Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

17 января 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир от 17 января 2013 года.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко.

Сегодня у нас в гостях благочинный Петропавловского округа Москвы, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортово игумен Алексий.

Здравствуйте, батюшка!

 

- Здравствуйте, Александр. Здравствуйте, дорогие телезрители.

 

- Мы встречаемся накануне большого праздника Крещения Господня, поэтому предлагаю всю нашу беседу посвятить этому вопросу. Начнем с самых традиционных вопросов, что это за праздник. Тем более, нашими телезрителями являются и самые маленькие дети, которые пока еще не знают, что это такое.

 

- Прежде всего, надо обратить свой взор к Священному Писанию, где повествуется об этом празднике. Евангелисты рассказывают нам о том, как Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан, где святой пророк Иоанн Креститель проповедовал покаяние среди иудеев и крестил через воду. Спаситель пришел на Иордан, чтобы исполнить этот завет водного крещения. Креститель Иоанн был, как бы смущен этим, говоря: мне подобает креститься у Тебя, а не Тебе у меня. Но Христос, показывая свое смирение и свою земную природу, принял крещение от Иоанна, и в этот момент Пресвятая Троица впервые явилась миру во всей своей полноте.

Мы видим Христа Бога Слова, воплотившегося на земле, видим Духа Святого в виде голубя, снисходящего на  Него, и слышим глас Бога Отца: «Се Сын Мой возлюбленный, о Нем же Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения одновременно праздник явления Пресвятой Троицы. Он носит название Богоявления, утверждая, что Иисус Христос является истинным Богом Словом, принявшим человеческое воплощение для того, чтобы исполнить обетование, данное некогда людям:  от Жены родится младенец, который спасет мир и примирит Бога с человеком.

 

- У многих телезрителей возникает вопрос: Спаситель был крещен в Иордане, и сейчас проруби, в которых окунаются в этот праздник, называются иорданями. Хотелось бы сразу развеять некоторые мифы: кто-то считает, что окунание тождественно крещению или что человеку при этом прощаются все грехи. Что означает крещенское купание в нашей традиции?

 

- Это только традиция, когда из особого благочестия, человек хочет прикоснуться к святыне. Ведь сначала мы молимся, освящаем воду и затем только окунаемся. Если человек делает это с верой, он может исцелиться от недугов. Но чаще у нас это некое шоу.

 

Конечно, через окунание в прорубь прощения грехов нет, оно происходит через покаяние и молитвенное делание. Должно быть внутреннее осознание соприкосновения со святыней. Когда в день Крещения и накануне, в Сочельник, люди набирают святую воду цистернами, они забывают известное изречение «капля море освящает». Ведь дома можно разбавить воду, и она станет такой же крещенской – «по вере вашей вам будет». Веры нам обычно и не хватает. То же бывает и с традициями купания в иорданях, которые проходят у нас по всей стране, даже в пятидесятиградусный мороз в Якутии.

 

- Вопрос телезрительницы: «Хочу окунуться первый раз в иордань. Где это можно сделать в Москве, и как это сделать правильно?»

 

- В Москве это бывает в Косино на так называемом Святом озере, в Хорошево, на Останкинских прудах. Не обязательно делать это именно в ночь на Крещение, можно и в последующие три дня, все зависит от Вашего внутреннего настроя. Если Вы это делаете с глубокой верой, то это не зависит от времени суток. Если это лишь азарт или дань моде, то не имеет смысла.

Одна женщина спросила меня, может ли она окунуться после недавней операции на сердце, с установленным клапаном. Я сказал, что если есть вера, то пусть идет и ничего не опасается, но если есть хоть малейшее сомнение, то лучше не надо. Вы бы видели светящееся лицо этой женщины, когда она выходила из проруби. Такие минуты укрепляют и твою веру, и дают возможность радоваться за тех людей, которые в ней укрепились.

 

- Как правильно вести себя во весь день праздника Крещения?

 

- Крещение предваряется Крещенским Сочельником, когда бывает первое освящение воды. Люди молятся за Литургией, берут освященную воду, а вечером приходят на Всенощное бдение. В день самого праздника Богоявления христиане приходят на Литургию, становятся сопричастниками явления Господа Иисуса Христа в таинстве Евхаристии, соединяясь с Ним в таинстве Причастия. Затем совершается Великое освящение воды, и мы вновь соприкасаемся с посылаемой благодатью. Крещенская вода считается имеющей сугубую благодать, к ней относятся с особым благоговением, принимая обычно натощак, особенно, когда нет возможности пойти на Божественную литургию, дают больным. В нашем народе к ней сложилось особое благочестивое отношение.

Молитвы, совершаемые при освящении воды в день самого Богоявления и накануне в Крещенский сочельник, одинаковы, поэтому мы не разделяем воду на «сочельническую» и крещенскую и будем просто называть ее крещенской водой. В молитве упоминается, что вода эта дается на исцеление, освящение домов, изгнание всякой нечисти.

 

- Звонок телезрительницы из Ростова-на-Дону: «Я тяжело болею, и мне никак не удается исповедоваться и причаститься».

 

- Не надо поддаваться духу уныния, надо со смирением нести посылаемые нам тяготы. Легко, конечно, говорить, но тяжело нести, и, тем не менее, никак нельзя отчаиваться. Для исповеди и причастия обратитесь к батюшке ближайшего храма, и он придет причастить Вас на дому, такое таинство не будет отличаться от Причастия в храме. Сейчас проблемы с причащением на дому нет, можно позвонить по телефону и попросить прийти священника. Укрепления и помощи Божией Вам.

 

- Много говорят об удивительных свойствах крещенской воды, среди наиболее явных называют то, что она долгое время не портится.

 

- Не портится любая святая вода, к которой относятся с должным почитанием. При освящении крещенской воды совершается особый чин, который бывает лишь один раз в году, только в этот праздник. Читаются особые молитвы, поэтому и вода особая. Мы знаем, как от крещенской воды выздоравливают люди, принимающие ее с верой, как трепещут от нее бесы, потому что в ней особая благодать присутствия Божия. Ведь мы вспоминаем в эти дни Христа, вошедшего в воду, чтобы дать нам жизнь вечную. Потому особая благодать этой воды несомненна.

 

- Как Вы относитесь к объяснениям свойств крещенской воды учеными? Насколько нужна и правомерна научная точка зрения?

 

- Есть ученый, который математически просчитал существование Бога, но при этом говорит, что внутренне, сердцем своим принять Бога не готов. Мы более счастливые люди – нам не нужны математические доказательства, так же и здесь. В советское время пытались объяснить свойства крещенской воды серебряными крестами, трубами и баками. Но такого количества серебра в церкви никогда и не было. Сейчас можно видеть, что это зачастую обычные нержавеющие баки. Освящать можно и обычным металлическим крестом, и вода все равно обретает святые свойства.

 

- Могут ли научные доказательства помочь каким-то людям прийти к вере?

 

- Разные люди идут разными путями. Кто-то через умственные искания, и если кого-то Господь приведет к вере через это, то слава Богу. Если же кто-то отрицает и привносит соблазн, то горе ему, как говорит Евангелие. У нас по-прежнему порой пытаются столкнуть лбами науку и религию, в то время, как до революции, многие ученые были верующими, что не мешало им делать величайшие открытия.

 

- Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, отец Алексий, где Вы служите?»

 

- Как говорил в начале передачи ведущий Александр, я служу в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, это один из старейших храмов Москвы, который в этом году будет праздновать четырехсотлетие со дня своего основания. Лефортовский район  исторический, когда-то это была деревня, отданная под заселение мастеровым немцам, чтобы оградить их влияние на православных. Здесь был храм, который со временем был перестроен Лефортом и освящен в честь своего друга Петра. Храм никогда не закрывался, за исключением времени наполеоновского нашествия на Москву, но даже в советские времена не закрывался, и потому здесь ощущается особая молитвенная благодать.

 

- Где будут купаться Ваши прихожане?

 

- В самом Лефортове такой возможности нет, поэтому каждый прихожанин будет решать сам, а кто-то не будет вообще купаться. Не надо делать из этого магического действия. Если вам не удалось окунуться, не значит, что Крещение прошло впустую. Я знаю некоторых иерархов, которые в ночь на Крещение набирали в ванну воду и трижды окунались в нее. Без специального освящения, подразумевая, что все воды в эти дни освящены.

 

- Вы сами окунаетесь?

 

- Раньше, когда освящал иордань, окунался. Сейчас, поскольку надо специально куда-то ехать, а богослужебные дни очень напряженные, пока не получается. Может быть, со временем удастся привести в порядок Лефортовские пруды. Сейчас еще говорить об этом трудно, поскольку я только полгода настоятель храма в Лефортове.

 

- Праздник Крещения ограничивается 19 января или продолжается?

 

- Во-первых, на следующий день отмечается Собор Иоанна Крестителя, мы вспоминаем того, кто возложил свои руки на главу Творца всего, того, от кого Господь принял святое крещение. Как двунадесятый праздник, Богоявление будет продолжаться еще несколько дней до момента его отдания. Можно будет набирать воду в течение всего этого времени, да и в течение всего года.

 

- В календаре праздников можно увидеть четкий ритм. Этот распорядок  дан нам специально или так сложилось случайно?

 

- Случайного ничего не бывает. Наверное, святые отцы, которые устраивали уложение церковных праздников, делали это не просто так. Например, новый год в Церкви начинается не в январе, а с нового церковного круга – Церковного Новолетия, которое отмечается 1/14 сентября. Первый праздник в этом круге – Рождество Пресвятой Богородицы, и это логично, ведь именно Ее рождение сделало возможным приход в мир Господа. Далее – Воздвижение Честного Креста, на котором рожденный Девой Марией примет смерть, чтобы спасти мир, и такая связь в движении всего церковного круга.

 

- Говоря о празднике Крещения, нельзя не сказать о таинстве Крещения.

 

- Таинство Крещения вводит каждого из нас в мир церковный, делает нас полноценными участниками церковной жизни: мы можем приносить покаяние, причащаться Святых Христовых Таин. Это дает нам надежду наследовать Царствие Божие, когда Господь призовет нас в мир иной.

 

- В каком возрасте целесообразно принимать крещение?

 

- Первые христиане крестились в основном взрослыми. Это были времена гонений, и человек должен был осознанно принимать веру и понимать ее опасность в тех условиях. Со временем, после окончания гонений, было принято решение, что можно крестить и детей, потому что они воспитывались и жили в христианской атмосфере семьи. Если младенца начали причащать с рождения, такие дети очень отличаются. А когда ребенок вырастает, он сам делает свой выбор. Бывает, в подростковом возрасте, движимый духом противления родителям, бунтарским характером, человек на какое-то время отходит от Церкви - ему надо устояться, побыть вне Церкви, но в этот момент мы можем продолжать за него молиться, а если бы он не был крещен, не могли бы делать. Главное, чтобы родители и восприемники были истинными христианами, которые могут быть примером ребенку. В крещении ребенку дается благодать, которая ограждает его от воздействия невидимых сил, противящихся Богу.

 

- Вопрос телезрителя из г. Ярославля: «Почему в Евангелии основное внимание уделяется трем последним годам жизни Иисуса Христа, начиная с Его крещения, а про первые тридцать лет почти ничего не говорится? Второй вопрос: что делал Иоанн Креститель, в чем был символ его крещения?»

 

- Здесь надо вспомнить слова Иоанна Богослова, который говорит, что если бы записать все, что делал Господь Иисус Христос, то всему миру не вместить этих книг.  Евангелие показывает нам основные вехи жизни Господа, которые влияют на спасение человечества, говорит о Его рождении, бегстве в Египет, отроческом путешествии в Иерусалим, когда Он пришел в храм и сидел среди учителей, а они удивлялись той мудрости, которая была в этом отроке.

Хронологическая последовательность, видимо, не так важна для евангелистов, поскольку не так сильно влияет на дело спасения человека. И поскольку основное служение Спасителя начинается после Его крещения в водах Иордана.

Иоанн Креститель проповедовал покаяние и возвещал, что скоро придет Тот, Кто спасет мир. Крестившись у него, Иисус Христос показал людям, с чего начинается спасение. Первый шаг – это крещение, которое мы принимаем по нашей вере.

 

- Насколько таинство Крещения отражает историческое содержание?

 

- Евангелие не конспектирует чинопоследование, это более позднее уложение, которое сложилось под воздействием учения апостолов и святых отцов Церкви. Но, конечно, отречение от своей греховной жизни, желание связать свою жизнь со Христом, присутствует изначально. Есть отличия по форме с тем первым Крещением, но суть происходящего одна.

 

- Как правильно выбрать восприемников, какими критериями могут руководствоваться родители?

 

- Как правило, это знакомые люди, которым мы доверяем, которых любим. Духовник может посоветовать своим чадам взять в восприемники того или иного человека, потому что ведет их и знает, кому что необходимо. Бывает, что восприемник становится человеком даже более близким и родным, чем родные по крови. Но в первую очередь, восприемники должны быть верующими православными людьми, которые регулярно исповедуются и причащаются.

Когда я крещу, то говорю восприемникам, что, может быть, мы несовершенны и мало достойны этого звания, но нам надо сами возрастать духовно, чтобы своим крестникам помочь, прежде всего, в этом. Господь дает им возможность начать путь своего духовного возрастания вместе с младенцем,  чтобы впоследствии увидеть плоды тех семян, что они посеют в нем.

 

- Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «В девяностые и двухтысячные годы крестилось очень много людей, почему их нет в Церкви?»

 

-  Позвольте с Вами не согласиться. Возможно, не все, крестившиеся в те годы, пребывают в Церкви такими христианами, как нам хотелось бы. Но большинство все же осталось, и об этом можно судить по существующим приходам при гораздо - в разы, а то и в десятки -увеличившемся числе храмов. В основном, люди ходят и молятся, остаются в Церкви. Слава Богу, что они приняли крещение, и даже если они отошли, мы можем молиться за них. Много званых, мало избранных. Это беда на протяжении всей истории Церкви.

Еще Иоанн Златоуст, который, как мы считаем,  жил в «золотой век» христианства, говорил о том, что люди не хотят ходить в храм и молиться. Невозможно заставить человека верить силой. Поэтому даже минутная радость общения с Богом может окрылять человека всю жизнь. Я верю, что тех людей, которым Господь дал благодать крещения, когда-нибудь Он вновь посетит.

 

- Наши телезрители рассказывают, что были крещены в детстве в пятидесятые-шестидесятые годы, но не уверены в том, кто их крестил и как было совершено таинство. Как им поступать в таком случае?

 

- Если крещение совершил любой человек, но во имя Отца и Сына и Святого Духа, то таинство является действительным. Например, в Сибири, где почти не было храмов, детей крестили просто верующие бабушки, которые, конечно, не могли совершить весь чин, но такое крещение имеет такую же силу.

Если в роддоме есть угроза жизни новорожденному младенцу, а священника нет, то верующий врач может тут же окрестить его. И это будет действительно, потому как в «Символе веры» мы читаем: «Исповедую едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную». Если вас крестил не священник, надо прийти в храм и сказать об этом, и тогда прочитают все положенные молитвы, помажут вас миром, как бы завершая таинство Крещения, но полнота его уже есть, и человек является христианином.

 

- В таинстве Крещения что означает миропомазание?

 

- Миропомазание – призывание Духа Святого, Его печать, подтверждение принятия человеком на себя имени Христова.

 

- В храмах сейчас введены огласительные беседы. Что они означают, и какую роль будут играть в жизни будущего христианина?

 

- Сложно сказать о роли в жизни будущего христианина. Цель – познакомить с тем, к чему человек приступает. Часто мы не знаем ни церковных основ, ни Священного Писания. Огласительные беседы непродолжительны по времени и должны  познакомить человека с самым основным, начиная с «Символа веры», в котором сокрыто все учение Церкви, а дальше задача самого человека – воспользоваться полученными знаниями и продолжать их углублять.

 

- Обязательно ли должно быть полное крещение в храме?

 

- Сейчас такая возможность есть. Сама атмосфера храма особенна. В советские времена крестили на дому. Бытуют мнения, что в церкви холодно, можно простудиться, но я не знаю ни одного такого случая. Не страшно креститься и дома, но в храме - лучше.

 

- Давать при крещении человеку имя святого тоже традиция?

 

- Да, традиция. Со мной кто-то может не согласиться, но … Люди, крестившиеся в первые времена, принимали те имена, что у них были, ведь случалось даже, что крестились они собственной кровью, принимая мученическую кончину. Когда мы сейчас крестим ребенка, хорошо если мы даем ему имя известного святого, тем самым давая ему небесного помощника. Но во многих Православных Церквях людей крестят с собственными именами, и кто знает, может быть, им удастся когда-нибудь прославить и свои имена, которые войдут в святцы.

 

- Можно ли креститься с не христианским именем?

 

- А что значит не христианское имя? Имя есть имя, все зависит от твоей последующей жизни. К примеру, имена, распространенные в Православных Церквях других стран, могут быть непривычны нашему слуху. Человек выбирает себе святого, который ему наиболее близок и дорог, и ему молится.

 

- Кто такой Ангел Хранитель?

 

- Тот Ангел, который дается человеку в момент рождения. Господь дает небесного предстателя, который будет помогать человеку, попытается одернуть от опасного действия. Это незримый хранитель нашей жизни, голоса которого мы, к сожалению, слушаемся не всегда.

Святой, имя которого мы носим и которого особо почитаем - иное, он наш небесный покровитель.

 

- Что же празднуют в день Ангела?

 

- Память святого, имя которого мы носим. Здесь просто путаница, подобная той, когда в день рождения говорят :«с именинами» и «выпьем за именинника».

Правильно называть не день Ангела, а именины.

 

- Праздник Крещения является назиданием для каждого христианина, что же должен усвоить человек за этот день?

 

- Вода – символ чистоты. Когда у нас грязное тело или одежда, мы их моем. Так и свою душу мы омываем снисходящей благодатью Духа Святого. Этот праздник должен дать человеку возможность задуматься о своей жизни и своем пути, осознать, как это событие связано с его личной жизнью. Господь принял крещение и указал путь жизни лично тебе. Принимая таинство Крещения, ты следуешь за Христом.

В праздник Крещения мы зримо видим ту благодать, которую Господь дает нам в виде воды и по нашим молитвам. Порой мы даже не верим, а благодать все равно получаем. Это повод задуматься над своей жизнью, омыть свою душу от всего наносного и чистым взором посмотреть в свое будущее, которое Господь уготовляет каждому из нас.

Надо помнить, что жизнь человеческая очень коротка и быть не стрекозой, но тем муравьем, который трудится не над внешним, а над внутренним своим устроением.

Праздник этот призван еще раз напомнить нам о Пресвятой Троице, о благоволении Бога Отца к Богу Сыну, а значит, и к каждому из нас.

 

- Время нашей передачи подошло к концу. Благодарю вас, батюшка, что Вы к нам пришли. Всего доброго.

 

- Спасибо большое. Всем Божье благословение, и пусть Христос, ныне принявший святое крещение в водах Иордана, укрепляет нас в нашем жизненном пути и омывает этими водами наши души, чтобы они были чисты и белы, как снег, который в эти дни покрывает нашу землю.

 

Гость передачи: игумен Алексий (Вылажанин).

Ведущий: Александр Сергиенко.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать