Вызов современности

11 марта 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Артемий Владимиров настоятель Храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России. Передача из Москвы. Эфир 11 марта 2013 г.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях настоятель Храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.

Здравствуйте, батюшка!

- Приветствую вас, дорогие друзья.

- Наша сегодняшняя тема «Вызов современности». Каким образом мы можем оценить современность? О событиях в мире мы можем узнавать только из средств массовой информации, в лучшем случае, если кто-то из знакомых донесет, что где-то что-то происходит. Новости, которые мы получаем из разных источников, почему-то везде одинаковые.

- Недавно Святейший Патриарх сказал «Церковь никогда не согласится на участь статиста в чужой режиссуре». Не только Церковь, но и каждый из нас, православных христиан, не хотел бы быть участником кем-то срежиссированного спектакля.

Меня также интересует вопрос, в какой мере я, молящийся человек, живущий на русской земле, нахожусь в зависимости от чуждых мне концепций и замыслов. Мне кажется, что помимо новостей, у нас есть еще важный источник информации, о котором мы не должны забывать.

Апостол Иоанн Богослов, рассуждая о временах антихриста, его духе, действующем в обществе, говорит: «впрочем, я не имею нужды учить вас чему-либо словом, ибо у вас есть помазание, которое учит вас всему». Помазание Духом Святым в таинстве миропомазания. Старец Силуан не любил читать газет и говорил, что чтение периодических изданий омрачает. Как и святые подвижники, каждый христианин имеет  возможность молиться, читать Священное Писание и рассматривать современность в проекции вечности.

Книга «Апокалипсис» говорит нам о двух тайнах как о двух потенциалах в этом мире: тайна благочестия и тайна беззакония. Тайна благочестия – это Христос воскресший, и Его Церковь, постоянно привлекающая в свои недра спасаемых. Тайна беззакония – это стремление лукавого отвратить род человеческий от Христа, собрать его в империю зла, каждого из нас уподобить ему, падшему духу. Поэтому сейчас нельзя недооценивать дарованного нам Господом Богом таланта, молясь, размышлять о мире, наблюдать происходящее, расценивать явления на весах божественной правды и любви.

Святой Кирилл Иерусалимский в начале IV, обращаясь к своей пастве, говорил: «Вот ты замечаешь признаки грядущего в мир антихриста. Размышляй над ними, и то, что дознал верно, умей передать и людям». Беседуя о вызове современности, мы не можем не видеть два стана: единство сынов света, верных Богу людей или тех, кто стремится примкнуть к ним; и царство тьмы – их «тьмы и тьмы, и тьмы» - это те, кто противопоставляют свои замыслы и деятельность замыслу Божию о человеке. Те, кто хотел бы соделать весь род человеческий быдлом, недумающим, послушным, заразить его страстями, заставить служить своим низменным целям. Думается, что все, происходящее в политике, культурной, социальной жизни вписывается в это противостояние. Причем, не политическое, а мистическое.

Водораздел между светом и тьмой, добром и злом проходит буквально в сердце каждого человека. Каждый призван не просто позиционировать себя христианином, но на деле примкнуть либо к источнику добра и света – Христу, либо к духу антихриста, который вихрями веет над нами, особенно над нашей молодежью. Уйти от битвы за собственную душу не удается никому.

- Мне кажется, что эти процессы давно перестали быть политическими и перешли на уровень духовных, проблема дошла до самого человека, независимо от того, к какому обществу он принадлежит. Достаточно посмотреть на то, что происходит в культуре.

- Безусловно, и культура, и школа – зеркало того, что происходит в семьях, внутреннем мире человеческой личности. Все-таки мы живем на особой земле, я имею в виду Святую Русь, почва которой увлажнена слезами и потом преподобных, омыта кровью мучеников. Если мы отвечаем божиему замыслу о себе, мы являемся осуществлением совершенного особого замысла - соборного противостояния силам тьмы. Святая Русь – это, прежде всего, освященная государственность, когда  верховный правитель России, нося на бедре меч, осознает себя служкой божиим, ответственным за судьбы своего народа в вечности.

Совсем недавно мы вспоминали день восшествия на престол природного русского царя – Михаила Федоровича Романова. Святейший Патриарх в своем замечательно глубоком, исполненном слове, произнесенном по этому поводу в Успенском соборе, сказал о том, как Божиим промыслом из недр России, откуда-то из костромских лесов явился лик Михаила Федоровича, поддержанного монашеством, казачеством. Как не вспомнить сегодня слова одного из подвижников начала XX столетия, о том, как в период всеобщего упадка, растления восстанут из народной среды немногие и восставят попранное.

В связи с чем очень интересен вопрос соотношения в истории личности и массы. Бог никогда в истории не опирался на большинство. Но всегда выдвигались личности, которые соотнося своею волю с волей Божией, становились магнитами, такие как Минин и Пожарский, которые притягивали и преображали мысли и сердца многих пассивных.

Не надо пассивно ждать, что где-то вдруг из людей, выбранных и собранных по какому-либо принципу, вдруг явятся светлые идеи. Каждый из нас – обладатель бессмертной души с возожжённой в нас искрой божией, поэтому каждый из нас, высвобождаясь в результате личного покаянного подвига из власти дьявола, аккумулирует определенный нравственный потенциал. Благодаря этому потенциалу  без транспарантов и психологического воздействия, мы служим своим ближним и стране.

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: У святителя Игнатия Брянчанинова есть слова о том, что наш народ может и должен стать орудием в руках антихриста. Мне кажется, это от того, что наш народ с давних времен и по сей день заражен страстью человекоугодия, может быть, в результате длительного периода крепостного права.

- Я бы попросил наших телезрителей в случае, когда они цитируют наших великих мыслителей, делать это точным образом. Лично мне вспоминаются письма святителя Игнатия, где он, с одной стороны, прозревал грядущую революцию, но с другой, говорил и о провиденциальной, то есть Богом данной, задаче, которую наш народ призван осуществить. И эта миссия ничего общего с планами антихриста не имеет.

Человекоугодие? Я отказываюсь считать его национальной чертой. Почитайте «Архипелаг Гулаг» Александра Исаевича Солженицына, и Вы увидите, какие характеры, судьбы он выводит, когда простые люди разных сословий находили в себе силы противостоять молоту тех человекоуничтожительных тенденций, который действовали тогда через атеистическую машину. Поэтому позвольте мне усомниться в Ваших неточно процитированных словах. Неужто наше будущее «иль пусто, иль темно»?

Глубоко верю, что мать-Церковь не для того восприняла нас в свое лоно, не для того мы почтены даром Духа Святого, чтобы прислуживаться низменным страстям и обслуживать интересы «золотого миллиарда», быть прихвостнями политики мирового закулисья.

- Вопрос телезрительницы из Ханты-Мансийского округа, заданный через социальную сеть: «К сожалению, даже воцерковленные дети, подрастая, перестают ходить в храм, увлекаются модой и рок-музыкой. Скажите, пожалуйста, как подросткам сохранить веру в обществе, где нравственные ценности остаются на последнем месте?»

- Не надо быть бараном, тем, кто не рассуждая, не размышляя поддается общему чувству. Но надо быть словесной овечкой, а еще лучше, белой лебедью, которая не боится своей белизны и чистоты среди мокрохвостых галок.

Действительно, переходный возраст вносит изменения в устроение души, но ненадолго. Как батюшка, который наблюдает за общественной нравственностью и судьбой молодежи, я вижу, как молодежь, какое-то время пребывая в сумерках, затем, наподобие мотыльков, вновь летит к свету.

Для того чтобы предупредить это охлаждение веры, на мой взгляд, необходимо внедрять идею служения. Если Митрофанушка вращается вокруг собственного эгоизма, отход от веры неизбежен. Но если, благодаря умело поставленной педагогической деятельности и правильной идее воспитания в семье, отрок и юноша уже сталкиваются с жизненными трудностями и препятствиями в осуществлении добра, им это на пользу, потому что с прохладцей еще никто ничего не достиг. Христос Спаситель ждет активной жизненной позиции, напряжения ума и сердца, умения не впадать в панику, если не быстро осуществляются наши замыслы. Юность надо обязательно привлекать к созидательной деятельности, иначе она начинает лоботрясничать, не знает, к чему приложить свои силы и заражается пороками, а у занятой пчелы нет времени для скорби.

- Вопрос телезрителя из Московской области: В житии преподобного Серафима Саровского есть фраза «послушание превыше поста и молитвы». Понимаю это в отношении преподобного Серафима, но как относиться к послушаниям, которые даются современными духовными руководителями и часто бывают очень далеки от христианства?

- Ваш вопрос не в бровь, а в глаз, потому что нынешние батюшки – не знаю, можно ли бросать камень в свой огород – часто превышают свои полномочия, напоминают собой Фому Фомича Опискина, жившего среди обитателей «Села Степанчикова». Батюшка никаких послушаний от прихожан требовать не может, но пусть он от себя требует быть чистым по сердцу, милостивым в общении с людьми, молитвенным в час предстояния Богу, семьянином, который приносит радость семье и Богу. Прихожане – не бараны и не серые мыши, которым, помимо трудов по снисканию насущного хлеба, батюшки будут накладывать послушания.

Послушания – дело святое, и если понимать послушание правильно, то суть его в том, чтобы сохранять свое сердце в чистоте, бороться со злом, не поддаваться его ни на минуту. Священник первым должен сохранять собственную ревность в охранении себя от страстей, но обезличивать человека, требовать от него того, к чему он не призван, священник не вправе. И таких разбушевавшихся командиров я бы предложил выставить на мороз. Поэтому рассудительность, дорогие друзья, есть большая половина спасения. Дай Бог нам, священникам, быть трезвее, скромнее и избегать утомительной навязчивости и не накладывать, по выражению Иисуса Христа, неудобоносимых бремен на наших прихожан. «Бог благословит вас, если вы все продумали». Будем помнить, что батюшки – это не римские папы, но ангелы Господа Бога Отца Вседержителя, которые жертвенно служат словесному стаду.

-  Вопрос телезрительницы из Воронежа: Меня сильно беспокоит вопрос о нашем образовании. Сейчас принят новый закон об Образовании, по которому школьники будут получать в школе от учителей не более 30% информации, а остальные 70% получать самостоятельно, через интернет.

- Вызов современности еще и в том, что школа перестает быть домом знаний. Образование теряет свою исконную глубину, что всегда было свойственно отечественной педагогике. Учителя не ставят своей задачей научить ребенка думать, познавать предмет в его сути, устанавливать межпредметные связи. Но мы обвиняем не учителей, а модернизацию, тот ложный концепт, на поводу у которого идет министерство образования, очевидно, выполняя чей-то заказ. Чей? Думаю, догадаться легко.

С другой стороны, да, мельчаем, да, уходят универсалы-учителя, нынешние образовательные услуги часто являются насмешкой по сравнению с тем, что получал ученик в школе тридцать-сорок лет тому назад. Но нам ли ждать милости у этих ведомств?

Сегодня надо хотеть учиться так, как Михайло Васильевич Ломоносов хотел учиться, и для этого пошел на большие жертвы. Надо воспитывать в детях и самих себе бойцовский дух, нужно самому формировать отношение к учению. Все люди, достигшие степеней известных, все шли путем самообразования. Без целеустремленности, внутреннего горения, умения отсеивать материал, никто себе еще ничего не приобрел.

В свое время я окончил советскую школу. Научила ли она меня любить Александра Сергеевича Пушкина? Познакомила ли  с глубинами великого русского философа Федора Михайловича Достоевского? Нет! Мы прошлись по писателям кирзовыми сапогами, все было принесено в жертву пошлой революционно-демократической идее. Но, слава Богу, родной университет, поиск точки опоры помогли каждому из нас как-то наверстывать упущенное.

Дорогие мои соотечественники, давайте отложим настроение, что кто-то нас накормит с ложечки. Детей надо мотивировать к учению, воспитывать в них силу воли, делать их личностями целеустремленными, надо становиться сильной, творческой личностью, это наши исконные качества нашего народа, из недр которых вышли Ермак, покорители наших северных морей. Думаете, так просто наш государь Николай Александрович собрал в Гааге Лигу наций и начал процесс вооружения, в то время как в Европе его никто не понимал и не желал этого. Сегодняшнее время требует от нас собрать в кулак волевую энергию. Если сам не возьмешь, никто не даст. Если мы соберемся в кулак и станем воинством Небесным, то Господь нам еще и земного государя даст.

- Вопрос юного телезрителя из Рязани: Батюшка, это Ваш крестник Вася из Рязани. Где найти силы противостоять искушениям?

- Если ты, Вася, будешь почаще молиться о крестившем тебя батюшке, сам Христос ниспошлет тебе сил противостоять соблазнам. Поэтому надо в уме и сердце держать Его святое Имя.

Когда «мальчиши-плохиши» предлагают тебе закурить, чуть только ты возжег в сердце молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», как тотчас Бог даст тебе разум и силы, и мужество. И ты ответишь: «Курить – на это у нас нет времени! Мы пойдем другим путем!»

- Вопрос Анны десяти лет из Свердловской области: «Как не выплескивать на маму весь негатив после школьного дня. Ей очень больно слышать, что меня обижают, мальчики дерутся, а девочки обижают. И еще у меня в школе совсем нет подруг, только в Воскресной школе, поэтому я очень страдаю».

- Милая Анечка, давай дружить с телеканалом «Союз». Мы очень уважаем тебя за твое мужество. Наш тебе совет: старайся маму не нервировать плохими новостями. Приди, прижмись к ней и скажи: «Мамочка, милая, я хочу рассказать тебе сказку про Герду». Только вспомнишь эту милую Герду в полосатых гетрах, сколько она преодолела препятствий, как она победила саму Снежную королеву, пролив слезы любви и растопив сердце Кая. Наши родители такие слабые и немощные, такие хрупкие, и дети обязательно должны быть им в радость, а не в тягость. Надо их уметь утешить, сказать радостное слово, спеть им песню, наконец, просто приготовить яичницу. Не надо чувствовать себя несчастной, поскольку мир не без добрых людей. Раз у тебя есть единомышленники в Воскресной школе, что желать еще? И в школе будь светлячком, солнечным зайчиком, не вызывай огонь на себя жалобами и нытьем. Но, помогая другим, мало-помалу ты приобретешь нравственный авторитет. Бог помощь тебе, Аня.

- Вопрос телезрителя: В последние десятки лет сильны позиции глобальных межнациональных компаний, которые производят продукты, предметы постоянного спроса. Сотрудники их обучаются за рубежом, и модель поведения в этих компаниях античеловеческая, как правило. Ни семейные ценности, не дети их не интересуют. Главное, чтобы ты работал на компанию определенные часы и приносил доход. Это проблема касается как управленцев, так и низшего звена. Как с этим быть?

- Вопрос серьезный. У меня два маленьких ответа на этот большой вопрос. Однажды я увидел маленький листочек, на котором было прописано задание, которое Люцифер давал падшим духам: «Сделайте так, чтобы люди были заняты от зари до зари. Сделайте так, чтобы поток информации сшибал их с ног, чтобы  они не имели возможности сосредоточиться не на собственном «я», не на смысле жизни».

Вы описываете новую ментальность, новый формат жизни, в котором человек уже не принадлежит ни Церкви, ни семье, ни самому себе. Не хотелось бы быть интегрированным в этот «корабль дураков», но хотелось бы сохранить неторопливость, умение критически осмыслять обстоятельства, делать свои собственные выводы и формировать свою деятельность так, как это мне внушает совесть, а не господин Карнеги с его пошлым поклонением золотому тельцу.

С другой стороны, у меня достаточно друзей и знакомых, которые работают в разных корпорациях, в том числе и иностранных. Должен вас утешить, православный человек везде остается самим собой. Безусловно, существует определенная корпоративная этика и установки, но православный человек должен все претворять и изменять в соответствии со строем своей души. У нас совершенно особенная страна, и надо хранить себя от ярко обрисованной Вами закваски, по возможности влиять на подчиненных, одушевляя общение с ними теми добродетелями, которые дает нам Христос.

Один из моих прихожан, один из руководителей фирмы «Henkel» посоветовался со мной по поводу проведения корпоративного вечера, и мы решили ввести его в классическое русло, вместо пошлой музыки, поставив «Сказки Венского леса», пригласив дам на вальс, избежав опивства и прочих излишеств. Люди ушли осененными и благодарными, благодаря начальствующему, который ввел обычный утомительный междусобойчик в классическое русло.

Мы вновь возвращаемся к кардинальному ответу на тему нашей передачи «Вызовы современности». Личность, ее инициатива, нравственная сила, умение оставаться самими собой, чтобы отстаивать независимость своей души. Это дает Христос, мать-Церковь и целостное православное миросозерцание. Дай Бог каждому из нас стоять на своей высоте, как маяк, и не смущаться видимым преобладанием противника.

- Вопрос телезрителя из Минска: Как отличить собственную волю от воли Господа?

- Воля Господа Бога заключается в том, чтобы никто из нас не погиб, но имел жизнь вечную через познание Отца и Сына, и Святого Духа. Это воля святая, благая. Этой волей мир приведен в бытие, все ей пронизано и насыщено.

Воля человеческая – это Богом данная сила, присущая душе, обладает равно волей, как умом и чувством. Мы ставим перед собой задачи и осуществляем их, но воля человеческая слаба, она, как переменный ток, то густо, то пусто.

Главная тайна нравственной жизни заключается в том, чтобы сослагать, соединять волю человеческую и волю Божию, тогда мы обретаем силу, крылья. Потому самой главной молитвой и является «Господи, да будет со мной воля Твоя». Вместе с тем, даже выполнив часть Божьего замысла о себе, внутри мы говорим: «Господи, я сделал то, что смог и должен был, но не нам, не нам, а Имени Твоему подобает слава!» Поэтому надо всегда удерживаться на основании смирения в благодарности Господу, в ощущении зависимости от Него и сознании собственного недостоинства, тогда Божия благодать будет помогать нам осуществлять «души прекрасные порывы».

- Вопрос телезрителя из Калуги: Усыновленный ребенок живет с нами уже полтора года, но из-за перемены места усыновления нас заставляют учиться 80 часов, проводят тестирование, собирают в круг.

- Понимаю Ваше беспокойство, но сейчас, действительно, разработаны определенные курсы для приемных родителей, пройдя которые получаешь формальное право усыновить дитя. Думаю, 80 часов, хотя объем не малый, но преодолимый. Вы уже взрослые люди, усыновляя ребенка, вы оказываете государству помощь, поэтому собравшись и обсудив планы преподавания, вы можете диктовать определенные условия преподавателям, отклоняя все неполезное, пустое, несодержательное.

- Вопрос телезрителя из Оренбурга через социальную сеть: «Необходимо ли нашей Церкви строить фундамент в информационной сфере, чтобы достойно защищаться от провокационных атак, которые в последние два года становятся все более явными и масштабными».

- Думаю, что этим озабочены соответствующие отделы Патриархии, которые отвечают на эти выпады, совершенно лукавые. Мощь наша невелика: мы не обладаем пока такими информационными холдингами, как INN, Итар-Тасс, CNN, но будем надеяться, что потихонечку дело пойдет. У нас уже есть телеканал «Союз», на котором мы можем пообщаться с десятками тысяч людей, не говорю уже о прочих современных пособиях, благодаря которым пастыри могут держать ответ перед людьми.

Можно лишь приветствовать все те средства, которые помогают Русской Православной Церкви накапливать эту информацию и быть носителем подлинного ведения о происходящем в обществе.

- Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: Моему сыну 11 лет, это переходный период, и он начал слушать, мягко говоря, не очень хорошую музыку, чтобы соответствовать своим сверстникам, нецензурно выражаться. Самая главная проблема – его невозможно оторвать от компьютерных игр.

- К сожалению, это не единственная жертва данной технологии. Нам, взрослым людям, понятно, что это не игрушка, а выхолащивающее человеческое нутро средство, из-за которого прекращается гармоническое развитие личности, травмируется психика, и человек подсекается в самой своей основе. Эта опасность носит стратегический характер, это проявление войны, которая ведется демонами и их земными приспешниками с народами, и в первую очередь христианскими. Поэтому в борьбе в этой напастью все средства хороши. Только надо иметь в виду, что мальчик уже находится в болезненном состоянии. Мало оторвать его от этой пустышки, надо еще восстановить его, необходим реабилитационный курс. Боюсь, что одной маме с этим не справиться, надо поднимать родню, привлекать мужчин, организовывать досуг мальчишки, пока он не превратился в выжитый лимон. Так же, как реабилитирует наркоманов. Будет период, когда подросток будет, как бы сам не свой, как бы обесточен.

- Современное общество можно охарактеризовать, как общество, которое во главу угла ставит заработок. Если ты хорошо не зарабатываешь, то ничего не получишь.

- А то ведь и заработка нет приличного. Культ к обретению уровня жизни есть, при том, что законным образом его не достичь. Сама законодательная система такова, что она выжимает последние соки. Нужно многое менять, и в этом смысле есть, чему поучиться у Запада, который поощряет благотворительность: избавляя организацию, которая ее осуществляет, от налогов.

Действительно, сводить жизнь к презренному злату и серебру, на это есть ответ из оперы «Фигаро»: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл». Не хотелось бы допустить сегодня такой подмены, чтобы мы меняли на «чечевичную похлебку» наши коренные духовные потребности и вечные запросы духа.

- Наша передача подходит к концу. Скажите, пожалуйста, несколько слов на прощание.

- Дорогие друзья, помолитесь и за нас, чтобы наша мысль не скудела, энергия прибывала, чтобы мы могли послужить не только в назидание, но и утешение. Мы, действительно, нужды друг другу, и да поможет нам Бог сохранить дружбу и любовь.

 

Ведущий: Александр Сергиенко

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать