Беседы с батюшкой. "Радостию друг друга обымем". Как сохранить пасхальную радость

30 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Константин Мальцев.

– В пасхальные дни мы обсуждаем тему: «Как сохранить пасхальную радость». Но сегодня эта тема звучит по-особому, потому что сейчас никто не может с уверенностью сказать, что среди нас отсутствует уныние. «Каким образом уныние сосуществует с пасхальной радостью?» – вопрос вопросов.

Пасхальная радость, наверно, посещает всех. Если вспомнить слова Иоанна Златоуста на Пасху про всех постящихся и непостящихся, то, мне кажется, даже неверующих людей в эти дни касается эта удивительная радость, и не только тем, что мы постоянно говорим: «Христос воскресе!» Но вместе с тем сейчас многие люди страдают от уныния.

Есть такие размышления, что могут быть разные степени уныния: кто-то унывает настолько, что не может спокойно жить, а кто-то унывает и не замечает этого. Во всяком случае, уныние если не процветает, то имеет место. Именно в этом аспекте по-новому звучит тема: «Как сохранить радость Христова Воскресения в наших сердцах не только до Вознесения, но и на всю жизнь?»

– Если начинать разговор про пасхальную радость, то нужно учитывать, что эти дни (сама ночь Пасхи, Светлая седмица) – уникальные. Как Вы сказали, люди, которые соприкасаются с этим событием, на каком-то мимолетном, бытовом уровне тоже испытывают неизведанные для себя чувства. Нужно понимать, что эти пасхальные дни уникальны, поэтому сохранить эту радость в полной мере мы до конца не можем.

Если же будем искусственно ее вызывать или унывать, что она как-то из нашей жизни уходит, то будем вредить сами себе. Уже в течение всего года пасхальная радость для нас должна перейти в нечто другое. Уныние, о котором Вы говорите, связано с неумением видеть в себе границы того, что мы можем удержать, достичь, и вообще границы своих возможностей при взаимодействии друг с другом и прежде всего в богообщении. Вопрос здесь граничит с аскетикой, богословием, осмыслением своего места в истории человечества и истории Церкви.

Мы не затронем всего, только некоторые моменты, но я бы хотел акцентировать внимание слушателей на том, что уныние возникает, как правило, по двум причинам: из-за лишнего самомнения, самолюбия и потому, что унывающий человек предается греху маловерия. Он не может до конца понять, что все, что происходит не только в глобальном масштабе, но и в рамках его личной жизни, каждой минуты его жизни, зависит от Господа. Это все учитывается в Промысле Божьем. Если мы сможем взглянуть на события выше тех границ, которые нам подкидывает нынешняя ситуация, нынешний мир, то сможем избавиться от уныния в какой-то степени.

– Мы говорим, что в нашем мире достаточно причин для уныния, мы расстроены, думаем о том, как выжить в этих условиях, что делать, если потерял работу, когда не хватает денег; что делать, когда ребенок, который учился все время на «пять», вдруг стал плохо учиться на дистанционном обучении. Много причин, чтобы сказать: «Я унываю». Уныние ли это, если человек размышляет о тех проблемах, которые есть в его жизни, и когда эти проблемы превращаются в грех уныния?

– Думаю,  размышления превращаются в грех уныния тогда, когда они не связаны с молитвой, оторваны от Откровения, Священного Писания, богообщения, от общения с братьями и сестрами. То есть человек замыкается в себе, не видит уже границ, которые могут защищать его от воздействия тех страхов, которые присутствуют в личной жизни каждого, присутствуют постоянно в ситуациях  ближних людей.

Поэтому здесь нужно выйти на духовном уровне за пределы самоизоляции, о которой сейчас говорят (здесь как раз изоляция неуместна, мы не должны изолироваться от Бога – это молитва), мы не должны изолироваться от Священного Писания, от опыта тех людей, которые являются свидетелями преодоления уныния. Мы не должны изолироваться от тех, кто прошел этот путь и может нам что-то посоветовать.

Вопрос телезрителя: «Христос воскресе! В чем разница между унынием и критическим отношением к жизни? Почему у нас хватает радости и восторга на несколько дней? Потом постепенно это затихает, забывается – и до следующего года».

– Это естественно для человека. Мы опять можем обратиться к Священному Писанию и вспомнить случай, когда Господь очень близко открывал Свое Божество, Свою радость, делал так, что от человека ничего не зависело, он просто наслаждался тем, что видит Господа. Например, мы можем вспомнить Преображение, когда ученики испытывали невероятное блаженство, но Господь прервал это блаженство и сказал: «Да, радуйтесь, не бойтесь, но у вас есть еще много других дел». Поэтому уникальная пасхальная  радость дается как бы в залог и как помощь для того, чтобы мы дальше могли ее реализовывать в тех насущных делах, которые нужны нам и ближним для спасения. Для того, чтобы мы еще больше могли испытать эту радость через год, чтобы по-настоящему подготовились к вечной радости, к встрече с Господом.

– Я хотел задеть еще один аспект. Мы знаем, что каждое воскресенье – это малая Пасха. Мы знаем, что батюшка Серафим приветствовал всех всегда: «Христос воскресе, радость моя!» Размышления о воскресшем Христе (Вы клирик храма Воскресения),  пребывание всегда в этом состоянии понимания Воскресения Христова может быть для человека искусительным или это в любом случае радость, которая не может принести никакого духовного вреда?

– Память о воскресшем Господе, о Воскресении Христовом должна присутствовать всегда в человеке – в этом нет никакого вреда, но мы должны отдавать себе отчет, какой ценой это было достигнуто для людей. Мы должны помнить не только о событии Воскресения, но обо всех тех событиях, периодах личной истории Христа, человеческой истории, без которых бы не было Воскресения. Есть дни, когда мы забываем о Воскресении, и Церковь благословляет нам думать о другом. Например, Страстная пятница: мы скорбим и чувствуем богооставленность, Сам Господь скрывается от нас. Иногда это полезно для человека. Потому что любой человек может что-то возомнить о себе, переставить местами важные вещи на своем духовном пути… И Господь таким образом врачует и дает понять, что радость Воскресения Христова зависит не только от Него, но и от духовного состояния самого человека. Если мы будем в целом воспринимать процесс искупления человека, процесс служения Господа,  Его обещание пребывать с нами  в Святых Дарах и через Откровения Святого Духа, если будем это помнить, тогда будем в безопасности от тех искушений, которые называются духовной экзальтацией.

– Я как раз об этом хотел поговорить. Я бы хотел привести пример. У меня есть знакомый, у которого, когда он много и подробно думал о распятии Христовом, на руках образовались стигматы. Это были открытые раны. Тогда было удивление: каким образом это произошло? Такая экзальтация может быть опасна или полезна для души человека?

– Я уже затронул эту тему: Господь может оставлять человека  наедине с самим собой. Человек должен пережить и осознать даже отрицательный опыт, к которому он не хочет возвращаться или который не принес ему радости, удовлетворения, не подтвердился в тех дарах, что должен приносить любой опыт. Если все сводится к тому, что человек замыкается на своих собственных переживаниях, определенных моментах того, что сделал Господь, и не переходит на уровни возрастания в познании Бога, преображения самого себя в процессе богообщения, то здесь налицо такое самообольщение.

Если человек остается замкнутым в этих переживаниях, то у каждого это бывает индивидуально. Вполне возможно, эти моменты у конкретного человека, о которых Вы сказали, принесли ему пользу на определенном духовном этапе, но мы не можем их вызывать искусственно. Я думаю, каждый из нас переживает моменты радости, скорби, но никто из нас не может гарантировать, что это повторится тогда, когда мы захотим. Поэтому будем верить: то, что было у Вашего знакомого, было просто одним из полезных этапов для его духовного возрастания.

– Когда мы говорим о чтении Евангелия и молитвенном обращении к Господу, здесь тоже есть сложный момент для понимания. Когда мы обращаемся к Господу, наша молитва может быть разной. Каждый день нас беспокоят разные вещи. Может быть, есть и какое-то постоянство в этом, но человек меняется каждый день и каждый день его что-то новое волнует. Как научиться в эти дни, когда у нас и молитва по-другому звучит, молиться в особенности о том, что больше всего волнует? Если это время радости, то о каких проблемах молиться? Я просто не должен молиться ни о каких проблемах?

– Мы начали наш разговор с того, что молиться нужно обязательно непрестанно. Но молитва должна проверяться тем опытом молитвы, который нам открыт в Священном Писании и в святоотеческих творениях. Нужно сопрягать свою молитву с чтением Священного Писания, размышляя над ним и сравнивая это с тем, что об этом думали святые отцы.

– Вопрос телезрителя: «Пандемия остановила человека, заставила его подумать о его делах. Но вынужденное сидение дома ввергло людей в состояние безысходности, безденежья. Как в таком случае сохранить пасхальную радость?»

– Чтобы окончательно дать ответ на вопрос, для чего эта напасть к нам пришла, для какой цели, нужно время, это уже дело других поколений. Но уже сейчас можно сказать, что через эту пандемию Господь многое нам напоминает и открывает. Напоминает, например, о том, что весь мир – это больница. В обычное время мы об этом забываем. Многие ли думают о том, что они каждый день проходят мимо учреждений исправительного характера или больниц, где страдают, умирают люди? Может быть, некоторые всю жизнь там проводят, не знают, что происходит в нескольких метрах от них. А здесь Господь без всяких прикрас дает нам понять, что карантин начался после изгнания из рая. Господь ограничил этот мир временем, пространством и состоянием людей.

Мы переходим, образно говоря, из отделения в отделение. В какое-то время нам полезно пребывать и вне храма, в какое-то (не дай Бог, конечно) – кто-то попадает в реанимацию, кто-то проходит терапию... Если мы осознаем, что Господь участвует в том, что происходит, то успокоимся и будем искать одного: как бы нам найти полезное от Господа задание – познать волю Божию о нас самих в данной ситуации.

Воля Божия есть для каждого. Мы будем это делать с благодарностью, молитвой и через это получим радость, которая является следствием правильного выбора воли Божией. Это невозможно сделать самому, но вместе со святыми отцами, Священным Писанием, молитвой Церкви, которая корректирует нашу молитву.

– Вернемся к святым отцам, Преданию, литературе, которую мы имеем возможность читать: много свободного времени сейчас есть. Могу себе представить, сколько мы можем всего прочитать сейчас. Что бы Вы посоветовали почитать людям, чтобы они с большей свободой могли ответить на вопрос: как сохранить радость Воскресения Христова и как не унывать?

– На первом месте Священное Писание. Уверен, что большинство людей так и не осилили многие книги Священного Писания, Ветхого Завета, который также полезен для нас тем, что является некоей вершиной мудрости того времени…

Можно определить для себя, что усваивается лучше – чтение или видеолекции. В Интернете есть много лекций людей, которые давно исследуют, преподают те или иные дисциплины, в том числе и по святоотеческому Преданию. Сейчас много литературы по толкованиям Священного Писания, их мы тоже можем использовать. По каждому отрывку можно посмотреть мнения отцов, которые жили в разные века, мнения исследователей из современной библеистики. Это занимательно, очень полезно. Если мы начнем со Священного Писания, святоотеческого толкования – это будет стимулировать нас искать откровения, свидетельства о Боге в том числе и в современной литературе, и в классической, которую мы все любим и знаем.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас пандемия. Радостью поделиться можно с родными и близкими только по телефону, не видимся ни с кем. А почему? Ведь не такая сильная заболеваемость? Почему объявили пандемию, почему сложилась такая ситуация?»

– Когда нас лично не касается какая-то ситуация, мы можем рассуждать в этих категориях: почему объявили, зачем это нужно афишировать? Но давайте посмотрим на свидетельства того, что происходит: и государственные органы на разных уровнях об этом говорят, есть свидетельства простых людей – их можно легко найти. Поэтому есть пандемия.

В чем ее своеобразие, если можно так сказать, которое попускает Господь? В том, что мы не знаем, кто заболеет и кто может выздороветь после болезни. Нет вакцины, нет лекарства от этой болезни. Поэтому Господь нас сейчас, с одной стороны, испытывает, а с другой стороны, дает шанс показать, насколько мы мудры, насколько можем справиться с той ответственностью, которую вызывает эта болезнь.

В какой-то степени, я согласен, мы заложники той информации, которая вокруг нас, если мы сами это не пережили еще или не знаем личных свидетельств каких-то; но, с другой стороны, о других предметах мы так же судим: мы верим определенным людям, которые нам что-то рассказывают. Церковь говорит нам о том, что дело серьезное, не обойтись обычными мерами предохранения от этой болезни, что приходится иногда даже изолироваться в храмах священнослужителям, чтобы через малое не потерять большее, чтобы вообще не закрылись храмы. Конечно, надо к этому прислушиваться и свое мнение не ставить во главу угла. Кстати, это к вопросу о том, как можно нам самим изгнать пасхальную радость из своих сердец.

– Прекословием и непослушанием.

– Если мы будем вынуждать Христа отдалиться от нас через осуждение, непослушание, самомнение... Поэтому это еще один из советов, как сохранить пасхальную радость: проявить терпение, доверие Церкви, трезвомыслие.

– Совсем неожиданный вопрос. Казалось бы,  он даже немного в сторону уводит… Когда мы говорим о чтении и толковании Священного Писания, мы часто сталкиваемся с тем, что нас обвиняют: зачем нужны толкования, сам читай и все будет в порядке. Как ответить на это?

– Много примеров в самом Священном Писании, когда человек (причем даже не перед другим человеком, а перед Самим Господом) самоуверенно утверждал: «Я знаю сам, как лучше сделать». Мы можем вспомнить, например, апостола Петра, апостола Павла, который был очень ревностным в изучении Священного Писания и в толковании его. Но тем не менее он был ревностен не по разуму, поэтому услышал от Господа слова: «Что же ты идешь против рожна?» То есть не знаешь, что знания человеческого недостаточно, тебе обязательно нужна помощь Самого Господа.

Во-первых, Господь открывается нам не только во время личной молитвы, но через других более опытных людей, открывается для нас в Церкви. Во-вторых, мы сами можем ошибаться – это очевидно. Если мы ошибаемся иногда в принятии решений, в нашей семейной жизни (любой человек может это подтвердить, если честно смотрит на свою жизнь), то уж тем более можем ошибаться в тех пластах, совершенно других планах богооткровенных словес, которые сохранялись для нас по крупицам как некое сокровище. Поэтому не сверять свою жизнь с этим сокровищем, которое хранит для нас Церковь, а Церковь и есть хранилище святых отцов, – это самому себе вредить и самообольщаться.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы подсказать нашим гражданам рецепт от уныния, если это возможно. Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь и непрестанно молитесь. Молитесь за народ, за страну, потому что мы должны уповать на Господа нашего Иисуса Христа, славословить Его. Только в Нем выход, победа и радость. Если мы унываем, тогда у нас дух подавлен».

Спасибо Вам большое за Ваш комментарий. Действительно, если мы говорим о молитве и о том, что нужно сверять свою духовную жизнь с неким камертоном, то, наверное, в нашей жизни возникает много вопросов, на которые сложно ответить. Но самый главный вопрос, который возникает у всех, в том, что сейчас много размышлений о смерти, потому что мы сейчас видим много свидетельств, много людей умирает. И мы всегда можем заболеть и оказаться в этом же незавидном положении. В этом случае у нас ведь есть спасительный путь, мы можем исповедоваться и принять Тело и Кровь Христовы. Сейчас сложно прийти в храм. Почему, на Ваш взгляд, очень мало обращений, чтобы пригласить священника домой и причаститься дома?

– Это связано с тем, что некоторые действительно пребывают в страхе, что можно заразиться – не через Святые Дары, а через человека. Некоторые просто берегут священников, чтобы они не могли входить сейчас в зону риска. Разные причины есть. Будем размышлять в русле того Откровения, которое читается сейчас в Церкви о Святых Дарах. В частности, читается святой апостол Иоанн Богослов, сегодня читались слова Господа о том, что кому Он хочет, тому дает жизнь, кого хочет  –  воскрешает. Не только в последний день, но и вообще – духовно, из мертвого человека делает живым.

Будем размышлять о том, что без Его вмешательства, теснейшего присутствия в нашей жизни мы не можем стать живыми на уровне духовной жизни. Мы можем двигаться как живые люди, но на духовном уровне можем быть мертвыми или же не возрастать. Усвоим слова Святого Евангелия о том, что бывают разные времена, иногда Господь говорит: не берите сумы, обуви, сейчас Я буду вам заменять все, не заботьтесь ни о чем. А бывают времена, когда Он говорит: сейчас возьмите суму и даже купите меч. Бывают времена, когда Он говорит: терпением вашим спасайте души ваши.

Нужно различать времена. Сейчас такое время, когда, размышляя о необходимости, ценности Святых Даров, необходимости церковной, храмовой, всеобщей молитвы, мы тем не менее проведем это время в ожидании Господа, как ожидали Его люди по многу лет (бывало и такое). Тогда непременно мы перейдем на другой уровень восприятия того, что происходит в Церкви, что там главное.

Действительно, причастие Тела и Крови Христовых – это основное для нашей духовной жизни, все остальное лишь помогает этому. Мы с вами сейчас чего-то лишены; как священник я не могу служить, например, литургию с прихожанами тогда, когда хочу. Я бы хотел, чтобы братья и сестры участвовали в этой Трапезе, но, к сожалению, нам приходится служить сейчас одним. И мы находим в этом тоже некую духовную пользу, чтобы потом, когда все возобновится и будет полноценная жизнь общины, через молитвы, совместную радость, Причастие мы стали ценить эту драгоценность, которая у нас есть.

– Сейчас Вы говорили, что это время, когда мы в приближении можем понять, что такое аскетика. Мы обладаем сейчас временем для чтения Священного Писания, отцов Церкви, можем найти время для того, чтобы в нашей духовной жизни не умер практикующий христианин, чтобы, когда закончится это поветрие, сумели прийти в храм. Я надеюсь на то, что у нас будет сразу очень много прихожан, все придут с радостью. В этом случае, я думаю, хорошо, если это будет до Вознесения, например, и мы еще успеем сказать друг другу в храме: «Христос воскресе!» Подтвердите мою мысль или опровергните ее: мы можем сказать, что сейчас для нас благодатное время, когда мы можем узнать больше о христианской вере, узнать себя, своих близких.

– Об этом говорю не я, а святой апостол: христианину все содействует ко благу. Что бы ни происходило; при должном восприятии. С другой стороны, можно вспомнить слова Господа, когда Он говорит: не ваше дело знать времена и сроки. Мы надеемся, что все это скоро разрешится замечательным результатом, о котором Вы рассказали, молимся об этом, но все-таки Господь лучше нас все знает.

Если настроимся на то, что будем благодарить Господа за прожитый день, за то, что Он дает нам возможность и на следующий день что-то исправить, воздать Ему хвалу, искать Его воли, подражать Ему, тогда незаметно пройдет это время. И мы сможем потом вспоминать о нем, как вспоминали, например, о временах гонений в советское богоборческое время в начале ХХ века.

Люди вспоминали об этих годах и говорили: «Несмотря на все лишения, которые были, когда нас ограничивали во всем (мы не могли ходить в храм, служить, молиться вместе), тем не менее Господь нам что-то открыл такое, что компенсировало нашу обычную, привычную радость богообщения». Поэтому давайте просто предадимся в волю Божию, усилим молитву, будем надеяться на Его всемогущество, всеведение и благой Промысл о каждом из нас.

– Вы вспомнили времена гонений, которые закончились буквально на нашей памяти. Когда на пасхальный крестный ход приходило много людей, очень мало оставалось в храме. Теперь, я думаю, все должно быть иначе. Сколько людей придет с крестного хода, столько же останется до самого утра с восклицанием «Христос воскресе!» Очень надеюсь, что мы сумеем встретиться с Вами еще раз и поговорить на эти волнующие темы.

Благословите наших телезрителей.

– Бог да благословит всех! Христос воскресе!

– Пасхальную радость мы пронесем через все перипетии. Дорогие телезрители, мы очень благодарны вам за молитвы и поддержку, которую вы сейчас оказываете нашему телеканалу. Вы и сами нуждаетесь в эти дни, но не оставляете без вашего милосердия наш телеканал. Спасибо вам большое за эту удивительную радость.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать