от крупиц, падающих с трапезы господ своих. Какое христианское смирение. Такого сейчас среди христиан не найдешь, а она, некрещеная женщина, веры совершенно не иудейской. Просит земного, а сердце исполнено сострадания. Господь все увидел. В Евангелии невозможно описать все. Есть эпизод, а ты смотришь, вникаешь в него.

 

- "Горе вам, законники, ибо вы забрали ключи знания, сами не вошли и входящих воспрепятствовали" (Ев. от Луки). Как понимать "ключи знания", о чем идет речь?"

 

- Речь идет о Священном Писании, в котором все есть для спасения, но эти ключи так далеко спрятали всякими законами и закончиками, что добраться нельзя.

Дали с помощью своих правил свое понимание, толкование. Ты, человек, не понимаешь, мы понимаем, как надо. Господь говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Им это было никак невдомек. Потом пришел Мессия, а они решили: раз субботу нарушает, значит, Его надо распять.

Исключительно формальное понимание слов Господних. Формальное - значит, бездушное. Душа, может, у них еще не умерла, но они ей не пользовались. В диктатуре закона нет любви, а если нет любви, этот закон годится только для изучения студентами, больше ни для чего. Всем  людям на свете нужен суд справедливый, а суд формальный справедливым быть не может.

 

- Ни один закон не может описать конкретную ситуацию.

 

– Поэтому и судит не робот, а человек, у которого - предполагается - есть сердце, опыт, он должен быть безукоризненно честен. Он должен отстаивать, бороться за человека. Если формально, то при любом исходе дела он спит спокойно, то есть он робот. А как робота спасти? Никак.

 

- Вопрос: "Как узнать, есть ли воля Божия на брак?"

 

 

- С самого начала есть, поскольку это была первая заповедь: плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю.

Есть группы людей, в нашей стране, может быть, несколько тысяч человек, который избрали монашеский путь.

 

- Значит, для остальных именно брак? Или человек может остаться вне монашества и брака?

 

- Может. Как сказал апостол Павел: хорошо вам быть, как я. Тому, кто понимает. Но не все это понимают, потому что, как сказано в том же Писании: нехорошо человеку быть одному. Господь сразу увидел это и сотворил Адаму помощника. Поскольку Адаму нужен был помощник, которого он бы любил, как самого себя, Он сделал его из самого Адама. Когда тот увидел Еву, то сказал: се плоть от плоти моей и кость от кости моей. Это означает, что он полюбил ее, как самое себя, ведь это все из меня самого.

 

- Как все изменилось и исказилось. Получается, человек возненавидел самое себя, это уже как безумие.

 

- Грех искажает все в человеке. Потому что все это из гордости, из нежелания уступить, непонимания смысла существования.

 

- Удивительно, что люди даже не хотят слушать о смысле жизни.

 

- Поэтому, возвращаясь к спасению, кому надо спасение? Правда, в разные периоды жизни человеку приходят в голову разные идеи.

 

 

- Вопрос: "У меня внучка пяти месяцев, может ли в нее вселиться нечистая сила? Видно, что ребенка что-то мучает: ничего не болит, но очень беспокойная. Как можно ей помочь?"

 

 

- Нужен хороший педиатр. Конечно, надо разбираться, как в физическом, так и в душевном состоянии. Часто человек просто не замечает, что у него 16 часов в день работает телевизор, это ребенок почему-то беспокойный. Подобная вещь может давать вполне отрицательный результат.

 

- В Евангелии часто упоминаются бесноватые люди, и создается впечатление, что их было достаточно много. А  сейчас?

 

- Сейчас 100% бесноватых, больше уже  не бывает. Это заметил еще Игнатий Брянчанинов, у него на эту тему есть исследование.

Те бесноватые, которые упоминаются в Евангелии, это уже крайняя степень беснования, но она бывает разная.

 

- Какие способы спасения от беснования?

 

- Благодать Божия - лекарство от всего. "О род неверный и прелюбодейный, доколе буду терпеть вас", - сказал Господь, имея в виду бесов. Он и пришел избавить от них человека.

 

- Из одних Господь изгонял бесов, из других нет. От чего это зависело, и почему так происходит и сейчас?

 

- От того, что только тот, кто желает. Все происходит по желанию. Великая вещь - воля человека.

 

- Неужели гадаринский бесноватый желал исцеления, что Господь изгнал из него легион? Евангелие об этом нам не повествует.

 

- Конечно. Об этом повествуется в других местах Евангелия.

 

- За бесноватого отрока ходатайствует отец, за дочь - мать.

 

- Мы все связаны. Представь, что половина русского народа стала бы молиться о другой половине за избавление от беснования, например, от одержимости бесом пьянства или бесом курения. Иду мимо школы и вижу, как девочки лет тринадцати стоят и курят. Что это, как не одержимость бесом тщеславия? В этот момент они очень нравятся себе. Здесь уже надо не молиться, а вымаливать, когда человек ради тщеславия готов себе вредить.

 

- Вопрос: "Не согласна с политикой нынешней власти, хотела бы уехать в другую страну. Является ли слабостью такое желание, ведь в этом случае я отказываюсь терпеть ситуацию, даже бороться с ней?"

 

- Это очень правильно. Я бы поехал в Сомали - хорошая страна, всегда тепло. Правда, с христианством там большие проблемы. Но без проблем не бывает.

 

- Вопрос: "Может ли прямолинейность быть вредна для души человека, к которому обращаешься. И можно ли деликатность в общении назвать лицемерием?"

 

 

- Бывает деликатность лицемерная, а бывает деликатность от уважения и воспитания.

Прямолинейность - чаще всего, проявление невоспитанности и идиотизма. С прямолинейными людьми могут общаться только родственники, а не родственники стараются убежать от прямолинейности. Обычно у таких людей вообще нет друзей.

 

- Но все остальное они считают ложью, лицемерием, изворотливостью.

 

- У нас сейчас каждый человек что-нибудь считает: у него есть своя «кочка зрения», он туда забирается со счетами и считает. Особенно про политику, а все сведения из телевизора. Человек не понимает, что он просто артикулирует чужие мнения, больше ничего, добавляя собственные измышления.

 

- Вопрос: "Как научиться непрестанно молиться? Существуют ли способы научиться этому?"

 

- Способ лишь один: для этого нужно непрестанно молиться. Пройдет лет 25, научишься.

 

- Что значит непрестанно молиться, если три часа Всенощной, и то люди уже устали?

 

- Устали стоять. Разве кто-то три часа молится? По-моему это невозможно. Отвлекся - начал, снова отвлекся - снова начал.

 

- Существуют способы поддержания внимания?

 

- Существует способ, который в древности назывался поучением: когда человек повторяет одну и ту же краткую молитву. Например: "Господи, помилуй" или "Помилуй мя, Боже" из 50-го псалма. Затем утвердилась самая распространенная: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Человек повторяет про себя, и потихонечку, лет за 25 эта молитва становится самодвижимой, то есть благодать Святого Духа начинает молиться в человеке, и сама воспроизводит в человеке эту молитву.

Это и есть непрестанная молитва, когда молитва совершается не усилием человека, а действием благодати Божией.

Прийти к ней можно лишь непрестанным устремлением. Господь видит, что человек 25 лет стремится, и дает. Как человек, который 38 лет лежал у купели, - Господь смилостивился и Сам к нему пришел.

 

- Смотришь, человек молится и гневается, молится и осуждает.

 

- Какое-то время, потом это все отойдет, будет некогда. Это же все отвлекает. Молитва как бы все перемалывает: все суетное отходит от человека.

 

- Вопрос: "Возможен ли для православной христианки брак с некрещеным человеком? Мой молодой человек не крещен и далек от религии, но я не оставляю надежды, что он придет к Богу".

 

- Конечно, возможен. Одна моя прихожанка захотела выйти замуж за наркомана, который бросил наркоманию, и, по его словам, уже год, как ничего не принимал. Несмотря на то, что я говорил, что это плохо кончится, она все равно вышла. Закончилось тем, что он засадил ей в грудь и затем в спину большой нож и получил за это восемь лет.

Все возможно, только закончится это кошмаром. Какая здесь мотивация? Мотивация - выйти замуж, это очень сильный инстинкт. Поэтому женщина начинает мечтать, что он исправится: бросит пить, начнет работать, будет вежливый, воспитывать детей. С чего он вдруг будет это делать?

 

- Он говорит, что любит. Любовь ему поможет.

 

- Да, но очень многие люди вообще не знают, что такое любовь, и думают, что те чувства, о которых они говорят, и есть любовь. А те чувства, которые он испытывает, вовсе не есть любовь, а просто прямо противоположное.

 

- Как же люди тогда воспринимают эту противоположность за любовь?

 

– Из-за эстрады, они думают, что то, о чем поет певец, это все про любовь. Это рассчитано на тринадцатилетних детей, которых папа, мама не воспитывают, в школе не учат, и которые не знают, кто написал "Герой нашего времени". Потому что человек может узнать что-то из хороших книг, частично из поэзии, может быть, что-то родители рассказывают.

 

- Откуда современному человеку узнать, что такое настоящая любовь, чтобы научиться.

 

– О том, что такое совсем настоящая любовь, узнать можно только из Евангелия. Но если человек неверующий, то, какое для него Евангелие? Выходить замуж за неверующего человека, все равно, что выходить за годовалого медведя в цирке. Медведь в цирке может работать от силы три года, дальше в зоопарк, иначе он тебя сожрет, никакая дрессировка не поможет. Так же и здесь. Если и будет какой-то иной вариант, то один на сто тысяч. Исключения всегда бывают, и они нас всегда радуют.

 

- Вопрос: "Какая позиция для православного христианина будет угодна Господу в неверующем коллективе?"

 

- Только христианская позиция, причем не только в неверующем коллективе, но и в монастыре.

Само присутствие христианина просвещает, а если кто-то спрашивает, всегда нужно ответить, дать отчет о нашем уповании, как говорит апостол Павел.

 

- Хотелось бы задать вопрос, который нас попросили озвучить: "На Вашем мультиблоге стали появляться интересные архивные материалы из предыдущих передач, но как-то нерегулярно, и эти публикации прекратились, как сказали из-за нехватки средств".

 

- Все программы на блоге связаны с тем, что кто-то из людей будет готовить материалы к публикации. Когда есть на это средства, мы нанимаем человека, а заставлять работать бесплатно, немножко бессовестно, хотя мы и используем мультиблог для миссии. Поэтому мы используем поддержку тех, кто нас смотрит. Смотрят очень многие. Сегодня в храм приходила группа мусульман, фанатов блога, хотели побеседовать. Приходил парень-пятидесятник, который сказал, что вся их община слушает. Интересуются люди даже иных религий и конфессий, но техническая сторона мультиблога требует средств.

 

- Если кому-то интересно поддержать проект "Мультиблог отца Дмитрия Смирнова", то можно прислать sms на короткий номер 7715, в начале сообщения написать слово "миссия" и через пробел сумма Вашего пожертвования. На эти деньги мы сможем расширить материалы, которые представлены на блоге, и даже открыть какие-то новые рубрики. Если кто-то готов нам помочь, то милости просим. Спасибо.

 

- Начинается лето, люди уезжают в отпуск, и в финансовом отношении лето не дает динамично развивать проект.

 

- Спасибо, батюшка. Пора прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать