Беседы с батюшкой. Мир ангельский и мир человеческий. Небо и земля. Назначение Ангелов

22 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

Тема сегодняшней беседы: «Ангельский мир и человеческий мир. Небо и земля». Мы поговорим и о назначении ангелов. Когда мы говорим об ангельском и человеческом мире, то здесь звучит противопоставление. Нам, наверно, справедливо кажется, что мы настолько отделены от ангельского мира, настолько его недостойны, настолько пали и такие отступники, что не можем рассчитывать ни на какую ангельскую помощь. С другой стороны, когда мы говорим «небо и земля» здесь тоже некоторое противопоставление небесных сил и, может быть, каких-то земных сил. Об этом всем я с удовольствием расспрошу Вас, потому что у меня много и личных вопросов в том числе. Первый вопрос: что такое ангельский мир?

– Для нас, современных людей, прежде всего православных людей, это мир невидимый, мир Божий. Это такой мир, о котором нам мало что известно, но то, что известно, мы черпаем прежде всего из Священного Писания.

И Новый Завет нам рассказывает о Благовещении Пресвятой Богородицы, когда Архангел Гавриил сообщает Ей радостную весть. То есть он является настоящим вестником: он сообщает то, что приносит радость.

Я хотел бы обратить внимание всех телезрителей на эту важную особенность: когда ангельский Божий мир приходит с вестью к человеку, он дает человеку возможность почувствовать Бога, благодать, ощутить радость, быть счастливым. Это очень важное состояние, которое испытывает каждый человек.  И вот Божией Матери было сообщено Гавриилом то, что сообщалось в этой истории человеческой один раз. Больше это никогда не будет произнесено.

Как Она воспринимает это благовестие? С послушанием, кротостью, то есть Она готова к тому, что Господь изольет на Нее Свою милость, проявит Себя таким образом, который будет для Нее спасительным.

В дальнейшем в истории мы наблюдаем неоднократно те или иные чудеса. Это прежде всего чудо Архангела Михаила в Хонех. Оно тоже свидетельствовало (и осталось в богослужении) о том, что Господь никогда не оставляет тех людей, которые готовы принять волю Божию, и дает возможность верующим почувствовать благодатную помощь Божию, а неверующим – узнать, что есть ангельский, Божий мир. Узнав об этом мире, люди уже не могут ощущать себя как незнающие: они уже знают, что этот мир есть, что он принимает самое непосредственное участие в нашей жизни.

И когда мы, православные христиане, молимся и просим Господа, чтобы Он нас не оставлял, Бог нас не оставляет, давая возможность ангелам помогать нам. Ведь каждый день во время утренних молитв и на сон грядущим мы молимся ангелу-хранителю, просим его помощи.

И многие молитвы составлены таким образом, что мы просим у Господа, чтобы Он нам помог. К примеру, когда освящаем машину, мы просим, чтобы Господь приставил ангела-хранителя к этому средству передвижения. Мы постоянно просим, чтобы Господь не оставлял нас и давал возможность ангельскому миру принимать участие в нашей жизни так, чтобы наша жизнь была во славу Божию. Это очень важно. Если человек выбирает жизнь с Богом, то Господь такого человека не оставляет.

Много и других свидетельств было. Вот, например, Макарий Александрийский, как свидетельствует его житие, шел по пустыне – и рядом с ним шли два ангела.

Много и других случаев было, когда святым угодникам Божиим помогали ангельские силы. И если мы читаем внимательно жития святых, то в них таких случаев весьма и весьма немало; они свидетельствуют о том, что Господь помогает нам и посылает Своих вестников, дает нам возможность жить именно по воле Божией, во славу Его.

И когда мы молимся на богослужении, когда звучит прекрасная песня «Иже херувимы», мы в этот момент имеем возможность славословить Бога. Как мир ангельский славословит Бога, так и мы, собравшись вместе, можем славословить Бога. Это является милостью Божией. И в то же время мы получаем важное свидетельство, что Господь действительно с нами, Он нас не оставляет и участвует в важнейшем деле – чтобы мы подготовились к жизни вечной.

– Вопрос телезрителя: «Считается, что нужно разговаривать с ангелами, святыми. Вот, например, Матрона Московская говорила: „Приходите ко мне и рассказывайте все мысли“. Как не обидеть святых и ангелов, чтобы не уйти мыслями куда-то не туда? Как правильно к ним обращаться, просить помощи, верить, что эта помощь придет, и не уходить куда-то в мыслях?»

– Вопрос очень правильный, хороший. Здесь очень важно нам всем помнить, что у нас есть молитва церковная. Каждый раз, приходя в храм Божий (или в усыпальницу к батюшке Иоанну Кронштадтскому, или к другому святому угоднику Божию; например, к матушке блаженной Ксении Петербургской или в Москве к тому или иному святому), мы имеем возможность прочитать церковную молитву. Совершается православное богослужение, и в это время читается молитва святому угоднику Божию. Ничто не мешает Вам также в домашних условиях перед иконой святого угодника прочитать молитву.

Более того, многим угодникам Божиим составлены каноны, написаны акафисты, поэтому Вы можете дома прочитать и канон, и акафист; таким образом, Вы правильно и помолитесь, и у Вас не будет никакого смущения. Смущение происходит тогда, когда Вы не уверены, правильно ли поступаете. Вы об этом сказали. Вот Церковь нас учит поступать так: посещать богослужения и читать наши православные молитвословы, где есть все те молитвы, которые помогают правильно обращаться к святым, а также, как я уже говорил, мы молимся и ангелу-хранителю, и Архистратигу Михаилу в том числе.

У нас немало храмов в честь Архистратига Михаила. Кстати, почитают Архистратига не только у нас в Русской Православной Церкви, но и в исламе. Только немногие протестанты не почитают Архангела Михаила. А так он почитается с древности и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе.

– Если вспомнить Ветхий Завет, то там есть много моментов, когда ангел входил в жизнь людей.  Можно вспомнить пророка Захарию и других. Но вот каждый раз, когда приходил ангел, он говорил одну фразу: «Не бойся». С чем это связано? Почему первое, что говорил ангел,  было: «Не бойся»?

– Вспоминая Ветхий Завет, мы вспомним события, которые связаны с раем. Там Господь поставил Своего ангела. И предание нам говорит, что это был Архангел Михаил с огненным мечом. К древу жизни проход с этого момента для людей был закрыт.

Человек немало должен в этой жизни потрудиться для того, чтобы Господь увидел, что его жизнь является жизнью праведной, и как ответ на эту праведную жизнь Бог посылает вестника. Ангел дает возможность человеку жить дальше, зная, что с ним Бог.

Подобного рода события не являются частыми, и мы не знаем очень большого числа подобного рода явлений. Но каждый такой случай имеет большое значение, поучителен на все времена; и для современных людей в том числе.

Действительно, мы никогда не должны бояться того, что с нами происходит, если  ощущаем, что с нами Бог. Если с нами Бог, то чего мы должны бояться? Если человек все-таки продолжает бояться, значит, с ним происходит что-то не то.

Священное Писание повествует нам: тот человек, который живет с Богом, пребывает в этом благодатном состоянии, он чувствует дыхание Божие. Его жизнь вся пронизана одним: он готовит себя к вечной жизни, он не направлен на то, чтобы ему здесь, на земле, стяжать те или иные какие-то блага. Человек прежде всего желает научиться тому, что ему понадобится в вечной жизни. И, становясь все более и более духовным, человек принимает известие от Бога с радостью.

– Вопрос телезрительницы: «Ангел-хранитель был создан раньше или позже людей?»

– Вопрос для нас совершенно таинственный. В богословии такой вопрос рассматривался. Святые угодники, безусловно, задавались таким вопросом. Но для нас, современных людей, это не является насущным вопросом. В большей части для современного человека этот вопрос праздный.

Для нас очень важным является то, как мы живем сами... Я думаю, то, что нам сообщено в Священном Писании,  дай Бог хорошо, в достаточной степени знать. Думаю, что Вы, задавая этот вопрос, наверно, не могли бы пересказать первую главу Бытия. Да и вообще немного людей сможет взять и пересказать первую главу Книги Бытия, а говорить об этом развернуто вообще сложно. Немногие прочитали и книгу Василия Великого «Шестоднев», и многие другие книги. Вот и появляются такие вопросы, которые кажутся на первый взгляд очень простыми.

В то же время это вопросы очень сложные, потому что  они совершенно таинственные. Священное Писание, говоря о том, что происходило, дает только те сведения, которые нам на сегодняшний день нужны. Давайте все-таки будем ориентироваться на то, что мы должны изучить; хорошо знать то, что нам дано.

Священное Писание представляет обширный материал, и дай Бог за свою жизнь изучить этот материал, усвоить его, потому что очевидно, что этого нам на сегодняшний день достаточно. Ведь мы не можем сегодня разобраться и с теми вопросами, которые имеют прямое отношение к нашему организму. Несмотря на всю науку, многие вещи остаются для нас таинственными, и как ученые ни бьются, не могут решить вопросы, связанные, скажем, с рассеянным склерозом, онкологией или другими какими-то серьезными заболеваниями. Это для нас на сегодняшний день недоступно.

Недоступно то, что непосредственно перед нашими глазами. Казалось бы, вот вопрос, который нужно решить, но мы не можем его решить, несмотря на то, что нас не один миллиард на сегодняшний день, а мы беремся говорить о тех вещах, которые являются для нас совершенно таинственными. Мы не можем разобраться в том, что перед нашими глазами, а пытаемся влезать в те вопросы, которые являются для нас таинственными.

Мне кажется, каждый раз, когда появляются подобного рода вопросы, мы должны просить Господа, чтобы Он послал нам такую сердечную кротость, смиренномудрие, что позволили бы нам не мучить себя такими вопросами, на которые мы точного ответа здесь, на земле, не узнаем, если нам не сообщит это Сам Господь. Но я очень сомневаюсь, что Господь на подобного рода вопросы будет нам лично каждому отвечать.

– Когда мы читаем вечернее правило,  просим Господа, чтобы Он послал нам ангела-хранителя, и еще мы молимся о том, чтобы ангел-хранитель простил нам прегрешения перед ним, потому что мы действительно много согрешаем. Вопрос вот в чем: можем ли мы своими грехами настолько отвратиться от Бога, что ангел-хранитель от нас отойдет?

– Опять-таки это область таинственного. Мы не можем знать, какие полномочия у ангела-хранителя по отношению к каждому из нас.

– Можем мы своими грехами его отогнать?

– Раз он является нашим хранителем, то, если исходить из самого названия, он должен нам помогать в этой земной жизни, если уж Господь от нас не отступает и говорит: «Я – дверь; кто отворяет, к тому Я вхожу».

Никакой грех, если мы каемся Господу, не может препятствовать нашему общению с Богом, и уж тем более ангел-хранитель будет помогать нам, если мы раскаиваемся, ведем такой образ жизни, который предполагает, что мы можем преобразиться духовно. Здесь очень важным является состояние, в котором мы находимся.

Мы не должны быть в состоянии уныния, тоски, отчаяния, когда даем возможность уже другим духам нами овладевать и доводить нас до такого состояния, которое бы не способствовало дальнейшему нашему возвращению к Богу.

– Вопрос телезрителя: «Складывается впечатление, по количеству несчастных случаев и внезапных смертей, особенно среди молодых людей, что функция ангелов-хранителей не в том, чтобы защитить их от несчастий, а в том, чтобы ускорить их процесс встречи с Господом на небесах. Но почему-то родственники погибших не очень этому радуются. Как Вы это объясните?»

– Людям свойственно не радоваться, когда с ними происходят какие-то трагические события. Любой нормальный человек переживает, скорбит, когда происходит печальное событие. На сегодняшний день средства массовой информации часто рассказывают о таких событиях, и нам надо быть более внимательными ко всему этому. Недаром мы в Церкви уже не первый год молимся в определенный день (не так давно был этот день, когда вся полнота нашей Церкви молилась о подобного рода событиях) и просим Господа, чтобы Он нас не оставлял, нам помогал. К сожалению, мы наблюдаем, что в обществе на сегодняшний день очень много зла, ненависти, пороков, и это все не способствует тому, чтобы качество жизни в нашей стране улучшилось.

Вот та ненависть и вражда, которую зачастую приходится наблюдать, является ужасающей на сегодняшний день. То, что средства массовой информации нам показывают это, свидетельствует о том, что нашему обществу надо приложить много усилий,чтобы оно преобразилось и стало духовным.

В этом плане нам нужно много работать и просить у Бога помощи. В том числе просить о том, чтобы Господь давал возможность ангельскому миру принимать участие в нашей жизни. Не так много людей приезжают в храм и просят, чтобы батюшка освятил машину. Таких людей не очень много.

Но бывают такие случаи, что человек спустя какое-то время, как машина была освящена, приезжает и говорит, что он попал в аварию. Мы спрашиваем: «Ну, с Вами все в порядке?» – «Да, со мной все в порядке: руки, ноги, голова целы!» Происходят такие чудеса.

И у меня даже был такой случай, когда ко мне пришел один известный человек после дорожной аварии, которая произошла недалеко от нашего храма: на встречную полосу неизвестно почему вылетела машина, произошло лобовое столкновение – и машина всмятку, а человек остался невредим. И вот он пришел благодарить Бога. Мы отслужили благодарственный молебен, поблагодарили Бога за то, что человек остался жив, он и по сей день живет. Событие произошло уже давно, и, к счастью, такие события тоже есть, и мы тогда все вместе ощущаем, что Господь нас не оставляет в таких ситуациях. Но это опять-таки о тех людях, которые ведут определенный праведный образ жизни.

И, наоборот, бывают другие ситуации, тоже очень трагичные, которые происходят и со священнослужителями; и батюшки погибают. Вот помню, как рощинский настоятель, отец Павел, к сожалению, погиб на трассе. Происходят и трагические события. Это свидетельствует о том, что в этом мире зла, которое на сегодняшний день является воинствующим, в стороне не может оказаться никто. И могут пострадать люди, которые являются невинными.

Но жизнь каждого человека находится в руках Божиих, и если Господь сподобил кого-то стать мучеником, принять такую смерть, то здесь есть тоже определенный Промысл Божий, который нам может быть совершенно неизвестен. Я привел пример священника, которого лично знал: это был прекрасный батюшка, он хорошо служил, даже всегда в подряснике ходил, вел православный образ жизни. Господь его сподобил стать мучеником.

– Мы вспоминаем о Боге, когда нам совсем плохо. А когда нам хорошо, думаем, что это мы такие молодцы. Неужели мы можем до конца бесконечно испытывать терпение Божие и за это не получим здесь никакого наказания?

– На земле до последнего вздоха всегда есть возможность сотворить покаяние. Как разбойник на кресте покаялся, так и мы можем до последнего вздоха покаяться. Ангел-хранитель, безусловно, нам в этом является помощником. Господь, видя нашу жизнь, прикладывает определенные усилия, чтобы нас вразумить, дабы мы, исправив свою жизнь, встали на путь спасения.

Но невольник – не богомольник. Заставить человека преобразить свою жизнь никто не может. Это из разряда о философском камне: может ли Господь создать такой камень, который Он не сможет поднять? Вот таким камнем является человек. Если человек не имеет желания здесь, на земле, жить с Богом, тут уж ничего не сделаешь, это свобода выбора человека, и Господь эту свободу не нарушает. Но тем не менее определенными обстоятельствами Бог дает возможность человеку преобразить свою жизнь.

– Отче, до начала передачи мы с Вами разговаривали, и Вы рассказали удивительную историю. Вчера Вы преподавали молодым людям. Пять часов Вы с ними разговаривали, рассказывали им об истории. Вы с ними постоянно общаетесь. Скажите, эти молодые ребята еще не пришли к христианству? Расскажите о них, пожалуйста.

– Некоторые из них являются верующими людьми, некоторые посещают храм Божий. Когда узнали, что им преподает священнослужитель, один из них подошел и говорит: «Вот Вы, протоиерей, действительно имеете возможность приходить и нам преподавать? У Вас же нагрузка очень большая». Я говорю: «Для меня является большой радостью с вами общаться. Вы будущее нашей страны России, которая была и остается для всего мира очень важной. Вы живете в русской цивилизации, и вам предстоит принимать участие в ее сохранении. Мне бы не хотелось оставаться в стороне от этого очень важного деяния, которое связано с получением вами достойного образования, дабы вы были теми людьми, которые, впитав в себя все богатство, всю нашу культуру, смогли это сохранить. У вас в дальнейшем будут дети, внуки, и хотелось бы, чтобы вы были такими людьми, которым есть что сказать и друг другу, и будущим своим детям, внукам. Чтобы ваши дела, которые вы будете совершать, показывали, что вы неравнодушны к нашей культуре и нашей стране».

– Вопрос телезрительницы: «При крещении мы получаем ангела-хранителя. Святой, имя которого носишь, тоже наш ангел-хранитель или он просто святой покровитель? Они равнозначны? Потому что мы говорим: день ангела. Это день святого, имя которого мы носим?»

– Мы периодически сталкиваемся с такой ситуацией, когда люди что-то путают. День тезоименитства – тот день, в который мы вспоминаем о святом угоднике Божием, имя которого носим. Вот, например, если кто-то крещен во имя святой равноапостольной княгини Ольги и носит это славное имя, то в день ее памяти у такого человека есть возможность ей помолиться и попросить благодатной помощи у этой угодницы Божией. Это день тезоименитства. А тот праздник, который мы каждый раз отмечаем, который связан с важным для нас днем, – это день нашего небесного покровителя. Вот здесь мы уже говорим: с днем ангела!

Здесь не нужно путать своего святого угодника Божия, которому мы молимся, и своего ангела-хранителя, который нам дан в крещении. Это не одно и то же. И на будущее я советую: когда появляются такого рода вопросы, обращаться к батюшкам, своим духовникам за разъяснением.

Сейчас практически во всех храмах есть воскресные школы. В крупных городах есть катехизаторские курсы. У подавляющего большинства людей есть возможность посещать воскресные школы, катехизаторские курсы и другие учебные заведения, чтобы разобраться в нашем вероучении, дабы оно стало понятным.

– Существует ли, на Ваш взгляд, такой ангел-хранитель для людей, которые еще не пришли к вере?

– Каждый раз, когда мы говорим о тех людях, которые являются неверующими, мы задаемся теми или иными вопросами в отношении этих людей. Что происходит с этими людьми? Это опять-таки область таинственная – как Господь заботится об этих людях. Я уже говорил, что Он дает возможность каждому человеку прийти к Себе.

На сегодняшний день нет таких уголков планеты, где бы люди не слышали о Христе, христианстве. Любой человек на сегодняшний день имеет возможность познакомиться  с христианским вероучением. Один человек проявляет интерес, а другой не проявляет никакого интереса.

Это вопрос свободного выбора каждого человека. Естественно, мы никого не заставляем становиться верующими людьми, православными, но мы предлагаем людям знакомиться с нашей верой, разбираться в нашем вероучении. Ведь и те люди, которые, может быть, ничего не исповедуют, тоже могут познакомиться  с нашим православным вероучением. И многие действительно знакомятся.  Некоторые принимают православие. У нас на приходе неоднократно были случаи, когда приходили люди, исповедующие ислам, чтобы принять православие. Они посещали катехизаторские курсы и, познакомившись с православием, приняли крещение и стали полноправными членами Церкви.

Неоднократно были случаи, когда приезжали иностранцы из Европы, чтобы принять православие. У нас в храме не так много таких случаев, но они имеют место. Господь так коснулся их сердец, что у них появилось желание приехать к нам, в город Петербург, и здесь принять крещение.

Это удивительные и таинственные вещи. Вроде как неизвестный для человека город Петербург, неизвестный храм, но он становится близким для него и дорогим, и человек сюда едет, у него есть решимость принять православие, стать православным христианином.

С одной стороны, это удивительно, а с другой стороны, едут же люди в Рим посетить Собор Святого Петра? Кто-то едет посмотреть на Собор Парижской Богоматери. Люди едут, чтобы удовлетворить свое любопытство. А здесь другая ситуация. Приезжают люди для того, чтобы не любопытство удовлетворить, а получить то, что просит их душа. Они хотят, чтобы Господь, коснувшись их сердец, преобразил и их жизнь. Это является удивительной тайной.

И вот эти молодые люди, с которыми мне приходится на сегодняшний день общаться на лекциях, тоже задумываются после каждой лекции. В этой жизни не все так просто, и нужно прикладывать немало усилий, чтобы эту жизнь преобразить, и в этой жизни немало вещей, которые оказываются значимыми, но во многом и таинственными.

– Вопрос телезрителя: «Какую литературу почитать про архангелов и ангелов?»

– У нас есть православный Катехизис. Я надеюсь, Вы Интернетом пользуетесь и можете почитать наш православный Катехизис об ангельском мире. Немало есть на сегодняшний день хороших статей, которые посвящены этой теме. Можно почитать статьи святых угодников Божиих, познакомиться с нашим православнымучением.

Традиционно на сегодняшний день Церковь установила девять ангельских чинов. Это является для нас знаковым, потому что каждый раз, когда мы вспоминаем, что невидимые силы с нами и нам невидимо служат, мы благодарим Господа, Который дает людям возможность здесь, на земле, ощущать, что наш видимый мир и мир невидимый могут в единстве славословить нашего Господа.

Небесная иерархия и мы здесь, в наших православных храмах, на любом месте, молимся, и мы просим Господа, чтобы Он не оставлял нас, потому что это ощущение, что с нами Бог, является для нас очень и очень важным.

Повседневная жизнь нам дает возможность читать Священное Писание, и из Священного Писания мы знаем о том, как ангелы проявляют себя в этой повседневной жизни. Поэтому читайте Священное Писание, Вы познакомитесь  с удивительнейшими для нас, современных людей, свидетельствами участия мира Божьего в нашем видимом мире.

– Во время своих молитв, утренних и вечерних, и на богослужении мы поем песнь Богородице «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим…» Что означают именно эти слова?

– Что мы почитаем Божию Матерь выше мира ангельского и выше этого видимого мира, потому что Она является Матерью Самого Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира, в Нее вместился Невместимый, то есть Она  уже на земле была настолько чиста как телом, так и душой, что в Нее вселился Сам Господь. И когда мы поем это прекраснейшее песнопение, мы свидетельствуем о том, насколько почитаем Богородицу, насколько  понимаем Ее величие здесь, на земле.

Ведь Она появилась у родителей, которые на протяжении многих десятилетий молились Господу, живя во славу Божию, не имея детей. И только в старости Господь, видя их твердость и постоянство, дает им чадо, и это чадо они посвящают Господу. Девочка воспитывается при храме, и, воспитавшись при храме, Она стала настолько чистой, что Господь в Нее вселился; Церковь об этом свидетельствовала и будет свидетельствовать до скончания века.

– И на вашей, и на моей памяти то время, когда храмы закрывались, разрушались. У нас до сих пор стоит много разрушенных храмов. Это освященные храмы, и я слышал, священники говорят о том, что храм-то разрушен, но стены, алтарь есть; и есть ангел, который незримо присутствует там. Насколько это размышление может быть полезным для нашего православного сознания?

– Очевидно, эти священники имеют такое духовное зрение, что видят этих ангелов, которые там стоят. Но подавляющее большинство людей этих ангелов не видит, потому что они являются бесплотными. В нашей повседневной жизни нам не дано такое видение. Господь нас оградил от этого, и оградил не случайно, потому что у нас таким образом есть свобода выбора: принять этот мир Божий или не принять его. Если принимаем, то имеем возможность духовно совершенствоваться; тогда духовными очами мы сможем видеть то, что нам откроет Господь. Господь может открыть те важные вещи, которые связаны в том числе с тем или иным разрушенным храмом. Если человек не живет на земле так, чтобы ему сподобиться духовного видения, для него подобного рода разговоры являются разговором ни о чем, для него это пустой звук.

Но на что я хотел обратить внимание? Тот храм, который был разрушен в том или ином месте, рано или поздно вспомнится на Страшном суде тем людям, которые его разрушили. Ко мне неоднократно приходили в храм люди, отцы которых принимали участие в разрушении храмов.

Они все были несчастными людьми, страдали в жизни, переживали, что у них не было потомства, и они имели желание преобразить свою жизнь. Собственно, с этим они и пришли. У них было именно гнетущее состояние. Поэтому ничто на земле не проходит бесследно.

И те события, которые произошли, тоже не могут пройти бесследно. И то, что на каком-то месте разрушили храм, это, конечно, останется навсегда в истории человечества. Нам от этого никуда не деться. Мы будем сохранять на земле память о тех местах, где были храмы и где этих храмов не стало. И на сегодняшний день, слава Богу, у нас потихонечку, но идет восстановление тех храмов, которые были; дай Бог, чтобы это продолжалось и дальше.

Возлюбленные братья и сестры, я искренне надеюсь, что в своей жизни вы не будете забывать о том деле, которое мы совершаем: о подготовке к вечной жизни. Мы должны просить своего ангела-хранителя, чтобы он нам помогал. Просить и верить, что Господь Благ и Человеколюбец, и ангел-хранитель нам будет в этом помогать. Но ангелы не являются вездесущими, и если мы просим ангела, чтобы он молился за нас на небе перед Богом, то он не будет здесь с нами находиться. Если же едем в машине и просим, чтобы здесь, в машине, он хранил нас, то он будет здесь нам помогать.

Возлюбленные братья и сестры, не забывайте жить по-христиански.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать