Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 2 февраля

2 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

Добрый вечер, дорогие телезрители! Добрый вечер, братья и сестры! Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой» и в гостях у нас, как обычно в воскресный вечер, протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 

Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

Хочу начать с вопроса, пришедшего на наш сайт: правда ли, что Бог любит всех людей, даже тех, кто воюет против Него, и желает всем только добра?

 

Правда. Очень часто можно наблюдать, как двухлетний младенец, сидя на руках у папы или у мамы, вдруг начинает наотмашь колотить ее по лицу. Он еще не понимает, что есть чужая боль, и таким образом просто желает обратить на себя внимание, и обижаться тут на него не следует. Так же и Господь: все наши войны против Него настолько наивны и смешны для Него…Конечно, Он хотел бы научить нас другому, и понятно, что человеки никакого вреда Богу причинить не могут, а приносят вред только самим себе. Как медведь в бессмертной повести «Дубровский», Троекуров так с ним развлекался: утыкал бочку гвоздями, мишка по бочке бил, ему было больно, он ярился и бил еще сильнее. Так и все наши смешные и горделивые выпады против Бога сродни Мишкиной судьбе.

 

Мы знаем, что часто снисходительность к детям оборачивается тем, что дети становятся абсолютно эгоистичными. Снисходительность Бога к человеку, не вредит ли ему?

 

Дело в том, что когда всё это совершает человек, а в человеке страсти, пристрастия, ошибки, собственная гордость, неотесанность, необразованность – все это приносит вред. Но Бог, в совершенстве знающий механизм нашей души, как Создатель, видя такие наши проявления и зная их первопричину, хотя и мы знаем первопричину – грехопадение наших предков Адама и Евы, первой человеческой семьей, и вся последующая история, всё это накладывает свой отпечаток, но Господь и это всё знает, и помнит, и для Него каждый человек абсолютно прозрачен. Бог не может делать ошибок, это совершенно исключено. А в человеческом воспитании детей, конечно, бывают ошибки. И даже чаще, чем какие-либо достижения.

 

Но Бог милостиво такие ошибки исправляет.

 

Во всяком случае, Он, конечно, помогает процессу вразумления человека, потому что хочет спасения всем, хочет активно. Господь печется о каждом человеке, независимо от веры, расы, религии, чтобы обратить его сначала к Себе, так как без веры в Бога это невозможно, а потом уже и к спасению.

Многие недоумевают, почему Господь не обращает человека к себе более настойчиво?

 

Каждый человек по гордости всегда намерен учить. Это мы ощущаем постоянно, даже в общении с нашими дорогими телезрителями. Человек найдет нечто и думает, что он нашел что-то такое, что сейчас всё рассыплется. До него две тысячи лет это читали люди поумнее нас, и на каждую букву Писания есть совершенно четкое толкование, и не одно. Поэтому не надо беспокоиться, а надо внимательно почитать, что думали об этом люди, жившие до нас. И всё встанет на свои места. Но по гордости человек мнит себя первооткрывателем, учителем, встает в позицию всезнайки, как говорят, о себе "шибко много понимает", что приводит ко всяким глупостям.

 

Следующий вопрос такой: бывают ли в Церкви революционеры?

 

Конечно, а почему нет? Они везде. Более того, по-моему, Бернард Шоу сказал: «Если ты в 20 не революционер, у тебя нет сердца. А если ты в 40 революционер, то ты болван». Не знаю, как это звучит в подлиннике по-английски. У некоторых эта революционность затягивается в силу болванизма и на долгие годы становится чертой характера. Обычные люди всё это проходят, а молодые видят все в резком черно-белом цвете, у них либо все, либо ничего, поэтому устроители революций неизбежно привлекают молодежь, и по возможности необразованную. Мы уже давно называем таких людей «хун-вэй-бинами», чтобы сразу было понятно, о чем идет речь. Без хун-вэй-бинов революций не бывает. Это такая движущая из вне масса, которую очень легко сагитировать, которая никуда не устроена работать, которая недовольна своей жизнью. Обычно таким людям предлагают довольно трудную однообразную работу, и они не хотят учиться – это долго, а хотят сразу и много, и считают, что гораздо лучше устроить революцию - тогда кто был никем, тот станет всем, что и бывает во всяком революционном процессе. Но впоследствии всякая революция пожирает своих детей, т.е. все люди, делающие революцию, подлежат уничтожению. Так было и у нас, и во Франции: великие революционеры заканчивали свою революционную деятельность под гильотиной, а в России – в Лефортово, на Лубянке, в различных местных подвалах НКВД.

 

Вопрос из г. Казани: помогите, пожалуйста, разрешить некий внутренний конфликт. Вопрос о просфоре. В моем приходе жертва за просфору не требуется. Я часто езжу в командировки и на других приходах часто сталкиваюсь с тем, что за просфору требуется пожертвование. У меня возникает внутренне нехорошее ощущение по этому поводу. Вопрос состоит в следующем: есть ли Святой Дух в просфоре и хорошо ли брать за просфору пожертвование?

 

В переводе на русский язык "просфора" означает "приношение". Как это возникло: христиане в древности приносили на службу хлеб. Хлеб пекли дома из муки, как еще недавно, 100 лет назад, и в России. Большинство населения, кроме крупных городов, пекли хлеб сами. Этот хлеб приносили в церковь. Дьяконы отбирали самый лучший хлеб и из него совершали Евхаристию: заготавливали Агнец и он участвовал в Евхаристии, от которой все причащались. А остальные хлебы раздавались людям. Но, так как это приношение, а каждое приношение заключается в том, чтобы нечто оторвать от себя и принести в церковь, как пожертвование, просфора без того, чтобы она что-то стоила, теряет смысл, как теряет смысл свеча в качестве осветительного прибора. В церкви давно используется электричество, и свеча играет только символическую роль, она является символом нашей молитвы. А то, что мы за нее платим, это есть наша добровольная жертва на Церковь. Пусть она махонькая, но все-таки она присутствует. Поэтому, когда просфора ничего не стоит, это значит, что кто-то жертвует за нас. У меня был такой случай: один мой сотрудник попал в автомобильную аварию, исход которой был очень печальным, так как в другом автомобиле погиб человек, погиб совершенно невинно, так как виноват был как раз мой сотрудник. Мы, чтобы как-то от себя поучаствовать, сострадая семье, решили совершить отпевание, оплатили гроб, сделали различные приношения для поминовения усопших, для поминальной трапезы. Но семья погибшего выставила такой счет, в который были включены даже церковные свечи, использованные во время отпевания. Мне пришлось рассказать им, что без какого-либо их пожертвования они лишаются даже символического участия в молитве об их безвинно погибшем родиче - это совершенно неправильно. Тогда зачем на отпевание ходить? Тогда все люди со стороны человека, ставшего невольным убийцей, пусть они бы и молились, а родственники сидели бы дома, для чего все это нужно было устраивать...

 

В каждой церковной жертве есть смысл духовный. Каждый труд обязательно должен оплачиваться, любой труд – это правильно. А вещь, именуемая на народном языке "халявой", очень вредная, неправильная вещь. И то, что наши дети в течение длительного времени, а у некоторых детство затягивается чуть ли не до 40 лет, все за них делают папа и мама, а дети  только "дай, дай, дай", конечно, всё это оказывает на них очень плохое воспитательное воздействие, вот и отец Александр упоминал сегодня об этом. Точно так же всё вышесказанное относится и к просфоре, потому что хлеб, вода, соль, электричество для печей имеют стоимость, и пожертвование должно закладываться в просфору и на храм. Из пожертвования получают жалование священнослужители, церковнослужители, певчие, сторожа, электрики  т.д. То есть в каждой просфорочке содержится небольшая сумма. Затем все  складывается и получается общая сумма, из которой храм осуществляет оплату и т.д. Конечно, у храма существуют и благодетели, и другие доходы, и он может просто раздать просфоры. Но тогда в ней никакого смысла нет. Смысл возникает только тогда, когда человек совершает некоторую жертву, пусть даже в денежном эквиваленте. Вот таков мой ответ,  дорогой житель г. Казани.

 

Вопрос: женщина купила на православной выставке свечи, которые привез монастырь.  Но когда она принесла их в свой храм, ей сделали замечание, что там можно ставить только свечи, купленные в этом храме. Женщина недоумевает – она купила свечи у монастыря, почему же нельзя их возжечь.

 

Свечи, купленные в монастыре, ты можешь возжигать в своем доме, на праздник, на именины, на Пасху, в годовщину свадьбы, в день рождения любимого праправнука, но в храме ты должен пожертвовать. Ведь каждый христианин, а не дядя,  обязан содержать духовенство и храм. Даже государство, если храм представляет собой некоторую ценность, время от времени выделяет деньги,  например на ремонт. В силу того, что там нужен не обыкновенный ремонт, а высококвалифицированный, а высококвалифицированные рабочие, реставраторы стоят дорого и храм может это не вытянуть. Чтобы не испортить памятник,  государство добавляет от себя деньги. Но это не значит, что если я хожу в храм, то я бесплатно там всем пользуюсь. Если я бесплатно всем пользуюсь, то, как говорят в Одессе: как ты заплатил, пусть так ты и доедешь в то место, куда ты едешь. Это воровство. Святотатство. Каждый человек, и нужно приобщать к этому детей, обязан содержать храм, это его обязанность перед Богом, перед Церковью, ведь это его храм.

 

В Ветхом Завете было четкое указание на этот счет.

 

Да, но в настоящее время семейный бюджет некоторых людей настолько мал, что обязать их отдавать из него десятую часть нельзя. В Новом Завете другая практика - кто, сколько может, однако это не значит, что вообще ничего. Церковь, помимо оплаты сотрудников, людей, находящихся при храме, а не надо забывать, что Сама Богородица воспитывалась при храме, и на что-то Она питалась. Отец Ее был священником, и, наверное, был не нищий человек, но все равно это складывалось из пожертвований людей на храм. Храм ведет большую работу помимо пения, чтения, уборки. Ведь есть еще заботы о сиротах, о больных, об убогих и т.д. Через храм, через те пожертвования совершается милосердие. Так было испокон веков. Опять: Церковь обязана содержать вдов, а Церковь - это мы, люди. Это не батюшки, это люди должны делать. А батюшки должны разъяснять, призывать, что это наша обязанность. Например, у женщины умер муж, а у нее много детей. Государство дает какие-то деньги за потерю кормильца. Но все ведь знают, в том числе и само государство, что этого недостаточно. Кто должен восполнять? Восполнять должен приход. А организовывать эту помощь должен священник.

 

Вопрос из Новгородской области от Светланы: в Евангелии от Марка я прочитала, что Иисус Христос после исцеления бесноватого не оставил его с Собой, а отправил к людям, чтобы тот рассказал им, что сделал с ним Господь. А при воскрешении дочери Иаира Он, наоборот, запретил бывшим с Ним рассказывать, что сотворил Господь. Почему в одних случаях Господь хочет, чтобы люди знали о сотворенных чудесах, а в других скрывает это?

 

Дело в том, что воскресение мертвого человека - это случай из ряда вон выходящий. И Господь до времени не хотел, чтобы об этом знали. Его служение имело, можно сказать, несколько частей, и Он думал о том, как постепенно людям открывать, что Он - Мессия, Он - Спаситель, Он - Сын Божий. Все это было не сразу, было прикровенно. Воскресение дочери Иаира приходилось на этот этап. А такие вещи, как исцеление бесноватого, они все же встречались в древности, до пришествия Христа, редко, но это бывало. Поэтому в данном случае Господь не счел нужным запрещать ему, наоборот, исцеленный становится проповедником чудес Христа Спасителя.

 

Одного Господь исцеляет, другому дает поболеть подольше, а третий от болезни умирает. Спрашивается, почему? Одна и та же болезнь – что, одного больше любит, а другого меньше?

 

Нет, просто Господь Сам знает: когда, кому, от чего умереть. Людям это не открыто. Плод созрел, крестьянин его срывает, потому что тот уже готов. Так и Господь.

 

То есть нужно судить не по внешнему, в по внутреннему?

 

Вообще судить не надо. Надо принимать всё, как есть: если умер - хоронить; если болен - лечить; выздоровел - благодарить.

 

Как Вы относитесь к получению среднего образования дома, при том, что сами родители будут учителями своих детей и лишь в крайних случаях нанимать репетиторов? Какие плюсы и минусы для ребенка Вы видите в таком обучении?

 

Минусы в том, что родители могут не освоить всей программы, потому что это довольно трудно. Но если и бабушки, и дедушки имеют образование, то, конечно, это хорошо. Тут могут быть некоторые изъяны, но если нанимать репетиторов, хотя можно и не нанимать, потому что по закону школа обязана помогать детям, находящимся на домашнем обучении. Понятно, что школа этому сопротивляется, так как удобнее загнать всех детей в одно помещение. С самых древних времен в школах можно наблюдать много неприятных вещей. Первое - это то, что детей много в одном классе. На самом деле лучше было бы, если бы детей было не больше восьми, если дети достаточно дисциплинированы - двенадцать, но никак не больше, потому что никакой учитель не может охватить взглядом группу детей более 12 человек. Учителю приходится повышать голос, очень много заниматься вещами чисто дисциплинарными, в ущерб обучению. Второе: обычно в классе дети одного возраста, чего в природе не бывает. В каждом детском коллективе, а коллектив - это, как раз, одновозрастные человечки, возникают всякие инфекции. Самый гнусный из подростков, иногда даже из девочек, становится лидером, начинает утеснять остальных, с менее нахальных характером, что бывает вредно для всего класса с точки зрения нравственности. Нравственные потери от любой школы очень велики: угнетение, побои, драки, различные несправедливости, дергания за косы, подножки, биение головой об стену, разбитые носы, прятанье портфелей, доведение (обычно дети не говорят, до чего доводят, но в русском языке есть такой термин) "до белого каления". Человека доводят до истерики, и такое проявление властолюбия очень нравится тем, кто это делает. Все это очень трудно победить и нервным учителям это просто не под силу, так как это происходит на переменах, в туалетах, после уроков, во всяких таких закутках. И, конечно, для многих детей школа превращается в ад и им там уже не до учебы. Всё это надо понимать. Поэтому, конечно, домашнее обучение, пока психика ребенка не окрепла, предпочтительнее. А отдавать на обучение в учебное заведение лет с 14-ти - это такое благополучное видение. Организовать обучение дома очень трудно. Мы советские люди, а у советских людей не принято оказывать какое-либо внимание детям. Советский человек ориентирован на работу. Раньше он работал на государство, сейчас - на дядю, у него такой навык - работать, потому что нужны деньги, ну а детей, их куда-нибудь заткнуть: либо к бабушке, либо в школу, либо в детский сад на пятидневку. Поэтому сейчас везде строят детские сады - тоже мне выход! Надо вновь класс домохозяек создавать, чтобы мама была дома;  папа добывает средства, а мама занимается воспитанием и образованием детей.

 

А социализация ребенка? Если он все время дома, и дома, он домашний, он совершенно не способен держать удар...

 

Ну почему? Опять же: одни дети могут держать удар, а другого, чтобы он держал удар, нужно обучать боксу, самбо, вырабатывать в нем жестокость, реакцию. "Бей в нос, делай клоуна", бей первым, бей так, чтоб не встал - иначе забьют ногами, потому что накинутся вчетвером; уметь орудовать палкой, чтобы тот набрался такого страха, чтобы больше не связывался. Если мы хотим, чтобы ребенок социализировался, тогда он должен все время бить. А потом он перейдет на папу. Скажет: «Что ты мне указываешь»? То есть везде палочка о двух концах, а у некоторых палочек на конце еще и гвоздь... Что мы хотим вырастить из человека? Если ребеночек окреп, можно и спортом заниматься, и он выработает достаточное мужество, но слом психики наступает как раз в доподростковый период. Один либо становиться предателем, подлизой или вруном, а другой нахалом, и всё время бьет и обижает маленьких. И то, и другое -  не социализация, это уродование человеческой личности. Ведь человек предателем и вруном не рождается, он им становится. Становится в результате непереносимой атмосферы в детском саду, в школе...

 

Так что, если есть возможность подержать подольше....

 

Чем дольше, тем лучше, вот это уж точно. Особенно начальная школа. Любой добросовестный человек со средним образованием вполне может научить ребенка читать и писать, дать навыки естествознания. Прочитал, рассказал, спросил - зачем куда-то отдавать бедного ребеночка? Пусть он окрепнет. А в школе что? Сейчас уже с 8-ми лет дети погружены в компьютер, смотрят всякую порнографию, непотребность. Если бы папа с мамой увидели, что смотрят дети через телефончики, подаренные бабушкой, то одни бы полысели, а другие поседели бы на глазах у собственных детей. И потом, как этого джина, которого ребенок достал из телефончика, запихнуть  назад? А дети мгновенно этому научаются друг от друга. Всегда найдется мальчики, а теперь уже и девочки, которые расскажут все во всех подробностях. С тех пор, как появилась эта зараза, детей просто не узнать. Эта информация чрезвычайно вредна для психики. Дети просто надламываются.

 

Вопрос из г. Челябинска: я родилась в деревне, храма у нас не было, была бабушка Агриппина, она нас принимали, крестила и лечила. А крестилась я в храме в 49 лет. До этого возраста я делала аборты. Примет ли Господь мои грехи за аборты, которые я делала до крещения? И второй вопрос: молодая женщина имеет дар прозорливости, может предугадать, предсказать. Она этим не занимается. Можно ли определить: этот дар от Бога или нет, пользу он приносит людям, или вред? И еще, я очень болею, помолитесь за меня грешную перед Господом нашим Иисусом Христом, чтобы простил мне многие мои согрешения. Спаси Вас Господь.

 

Этот дар, как Вы сказали, конечно, не от Бога. И на этом можно эту тему закрыть, успокоиться. Второе: убитые Вами люди уже не воскреснут, поэтому грех всегда остается грехом, всегда. И то, что Вы болеете, хотя Вы не старый еще человек, как раз может быть следствием пролитой крови. Поэтому все равно нужно молиться Богу. Человеку в крещении отпускаются грехи, если крещение совершается в покаянии, а у нас большинство людей даже ничего не знает об этом. "Не крещеный? Ну, пойдем креститься. Покрестили - теперь у тебя никаких грехов нет". Это совсем не так. А в-третьих, конечно, мы помолимся за Вас.

 

Вопрос: как понимать слова Ефрема Сирина: "Молчание есть тайна будущего века"?

 

Конечно, это нужно читать вместе с контекстом. Но что я и сейчас могу об этом сказать, припоминая слова преподобного Ефрема Сирина, о чем тут может идти речь - о том, что услышать Бога можно только достигшим молчания. Имеется ввиду молчание не только, чтобы языком не произносить слов, а то, что душа в созерцании пребывает в абсолютном покое, в невозмутимом. И только в этом состоянии полного смирения и предстояния перед Богом человеку может открыться Тайна, голос Божий. Вот это преподобный Ефрем имеет в виду. "Будущего века" - почему? Потому что подлинное общение с Богом, подлинное глубокое, искомое и настоящее - то, что достигается в безмолвной молитве, которая произносится не словами. Просто душа смотрит на Бога, а Бог смотрит на душу - это достигается только в безмолвии. А это уже есть будущий век. Сейчас мы в теле, в постоянном отвлечении. Мы о Боге, даже если и вспоминаем, но и на молитве отвлекаемся. А тот, кто достиг безмолвия, он может созерцать Бога, а это уже предвкушение Царствия Божия в его полноте, той встречи лицом к лицу. Я думаю, что это так.

 

Вопрос: Господь исцелил меня от многих тяжких грехов, но с недавнего времени мне регулярно снятся сны, напоминающие о прошлом. Скажите, пожалуйста, как это объяснить и как с этим бороться?

 

Очень просто: конечно, дьяволу обидно, что это случилось, и в тот момент, когда человек себя не контролирует, а именно во сне, через сонные видения, он хочет сначала вернуть его мысли на прежние тропы, а затем и привести к падению. Перед сном и после сна нужно помолиться: Боже, очисти мя грешного.

 

Главное в бодром состоянии не возвращаться в помыслах к тому, что было.

 

Вопрос: почему во время чтения псалмов в храме тушат свечи?

Для того чтобы глаза не отвлекались от молитвы, чтобы приблизиться к молчанию.

 

То есть этим подчеркивается особый момент службы, чтобы человек сосредоточился на том, что читается в данный момент.

 

Вопрос: хочу сделать пожертвование. Сумма, значимая для нашего с мужем семейного бюджета, муж вряд ли одобрит это. Могу ли я сделать это тайком, правильно ли это будет?

Ситуации бывают разные. В идеале, конечно, муж и жена должны быть во всем согласны. Но бывает и так, что два человека в молодости поженились, потом один из них уверовал в Бога, стал ходить в церковь, а другой против всего - ты только деньги туда носишь, и т.д. В таком случае пожертвование нужно делать без оповещения, чтобы не огорчать супруга, но и так, чтобы не страдал семейный бюджет, потому что Богу не это нужно.

 

Вопрос от Валерия из г. Москвы: мы христиане и наша  судьба в будущем  зависит от нашей прошлой жизни, кто-то попадет в рай, кто-то в ад. Что происходит с остальным населением земли, несколькими миллиардами человек других вероисповеданий и различных национальностей, какова судьба этих людей, если они всю жизнь прожили правильно, может быть даже в соответствии с христианскими заповедями?

 

У них судьба очень хорошая. Просто отличная. Только у нас с Вами судьба очень печальная, потому что Вы и Я - люди очень грешные. А у всех остальных всё будет отлично. Так что Вы даже не беспокойтесь о них. Беспокойтесь более о себе, ну и немножко обо мне. Раз уж мы с Вами познакомились через наш телеканал, попрошу и Вас вознести молитву, не дерзаю просить об этом постоянно, но время от времени, так как мы с отцом Александром стараемся трудиться для вас. Сказано "Смерть грешника люта". Нам заповедно беспокоиться не о  тех счастливых миллиардах, которые пребывают во тьме язычества или в ереси. Бог хочет спасения всем. Как - этого мы не знаем, какой ключик Господь подберет к сердцу каждого. К нам с Вами подобрал. Вы правильно сказали, что мы - христиане. Мы исповедуем Христа, причем распятого. И так как Христос наш есть Иисус, что в переводе значит "Спаситель", мы надеемся, что он нас спасет. Я думаю, что нам для оставшегося времени нашей жизни этого вполне достаточно.

 

Такой вопрос звучит очень часто. Один мужчина даже написал: меня очень волнует судьба католиков и протестантов.

Я очень рад, но тут волнуешься, или не волнуешься, помочь ничем нельзя, если только не помолиться. Хочешь помолиться - помолись.

 

Люди забывают, что Бог спасает не по Закону, а по любви и по благодати.

А вот меня очень волнуют уссурийские тигры. У нас на территории мы делаем храм и все внутренне убранство из мозаики,  и я даже попросил, чтобы художники сделали там изображение уссурийского тигра. Потому что наши дети и внуки, может, уже и не застанут их, а им скажут: вот здесь изображен уссурийский тигр. Такое замечательное животное, осталось всего несколько сотен особей, это такая большая драгоценность.

 

Батюшка, а в какой композиции это будет?

В композиции рая. Среди райских животный наш, родной нам уссурийский тигр. Недели не проходит, как бы я ни думал об уссурийском тигре. И что такого? Я тоже переживаю. У меня очень много друзей среди католиков. Один друг мне письмо прислал, я на сердце его теперь ношу, чтобы не забыть в моей теперешней жизни написать ему ответ. Все эти чувства мне очень понятны. У меня и среди мусульман есть друзья, и они тоже обращаются ко мне с молитвой. Я уже как-то рассказывал, как я был в больнице и ко мне обратился врач с просьбой подойти к мусульманской женщине. Мы с ней поговорили, я за нее помолился, и Господь ей помог. Я думаю, что она не забыла наше общение. Но Спасение - это Тайна взаимоотношений души человека и Бога. Если бы она захотела и сказала: "Батюшка, а расскажи мне о Христе, о христианстве", я бы ей рассказал. Но раз она не просила, я и не навязывался.

 

Вопрос: наш приход не большой. Всех мальчиков, начиная с 5-ти лет, приглашают прислуживать в алтарь, и нашего сына тоже. Маловероятно, что он станет священнослужителем в будущем, полезно ли ему прислуживать в алтаре в таком возрасте?

 

Есть, конечно, такие детки, это редко так бывает, которым это не вредно. Но, как правило, в большинстве случаев детям это может повредить. Повредить тем, что у маленького человека будет отсутствовать благоговение к святыне. Алтарь это не игрушка.

 

Но что ребенок там видит? Стоит священник перед алтарем, молится...

 

Хорошо, а если священник, допустим, во время службы как-то неудачно пошутил? Для взрослого алтарника это ничего, это его даже не отвлекло, а для ребенка это может быть шок,  потеря благоговения. Если человек потерял благоговение, его вернуть практически невозможно, это как потеря страха Божия, как потеря девства: хирургически это возможно, но духовно - нет.

 

Вопрос: отец Димитрий, скажите, пожалуйста, когда пьяному человек делаешь замечание о его поведении, а он отвечает матерными словами, как при этом защитить свое человеческое достоинство?

 

С удовольствием. Однажды мой отец читал книгу, он любил читать книги о путешествиях, и в этой книге описывался случай: шел некоторый гражданин по уссурийской тайге и увидел пень, покрытый листьями. Он захотел ударить по пню, чтобы увидеть, не будет ли там каких-либо грибов, к примеру, опят, а может, груздей. Он ударил по пню, а тот зашевелился и встал, оказывается, это был уссурийский тигр, который нами сегодня уже поминался. Тигр ударил лапой человека и тот отлетел в сторону метров на 15, а тигр отошел подальше, лег и продолжал спать, так как он был сыт. Человек, не смотря на удар и отпечатки когтей на плече, физиономии и т.д., остался жив и благодарил Бога, что всё так обошлось. Так вот, человек, пытающийся учить пьяного, находится примерно в этой же ситуации. Если ты хочешь вразумить пьяного, готовься не только мат услышать, но и по физиономии получить. Когда ты получаешь по физиономии и хочешь продолжения дела, можешь взять телефон и набрать "02", вы звать полицию и сказать: «Этот гражданин меня поколотил».  В 10% случаев к таким людям предпринимаются какие-то меры. Обычно же бывает как: он удалится, покрывая Вас матерной бранью, а когда приедет патруль, его уже и след простынет. С собаками его искать не станут – уж очень распространенная ситуация: не ограбили, сумку не взяли, подумаешь…

 

Спрашивают: как защитить свое человеческое достоинство?

 

Вот я и говорю: «02», а как еще? Или ты думаешь, что в ответ тоже надо материть? Тогда ты становишься с ним на одну доску, заодно, и вроде бы и не отличаешься от него ничем, вы находитесь в равных ситуациях.

 

То есть вразумление такого человека принципиально невозможно?

 

Вообще убеждать в чем-либо пьяного, это все равно, что беседовать с уссурийским тигром. Для меня это совершенно одинаково. Даже, если кто-то пьяненький приходит в храм, «душа раскрылась навстречу», он чувствует себя виноватым, и прочее, и с батюшкой хочет поговорить, я никогда не разговариваю, потому что ты будешь тратить время, а он через два часа всё забудет. Приходи трезвенький, всё обсудим. За все те десятилетия, что я служу, еще ни разу не было, чтобы человек вернулся для такого разговора: как только он трезвеет, у него появляются другие заботы, а может быть просто ему стыдно, если он всё помнит.

 

Вопрос: я задолжал Господу Богу три тысячи рублей. Произошло это так: очень хотел попасть в одну поездку, но были проблемы с документами. Я молился Богу и пообещал в молитве, что если всё пройдет успешно, пожертвую на благие нужды эту сумму. Не грешно ли иметь такой договор с Богом?

 

Нет, не грешно. Но, конечно, это такой детский подход. Ты мне, я тебе. Но раз уж договор есть, надо обязательно его исполнить, а то потеряешь в семь раз больше.

 

То, что исполнить, это понятно, а именно такое общение – не стоит его использовать всегда и везде?

 

Человек, христианин, он испытывает в течение христианской жизни три стадии. Первая – раба, когда он повинуется Богу из страха быть наказанным; вторая – торговца: ты мне, я тебе; третья – сына, когда он служит Господу так, как сын должен служить отцу.

 

Спасибо, батюшка, за Ваши ответы, нам пора заканчивать.

 

Всего вам доброго, до свидания!

 

Гость в студии: протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Расшифровка: Римма Адомайтите

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать