Беседы с батюшкой. О Божественном предопределении ко спасению

1 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

– Тема сегодняшней передачи очень интересная и сложная – мы поговорим о Божием предопределении ко спасению.

Самый главный вопрос, который чаще всего задается по этой теме: что такое предопределение? И второй вопрос: может ли человек быть рожден для погибели? Прежде всего хочется спросить, что же такое Божие предопределение?

– Господь есть любовь, и Свою любовь Господь проявляет на все Свое творение. Естественно, Он желает, чтобы Его творение имело надежду на ту вечную жизнь, которую Он уготовал любящим Его. Об этом Он прямо говорит. Еще Он говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные... Он всех призывает и не желает, чтобы кто-то погиб.

Давая каждому человеку надежду на вечную жизнь с Творцом и Создателем, Он предлагает каждому здесь, на земле, сделать выбор в пользу Его. Если человек делает такой выбор, то Господь, конечно, ему помогает.

Из Священного Писания мы знаем, как, например, был призван пророк Иеремия. Господь прямо говорит, что Он знал еще до рождения о нем и дал ему возможность стать пророком Божиим. Мы совершенно точно понимаем, что родители пророка, бабушки, дедушки, предки из поколения в поколение жили праведной жизнью, венцом которой стал такой великий пророк.

Вспомним Иоанна Крестителя, небесного покровителя храма, в котором я служу, Божию Матерь: у них были праведные родители, и родились такие чада, которые приняли непосредственное участие в истории спасения человечества.

– Вы сказали о пророках. И Иеремия, и Исаия, когда Господь к ним обращался, отвечали на Его призыв: «Вот я», выражая свою готовность к служению. Понятно, что эта готовность была Богом оценена (если можно так сказать, по-человечески). Но был и пророк Иона, который очень долго отказывался от того, чтобы идти на служение. В нашей современной жизни мы видим людей, которые живут в откровенном зле, на наш взгляд, а людей, которых мы считаем добрыми, хорошими, ведущими праведный образ жизни, очень мало. Мы часто думаем: как может такое быть, чтобы этот человек спасся? Он же настоящий грешник (например, убийца). Как бы плохо это ни было, но мы людей оцениваем и считаем, что наверняка этот человек погибнет. Мы так думаем по своему человечеству, мы не верим в то, что Господь может спасти такого человека.

– Господь может помочь любому человеку, если тот обратится к Господу. У нас есть очень хороший пример – разбойник на кресте: он прямо на кресте обращается ко Христу, и Господь тут же проявляет любовь к нему. Это показывает нам, современным людям, что Господь любит каждого человека. Господь готов помочь каждому, и именно от человека зависит, обратится он к Богу или не обратится.

Вы вспомнили пророка Иону. Но можно вспомнить Моисея и многих пророков, кто не хотел идти исполнять то, на что Господь их посылал. Тем не менее они все-таки проявили свою свободу воли таким образом, что направили ее в согласии с волей Божественной. И Господь, видя их доверие к Нему, Творцу и Создателю, дальше раскрывал в их жизни Свой Божественный замысел. Для нас эти примеры являются очень показательными.

Те люди, которые творят зло, все равно до своего последнего вздоха на земле имеют возможность совершить покаяние. Причем такое покаяние, которое дает им возможность надеяться именно на вечную жизнь. Потому что Господь готов принять каждого, кто примет Его. Более того, Господь говорит: «Стою у двери и стучу: кто Мне отворяет, к тому вхожу». Кто не отворяет – к тому Господь не входит; Господь не проявляет насилие ни над чьей волей. Нужно свободное волеизъявление человека.

Нам, современным людям, очень важно понимать и осознавать, что Господь, как Чадолюбивый Отец, любит каждого из нас. И та сила любви, которую Господь проявляет к каждому из нас, преображает нас и дает нам возможность пройти свой жизненный путь именно так, чтобы мы стали наследниками Царства Небесного. Более того, спасаясь сами, мы тем самым можем помогать и окружающим спасаться, потому что та энергия, которая действует в нас, та Божественная сила, которая проявляется в нас, дают возможность и окружающим людям двигаться в направлении Царства Небесного.

– Вы вспомнили благоразумного разбойника. Мне очень нравится, как мы его называем – благоразумный. Мы знаем о том, что на голгофе был еще один разбойник на кресте: мы его никак не называем, не говорим, что он неразумный, но знаем, что он хулил Христа. Понятно, что все страдали, но ведь, наверное, воля благоразумного разбойника изменилась не в одночасье, а был какой-то процесс. Вопрос: насколько в нашей жизни возможно мгновенное перерождение? И возможно ли это перерождение без воли Божией?

– Воля Божия действительно есть на то, чтобы каждый из нас спасся. Но насколько готов человек к тому, чтобы усвоить те благодатные плоды, которые Господь дает каждому из нас, – этот вопрос каждый может задать себе сам и сам на него ответить именно своей жизнью, своими делами. Эти дела в разные моменты жизни могут быть совершенно разными. И каждый раз у нас есть возможность покаяться, осознав, что мы что-то не так сделали,  не так поступили, проявили эгоизм, который нанес нам вред. То есть тем самым мы не дали действовать в нас Божественной энергии, отвергли силу Божию, отвергли благодать и предали себя в руки страсти (или страстей). То есть мы отступили от Бога.

Вернуться обратно к Богу – сложная задача для многих людей. На сегодняшний день мы видим, как некоторые люди, считающие себя искренне верующими, тем не менее проявляют и злобу, и ненависть, и эгоизм. Проявляется такая гордость, которая показывает, что человек не хочет терпеть никаких лишений, не хочет проявлять никакого смирения, а хочет проявлять исключительно свой эгоизм. Это наносит вред как самому человеку, так и общению его с Богом и окружающими.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Поскольку Бог существует вне времени, Он знает о каждом человеке все: и рождение, и всю его жизнь, и чем он закончит. То есть что бы человек ни делал на своем пути, каялся или не каялся, он придет именно к тому концу, который Бог уже знает заранее. Вот это и есть Божественное предопределение. Если бы Бог этого не знал, Он был бы уже не Богом. То есть Он все знает. А мы пытаемся это узнать, но у нас ничего не получается».

– Приведу такой пример. Вы проснулись утром и точно знаете, что утром будете читать утренние молитвы. Дальше вы представляете себе, как пройдет ваш день, как вечером вы будете читать вечерние молитвы. Может быть, в этот день вы пойдете в храм и будете молиться за Божественной литургией, и вы точно знаете, что у этой службы будет конец. Вам совершенно точно известно, что будет именно так и никак по-другому.

Господь тоже знает, что, проснувшись утром, мы будем молиться, пойдем в храм, а вечером прочитаем вечерние молитвы. Если уж нам понятно, что в течение дня с нами произойдет, то, конечно, и Господь это знает. Но мы можем планировать только ближайшее будущее и ограничены в знании, Господь же знает значительно больше нас, потому что Он – Творец этого мира; все, что связано с мирозданием, находится в Его непосредственном ведении. Он Всеведущ.

Но то, что мы делаем, совершаем, – это совершаем именно мы. Если мы хотим, чтобы в нас действовал Бог, тогда мы должны принять Его Божественную энергию, Его силу и, имея в себе благодать Божию, дальше творить дела Божии. Но это наше решение, наш выбор, который мы приводим в согласие именно с волей Божией. И если мы свой выбор приводим в согласие с волей Божией, то дальше и совершаем то, что должны совершить: например, проснувшись утром, читаем утренние молитвы. Но это наше решение; Господь не заставляет нас читать утренние молитвы – это мы их читаем, а Господь дает нам силы, чтобы мы эти молитвы прочитали.

Иногда человек может проснуться в очень тяжелом духовном состоянии или плохом физическом состоянии, заболев таким заболеванием, которое не будет давать возможности во всей полноте реализовать ему желание помолиться или провести время в храме во время Божественной литургии. Тогда человек может обратиться к Богу и попросить: «Господи, если Тебе угодно, дай мне силу Твою, чтобы я мог совершить то, что решил совершить». И дальше мы увидим, насколько наша просьба осуществляется или, наоборот, не осуществляется. Часто бывает так, что мы что-то просим у Бога, но Господь нам это не подает, потому что в данный момент нам это не пойдет во благо. Но мы с доверием относимся к Богу, каждый раз надеясь на то, что Господь нам поможет. Если мы не получаем просимого – значит, то, о чем мы просим в данный момент, не согласно с волей Божией.

– Свобода человека, данная нам по любви Господа, как раз и заключается в том, что мы свободны в своем волеизъявлении. Некоторые представители других философских течений говорят, что все настолько предопределено, что и воли человеческой на самом деле не существует. Насколько наша свобода воли может быть полезна либо противна воле Божией? Можем ли мы каким-либо образом изменить свою свободную волю, подчинив ее воле Божией? И будет ли это потеря воли или ее приобретение?

– Во Христе – только приобретение. Если мы признаем, что Бог есть любовь, то эта сила любви дает нам возможность жить с Богом. А это для нас самое ценное на земле – чтобы мы имели жизнь с Богом. Здесь, на земле, мы должны подготовить себя к вечной жизни, к жизни именно с Ним, Творцом и Создателем. Это для нас должно являться самым главным.

Вспомним жития святых угодников Божиих: они возлюбили Бога так, что умерли для этого мира, подчинив себя полностью воле Божией. Именно в Боге они достигли всего того, за что мы их на сегодняшний день почитаем как святых угодников Божиих. Те дела, которые они совершали, они совершали именно из любви к Богу и из любви к ближним своим.

Вспомним, например, нашего великого святого Александра Невского, Ледовое побоище или Невскую битву. Он же проявил свою волю, но в согласии с волей Божией. Мы знаем о том, что он молился, каждый раз просил Господа, чтобы Господь ему помогал. Господь его вразумлял, как нужно действовать в той или иной ситуации, и он добивался успеха.

Вспомним Александра Суворова: он не начинал ни одного сражения, не отслужив Божественную литургию. Он молился, потому что понимал, что ему необходимо общение с Богом. И общение с Богом давало ему возможность действовать так, чтобы не нарушить тот миропорядок, тот Божественный план, который дает возможность и дальше жить с Творцом и Создателем.

– Не могу не вспомнить апостола Павла в тот момент, когда он еще был Савлом. Произошло именно перерождение одной воли в другую волю. Мы знаем эту историю. Ведь Господь обратился к нему не с такими словами: «Так, Савл, теперь ты – Павел. И теперь будешь жить праведно». Нет. Он просто спросил: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл был гонителем христианства, а стал одним из самых главных поборников воли Божией. Это удивительно! Не было какого-то чуда, фокуса – было совершенно другое. Об изменении апостола Павла мы поговорим сразу после вопроса телезрителя.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Тема замечательная. Богородица, Сергий Радонежский, Иоанн Предтеча – у них род праведный был, потому и детки у них праведные. А что же делать нам, у кого род неправедный? И семья так воспитывала, и светские законы так воспитывали. Хочется исправиться – да ничего не получается. Не хочешь грешить, а грешишь, падаешь и падаешь. Ведь никто же специально не грешит, думая: «А дай-ка я нагрешу». Что же нам делать, если мы из неправедных родов? Кстати, хочу заметить, мне очень жаль Иуду».

– Господь дает возможность буквально каждому человеку прийти к Нему. Если Вы пришли к Богу (а, судя по всему, Вы к Нему пришли), у Вас есть возможность вести христианский образ жизни. Для только что пришедших к вере сейчас есть возможность воцерковляться: при храмах на сегодняшний день есть воскресные школы, проводятся катехизаторские беседы. У нас много духовно грамотных батюшек, с которыми можно постоянно общаться и которые помогают в разрешении тех или иных недоуменных вопросов. Сейчас очень благодатное время – есть все для того, чтобы мы могли стать настоящими христианами.

Вспоминается советский период, когда было очень сложное, непростое время. А сейчас очень благодатное время, и мы можем вести такой образ жизни, который позволяет каждому из нас в полном объеме реализовать все свои возможности. Какие бы Господь ни дал нам дарования, мы все их можем реализовать.

Поэтому я искренне желаю, чтобы Вы ни в коем случае не унывали, не впадали в тоску, отчаяние, а просили Господа о помощи жить во славу Божию, пройти свой путь так, чтобы дойти до Царства Небесного. То есть необходимо подготовить себя к вечной жизни. Но также надо подготавливать и своих детей, чтобы было кому за нас помолиться. В России уже более чем тысячелетняя христианская история, которая свидетельствует о том, что из рода в род наши предки спасались сами и готовили подрастающее поколение для того, чтобы и они жили во славу Божию. И по сей день у нас христианская вера сохраняется во многом благодаря тем семьям, которые жили со Христом и продолжают жить со Христом. И на сегодняшний день возможность присоединиться к такой жизни есть у всех желающих. Так что я искренне надеюсь, что в Вашей жизни все получится и Вы реализуете все, что Господь Вам дает на сегодняшний день.

Что касается апостола Павла, около шестидесяти процентов христианского учения – это его учение. Мы на сегодняшний день очень внимательно и трепетно относимся к Священному Писанию. Сегодняшняя наша передача началась со слов Священного Писания – с Послания к Римлянам. Никогда не было никаких сомнений в том, что это послание именно апостола Павла...

– Процитирую как раз вопрос от телезрителя о том, как понять слова апостола Павла: А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал. А кого оправдал, тех и прославил.

– Видите, все идет очень последовательно. Мы должны принять в себя Христа. Когда мы принимаем в себя Христа, мы проходим определенные стадии, и без этого невозможно. И апостол Павел очень хорошо нам это разъясняет. Поэтому чтение Священного Писания нам просто жизненно необходимо. Хорошо зная Священное Писание, мы тем самым имеем возможность понимать все то, что нам на сегодняшний день необходимо усвоить. Это не так уж и много, но не так уж и мало, с другой стороны. Именно усвоение этих знаний помогает нам иметь жизнь со Христом.

Вспомним святых угодников Божиих, например Серафима Саровского, который за неделю прочитывал Евангелие. Мы можем брать с него пример и тоже читать Священное Писание. Сейчас я священнослужитель, а раньше, будучи простым мирянином, каждый день читал Священное Писание. Приходил из школы домой и читал. У нас дома был текст Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке.

– То есть Вы церковнославянский язык знаете с детства?

– Волей-неволей пришлось заниматься им, чтобы понимать, что написано. Мои близкие, родные тоже подсказывали, объясняли, за что я им безмерно благодарен. Я не могу представить своей жизни без чтения Священного Писания. У меня это правило со школьной скамьи – каждый день обязательно читать Священное Писание.

Но как бы хорошо мы ни знали Священное Писание, как бы ни сыпали теми или иными цитатами, самое важное то, как мы слова Священного Писания раскрываем в своей жизни. Нам немало известно людей, хорошо знающих Священное Писание, кто-то даже отлично знает Писание, но они не ведут христианской жизни, которую могли бы вести, то есть отличное знание Священного Писания никак не помогает им в повседневной жизни быть христианами на деле.

– Лукавый наверняка очень хорошо знает Писание и верит во Христа, но не испытывает по этому поводу радости. Наоборот, злобу. Кстати, телезрительница спрашивала, что делать, когда мы не имеем благочестивых корней.  У апостола Павла тоже не было благочестивых корней, но он стал первым. И, наверное, каждый из нас может стать первым христианином в своей семье, но от этого наша задача не становится менее значимой.

– Перед каждым из нас стоит очень важная задача – принять в себя Божественную любовь и с Божественной силой дальше так жить во славу Божию, чтобы достичь Царства Небесного.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Два дня ищу толкование на стих 44 главы 6 Евангелия от Иоанна: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Вы говорите о том, что мы должны идти к Богу, а я всегда думаю, что это не мы идем, а нас Господь привлекает. И никуда уже не денешься, когда Он тебя привлечет – ты Его любишь. Я слушала много толкований, но толкование этого стиха пропускают».

– Любой человек приходит ко Христу именно потому, что Господь касается человеческого сердца. Господь стучится, и к тому, кто Ему отворяет двери своей души, Он входит; тогда Божественная сила начинает действовать в человеке, и человек здесь, на земле, живет так, что становится наследником Царства Небесного.

Но кто-то и не принимает Бога, то есть Господь дает такую возможность человеку. Ведь тот же апостол Павел мог и не принять Христа, мог еще больше озлобиться и стать еще большим гонителем христиан. Из истории мы знаем массу примеров, когда люди умирали как богопротивники, причем со свидетельством на устах, что они являются богопротивниками. Но апостол Павел принимает Христа; и не просто принимает, но в течение определенного периода времени проходит подготовку к своему дальнейшему служению. Он, что называется, прозревает за этот период и физически, и духовно и дальше с помощью Божией совершает  дела, которые угодны именно Господу. То есть он полностью предает себя воле Божией.

Когда мы читаем эти строки Священного Писания, мы должны понимать и осознавать, что Господь – Чадолюбивый Отец, Господь готов каждого из нас принять, но принять не абы какими, а теми людьми, которые приняли Его. Наш Творец и Создатель снисходит до нашего человеческого образа и избавляет людей, во-первых, от греха, во-вторых, от проклятия и, в-третьих, от смерти. Иоанн Златоуст восклицает (мы читаем эти прекрасные пасхальные строки): смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?

Тот человек, который поверил во Христа и стал жить со Христом, будет жить вечно, и эта вечная жизнь для человека наступает уже на земле, потому что человек полностью предал себя в волю Творца и Создателя. Это добрая воля каждого человека. Если человек так принял Христа и исполняет Христовы заповеди, прежде всего заповедь любви, то сила любви дальше прославляет человека. То есть Господь Сам прославляет человека здесь, на земле, показывая, что этот человек живет по Его Божественным заповедям, прежде всего – по заповеди любви.

Мы помним, как имя Божие светилось при жизни многих и многих праведников, хотя они тоже испытывали  различные гонения и не все у них в жизни было гладко. Но Господь их прославлял, показывая всем остальным, что это человек Божий, что он живет по заповедям Божиим. Ну а враг рода человеческого пытался говорить неправду как про Самого Христа, так и про святых угодников Божиих; читая жития святых, мы видим массу таких примеров.

– Если вспомнить, что происходило с апостолом Павлом дальше, то ведь не случилось так, что на следующий день сразу все приняли его как апостола, как ученика, как проповедника, который имеет право говорить о Христе. Говорили: «Не тот ли это Савл, который гнал нас?» То есть долгое время Павлу приходилось, что называется, доказывать свое преображение, свою любовь к Господу.

И с нами происходит то же самое. В сегодняшнее время достаточно много людей и СМИ хулят Церковь, говорят, что Церковь ведет себя неподобающе, что люди, которые ходят в церковь, – это люди больные. Сейчас, наверное, сложно человеку удержаться в своей вере? И можно в этот момент отказаться от Бога и жить по своей воле (или по воле каких-то врагов Церкви), а можно претерпеть и остаться верующим человеком и продолжать молиться. Наверное, в наше время вопрос о предопределении, о воле человека и о спасении стоит особенно остро?

– Не менее остро, чем во все другие времена. Каждый раз перед человеком стоит выбор: он выбирает жизнь с Богом или не выбирает жизнь с Богом. На примере собственной семьи могу сказать, что и в советский период мои родственники были верующими людьми, посещали храм, постоянно молились, читали утренние и вечерние молитвы. Для них жизнь со Христом была и по сей день остается той ценностью, которой они дорожат, и их вера в Бога действенна: они проявляли и проявляют повседневно свою любовь и к Богу, и к ближним своим; их слова и дела между собой не расходятся.

Поэтому в этом отношении каждый из нас и в данный конкретный момент может иметь жизнь с Богом, причем настоящую, полноценную. Сегодня у нас нет гонений на Церковь, и каждый может так проявлять себя изо дня в день, что его жизнь будет благодатная. Все-таки мы не должны забывать, что Господь Иисус Христос дал нам возможность быть богами по благодати, но при этом мы должны помнить, что остаемся тварными по своей природе.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Свободен ли человек в своих поступках? Или все уже предопределено Богом? Если согласиться с этим, то получается, что свобода человека ограничена. Но ведь человек иногда поступает вопреки Богу. В таком случае что правильно?»

– Правильно то, что у человека есть свобода выбора; каждый раз человек действует так, как считает нужным. Вот Вы сейчас набрали телефонный номер, позвонили в студию, а могли бы и не позвонить – это Ваш добровольный выбор. И так каждый миг своей жизни каждый человек делает тот или иной выбор, и Господь благословляет человека, если человек к Богу обращается за благословением. Например, выходя из дома, человек может попросить: «Господи, благослови», прочитать молитву. Кто-то перед началом учебы может прочитать молитву, сказав: «Господи, благослови меня на этот период времени». То есть мы имеем возможность обращаться к Богу и просить Господа непосредственно, чтобы Он благословил нас на совершение тех или иных действий.

Ну а какие-то действия мы совершаем самостоятельно, принимая самостоятельные решения. Господь дает нам полную свободу наших действий, а на Страшном Суде каждый будет отвечать за то, что делал. Нам дана полная свобода на земле, Господь не превратил нас в компьютеры, но очень важно, чтобы мы этой свободой правильно пользовались, то есть выбирали каждый раз жизнь по заповедям Божиим. Если мы выбираем такую жизнь, то видим, как преображается все вокруг нас, для нас эта жизнь становится в радость.

– Не бывало ли в Вашей практике такого, когда кто-нибудь из прихожан обращался: «Батюшка, благословите, какие обои купить». То есть когда все свои бытовые дела человек решает не сам, а перекладывает на священника или духовника. Человек постоянно печется о том, чтобы все в его жизни обязательно было по благословению.

– Я могу сказать про самого себя. Когда у меня в школьные годы был духовник, я старался к нему обращаться с теми или иными вопросами для разъяснения, в том числе за благословением. Мы могли встречаться в неделю даже три-четыре раза – у меня была такая потребность, мне нужно было, чтобы мне каждый раз очень доходчиво было объяснено, как правильно осуществить то, что я хочу предпринять, чтобы все было по воле Божией.

Вот Вы говорили про обои. Если человек имеет то или иное заболевание (страдает астмой или аллергией), для него приобретение виниловых, например, обоев может сильно навредить. Такие, казалось бы, совершенно простые вещи могут иметь для того или иного человека серьезное значение. Вроде бы мелочь, но человеку нужно, чтобы кто-то ему что-то подсказал. В той или иной ситуации не каждый человек готов принять именно правильное решение, которое пойдет ему на пользу.

Конечно, священник не является всезнайкой, и нельзя к священнику предъявлять такие претензии и требования, чтобы он благословлял буквально на всё. Священник вполне может сказать, что на тот или иной вопрос ответить не может, потому что не знает, и здесь он может благословить человека обратиться для решения проблемы к специалисту, который подскажет и объяснит, что будет лучше в конкретной ситуации.

– Этот вопрос связан с тем, что есть люди, которые стараются не проявлять своей воли ни в чем. И получается, что своя нравственная воля отсутствует; человек настолько боится быть ответственным перед Богом, что отсекает полностью всю свою волю. Вот это может быть опасно для души человека?

– Конечно. Человек должен учиться жизни во Христе. А учится человек, преодолевая те или иные испытания, искушения. Преодолевая те или иные испытания, искушения, человек становится более духовным, он учится на земле жить так, чтобы его жизнь была светом миру: жить в радости, имея чувство полной ответственности за свою собственную жизнь перед лицом Божиим.

Каждый человек должен говорить: «Вот я, Господи, живущий по Твоим заповедям, прежде всего – по заповеди любви». Если человек пребывает в этой любви, то сила любви его преображает и дает все необходимое, чтобы он прошел свой путь именно к Творцу и Создателю, и, приобщившись уже на земле к вечной жизни, стал полноценным наследником вечной жизни в одной из обителей, которые Господь уготовал каждому любящему Его.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать