Основы православной культуры

9 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Большой Златоуст, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской Митрополии. Передача из Екатеринбурга. Эфир 9 апреля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Телефон прямого эфира: 379-65-70, код Екатеринбурга: 343. И сегодня я рад приветствовать в студии протоиерея Алексия Кульберга, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

Отец Алексий, здравствуйте. Благословите наших телезрителей.

 

 - Пусть Господь Бог благословит всех постящихся и непостящихся, смотрящих сегодняшнюю передачу. Пусть она принесет вам пользу, умиротворение, крепость, утешение.

 

 - Батюшка, спасибо большое. Мы продолжаем тему образования на телеканале «Союз», и сегодня  поговорим об Основах православной культуры.

 

 - Весна - для многих время выбора. Студенты и выпускники школ определяются, в какие ВУЗы им поступать, учащиеся старших классов решают, куда поехать на каникулы, а семьи будущих четвероклассников по всей стране готовятся сделать очень важный, ответственный и значимый выбор - и для их детей, и для всей страны. Это выбор, какой предмет дети будут изучать в следующем году в школе. Речь идет не о математике или русском языке, слава Богу, эти предметы изучаются без всякого выбора. Всем известно, что в общеобразовательных школах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», и сегодня может быть выбран для изучения один из четырех модулей этого предмета. Религиозные модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддистской культуры. Или же можно выбрать синтетический модуль, где собраны все четыре культуры - основы религиозных культур мировых религий. Можно выбрать также светскую этику.

 

Конечно, важно, что наши дети будут изучать. Поэтому мы не только переживаем за то, какой выбор сделают наши учащиеся, мы переживаем не только за то, как учителя будут его преподносить, как они будут рассказывать детям о религиозной культуре, особенно о культуре Православия. Мы переживаем за то, что будет с нашей страной в будущем.

 

Мне довелось буквально на днях познакомиться с судьбой одной учительницы. В течение многих лет она была директором школы на Западной Украине, очень верующий человек, любящий Россию. Именно по этой причине она была вынуждена уехать. Она переехала в Киев и два года работала учителем математики. И удивлялась тому, как за двадцать лет постсоветской действительности украинские чиновники или лжеспециалисты от образования успели исказить мировоззрение современных киевлян. Вспомним о том, что в украинских учебниках истории пишут о том, что украинцы произошли от древних укров, что это было 140 млн лет назад, описывается, что они катались на динозаврах. Дети совершенно серьезно воспринимают то, что написано в учебнике, принимают как некую истину и четко, бойко, со знанием дела рассказывают так, как будто они жили тогда и все это видели. То же самое касается и отношения между нашими народами.

 

Говорю об этом потому, что это очень важно. Очень важно, чему учат детей в школе и как это делают. Если будут учить мировым религиям, этому синтетическому предмету, конечно, увы, воспитается человек, который будет считать, что все религии равны, что Бог у нас один, просто разное понимание, и прочие такие рассуждения, которые многих наших современников и тех, кто жил раньше, ввели в очень тяжелые в жизни обстоятельства. Мы переживаем и хотим помочь. Сегодня совершенно замечательный повод для нас, находящихся в студии, и для наших телезрителей познакомиться с фильмом, который был снят в Екатеринбургской епархии «Студией святой Екатерины» и был подготовлен для родителей в школах.

 

 - Батюшка, это связано с тем, что родителям придется делать выбор за своих детей?

 

 - Родителям приходится делать выбор, порой это очень непросто. Не потому, что родители сомневаются, какой модуль им выбрать, а потому, что на них оказывается серьезное давление. И оно тоже оправдано: тяжело учителю, который не изучал сам православную культуру, начинать ее преподавать. Поэтому учитель идет по легкому пути и выбирает светскую этику, потому что понимает, что здесь меньше ответственности. Думаю, что фильм, о котором мы говорим, действительно будет хорошим вспомоществованием и для учителя, который хотел бы рассказать, но не очень знает, как это сделать красиво, правильно и содержательно, и для православных родителей, которые хотели бы, чтобы их дети изучали основы православной культуры, но видят, что идет некое продавливание других компонент в образовании. Поэтому я предлагаю сейчас перенестись в школу, в класс, как будто мы все родители. Давайте посмотрим рассказ «Студии святой Екатерины» о том, что такое предмет «Основы православной культуры».

 

Словесная расшифровка фильма:

 - На родительском собрании с родителями хотелось бы разговаривать как родителю с родителями. Мне посчастливилось пережить 11 лет школьной жизни моего ребенка. Она занималась, воспитывалась и училась в школе, в которой с первого по одиннадцатый класс был введен курс «Основы православной культуры». Я сам в течение нескольких лет в этой самой школе преподавал предмет, и мне это очень нравилось. У меня была возможность видеть, как мой ребенок воспринимает этот предмет и как он применяет его в своей собственной жизни - в непростых отношениях с одноклассниками, одноклассницами, ровесниками, в школе и вне школы. У меня была возможность пообщаться с учениками четвертых, пятых, седьмых, девятых тогда классов. С того времени, как я преподавал, прошло восемь лет. Я еще не слышал о том, чтобы у кого-то из моих тогда учеников распалась семья, или что он попал в тяжелую жизненную ситуацию. И потому, когда сегодня я разговариваю с родителями, я отвечаю так: «Если бы сегодня я отводил ребенка в школу, то, не сомневаясь, сделал бы тот же самый выбор». Не потому что я священник, а потому что я знаю, что это хорошо. Но я бы хотел, чтобы у вас, в вашей жизни тоже было хорошо.

 

Взрослеет человек, что он должен делать?

 

На зло надо отвечать добром, нужно быть честным.

 

Георгий Письмак, заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук, почетный работник Общего образования Российской Федерации, директор Лицея, который в Екатеринбурге известен как «Дягилевка», а в России и за ее пределами как «Школа Письмака». Воспитание личности свободной от предрассудков - его формат. Георгий Александрович - не материалист, не атеист, но и человеком церковным себя не называет. Однако среди множества наград есть у него и Орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия Московского. Письмак одним из первых в России ввел в своей школе Основы православной культуры, только с другим названием - Христианская мораль. А было это в начале двухтысячных. И по сей день курс в Дягилевке успешно преподается.

 

 - Спустя время, Вы видите итоги?

 

 - Это факультатив по выбору: можно ходить на него, можно нет. Родители пишут письменное заявление, что они хотели бы, чтобы их ребенок посещал такой предмет. 98,6% детей посещают этот факультатив. Значит, этим они проголосовали, что он им нужен. И родителям, и детям.

 

Всякое укрепление гуманитарного блока в школе приветствует в первую очередь здравый смысл. Багаж гуманитарных дисциплин, изучающих человека в его духовной, умственной, нравственной, культурной деятельности готовит не просто знатока в узкой области знаний, а человека, умеющего владеть собой в разных жизненных обстоятельствах. Тем более, можно только радоваться, если речь заходит о попытке хоть как-то бороться с дефицитом самых простых знаний об основах нашей культуры, выросшей, хотим мы это принять или нет, на плодородной почве Православия. Всецело это разделяет директор Дягилевки: наряду с предметом «Христианская мораль» ввел в своей школе и «Основы православной культуры».

 

 - У меня супруг-мусульманин. Дети - наполовину мусульмане, наполовину христиане. Конечно, в семье большое обсуждение, будет ли ребенок посещать этот предмет. Мы приняли решение, что мы будем посещать, потому что у первого ребенка должен быть взгляд на различные религии, он должен знать их истоки возникновения, что происходит, во что верят люди, какие праздники. Очень полезно даже с точки развития личности.

 

 - Дети приобрели пользу, получили критерий истины, меру ценностей, как поступать в том или ином случае. Конечно, мы не раз обсуждали дома. Этот курс нужен, это основа истории нашего государства. Многие скептики говорят, что сначала надо ребенка вырастить, а потом уже делать какой-то выбор. На вопрос «изучать ли корни» ответ очевиден после курса «Христианской морали». Своему ребенку я могу сказать уверенно: поступай так, как хочешь, будь свободен в своих желаниях, действиях, но помни, что Бог все видит.

 

 - Они иногда сказки воспоминают, как герои поступили в какой-то ситуации. Если раньше иногда мимо проходила, то сейчас все к себе примеряет: у меня так было похоже в жизни, Иванушка так поступил, а я так. Чувствует, где хорошо, где плохо, есть ориентир теперь. Хоть она еще очень маленькая, но старается. Я очень рада, что есть такой предмет, он заставляет задуматься о себе, своих поступках, о том, как можно исправиться. Я это вижу на своей дочери.

 

 - На примерах все становится яснее. Я как-то пришел на работу, около моего кабинета стояло человек 20 родителей. Я сначала испугался, может, ругаться, жаловаться пришли. Они говорят: «Мы пока Вас ждали, поняли, что по одному вопросу пришли. В младших классах была такая тема, что к людям надо относиться так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. Детям было дано домашнее задание: «вы придете домой. Папа устал, лежит на диване, смотрит телевизор, мама на кухне. А ты подойди к каждому из них, обними крепко-крепко и скажи: «Я так по тебе соскучился. Я так тебя люблю». И вот эта реакция так нас тронула». Одна женщина говорит: «Я даже заплакала». И на этих эмоциях они пришли ко мне с утра сказать спасибо. А ведь по большому счету никто не учит любить родителей. Никто не учит сказать доброе слово, когда они устали после работы, и тут ребенок такие чувства проявляет. Это очень важно.

 

 - Человек, не обученный свободно ориентироваться хотя бы в базовых понятиях христианства, не знакомый с основными фигурами и сюжетами библейской и евангельской истории, испытывает огромные трудности в понимании культуры в целом. И не только в смысле культуры и искусства, но и в смысле культуры человеческих отношений. Поэтому вынужден лепить для себя ее подобие из попавших под руку материалов. Распространение самых разных, порой дичайших суеверий, сект, псевдорелигий проистекает именно из невежества. Невежество не безвредно.

 

 - Наш учитель, отец Андрей - очень современный человек. Очень свободно и просто с ним общаться. Связь с ним хорошая, открытая и прямая. Ему можно рассказать все, что накопилось на душе, то, что даже не расскажешь психологу. Он все выслушает, поможет советом.

 

 - Когда я была в пятом классе, я противилась, мол, мне это не нужно. А мама говорит: «Нет, лучше походи». Я сначала слушала рассеянно, не проявляла никакого интереса, но однажды я прислушалась к тому, что говорит преподаватель, отец Андрей, и внезапно поняла, что это очень интересно. Мы изучали такие темы как «Смысл жизни», «Любовь». Чем больше начинаешь вдумываться, тем больше начинаешь понимать и осознавать, что есть высокие принципы, без которых в этой жизни было бы сложно.

 

 - Вот таких грамотных душевных бесед в трудную минуту простой смертный не может вести. Это должен быть специально подготовленный человек. Я очень доволен, что к нам пришел именно этот человек, этот священник. Когда я своим коллегам сказал, мнения разошлись, меня не все поддерживали, переживали: «Он же в рясе ходит». Я говорю: «Это я беру на себя. Это очень просто объяснить детям. Есть дети, которые ходят с ирокезом, с серьгой в ухе, в носу - вы же нормально смотрите на них. А здесь просто человек одет по-другому, другую одежду носит. Смотрите вглубь, какой это человек».

 

 - Основы православной культуры нельзя путать с религиозным образованием, они имеют разные цели. С другой стороны, это возможность для ученика прикоснуться к истокам тех процессов, которые происходят сейчас в обществе, в России. Это разговор о сегодняшнем дне, не о вчерашнем.

 

 - Зачем Бог дал эти 10 заповедей Моисею? Зачем они нам?

 - Если не получается правильно жить, нужно снова стараться, тогда все обязательно будет получаться.

 

 - На наших уроках нет обращения в веру. Мы просто пытаемся совершить экскурс в прошлое своего народа, понять историческую перспективу: а почему это для нас традиционная культура, когда она стала для нас родной и что эта культура сделала из некогда языческих славянских племен, то есть к какой высоте она привела наш народ.

 

 - Большинство великих людей - писателей, ученых, архитекторов, полководцев - были людьми глубоко верующими. Мы до сих пор любуемся, восхищаемся, гордимся, что такие люди были нашими предками. Мы как родители мечтаем, чтобы наши дети полюбили и почувствовали эту красоту, чтобы им захотелось стать такими людьми, достигнуть таких высот.

 

 - Дети имеют возможность обсуждать вопросы, которые их волнуют. Самый животрепещущий вопрос - зачем нам учиться? Мы благодарны отцу Андрею, что он мотивирует людей, делится с ними своим опытом и это помогает нам выстраивать с детьми взаимоотношения, мотивировать на образование. И мне очень приятно, когда 7-8-милетний ребенок, старший сын приходят и говорят очень интересные вещи, до которых я в своих обсуждениях, может быть, не дошла, то есть мы еще не затрагивали некоторые темы в семье. Отец Андрей выводит на обсуждение, это волнует детей, они приходят и делятся этим опытом, спрашивают мое мнение, им интересно, что я думаю по этому поводу.

 

 

 - Был такой случай: пришел новый ученик в класс, ему тяжело давалось вхождение в коллектив, и моя дочь взяла на себя ответственность, обязанность помочь ему в этом - не быть изгоем. Хотя это тяжело давалось и ей, когда-то она становилась в противоречие со своими одноклассниками. Сыграли, конечно, роль и семейные ценности, в том числе ценности, которые обсуждались на Христианской морали не один раз, то есть помощь ближнему в данном случае.

 

 - Больше, чем 10 лет у вас существует это предмет. Много споров ведется: как это преподавать? Нужно ли этот предмет вводить в школах?

 

 - Если сейчас таким же образом обсуждать тему кормить или не кормить человека, то точно также можно грамотно забаллотировать любой вопрос, включая и этот. Там, наверху, они могут спорить. А вот у себя в школе я точно знаю, что этот предмет нужен. Практика показала, что я оказался прав. Человеческие истины должен кто-то разъяснить, и на выходе ребенок, пройдя этот предмет, должен четко понимать, что он должен делать и как делать в окружающем мире и уметь сказать «нет» всевозможным искушениям, допустим, алкоголю, наркотикам, не совершать преступлений, направленных против человека и общества. Это главный результат этого предмета.

 

 - Английский мыслитель Честертон в одной из своих работ начала прошлого века рассказывает, как два больших писателя, рационалистические поклонники одного из святых, не могли понять его поступков, потому что религия для них безразлична. «Только самая личная из страстей, - говорит Честертон, - может хоть что-нибудь объяснить».  Похоже, это именно так. Вере нельзя обучить в рамках школьной программы, поскольку вера не разновидность философии, не плод рациональных знаний. В самом названии предмета «Основы православной культуры» заложен его смысл: это только основы культуры, опираясь на которые ребенок может двигаться по жизни, не стесненный невежеством, а свободный в передвижении.

 

 - Уважаемые зрители, мы с отцом Алексием с большим удовольствием посмотрели этот фильм. Отец Алексий, такой вопрос, который, может быть, сейчас возникнет у многих наших зрителей: если захотелось найти этот фильм, показать его своим близким, друзьям, родственникам, у которых возникнет вопрос  о том предстоящем выборе?

 

 - Если бы мы разговаривали с Вами лет 10 или 15 тому назад, я бы сказал: присылайте письма, и мы вам положим в конверт диск или кассету и отошлем по адресу. Но сейчас все это гораздо проще. Я бы предложил воспользоваться  программой в Интернете YouTube и набрать три слова, по которым достаточно просто найти этот фильм: уроки жизни ОПК. «Уроки жизни» - название фильма, ОПК - Основы православной культуры, то, чему он посвящен. Среди появившихся на экране фильмов на первой странице вы без труда найдете это произведение нашего современного кинематографа. Действительно, я с удовольствием уже не первый раз пересматриваю фильм: ситуация, которая в нем представлена, вселяет определенный позитив. Школа, руководство, родители, дети, замечательные педагоги, среди них священник, который за много лет вписался в коллектив. Хорошо, конечно, чтобы каждая российская школа такую симфонию отношений, симфонию властей - светской и духовной в себя восприняла. Но реалии таковы, что не всякий священник может потенциально приходить преподавать в школу, не всякий готов к этому. Мало того, насколько мне известно, в школе по сегодняшним законам может преподавать только человек, имеющий педагогическое образование. Если священник имеет педагогическое образование, он имеет допуск к работе в школе, то при желании родителей и невозражении администрации такая возможность будет обеспечена, как в просмотренном нами случае. Если же нет, то задача священника будет в том, чтобы работать с учителем, помочь учителю разобраться в вопросах, посодействовать ему методическими материалами, приготовить свой храм к тому, чтобы учитель с детьми мог прийти и наглядным образом мог провести практическое занятие по изучению основ православия. В любом случае поле для деятельности и родителей, и духовенства, и, конечно, для учителя необъятное. Хорошо, когда есть что делать. Думаю, что этот фильм кому-то будет полезен, он найдет своего зрителя среди родителей, которые сегодня собираются делать свой выбор. Это фильм не единственный, известно достаточно много таких региональных и епархиальных проектов, когда снимали фильмы для того, чтобы показать их в школах. На бескрайних просторах Интернета можно их найти, можно ими воспользоваться. У нас в Екатеринбургской епархии очень постарались: есть у нас Нижнесергинский район, там педагоги от администрации тоже сняли фильм, совершенно замечательно применимый в Нижнесергинском районе. С удовольствием его посмотрели. Не будем занимать эфир телеканала «Союз», чтобы показывать все материалы, но постараемся, чтобы на сайте нашего отдела они были представлены, и можно было с ними познакомиться.

 

- Батюшка, в фильме представлен необычный пример того, как преподаются Основы православной культуры, как я понял, с 1 по 11 класс. Предмет в виде факультатива, но с 1 по 11 класс.

 

 - И естественно, в 4-м классе как обязательный предмет по выбору он есть. Тут сочетается и одно, и другое.

 

 - Мы с Вами говорим больше о выборе родителей, у которых дети будут учиться в 4-м классе. То есть необязательно стремиться к тому, чтобы в школе сразу, с 1 по 11 класс, стал преподаваться данный курс?

 

 - Святейший Патриарх Кирилл на прошедших Рождественских чтениях достаточно много времени посвятил тому, что, конечно, задача наша такова, чтобы православие, религиозная культура преподавалась, изучалась на всем протяжении обучения детей в школе. Действительно, закладывается тот фундамент, который потом даст возможность человеку реализоваться в полной мере и как личности, и как гражданину, и, конечно же, как христианину. Как упомянул директор этой школы, что человек получает иммунитет от  соблазнов жизни - алкоголь, наркотики и прочее, прочее, прочее. Конечно, задача такая. Но сразу, моментально всех целей достичь нельзя. Слава Богу, что сегодня преподавание ведется, пусть в таком ограниченном, усеченном формате. Это повод для того, чтобы мы работали, для того, чтобы родители задавали этот вопрос в своей школе, чтобы обсуждали этот предмет со своими детьми дома, чтобы администрация всерьез воспринимала и предмет, и его воспитательный потенциал, и, конечно же, учитель повышал свою компетенцию. Это, наверное, самая непростая задача.

Приходится достаточно много и регулярно общаться с учителями и свидетельствовать о том, что они делают порой подвиг.  Если человека в течение его жизни учили атеистическому мировоззрению, тому, что Бога нет и человек произошел от обезьяны, а сегодня он готов пересмотреть эти позиции, готов разговаривать со священником, готов читать Священное Писание и методические материалы, которые прилагаются к этому курсу, а потом также честно об этом говорить с детьми, то действительно, это своего рода подвиг. Хотелось бы пожелать учителям, которые этот подвиг совершают, Божией помощи, вдохновения и не сдаваться перед теми трудностями, которые встречаются на пути.

 

 - Отец Алексий, Вы заговорили об учителях. Директор школы сказал, что он очень рад, что у него работают хорошие, настоящие специалисты своего дела. Как обстоит  вопрос в целом по стране, по Екатеринбургской епархии с преподавателями Основ православной культуры?

 

 - Непросто. Безусловно, есть личности, яркие личности, сильные, те люди, которые для себя этот выбор уже сделали и на этот вопрос ответили: в Кого я верю, Кому я посвящаю свою жизнь. В соответствии с этим пересмотрели преподавание в школе предметов. Необязательно Основы православной культуры. Литература, история, естествознание, биология, химия в устах  верующего человека обретают иной цвет, иной вкус и иное значение для ребенка. Такие учителя есть. Их немного. А остальные, которых много, если они сегодня делают выбор не в сторону Основ православной культуры, то руководствуются принципом «не навреди».  Они боятся преподавать Основы православной культуры, потому что не очень хорошо в ней ориентируются и предпочитают преподавание не очень ими любимого и не очень подходящего как средства воспитания детей - основы светской этики. Но начинается диалог - это системная работа, которая ведется в районах. Это система лекций, семинаров, круглых столов, образовательных чтений, при активном участии детей. Буквально две недели назад проходили две совершенно замечательные детские конференции в городе Ревда и Верхотурье, куда съехались с области дети с докладами по культуре православия. Более сотни детей участвовало в каждом из этих мероприятий. Те доклады, которые они представили, заставляли задуматься  о многом учителей, опытных педагогов, которые сидели в классах и слушали детские доклады. Вопросы, поднятые детьми и качественно проработанные и преподнесенные, свидетельствовали о том, что эти ребята не воспроизводят какие-то заученные речи, не понимая их смысл, а поднимают очень серьезные проблемы и разбираются в них, и свой личностный выбор они делают, опираясь на тот багаж, который они получили на уроках православной культуры. Учителя плакали, когда видели этих маленьких кнопок, которые в стихах рассказывали о той социальной работе, которую они ведут на приходе. Это совершенно потрясающий формат доклада об отцах, о дедах, об истории своих сел, деревень, городов. Я понимаю, что этот формат был воспитанием педагогов. Педагоги видели результаты, что может  произойти с детьми хорошего, если они серьезно погружаются в предмет Основы религиозной культуры, Основы культуры Православия.

 

Звонок телезрительницы из Пермского края: У нас нет храма, мало священников. Как готовить учителей для преподавания основ православия? Как бы не получилось, чтобы все впустую не прошло.

 

 - Вопрос интересно поставлен - чтобы получилось, чтобы сделалось. Как сделать так, чтобы у нас картошка выросла на полях, чтобы собирали большой урожай хлеба? Для этого люди совершают колоссальный труд: заводят трактора, пашут землю, копают, обрабатывают, собирают, хранят для того, чтобы у нас был хлеб на столе и еда в холодильнике. Что делать для того, чтобы в сельской местности учитель нашел эту опору в лице священника, которого нет и храм закрыт? Это, конечно, индивидуальный подход, и не только в Пермском крае, но и в тех многочисленных регионах, городах и селах, где, слава Богу, довелось побывать. Картина подобная, но есть такая поговорка: под лежачий камень вода не течет. Если есть инициатива, а инициатива должна исходить от тех людей, кому это нужно - родителей, родственников, учителей, то такая инициатива не бывает бесплодной. Что делать? Спутешествуйте в Пермское епархиальное управление, посетите отдел образования и катехизации Пермской епархии и спокойно поговорите, посоветуйтесь с людьми, которые там работают о том, что делать конкретно в вашем селе. Вам, я не сомневаюсь, подскажут ближайшее к вас село, где есть храм, где есть священник, который имеет и опыт, и желание поучаствовать в разрешении вашей ситуации. Вам подскажут город, где находится благочинный, который хорошо знает ситуацию. Требуйте, ищите.

Об одном скажу убежденно и уверенно, что люди в сельской местности ближе к решению этой задачи, чем жители мегаполиса. В селе дети здороваются со взрослыми, в селе все друг друга знают. Если появляется какая-то хорошая, добрая, правильная инициатива и на первой поре она встречает какое-то сопротивление, то при постоянстве, настойчивости, доброжелательности участников процесса однозначно люди меняются, меняют свои позиции, меняют свое отношение. Дети, родители, учителя получают некую надежду на будущее, они понимают, что не все безнадежно, что не все, кто живут в деревне, становятся пьяницами, и не у всех жизненная перспектива заканчивается, даже не начавшись.

Помолитесь и дерзновенно ступайте. Михайло Ломоносов хотел учиться и прошел пешком из Архангельска до Москвы; он преодолел множество трудностей, но добился своего. Бог благословил. Народ в Пермском крае, как я слышал, добрый, любящий Бога.

 

 - Спасибо, батюшка, за ответ. Следующий вопрос, который у меня возник, в том числе после просмотра замечательного фильма. Стандартное преподавание таких предметов как русский язык, литература, математика подразумевает урок вместе с учителем, где вместе с учителем разбирается какой-то вопрос, читается какой-то материал, после чего задается домашнее задание. В принципе, так каждый день, однообразно, из недели в неделю, из года в год. То, что я увидел в этом замечательном фильме, меня поразило. Я увидел, что вместе со священником ребята смотрят фильм. Я так понимаю, что каких-то определенных и ограниченных форм преподавания и общения с ребятами нет, то есть  подразумеваются самые разнообразные виды общения?

 

 - Конечно. Современная школа - это не учитель, стоящий у доски с открытой книжкой и читающий по ней, а дети записывают за ним, чтобы потом вызубрить до следующей встречи. Это очень интенсивная, насыщенная, с различными формами и методами преподавания работа. Здесь и наглядность, и учебник; учителю на помощь приходят методические разработки, которые учителя по стране, работающие по этому предмету, уже подготовили, они тоже присутствуют в Интернете. Мы стараемся на сайте нашего отдела размещать эти методические наработки. Чтобы совсем было просто, я бы рекомендовал тем слушателям, которые интересуются, посетить Всероссийский портал по Основам Православной Культуры pravolimp.ru, там предложены методические разработки для курса Основ Православной Культуры в 4-х классах по учебнику отца Андрея Кураева, очень много можно оттуда почерпнуть. Что касается внеурочной, внеклассной формы работы, здесь широчайшее поле для деятельности. Буквально сегодня у нас была встреча с Ассоциацией учителей Екатеринбурга, которые преподают курс Основы Православной Культуры. Им представляли возможность преподавания таких  уроков  как «Храм», «Монастырь». У нас есть готовая презентация, совершенно замечательная, которую можно в классе показать. У нас есть возможность совершать интерактивное путешествие в храм. Но если есть возможность совершить живое путешествие в храм, то, конечно, такой возможностью надо пользоваться.

Мы должны понимать, что учитель ведет детей в храм не для того, чтобы всех их там поставить на колени, заставить совершать поклоны, какую-то обрядовую сторону им навязать. Нет. Учитель ведет знакомиться с этим миром, который являет собой православный храм. Каждый предмет храма - и внешний, и внутренний - наполнен глубочайшим смыслом, дети должны познакомиться с этими смысловыми составляющими. Когда человек берет книгу, написанную на незнакомом для него языке, и пытается читать, это очень мучительно и тяжело. А изучив язык, он проникает в смысл этой книги, книга становится интересной, он не может оторваться. Любой предмет, который мы с учителями начинаем разбирать, будь то храм, икона, православная молитва, патриотизм, когда он раскрывается перед учителем, у него загораются глаза. Он понимает, что эта книга, доселе закрытая, становится понятна и есть о чем не только разговаривать на уроке, но есть за чем спутешествовать в ближайший или далеко отстоящий храм, есть повод вместе с детьми провести время, а в центре этого должны быть предметы, которые мы именуем составляющими предмета Основы православной культуры.

 

 - Отец Алексий, из Ваших слов получается, что штудирование книги или записей лекций, уроков не самое главное, а главное совсем другое - общение, ценности, которые преподносятся, нравственность.

 

 - Конечно. Уже многократно говорили, что учитель, в первую очередь, должен своим авторитетом являть пример духовной и нравственной жизни для учеников. Учителя это понимают и порой боятся взять на себя преподавание Основ православной культуры: «Ну как я буду преподавать Основы православной культуры, - говорит учитель, - если я по дороге в школу иду и курю? Дети знают, что это плохо, а я это плохо делаю, и как я буду говорить о совершенственной личности или еще о чем-то?» Иные нравственные компоненты самого учителя, которые должны быть устранены, должны быть доведены до возможного идеала для того, чтобы предстать перед учениками образцом, в первую очередь, для подражания -  культуры речи, культуры поведения, культуры жизни и культуры Православия, о которой мы сегодня говорим.

 

 - Отец Алексий, много вопросов поступает.

Вопрос телезрительницы, Новгородская область: Дочь принесла книги домой «Откровение нового века». Я говорю, что это неправославная книга, а сектантская. Как ее убедить? Дочь уже взрослая.

 

 - Пророческий вопрос пришел к нам, потому что у меня в кармане сейчас лежит пригласительный билет на встречи, которое проводит некое религиозное общественное движение в Екатеринбурге, которое проповедует некие откровения людям нового века. Не далее чем вчера мы разговаривали с руководителем миссионерского отдела нашей епархии с тем, чтобы все-таки поподробнее познакомиться с этим движением, чтобы пролить свет на эти откровения. Я некоторым образом познакомился с сайтом этой организации и был поставлен в тупик. Когда что-то читаешь, что никогда не изучал, например учебник по предмету, видишь присутствие какой-то логики, здравого смысла в том, что написано. Читая откровения научного сотрудника, который писал это, наступает ужасное ощущение: то ли это пишет безумный человек, то ли, действительно, некий дух руководит им, мы понимаем, что это злой дух, демон. Он несет полную несвязную околесицу. По всей видимости, делает это таким образом, что зачаровывает слушателей, адептов, тех людей, которые ведутся на соблазн послушать некие откровения людям ХХI века, что скоро будет конец света, что эти погибнут, а эти не погибнут. Даже была такая песня, по-моему, у Аллы Пугачевой, что все люди хотят знать, что будет. По всей видимости, такой соблазн узнать, что будет, присутствует, он искушает, собственно говоря, и родственницу нашей слушательницы.

 

Что делать? Наверное, во-первых, попросить у Бога разума, помощи слова, такого, чтобы оно было сказано не с раздражением, не с обидой, не швырять эти книжки, а попытаться все-таки найти такое человеческое слово, чтобы эта родственница стала Вас слушать. И съездить в Новгород. Там есть очень серьезные замечательные священники, с которыми можно посоветоваться по конкретной ситуации. Съездить вместе с ней, уговорить. Рано или поздно эти книги нужно сжечь, чтобы дома не хранились. Как переубедить? Только словом, растворенным любовью, молитвой, обращенной к Богу, чтобы Господь отвратил. Сколько случае описано, когда по такой молитве Господь посылает скорбь, какие-то проблемы, посылает вразумление тем, кто находится в таком заблуждении, и человек отрезвляется, находит бессмысленность, тупик, в который он себя загоняет, начинает разговаривать на человеческом языке и искать правды, а не возможности быть обманутым.

 

Вопрос телезрительницы, Курган: Вы сказали о необходимости наличия педагогического образования у батюшек, в противном случае учить нет возможности. А если эти уроки ведет учитель, у которого составлен план урока, даже с помощью батюшек, и на каждый урок он приглашает батюшку в качестве лектора,  используя различные формы урока - просмотр фильма, уроки доброты, посещение храма, посещение дома престарелых - такой вариант имеет место быть? Ведь батюшка - самый настоящий специалист в этой теме.

 

 - Прекрасная картина, которую Вы описали. Я понимаю, что то, что Вы рассказали, у Вас это есть, у Вас есть такой священник, есть такое понимание с учителем. И если оно есть, то слава Богу. Честь и хвала этому батюшке и этому учителю, что нашлись такой общий язык и такое общее понимание. Говоря о том, что должно быть обязательно педагогическое образование, мы говорим о системе, о системных вопросах. Такой батюшка, как Вы описываете, может быть один из сотни или из пятидесяти.

Есть печальные примеры, когда священник, искренний и ревностный служитель алтаря Господня, человек, которого любят и уважают в городе, селе, прекрасно общается со взрослыми людьми, но не умеет работать с детьми. 45-тиминутный урок надо провести так, чтобы дети не потеряли внимание, не утомились, не начали баловаться, а детям это свойственно, провести урок таким образом, чтобы дети захотели вновь увидеть этого батюшку. К сожалению, не так много священников имеют такой опыт. Мне известно достаточное количество случаев, ситуаций, когда священник один, два, три раза придя в школу, говорит: «Я не готов, я не могу. Я не могу столько сил тратить на подготовку к уроку. Я не могу себе это позволить». У священника еще службы, праздники, требы и какие-то свои человеческие нужды и немощи. Рабочий день священника никто не регламентирует. Когда говорят: «Давайте позовем, чтобы во всех школах были батюшки», то я просто на пальцах считаю количество школ в регионе, количество батюшек в регионе и вижу соотношение 1:3  - один батюшка на три-четыре школы. Мы не можем поставить всех батюшек к школьной доске, тогда они не будут иметь возможность совершать свое служение в храме. Конечно, священник, который может, который тянет, который любит свое дело и оно у него получается, и если он в школе - честь и хвала этому батюшке и этой школе. Если же нет такой возможности и нет таких дарований, то я считаю, что правильный путь, который не принесет каких-то проблем, если священник будет общаться с учителями.

Мы, собственно, рекомендуем такую форму, чтобы в каждом муниципальном районе собиралось методическое объединение учителей по предмету «Основы православной культуры». Это обычная форма, есть метод объединения по литературе, по физике, по математике, по каждому предмету. По предмету «Основы православной культуры» должно быть собрано такое методическое объединение, и в его работе должен принимать участие священник, либо его помощник, который помогает ему в вопросах образования. Если священник предпочитает работать в классе, если у него получается, если дети его любят - это идеальная картина, дай Бог, чтобы она почаще встречалась.

 

 - Батюшка, у меня после Ваших слов сложилась такая картина, что Русская Православная Церковь в общем и в частности, на местах, ведет активную работу, разрабатывает различные формы, решает те вопросы и проблемы, которые возникают, с одной стороны; с другой стороны, конечно, было бы здорово, если бы так же навстречу двигались преподаватели на местах, в школе, и в том числе, поддержка родителей.

 

 - Именно так. Вопрос решается сообща. Из истории мы знаем, что если на деревне у кого-то сгорал дом, случалась беда, то люди всем миром собирались и строили новый дом. Не говорили, что у него сгорело пусть сам и делает. За один-два дня восстанавливали жилье, все принимали соучастие, сопричастность в общей радости и общей беде. Конечно, такая сопричастность необходима нам в сегодняшнем обществе. Работа по данному предмету должна собрать нас в единый народ, в единое общество, в единую семью.

 

 - Батюшка, спасибо большое. У нас не так много времени осталось, меньше двух минут. Я предлагаю напомнить нашим зрителям о фильме, который мы в начале программы посмотрели, называется он «Уроки  жизни». Еще раз скажите, как его найти?

 

 - У меня получалось найти этот фильм в Интернете, в приложении YouТoube, думаю, что все достаточно хорошо знают и владеют этим механизмом. Соответственно, здесь мы вводим название фильма «Уроки жизни», добавив «ОПК». Эти три слова помогут нам найти фильм, который мы посмотрели только что. Надеюсь, что в ближайшее время он будет и на других информационных порталах, которые приглашаем посетить, посмотреть и показать родителям этот фильм.

 

 - Спасибо большое, батюшка, за передачу, за то, что пришли в гости. Уважаемые друзья, сегодня в студии был протоиерей Алексий Кульберг, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Всего доброго. До свидания.

 

Расшифровка: Наталья Локтева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать