Беседы с батюшкой. Православное школьное образование

4 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Щукин, помощник руководителя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской Митрополии. Передача из Екатеринбурга.

 

- С 6 по 9 марта состоится суперфинал VII Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры. Расскажите подробнее об этом мероприятии.

- Это очень интересный образовательный проект, в который вложен труд многих людей. Это мероприятие – яркое событие в образовательной жизни нашей страны, в котором стремятся поучаствовать все большее количество школьников. Это событие приобретает сейчас высокий статус. Проект изначально был поддержан Святейшим Патриархом Алексием, затем Святейшим Патриархом Кириллом. Сама олимпиада проходит в течение учебного года: она не является главной темой учебного года в области православной культуры, но является венцом того труда, который подъемлют на себя педагоги и школьники по Основам православной культуры. Вместе с суперфиналом этой олимпиады будут подводиться итоги другой близкой по духу олимпиады «Наше наследие», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Олимпиада по Основам православной культуры посвящена времени, когда наше государство начиналось воздвигаться трудами равноапостольного князя Владимира. Разработчиками олимпиады берутся такие ключевые и важные темы для нашей страны, потому что они имеют действительно непреходящее значение. Много видимых результатов от участия детей в подобных образовательных проектах: участники, поучаствовав в олимпиадах на разных этапах, получают не только знания, но и приобретают образовательный вкус. Все олимпиады, в том числе олимпиада по Основам православной культуры, ценностно ориентированы. Многие ее участники продолжают некоторое время после ее окончания жить темой, в которую они погружаются во время учебного года. Несмотря на то, что в суперфинале участвуют победители региональных этапов муниципальных туров, однако все участники имеют возможность погрузиться в эту образовательную тему и получить много пользы для себя, в том числе найти отголосок тем олимпиады в своей повседневной жизни. Это очень важно.

- Число участников олимпиады по Основам православной культуры с 2008 года выросло в 46 раз: более 600 тысяч школьников из 10 тысяч школ из 83 регионов России и 8 зарубежных стран. Чем вызван такой интерес среди школьников?

- Интерес вызван тем, каким образом организаторы олимпиады создают задания для участников. Олимпиада - это не просто опрос знаний о событиях; перед ее участниками ставятся определенные задачи, в том числе воспитательные: это развитие интеллекта, скорость мышления, развитие памяти, эрудиции. Много заданий, которые связаны с темами олимпиады, показывают способность человека ориентироваться в образовательном пространстве. Если участник готовится к олимпиаде (в ней невозможно участвовать, не подготовившись), он закрепляет какие-то моменты в своем образовании. Участник олимпиады, проходя эти испытания, получает в дальнейшем немало пользы: ему легче впоследствии принимать участие в любых образовательных испытаниях, в том числе в государственных экзаменах.

- Почему среди школьников возрастает интерес именно к Основам православной культуры?

- Это связано, в том числе с тем движением, которое сейчас есть в образовании, с появлением определенной образовательной области - Духовно-нравственная культура и духовно-нравственное воспитание. Обновился Закон «Об образовании», и этому стали уделять внимание не только в Правительстве России и в Министерстве образования, но и на местах. Изучать культуру, которое сформировало наше государство – это интересно.

- Каковы видимые результаты олимпиады по Основам православной культуры?

- Олимпиада становится популярной в педагогической среде и среди школьников. Темы, которые обсуждаются на олимпиаде, актуальны, причем не столько в детской среде, сколько во взрослой. Дети видят процессы, которые происходят во взрослой жизни, осознают и понимают, что есть определенные мостики между теми темами, которые они изучают в школе, и темами во взрослой жизни. Более того, им предоставляется возможность подготовиться к решению тех вопросов и проблем, которые встанут перед ними во взрослой жизни.

Во время олимпиады создается среда для общения: дети встречаются, общаются; общение их связано с важными культурообразующими, государствообразующими областями жизни. Дети становятся людьми совершенными, к чему и призвано образование. В итоге мы радуемся, когда человек не только много знает, но и умеет в этом многообразии знания выбирать лучшее - то, что созидает его самого и созидает общество, в котором он живет, а не разрушает его. Олимпиада по Основам православной культуры является, с одной стороны, новинкой в образовании, с другой, вбирает в себя все самое лучшее, что есть в этой области образования.

- Целью олимпиады являются духовное и патриотическое воспитание. Какими методами эти высокие цели могут быть достигнуты?

- Тема олимпиады «Наше наследие» связана с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Говорить о ключевых событиях, изменивших лицо нашей страны, не только необходимо, но и полезно. Полезно не потому, что человеческая память коротка, а потому что мы не должны забывать, что тема войны продолжает жить в наше время. Наши дети должны хорошо понять и осознать: все, что было связано с Великой Отечественной войной и с живыми людьми, ее пережившими, их опыт не должны исчезнуть из нашего общества. Если такое произойдет, мы потеряем нечто важное - то, за что они полагали свою жизнь, и что строили в борьбе с фашизмом.

Мы видим в современных мировых событиях, как отголоски той самой войны имеют значение на сегодняшний момент в разных странах. Мы понимаем, что те процессы, которые привели к трагедии Великой Отечественной войны, могут воскреснуть, если им не противопоставлять что-то другое, созидающее, что может остановить ненависть и злобу, которые продолжают жить в этом мире. Это самое главное.

Действительно, рядом нет уже тех людей, кто видели эту войну своими глазами, участвовали в ней, боролись за победу. Но их опыт не должен исчезнуть из нашего общества. Для нашей страны это очень важно. Мы не должны потерять свое лицо: ни перед теми людьми, которые отдали свою жизнь, ни перед своими детьми и потомками. В школьной жизни важно об этом говорить и в это погружаться. Такие образовательные проекты, как олимпиады, должны быть посвящены не только тем людям, которые видели войну, но и тем, кто на сегодняшний момент продолжают защищать наше Отечество. В олимпиадах участвуют люди, которые защищают Родину сейчас – это наследники тех, кто боролся с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Сейчас уже есть ветераны современных войн. В дни памяти Победы в Великой Отечественной войне необходимо приглашать и тех людей, которые участвовали и в современных войнах.

Мы можем надеяться на то, что если какие-то ошибки допускаются в нашем обществе, мы, принимая правильные решения в образовании, сможем повлиять на процессы, которые будут происходить в будущем. Поэтому возникает интерес к олимпиаде по Основам православной культуры, к другим патриотическим проектам, осуществляемым в образовании, в том числе к тем проектам, которые связаны с традициями и обычаями народов, которые проживают на территории Российской Федерации.

- Основы православной культуры в школах преподают люди, которые могут и не быть христианами. Необходимо ли, чтобы человек, преподающий основы православной культуры, сам был православным?

- Есть разные степени погружения в тему. В образовании есть люди, которые являются специалистами в той или иной образовательной области, и есть люди, которые преподают и не имеют глубоких познаний. В образовании есть определенная тенденция: повышение квалификации. Основы православной культуры входят в образовательный проект «Основы религиозных культур и светской этики». Этот проект уже закрепился в школьном образовании и имеет свои успехи. Может быть, среди преподавателей Основ религиозных культур и светской этики нет специалистов, но это совсем не означает, что проект нужно закрывать. Наоборот, есть определенное движение в педагогической среде, которое связано с повышением квалификации. Основы православной культуры и Основы религиозных культур и светской этики – это темы, которые теперь относятся к духовно-нравственному образованию. Мы сейчас хорошо понимаем, что без духовно-нравственного образования невозможно представить современную школу. Каких-то духовно-нравственных процессов в школах не было раньше, но сейчас в этом есть потребность. И эту потребность выражают, в том числе и родители. Надо правильно понять этот предмет в системе школьного образования: за что он может отвечать и чему он может научить. Степень погружения в этот проект для ребенка должна быть такой, насколько он способен воспринять информацию. Весь этот процесс контролирует, в том числе Министерство образования совместно с религиозными организациями, что является очень хорошей площадкой для сотрудничества. Наши дети не оторваны от общества: школа является сама по себе моделью, в которой ребенок готовится войти во взрослую жизнь. Живя школьной жизнью, можно научиться чему-то очень важному. Можно, конечно, переоценивать значение школы для ребенка, но как бы то ни было, 11 лет школьной жизни – это целый период жизни, и он должен быть полный, в нем должны рассматриваться не только узко предназначенные вопросы - наоборот, школа всегда нацелена на будущее.

Спектр тем, областей, вопросов, которые сейчас предлагаются школьникам, вырос. Нам необходимо правильно расположить тот объем информации, который мы предлагаем детям. И здесь, действительно, роль специалистов очень важна. Если мы изучаем религиозную культуру, соответственно мы должны найти те формы выражения для детей, подыскать те методы, чтобы преподавание этого предмета было с максимальной пользой.

- Как Вы оцениваете перспективы в преподавании Основ православной культуры?

- Работа, которая ведется в образовании: подготовка учителей и специалистов по этому предмету в области религиозной культуры позволит преподавать профессионально, с пользой для детей. Для этого необходимы время и усилия. Мы должны понять тот исторический урок, который получили в ХХ веке. Если к религиозной культуре мы будем относиться так, как относились в советское время, у нас будут трагические последствия в будущем. Необходимо выработать правильный, взвешенный, адекватный и трезвый подход к этому вопросу. Я думаю, что есть масса людей в образовании, которые заинтересованы в том, чтобы давать детям полное образование, связанное с возможностью продолжать то дело, которое сейчас открывают для них взрослые.

- Вы являетесь духовником церкви-школы. Что это за образование?

- Православная Свято-Симеоновская школа - это школа, в которой дается государственный стандарт образования, как и во всех других общеобразовательных школах, с одним большим плюсом: здесь глубже дается духовно-нравственное воспитание, связанное с развитием нашего государства в русле православной культуры. Мы понимаем, что для воспитания достойного гражданина нашего общества требуется не только образование ума, но и образование сердца, которое невозможно без духовно-нравственного воспитания. В таком необычном образовательном учреждении имеется возможность заботиться об этом и давать полное образование учащимся гимназии. Есть определенные задачи, которые стоят в нашем учреждении: для нас, также как и для других общеобразовательных школ, важно качество образования, но в православной гимназии есть возможность говорить о содержании образования более обширно, включая в него духовно-нравственные компоненты, которые отсутствуют в обычных общеобразовательных школах.

Для Свято-Симеоновской гимназии, которая начала свою работу 1 сентября 2014 года, этот учебный год является началом большого пути. Много задач поставлено перед нашим учреждением, но есть и определенные успехи, достигнутые имеющимся педагогическим составом, есть и перспектива для развития. Для школы важно, чтобы небеса были отверсты и сердце горело для создания качественного образования, важно иметь возможность говорить обо всем без всякого стеснения: обо всех процессах, происходящих в нашем обществе, в том числе духовно-нравственных. В учреждении есть возможность влиять на эти процессы.

- На первом этаже церкви-школы расположен полноценный Свято-Симеоновский храм.

- Для православной Свято-Симеоновской гимназии само здание связано с историей возникновения на этом месте более 100 лет назад Храма святого праведного Симеона Верхотурского, к которому были пристроены флигели церковно-приходской школы. Дело в том, что до 1917 года начальное образование было именно в виде церковно-приходских школ. Это так называемое образование 1-4 классов. Те, кто заканчивали 4 класса в царской России, умели писать, считать и читать. Дальше можно было не учиться, и многие так и поступали. Это не означает, что в те времена не думали об образовании, наоборот, в конце XIX –начале XX веков в нашей стране было много образованных людей, в том числе детей. Многие продолжали образование в гимназиях, впоследствии в училищах.

Наши предки, жившие в Екатеринбурге, когда строили новую церковь на окраине города, посчитали необходимым пристроить к церкви классы церковно-приходской школы. Впоследствии этот храм был разрушен, на его основании было воздвигнуто здание, в котором находились разные учебные заведения. После того, как здание было передано Екатеринбургской епархии, по благословению Владыки вместе с храмом должна была появиться школа, как дань нашим предкам, которые понимали и осознавали, что главное в образовании не только знания, но и духовная жизнь, которая влияет на жизнь нравственную. Сейчас православная гимназия имеет все возможности, для того чтобы продолжить начатое нашими предками.

На первом этаже мы имеем храм святого праведного Симеона Верхотурского, 2 и 3 этажи здания занимает гимназия (классы с 1 по 11). Набор в классы пока открыт, в особенности на следующий учебный год. Это очень важно, когда в образование возвращаются традиции, заложенные нашими предками: мы не должны от них отказываться, мы к ним возвращаемся и должны их правильно включить в свою жизнь. Это не просто история - это живая ниточка, которая связывает нас с нашим прошлым и обязательно протягивается в наше будущее. Православная гимназия - это возможность все процессы в образовании довести до своего логического завершения: не просто сдать экзамены, но и вложить что-то очень важное, очень серьезное, что даст возможность ребенку жить во взрослой жизни, не падая и не теряя ничего из того, что вложил в его сердце и душу Господь Бог.

- Было бы хорошо, чтобы такое логическое завершение имело не только школьное образование, но и все этапы, встречающиеся в нашей жизни.

- Мы надеемся на помощь святого праведного Симеона Верхотурского. В Храме-на-Крови г. Екатеринбурга будет пребывать святыня – Феодоровская икона Божией Матери. Мы можем прикоснуться к тому, что лежало в основании нашей большой страны - любовь Божией Матери. Наши поруганные святыни возрождаются и возвращаются к нам. Мы должны научиться правильно пользоваться ими и сохранять. Это то, чем жили наши предки, то, что они нам завещали, и если мы потеряем это, мы можем навсегда потерять свое лицо.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать