Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

10 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Алексий (Вылажанин), настоятель Храма Святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. Передача из Москвы.

 

- Вопрос с форума: «Как здраво относиться к большому количеству роликов о конце света и апокалипсисе?»

- В Интернете есть не только хорошее, но и негативное. Почитайте Откровение Иоанна Богослова. Господь откроет Вам то, что необходимо. Нужно думать о своей внутренней жизни и бессмертной душе, а не отвлекаться. Ведь много было проповедников, которые проповедовали наступление апокалипсиса, и мир жил в ожидании антихриста.

Вообще, пришествие началось с Воскресения Христова. Первые христиане жили в ожидании пришествия Христа Спасителя. Они шли на мученические страдания ради этого, исповедовали Христа. Они имели христианскую любовь, которую им оставил Господь на земле. Сегодняшние христиане больше думают о пришествии антихриста, чем о втором пришествии Христа Спасителя. Это говорит о нашей вере: мы не настолько любим Христа, насколько боимся антихриста. И это страшно.

Фильмы и ролики, посвященные данной тематике, вселяют в душу христианина ложный страх, не дают возможности задуматься о Боге и принять Его в свое сердце. Это лжепророки. Поэтому старайтесь на это не обращать внимания, смотрите на свою внутреннюю жизнь.

Для каждого из нас апокалипсис наступает в момент нашей кончины, а когда это случится, мы не знаем. Также для нас тайной является время апокалипсиса всего мира. Поэтому мы должны быть готовы в любой момент. Если мы истинные христиане и любим Бога больше, чем себя и весь окружающий мир, то апокалипсис нам не страшен. Живите со Христом, тогда в Вашей жизни будет и радость, а не только страх.

- Вопрос от телезрителя из г. Чебоксары: «Моя мама слепая, живет одна. Не грех ли причащаться без подготовки, то есть без чтения молитв, ведь она не может читать?».

- Были времена, когда огромное число людей были безграмотными: кто-то помнил молитвы на память, кому-то Господь даровал особую память так, что они помнили наизусть Псалтырь и Священное Писание, не говоря об утренних, вечерних молитвах, молитвах ко Святому Причащению. Но не каждому Господь дает такой дар. Многие старцы учили тому, что не нужно брать на себя непосильного креста. Если Господь преподнес человеку крест в виде слепоты, и он не может читать молитв, то есть Иисусова молитва.

Подготовка к Святому Причащению заключается не только в вычитывании тех или иных молитв, а прежде всего в Вашем внутреннем духовном состоянии. Как Вы внутренне готовите себя к принятию Великих Святынь, таких как Тело и Кровь Христовы? Насколько Вы готовы к соединению с Христом? Конечно, идеально подготовиться мы не можем, но потрудиться в этом направлении, надеясь на милосердие Божие, можем. И Господь, видя наши духовные труды, даст нам Причащение во оставление наших грехов и в жизнь вечную, а не в вечное осуждение. На это мы надеемся и уповаем.

Если Ваша мама будет творить Иисусову молитву, видеть свои грехи и приносить в них Богу искреннее покаяние, то это будет уже великое счастье для нее. Но не нужно ее ограничивать от принятия Святых Христовых Таин из-за того, что она не может вычитать полного правила.

- Вопрос от телезрителя: «В беседе с монахом узнал интересные вещи, которые раньше знали многие православные. Например, в воскресение или церковные праздники нельзя работать или начинать новые дела: ничего не получится, потому что этот день нужно посвятить Богу. Нельзя развлекаться в посты. При нашем ритме жизни что-то откладывать, переносить иногда просто физически не получается. Разве Господь не всемилостив? Где можно узнать весь перечень этих правил?».

- В государстве есть такое понятие, что незнание закона не освобождает от ответственности. В духовном плане есть две градации. Одно дело, когда человек в силу воспитания не знает духовных правил и не выполняет их. Или человек, знающий правила, не выполняет их. Ответственность этих людей разная, но перед светским законом равны оба.

По поводу дел: дело делу рознь. Конечно, седьмой день творения Господь назвал днем покоя. Мы должны посвятить свою жизнь общению с близкими. Безусловно, не получается ничего не делать. Мы идем в храм, проявляя какой-то труд; дома нужно накрыть на стол; мы не оставляем грязную посуду до понедельника, а моем ее; если есть хозяйство, то скотина не станет ждать сутки, пока ее накормят, напоят, подоят - есть вещи разумные, необходимые, которые нужно делать. А есть вещи, которые можно отложить. Если взять уклад дореволюционной жизни, то он выстраивался в рамках православной веры. Люди в праздники не работали, а посвящали себя общению с Богом и друг с другом в семье.

Сейчас немножко другой ритм, но даже в нашей суете можно высвободить один день для общения с Богом, со своими близкими. Это то, чего нам и так не хватает в повседневной жизни. Бог не наказывает нас за невыполнение. Бог иногда нас вразумляет, потому что любит нас, переживает, видит, что мы сами себе роем яму. Иногда вразумляет нас тяготами, которые кажутся непосильными. Но это все из любви, потому что когда у нас все хорошо, мы редко задумываемся о Боге, благодарим Его. А когда есть проблемы, мы вспоминаем о том, что есть Господь, к Которому надо было бы прибегнуть.

Милосердие Божие, наверное, безгранично, но не надо злоупотреблять им. Человеческой любовью тоже нельзя злоупотреблять. Ведь человеческая любовь рано или поздно заканчивается, а у Бога – нет. Поэтому, если Бог любит нас, то и мы должны любить Его. Если повседневная жизнь мешает общению с Богом, то стоит задуматься: правильно ли мы ведем свою повседневную жизнь? Мы находим время для того, чтобы почитать далеко не духовные книги, на просмотр телевизора, на то, чтобы посидеть за компьютером, послушать музыку, развлечься со своими друзьями, но совсем не находим времени, чтобы посвятить его Богу. Поэтому не Господь немилосердный, а мы, прежде всего, немилосердны к себе. Свои похоти и привычки мы ставим выше любви, которую проявляет нам Господь.

- Вопрос от телезрительницы из Петербурга: «Как Вы относитесь к документу о Евхаристии, который вышел 3 февраля? Получается ли в Вашем храме выполнять все, что написано в нем?».

- По большому счету, там ничего нового нет. Насколько часто нужно причащаться решает сам человек и его духовник. Момент подготовки всегда был очень разным. Иногда достаточно попоститься один день, кому-то рекомендуем три дня. Ничего страшного в этом документе нет. Как сказано в этом документе, вопросы на уровне прихода регулируются той жизнью, которая устраивается в этом приходе. Поэтому мы принимаем этот и придерживаемся тех уложений, которые священноначалие нам приносит.

Иногда определенные силы пытаются внести раскол в церковную среду, пытаются взбудоражить церковную общественность разными толкованиями. Это страшно. Я считаю, что ничего в духовной и церковной жизни с принятием этого документа глобально не меняется. Не меняются ни церковные каноны, ни уложение церковной жизни. В документе не сказано о том, что человек может захотеть причаститься и может прийти без подготовки. Подготовка должна быть, и ее определяет духовник или тот священник, который ведет человека по жизни.

Еще раз хочу сказать: больше смотрите на свой внутренний мир, а не на таких ретивых проповедников, которых сейчас очень много, которые ищут в документах изъяны и решают, является ли это истинным православием. Где есть крючкотворство, там нет истинного православия, а где дышит Дух Святой, там ищите православие.

- Вопрос от телезрителя из г. Челябинска: «В Библии сказано: «Ударили по одной щеке - подставь другую». Не получается ли, что благородный, воспитанный человек страдает, а злодей процветает и утверждается?».

- Это сказано в Ветхом Завете, но там есть и «око за око». Ветхий Завет исполнен, и Господь принес нам Новый Завет, по которому мы должны жить. Мы здесь не проповедуем непротивление насилию. Когда враг нападает на твое отечество, нужно покориться врагу или встать на защиту? Наверное, нужно встать на защиту своей родины. Если враг хочет надругаться над Церковью Христовой, нужно ли встать на защиту? Наверное, да. Но не кулаками, а своей христианской жизнью. Первые мученики защищали христианство не мечом и дубиной, а своей жертвой, страданиями, глубокой верой. Если у нас этого не хватает, то иногда и грозное слово имеет свою силу. Поэтому не надо все подгонять под один уровень.

- Вопрос от телезрителя из г. Саратова: «Соборование проводится только в Великий Пост или в каждый из четырех постов в течение года?».

- Соборование – это Таинство Елеосвящения. Когда призовутся пресвитеры церковные и помажут елеем, и сотворят молитву для того, чтобы попросить у Бога исцеления человеку и прощения его грехов, которые он забыл. Для соборования священников призывают тогда, когда человек тяжело болен.

В современном мире мы не можем ощущать себя абсолютно здоровыми людьми ни физически, ни духовно. Поэтому в дни Великого Поста мы прибегаем к Таинству Елеосвящения. Для того, чтобы особо подготовить себя к празднику Пасхи, очиститься от грехов, которые мы забываем. Попросить у Господа через молитву и елеопомазание прощения наших грехов и исцеления нашей души и тела.

Нужно ли это делать в каждый пост? Я считаю, что нет. Но если есть внутренняя потребность, то пусть это делается с совета духовника. Таинство должно оставаться Таинством, не нужно из него делать что-то обыденное. К нему необходимо подходить с трепетом и благоговением. Если Вы чувствуете необходимость, то можно. Но если больших физических болезней нет, то достаточно одного раза в году – в дни Великого Поста.

- Вопрос с форума: «Мечты – это голос Бога или собственные фантазии, не совпадающие с волей Бога. Мечтательность – это грех?».

- Мечтательность – это безделье, а безделье – это грех. «И в поте лица своего добудешь хлеб свой». Когда есть возможность мечтать? Когда человеку нечего делать. Старайтесь больше загружать себя духовным или физическим трудом. Тогда времени на мечтания не останется. В жизни должна быть цель. Для христианина - стяжание Царствия Божия. Путей есть множество. Каждому из нас Господь дал таланты, которые надо развивать. А мечтать о халве и ничего не делать, чтобы на нее заработать – это пустое дело, самообман, не приносящий пользы. Владыка Питирим Волоколамский и Юрьевский говорил: «Целью моей жизни было распознать волю Божию и постараться ей не навредить». Важно не мечтать, а молиться Богу, чтобы Господь дал нам возможность увидеть волю Его в отношении каждого из нас, и стараться не навредить ей, а исполнить ее.

- Вопрос от телезрителя: «В какое время следует пробуждаться ото сна и читать утренние молитвы? Во сколько нужно отходить ко сну?».

- Для каждого вопрос решается по-своему. Есть люди, так называемые «совы» и «жаворонки». Каждый для себя решает сам. Старцы учили уходить ко сну между 9 и 10 часами вечера, потому что сон в это время самый лучший. Вечернюю молитву лучше совершать перед сном, то есть в промежуток с 9 до 10 часов. Для утренних молитв лучше всего ночная молитва, примерно в 4 часа утра, как учили старцы. Сначала может быть тяжело, но потом этих 6-ти часов на сон будет хватать.

Но одно дело старцы, которые живут в уединении, выстраивают свое общение с Богом, а другое - современный мир. Кто-то поздно возвращается с работы, люди в разное время отходят ко сну и пробуждаются. Выберите для себя оптимальное время молитвы, которое даст Вам возможность общаться с Богом. Иногда по нашей лености, по кажущейся усталости мы сокращаем молитвы, опускаем, а это неправильно. Этого не должно быть. Лучше помолиться вечерними и утренними молитвами тогда, когда Вам удобно, чем делать это во внеурочное время, когда глаза будут закрываться, ум блуждать, и Вы не получите молитвенного состояния. Не думайте о том, когда это будет происходить, а думайте, как это будет, и насколько Ваша душа в этот момент будет открыта Богу. Исходите из своего личного часового пояса, в котором Вы живете. Главное, старайтесь не опускать вечерних и утренних молитв. Старайтесь, чтобы Ваша душа во время молитвы раскрывалась Богу.

- Вопрос от телезрителя из Московской области: «На нашем приходе служат несколько батюшек, один из них сторонник Кочеткова. У нас большая группа этих «кочетковцев». У них свои обычаи, сходы, агапы, книжечки свои. Какое наше должно быть отношение к этому? Это какое-то новое течение? Мы смущаемся».

- Как бывает в семье? Все члены семьи разные, разные возрастные группы, у каждого свои интересы. Каждый является индивидуальностью и личностью, что не мешает им жить в одной дружной семье.

По поводу смущения. Мы знаем, кто обычно привносит его в душу человека – это враг рода человеческого, дьявол. То есть, смущение является для нас грехом. Почему оно возникает? Потому что на брата, который стоит рядом с нами, мы смотрим осуждающе. Сучок в глазу брата видней, чем бревно в своем.

Не хочу сказать, что я являюсь сторонником одного или другого. Люди находятся внутри Церкви, у них имеются определенные традиции. В некоторых многоштатных приходах есть разные батюшки. Каждый батюшка разносторонен, как личность. Но он делает одно дело – ведет паству, которая приходит к нему, к Царствию Божию. И если мы не будем смотреть, кто и как идет к Царствию Божиему, а будем идти каждый своим путем, указанным Богом, тогда будет хорошо. Поэтому не нужно смущаться.

Даже если люди заблуждаются, то не нужно ополчаться, а принимать их с любовью. Ведь они же, наверное, не переступают через главное – не отрицают Христа, Евхаристию, не разрушают церковные каноны. Именно не традиции, а каноны, на которых зиждется Церковь, которые приняты были святыми отцами, церковными соборами. Надо посочувствовать, пожалеть, сказать для себя, что брат мой неправ, дай-ка помолюсь за него искренне Богу и, может, Господь вразумит его и наставит на тот путь, которым правильно идти. И задаться вопросом: а правильно ли мы сами идем? Наверное, не совсем правильно, потому что не видим своих грехов, а обращаем внимание на внешнее окружение. Какое нам дело до того, кто как стоит в храме? Придя в храм, мы должны сосредоточиться на себе: имеем ли мы общение с Богом? Для чего мы пришли? Чтобы посмотреть, кто как молится? У кого какое отношение? Кто как платочек подвязал? Нет, мы пришли, чтобы объединиться в общей молитве к Богу. Сосредотачивайтесь на молитве, а не смотрите по сторонам, и Господь даст Вам возможность по-другому смотреть на все окружающее.

Я не думаю, что, происходящее на Вашем приходе, - это ересь, что-то антиправославное. Поскольку есть правящий архиерей в Московской области - мудрый Владыка Ювеналий. Он бы не допустил противоправных действий, идущих во вред православной церкви. Поэтому смотрите внутрь себя, сосредотачивайтесь на молитве. Умейте с любовью относиться к окружающим. Ведь первая заповедь: «Возлюби Господа своего», а вторая: «Возлюби ближнего своего». Кто мой ближний? Вот в притче о самарянине благочестивом: все прошли мимо, считая себя достойными, а недостойный, казалось бы, человек оказал милость человеку, то есть он оказался ему ближним. Поступайте так же.

- Вопрос от телезрителя из Воронежа: «В откровении Иоанна Богослова: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень, а на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Не идет ли речь о переселении душ?».

- Одно могу сказать точно: никакого переселения душ здесь нет, потому что оно противоречит христианству. Душа после Страшного Суда воссоединяется с обновленным телом, душа бессмертна. А переселение в какие-то камни, животных или деревья – это только в песнях бывает. Мы созданы по образу и подобию Божию, Господь дал нам единую бессмертную душу, которая дана только нам.

- Вопрос с форума: «Сыну 20 лет, из них лет 10 он находится в компьютерной зависимости, хотя сам это отрицает. С 13 лет страдает инсулино-зависимым диабетом. Течение болезни тяжелое, уровень глюкозы в крови часто поднимаются до 30 единиц. При всем этом о Боге и вере ничего слышать не хочет. Молюсь за него, но пока безрезультатно. Что еще я могу сделать для спасения сына?»

- Любовь и молитва. Больше, к сожалению, Вы теперь ничего сделать не сможете, потому что ребенку 20 лет. Но любовь не должна быть удушающей. Иногда из любви мы пытаемся навязать человеку свою волю. Пример любви нам явил Господь. Он пожертвовал ради нас Собой. Навязывает ли Он кому-то из нас Свою волю? Нет. На небе больше радуются, если один грешник приносит покаяние, нежели 10 праведников. Сейчас человеку 20 лет, он сформировавшаяся личность, которую сложно переубедить словами. Молитесь, чтобы Господь коснулся его сердца. Диабет страшная болезнь, которая медленно съедает человека. Укрепи его, Господь, дай ему возможность увидеть суетность той жизни, которую он ведет, помоги исправить ее. Просите у Бога прощения за то, что в его юном возрасте, возможно, вели неподобающую для христианства жизнь.

Мы говорим, что еще от утробы матери ребенок научается христианской жизни. Христианская жизнь передается, начиная с зачатия, а потом ребенок впитывает ее с молоком матери, придя в этот мир. Но впитывать нужно не слова и показушность, а истинную христианскую жизнь. Тогда это даст определенные плоды. Если уже осознанного ребенка насильно заставляли ходить в храм, причащаться против его воли, не являя ему пример при этом, что Вам причастие доставляет духовную радость, дает силы. Ребенок смотрит на своих родителей. Тогда, наверное, Вы этого не дали, не смогли заложить по разным причинам: может быть, сами еще не были на христианском пути, может быть, по причине молодости. Просите прощения за наше нерадение, упущение, за то, что не додали уже сейчас взрослому дитяти той любви к Богу, которую должны были привить.

- Вопрос от телезрителя: «Содомские грехи после исповеди прощаются или с этим нужно жить всю жизнь? Однажды слезно и от всей души исповедовавшись, батюшка не принял их и слушать дальше не захотел. Как это отражается на детях?».

- Отвечу словами Священного Писания: «Прощается любой грех, кроме хулы на Духа Святаго». Если Вы принесли искреннее покаяние в грехе, то батюшка должен был наложить на Вас какую-то епитимью во искупление того или иного греха. Может быть, покаяние не очень искреннее было? Если же искреннее, то Господь прощает любой грех. Главное, потом не возвращаться к тому греху, в котором принести покаяние.

- Что значит «хула на Духа Святаго»? Не является ли каждый грех хулой на Духа Святаго?

- Словесная хула, действиями и поступками. Имеется в виду кощунственное отношение к Богу. Иногда это бывает не неосознанное, а целенаправленное действо. Когда икону Спасителя начинают рубить топором. Если человек целенаправленно издевается над именем Божиим, я считаю, что это хула на Духа Святаго.

Конечно, каждый грех - против Бога, но Господь создал нас свободной личностью, поэтому: «Прощается любой грех, кроме хулы на Духа Святаго».

Хочу обратиться ко всем братьям и сестрам. Сейчас идут дни Великого Поста, постарайтесь задуматься над своей жизнью, и, может быть, начать сегодня поститься, если Вы еще не вступали по каким-либо причинам в эти дни. Постарайтесь еще раз заглянуть внутрь своего сердца, своей души. Постарайтесь стать лучше. Чтобы к празднику Пасхи Христовой мы чуть-чуть потрудились и принесли Богу хоть какие-то достойные плоды нашей с вами жизни.

В этом году мы живем под знаком празднования тысячелетия со дня преставления благоверного князя Владимира, просветителя земли русской. Он явился для нашего Отечества, для нашей Церкви не только краеугольным камнем в создании Русской Православной Церкви и самого государства, но явился основанием и Церкви, и государства. И то, что мы сегодня имеем, является возможным, наверное, благодаря тому, что князь Владимир обратил в свое время взор к православной Церкви.

В этом году хотелось бы не пропустить день памяти еще одного русского святого, который близок моему сердцу. Я говорю о 500-летии со дня преставления святого преподобного Иосифа Волоцкого, который продолжал просветительскую деятельность князя Владимира. Он в конце XV- начале XVI века стоял на страже православия в борьбе с различными ересями, отстаивая чистоту веры. Он много потрудился для просвещения нашего народа в то время, оставил огромное духовное наследие. Хотелось бы, чтобы это тоже было в нашей памяти.

 

Расшифровка: Марина Дмитриева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать