Преподобные Сергий Радонежкий и Евфросиния Московская

16 июля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма прп. Евфросинии Московской. Передача из Москвы. Эфир 16 июля

 

 - Здравствуйте. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель московского храма в честь преподобной Ефросинии Московской в Котловке, протоиерей Алексий Ладыгин.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

 - Бог благословит.

 

 - Отец Алексий, в нашей сегодняшней программе хотелось бы поговорить о двух преподобных: о преподобном Сергии Радонежском и преподобной Евфросинии Московской. У них память, кстати, отмечается совсем рядом: 18 и 20 июля.

 

 - Конечно, это неслучайно. Мы смотрим сегодня в церковный календарь, он имеет замечательный калейдоскоп святых и их внутреннюю глубочайшую связь между собой. Это удивительно. Размышляешь, почему так происходит? В мире Божием ничего не происходит стихийно. Все промыслительно, Господь Промыслом Своим управляет этим миром так, чтобы мы видели эту глубочайшую связь, внутреннее духовное единение, поддержку, как поддерживали друг друга преподобная Евфросиния Московская со своим супругом святым благоверным князем Димитрием Донским. Преподобная Евфросиния считается ученицей преподобного Сергия, это единственная женщина, которая одна из первых вошла в Собор Радонежских святых. Она имела своим духовным наставником преподобного Сергия, неоднократно они обращались к нему, преподобный Сергий бывал у них в доме, крестил двух детей преподобной Евфросинии Московской и Димитрия Донского. Глубочайшая духовная связь с этой семьей, и мы знаем, как важно было это духовное единение. Оно прослеживалось всегда, начиная от святителя Алексия, который был духовным наставником и руководителем святого благоверного князя Дмитрия Донского, его крестным отцом. Святитель Алексий многое сделал и многому научил Дмитрия Донского. Это была величайшая, красивая и замечательная личность, которая вмещала в себя и духовные богатства, и силу русского человека, духовную внутреннюю силу, физическую силу, глубокий разум, сильнейшую волю. Благодаря этим качествам  он был примером благоверному князю Дмитрию Донскому, когда тот был еще отроком,  научая его многому. Начиная с Дмитрия Донского, сила Отечества  стала набираться. Неслучайно, наверное, святитель Алексий просил преподобного Сергия Радонежского, чтобы он был Первосвятителем Московским: он увидел силу духа и духовного единения, единую душу. И у святителя Алексия было глубочайшее переживание за землю Русскую. Он увидел, как они едины по духу с преподобным Сергием Радонежским и хотел, чтобы он был продолжателем его дела, его идеи.

 

Нас сейчас приучают к тому, что служение Церкви должно быть только духовным, отдельным от нашего государства, и выработали даже определенную формулу «Церковь отделена от государства», Церковь не должна касаться земных вопросов нашего Отечества. На самом деле, это не так. Тот, кто любит Небесное Отечество, не может быть равнодушен к Отечеству Земному. Мы видим пример преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия. Это действительно те, которые переживали, хотя уходили из этого мира. Чем прославился преподобный Сергий Радонежский? Тем, что он ушел из этого мира и сосредоточил свои мысли, свои внешние и внутренние силы на своем внутреннем человеке, чтобы его преобразовать, его подтянуть к тому образу, который Господь заложил в человека, открыл в человеке. Преподобный Сергий не заботился о славе, не заботился о том, чтобы стать великим человеком. Около него не было целой команды пиарщиков, которые бы говорили о нем: «Какой замечательный человек! Как он живет, как он правильно мыслит!», и затем у него было бы упоение этой славой, которой он достиг с помощью правильного ведения дел, как сегодня говорят. Нет, он пошел и стал жить высокой духовной жизнью.

 

Такая тайна: удалился в пустынное  место, в глухой  лес. Казалось бы, что он там остался и о нем бы никто не узнал. Но невозможно светильник держать под спудом: рано или поздно он разгорается, и Господь начинает открывать, насколько ярко человек может жить, подвизаться, и насколько близко может быть Небо. Если человеку близко Небо, он не может  жить этими духовными дарованиями, он обязательно делится ими с теми, кто к нему приходит. Не потому, что он искал этого, а потому, что он получил это и не может удерживать в себе. Почему от святых получаешь то, что не дает тебе мир? Потому что в мире этого нет. Это все великое, славное, духовное богатство покидает этот мир. Человек, который уходит от мира, живет духовной жизнью, и этого богатства у него обилие, он его не прячет. Пришел человек, он вольно или невольно делится с ним, и человек уходит и одухотворенным, и облегченным, и в то же время он получает то, что он не мог получить от этого мира: это и исцеления, и духовные утешения, и даже воскрешение, как воскресил преподобный Сергий Радонежский маленького ребенка, которого принесли ему в корзине. Преподобный это делает легко и просто, потому что для него это естественно, все это дает ему Небо; но дает тому человеку, для которого Небо близко.

 

Таким был преподобный Сергий Радонежский, и о нем узнала вся Вселенная. Почему узнала? Люди стали идти к нему толпой, потому что искали духовного утешения. Только в трудностях пребывает этот мир - и бытового, и материального, и духовного порядка. И сегодня, когда мир становится материально  богаче, мы от этого счастливее не становимся. Счастье - это духовный внутренний вопрос, который связан и с внутренним миром, и с внутренней гармонией, гармонией человека с Богом. Если этого нет, нас не могут удовлетворить и принести счастье ни дорогие стены, ни дорогое убранство, ни дорогая мебель, ни различные материальные блага. Человек не это ищет. Важно иметь внутренний мир, важно иметь мир с близкими, иметь здоровье, потому что человек понимает, что  если нет здоровья, то ничто не может принести тебе счастья на этой земле.

Поэтому и в те времена люди нуждались в этом, и они искали таких людей, и находили, и слава расходилась по всей земле. Не было радио, телевидения, не было желтой, серой, белой прессы - ничего это не было. Но из уст в уста молниеносно расходилась весть о том, что на земле есть такой человек, которого видит Небо, слышит Небо, и который дарит от Неба благодатные дары. И люди стекались, конечно же, чтобы получить утешение. Кто-то приходил, чтобы одним глазком увидеть этого старца, этого подвижника, хотя бы пообщаться с ним и получить утешение, потому что человек получает утешение через слово. Это слово он мог услышать только от такого высокодуховного человека, который приносит своим словом огромную внутреннюю духовную пользу, и человек совершенно одухотворенный уходил от него.

 

Поэтому к нему стали стекаться люди. Кто-то приходил и говорил: «Я не хочу отсюда уходить. Я хочу быть рядом с тобой». Преподобный говорит: «Я ушел от людей». «Нет. Мы хотим быть с тобой».  «Подвизайся, как я живу, живи, как я живу». Стали строить какие-то землянки, шалашики, кельички со временем. Таким образом основалась обитель, основанная Сергием Радонежским.

 

 - Причем он сам не гнушался никакой работой.

 

 - Не только не гнушался, а во всем был примером для братии. Причем он не считал нужным брать даже то, что он не имеет без того, чтобы он это не отработал. Был такой замечательный случай. В обители был голод, нечего было есть. У одного брата был почерневший, полусгнивший черствый хлеб. Надо сказать, что вначале было не общежительное житие, каждый жил сам по себе, братия собиралась вместе только для молитвы, а пропитание было на плечах каждого брата. «Бери этот хлеб». Преподобный Сергий ответил: «Нет. У тебя покосившееся крыльцо, я его отремонтирую. Когда заработаю, ты мне дашь этот хлеб».

 

Пришел один селянин, стал спрашивать у монаха, который копал огород: «Где бы мне увидеть великого Сергия? Я хочу взять у него благословение». И очень сильно изумился, когда узнал, что этот великий и славный монах и есть тот, кто копает огород.

То есть преподобный Сергий имел и простоту, и любовь, и великий подвиг, но при этом имел такую славу и известность, что мы бы сегодня раздулись и лопнули. Мы-то себя считаем, не имея ничего, очень великими людьми, но не потому что, а ради того, что у нас великая гордыня. О преподобном Сергии знал и Патриарх Иерусалимский, и Патриарх Константинопольский, которые присылали ему свои дары. Они за честь считали, если преподобный Сергий примет какую-то от них святыньку и какой-то духовный подарок. Но преподобный Сергий никогда не превозносился этим, и во все был для братии своей и примером, и послушником. Его любили за смирение и кротость, за терпение и великую духовную борьбу.

 

Нужно помнить о том, что то, что имел преподобный Сергий, он достиг не просто благодаря юношескому максимализму: пришел, начал подвизаться и получил. Это была очень сильная борьба, и Святая Церковь говорит нам о том, что монахи, действительно, несут подвиг, благодаря которому с ними считаются. Если враг рода человеческого с простыми людьми играется как с ягнятами, которым он может причинить все, что угодно, если Господь ему это позволит. А с монахами он больше как с настоящими воинами, это борьба не на жизнь, а на смерть, а лучше сказать, на жизнь вечную. В этой борьбе не каждый бывает победителем, кто-то ломается. Но преподобный Сергий всегда был победителем.

 

В его житии очень ярко описывается, что когда он молился, подвизался, и враг рода человеческого видел столп огненный, молитва которого достигает Неба, он, конечно же, применил все усилия, чтобы изгнать преподобного Сергия из этого места. А если изгнать его из этого места, изгнать его в мир, то, может быть, его можно еще чем-то искусить и тогда не будет из этого человека великого подвижника, и Земля не будет озаряться великой подвижнической преподобнической молитвой. Когда преподобный Сергий молился, то ему казалось, что дикие звери подошли и разбирают стены кельи. Вот уже появился лес, вот стоят страшные звери, которые накидываются на него, вот-вот они причинят ему зло, поглотят его. Но преподобный Сергий не смущался, он знал, что это навет врага рода человеческого. Он начинал молиться, усиливать свою молитву. Видение исчезало, и вновь преподобный Сергий стоял на коленочках перед святыми образами в своей маленькой, но уютной и намоленной келье. Другой раз казалось, что келья его была наполнена лютыми змеями, которые шипели и были готовы напасть на него, будут жалить до смерти. Преподобный Сергий также не смущался и этого видения. Он молился, и все это как дым, как туман рассеивалось в его келье. И вновь преподобный Сергий оказывался стоящим на коленочках в своей келье перед святыми образами, молящимся за себя, за землю Русскую, за все наше православное Отечество.

 

Таким был преподобный Сергий, поэтому к нему шли многие. Претерпел он очень много. Были явные чудеса, были воскрешения, исцеления, открытие святых источников, созидание святых Божиих церквей, основание святых обителей. Преподобный очень много сделал. Но самое главное и великое, то, чему он уделял особое внимание, -  его боль за наше Отечество. Он видел гордыню человеческую, некое несмирение людей, каждый тянул одеяло на свою сторону, каждый хотел быть великим человеком, великим князем и править этой землей. Из-за этого была междоусобица, различные ссоры. Никто не мог смирить этих людей. Гордыня человеческая не имела авторитетов. Единым авторитетом в то время был преподобный Сергий, духовный отец, духовный наставник. Если он не смог бы остановить эту гордыню человеческую в Твери или Рязани, тогда невозможно было бы объединить земли, невозможно было бы противостоять врагу, который со всех сторон одолевал наше Отечество. Святитель Алексий прибегал к этому: не раз просил преподобного Сергия  своим авторитетом заставить подчиняться князя Рязанского князю Московскому.

 

Преподобный Сергий со смирением шел, закрывал храмы, обращался к народу. Конечно же, народ не мог жить без храмов, без церквей; это мы сегодня можем, потому что не имеем потребности. А народ того времени, времени расцвета Православия на нашей земле, не мог жить без храмов. Как в воскресенье не переступить порог церковный, не припасть к святым образам, не помолиться за Литургией, не причаститься Святых Христовых Таин, не принести Богу покаяние? Это было совершенно немыслимо.

Неслучайно преподобный Сергий поставил первый храм и освятил его во имя Святой Живоначальной Троицы, показывая великую любовь единения нашего Бога: Три Ипостаси, Три Лица, но Едино Божество, Едино Существо. В единстве есть спасение. Единство - это образ нашего Бога, и по тому, как мы будем едины, как мы будем пребывать в любви, познают, что мы действительно достойные ученики нашего Отца. Преподобному Сергию не чуждо было наше Отечество, не были чужды его проблемы. И он решал эти проблемы своим авторитетом, своей духовной жизнью.

 

Посмотрите, как удивительно: святой благоверный князь Димитрий Донской не идет на Куликово поле, хотя и поджимало время, и была необходимость. Он все равно делает крюк и идет в Лавру преподобного Сергия Радонежского. Это не просто так: сел в машину и поехал. Мы ропщем на то, что задержались в пробках, вместо того, чтобы ехать до Лавры 40 минут из Москвы, мы едем 2-2,5 часа, потому что заторы. Надо было дойти эти 70 километров, и святой благоверный князь Димитрий Донской идет, и не гнушается. Почему? - спрашивают многие. Да потому, что он был правильно воспитан, его воспитывал святитель Алексий. Он чувствовал не только сильную физическую опору своего духовного наставника, он чувствовал именно опору духовную. «Как я пойду на эту брань, что будет со мной?» Это борьба, противостояние. Мы всегда, когда совершается в нашей жизни какое-то серьезное дело или совершаем какой-то серьезный шаг,  обязательно думаем: «А правильно ли я этот шаг совершаю? Нужно мне это или не нужно?» Мы проводим в своих мучениях день, ночь, а потом идем к своему духовному наставнику и говорим: «Батюшка, надо нам это или не надо?» Когда мы получаем благословение от своего духовного наставника, то понимаем, что это действительно нужно, его молитвами Господь все управит в нашей жизни. Святой благоверный князь Димитрий Донской был также воспитан, не мог без этого благословения. Святитель Алексий уже ушел из этой жизни. Но он не мог без своего духовного наставника жить дальше, не мог совершать серьезные шаги, они могли быть ошибочными, роковыми. Они будут правильными только тогда, когда мы получим благословение от своего духовного наставника. Этот шаг может быть успешным, потому что он сопровождается молитвой, стоянием у Престола Божьего того духовного наставника, который благословил нам совершить этот шаг.

 

Он идет к преподобному Сергию, и преподобный Сергий дает ему свое благословение. Он говорит пророческие слова о победе оружия, о том, что он будет жить: «Ты еще будешь много лет жить. Не в этот день будет твоя смерть. А для других уже плетутся венцы в Царствии Небесном». И дает в помощь ему двух богатырей -  схимонаха Андрея и схимонаха Александра, Пересвета и Ослябю. Это были те, которые знали военное искусство и военное дело: «Идите, братья. Защищайте земное Отечество. По тому, как вы любите земное Отечество и сможете защитить его, защитить наше Православие, вы сможете быть  воинами и Царя Небесного». Конечно, они идут в послушание и совершают дело. Пусть это будет через смерть, но ту смерть, которая открывает дверь в жизнь вечную. Православный верующий человек это хорошо знает, он идет и исполняет.  Помним слова апостола Павла: «Жизнь моя  - Христос, и смерть - приобретение». В смерти мы обретаем Христа, к которому стремимся в течение всей своей жизни. Это было, конечно, удивительно. Преподобный Сергий участвует в этом. Казалось бы, на что? Сейчас много движений, течений, различных сектантских веяний, но нет глубины понимания, формальное буквоедство. Не по букве жить надо, а по духу. Сила духа - в молитве, если ты в этом подвиге живешь, то Господь открывает тебе правила жизни духовной. Почему правила веры всегда открывали нам святые отцы? Потому что они жили этой жизнью, и Господь открывал им  путь, которым каждый должен идти. Преподобный Сергий мало что оставил, только свое завещание своим ученикам. Лавра настолько велика, ее величие в молитве преподобного Сергия. Она не только велика своей красотой и высотой духовной жизни, она велика тем, что из нее выходят сотни и тысячи пастырей, архиереев и не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Церквей, которые получили образование в Троице-Сергиевой Лавре, в Академии.

Это то начало, то основание, на котором стоит Лавра, которое она получила от преподобного Сергия, от его молитв, от его духовного подвига, на котором до сих пор стоит Лавра и зиждется этим духовным подвигом, потому что он обогащается через поколения, через ту братию, которая подвизалась там во все времена, подвизается в наше время и будет подвизаться. Это действительно великий преподобный Сергий, который дал такое основание, такое достояние.

 

Господь ему это открыл, он это знал, молился о своей обители, о своей братии: «Господи, что же будет с моей братией, с этим местом, с этой обителью?» И вдруг яркое озарение в его келье. Посреди ночи солнечный луч вошел в его келью, и он услышал голос с неба: «Сергий, выгляни, посмотри, сколько птиц небесных вокруг твоей кельи. Их невозможно счесть. Так невозможно будет счесть твоих учеников». Казалось, как это все исполнится, через что? Была славная обитель, которая насчитывала около трех тысяч монахов. Прошли времена, наступило наше современное время. И мы думаем: «Как же в наше время это все будет происходить?» Наше время ведь тоже непростое: нет монахов, нет келий. Но возникла семинария, была перенесена Академия в Троице-Сергиеву Лавру. Сотни студентов выходят каждый год из стен Троице-Сергиевой Лавры и расходятся по всей русской земле и за ее пределами, по всей канонической территории Русской Православной Церкви и несут свет, тепло и молитву преподобного Сергия во всего уголки нашего Отечества и земного шара, это, наверное, будет сказано правильно и справедливо. Также преподобный молился об обители, что будет с ней. Было явление преподобному Сергию Царицы Небесной Матери Божией, Которая Своими ногами ступила на эту землю, прошла по ней и сказала: «Сергий, ты молишься об обители сей. Так знай, что она будет стоять до скончания века».

 

Это удивительно было и в советское время, в то время, когда разрушали храмы, монастыри, закрыли даже обитель преподобного Сергия, попытались поизмываться  над мощами преподобного Сергия. Все прошла эта святая обитель, но она выстояла и стала центром духовной жизни во всей великой России. Это все благодаря духовному подвигу и молитве.

 

Когда мы говорим подвиге стояния духовных людей, мы должны всегда помнить о том, что наша Земля стоит на этих молитвах. Один человек, который уходит в пустыню, в дремучий лес, может сделать больше, чем самое современное оружие, больше, чем самый технический прогресс, больше, чем дипломатический корпус. Об этом нужно всегда помнить и упор в своей жизни делать на это, «не полагаться на сыны, на князи человеческие». Мы должны полагаться ни на наше богатство, ни на наше оружие, ни на полезные ископаемые, а полагаться на великую православную веру, на духовный молитвенный подвиг русского народа и подвижников благочестия.

Неслучайно говорили у нас: «Не стоит город без святого, а деревня без праведного». Не будет святости и праведности - ничего нам не поможет. Если мы сохраним святые обители, если в них будет теплиться молитва и всегда будет зажжена лампада, то наша земля Русская будет стоять до скончания века и нога антихристова не ступит сюда. Будут ли здесь паспорта, чипы, единые электронные документы - ничто нас не сломит. Самое главное - духовное стояние в молитве.

 

 - Батюшка, если изучать житие святого преподобного Сергия Радонежского, что мы там можем почерпнуть для себя, чему научиться?

 

 - Вот этому духовному опыту, духовной жизни и стремления направить все свое не на созидание земной жизни, а на созидание внутреннего духовного человека. Та формула, которая впоследствии будет очень красиво оформлена преподобным Серафимом Саровским, очень четко проглядывается на преподобном Сергии. «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». И преподобный Сергий пошел спасать свою душу, себя. А в итоге он привел ко спасению, просвещению и единению привел все наше Отечество. Вот что может сделать один человек, когда живет правильной жизнью.

 

 - Вы как воспитанник Московских Духовных Школ многие годы могли ежедневно молиться у мощей  святого преподобного Сергия Радонежского. Наверняка, видели чудеса, может быть, какие-то исцеления, которые происходили у мощей. Расскажите об этом.

 

 - Чудес происходило очень много. Если рассказывать о чудесах, которые мы видели, о которых мы слышали, с которыми мы соприкасались сами, не хватит не только эфирного времени, но и дня не хватит, потому что этих чудес было очень много. На анших глазах происходило нечто невероятное. Мы видели  бесноватых людей, которых исцелял преподобный Сергий. Не надо снимать каких-то фильмов, надо посидеть денечек у мощей преподобного Сергия и узнаешь, какая сила исходит от его мощей.

Я помню, привели женщину, которая была худенькая, хиленькая, небольшого роста. Ее держали пять мужчин. Подводили ее к мощам преподобного Сергия. Бесноватая. Она раскидала всех. Ее еле-еле приложили к мощам преподобного Сергия. Она кричала, издавала какие-то дикие возгласы. Имела огромную силу: мужчины отлетали в разные стороны. Когда собралась толпа людей и стали спрашивать: «Как ты, такая», она говорит: «Ничего не помню». Конечно, Господь многое через нее показал, в том числе нам, студентам, укрепил нас в вере.

 

Очень много рассказывают паломники, которые ехали и в советское время с разных уголков нашего Отечества. Казалось, Лавра не могла всех вместить, не было ни гостиниц, ни приемных домов, в которых можно было принять паломников. Поэтому  кто где: кто-то находил квартиру, кто-то ночевал в храме, а кто-то останавливался просто на скамеечках. Рассказывали один случай братия монастыря. Приехали женщины и говорят: «Где же мы будем ночевать?» Тогда за Успенским собором еще стояли скамейки. На этих скамеечках и решили ночевать, благо ночи теплые. И вдруг к ним подходит какой-то старичок, благообразный, хорошо пострижен и говорит: «Ну что, рабы Божии, негде вам ночевать? Пойдемте ко мне, у меня хорошая  горничка есть, кроватки мягкие. Я вас накормлю и уложу». Он приводит их домой, рядом с Лаврой, расстилает им постели, белые накрахмаленные простыни. Они хорошо отужинали, легли на эти кроватки и уснули. Там им было приятно и мягенько. Утром просыпаются на этих скамейках. Так что у них и ночь была прекрасной, и ужин замечательный, и в то же время незримо преподобный на это место опять их вернул.

 

Преподобный Сергий очень много делает. И мы, студенты, каким бы ни были наивными, много чудес было. Нам задавали очень большой материал, мы не успевали его прочитывать. Тогда мы шли к преподобному Сергию, просили, припадали к раке с мощами и говорили: «Отче Сергие, прости нас. Мы старались, стремились, но не успели. А на следующий день зачет. Надо житие преподобного Сергия рассказать, а прочитал только половину, либо отрывками, потому что огромное житие невозможно за неделю прочитать. Много лекций, много других предметов». Идешь к преподобному Сергию и стоишь как нашкодивший ребенок. Но самое главное, что когда мы приходили в аудиторию, нас спрашивали именно то, что мы успели прочитать. Таким образом, каждый получал хорошую оценку. Преподобный Сергий всегда покрывал и защищал нас, и мы чувствовали это покровительство. Не было случая, которого бы преподобный Сергий не решал. Каким-то чудным образом, думаешь - как складывается все, но понимаешь, что само по себе это сложиться не могло.

 

Одна раба Божия рассказала такой замечательный случай. Она решила поехать на праздник преподобного Сергия, а заранее не купила билет. Ехать, не ехать, но все же решила поехать. Говорит: «Выхожу я, до поезда остается очень мало времени. Поднимаю руку, едет какой-то мальчишка на 53-м. Останавливается:

 - Мать, тебе куда?

 - До вокзала, сынок, довези.

 - Ты куда?

 - В обитель преподобного Сергия. Хочу поклониться его святым мощам, память его скоро будет, буквально через день.

 - Ладно, хорошо.

Подвозит ее к станции. Она его спрашивает:

 - Сыночек, как твое имя?

 - Меня Сергием зовут.

 - Я за тебя помолюсь у твоего небесного покровителя.

Подходит к кассам - нет билетов. А раньше, знаете, в советское время, если билетов нет, значит, надо подойти либо к проводнику, либо к начальнику поезда. Тебя каким-то левым путем заберут, посадят, местечко найдут. Она подходит.

 - Нет, матушка, мы тебя не возьмем. Нет, бабуля, мы тебя не повезем.

К начальнику поезда подходит, он говорит:

 - У меня есть местечко, садись.

Посадил ее в купе на свое место и говорит:

 - Здесь отдыхай, а мне людей проверять надо, ходить. Утром приедем в Москву, там я и отдохну.

Она отдает ему деньги, он не берет:

 - Ладно, бабуля, не надо мне ничего.

 - Я в Лавру к преподобному Сергию еду. Как тебя звать? Я за тебя помолюсь.

 - Меня Сергием зовут.

Выходит - и потерялась на вокзале, надо с Ленинградского на Ярославский перейти, она не знает как. Смотрит - мальчонка бежит.

 - Сыночек, что-то я немножечко запуталась. Как мне перейти на Ярославский вокзал?

 - Давай я тебя, бабуля, переведу.

Перевел, к электричке подвел.

 - Как тебя, сыночек, зовут?

 - Меня Сергием зовут.

Приехала в Лавру, идет, сумки тяжелые. Идет молодой человек.

 - Бабуля, давай я тебе помогу.

Донес до Лавры ее сумки.

 - Сыночек, как тебя зовут?

 - Сергием меня зовут.

Так вот, - говорит она, - до самой Лавры Сергий меня и провожал».

Таких чудес очень много. Преподобный Сергий, действительно, никого не оставляет. В Лавру приезжают со всех концов Вселенной, со всех концов матушки России.

Один раз мы, будучи студентами, выходим и видим: стоит мужичок.

 - Я приехал из Сибири. Как мне тут пуховника найти?

 - Кого, кого?

 - Пуховника.

 - Не пуховника, а духовника, - и отвели его в Иоанно-Предтеченский храм на исповедь к старцам, которые уже ждали этого человека, приехавшего из Сибири.

К преподобному Сергию люди приходили за утешением, как и сегодня приходят в Лавру и получают утешение, том числе и братия, которые подвизаются в этой святой обители.

 

 - Батюшка, хотелось бы еще поговорить о святой преподобной Евфросинии Московской, которая является единственной ученицей-женщиной святого преподобного Сергия. У нее память, как выяснилось, неслучайно 20 июля, через два дня после памяти преподобного Сергия.

 

 - Сначала мы празднуем преподобного Сергия, 19-го -  Собор Радонежских святых, 20-го следует Евфросиния Московская. Это люди, которые, действительно, отдали себя полностью на служение Богу. Есть разные пути преподобничества:  путь единения девственности и монашеского служения и  замечательный путь семейной жизни и в то же время святого и преподобнического служения. Это очень важный момент. И в том, и в другом звании ты можешь заслужить преподобническое служение. Она почти не была в обители, была всего полтора месяца в монастыре и монашеском постриге, но стала преподобной. Преподобный Сергий «от юности Христа возлюбил еси» - поет Святая Церковь. Он, действительно, от юности возлюбил Христа и полностью посвятил  свою жизнь Богу.

 

Их объединяет преподобническое служение, служение Господу, народу Божьему и любовь к земному Отечеству, ради которого они отдали свои жизни. Преподобный Сергий не был равнодушен к земному Отечеству. Преподобная Евфросиния после смерти своего супруга не хотела принять монашество и не принимала его до времени, пока Господь не благословил ее принять монашеский постриг. Она приняла монашеский постриг и упокоилась в преподобническом звании. Господь тоже путь ее от юности предопределил, потому что кого Он видит, того и уставит. Он предвидел подвиг преподобной Евфросинии, что она, будучи женой, в душе будет нести внутренний подвиг и стремиться к монашескому житию. Она свои великокняжеские палаты соделала монашеской кельей. Это неслучайно, потому что у нее было такое стремление и великая любовь к Богу.

Это великие подвижники благочестия. Господь созидал землю Русскую не на каких-то славных делах и подвигах земных, но созидал ее на святых молитвах, на великом духовном подвиге великих и славных людей - преподобного Сергия, преподобной Евфросинии, святителя Алексия и святого благоверного князя Димитрия Донского, Даниила Московского и других святых, которых можно перечислять бесконечно.

 Мы должны помнить о том, что продолжение Русской земли будет только за счет этих святых молитв. Не будет храмов, монастырей - не будет продолжения жизни на Русской земле. Сейчас мы порой сталкиваемся с противлением программе строительства храмов «200» в Москве: кто-то не понимает, кто-то говорит о том, что это нужно и это нужно, храмов и так достаточно. Храмов не может быть достаточно, как не может быть достаточно солнца, воздуха и воды на Земле. Это богатство, которое мы оберегаем и защищаем. Пока будет земля наша украшаться храмами Божьими, пока будут в них молитвы, теплиться лампады и совершаться богослужения, будет стоять Русская земля, потому что основанием нашего государства явились святые молитвы и преподобнический подвиг, в том числе и подвиг преподобной Евфросинии Московской.

 

Если мы говорим о преподобном Сергии, мы видим достойный, сильный мужской подвиг. Если мы говорим о преподобной Евфросинии, то вид особый подвиг женского служения, служения не только монашеского, но в первую очередь служения женщины как жены, как верной супруги, как матери, как общественного деятеля. Преподобная Евфросиния является примером для всех женщин, возможностью сочетания этого славного духовного подвига. Своим подвигом достигать Неба, а потом делиться этими дарами со всеми, кто обращается к ней за помощью. Если мы говорим о Куликовской битве, мы говорим не только о подвиге русского оружия, мы говорим и о подвиге женской молитвы, женского служения, женских слез, которые проливались, и молитвы, которые возносились в соборе Московского Кремля. Все это достигается благодаря тому, что есть правильное устроение человеческой жизни, есть возможность обращаться к Небу, приближаться к нему и низводить эти благодатные дары на землю - благодать Божию, без которой мы скудны и нищи, без которой мы не можем ничего достигнуть. Но в то же время должно быть четкое понимание: достижение любой доброй цели и правильное устроение происходит только за счет молитвы матери. Мы говорили о преподобном Сергии, чему научает его подвиг. Евфросиния Московская подарила русской женщине молитву, показала путь достижения всего необходимого и для семьи, и для детей, и для Отечества в целом.

 

Пока есть оскудение молитвы, невозможно достигнуть ничего благого. Почему дети несчастны? Потому что матери не молятся. Самое простое, элементарное: не молишься, мать, несчастны твои дети, нет устройства на этой земле их жизни. Есть молитва матери - это как огненное пламя, которое пожигает и пожирает все зло вокруг ваших детей и приносит им счастье и благо на этой Земле. Почему нет устройства нашей жизни? Потому что нет молитв. Будем все молиться, значит, будет благо и будет все хорошо в нашей жизни.

 

 Что нам подарила еще преподобная? Она подарила себя со своим стоянием у Престола Божия. Сейчас в храме, который построен на Нахимовском проспекте, постоянное пребывание этой молитвы. Мы входим в храм к преподобной Евфросинии, просим ее о помощи, и она всегда помогает. Она снова и снова низводит на каждого из нас эти благодатные дары, к которым она имеет непосредственный подвиг за счет своей  молитвы, своего состояния и за счет того, что она является гражданином Иерусалима Небесного.

 

 - Батюшка, 20-го числа ваш храм будет отмечать престольный праздник - память преподобной Евфросинии Московской. Программа мероприятий уже известна?

 

 - Конечно, уже известна программа. Мы, как и прежде, приглашаем и москвичей, и жителей Подмосковья, и всех тех, кто любит преподобную Евфросинию Московскую. Надо сказать, что на престольный день всегда собирается очень много людей. Около тысячи человек было у нас весной, в день памяти преподобной Евфросинии Московской 30 мая, когда мы отмечали день ее монашеского пострига. Приезжали люди со всех концов. Надо сказать, что были москвичи со многих и многих викариатств нашей столицы, из многих приходов, которые искренне почитают преподобную Евфросинию Московскую. Были из Подмосковья, люди приезжали из Екатеринбурга, Оренбурга, Самары, это было удивительно, конечно. Все понимают, что преподобная как милостивая мать всегда помогает, особенно в день памяти. Когда мы приходим к святым в день престольного дня, они ниспосылают нам особую благодать с неба, вымаливая у Господа и, конечно, исполняя все наши прошения, которые мы обращаем к ним в своем молитвенном порыве в день престольного дня.

 

Накануне, 19-го числа, в 16.00, конечно, мы будем совершать акафистное пение. Как вы уже знаете, дорогие братья и сестры, как принято в нашем храме, мы нараспев все вместе поем акафист преподобной Евфросинии Московской. В 17.00 Всенощное бдение с хлебами освященными, с помазанием святым елеем.

 

В день праздника, 20 июля, в субботу, будет архиерейская служба. Возглавит ее преосвященный Феофилакт, епископ Дмитровский. Мы, по обычаю, в 7.20 отслужим водосвятный молебен, а в 8.00 встречаем архиерея и начнется праздничная божественная Литургия, которая закончится крестным ходом. Владыка всегда любит ходить на крестный ход, а потом всех обильно кропит святой водой, дабы милость Божия и молитва преподобной всегда сопутствовали тем, кто пришел в день престольного дня помолиться. Конечно. Мы всегда говорим, что в этот день не надо забывать брать с собой побольше посуды, чтобы набрать святой воды. Святая вода считается особой в этот день, годовая, в день престольного дня особую благодать имеет. Вспоминаю, что в советские времена, когда не было пластмассовых бутылок, люди приходили либо с маленькими эмалированными бидончиками, либо с трехлитровыми банками. Как правило, брали две-три банки, а то и четыре, и наперевес несли святую воду домой. Говорили, что это от престольного дня, теперь такая водичка будет только в следующем году. Поэтому, конечно, в престольный день мы всегда бываем в храме.

 

Дорогие братья и сестры! Приглашаю всех вечером 19-го июля на Всенощное бдение и 20-го июля к 8.00 на божественную Литургию, которая закончится крестным ходом.

 

 - Как добраться до вашего храма?

 

 - Добраться очень легко и просто, это метро «Нахимовский проспект». Выходите из метро, и перед вами стоит белокаменная церковь во имя преподобной Евфросинии Московской. Адрес тоже простой: Нахимовский проспект, д.8.

 

 - К сожалению, батюшка, время наше программы подходит к концу. Благодарю Вас за нашу сегодняшнюю беседу. По традиции, благословите телезрителей.

 

 - Сохраняй вас всех Господь во всех ваших путях и добрых делах.

 

 - Спасибо, батюшка. Напоминаю нашим телезрителям, что у нас в гостях был настоятель московского храма в честь преподобной Евфросинии Московской в Котловке, протоиерей Алексий Ладыгин. Всего вам доброго. До свидания.

 

Расшифровка текста: Наталья Локтева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать