Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесение Господне, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии. Передача из Екатеринбурга.

– Один из наших зрителей рассказывает, что его родственники ушли из православия в какое-то неоязычество или родноверие, и спрашивает, что им можно сказать?

– Я бы переставил акценты: здесь речь идет не о том, что сказать. Говорить можно много, а слова отскакивают как горох от стенки и не проникают в сознание и сердце человека. Здесь важнее не что сказать, а как сказать о смысле и содержании христианской жизни. Считаю, что самый лучший способ донести мысль, что жить надо с Богом – это показывать своим родным и близким пример правильной христианской жизни во Христе, исполняя слово преподобного Серафима Саровского: «Спасайся сам во Христе, и рядом с тобой люди тоже будут обращаться». Что-то говорить тоже надо, но не на это уповать, а на то, чтобы самого себя воспитать настоящим христианином или христианкой, дальше Господь приведет: «Люди, видя ваши добрые дела, будут прославлять Отца вашего Небесного».

Люди уходят в язычество или какие-то секты не потому, что там есть что-то содержательное (например, мир в душе или насыщение пустоты, которая свойственна грешному человеку), а потому что не нашли этого содержания в христианстве: мы им не открыли, не показали, как можно жить. Так что нам самим нужно жить полноценной христианской жизнью, и тогда «горы будут переставляться», горы неверия и хладности наших родственников.

– Вопрос телезрительницы: «Так случилось, что мои родители – самоубийцы: будучи в зрелом возрасте, сначала так поступила мама, а через год – отец. После этого мой ребенок заболел тяжелой болезнью и стал инвалидом. Говорят, что грехи родителей падают на их детей. Может ли болезнь моего ребенка быть наказанием за самоубийство моих родителей или расплатой за мои грехи? Как правильно просить прощения за этот грех моих родителей?»

– В Священном Писании упоминается, что Бог наказывает не только детей за грехи родителей, но и целые народы за грехи представителей этого народа. Но и обратная картина: за праведную жизнь одного человека Бог благословляет весь народ, как это было со святым пророком Давидом, за праведность которого Господь миловал его самого, его близких и весь его народ, которым он правил как царь.

То, что родители были самоубийцами, конечно, накладывает отпечаток (мы же связаны друг с другом по крови), потому что самоубийцы после смерти попадают туда, где не дай Бог никому оказаться. Понятно, что те вечные страдания, которые они там испытывают, передаются и нам, то есть мы как бы несем на себе часть этих страданий, сострадаем с ними, поскольку мы родственники. Если мы хотим изменить эту ситуацию, то, конечно, нужно не вычеркивать их из своей жизни, а творить за них милостыню. При этом может получиться так, что я буду ходить по улице и всякому, кто просит, раздавать (в том числе и не очень трезвым, и тем, кто превратил это в промысел). Тут надо проявить мудрость: искать и совершать целевую милостыню, и лучше, чтобы она была не в денежной форме. Всегда есть возможность купить какой-то продукт питания, найти действительно нуждающегося человека, например бабушку-соседку, и подавать это все, как Христу, и, конечно, с молитвой: «Господи, приими эту милостыню и утешь, облегчи загробную судьбу моих сродников». Об этом свидетельствует Древний Патерик: один очень известный подвижник благочестия имел возможность беседовать с черепом языческого жреца, который поведал о том, что его душа находится в огненном пламени, и сказал, что когда христиане возносят свои молитвы, то этот огонь ослабляется и души начинают видеть друг друга в этом пламени.

Понятно, что самоубийц в церкви не поминают, а дома молиться и можно, и нужно, в меру своих сил, без фанатизма, но самая лучшая молитва – это жизнь по заповедям Божиим. Понятно, что жизнь должна соответствовать молитве.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Есть два понятия в богословии или философии – бессмертие и жизнь вечная. Это одно и то же или нет? Если нет, то в чем разница?»

– Бессмертие предполагает отсутствие смерти. Все мы читали сказку про Кощея Бессмертного, это лучшая иллюстрация данного понятия, то есть это тот, кто не вкусит смерти. Есть люди, которые стремятся к такому бессмертию: хотят жить в том состоянии, в котором они находятся сейчас есть, но не достигают этого. Термин «бессмертие» предполагает стремление к тому, чтобы наше земное бытие не пересеклось со смертью. А под вечной жизнью подразумевается форма бытия человеческой души до Второго пришествия Христа, и потом уже человек будет в новом теле, то есть будет отсутствие смерти, потому что она побеждена Христом. Вечная жизнь – это то, о чем мы просим на каждом заупокойном богослужении, это жизнь со Христом в вечности.

Разница в том, что в первом случае это некое убегание от смерти, а во втором – это уже победа над смертью. Для христианина смерти фактически не существует, потому что Христос ее победил, она разорена, христиане не ищут бессмертия, над обретением которого сейчас трудятся целые корпорации. Я где-то читал, что одно из направлений у компании «Гугл», в которое вкладываются существенные деньги, – это именно поиск бессмертия: борьба со старением, болезнями и поиск путей, как сделать так, чтобы человек не умирал. Один известный мультимиллиардер, которому уже больше 90 лет, до сих пор живет, но ему было пересажено четыре сердца. Этот человек убегает от смерти, ищет бессмертия в такой форме. А христианин ищет жизни вечной во Христе и со Христом.

– То есть это два разных состояния: первое – состояние физической жизни, в которой мы находимся сейчас, и постоянное желание отодвинуть смерть, а второе, когда мы уже находимся за этой чертой.

– Христос сказал апостолам, что есть люди, которые не вкусят смерти и уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Речь шла о том, что увидели апостолы во время преображении Господа на Фаворе. Но большинство людей прикасаются к этому, вкусив смерть, пройдя через врата смерти. И если они были верующими, их жизнь была устремлена ко Христу, то они входят в область вечной жизни.

– Вопрос: «Как относиться к пророчеству Паисия Святогорца о предстоящей войне с Турцией? СМИ в Греции только об этом и пишут».

Многие зарубежные СМИ пишут также и о грозящей Третьей мировой войне, тем более, учитывая накал страстей в отношениях между странами.

– Об этом же писал и преподобный Косьма Этолийский. Если Вы действительно хотите узнать, что преподобный Паисий Святогорец вкладывал в те слова, которые цитируют люди, возьмите четки и помолитесь святым Косьме и Паисию, чтобы они открыли Вам. Я поделюсь тем, что об этом думаю, но все-таки считаю, что самый надежный способ – это молиться, подражать им в житии, праведности, и тогда Господь откроет ответ на этот вопрос. Молитва «Отче наш» предполагает заботу о сегодняшнем дне, не гадая о том, что будет через какое-то время.

Что касается пророчеств о том, что Стамбул будет вновь Константинополем, а над храмом Святой Софии вновь засияют кресты, а в нем будут совершаться богослужения, об этом многократно разговаривали с афонскими старцами, еще до нынешнего обострения на Востоке. Старцы тоже об этом говорили, и есть видимые знаки, как это будет происходить: с чего начнется, как будет развиваться и чем окончится это противостояние между Турцией и, как говорят греки, Грецией, которая очень много претерпела от турок.

Конечно, хорошо было бы, чтобы всякий человек пришел ко Христу, чтобы так называемые криптохристиане, живущие в Турции и внешне являющиеся мусульманами, но хранящие веру во Христа, совершающие тайные богослужения, жили открыто во Христе и несли веру Христову. Но я противник всяких рассуждений на диване о том, что сейчас мы всех плохих победим, а хороших спасем. Любая война – это очень тяжело, это скорбь, лишения, это смерть и кровь виновных и невиновных. Чтобы иметь право рассуждать об этом, нужно задать себе вопрос: «Готов ли я сам что-то сделать для того, чтобы Константинополь был православным?» Например, обменять свою трехкомнатную квартиру на однокомнатную, а деньги отдать на нужды армии. Или еще проще, поскольку у нас война на Украине: «Готов ли я оторвать от себя этот «кусок» и отдать в качестве гуманитарной помощи на восстановление разрушенного Донбасса или на строительство моста в Крым, если я так радуюсь, что Крым наш?» Если я готов отдать часть своего комфорта, тогда я могу рассуждать на тему того, будет ли Турция православной. А так, конечно, хотелось бы, чтобы все люди пришли к познанию истины и вошли в жизнь вечную, в том числе и те, кто сейчас сознательно или не сознательно исповедуют ислам. Хотелось бы, чтобы они верили во Христа и вошли в вечную жизнь, а не убегали от смерти. Но чтобы об этом серьезно говорить, надо очень серьезно жить.

Христос желал спасти человека от вечной смерти, для этого Он пришел на землю, стал человеком, прожил скорбную, многотрудную человеческую жизнь и спас нас, показав пример деятельной жизни. Если ты хочешь просвещения турецким землям, то просвети свою семью, самого себя и будь готов, если Господь призовет тебя сражаться или восстанавливать, деятельно в этом поучаствовать. Тогда наши разговоры будут не диванными баталиями или интернет–переписками, а действительно будут серьезным делом. Если людей, которые готовы к такому серьезному отношению, будет много, тогда Господь доверит нам быть свидетелями исполнения таких пророчеств.

– Наша зрительница пишет, что ее неверующие знакомые, знающие, что она верит, настаивают, чтобы она была крестной их сына, которому 1,5 года, и постоянно подгоняют ее. Но она бы хотела, чтобы мама ребенка хоть немного стала верить, чтобы крестины не превратились просто в дань моде.

– Само собой разумеется, что если Вас просят быть крестной и Вы даете свое согласие, тем самым Вы берете не себя обязательства воспитывать этого ребенка в вере Христовой. Вы должны будете после крещения создать условия, чтобы ребенок мог воцерковляться уже начиная с этого возраста. Вы должны оценить свои силы и понять, насколько это возможно. Если неверующие родители готовы вместе с Вами идти этим путем, Вы понимаете, что это не какие-то пустые обещания, которые быстро даются, а потом забываются, если они готовы по воскресеньям вместе с Вами водить этого ребенка в храм, готовы читать Евангелие и ходить в храм на беседы о вере, то стоит над этим работать. Можно предложить им вместе почитать Евангелие, сходить в храм на беседы, и тогда Вы станете крестной и будете нести свои обязанности достойным образом.

А если Вы видите, что люди этого не хотят, надо честно им об этом сказать. Сейчас многие люди берут кредиты в банках, а потом возникает множество неприятностей, становится тяжело отдавать: берешь чужое, а отдаешь свое, да еще и с процентами. Некоторые банки требуют, чтобы были поручители, которые берут ответственность на себя, если получатель кредита оказывается неплатежеспособным. Так же и здесь: если Вы выступаете в роли поручителя за этого малыша, то Господь потом будет взыскивать с Вас. Эту мысль следует довести до родителей. Надо объяснить, что Вы не готовы просто так брать на себя такую серьезную ответственность, для Вас важны и земная, и небесная участь этого ребенка, поэтому можете попугать родителей тем, что эта ответственность больше, чем та, которую берут на себя поручители в банке.

Лучшим итогом такого разговора, конечно, было бы их желание познакомиться с верой и начать деятельную христианскую жизнь. Если же Вы видите, что они не хотят этого, то лучше честно сказать, что Вы не готовы сейчас быть крестной и чтобы они на Вас не обижались. Лучше подождать и крестить ребенка позже, но это будет уже серьезным, осознанным шагом, это будет изменение жизни, а не имитация.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Господь послал нашей семье радость – мы ждем ребенка. Как поститься в пост и перед причастием? У разных батюшек разные мнения, а кушать постоянно хочется и работа очень нервная и напряженная: я офицер МЧС».

– Есть такое правило, что для беременных и кормящих матерей пищевой пост послабляется, но при этом никто не мешает читать больше душеполезной литературы, ходить в храм. Чтение, молитва, внимательное участие в богослужении – это тоже форма поста, сделайте акцент на ней. Воздержитесь от телевизора, социальных сетей, поучитесь управлять собой, этим Вы принесете пользу себе и своему ребенку, напитав себя духовной пищей. Если будущая мама сидит в социальных сетях, не может оторваться от гаджета, это передается ребенку, и не стоит удивляться, если после проведенной таким образом беременности и времени младенчества ребенка, его самого в юности будет трудно оторвать от гаджетов. Научитесь управлять собой – это будет хорошим духовным упражнением на время беременности и поста, а что касается определенных продуктов, есть общие правила, но есть и исключения. Преподобный Сергий Радонежский не вкушал материнского молока в среду и пятницу, но это скорее исключение, и если так будет, то Господь даст Вам знак, что это от Него. Если же таких знаков нет, давайте соблюдать общие правила, принятые Церковью. А то, что разные батюшки говорят по-разному, действительно, есть разные традиции, мнения. Лучше всего прислушиваться к словам того батюшки, которого Вы знаете, который является Вашим духовником, и от него добиться, как Вам поститься и что читать. Несомненно, Вы извлечете пользу, если будете руководимы одним капитаном.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Ребенок спрашивает об ангелах, реальны ли они, откуда берутся, где живут, как рождаются? Правда ли, что при крещении даются два ангела: с левой и с правой стороны? Подскажите, пожалуйста, какую литературу почитать об этом?»

– Мир духовный, ангелы, был сотворен Богом несколько раньше, чем мир человеческий. Как нам естественно видеть людей вокруг себя, так же ангелы видят мир ангельский –ангелов света, которые остались верны Богу, и ангелов тьмы, которые некогда были увлечены Денницей – первым падшим ангелом, полюбившим себя больше, нежели Бога – и были низвергнуты с ним в преисподнюю. Мир ангельский интересен и многообразен, но мы знаем о нем совсем немного. Господь открыл нам об этом мире настолько, насколько нам это было полезно знать. Мы знаем, что ангелы существуют и у них есть имена, как и у людей, что у них есть свои свойства (одни ангелы отличаются от других) и существует девять различных ангельских чинов – ангельская иерархия.

Ангельский мир для нас чаще всего невидим. Иногда бывает, что Господь приоткрывает и показывает этот мир. И в Священном Писании описано, как святые люди видели ангельский мир. Мы читаем о том, как архангел Михаил являлся во время путешествия израильтян в землю обетованную и как архангел Гавриил явился Деве Марии с благовестием; как ангел являлся отцу Иоанна Предтечи и пророчествовал, что у него родится сын и как ангелы явились апостолам, увидевшим возносившегося на небеса Спасителя. Мы читаем об этом и с верой принимаем, потому что нам Господь не показывает и не открывает этот ангельский мир: нам это в чем-то неполезно, мы к чему-то готовы, а к чему-то нет. Не всякому человеку полезно увидеть мир ангельский – полезнее увидеть мир своих собственных грехов. Настанет время, наша душа выйдет из тела, и мы увидим ангельский мир, потому что наша душа по природе сродни ангелам. И если при жизни мы чаще всего общались, может, даже сами того не понимая, с миром темных духов, например, через социальные сети или телевизор (когда выбирали передачи, исполненные темных страстей), то после смерти попадаем в мир демонский.

Что касается расположения ангелов справа и слева от человека – это наши человеческие понятия, потому что у ангелов нет пространственных измерений, они не подвержены нашим земным законам, поэтому мы и не знаем точно, где они находятся. Мы верим, что ангел-хранитель всегда находится близко от нас в том смысле, что он всегда видит, что мы делаем, и слышит, что мы говорим. Самое главное – быть способным слышать голос своего ангела-хранителя через голос совести. Часто наш ангел подсказывает, как нам не сойти с пути исполнения заповедей Божиих, что стоит делать, а чего делать не стоит. У святых отцов есть такая мысль: «Если я слышу ангельские голоса, но не вижу своих грехов, то горе мне. Полезнее человеку, живущему на земле, видеть свои злые дела, приносить в них покаяние, и тогда ангел всегда будет рядом, нежели искать общения с ангелами, каких-то возвышенных состояний, понимать, какие ангелы где находятся и при этом не радеть о своей душе». Есть знания полезные, а есть те, которые относятся к некоей суете. Полезно знать, что я буду сегодня делать, как буду относиться к людям, которых пошлет мне Господь, как я отнесусь к своим мыслям, чувствам, насколько я буду внимателен в исполнении заповедей Божиих, и тогда мы привлечем к себе помощь ангелов и ангела-хранителя, и благо будет нам.

– Вопрос телезрительницы из Санкт–Петербурга: «У меня недавно погиб муж, и я очень плачу, не знаю, как найти себе утешение. Его звали Владимир».

– Давайте попросим наших телезрителей помолиться о душе Вашего мужа, чтобы они попросили утешения и Вам. Есть такие ситуации и переживания, в которых человек невольно страдает, должно пройти время: оно лечит. Эта рана может превратиться в хроническую болезнь, если человек замыкается на ней, только ее и видит, об этом думает, этим живет. Но она может зарасти в том случае, если Вы постараетесь посвятить время иному.

В вашем городе у одной молодой женщины тоже скоропостижно умер муж, но она к этому очень серьезно отнеслась. Она знала, что жизнь его была достаточно легкомысленной, хотя он был крещеным и верующим человеком, и всю свою дальнейшую жизнь она посвятила сугубому служению Богу. Ее имя Ксения, и теперь она известна как Ксения Петербургская и погребена на Смоленском кладбище Петербурга. Почитайте ее житие, если не читали, а если читали, то помолитесь ей. После кончины мужа всю свою дальнейшую жизнь она построила так: всю себя отдала на служение Богу и людям и в этом нашла утешение. В течение всей своей жизни она приносила покаяние за своего супруга, который не успел принести его перед кончиной. В житии об этом не сказано, но у меня нет даже тени сомнений, что она вымолила своей жизнью спасение для своего супруга.

Пусть эта история вдохновит Вас на полноценную христианскую жизнь. Не нужно становиться юродивой или жить на улице, как святая Ксения, но в свою жизнь необходимо ввести существенную духовную компоненту – милостыню, молитву, доброделание. Всё это передастся Вашему супругу. Каждый поклон, который Вы будете совершать ко Христу, будет приносить душе Вашего супруга веяние прохладного ветерка и будет его питать, насыщать и утешать. И Вы тоже будете этим утешаться.

Супруги – это одно целое. Эта связь очень явна. Порой бывает так, что от слез, которые переполняют, от боли, которая не оставляет, супруг (или супруга) переходит к деятельной духовной жизни и уверяется сердцем, что все это не напрасно. Он (или она) продолжает так же любить своего родного усопшего, но живет такой доброй христианской жизнью, что она переливает через края и достигает того мира, куда ушел Ваш любимый супруг (или супруга). Сердце это чувствует и очень скоро перестает плакать от отчаяния и боли, а начинает радоваться тому, что Господь, Который есть любовь, создал этот мир с такой любовью, что мы имеем возможность передавать в тот мир такие передачи, как: милостыня, мир, молитва, доброделание. Утешайтесь этим. Моментально боль не покинет, но она должна перерастать из боли и отчаяния в тихую радость и слезы благодарности к Богу за Его любовь ко всякому человеку, в том числе и к Владимиру, за которого мы все помолимся.

– Телезрительница в группе «ВКонтакте» пишет, что после инсульта не может молиться длинными молитвами: после одной-двух фраз у нее мысли как-то растекаются и переключаются на дела насущные. Из-за этого ей совсем не хочется молиться, потому что такая молитва – один грех. И еще она стала замечать за собой, что в течение дня пытается говорить с Богом, рассказывать Ему что-то, советоваться. Нормально ли это? Как себя правильно вести в этих двух ситуациях?

– Господь открыл Евангелие не только для здоровых людей, но вообще для всех и дал там определенные поучения о молитве: она должна совершаться втайне, искренне и внимательно, но там ничего не сказано о том, что необходимо обязательно прочитать всё утреннее и вечернее правило. Если Вы можете сейчас творить короткую молитву, только она вмещается в Ваше поврежденное недугом сознание, то творите ее. Что может быть короче Иисусовой молитвы? Произносите ее или просто говорите: «Господи, помилуй меня, грешную», но вкладывайте в эту фразу всё Ваше внимание, любовь к Господу и людям и не сомневайтесь в том, что Господь Вас слышит и принимает такую молитву.

И не отчаивайтесь, что Вы не можете молиться так, как это было до болезни. Это только люди общаются друг с другом, пока все хорошо, а когда человек заболел, у него нарушилась речь или сознание, то начинают отворачиваться и шарахаться от такого человека. А Господь становится еще ближе в такой ситуации. Храните эту дорогую мысль в своем сердце, помните о ней и обращайтесь ко Господу коротенькими словами. Слепые люди, которые не могут читать, такими молитвами и согреваются. Попросите у Господа столько памяти и сознания, столько возможности молиться, сколько Ему угодно, и верьте, что Господь Вам оставил ровно столько, сколько нужно, а ненужное отобрал. Есть много здоровых людей, которые часами сидят у телевизора и губят свою жизнь, прожигая ее таким образом. А Вам Господь оставил такую малость, так посвятите ее Богу и довольно для Вас будет.

Выздоравливайте, живите полноценной христианской жизнью, пока ноги ходят, обязательно приходите в храм, а когда перестанут ходить, не отчаивайтесь, пускай батюшка к Вам приходит. Старайтесь сдружиться с добрыми людьми, которые смогут Вас навещать и помогать Вам. Люди этим спасаются: ухаживая за Вами, протягивая Вам руку помощи, будут приносить большую пользу себе. Не отталкивайте людей, которые хотели бы Христа ради поучаствовать в Вашей жизни, помочь Вам подготовиться к причастию, почитать Вам молитвы, Евангелие.

– Ваш ответ на последний вопрос стал для всех нас неким поучением. Если мы сейчас находимся в здоровом состоянии, это не означает, что у нас есть еще вагон времени впереди.

– Если у нас есть здоровье, надо задаться вопросом, зачем Господь его дал? Всегда найдется человек, с которым мы могли бы им поделиться, например, соседка за стеной, которая нуждается в том, чтобы ей помогли помыть окна, вынести мусор или просто поговорили с ней. Просто поговорить, с любовью, без поучения и превозношения – это бывает, очень дорогого стоит. Этот ресурс колоссален, стоит им пользоваться.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать