Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 19 января

19 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 19 января 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, мы с Вами в прямом эфире программы «Беседы с батюшкой», и сегодня, в этот праздничный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

 

- Здравствуйте! Всех с Крещением Господним!

 

- Сегодня такой великий праздник, который ставят в один ряд с Рождеством и с Пасхой. Почему в Церкви так почитают этот день?

 

- Мы празднуем и в Рождестве, и в Крещении явление Бога на землю. В древности это был единый праздник, на что указует, что все расстояние между этими двумя днями заполнено Святками, это такая Зимняя Святая седмица. Христос родился в Вифлеемской пещере, потом возрастал, и вот Он выходит на Свое служение, является для всех людей, и это подтверждают и Отец Небесный, и Дух Святый, то есть явление Пресвятой Троицы на водах Иорданских. Потому этот событие вполне сравнимо с Рождением Христа, Его воплощением. В этот день начинается Его служение, ради Которого Он и воплотился - событие вселенского масштаба.

 

- Пришел Спаситель спасти падшего грешного человека, а человек усомнился в том, что это Христос, это Мессия, хотя сами свидетельствовали, что не видели таких чудес в Израиле.

 

- С сомнением все ясно: вера – «вещь» т`аинственная и та`инственная, потому что все люди по своей природе – дети Божии. И каждая душа по своей изначальной природе, она христианка. Но каждому человеку дана свобода, которая дает ему такую «провокативную» возможность уйти и даже заблудиться, и вот часть людей, увлекаясь, как говорил апостол Павел, разными философиями, отходит от Бога и пытается проверять божественную гармонию алгеброй. И тут человек попадает впросак, потому что есть вещи, которые не поверяются алгеброй. Это человек, ответные струны в душе которого не звучат.  Каждый человек по гордости своей считает свое мнение – мерилом всех вещей, я собой все поверяю. Безбожники обычно очень учительны, находятся в некоей щеголеватой позе, пользуясь при этом повальным невежеством и глупостью.

У некоторых людей слова Господни. Когда я был ребенком, еще ходил в детский сад, получил первое откровение, просто глядя в звездное небо, по настоящее время я досконально помню это ощущение. Потом я прочитал в книгах, что некоторые люди подобное переживали. Это было тоже Божие слово, обращенное к маленькому мальчику. Остаться к этому равнодушным…

 

- Батюшка, но все-таки большинство людей остаются равнодушны…

 

- Нет, большинство не равнодушны, но они не идут дальше. Нет навыка в размышлении. У меня, например, тогда в детстве возникло желание помолиться. Но это никак  не помешало мне заниматься науками и искусствами. Люди же, не имеющие подобного опыта, считают, что отсутствие такого опыта – это доказательство того, что ничего Божественного не существует.

Хотя большинство населения мира – люди религиозные в той или иной степени, в той или иной системе.

 

- Вопрос с сайта: Из жития Антония Великого мы знаем о его встрече с сапожником. Как сапожник, живя в миру, достиг такого смирения, какого не было даже у святого Антония? И как мне в сегодняшних условиях достичь такого состояния?

 

- Господь каждому «сочиняет» такие условия, которые максимально способствуют выработке смирения для данного человека в данный момент его духовного развития. Независимо от того, верует он или не веруют, христианин или буддист. Потому что все мы для Отца Небесного – Его любимые дети, несмотря на все чудачества и даже безумия, доходящие порой до Его отрицания.

Человек относится к Богу не по-сыновьи, из-за чего у него возникают разные проблемы. Господь же дает человеку специальные условия, которые помогут ему выйти на путь, только человек должен обращаться к Богу за помощью. Потому что Господь быстро откликается на молитву новоначальных. Если бы безбожник молился хотя бы в течение дня, даже не веруя, например молитвой «Господи, если ты есть…», но только серьезно, не глумясь, то он бы сразу увидел результаты своей молитвы.

Человек, как маленький ребенок, часто не понимает причин красоты, которую открывает ему Бог. Большинство людей, в основном, предъявляет Богу претензии, а Господь каждому дает по его возможностям, чтобы человек пришел в смирение. Со смирение может прийти и Господь Святый Дух, который наставляет на всякую истину, просвещает ум человека, и он начинает видеть связи вещей, понимать, прозревает, и думает уже не штампами. Большинство людей размышляют и разговаривают штампами. Например, штамп: «терроризм не имеет национальности». Все имеет национальность, например живопись, имеет национальность. Пикассо, будь четырежды испанец, он французский художник. Как Мандельштам не еврейский поэт, он русский. Значит ли это, что поэзия не имеет национальности? Имеет! Так и терроризм. Люди размышляют лозунгами и слоганам  для того, чтобы просто поддерживать беседу. Вот еще штамп: «Бери от жизни все». Это какой-то бандитский призыв, и чем он может закончиться?.. Такого, к сожалению, много.

Богу же угодно, чтобы человек над жизнью размышлял, прежде всего, над смыслом жизни.

 

- Вопрос телезрителя из г. Омска: Как Вы считаете, государство должно создавать условия, чтобы мужчины больше могли находиться дома для воспитания детей? Много лет работая на Севере, я видел, как вахтовый метод работы просто разрушает семьи, и получается, государство этому способствует. Государство и Церковь могли бы внести какие-то законодательные меры, чтобы этого не происходило?

 

Я подписываюсь под каждым Вашим словом, но Вы рассказываете о таком государстве, при котором глава государства является хозяином земли Русской, который считает этот народ своим, печется, заботится о нем. Современное государство такой цели вообще не ставит. В силу того, что мы сейчас строим капитализм, человеку, который вкладывает деньги в производство, ему меньше всего дела до наших семей.

Церковь же вообще отделена от государства, у нее нет права вмешиваться, нет законодательных возможностей. Хотя в последнее время принимаются законы, например, противоабортные, в которых видна забота государства и о семьях, и о приросте населения.

В то же время министр обороны принимает решение, чтобы мужья служили на иностранных военных базах без жен. Целый год муж и жена разлучены, это большое испытание для семьи, но для министра это не главное, так как главное  – это сэкономить деньги.

Государство начинает заботиться, когда градус кипения подходит к ста градусам, и он может взорваться, тогда что-то делает. Император же знает, что государство достанется его сыну, и он должен передать его в лучшем виде, чем досталось ему, то он совершенно иначе относится к своему народу.

Та система управления, которая существует при так называемой «демократической» системе. Ставлю это  слово в кавычки, потому что никакой демократии нет, не было и не будет, это сказка, потому что никакой народ, к счастью, управлять государством не может. Народ может управлять селом, выбрать старосту, самого толкового мужика, у которого есть образование, здравый смыл, и пять лет слушать его. В лучшем случае, такое управление возможно в городе, но уже не в губернии, там должен быть представитель от верховной власти. Иначе будут действовать подкуп и демагогия. Кто больший демагог, тот при демократии и будет у власти. Демагогия – это пустые обещания. И это происходит во всех странах.

Вы рассуждаете очень здраво. Но при той организации управления, что существует у нас и во всей Европе, это невозможно. Наши государства устроены так, как это максимально удобно крупному капиталу. Это мы устроили сами, когда хотели, как в Америке. Будем теперь ждать, пока наш народ дозреет и вернется на наш исконный национальный путь.

Тратить время и миллиарды на перевыборы – это безумие, которое призвано дать народу иллюзию демократию. Правителя надо выбирать пожизненно, но если уж он не заботится о народе, должно быть право с помощью парламента переизбрать его. Но выбирать надо пожизненно или до того, как он заболел и стал неспособен к управлению, и чтобы император передавал право управления государством своему сыну, которого он должен к этому подготовить. В парламент выбирать не чиновников, а юристов, которые готовят законы, а император проверяет и подписывает.

Сейчас Церковь отделена от государства, и если мы сейчас выскажемся по какому-то государственному вопросу, тотчас будут десятки статей и передач о том, что Церковь вмешивается в дела государства. Церкви очень непросто заботиться о народе в нашей теперешней ситуации.

 

- Вы сказали «народ дозреет», но народ сейчас отодвинут от власти и решения каких-то вопросов…

 

- Есть такое выражение: «Дошло, как до жирафа, на седьмые сутки». Народ должен с годами разобраться, что дело не в многопартийной системе, о которой так мечтали. Дело в совести. Человек трудится себе на карман или на благо народа. Трудиться надо по совести. Будет совесть, будет и государство процветать.

Если будет совесть, неважно какая форма правления. Поэтому все усилия государства, образования, Церкви должны идти на взращивание совестливого человека, не бизнесмена. Если бизнесмен – совестливый человек, он будет заботиться. Вчера я говорил с одной «бизнес-леди», которая взяла себе на работу сто инвалидов, она с этого ничего не имеет. Они трудятся, получают зарплату, а она этому радуется. Совершенно другая мотивация.

 

- Вопрос телезрителя: Нам с женой по пятьдесят, мы в Церковь ходим недавно. Нам все тяжелее в гостях, на застольях. Бог избавил меня от пьянства, и последняя свадьба, на которой мы были, для меня была каторгой. Нормально ли все это или надо идти, чтобы быть ближе к людям?

 

- Я к старости открыл для себя такой закон: Богу неугодно, чтобы мы делали то, что нам совсем не хочется. Зачем идти на свадьбу, если нам там противно? Зачем идти в собрание, которое нам неинтересно? Это человекоугодие, а в Писании сказано, рассыплет Господь кости человекоугодников. Не надо повиноваться общественному мнению, в этом нет никакой нужды. Все эти пьянки, пустые разговоры, поминки – это суррогат духовной жизни для людей, у которых ее нет.

- Батюшка, но это часто форма общения родственников.

- Надо предложить свою форму, например, они устраивают поминки, а я для тех, кто хоть как-то прилежит к Церкви, устраиваю поход на Божественную литургию, чтобы причаститься в память об усопшем, затем отслужить панихиду и поехать на кладбище. А то у нас помянуть – стакан с водкой. Помянуть – это когда я молюсь за усопшего человека. Пусть безбожники делают по-своему, мы им не указ, но и они не указ нам.

 

- Вопрос телезрительницы: Святая вода – святая ночью и днем? и во всех водоемах? Второй вопрос: Почему окунание в прорубь на Крещение происходит ночью?

 

- Ночь – понятие подвижное: когда у нас день, в Калифорнии – ночь. Мало людей у нас в стране точно знает, который час. Все это условно. На Афоне, например, время византийское. Солнце село, значит, полночь. Встало, значит, утро.

Советую Вам почитать Евангелие. На Крещение мы очень много значения придаем воде и водоемам. Купание в проруби не имеет никакого отношения к Крещению Господню. Русский человек разудалый, потому идет и окунается, некоторые сочинили такую сказку, что трижды окунулся, и грехи прощены. Чтобы грехи были прощены, надо покаяться, а покаяться – это перестать их совершать. Если Вам хочется, то купайтесь на здоровье, но помните, что это не имеет никакого отношения к празднику. И это видно по нашему телевидению. Если бы там говорили о событии выхода Спасителя на проповедь, о явлении Святой Троицы – это было бы совсем другое…

 

- Вопрос телезрительницы: Как подготовиться к самой первой исповеди?

 

- Во-первых, для этого существуют специальные книжки. Во-вторых, конечно, надо посмотреть на свою жизнь, и в чем она не соответствует тому, чему нас учил Господь наш Иисус Христос. И эта разница между тем, что должно быть и тем, что есть сейчас, называется грех. Грех этот надо осознать, назвать на исповеди, и вступить с ним в борьбу, чтобы уже не повторять. Это будет хорошая подготовка. Можно перед первой исповедью попоститься один - три дня.

 

- Многие переживают, что не могут на этой первой исповеди сказать все.

 

- Когда я шел на первую исповедь, я все, что вспомнил, написал. Священник улыбнулся, взял эту записку, не знаю, все ли он читал, но я почувствовал большое облегчение.

 

- Вопрос телезрительницы: В 1998 году мы потеряли все, в результате чего по сей день стоим в очереди на жилье, снимаем квартиру, у нас ребенок инвалид, мы с мужем работаем, но тоже имеем инвалидность. И вот в последнее время принимаются такие законы, которые делают невозможными наше продвижение по очереди на жилье без постоянной покупки прописки у чужих людей. Что бы Вы могли мне посоветовать в такой ситуации?

 

- Вы в этой теме уже двадцать лет, поэтому разбираетесь в этом вопросе гораздо глубже, чем я, поэтому посоветовать Вам я вряд ли что-то смогу. Могу лишь проконсультировать по духовной стороне вопроса, кое-что знаю о загробной жизни, могу повенчать Вас с мужем. Вам нужен юрист, моя специальность другая, я поп, могу крестить, венчать, освящать воду.

Как-то, когда у меня родился первый ребенок, я тоже пришел в контору по распределению жилплощади и спросил, какие у меня перспективы. Когда мне ответили, я понял, что если получу квартиру, то лет через пятнадцать. А через два месяца мне позвонили, чтобы дать смотровую, потому что квартира, в которой я жил срочно потребовалась Зурабу Церетели под мастерскую, и мы получили квартиру, где хотели. Чудо? Чудо. Еще я это знаю потому, что получил ключи от квартиры в день своего Ангела.

Поэтому помолиться нужно своим местным мученикам и Спиридону Тримифунтскому. Я тоже помолюсь келейно о скорейшем разрешении Вашей проблемы. Это я могу, а в остальном я совершенно некомпетентен.

 

- Вопрос с сайта: Как о себе должен мыслить христианин? что он ниже всех и вся и ничего не достоин или же он должен знать себе цену? какую?

 

- «Ломаный грош в базарный день» – очень хорошая цена. Так должен думать каждый христианин, и тогда это не ниже всех, но как все. По сравнению с Богом все наши заслуги просто ничтожны, как «ломаный грош». Звания, ордена, титулы перед Богом ничего не значат, перед Ним значимы только качества души. Даже если очень многим помогаешь, то это ничто, потому что каждый должен помогать.

 

- Вопрос с сайта: Можно ли спастись в миру, следуя пунктам книги Иоанна Лествичника «Лествица»?

 

- Конечно, только Иоанн Лествичник писал для монахов. Потому эта величайшая из книг о монашеской жизни должна быть применена к условиям жизни мирянина и современной российской ситуации. Этот труд надо проделать в своей голове, иначе пойдешь не туда. Тогда по этой лесенке можно прийти к Богу. Но спасает сам Бог, который стоит и стучит у сердца, а человек должен отворить. Шествие идет Духом Святым, не сам человек идет.

 

- Часто люди, как юноша евангельский, вопрошают, что мне сотворить, чтобы достигнуть Царствия Небесного?

 

- Смириться и следовать за Христом. И «возьми крест свой». Свой – то есть тот, который дал Сам Бог. Перестать роптать, жаловаться, обижаться.

 

- Спасибо, батюшка.

 

- Всего доброго. До свидания. С Крещением Господним!

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать