Беседы с батюшкой. Духовная зрелость

14 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня мы говорим о духовной зрелости. Что такое духовная зрелость и зачем она нужна человеку?

– Я как филолог приглашаю вас, дорогие друзья, поразмышлять над корнем слова «зрелость» («зрелый», «вызреть»). Речь идет о каком-то таинственном росте. На дереве появляется цветок, затем завязь и, наконец, плод. В таинстве Крещения все мы принимаем дар Духа Святого как залог, искру Божию, которая таинственно живет в нас, ожидая нашего содействия через исполнение нравственного закона, покаяние, молитву, участие в таинствах. Однако Божия благодать никогда не стоит на месте. Она всегда побуждает нас двигаться к Богу, Который является источником и причиной нашего бытия.

Духовная зрелость – это не просто житейская многоопытность, умудренность внешнего характера (знать, куда ступить, что молвить в Божьем храме). Очевидно, если Царство Небесное внутри нас есть, то духовная зрелость – не что иное, как раскрытие плодов Духа Святого, вызревание этого Царства. Святые отцы говорят об этом очень ясно. В крещении мы бросаем вызов темным силам, мы отрекаемся от служения диаволу и сопрягаем свою жизнь со Христом Спасителем. Я бы сказал, что начало этого вызревания заключается в выходе из-под влияния, воздействия страстей и стоящего за ними падшего духа. Погибель человека заключается в его вольном и невольном союзе с отверженными духами. Человек духовно зрелый – это тот, кто с Божьей помощью уже возгосподствовал над страстями гнева, похоти и злобы. Это тот, кто вышел из сферы влияния лукавого; кто мало-помалу входит под управление Духа Святого. Соответственно, его сердце является уже не игралищем страстей, но тем престолом, на котором почивает Сам Бог.

Плоды Духа апостолом перечислены весьма ясно: мир, любовь, радость, кротость, воздержание, долготерпение (целомудрие – добавим мы). Таким образом, духовная зрелость не приходит сама собой. Она плод не столько внешнего подвижничества, сколько желания христианина смириться в очах Вседержителя Бога. Но когда мы движемся по этой дороге после многочисленных поражений и побед, мало-помалу осознаем свою полную немощь, слабость и вместе с тем обретаем полноту надежды на Господа Вседержителя, Он являет Свое присутствие в нас. Ум человека уже не оскверняется неподобными мечтаниями, не становится пленником помыслов. Сердце обретает кротость и смирение, которым мы научаемся непосредственно от Божественного Страдальца, распятого на кресте. Воля действием Божией благодати и нашими трудами высвобождается из-под гнета порочных навыков, так что человек становится сосудом, в котором живет и действует Божественная благодать.

– Вопрос телезрителя: «Как соотносится сердце духовное и сердце плотское?»

– Вопрос глубокий и достаточно таинственный. Часто в святоотеческих писаниях словом «сердце» знаменуется не сам физический орган, посредством которого кровь прокачивается по организму, но область чувств, эмоций. Синоним сердца – чувства. Хотя есть еще более глубокое понимание сердца как седалища бессмертного духа, это некое средоточие личности. Помните, как говорит древний мудрец Иисус, сын Сирахов? «Сын мой, наблюдай, блюди сердце твое, ибо от него источник жизни». Речь идет, конечно, о духовном оке человека. Сердцем как центром нашего естества мы именуем то место, где зиждется наш дух, всегда ищущий Господа и успокаивающийся в Нем; где наша Богом данная совесть различения добра и зла; где наши словесные силы, то есть откуда исходят мысли. Наше физическое сердце неким образом соотносится с седалищем духа, но эти два понятия не отождествляются.

– Как духовная зрелость проявляется в мыслях, словах и делах человека?

– Думается, что Ваш вопрос очень остроумен, потому что именно по состоянию наших мыслей мы можем сами себе ставить диагноз; как доктор Айболит, поставить градусник самому себе. Ведь все мы в нашем праотце Адаме потерпели падение, умножив его собственными грехами. Все мы во Христе Спасителе через принятое таинство Крещения восприняли искупление. Но всем нам надо много трудиться, чтобы плоды искупления, духовная зрелость вступили в свои права. Поэтому падение человека, расстроенность душевных сил ума, воли и чувства прежде всего проявляется в мыслях, в их качестве и взаимоотношениях между собой. Если человек привык пригревать на сердце гадюку, то есть не следит за мыслями гордостными, злыми, блудными; если эти мысли свили змеиный клубок, то в нашем сердце постоянный внутренний негатив. Мы постоянно исподлобья смотрим на окружающий мир, особенно на людей. В нас есть неприязнь, осуждение, отчуждение? Дело плохо. Совершенно точно видно, что лукавый прокрался к нам незаметно.

Посмотрим еще на состояние нашей рассудочной части. Если там толкутся разноречивые мысли, мы сами с собой беседуем, не замечая окружающих; если эти мысли шныряют, входят и выходят; если мы настолько напрягаем наш мыслительный аппарат, что он, кажется, уже трещит и его пора изоляционной лентой перевязать, – наш ум не владеет помыслами, но они владеют им.

Духовная зрелость – это прежде всего очищение ума через особую дисциплину постоянного молитвенного обращения к Спасителю, внимательного, неспешного призывания Его святого имени: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Даже среди многолюдства, в тайне сердца: «Иисусе Христе, помилуй мя». Имя Господа Иисуса Христа – это некий пластырь, бальзам, который познается по своему действию. Через имя Спасителя, призываемое с верой, Бог мало-помалу очищает нас от этого пленения мыслей. Духовно зрелые люди чувствуют, что в голове у них тишина, на сердце – умиротворенность. Если они мыслят, то как-то глубоко, изнутри, но мыслительный процесс не подавляет их. Мысль ясна, проста, она обращена к Богу, она имеет цельность, стройность. Еще премудрый Соломон в «Притчах» говорил: «Бог сотворил человека простым, но тот вдался во многие помыслы».

Итак, духовная зрелость заключается в том, чтобы при молитве не отвлекаться на посторонние мысли и мало-помалу прилепиться умом и сердцем к Иисусу Христу в ожидании, что Бог дарует нам священную тишину, безмолвие души.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос о глубине Иисусовой молитвы. Когда слабую женщину здоровые мужики хотели побить камнями, один Иисус Христос стоял без камней. Она же молча смотрела на него и молилась Иисусовой молитвой? Святые на небе, думаю, молятся Иисусовой молитвой. Может ли она защитить наших детей от того, что произошло в Саратове?»

– Да, сейчас вся страна в ужасе от этого изуверства. Многие размышляют о том, не пора ли завершить либеральные европейские эксперименты и возродить смертную казнь, чтобы неповадно было. Но это не тема нашей передачи. Вопрос связан с тем, как молитвенная жизнь отца семейства воздействует на домочадцев. Какой плод имеет зрелая духовная жизнь в этом непрестанном обращении к Спасителю? Безусловно, Вы правы, дорогой мой теледруг. Если в семье (равно как на приходе, в монастыре) обретется хотя бы одна душа, которая соединилась в молитве с Богом, такая душа напоминает весеннее деревце, цветущую белоснежную вишню. Вокруг нее вьются насекомые, распространяется аромат. Господь Бог ради этого светлячка, этой непрестанной лампады тайной сердечной молитвы покрывает, защищает, милует всех, кто связан с ней.

Во время Великой Отечественной войны многие благочестивые христианки, матери, в среду и пятницу даже ничего не вкушали и не пили ради сыновей, ушедших на войну. Есть свидетельства о том, что шальная пуля миновала их. Некоторые без единого ранения, всем смертям назло, условно говоря, дошли до Берлина; только потому, что их мамы постом и молитвой защищали, заступали своих детей, были их вторыми ангелами-хранителями.

Все же на Бога надейся, сам же не плошай. Нужно и детей сегодня учить быть осторожными, чтобы они не рисковали своей жизнью, избегали общения с представителями группы риска. Но, безусловно, молитва отца и матери, благословение священника, родительское благословение, круговая порука любви, явленная в молитве друг за друга, – это щит и ограждение от всех превратностей земной жизни.

– Вы очень подробно и ясно рассказали нам о зрелости мысли. Попрошу Вас еще рассказать о зрелости слова и зрелости дела.

– Мне близок Ваш вопрос, потому что я изначально учитель русского языка и литературы, а ныне как священник, педагог говорю целый день и не утомляюсь. Мне вспоминается, как на заре моего пастырского служения ко мне подошли два мальчика-«корреспондента» двенадцати лет: «Батюшка, у нас к Вам вопрос! У нас спор: я говорю, что священником быть трудно, а мой коллега говорит, что очень легко». – «А почему ты считаешь, что легко?» – «Ну как же, батюшка говорит, говорит и больше ничего не делает». Конечно, говорить легко, но нелегко говорить с толком, с чувством, с расстановкой. Нелегко говорить так, чтобы твоя речь касалась ума и сердец слушателей. Нелегко говорить так, чтобы душа слушателя как будто пробуждалась и раскрывалась под благодатным воздействием слова, исходящего из глубины искреннего сердца.

Духовная зрелость, конечно, удовлетворительно описана святым апостолом Павлом в его Посланиях. «Слово гнило (гнилое, нечистое слово) да не исходит из уст ваших». Никакого сквернословия, никакой пошлости, никаких: «Ой, у меня это сорвалось, ой случайно». От избытка сердца говорят уста человеческие. Но мало воздержаться от словесных грехов, обмана, пошлости, произнесения имени Божьего всуе. Важно, чтобы к нашему слову не примешивались страсти, бродящие где-то в колбе души: тщеславие, самоутверждение, скрытое раздражение, нечистое слово. Духовная зрелость, мне кажется, заключается в том, что ты знаешь время молчания и время говорения. Ты знаешь, что ты говоришь, кому, где, с какой целью и какие из этого будут последствия. Нам дано предугадать, как наше слово отзовется. Духовная зрелость проявляется в том, что ты слушаешь себя со стороны. Ты шестым чувством оцениваешь качество своего слова и корректируешь себя на ходу в зависимости от ситуации, от цели твоего вещания.

– Вопрос телезрителя: «В Послании к Коринфянам, где апостол Павел им рассказывает о конце времен, есть такие слова: „Если мертвые не воскресают, для чего тогда крестятся для мертвых?“ Я понимаю, что в Евангелии есть слова: „Веруя, крестись и спасен будешь“. Крестят для веры или для спасения, но для чего крестят для мертвых?»

– Хорошо, что Вы задали мне этот вопрос. Я недавно вспоминал толкование святителя Феофана Затворника. Как понять слова апостола о том, что мы крестимся для мертвых? Возьму маленький тайм-аут, чтобы в следующий раз привести точные цитаты святых отцов, которые Духом Святым разумели все оттенки значений Павловых речей. Но в данном случае можно нечто предположить. Мы, принимая таинство Крещения, будучи мертвы душой, чужды Духа Святого, через крещение и миропомазание обретаем душу живую. В нас жительствует жизнь. Христос воскресший таинственно соприсутствует Своему ученику, стремящемуся к духовной зрелости.

Что значит принять крещение для мертвых? У меня есть одна знакомая монахиня из старинного татарского рода. В ее семье никогда не было крещеных людей. Она приняла крещение ради Христа, из любви к Нему, желая спасти свою душу. Со всей искренностью и любовью прилепившись к Небесному своему Жениху, она оказалась своего рода импульсом для окружающих ее сродников, ибо Сам Спаситель называет тех, кто не внимает Его слову, мертвыми. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – говорил Христос некоему юноше, который колебался и хотел остаться в своем селении, когда скончался его родитель. Спаситель звал его следовать за апостолами. Вот первое, что мне сейчас пришло на ум. Когда мы принимаем крещение, с тем чтобы плодоносить смирением, чистотой, любовью, миром, радостью, молитвой, тогда наше крещение (поскольку мы связаны многими родственными узами) оказывается подобным импульсом, как будто эстафетной палочкой, которую мы передаем тем, кто оживает для Христа, если видит в нас присутствие Божией благодати.

– Как духовная зрелость проявляется в делах человека?

– Есть такие слова Священного Писания: «Если око твое будет просто, чисто, то и все тело будет светлым». Оком называется собственно дух, бессмертная душа человека, проявляющаяся в действиях совести, словесности, благоговения пред Господом, в молитве. Если мы очищаем внутренние чаши, то есть имя Господне напечатлевается в уме и сердце, Божья благодать через молитву воздействует на нас, то и все тело наше светлеет. Телом в данной притче Спаситель называет мысли, чувства, слова, поступки, образ мысли, образ жизни. Итак, если я устремлен ко Христу, если я хожу пред лицем Господа, если в сердце моем напечатлен закон правды и любви Божией, если у меня за пазухой Христос (я недостоин, но Господь пришел грешников спасти и взыскать погибших) и вся моя деятельность начинается с помышлений о Нем, продолжается в словах и завершается в делах, то все мое тело освящено Божественной благодатью.

Есть определенная печать, «знак качества» на деятельности истинного христианина, который живет с Богом и в Боге. Наши дела должны быть не «мокрыми», говоря современным языком. Они должны прославлять имя Господне, иметь созидательный характер. Они должны быть проникнуты человеколюбием, созидать порядок, красоту, чистоту в этом мире. Мы, продолжая заповедь, данную Адаму – возделывать и сохранять рай, – призваны благоукрашать среду нашего обитания. Качество наших дел при духовной зрелости определенное. Мы призваны трудиться с искоркой, с огоньком. Мы не должны трудиться тяп-ляп. Нужно учиться завершать предпринятое дело, доводить его до конца. Дела, которые совершены по воле Божией, должны делаться вовремя, сообразно с требованиями. Они не должны опережать объективную картину, не должны отставать от нее. Посвященные Господу Богу, они свершаются вовремя, в должном объеме и качестве, с внутренним огоньком, весельем, благодарением. Таким образом, наша вера познается от дел веры. Вся наша деятельность в идеале должна быть пронизана, сдобрена, пропитана Божественной благодатью.

– Вопрос телезрительницы: «Я слышала одно выражение, но не знаю его окончания: „Если за ближнего не можешь жизнь отдать, то отдай хотя бы…“ – а что, не знаю».

Телезрительница просит продолжить выражение.

– Ну, давайте подумаем. Я, честно говоря, не слышал такого выражения. Оно взято не из Священного Писания. У апостола Павла сказано, что вряд ли кто-либо отдаст жизнь за ближнего, разве что за благодетеля своего. Но Христос пришел в этот мир спасти нас, грешных, а мы не только не были благодетелями Господа своего, но, напротив, были злыми по наклонностям к темным делам. Апостол Павел размышляет о том, насколько великой любовью Господь возлюбил нас, умерев за нас, злых по наклонности к злым делам, и насколько мы должны возлюбить Его, Христа, нашего Благодетеля и Искупителя. Если ты не можешь отдать жизнь за ближнего (это высшая заповедь – положить жизнь за други своя), то, по крайней мере, научись в общение с ним вкладывать частичку своего сердца. В само слово, в общение с ним. Если ты не можешь благодетельствовать человеку, по крайней мере, скажи о нем доброе слово. Если ты скуп на слова – хорошо подумай о нем. Если мыслить у тебя не получается, просто помолись о нем. Вот эти градации говорят о том, что в нас есть подлинная любовь к ближним. Высота этой любви – самопожертвование, мученичество, а начало этой любви – неосуждение, такт, деликатность, забота, стремление ближнему помогать так, чтобы его нужды были близки нам как наши собственные. Это и есть исполнение заповеди: возлюби ближнего, как самого себя.

– Вы сказали, что на делах христианина должна лежать благодатная печать любви к Богу, в том числе на творчестве христианина. Расскажите о том интересном творческом событии, которое ждет нас.

– Я благодарю вас за эту возможность. Может быть, кому-то из наших телезрителей это будет интересно. Меня недавно пригласили поучаствовать в замечательном событии. Двадцать седьмого октября в 14:00 в Большом зале консерватории будет собрание, посвященное Пресвятой Деве Марии. Я назвал этот вечер «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Мне предоставлена честь с высоты этой трибуны на весь огромный зал (1700 мест) побеседовать со слушателями о главных вехах земной жизни Пресвятой Богородицы. Но это будет не только монолог священника. Прозвучит очень редкое музыкальное произведение Николая Черепнина, замечательного композитора, эмигранта, ученика Римского-Корсакова, который в 1937 году создал хорал, посвященный Пресвятой Деве Марии, воспользовавшись древним русским стихом «Хождение Богородицы по мукам». В 1937 году, живя в Париже, он слышал о России и о страданиях, которые терпел наш народ, и создал это символическое произведение. Вместе с оркестром и ансамблем духовной музыки «Благовест» мы будем совершать триединое действо: слово священника, оркестр и пение. Я думаю, дорогие друзья, что вам будет интересно. Будни надо превращать в праздник. Приводите ваших друзей, домочадцев. Билеты пока еще можно приобрести в кассах консерватории (в том числе через Интернет) и у нас в Алексеевской обители в книжной лавке. Думаю, это будет настоящий осенний праздник, посвященный Царице Небесной.

– Как приобретается духовная зрелость?

– Потом, слезами, терпением, кровью и Божьей милостью прежде всего. Наше время воспитывает скорохватов: вынь да положь, все и сразу, возьмем от жизни все, что можно и нельзя, гнать и перегнать. С такими мирскими ухватками в жизни духовной, кроме шишек, ничего не приобретешь. Жизнь прожить – не поле перейти. Мы должны вкладывать частичку души в самое важное дело нашей жизни – очищение сердца от страстей, соединение со Христом в молитве, подкрепляемое делами любви. Таким образом, достичь духовной зрелости нужно, прежде всего желая движения к Богу и имея адекватное представление, в чем эта зрелость проявляется. Для этого необходимо читать святых отцов: прежде всего святителя Феофана Затворника; епископа Игнатия (Брянчанинова), святого Симеона Нового Богослова, Макария Великого, апостола Павла, Священное Писание, с тем чтобы у нас запечатлелся образ Господа Иисуса Христа в глубинах нашей души.

Но без Матери Церкви и ее благодатной подпитки никто да не думает справиться с этой задачей – обретения чистоты образа Божия в себе, освобождения от страстей. Мы плоть от плоти и кость от кости Матери Церкви. Исповедь как очищение совести, блюдение своего сердца, сопротивление страстям и частая исповедь являются, по убеждению святителя Игнатия (Брянчанинова), conditio sine qua non – то есть условием, без которого человек не сможет двигаться вперед, потому что он не сможет смиряться, не убедится в своей немощи. Лукавый будет кружить его голову головокружением от мнимых успехов, тщеславие и гордость одолеют его. И конечно, Евхаристия – общее дело, литургическое собрание, принесение бескровной жертвы и приобщение с сознанием своего недостоинства, с великой жаждой богообщения и благодарением Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Если бы мы, священники, не приступали часто к Святой Чаше, то, наверное, вообще ничего бы не могли сказать сегодня на пользу душам человеческим пред лицом столь просвещенной аудитории.

– Вопрос телезрительницы: «Я своему внуку рассказываю на ночь сказки, чтобы они легко уснули, сладко забывшись от домашних дел. Когда же начинаю себе читать Иисусову молитву, сон у меня напрочь отлетает, до головных болей и таблеток. А если начинаю мечтать о том, как в своем саду что-то переделаю (хотя на свою пенсию никогда в жизни не смогу этого сделать), тогда легко засыпаю. Не будет ли это грехом? Надо ведь думать о чем-то высоком, а я о таких вот сказках житейских. Как мне быть?»

Я так понимаю, назидание внуков – как пример. Телезрительница рассказывает сказки своим внукам и подобно этому рассказывает себе сказки про свой будущий сад и отвлекается от Иисусовой молитвы. Правильно ли она делает?

– Человек не может находиться всегда в состоянии натянутой струны. Тетиву, по слову святого Антония Великого, нужно уметь приспустить, нужно дать своей душе отдохнуть от чрезмерного напряжения, связанного с аскетической борьбой; в частности, молитвой Иисусовой. Наш ум и сердце могут устать. Безусловно, русское классическое слово, мир сказки – это же притча, иносказание. Сам Спаситель, вы видите, прямое назидание часто скрывает за определенными сюжетами, притчами. Это немножко иной жанр, тем не менее слово Иисуса Христа облечено в художественную форму. Я сам в детстве перечитал сказки всех народов мира. Молодым священником в 1990 году по центральному телевидению я рассказывал сказки в передаче «Сказки каждый день» на весь Советский Союз. Это были памятные трансляции.

И сегодня, общаясь с детьми и взрослыми, я часто вспоминаю сказочных героев. Любимая героиня у меня – Герда. Когда священника спрашивают дамы, уставшие от жизни, несколько озлобленные, разочаровавшиеся в человечестве, как жить, я часто воскрешаю пред их мысленным взором образ Герды. Вспомните Герду, которая своей любовью разрушила царство Снежной Королевы. Согревайте этот холодный мир дыханием любви. Герда, Дюймовочка, Золушка, Красная Шапочка, Белоснежка – какие замечательные, нетленные, светлые образы, которые много говорят сердцу человека! Так что не переживайте. Умейте чуть-чуть отдохнуть; и свою собственную душу можно развлечь.

Святейший патриарх Тихон за несколько дней до кончины в Москве, в больнице в Обыденском переулке, лежал в больнице в окружении чекистов и энкавэдэшников. Он читал «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. В этом смысле образчики классической литературы, классическая музыка построены по закону красоты. (Как говорит Александр Сергеевич Пушкин, искусство должно быть величаво, оно должно приподымать душу, отрешать от злобы дня.) Они являются тем фоном, на котором духовное делание, как некая жемчужина, присутствует в тайном, скрытом виде. Поэтому не беспокойтесь. Рассказывайте внукам. Да и нам, батюшкам, тоже интересны какие-то сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Зрелость – это еще особая пора жизни человека, осень жизни. В чем преимущества этой поры?

– Сейчас я уже, наверное, имею право об этом говорить, потому что за бортом детство, отрочество, юность, молодость, зрелость. Сейчас я в таком возрасте, что уже вправе писать мемуарную литературу. Я буду рад познакомить наших теледрузей с этими книгами, они находятся в Алексеевском монастыре в книжной лавке: «С высоты птичьего полета» (детство), «Мой университет» (юность), «Учительство», «Священство» (тома 1 и 2).

Преимущество зрелости в том, что страсти уже не имеют сильного влияния над тобой. Им не удается проделать свою разрушительную работу. Ты уже крепко держишься, как ребенок, за ризу Господа Иисуса Христа, ходишь пред Его лицом. Ты твердо веришь, что Он Спаситель, Путь, Истина и Жизнь. А значит, пред тобою магистральное направление. Ты уже не размениваешься на мелочь и медяки. Тебя труднее сбить с панталыку, вышибить из седла. Ты шествуешь тропой бескорыстной любви и чувствуешь себя счастливым, радостным и даже блаженным. Если Бог с тобой, то ты в Нем обретаешь все. Он полнота, все Собою наполняющая.

Зрелость каким-то образом соотносится с детством, золотым детством, когда страсти еще не смущали, не колебали твой ум, не терзали твое сердце. Дети невинны и чисты, с ними играют ангелы. Мне кажется, что детский возраст – некий прообраз, символ, который должен быть осуществлен в зрелые годы с одной оговоркой: будьте детьми, младенцами на злое, как говорит апостол; не знайте зла, как не знают его неискушенные дети, но умом будьте совершенны. Если не станете подобны детям, то не войдете в Царство Небесное. Таким образом, зрелость есть возвращение к детству на новом качественном и благодатном уровне, когда человек стяжает опытную невинность, кротость, незлобие, смирение. Он не обижается. Кто обижается, тот просто глуп, по слову Иоанна Златоустого. Он не похотствует, потому что обуздывает энергию пола и направляет ее в мирное русло. Он не отчаивается, не превозносится, но идет дорогой жизни с молитвой к Богу и любовью к людям. И это прекрасно.

– Вопрос о воспитании. Вы как педагог можете его хорошо раскрыть. Каков зрелый взгляд на воспитание детей?

– Думаю, самый зрелый взгляд на этот предмет изложил святитель Феофан Затворник в первых главах своей книги «Путь ко спасению». В этом замечательном пособии о том, как достичь духовной зрелости, он говорит, что мы должны чистым, мудрым оком смотреть на ребенка, понимать его физику, психику, понимать нравственную цель, ради которой Бог дарует младенцу войти в этот мир. Воспитывать его мы должны так, чтобы ничего не напортить, но содействовать благодати Божией, дарованной ему в крещении. Воспитывать его так, чтобы не взращивать в нем страстность, особенно то, что относится к самоволию, самолюбию и самомнению. Дурные подходы в делах воспитания: привить ребенку чувство его собственной исключительности, ходить на поводу его капризов, быть в зависимости от его своеволия. Примеров сколько угодно. Нынче родители как-то потеряли понимание правильного воспитания, образования.

Напротив, если сами воспитатели, родители, учителя со Христом в душе, они понимают: нужно содействовать развитию ума, воспитанию чувств. Нужно помогать ребенку властвовать над собой, чтобы он становился целеустремленнее, работоспособнее, чтобы он вырос с намерением служить, а значит, слышать, слушать, подчиняться, с радостью участвовать в общем семейном деле. Конечно, без Бога не до порога. Если мы хотим, чтобы наши дети были не вожди краснокожих, от которых родители убегают на канадскую границу, то должно сообщать ребенку инъекцию Божественной благодати через таинства Церкви. Но здесь тоже нужна особая мудрость, потому что многие современные родители переносят взрослую психологию на ребенка, не понимая, что в жизни ребенка всего должно быть в меру – и закона Божия, и храма; и молитв тоже должно быть в меру, пропорциональную с другими сторонами его бытия. Это и учение, и гуляние, и отдых, и музыкальная культура, все что угодно. Чтобы не было крена, перекоса, диспропорции. Тогда ребенок не отвратится от храма, он не будет перекормлен Божественной благодатью. Войдя в пору юности, миновав турбулентность переходного возраста, игру гормонов, он станет полезным для Отечества человеком, сознательным носителем Божественной благодати.

– Хочу попросить Вас подвести итог всему сказанному о духовной зрелости, о ее значении.

– Мне хочется сказать, что пуповиной, соединяющей нас с вечностью, являются заповеди Божии вообще и, в частности, пятая заповедь: чти отца и матерь твою, да благо тебе будет, долголетен будешь на земле. О какой духовной зрелости можно говорить, если молодой человек не находит в себе ни желания, ни сил, ни ума, ни мудрости наладить взаимоотношения с родителями, которых не выбирают; не находит в себе благородства, признательности, теплоты, понимания, что нужно служить родителям и словом, и делом?

Итак, если мы хотим, чтобы наша жизнь сложилась творчески, чтобы она была красивая, полноводная, чтобы не оборвалась на середине пути, для достижения духовной зрелости нужно в тылу иметь сыновнюю, дочернюю любовь и почтительность.

Христианство, учение Христа требует тщательного, глубокого, систематического изучения, освоения. Это чтение Священного Писания, прежде всего Нового Завета, под руководством святых отцов. Прочитать Иоанна Златоустого, толкование на евангелистов Матфея, Марка, Луку, Иоанна – уже огромный прибыток. Прочитать святителя Феофана Затворника и его толкование на апостола Павла – уже ума палата. И конечно, необходимо ясное понимание, в чем состоит совершенство о Христе Иисусе, Господе нашем. Кто это – муж, уготованный на всякое доброе дело (я выражаюсь словами Священного Писания)? Для этого необходимо приобрести себе уже упомянутых мною друзей. Это, кроме Иоанна Златоустого, великие отцы-каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов. Это древние отцы-пустынники («Пятьдесят духовных бесед» Макария Великого). Они просто раскроют нам новые горизонты.

Это и современные замечательные аскетические писатели, лучшим из которых, я считаю, является архимандрит Рафаил (Карелин), наш замечательный соотечественник. Он живет в Грузии. Это подвижник веры и молитвы, который соединяет в себе глубокую духовную умудренность и прекрасный литературный дар. Тогда при ясности направления, куда нам двигаться, мы уже будем шествовать осторожно, мерно, поступательно, с молитвой к Богу, с любовью к людям. И памятовать, что настоящая роза обязательно должна благоухать. Горячая, живая, зрячая вера обязательно выдает свое присутствие делами любви, атмосферой радости, кротости, чистоты, деликатным, бережным, предупредительным, жертвенным отношением к человеку. Все так просто и ясно, что остается лишь перекреститься и сказать: слава Тебе, Господи! Даруй нам силы изменить в себе то, что мы должны изменить, даруй нам терпение переносить то, чего мы изменить не можем, и даруй нам мудрость, чтобы отделять первое от второго.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы