Учеба для учителей

3 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Передача из Москвы. 

 

- Тема нашей сегодняшней беседы «Учеба для учителей». Это если кратко. Если развернуто, тема звучит так: «Православный взгляд на профессию педагога и на воспитание детей».

- В чем заключается православное отношение к профессии педагога и ее предназначению?

- Думаю, в особом взгляде на ребенка. Для нас школьник, сидящий за партой, не клиент, не пациент, не тот, кому оказываем услуги на определенных условиях.

Православный педагог отличается от любого иного учителя своим целостным восприятием личности ребенка. Дети, которые сидят передо мной, суть Богом созданные, разумные, свободные личности, перед каждой из которых раскрывается их будущность. Таким образом, педагог в своем сердце несет многое. Он в известной степени чувствует себя родителем: иногда строгим отцом, иногда любящей, умеющей согревать душу ребенка матерью, иногда педагог - офицер, который должен вдохнуть в солдат мужество и неустрашимость, должен научить правильный выбор, который подсказывает нам совесть, а не стремление выжить, выкрутиться. Иногда педагог - это няня Арина Родионовна, речь которой, полнозвучная, глубокая, чистая, уносит ребенка в особый мир чистых, светлых, нравственных понятий, сопряженных с красотой, чистотой и правдой. Иногда педагог - это проводник по горной дорожке, шаг в сторону, и ты можешь упасть и разбиться. Действительно, современная жизнь полна соблазнов, и мир, лежащий во зле, тянет свои щупальца к душе ребенка. Поэтому педагог - это, прежде всего, призвание, во вторую очередь профессия. Безусловно, профессионализм необходим нам, необходимо владеть определенными методами преподавания, разбираться в возрастной психологии.

Думается, что учительская стезя в наше время во многом пересекается со священнической, потому что «сеять разумное, доброе, вечное» невозможно, если ты прежде не взрастил эти произрастания в собственном сердце. Если ты одно говоришь, другое - делаешь, если ты человек «двойного дна»,  в тебе нет искренности, ты холоден душой и не умеешь отдавать, то, как бы прекрасно ты не владел своей дисциплиной теоретически, тебе не удастся ничего сделать в отношении питомцев, откликающихся лишь на искренность, доверительность, честность, стремление идти вместе с детьми дорогой жизни.

- Как следует выстраивать отношения с учениками? Должен ли педагог быть выше, ниже своих учеников или быть с ними на равных?

- Педагог, как говорит апостол Павел по другому поводу, должен быть «всем для всех». Не буду давать однозначной, прямолинейной инструкции, но надо предупредить от крайностей, которые всегда нехороши.

Мы не должны стирать иерархические грани между взрослыми и детьми, нехорошо «якшаться», подлаживаться, ронять звание и сан, желая приобрести друзей и популярность среди детей. Но худо быть и недосягаемой горой Джомолунгмой, чтобы со своего холодного высока смотреть на этих пигмеев, едва удостаивая их приветственного взора. Думается, любовь к человеческой душе подскажет, как соединить и первое, и второе, не впадая в излишества.

Безусловно, педагог должен уметь поднимать восприятие ребенка до собственного жизненного опыта и умудренности. Поэтому он, как добрый пастырь, некогда сошедший с гор в долину, должен уметь приблизиться к ребенку, страдающему, смущенному или огорченному, и вместе с тем звать в свое « прекрасное далеко».

Ясно одно: в педагоге не должно быть ушлости, не должно быть пошлости, такой американской вольности. Если в нем соединяется и учительское, и отеческое, то он всегда будет уметь сохранять дистанцию, но при этом всегда будет простирать свою руку, чтобы эта дистанция сократилась, и таким образом будет ненасильственно привлекать детей, чтобы они восходили со ступеньки на ступеньку и приближались к мировосприятию педагога.

- Вопрос телезрителя из г. Ейска: Что такое так называемая «истинная православная церковь» во главе с епископом Тихоном, не является ли она раскольничьей, чем она существенно отличается от Русской Православной Церкви, и является ли греховной принадлежность к этой церкви?

- Вопрос немного в сторону, но он, конечно, важный. Помните, как говорил Господь: Аз есмь путь, истина и жизнь. Соборная Апостольская Православная Церковь есть столп и утверждение истины. Поэтому Русская Православная Церковь, как одна из Поместных Церквей Вселенской Церкви, не нуждается в дополнительных эпитетах. Поэтому, когда Вы встречаете эпитет «истинная», сразу возникает подозрение, что это некое религиозное образование, находящееся в раскольнических отношениях к Церкви подлинной.

Конечно, должно поопасить наших телезрителей, чтобы они не променяли золото на глиняные черепки. Ибо всякое раскольническое образование пытается за благовидными словами замаскировать свою изоляцию от Вселенской Церкви и таким образом прельстить людей. Должно понимать, что священство этих раскольнических образований безблагодатно, коль скоро оно претендует на самодостаточность. Там, где не поминается Святейший Патриарх Кирилл, там, где есть раскол в отношении епархиального архиерея, мы благодати не найдем.

- Если «раскол» возникает среди учеников, как быть учителю?

- Думаю, что один из главных воспитательских талантов заключается в том, чтобы взращивать соборность, единомыслие. Плох тот учитель, который подспудно разбивает ученический коллектив на фракции и действует по принципу «разделяй и властвуй». Талант педагога и одновременно позиция взрослого человека, который видит ограниченность детей, их ошибки, как раз должны заключаться в том, чтобы примирить эти стороны там, где возникает центробежная сила, где вызывают на «стрелку» представители иной «партии», где дети уподобляются каким-то мафиози и борются за сферы влияния, где уходит дух любви, возникает неприязнь, отчуждение, бойкоты. Это явление, часто встречающееся, и сегодня мы, педагоги, должны, общаясь с нашими самыми маленькими детками, уже вкладывать в них исконную для нашего славянства мудрость «один за всех, и все за одного». Когда другим хорошо, тогда хорошо и мне. Сегодня это, действительно, беда, потому что дети подчас неосознанно подражают родителям, и я должен констатировать, что даже малыши сегодня норовят разделяться на какие-то группки, не понимая, что наша сила в единстве. Когда мы едины, тогда непобедимы.

- Какое средство может быть у учителя против этих расколов?

- Прежде всего, личность самого педагога, который не должен иметь любимчиков, и который с особым тщанием и усердием, вниманием и теплом должен общаться с детьми, с этим осколочным, ущербным мироощущением. Сегодня дети не согреты любовью взрослых.

Любовью, мудростью, умением заразить детей любознательностью, интересом к твоей дисциплине. Ты должен жить тем, что преподаешь. Думается, что одна из побед современного педагога - это умение вывести ребенка из состояния апатии, равнодушия, преждевременной усталости от учебного процесса. Известно, что вовлечение в виртуальный, игровой мир по существу калечит ребенка. Надо вернуть ему способность радоваться окружающему миру, постигать его тайны, развивать интеллектуальное мышление и главное - раскрываться нравственно. Вот приоритеты православной педагогики.

- Вопрос телезрителя: Я согласен со всеми качествами, которые отец Артемий считает необходимыми для православного учителя. Только вот, где такие учителя и где их взять?

- Надеюсь, что русская земля богата Ньютонами и Платонами. Конечно, нам, священникам, очень важно не забывать педагогических и медицинских училищ, где куются кадры, где обучается наша молодежь, не всегда умеющая перенять от своих учителей эту искорку творчества.

Безусловно, бывает обидно, когда к нашим подросткам приходит накрашенная дамочка с холодным колючим взором, она совершенно отчуждена от детского мира, между ней и детьми большой зазор. Может быть, она и установит дисциплину железными методами, но оттолкнет от себя еще такие нежные, податливые, но неопытные души.

Вот почему мы обязаны сегодня обмениваться опытом. Должен сказать, что за последние 10-15 лет сословие священства, имеющего отношение к воспитанию детей, и педагогов очень сблизились между собою. Безусловно, очень многое открывается современному учителю через воцерковление, то есть вхождение в православную культуру не на одном ментальном уровне, а самой жизнью. Хочется приветствовать и поощрять тех пастырей, которые из своих прихожан особенно выделяют учителей, понимая, какая сфера нравственного влияния открывается перед каждым преподавателем.

Педагоги - представители беспокойной, социальной профессии. Они выходят один на один с нашими детьми, поэтому должны быть «экипированы» соответствующим образом. Речь идет не только о методических секретах, которые постигаются самим опытом преподаванием, но богатством веры, надежды и любви, милости, рассудительности, кротости, чистоты, смирения, а это христианские качества сердца верующего и верного. Мы нужны друг другу: священники, педагоги, медики, военные. Вот тот щит России, который должен быть непробиваем для стрел врага.

- Вопрос телезрительницы из Ростовской области: Я преподаю литературу и хочу спросить, как доходчиво объяснить детям, почему Лев Николаевич Толстой был отлучен от Церкви?

- Сегодня, слава Богу, нам доступны биографические материалы, не искаженные критиками коммунистического периода. Читайте, смотрите, слушайте. О душевной драме Льва Николаевича Толстого писали многие замечательные исследователи.

В чем эта драма? Конечно, в чудовищном разрастании собственного «я». С одной стороны, это художник, который может создать такие картины русского быта, военных баталий 1812 года, вывести характеры: Ростовы, Болконские, «Севастопольские рассказы», что на этих картинах строится мироощущение русского человека.

С другой стороны, это «я»: Толстой не соглашался быть просто писателем, ему необходимо было быть пророком, который объединит под своим толстовским стягом изумленное человечество. «Не могу заставить себя встать на колени перед Иисусом Христом», - говорил Лев Толстой. Последние годы его жизни - это фактически годы его демонической одержимости. Увидев крестный ход в Ясной поляне, он мог появиться на лошади - что уже было оскорбление по отношению к святыням, которые несли на руках священники и крестьяне – и, поравнявшись с иконой, не снимая шляпы,  изрыгать чудовищные кощунства в адрес Богородицы. Что это?

«Лев был, и лев его связал», - говаривал о нем со скорбью преподобный Варсонофий Оптинский. Толстой порывался быть учителем, но учил во имя свое, желал прославить свое самоизмышленное, ложное учение. Церковь увещевала и возилась с ним, как ни с каким иным вольнодумцем.

Если Вы почитаете Синодальное определение о Толстом, Вы не увидите там громов и молний, но увидите, с какой любовью к погибающей душе писателя составлен лучшими церковными умами этот документ. В нем свидетельствуется о том, что Толстой, опустившийся в романе «Воскресение» до кощунства в отношении Таинств Церкви, сам отторг себя от общества христиан.

Однако Господь простирал к нему руки вплоть до последних минут его жизни. К сожалению, воспитав детей резко отрицательно в отношении христианской веры, он пожал то, что посеял: хотел покаяться, а дочки не пустили оптинского старца до одра умирающего графа.

- Как в педагогике сочетать мягкость и твердость, строгость и снисходительность? Как Вы уже сказали, отцовское и материнское отношение?

- Думается, что это дело всей нашей жизни, и педагог, прежде всего, призван воспитывать самого себя. Речь идет не только о расширении умственного кругозора, но речь идет о собственном сердце. Нельзя быть ледышкой и деревяшкой. Нельзя быть человеком в мундире, застегнутом на все пуговицы. Надо научиться жалеть и любить все живое, из которого дети - самое прекрасное, что у нас есть.

Вот почему мы не имеем права, приходя в класс, на дурное настроение, на скучную мину, на холодный, колкий взор. Педагог призван испытывать радость, вдохновение от общения с детьми.

Что касается сочетания твердости и мягкости, хорошо говорили древние учителя: умейте неприятные вещи говорить с приятностью. К сожалению, сегодня не только дети, но и подчас родители лишены элементарной культуры, нам не хватает вежливости, корректности, а главное - добросердечности, приветливости при взаимных беседах.

Педагог ни в коем случае не должен искать «козлов отпущения».  Нельзя самоутверждаться за счет невежества ребенка. Педагог не должен багром топить мартовских зайцев, застигнутых половодьем. Наше дело - никого не погубить и всех вытаскивать на свет Божий. Педагог - это министерство чрезвычайной ситуации. Мы спасатели по определению. Строгость наша должна быть разумной, а не убийственной, так же, как в делах воспитания в нашем собственном доме.

Педагог - это хирург, задача которого не раскромсать мертвое тело в анатомическом театре, но восстановить, оживить. Главная интенция намерений педагога - это милующая любовь. Не будем раздражаться на наших детей: они не рецидивисты, а дети, которым свойственно ошибаться еще более чем взрослым. Это люди со сбивчивыми нравственными понятиями.

Педагог - это садовник, который, увидев завядшие в горшочках растения, не вырывает их с корнем, но медленно поливает и окучивает, покуда они не обретут силу.

Вот почему строгость и мягкость сосуществуют друг с другом, так же, как в Боге мы наблюдаем и справедливость, грех не может найти благоволения в очах Божиих, но Бог и милосерд, поэтому мы, как врачи, может диагностировать болезнь, но призваны поставить больного на ноги через соответствующую терапию. Тонкое искусство, и поэтому педагогика была и останется подлинным призванием.

- Вопрос телезрительницы из г. Нижневартовска: Как, на Ваш взгляд, лучше поступить, если педагог относиться к ребенку с колкостью и язвительностью, в том числе и в адрес родителей. Научить ребенка терпеть и прощать или же бежать от этого педагога подальше и побыстрее?

- Это две разные вещи, которые могут совмещаться в жизни. Конечно, нам надо, общаясь с собственными детьми, учить их в истинном свете мудрости воспринимать взрослых, которые не гарантированы от ошибок.

Если наш ребенок, рассказывая, раскрывают нам педагогические ошибки их учителя, стараться убеждать ребенка оставаться спокойным, не уязвляться, жалеть педагога, который проявляет беспомощность. Это не сила личности, но ее слабость.

Педагог, на самом деле, совершает профессиональное преступление, когда он унижает ребенка, грубо затыкает его, поддевает детскую психику. Если педагог переступает определенную черту, необходимо разумное вмешательство родителей.  Для начала можно тет-а-тет побеседовать с учителем, не просто защищать своего любимого ребенка, но говорить о том, что весь класс страдает, а авторитет педагога падает.

Если педагог не способен к спокойному и совестливому разговору с родителями, пусть они обратятся к директору. На всякую ершистую педагогиню есть завуч, есть директор, который должен поставить на место человека, не компетентного и в чем-то не соответствующего своему призванию.

Но ребенок пусть учится и смирению, и мудрости, и выдержке, потому что если он широко раскрытыми глазами, спокойным тоном скажет:

- Лидия Ивановна, прошу Вас, не раздражайтесь. Ведь я прошу Вас объяснить мне, я не понимаю, что Вы сказали. Мне очень хочется, чтобы у нас с Вами были добрые отношения.

Когда ребенок говори по-взрослому, то правда, струящаяся из его уст, часто урезонивает и неврастеничек.

- Как говорить с учениками на высокие и серьезные темы? Мне кажется, есть две крайности: можно говорить о высоком слишком сухо и серьезно, и тем самым вызвать отторжение у своих учеников. Можно снизить планку, и говорить о высоком, как бы развлекая учеников, тем самым высокое, как бы пропадает, теряется суть. Как здесь быть?

- Вы совершенно правы, потому что формализм будет гибельным по своим последствиям. Не будем забывать, что дети очень проницательные существа. Не потому, что они учились в Скотланд-Ярде, не потому что у них есть прослушивающие устройства, но потому, что их сердца еще относительно чисты. Ребенок моментально разгадывает шестым чувством всякую фальшь, неискренность, формализм.

Если педагог для галочки отрабатывает какую-то тему, но сам внутренне не причастен ей, на корню засушивается это нежное растение - высокая тема. Дети, безусловно, остаются безучастными к ложному пафосу современного педагога. Поэтому от нас, учителей, требуется сочувствие теме. «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать»... Мы должны прожить ее. Сейчас такое время, когда педагог не может вещать с высокой колокольни, как Псаки и Керри, вы посмотрите на этих лидеров современности, которые живут двойными стандартами. Педагог должен делиться: чем богаты, тем и рады, доставать из-за пазухи самоцветы и бережно вкладывать их в сердечные котомочки учителей.

У меня есть своя теория относительно Вашего вопроса. Если педагог хочет быть услышанным, хочет предугадать, как отзовется его слово, должен подружиться с русским литературным языком, языком нашей классической прозы и поэзии.

Педагог должен уметь слушать себя со стороны. Я знаю по опыту, что даже с маленькими детьми можно говорить, как со взрослыми, но только с большой одушевленностью, большим вниманием. В палитре обращения к детям должны присутствовать и уместная шутка, и искрометный юмор, и тонкая ирония, когда речь  идет о высмеивании абстрактных недостатков, пороков, дабы таким образом совершить профилактику и настроить детей правильным образом в отношении тех страстей, которые вот-вот пробудятся в их сердцах.

Педагог должен быть многообразен, многообъемен в своем общении с детьми. Ему важно не только уметь рассказать, но и показать жестом, мимикой, своего рода игрой предмет своей речи. При этом в педагоге не должно быть актерства, театральщины, он всегда остается самим собой, но в нем должно совмещаться все: и солнце и луна, и земля и море, и все это за счет вербальных средств, интонационного богатства. Педагог в идеале универсал, который должен быть причастен ко всем искусствам в той мере, в какой он знаком с миром мировой культуры.

- Вопрос телезрительницы из Самары: Наш девятилетний ребенок очень обидчивый. Портятся отношения в семье, портится его настроение, ему самому это очень мешает. Посоветуйте, как нам быть?

- Горю пособить можно и должно. Во-первых, надо понять, в кого у него такие старушечьи свойства? Обидчивость - как свидетельствует учитель Святой Церкви Иоанн Златоуст - это признак глупости. Не будем укорять ребенка за недостаток ума, но эта амбициозность, мнительность, самолюбие, высокое суждение о себе провоцируют нравственные срывы, когда ребенок замыкается в себя, смотрит букой, как мышь на крупу. Красивое, милое личико сморщивается, как у старичка.

Мне кажется, здесь уместен мягкий юмор. Надо потихонечку от этой несчастной склонности отводить ребенка через определенный рассказ. Вы увидели ту же картину, которая повторялась вчера:

- Ах, солнышко закатилось. Наш милый ребенок похож на полуживого ежика, к нему даже не подойти: одни колючки.

Уметь незаметно перейти в какую-то русскую сказку, заранее приготовить различные сюжеты анималистического характера. Поверьте, дети тем отличаются от взрослых, что долго не могут находиться в образе, который надели на себя искусственно. Переключите внимание ребенка на русскую сказку, дополните рассказ о «Теремке» или «Колобке» своими собственными сюжетами, и Вы вдруг увидите: глазки заблестели, разгладились черты лица, в ребенке вновь пошла какая-то внутренняя жизнь. Благодаря Вашему творческому подходу, он может через три минуты забыть сам повод, по которому стал зачем-то обижаться.

Будем работать над собой, развивать свою речь, свое мышление, чтобы родители были не сухими боннами, но были, действительно, русскими сказителями, которые тонко, деликатно и умело, не нарушая свободы ребенка, не ломая его личности, корректировали его поведение и доставляли покой его сердцу.

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: Моему внуку нужен загранпаспорт, но его смущает, что там чип. Возможно ли получение такого паспорта христианином?

- Мне кажется, не надо бояться, что в существе своем никакого страха и опасения недостойно. Да, паспорта сейчас новых образцов. Но если обладатель такого паспорта опасается какого-то контроля за собой, то сегодня ваше местоположение может быть  вычислено уже по мобильному телефону.

Одна старушка рассказала мне такую историю:

- Мой внук восемнадцати лет, православный христианин, очень боялся паспорта с полосочкой, на которую наносится электронная информация. Я к нему подошла и сказала: «Внучок, милый, чего ты так опасаешься, дай я на секунду положу паспорт в микроволновую печку, и, как мне рассказала моя знакомая, никакую информацию на эту полосочку нанести уже будет нельзя».

Я подивился технической осведомленности современных старушек. Дорогие друзья, не будем бояться этих новинок. Мы, конечно, не поклонники технического прогресса, но лишь бы человек был достойный, без подмоченной репутации. Такому иностранный паспорт не повредит.

- Как, на Ваш взгляд, следует наказывать детей, если следует их наказывать вообще? И как правильно их поощрять?

- Конечно, следует, учитывая, что «наказ» есть научение, вразумление. Если учитель, обманувшийся в своем ученике, который проявил дерзость вместо кротости или непорядочность вместо честности, слукавил, когда нужно сказать правду, учитель движением брови, переменой интонации показывает ученику, что между ними отныне дистанция. Учитель не может быть старшим другом ребенка, который в коридоре вслух выругался матерной бранью. Если учитель имеет нравственный авторитет, то таким образом отстранив себя несколько от ребенка, он может даже без лишних слов дать ему понять, в чем его беда.

Наказывать можно самыми разными способами, важно только помнить, что дети тянутся к справедливости. Если педагог справедлив, если он осторожен и мудр, не бьет мимо цели, то внутреннее чувство правды в нашкодившем ребенке всегда согласится с мерой наказания, необходимой для того, чтобы тот осекся, подумал, куда он зашел и как ему возвратиться на дорогу чести и добра.

Безусловно, коль скоро речь идет о педагогах, мы должны знать, что нам позволено, что нет. Недопустимо из уст педагога услышать, например: бараны или еще что-нибудь похлеще. Это нравственное падение, если не преступление со стороны педагога.

Мы должны хорошо понимать, в чем наша сила, в чем бессилие. Выставить ребенка за дверь или поставить жирный «кол» за то, что он рассеянно смотрел в окно, когда я объясняю новый материал - это топорные методы, которые говорят о том, что мы имеем дело не с нейрохирургом, а с мясником. Если мной движет разум и любовь, я всегда могу попридержать такого зарвавшегося молодчика, употребить такие интонации в голосе:

- Да, как Вы можете? С кем я имею дело? Это Вы, приличный молодой человек, или распоясавшийся молодчик?

Все эти обертоны, интонации усваиваются за десятилетия опытным педагогом. Думаю, главной его творческой победой является искусство установить такую атмосферу уважения к знаниям, мной передаваемым, к званию педагога, который всегда должен быть непорочен, одет с иголочки, всегда должен быть предметом, если не восхищенного, то  напряженного внимания со стороны детей. Когда дети хотят подражать педагогу и невольно усваивают его хорошие манеры, его слово, его реакции, это уже большое дело - педагог возвышается до статуса эталона. Но за этим стоит огромный внутренний труд, которого дети не видят и не понимают, но плодами которого они счастливо пользуются.

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Скажите, пожалуйста, что Вы думаете о предположении, что изначально «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина изначально задумывалась, как сказке о купце?

Когда читаешь с детьми сказки Пушкина, спотыкаешься о то, что слово Бог написано со строчной буквы, как это объяснить детям?

- В этом виноват не Пушкин, а те балды-издатели, которые не знают, что слово Бог всегда пишется с прописной буквы. Это просто отсутствие издательской культуры. Возможно, Вы используете советские издания?

Что касается образа попа и работника его Балды, то Жуковский, готовя сказку к изданию, ввел образ купца вместо образа священника. Пушкин писал о священнике. Почитайте об этом у замечательного ученого-пушкиниста Валентина Семеновича Непомнящего. В своем удивительном двухтомнике размышлений о творчестве Пушкина, он говорит о том, что в этой сказке не прослеживается никакого богохульства.

Пушкин понемногу рос и отрешался от насмешливого рационализма, который он почерпнул во времена своей юности во французской легкомысленной литературе. Это как бы бытовые зарисовки, которые были свойственны дворянству XVIII века, расцерковленному, не понимавшему призвания священства, но воспринимавшему пастырство внешним образом, тем паче, что положение духовного сословия в это время, как будто не относилось к просвещенному сословию. В Тригорском, в Михайловском могли быть храмы, но священников воспринимали едва ли не на уровне крестьянства.

Не будем забывать, что само слово «поп» получило презрительный, хамский оттенок лишь в советское время. В терминологии XIX века поп - это священник, слово происходит от греческого «папос» - отец. Сегодня, конечно, обратиться к священнику со словом поп было проявлением грубости и невежества. Во времена Пушкина оттенки были немножко смещены.

Соглашусь с Вами, что эта сказка не столь назидательна и интересна, как «Сказка о мертвой царевне» или «Сказка о золотой рыбке», поэтому необходимо иметь определенный такт в общении с детьми. Читая им, мы можем что-то пригасить, и роль детали в художественном произведении очень важна.

Пушкин, как человек, искал истину, ошибался, страдал, искренне признавался в своих заблуждениях, с отвращением взирал на ошибки юных лет, но, как честный художник, не стирал строк, некогда легкомысленно написанных, дабы мы могли учиться на его ошибках, однако ценили то прекрасное, нетленное, что запечатлено в его произведениях.

Пушкин велик тем, что он всегда, как русский гений, рассматривал личность человека под знаком вечности, интересовался предназначением человека. На личность он смотрел не прагматически, но осмыслял судьбу человека на весах божественной правды и любви.

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: В наш город принесены копии Святых даров волхвов, которые хранятся на Афоне, и меня смущает, что это копии. Копию икон я понимаю, но как может быть копия Святых Даров?

- Что имеется в виду под копиями, о чем идет речь? Если речь  идет о том, что в Екатеринбург из Ватопедского Афонского монастыря привезены частицы, треугольнички злата, которые восточные мудрецы положили к стопам Христа, не думаю, что речь идет о новоделе.

Мне кажется, здесь какое-то недоразумение, поскольку эта святыня была привезена и в Москву, и в многострадальный Киев.

В свое время я был на Афоне и видел круглый шар из воска и смирны. Было три разновидности даров: ладан, смирна и золото. Тягучее восковое образование, сохранившееся до наших дней, соединяет ладан и смирну и несколько десятков золотых треугольничков, каждый из которых особым образом отгравирован.

В Москву привозили несколько этих золотых украшений, я не думаю, что речь идет о копиях, давайте для себя этот вопрос проясним.

– Наша передача подходит к концу. Ответьте, пожалуйста, в завершении нашей передачи на очень простой и очень сложный вопрос: «Что главное в профессии педагога?»

- Думаю, главное – это жертвенность в служении. Ты можешь быть учителем химии, литературы, физкультуры, иностранного языка, но ты всегда должен преподавать нечто поверх твоего предмета.

То, что мы передаем, преподаем, это, конечно, теплота Христовой любви, человечность, уроки добра, которыми наша дисциплина, наше общение с детьми должны быть пропитаны и пронизаны. Так, чтобы поверх химических формул, поверх литературных героев струилась жизнь, урок жизни. Этот урок необязательно проговаривается вслух, но в самом отношении к двоечнику, с которым я терпеливо вожусь и пробуждаю в нем интерес и любознательность. Или в отношении к девочкам, по отношению к которым я, как мужчина, должен проявлять корректность, выдержанность и уважительность, и таким образом пробуждать в мальчиках стремление к чистому, целомудренному общению с противоположным полом. В каких-то кризисно-конфликтных ситуациях, когда педагог сохраняет равновесие, баланс ума и сердца, никогда не изменяя доброжелательности, открытости в отношении детей. Эти жизненные уроки прежде всего запоминаются детьми, и поэтому педагог - это учитель жизни. По тому, как он мыслил, как он действовал, как общался с детьми, наши воспитанники составляют целостное представление о человеке.

Если дети, как орлята, научившиеся летать, но в сердце остался теплый и светлый след, и они знают, что живет на свете человек, к которому всегда можно возвратиться, который никогда не оттолкнет их, поймет, поговорит или даже помолится - это уже великая победа. Даже если ребенок унес в аттестате троечку, но при этом Вы были для него и другом, и отцом, и матерью, и наставником, и добрым собеседником. Думаю, что все это окупится и принесет реальный плод в судьбе самого ученика.

- Спасибо большое Вам, отец Артемий, время нашей передачи подошло к концу. Прошу Вас: благословите на прощание наших телезрителей.

- Мы все перед Богом дети, а истинный наш учитель - Господь Иисус Христос, и пусть Его благодать назидает и просвещает наши умы и сердца, даруя нам силы к несению жизненного креста. И благословит нас Бог!

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать