Где найти счастье?

12 июля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Захаров, настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев в посёлке Сологубовка. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 12 июля 2013 г.

 

- Здравствуйте. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущая - Марина Ланская.

В гостях у нас протоиерей Александр Захаров, настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев в посёлке Сологубовка.

Батюшка, здравствуйте. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей перед началом эфира.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. С радостью испрашиваю благословения Божьего на вас и поздравляю с сегодняшним праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Надеюсь, многие сегодня молились на Литургии.

 

- Спасибо, батюшка. Сегодняшняя тема "Где найти счастье?". Тема выбрана не случайно: именно так называется книга нашего сегодняшнего гостя.

В Священном Писании слово "счастье" практически не встречается ни разу. Тем не менее, святитель Николай Сербский пишет в одном из писем своим духовным чадам:

"Мне кажется, что Евангелие можно назвать "книгой счастья", а науку Христову "наукой о счастье". Как понимать эти слова?

 

- Слово "счастье" не так часто употребляется не только в Священном Писании, но и людьми в реальной жизни. Хотя если спросить о смысле жизни, то почти каждый скажет о счастье. Думаю, дело в том, что уж очень это обтекаемое, общее слово, за которым разные люди видят очень разные вещи.

В Священном Писании для выражения понятия, которые за термином "счастье" видят люди верующие, есть гораздо более выразительное слово, обозначающее высшую степень счастья.

У счастья могут быть разные степени. Отсутствие болезней, скорби, проблем уже означает, что в жизни все не так плохо. Если еще что-то и подарили - то это еще "шажок" вверх в этом понимании.

Заповеди, которые звучат в Нагорной проповеди Спасителя, как Вы помните, начинаются словом "блаженны". Блаженство - высшая степень счастья, его пик. Недаром святитель Николай называл христову науку  наукой о счастье, потому что она научает человека, как достичь высшей степени счастья. Будете поступать, как написано в заповедях блаженства: смиряться, быть кроткими, миротворцами, не расстраиваться, когда гонят за правду, а радоваться, и тогда будете блаженными, то есть людьми в высшей степени счастливыми на земле.

 

- Тогда получается, что счастье в общебытовом значении, как его понимает большинство, и счастье христианское почти диаметрально противоположны.

Сегодняшний праздник - получается, что мы празднуем день казни апостолов. Мы празднуем, потому что понимаем, что это торжество вечной жизни над смертью. Так же, наверное, и счастье в заповедях блаженства, например: "Блаженные плачущие..."

 

- Заповеди Божии парадоксальны и серьезно расходятся с мирскими, или общечеловеческими, представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Точка отсчета, откуда в разные стороны расходятся эти представления о счастье, есть, наверное, вопрос о смысле жизни, о том, зачем я живу. Если я случайное скопление атомов и молекул под этим небом, которое непонятным образом собралось в одну "кучу" и образовало собой меня; если какое-то совсем небольшое время походят эти ноги, поделают что-то эти руки и что-то подумает эта голова, и все обратится в прах и ничто, тогда работает логика мира сего: бери от жизни все, и после меня, хоть потоп.

Если же жизнь не кончается со смертью тела, а нас ждет вечность, если понимать так же, что эта вечность может быть разной: вечной радостью или вечным мучением, тогда человек совсем по-другому начинает оценивать и свои поступки, и всю свою жизнь.

Приведу пример: захожу в комнату, на столе лежит чемодан, полный денег, и я уверен, что никого нет поблизости. А тут еще голос слева нашептывает: "Дурень! Бери, такое раз в жизни бывает: и тебе хватит, и детям, и внукам!" С точки зрения мирского человека, почему бы и не взять? А с точки зрения божественной, есть заповедь "не воруй, не бери чужого". Тогда человек стоит перед выбором. Если он по-настоящему верующий, если знает, что за всякий грех, надо будет держать ответ перед Богом, как он возьмет?

Или, например, герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Родион Романович Раскольников. С точки зрения мирской отвлеченной логики он железно оправдал себя перед тем, как пойти убить старуху. Он рассудил: "Какой грех убить вошь?" К тому же, если это и небольшой грешок, на эти деньги я сделаю кучу добрых дел, которые не могут не извинить этого "маленького грешка". Пошел - и убил. А потом что-то в сердце зашевелилось, и так оно заболело, что он пошел и донес на себя в полицию. Недаром совесть называют голосом Божиим в душе человека.

Выстраивается совершенно разная логика поведения, если человек понимает жизнь, как временную и скоротечную смену событий, где надо успеть ухватить как можно больше самого яркого, интересного, увлекательного, чтобы красочнее наполнить этот краткий промежуток времени.

С другой стороны, если человек понимает, что жизнь - это не полигон удовольствий, а школа, в которую всех нас послал Бог, для того чтобы мы чему-то научились и потом сдали экзамен, и экзамен очень ответственный - Страшный суд. На котором будет решаться: сдал – становись одесную, не сдал - ошуюю. Поэтому совершенно другая логика.

Бытовой пример. Заведи человека на кухню и скажи: "Милый, в твоем распоряжении час. Вот холодильник, полный яств, телевизор, полный зрительных удовольствий и так далее. Но у тебя час". Здесь одно поведение - как можно скорее успеть все испытать. Другое дело, если тебя привели и сказали, что тебе здесь зимовать. Здесь совсем другая манера поведения: пользоваться долго и чтобы это было полезно для здоровья.

Возвращаясь к примеру с чемоданом. Верующий человек, который отвернется и скажет: "Бог не велел, я пошел", с точки зрения светского человека, конечно же, "лопух" и идиот.

У меня есть друг-музыкант, который сочинил песню, которая начинается словами: "Я б хотел стать блестящим мигом довестись, долететь до Бога". Там же есть строки, которые не могу привести дословно, смысл которых сводится к следующему: сколько бы мы здесь ни жили, сколько бы ни крутились, но в конечном итоге каждого ждет либо рай, либо ад, и каждый в конечном итоге убедится, кто был прав, кто ошибался.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Ищущему спасения человеку говорится, что надо идти тернистым путем: путем скорбей, болезней. Скажите, пожалуйста, означает ли это, что человек не должен иметь здоровья, благополучия,  желать их своим детям, но быть постоянно в скорбях и болезнях.

 

- Жизнь православного христианина начинается с Таинства Крещения. Когда после погружения в купель, священник одевает ему нательный крестик, он произносит слова Спасителя "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет". Хорошо ли это, плохо ли? Нравится кому-то это или не нравится? Но пути в рай, объездного, мимо креста нет. Они у всех бывают разные. Если у кого-то все хорошо на работе, какие-то нелады с супругой. Если все хорошо с супругой, дети начинают огорчать. С детьми хорошо, с другом, с которым были не разлей душа, поссорился.

Я уже вспоминал сегодня Достоевского, в одном из своих трудов он обронил такую фразу "Человеку, кроме счастья, ровно настолько же необходимо и несчастье». Может быть, я не совсем дословно процитировал его мысль. То же золото, чтобы добыть его из породы, должно пройти через огонь. Если бы золото обладало пониманием, оно бы кричало перед тем, как пойти в печь, что ему больно. Когда садовник обрезает лишние сучки яблоньке, она тоже могла бы обвинять его в жестокосердии, но, тем не менее, сам садовник знает, что без этого яблоня не принесет плода.

 

- Действительно, все мы понимаем, что без скорбей не спастись. Но ведь наше человеческое желание не о чемодане денег, а о том, чтобы близкие были здоровы, чтобы все было хорошо. Грешно ли этого желать? Должны ли мы смиряться безоговорочно с тем, что есть или можем просить Господа, чтобы Он дал нам какие-то блага?

 

- Желать можем, просить можем, но смиряться обязаны, даже если наши желания, просьбы остаются без сиюминутного удовлетворения. Бог - это не мальчик на побегушках.

 

- Вопрос телезрительницы из Магнитогорска: Мой сын говорит о том, что христианам надо почитать субботу, но батюшка говорил, что почитание субботы перешло на воскресение. Как убедить сына?

 

- Скорее всего, Ваш сын познакомился и пообщался с адвентистами седьмого дня, которые до сих пор выполняют ветхозаветную заповедь "чти день субботний". В христианской Церкви после того, как Спаситель воскрес в первый день после субботы, это событие затмило собой все другое, потому что это положило начало новой эре. Христиане стали чтить воскресение, освобождать его от всех дел, как повелел Господь из дней седмицы посвящать Ему. Эту заповедь не отрицают ни адвентисты, ни христиане, ни иудеи. Но какой это день - здесь разница.

Кстати, ни один работодатель не обошелся бы со своим работником так же щедро, как это сделал Господь. Не сказал бы: "шесть дней отдыхай, а один работай мне", а Господь милостив и щедр. Шесть дней дано, чтобы вы себя прокормили, одели, обули, но мы бываем столь многозаботливы, что нам, бывает, и одного дня не выкроить для Бога...

 

- Вопрос юной телезрительницы Полины из Санкт-Петербурга: Какой иконе надо молиться, чтобы мама с папой не ссорились?

 

- Если накапливается какая-то раздражительность перед людьми, можно молиться перед иконой "Умягчение злых сердец", чтобы Господь умягчил и примирил их.

Существуют сотни богородичных икон, есть даже целая книга, посвященная им, можно найти, полистать и найти что-то даже более подходящее.

 

- Вопрос Полины натолкнул меня на следующее: Когда мы говорим о счастье, невозможно не упомянуть любовь. Наверное, каждый, и верующий, и неверующий человек в свое понимание счастья вкладывает и это понятие. Без любви счастье невозможно, и, тем не менее, очень многие, из тех, кто любил, могут сказать, что это чувство может привести и к глубоким несчастьям. Это парадокс или неправильное понимание любви, как таковой?

 

- Под словом любовь сейчас такой большой разброд и шатание в понимании, что это такое. Это слово достаточно заземлилось, которое, на самом деле, такое высокое.

В Евангелии сказано, что Бог есть любовь. А в наше время - молодые люди понравились друг другу, стали вместе жить и говорят, что это любовь. Но какая же это любовь? Если называть это по-церковному, то это блудная, греховная похоть, которая овладела обоими и соблазнила, соединила их. Конечно, такие "любови" сплошь и рядом заканчиваются страданиями и несчастьями.

Любовь - неотъемлемая часть счастья. Совсем недавно мы отмечали праздник благоверного князя Петра и княгини Февронии, семейной пары, которая показала образец семейной любви. Семья нашего последнего государя-императора. Священник, который исповедовал царскую семью, после исповеди плакал и говорил, что в жизни своей не видел более чистых детей, чем царские дети. Вот это любовь.

 

- Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: Как научиться радоваться в скорбях и болезнях или, по крайней мере, не унывать и не впадать в депрессию?

 

- Могу поведать, как я поступаю в таких случаях. Во-первых, надо привести себе на ум мысль, что существует Бог, Промысел Божий. Бог Всемогущ и Бог есть Любовь, значит, Он нам желает добра, и если в моей жизни случилось что-то неприятное, как мне кажется, я задаю себе вопрос: Бог как Всемогущий мог этого не допустить? Но Он допустил. Значит, Он, может быть, не добрый, раз решил меня помучить. Нет, аксиома веры гласит: Бог есть любовь. Почему же тогда я страдаю?

Приведу такую аналогию. Все мы знаем, что при физических недомоганиях человеку нужна врачебная помощь. Когда человек обращается к врачу, редко когда это сулит ему какие-то удовольствия. Тем не менее, человек идет к врачу, доверяет ему, терпит, потому что совершенно твердо понимает: это делается для моей пользы. Вместо того чтобы огорчаться и ругать врача, он потом дарит ему коробку конфет и букет цветов. Как мы доверяем врачу, который человек, и может ошибаться, так же нам надо довериться Господу Богу, который уж точно не может ошибиться, даже если прописал "горькую таблетку".

И еще аналогия: в больнице есть главврач, врачи, а еще медсестры. Главврач осуществляет общее руководство, отдельные врачи назначают план лечения, прописывают лекарства, а медсестры лекарства раздают, укольчики ставят. Важно понять, что когда со мной случилась какая-то скорбь, то это ни в коем случае не этот человек доставил мне ее, но "Спаси его Господи", это медсестра, медбрат, которому врач прописал сделать мне не такую уж приятную процедуру, но для моей же пользы.

В житии одного старца есть такое описание: один благочестивый монах стал волноваться, что как-то уж очень хорошо к нему относятся, а тщеславие оно свивается, и вот, что он учудил. Договорился за плату с мужиком из одной деревни, который должен был приходить к нему в келью после богослужения и ругать. Чем сильнее он ругал, тем довольнее был старец. Потом старца перевели в другой монастырь, где ему достался очень злоречивый сосед по келье. И так уж он старца ругал, а тот все доволен и радостен, так что сосед удивился и спросил, почему он такой довольный.

- Как же мне не быть довольным, - ответил старец, - раньше я за это деньги платил, а теперь бесплатно получаю.

 

- Вопрос телезрительницы из Калининграда: У нас небольшой приход, маленькая домовая церковь, Литургии у нас проходят по субботам. Значит, ли это, что по воскресениям нам надо куда-то добираться или этого достаточно?

 

- Если есть возможность помолиться в субботу, то и слава Богу.

В продолжение темы вспомнилась история, которую мне недавно рассказал один человек. Жили две семьи, и в одной был мир и лад, а в другой все время ссоры и скандалы. Наконец, муж из той семьи, где скандалили, решил пойти в соседнюю семью, посмотреть и, может быть, чему научиться. Посадили его за стол, и вот он наблюдает такую картину. Подходит жена, ставит на стол графин с краю стола, муж его не видит, разворачивается и сталкивает, кувшин разбивается. Подбегает жена:

- Прости, дорогой, я виновата, поставила кувшин не на место.

Муж ей сразу чуть ли не в ноги:

- Что ты, дорогая, причем ты, это я такой неуклюжий.

Все убрали - и мир у них и лад.

Вернулся первый муж домой, его жена спрашивает, что он видел, что понял.

- Все понятно, - сказал муж, - У них все правы, а у нас все виноваты.

 

- Вопрос телезрительницы из Ярославля: Как может быть, что Бог есть любовь и при этом Страшный Суд. У меня с детства воспоминания о дедушкиной Библии, где были изображения Страшного суда,  оставили воспоминания о религии и Церкви, как о чем-то страшном.

 

- Очень непростой вопрос, ответ на который сводится к существованию свободной человеческой воли. Страшный Суд будет - это факт. И то, что Бог есть любовь, тоже факт. Меня утешает, что как на человеческом суде бывают прокуроры и адвокаты, так и на Страшном Суде обвиняющей стороной будут бесы, а защитой будет Господь. Если нам, людям, сердце подсказывает, что не хотелось бы, чтобы мучился человек, неужели Господь, Который есть любовь, не найдет хоть какой зацепочки, чтобы помиловать и простить. Я надеюсь и уповаю на этом, но, тем не менее, чтобы не расслабляться, надо помнить, что будут и такие люди, которые помилованы не будут.

 

- Даже светские психологи, отвечая на вопрос о том, как быть счастливым, предлагают поистине христианские рекомендации. Во-первых, они советуют принимать жизненные обстоятельства без ропота. Во-вторых, принимать ближних своих и ни в чем не обвинять. В третьих - что особенно удивило меня, - всегда и во всем выражать благодарность, благодарить за то, что даровано. Это даже в светской психологии. Наверное, у христианства, кроме этого, есть и нечто большее?

 

- У христианства есть силы не человеческие, а даваемые свыше нам, грешникам, чтобы умные, правильные, хорошие слова воплощать в жизни. Действительно, умных, душеполезных, нравственных книжек написаны тома.

У апостола Павла об этом есть замечательные слова, привожу их не дословно: разумом нахожусь в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающим меня пленником закона греховного, бедный я человек.

Христианство, Церковь, участие в молитве, таинствах, причастие дают то, что помогает человеку не только понимать и восхищаться, как замечательно жить свято. Но где взять силы, чтобы стать святым? Эти силы дает только Бог, поэтому почему-то все святые встречаются только в Церкви.

 

- Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: Если Господь так милостив, почему Он посылает маленьким детям смертельные болезни, ведь они еще ничего плохого в своей жизни не сделали, за что же они так страдают?

Второй вопрос: Мне бы очень хотелось понять больше о Троице Единой и Нераздельной. В Евангелии Иисус Христос говорит ученикам, что тот, кто видел Его, видел и Отца, почему же Бог Отец и Бог Сын изображаются по-разному?

 

- А Дух Святой изображается в виде голубя. Это такое традиционное изображение Лиц Пресвятой Троицы.

Как понять, почему Они едины и нераздельны? Здесь я приведу такую аналогию: возьмем солнце, которое является космическим телом и из которого исходит тепло и свет. Все эти три вещи, с одной стороны, различны и, тем не менее, одно не отделить от другого, они нераздельны, но при этом неслиянны.

Конечно, тайна Троичной Божией жизни - тайна непостижимая. Приведенный пример - слабая, сравнительная аналогия.

В связи с первым вопросом расскажу такую историю. Одна еще достаточно молодая женщина потеряла маленького сына и довольно долго скорбела, недоумевала и даже роптала. Во сне ей было видение, что сын не умер, продолжает расти, стал взрослым, и, выросши, становится таким головорезом, что мать говорит: "Лучше бы я потеряла тебя маленьким, когда ты был безгрешным".

Другая история из реальной жизни. В одной семье я причащал мальчика, который был уже на грани смерти. Мама была такая поникшая, что я, чтобы поддержать ее, предложил отслужить молебен о здравии. Но мама отказалась, сказав, что пусть будет так, как того хочет Бог. Мои мысли двоились: то ли мама такая жестокосердая, то ли у нее вера такая крепкая и упование на Бога такое великое. Тогда она сама пояснила мое недоумение. Несколько лет назад ее старший сын был в таком же положении, и в то время она объездила все монастыри, чего только не делала и вымолила сына. Через два года он сел на иглу и уже три года, как наркоман. За это время она насмотрелась такого, что теперь, глядя на младшего сына, думает, что если Господу угодно, пусть заберет его лучше теперь, нежели он повторит путь своего брата.

Проблема наркомании обозначилась для меня здесь очень ярко. Эта такая беда, такая боль, которая не сравнима со всеми бесчисленными безобразиями нашего времени, ведь родная мать говорит: лучше бы он умер, чем стал наркоманом. До такого надо дожить...

 

- Вопрос телезрителя: Мы говорим, что Бог - это всеобъемлющая любовь, почему же Он попускает такое количество войн? Это и Столетняя война, и Тридцатилетняя война, и Отечественная война 1812 года, и Первая Мировая, ведь все они происходили в христианских обществах.

 

- Воля Божия свята, и если бы люди исполняли ее в жизни, если бы исполняли самое простейшее правило: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы. Если бы каждый человек взял себе за правило, прежде чем что-то сделать, сказать, подумать, мог на минуту остановиться и спросить себя: хотел бы я, чтобы мне это сделали, сказали, так обо мне подумали? И если я себе этого не хочу, то и не буду этого делать никому. Тогда гармония общественной жизни наступила бы завтра же.

Но люди почему-то так не делают. И верующие люди не означает безгрешные люди. На земле жил только один человек, это был Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, Который ни единого греха не совершил. Мало назваться тем или иным именем, соответствовать ему гораздо сложнее.

 

- Вопрос телезрительницы: Мне предстоит быть на свадьбе и произносить поздравительные слова молодым. Можно ли желать им счастья, радости, какое напутствие будет правильным с православной точки зрения?

 

- Мне приходилось венчать столько пар, что я уже сбился со счета, и я не придумал пока никакого лучшего пожелания, чем те слова апостола, которые они только что слышали на Таинстве венчания. Для того чтобы в семье были мир и лад, надо, чтобы жена слушалась мужа, а муж любил жену, и оба находились в послушании Господа Бога. Но каждый при этом должен взять за правило добросовестно исполнять то, что ему полагается, и не упрекать другого в том, что он не делает того, что велено ему.

 

- Вопрос телезрительницы: Праздник Петра и Февронии, установленный для празднования в России как День Верности и Семьи, замечательный, но он приходится на пост, а многие молодые играют в этот день свадьбы.

 

Ведущая: Вряд ли речь идет о памятовании Петра и Февронии, но поскольку это общегосударственный праздник, заключают брак в этот день.

 

- Вспоминать и говорить на государственном уровне о таких важных ценностях, как семья, верность, любовь хорошо и в пост, как и во всякое другое время.

 

- Вопрос телезрителя из Московской области: Я православный, крещеный, а жена буддистка. Мы с ней живем уже четыре года, у нас дочь. Я хожу в Церковь, стараюсь регулярно причащаться. Рассказываю ей о вере, о Христе, она слушает с интересом, но христианство не принимает. Как мне поступить, чтобы она поняла, что Бог необходим, что нужно принять Христа?

 

- Здесь, наверное, только один путь, очень сложный, но другого не придумаешь: постараться своей жизнью убедить, что твоя вера не просто абстрактные слова, но она действенна и вносит в жизнь большой свет.

Может быть, это процесс не такой быстрый, но всегда то, что духовно выше и сильнее возьмет верх над духовно более бедным.

Благодаря чему Русь выстояла во времена татаро-монгольского ига? Потому что у нас была такая вера, и, к счастью, татаро-монголы ее не уничтожали.

Терпите, молитесь. Терпение, молитва и труд все перетрут.

 

- Батюшка, у нас осталось не так много времени, поэтому хотелось бы подвести итог. Так, где же все-таки найти счастье?

 

- Если говорить лаконично: счастье напрямую зависит от цели жизни, которую ставит перед собой человек. Понятия о счастье разные именно потому, что разные цели жизни.

Для нас, христиан, цель жизни номер один - спасти душу. Чтобы ее спасти, нужно сделать как можно больше добра и как можно меньше зла.

Если бы каждый человек вставал утром с мыслью о том, как бы ему не упустить ни одного шанса, чтобы сделать какое-нибудь доброе дело, то какая бы жизнь тут же началась на земле. И стараться изо всех сил не сделать ничего плохого и безнравственного. И когда человек начнет изо всех сил стараться жить так, он тотчас поймет, что не очень получается, и тотчас станет понятно, зачем Церковь нужна.

Когда говорят "у меня Бог в душе", то и у меня Бог в душе, но если получше в душе покопаться, то в ней, кроме Бога, столько всякой скверны, гораздо больше, чем доброго и светлого. В молитве Святому Духу мы просим "и очисти ны от всякия скверны".

Если мы будем стараться очищаться от этой скверны, то к нам будет приходить и вселяться Сам Господь, и тогда мы будем жить по-божьи, любя Его, любя ближнего. И тогда не придется искать счастья, оно само поселится среди нас и никуда не денется.

Когда мы живем, не как Бог велит, а ради сиюминутных, корыстных целей, и когда каждый идет по головам других ради собственной цели, откуда тогда взяться счастью.

 

Ведущая: Марина Ланская.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать