Трезвенная жизнь молодежи

10 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма во имя архистратига Божьего Михаила г. Серова. Передача из Екатеринбурга. Эфир 9 октября

Сегодня тема беседы - «Трезвенная жизнь молодежи». Открою маленький секрет: батюшка сегодня был на конференции «Утверждение и сохранение трезвости – общее дело», в которой он участвовал. С этого и начнем.
- Я просто переполнен впечатлениями от этого мероприятия. На конференции были очень интересные доклады, интересный опыт. Но об этом надо говорить и говорить. На заключительном совещании выступили студенты из колледжей и институтов. И они сказали: «О трезвом образе жизни надо говорить чаще». Надо разобраться в этой ситуации. Что происходит с нашей молодежью? Почему трезвенный образ жизни их так задел? Надо понять, что такое трезвенность.
Есть слово трезвость. Трезвость – это человек непьющий. Трезвенность это совершенно другое. Человек, для того чтоб быть человеком, должен четко видеть и разграничивать добро и зло. Когда он увидит все трезвым взглядом, то будет уклоняться в сторону добра. Апостол Павел сказал нам в напутствие: трезвитесь и бодрствуйте!  То есть трезвенность это уклонение от зла, сопротивление злу, это соблюдение твердых нравственных основ.
У нас в большом объеме представлены курение, алкоголизм, наркомания среди молодежи. Прозвучали оптимистические цифры, казалось бы, наметился положительный сдвиг, но наряду с этим были приведены очень тревожные данные. Например, Россия занимает 1 место в мире по детскому алкоголизму. И анкетирование среди детей показывает, что 80% из них уже пробовали алкоголь. Это маленькие дети, которым в семье дают алкоголь. Когда мы говорим о трезвении молодежи, мы серьезно должны об этом задуматься и говорить о состоянии души. Если мы начнем говорить о трезвой жизни, то должны затрагивать духовную основу. И курение, и алкоголизм, и наркомания – все это наркотики.
Но посмотрите на другие стороны личной жизни молодежи. Меня поразил такие данные недавнего исследования. Проводили опрос среди учениц и учеников 8, 9, 10 класса. Среди них - единицы настроены «категорически против» раннего начала половой жизни. Вот вам, молодежь, которая готова без всякой ответственности покушаться на целомудрие человека. И они к этому готовы!
Хотя произошел положительный сдвиг в Свердловской области, но остаются волнующие и острые вопросы трезвения молодежи.

- А есть история трезвенности в России?
- История, конечно, есть, хорошая история! В этом году исполняется 100 лет с тех пор,  как в 1913 году Священный Синод Русской Православной Церкви установил традицию всероссийского праздника трезвости - 11 сентября – в праздник Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи. Ровно 100 лет прошло. Когда мы обращаемся к эпохе начала 20 века, то много выдумок, много плохих слов о Российской империи. А вы погладите, до 1913 года шла непрерывная целенаправленная работа в направлении трезвения населения. И результаты были очень большие. Сравните, потребление алкоголя до революции было 3,5 литра на душу населения. Буквально десять лет назад потребление алкоголя составило 25 литров чистого спирта на душу населения ежегодно, включая новорожденных младенцев. После 18 литров чистого спирта на душу населения начинается деградация людей. Мы уже перешли эту грань. Надо сказать, что в 1913 г. в России насчитывалось 1873 общества  трезвости. И в них активными пропагандистами трезвого образа жизни были 500 000 человек. История трезвения у нас замечательная!
1914 год был объявлен годом трезвости. Было запрещено продавать спиртные напитки. Результаты были очень хорошими. Мы еще помним, была в советские времена попытка проводить «сухой закон». Она искусственно провалилась, но ведь последствия были очень хорошими. Продолжительность жизни возросла на пять лет.
Если мы говорим о бедственном состоянии людей, то мы должны говорить о генетическом продолжении. Вероятность становления ребенка из пьющей семьи алкоголиком в 50 раз выше, чем вероятность становления ребенка алкоголиком из непьющей семьи. И это без учета условий, что он все видит и наблюдает в детстве!
Мы говорим только о физических способностях и внешнем виде у детей из пьющей семьи. Ничего подобного! По наследству передаются и склонности, и характер детей, психологическая тактика человека. Психогенетика об этом четко говорит. Когда мы говорим о воспитании молодежи, наша забота должна быть о ее нравственной твердости и духовном трезвении!


- Вы говорили о следствиях нетрезвого образа жизни… Какие еще последствия бывают?
- Знаете, молодые люди склонны злоупотреблять жизнью. Они стремятся к избытку удовольствий. Ищут их и находят их на поле бездуховности. Это и ночные дискотеки, и интернет-варианты безобразных игр, и приверженность к пиву мальчиков и девушек. Причина тут одна – потеря веры, неуверенность. Этим людям не говорили, что – хорошо, а что – плохо. Причины кроются в неверии родителей. Неверующие родители не передают детям основы православной веры, основы патриотизма, веры в Россию и т.д. Причина сложно проговариваема: био-, психо-, социо- и духовная составляющие.
Когда мы говорим о психологии, то отмечается повышенная агрессивность. Наше общество «стоит на нервах». Это опасность терроризма и катастроф, транспортные аварии. Человек живет в условиях постоянной опасности. А куда девать агрессивность? Ее можно направить на природу, на самого себя. Как правило, дети слабый народ. И они начинают агрессивно относиться к себе.
Также важна психологическая обстановка в семье. К этому можно отнести то, что многие семьи и многие дети, к большому сожалению, лишены мужского воспитания. 30 % детей рождаются в неполных семьях. Это значит, что социализацию, твердость душевную, которая обычно идет от мужчины, от отца, дети не получают! Мальчик, который не прошел идентификацию с отцом, который не получил от него напутственные слова, не может перейти этот рубеж, он не может стать мужчиной. Здесь ему помогает окружение: ему дарят компьютер. Он начинает «чувствовать» себя мужчиной. Он стреляет, обгоняет, у него развивается компьютерная зависимость.
Возвращается со школы компания, и вот его сверстники предлагают ему: «эй, маменькин сынок, на, закури! Ну, ты не мужчина…» И так пошло дальше, и с алкоголем, и с наркоманией. Причины сокрыты в семье и в школе. Много причин.


- Когда в 1917 г. к власти пришли большевики они целенаправленно спаивали народ. Они знали, что при трезвом народе они у власти долго не продержатся. Мы до сих пор эти корни большевистской идеологии из себя не вырвем. Моисей водил древних евреев по пустыне, чтобы вымерли те, кто познал рабство…
- Рабство тоже передается по наследству. Поэтому та рабская идеология до конца, к великому сожалению, не изжита. Если мы возьмем портрет современного молодого человека, то мы четко увидим в нем психологию подчинения. Он готов подчиняться. Гены генами, но сейчас надо делать основной упор на воспитание. Предрасположенности генетические преодолеваются воспитанием. Вот о воспитании молодежи у нас мало мер. Надо объединять образование и просвещение. Вся российская история не всегда гладкая. Были такие моменты, которые отразились на состоянии общества вообще, отразились и на молодежи.


- Вот такую точку зрения можно часто встретить в храмах, молодежь говорит: «Если Господь знал, что Адам и Ева согрешат, почему он допустил такое развитие событий?»
- Да уж, вопрос богословский. Почему, несмотря на то, что Бог всё, все человеческие коллизии предвидел, он человека создал? А потому что Бог любил людей. Ведь Он и сына Своего послал для нашего спасения. И Сын спас нас. А говорить, что Бог случайно нас создал, это не верно. У Бога получилось все хорошо с человеком. Но человек оказался себе врагом. Если б мы сейчас вернулись к трезвенной жизни, Господь был бы доволен нами!  


- Как бросить курить с параноидальной вялотекущей шизофренией?
- Сама болезнь не вызывает необходимости курения. Если человек верующий, действительно уверовал душой и сердцем, отказ от зависимости у него совершается просто. Он исповедуется, целует крест и Евангелие, и больше сигарету не берет в руку. К сожалению, такую глубокую веру найти у людей очень трудно. И когда человек говорит: «батюшка, я осознал всё, греховность своего поведения, я больше не буду курить», я отвечаю: «хорошо, давай я прочитаю разрешительную молитву. Держись! Мы тебя поддержим». Но, к сожалению, бывает срыв, человек падает. И так происходит раз за разом. И когда человек встанет раз, встанет два, встанет три, он начинает понимать, а может быть стоять - лучше. Может уже падать не надо? И такая длительная работа имеет положительный эффект. От этого греха надо избавляться через веру.


- А что делается в направлениях социальном, духовном, правовом?
- Делается очень многое. Были представители наркологических реабилитационных центров, были представители центров лечения алкоголизма, были представители церкви, были педагоги. Каждый в отдельности делают много. Депутаты решают, какие законы издать. Мэр г. Асбеста лично ходил в парк, беседовал с молодыми людьми, сидящими с пивом. Им предлагали менять пиво на сок, сигарету – на яблоко. Ребята меняли. Все это хорошо! Много делают центры профилактики и лечения, центры реабилитации, педагогические коллективы. Это и волонтерские слеты, выставки и конференции, они мобилизуют своих студентов на добрые дела. Огромную работу ведет церковь: создаются общества трезвости и воскресно-приходские школы.
Результат чувствуется. В каждом выступлении звучали слова: «Если мы объединимся, то мы победим этот нетрезвый образ жизни, эту беду». И вот тут начинается то, что несколько смущает. Иногда находится консенсус между властью и православием, между центрами реабилитации и волонтерским движением. Бывают слияния, они чувствуются. Но нравственную твердость, трезвенность надо прививать маленьким детям - из детства всё выходит. А это дети в детском саду, дети в школе. И вот тут я задавал вопросы несколько раз: а как вы привлекаете православную церковь к своей работе? И у меня сложилось впечатление, что никак. Педагогические коллективы работают сами по себе, реабилитационные центры работают сами по себе, а православная церковь пытается объединить, но натыкается на какой-то барьер. Ее не пускают. Совместные семинары, форумы, обсуждения вопросов – это хорошо, тут церковь привлекают. Мы нужны здесь!
Но вы понимаете, возьмите среднюю школу. Я спросил властные структуры: а священник может к вам прийти? Они отвечают: нет. Я ему говорю: но, вы же - глава. Он отвечает: я не могу. Вот образование – это отдельно, я был очень удивлен. В бытность свою настоятелем храма, у меня были хорошие контакты со школой. Мне разрешали свободно общаться с ребятами. Мы взаимно проводим Дни открытых дверей. Дети приходят к нам в храм. Я им все рассказываю. И у меня побывали все классы. Ребята потихоньку приобщаются к церкви. Те же отношения с соседним колледжем. Я уж не говорю про наш институт.
А на конференции я сталкиваюсь с тем, что меня не пускают в школы. Большинство учащихся не знают, что такое православная культура. Я встречался недавно в городе Серове с представителями 5-6 школ, и только в одной школе, в 4 классе проводятся уроки Основы Православной Культуры. В остальных просто не вводятся эти уроки.


- Уже скоро исполнится год, как я в один день бросил пить и курить по воле Божьей. Часто люди не воцерковленные спрашивают у меня: как же ты не пьешь, полностью отказался от алкоголя, а в храме во время Таинства Причащения пьешь вино? Я отвечаю, что причащаемся мы не вином, а Телом и Кровью Христовой. Возможно ли сейчас приготовление Святых Даров не из нашего алкогольного вина, а из вина древним способом сделанного?
- Дело тут не в вине и алкоголе, а в том, что мы имеем сейчас в магазинах, в суррогатном алкоголе, тут вы правы. Хотя мы объезжаем все магазины, находим самый дорогой кагор, сделанный по всем необходимым рецептам. Иногда и он – поддельным оказывается. Иногда я пользовался вином, присланным мне из Греции и из Иерусалима. Вы знаете, оно даже на вино не похоже! Но это очень дорого, мы получили его как подарок. Конечно Евхаристия и вино – это разные вещи. Тело и Кровь Господни обладают такими необыкновенными свойствами, которыми в отдельности, ни хлеб, ни вино не обладают.


- Какой барьер появляется между светскими организациями и православной церковью?
- Я слышал сегодня доклад педагогического университета. В этом ВУЗе готовят будущих учителей. Я знаю педагогический колледж в Серове. Я спросил, ведется ли у них преподавание Основ Православной Культуры? Я получил отрицательный ответ. Педагоги дают нашим детям образование. Но что такое образование без просвещения? Один из святых отцов церкви авва Евагрий говорил, что образованный, но не просвещенный человек все равно, что сумасшедший с мечом. То есть, у него нет никаких тормозов, он не знает где остановиться. Он не знает, к добру или ко злу применить свое образование. И, к сожалению, этот разрыв между образованием и просвещением сохраняется! Учителя то должны понимать, о чем речь идет. Они должны же вложить какую-то толику просвещения в то, что они говорят детям. Передать просвещение может тот, кто владеет им сам. А если у учителя нет нравственного основания и трезвения, никто его не научил этому, никто не заложил в него, то он передать нравственное основание и трезвение не может. Воздействовать на ребятишек в таких условиях мы можем только от случая к случаю. Образование пока оторвано от просвещения! Их надо обязательно соединить.
Я вспоминаю нашего потрясающего хирурга – академика Федора Углова. Он говорил, что только трезвая Россия может стать великой. А мы заинтересованы в том, чтоб наша страна стала великой страной. Мы же Святая Русь! И молодое поколение должно проникнуться этим. Россия всегда отличалась трезвенным образом жизни. Наша молодежь должна впитывать это через учителей.


- Какие проблемы, которые не решены и мешают, есть еще?
- Проблема семьи – это главная проблема. Рождается ребенок, переполненный любви и веры, и во что он потом превращается… Где мы его потеряли. Это в семье. Сейчас есть семейные клубы трезвения. Это работа со всей семьей. Но опять, в него приходят только те, кто пожелают. Те, кто находятся близко к сфере влияния православной церкви. А остальные как? Укрепление и сплочение семьи, возвращение отцу ведущей роли в семье, единомыслие в семье – эти вещи надо делать не ради мужа и жены, а ради детей надо делать. Если отец ведет трезвенный образ жизни, то и дети будут такими же расти. Нужно согласовать и гармонизировать внутрисемейные отношения, школьное влияние, возвращение духовности. С помощью Божьей, возможно нам удастся.


- Что подразумевается под просвещением?
- Некоторые говорят, что встретившись с молодежью, надо сразу знакомить их с Евангельскими истинами, рассказывать о Боге и т.д. А начинать надо с вопросов и проблем молодежи. Молодые люди не стоят на твердой основе веры, у них нет корней. Надо им показать, что все их вопросы решаются на камне веры. Когда молодежь убеждается, что ее проблемы разрешимы, что можно решить многие проблемы на твердом основании веры, они начинают думать, а что это за вера? Вот когда они задумываются об этом камене, вот тогда и надо заговаривать с ними о вере. Когда они поймут, что без этого камня жить трудно. Должно происходить введение молодежи в ситуацию. В 2004 г. на архиерейском соборе было решено, что церковь в своей просветительской деятельности не должна ограничиваться церковной оградой. Она должна выйти к людям.
Сейчас пришла пора миссионерской деятельности. Тут конечно должна быть серьезная подготовка священничества, должна быть и очень хорошая психологическая подготовка священника, и знание основ социальной реабилитации, и знание проблем детей-инвалидов с рождения! В семинарии не всегда касаются таких медицинских, социальных, психологических проблем со светской точки зрения.


- Вы бываете в областном центре Екатеринбурге, в районных центрах области, в деревнях. Отличается молодежь в этих населенных пункта?
- Да, существенно отличается. Временные параметры у большого, среднего, малого города и у деревни очень различаются. Хотя молодежь всюду активна. Молодые ребята в поселке или деревне начинают жить по-городскому. Например, они у себя в сельском клубе с дощатым полом организуют дискотеки. У них есть свой ведущий, они чувствуют себя как в городе. Еще более заметны семейные отношения в школах, более мягкие и душевные преподаватели. И это здорово! Многие из сельских учителей обладают житейским опытом. Это воспитание более ценно, чем в городе. Условия образования там хуже, а условия воспитания – лучше, чем в городе.


- У меня племянник лечится от наркомании в протестантском центре. У нас вся семья – православные. Мы не знаем, как относиться к этому обстоятельству. Но я вижу положительные результаты. Спасибо за ответ.
- С точки зрения психологической протестантские центры подготовлены отлично. Я думаю, что эффект, который вы видите, это эффект психологического воздействия. Но, к сожалению, ограничились бы они психологическим воздействием... Как только приблизиться выход из обстоятельств, они начнут нагружать человека своей идеологией. К сожалению, бывает, что ребенок вышел из этого состояния, но в семью обратно не вернулся. Его отучают от семьи, его отучают от общества с православной историей и основой. Такая опасность реально существует. Лучше обратиться в православный реабилитационный центр.


- Молодой человек всегда стоит перед выбором. Чем он должен в этой ситуации руководствоваться?
- Он должен руководствоваться советом старших. Другое дело, есть ли у него такой советник. Я думаю, что большим счастьем является наличие такого близкого советника. Но если нет близкого доброго советника, тогда сходи в храм.
Сколько раз я замечал: когда люди приходят с проблемой в храм, после Таинства Причастия видишь, как происходит просветление у них, люди меняются на глазах. В этот момент я всегда призываю молодых людей: я не знаю всех тонкостей ваших проблем, но когда сегодня вы причаститесь, сразу после причастия вы снова обдумайте вашу проблему. И в этот благодатный период вы примите правильное решение. И этим надо пользоваться. Человек верит, что Господь даст ему правильную подсказку, и он ее получит.

- У нас остается буквально минутка эфирного времени. Отец Сергий, у вас есть возможность сказать немного слов молодым людям напоследок.
- Желаю вам здоровья и успехов! Когда здоровье и успех соединяются с трезвостью, с серьезным взрослым взглядом на жизнь, у вас все непременно получится. Проблемы не так сложны, они все решаются на камне веры. Встаньте на этот камень, и у вас все в жизни будет хорошо, и вы будете счастливы. Помогай вам Господь!


Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать