Тюремное служение

7 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Есенин - клирик архиерейского подворья во имя иконы «Нечаянная радость» города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 7 мая 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители телеканала «Союз». В эфире программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня в гостях протоиерей Александр Есенин, старший священник архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» города Екатеринбурга, руководителя Отдела по тюремному служению Екатеринбургской митрополии.

Отец Александр, здравствуйте, благословите наших телезрителей.

 

- Христос Воскресе!

 

- Тема сегодняшней передачи «Тюремное служение».

Расскажите, как в Вашей жизни началось такое большое и важное служение?

 

- Для меня это было неожиданностью. Епископ сообщил мне, что в епархию пришло письмо от осужденного с просьбой, чтобы его в тюрьме посетил священник. Это было в начале девяностых годов, тогда практически никто не занимался тюремным служением. При тюрьмах не было ни храмов, ни общин.

Первая моя поездка была очень волнительная, потому что все мои представления о местах лишения свободы были из книг и фильмов. Сначала меня даже не пустили из-за проблем с документами. Затем через какое-то время пустили, и это был молодой человек, который сам стал интересоваться верой, и у него накопилось много вопросов. Наша первая встреча состоялась в кабинете замполита, оставили наедине и разрешили поговорить.

Первое, что меня удивило, что в тюрьме было много молодых ребят. Второе, что удивило, это то, что они все здоровались. Мы к этому не привыкли в обычном обществе, а там это было иначе, пусть из установленных правил, но это было очень приятно и правильно.

Так было заложено первое зерно служения, и уже более двадцати лет я окормляю эту колонию, тогда это была колония общего режима. Там было много ребят, которые интересовались верой. Книг в то время было мало, и это был кружок молодых людей, которые изучали Библию в таком протестантском ключе. Впервые они увидели священника, задавали вопросы, мы даже спорили о чем-то, доказывали. Через какое-то время все они крестились. Так зародилась православная община 10-й колонии.

 

- История служения помощи и служения осужденным и в узах находящимся началась в Церкви рано?

 

- В Житиях святых мы видим, когда первохристиан предавали мучениям и бросали в темницы, им помогали не только родственники, но и просто женщины и члены христианской общины. Тогда мы знаем, что была такая высокая духовная ревность, что практически все прошли через темницы. Мы знаем, сколько наших соотечественников находилось в заключении в лагерях период гонений на христиан советскими властями. Знаем, что отец покойного Патриарха Алексия помогал находящимся в заточении, и сам Патриарх Алексий II помогал в этом отцу. Слава Богу, по нынешний день и целые общины, и отдельные люди помогают оказавшимся в тюремном заключении.

 

- Наверное, людям непросто находиться в тех условиях, в том обществе, и это накладывает отпечаток на тех, кто несет там свое служение?

 

- Это действительно очень непросто. Тяжело переносить этот период жизни, но многие приходят к вере именно в таких условиях. Как мы знаем из писаний святых отцов, дьявол будет в последние времена увлекать людей лишь суетой, ему не нужны будут какие-то особые приемы. То, что мы бежим, спешим, не успеваем подумать, приводит к тому, что человек откладывает вопросы о смысле жизни, о вере, и только когда происходит что-то особенное, человек задумывается о вере.

Достаточно таких случаев, когда люди по прошествии времени были благодарны за то, что Господь послал им такое испытание. Был такой интересный случай, когда верующая мать одного из осужденных поехала на остров Залит к ныне уже покойному отцу Николаю Гурьянову, для того чтобы узнать будущее своего сына. Он сказал ей так: «Благодари Бога, что твой сын сидит в тюрьме». И она по-другому взглянула на жизнь, поняв, что это благо для ее сына.

Конечно, не все приходят к Богу, но есть немало чудесных случаев обращения к вере и жизни по вере. Затем люди с радостью вспоминают те дни, когда они смогли ходить в храмы, участвовать в таинствах, читать литературу. Сейчас можно сказать, что в тюрьмах идет полноценная духовная жизнь, люди ничем не обделены в возможностях. Но и там человек может найти себе оправдание, что у него нет времени для того чтобы прийти в храм.

 

- Какова ситуация сейчас в тюрьмах?

 

- Сейчас есть большая поддержка от руководства, прошли десятилетия работы, и стало видно, кто что из себя представляет. В девяностые годы в тюрьмы просто рвались различные секты. Сейчас руководство приветствует традиционные религии. Есть и молельная комната для мусульман, Русская Православная Церковь проводит разностороннюю работу. В библиотеку поступает грамотно подобранная литература, чтобы человек мог по благословению во спасение души самостоятельно читать ее и задавать вопросы.

Самое главное, что практически во всех тюрьмах есть храмы, часовни, молельные комнаты, куда осужденный может прийти, помолиться, побыть наедине с собой и наедине с Богом. Один осужденный, зайдя в построенную на территории тюрьмы часовню, сказал, что это единственная святая территория, чистая от сквернословия, курения и так далее.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Бологое Саратовской области: Меня постигло горе: сын был наркоманом, находился в зоне, но я начала молиться, и Господь услышал мои молитвы, он бросил наркоманию, теперь у него свое производство, семья, и он потихонечку приближается к храму, готовится исповедоваться и причащаться. Верю, что Господь поможет и другим ребяткам в такой ситуации, если они обратятся за помощью к Господу.

 

- Это действительно радость. И такой случай не один. Бывают интересные случаи, когда сын обращается к Богу в тюрьме, и начинает в своих письмах к родителям давать им какие-то духовные советы. Для родителей это бывает шоком, они начинают думать о психическом расстройстве, бывают такие недопонимания.

Второй случай о силе молитвы, о котором я бы хотел рассказать. Когда осужденный ведет себя примерно, без каких-либо нареканий, он может подать документы на сокращение срока заключения в связи с тем, что он встал на путь исправления. Когда подходит момент рассмотрения в суде, люди очень волнуются, не спят, их вызывают в штаб, они стоят в очереди. Один из осужденных пошел не в штаб, а в часовню для чтения акафиста. Через какое-то время его потеряли, стали искать, вызвали, но он просил дать время дочитать акафист. В результате из всей очереди, что стояла в тот раз, отпустили его одного. Еще один пример силы молитвы.

 

- Вопрос телезрителя из Москвы: Прощаются все грехи или какие-то не могут быть прощены Богом?

 

- Грехи прощает Сам Господь Иисус Христос. Он призывает нас к покаянию, и нет такого греха, который не мог бы быть прощен. Единственный грех, который не может быть прощен, это самоубийство, потому что в этом случае уже не может быть ни акта покаяния, ни акта оставления. Не прощается тот грех, который человек не может бросить, допустим, если человек проклинает Бога или Церковь и не бросает этого, такой грех не может быть отпущен. Господь силен простить все грехи. Это может быть уловкой врага, чтобы человек не исповедовал его, как бы оставляя на потом.

В колонии у меня был случай, когда один человек говорил, что не может здесь исповедовать все грехи, потому что не позволяет обстановка и условия. Но если он просто не доживет до своего выхода из тюрьмы? Мы знаем из Житий святых, как они жили до обращения и после. Сейчас во время Великого поста мы читали Житие преподобной Марии Египетской, из которого можно видеть, что как человек приобретает привычку грешить, точно так же он может избавиться от нее через искреннее покаяние. Через постоянный труд покаяния, через молитву человек освобождается от своего греха.

 

- Беседуя с заключенными, которые прошли через такие ситуации и обстоятельства, которые мы даже не представляем, Вам, наверное, необходимо особое психологическое чутье, чтобы общаться с такими людьми?

 

- Непросто и просто одновременно. Когда зрелый мужчина, который прошел через огонь, воду и медные трубы, очень часто, как писали многие святые отцы, которые прошли застенки, это бывает настоящее обращение, когда человек открывает свое сердце. Увидеть слезы мужчин, которые совершили страшные грехи, и эти грехи не отпускают, мучают их. Человек убил другого, исповедовался, молится об его упокоении, но он постоянно приходит ему на память.

В то же время благодатно и даже радостно, когда молодые ребята, которые порой полжизни своей прожили в пьяном угаре, здесь начинают жить в чистоте и так ревностно, как мы в миру и не живем, хотя у нас есть все условия.

Когда наша община начиналась, никто не знал, как с ними работать, поскольку они целый день работали и тогда мне предоставляли время только вечером: до или после ужина. Когда встал вопрос о Причащении, то я мог делать это только вечером запасными дарами. Тем, кто хотел причаститься, приходилось с утра и до 8-9 вечера ничего не есть, при этом отработать весь день. Так как часовня была очень маленькой, то я мог исповедовать по одному, а другие стояли на морозе в ожидании. Проявлений веры там было очень много. Конечно, по освобождении не все бывает гладко: суета, бурная жизнь затягивают человека, но мы знаем и случаи, когда благодаря Церкви, люди возвращаются в семьи, рожают детей, живут благочестивой жизнью. Это очень радостно.

 

- Вопрос телезрительницы из Самарской области: Моя любимая икона Божией Матери – «Нечаянная радость», но я не знаю ее истории. Почему сейчас богослужение заканчивается именно чтением молитвы, посвященной именно этой иконе?

 

- Думаю, что историю иконы можно найти и в интернете, и найти литературу в церковной лавке. История иконы «Нечаянная радость» весьма поучительна. Помню, что я показывал эту икону грекам, и мне пришлось переложить эту дивную историю иконы на английский язык, и они были очень удивлены рассказом. Храм, в котором я служу, и который находится перед следственным изолятором. Наверное, это единственный храм, который возводился специально для родителей подследственных и осужденных. Те, кто принимал участие в его строительстве, знали, что нет большего горя для родителей, чем то, когда их сын попал в тюрьму. Все необходимое для физической и теперь духовной жизни у него есть, но родителям порой приходится переносить едва ли не большее горе. Родители и ждут, и в то же время боятся, что, выйдя на свободу, он может вернуться к прежнему. В утешение и поддержку родителям и был построен этот храм во имя иконы «Нечаянная радость». Чтобы никто не отчаивался. Как мы видим из истории иконы грешник, хотя и продолжал грешить и, может быть, по привычке читал молитву к иконе Божией Матери, но, тем не менее, Божия Матерь вразумила его, умолила Сына о прощении его грехов, и человек исправился.

 

- Вопрос телезрителя: Есть немало случаев, особенно в советские годы, когда люди попадали в тюрьмы по ложному обвинению и наговору. Пока они сидели ни за что, они потеряли семьи и годы. Как им относиться к этому, не все могут достичь такой святости, чтобы принять такое со смирением?

 

- К сожалению, измельчал сейчас народ, и часто можно встретить людей, которых, выражаясь жаргоном, «подставили». Люди из-за денег или страха решаются на такой подлый шаг. Но мы знаем, что существует Божий промысел, который всем управляет. Святость не удел избранных людей. Всех нас Господь призывает и к святости, и к доброделанию. Где еще смириться и проявить возможность исполнения заповеди к ближним, как не в таких тяжелых условиях.

Сотни, тысячи священнослужителей прошли через советские тюрьмы. Как сказал один из них после своего освобождения: я нигде больше не могу так молиться, как молился среди уголовников, когда даже не знал, доживу ли до утра. Господь везде слышит обращающегося к Нему человека. Никто из  нас не знает, что будет с нами завтра. Случается, что тюрьма может избавить человека от большего греха. Сейчас его «подставили», но через пять-шесть лет он мог бы и сам решиться на преступление через вовлечение или пристрастие. Может быть, человек как-то грешил, мы не знаем, что уготовано человеку в этой жизни, но Господь знает и попускает такие скорби.

Десятки людей говорят, что никогда не пришли бы к Богу, если бы не попали в тюрьму, потому что осуетились и откладывали на завтра либо считали, что это удел других людей.

В моей жизни был такой случай, когда мой сосед, будучи уже в годах, попал по наговору в тюрьму. Не один год кипела в нем злость, мы с помощью Божией старались избавить его от нее. Я давал ему читать книги о том, что святые люди имели внутри себя такую благодать, что могли прощать своих обидчиков. Святая великомученица Елизавета Федоровна после того, как ее муж был на куски разорван бомбой, явилась в застенки к террористу с крестом и Евангелием, чтобы он имел возможность покаяться. Русская народная пословица говорит: «От сумы да тюрьмы не зарекайся». Такое испытание, которое надо с честью и Божией помощью перенести. Почему оно попускается, человек понимает позднее.

 

- Вопрос телезрителя: Отсидел в колонии восемь лет, где был храм и молельные комнаты. Почему в колонии разрешается приезжать баптистам?

 

- То, о чем я уже говорил: секты стремятся в колонии, причем, в последнее время это даже секты с террористическим уклоном, их цель – завербовать людей. У каждой секты есть какая-то своя цель. Мы, к сожалению, не можем запретить подобные вторжение, это, скорее, вопрос к руководству ГУФСИН, руководству колоний.

Из своего опыта могу сказать, что нам помогали работники ГУФСИНА мусульмане по вероисповедованию, понимая, что эти секты, приезжающие с Запада, не несут ничего доброго. У нас сложились хорошие взаимоотношения с ГУФСИНом, был заключен договор о сотрудничестве. Но как это происходит в других частях России,  на такой вопрос я ответить не могу.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Сургута: Моему сыну уже 46 лет, сейчас он ушел из семьи, связался с неблагонадежными людьми и не может отойти от них. Молюсь за него, уговариваю его пойти в Церковь. Может быть, есть какая-то молитва, которая поможет ему справиться?

 

- Дело не в особой молитве, а в том, что надо молиться за сына. На Руси всегда говорили, что молитва матери со дна моря поднимет. Но всегда надо понимать, что есть наша воля и есть воля другого человека. Когда человек обратится к Богу, мы не знаем. Конечно, надо за него молиться, предлагать, но не тогда, когда он раздражен. Не терять надежду и молиться. Может быть, предложить какое-то дело: помочь в восстановлении храма, собрать посылку в колонию. Через доброе делание душа человека размягчится.

 

- Вопрос телезрителя: В одном из советских сериалов герой говорит своему коллеге: «Наказания без вины не бывает». Как бы Вы прокомментировали эти слова?

 

- Мы все виноваты перед Богом, мы все грешим. Как говорят святые отцы, человек может утонуть, если к нему привязан один большой булыжник или мешок с песком. Кто-то совершает один большой грех, а кто-то много мелких и не замечает их. Вина все равно есть: мы грешим ежечасно, ежеминутно. Господь освобождает нас от греха, а мы все равно лезем в эти сети. Для человека, который знает, что такое духовная жизнь, покаяние, это очень ясно.

В своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский открыто изливает свою душу и кается в сотнях грехов. Это великий чудотворец, который исцелял сотни людей, ясно видит, что сердце любого человека греховно, тянется к греху.

Поэтому наказание бывает разное: кто-то болеет, кто-то терпит скорби, то есть уйти от креста не может никто. Кто-то теряет близких, кто-то попадает в тюрьмы, теряет в молодые годы супруга или супругу, детей. Жизнь скорбна, но Господь растворяет ее скорбь пасхальной радостью, поэтому главное не унывать.

 

- Вопрос телезрительницы: Если человек совершил какое-то правонарушение, украл, он должен прийти в Церковь, исповедовать свой грех. Достаточно ли искренне покаяться или надо подойти к человеку и повиниться перед ним?

 

- Покаяние не может заменить явку с повинной, если говорить о больших правонарушениях. Сначала накладывается епитимия. Человек, наверное, не сможет жить с чистой совестью, если он, например, убил, исповедовал свой грех, но не понес наказания.

В большинстве случае надо не только извиняться, но и возвращать украденное, причем, как сказано в Евангелии, возвращать четверицей, то есть вчетверо большее. Чтобы победить грех, это, наверное, необходимо. Наверное, в зависимости от ситуации, но извиняться и возвращать необходимо.

В советское время, когда кругом был дефицит, грех унести что-то с работы, даже не считался грехом. Но из таких «мелочей» произрастает больший грех, поэтому надо пристально наблюдать за всеми своими поступками. Это те «песчинки», которые и могут образовать в результате тот большой мешок, который утянет на дно.

 

- Храм во имя иконы «Нечаянная радость» находится на территории колонии или доступен для всех желающих?

 

- Храм «Нечаянной радости» находится перед входом в следственный изолятор, а на территории колонии, о которой я рассказывал, находится и часовня, и храм. Практически во всех колониях есть храм.

Храм «Нечаянная радость» именно для родителей, которые приносят передачи, не знают судьбы своих детей, молятся за них. Это большое горе, но мы уже знаем чудесные случаи, когда по молитвам освобождали из-под следствия. Происходило это через повседневный молитвенный труд. В храме совершаются и чтение акафиста, и молебны перед иконой, конечно же, Литургия. Мы уже знаем в лицо этих матерей, и случается видим их радостные лица, когда все заканчивается благополучно.

Даже если человек попадает временно в следственный изолятор, даже по наговору, это дает ему возможность опомниться.

 

- За долгие годы служения у Вас, наверное, есть опыт общения после тюрьмы с теми, кто встал на путь веры и исправления?

 

- Когда я посещаю колонии, всегда стараюсь сказать осужденным, что время заключения пролетит, они выйдут на свободу, и их вновь захватит этот суетный мир. И кому Церковь не мать, тому Бог не отец, поэтому призываю их сразу пойти в храм, отслужить благодарственный молебен и продолжать, подобно тому, как они это делали в колонии, раз в неделю бывать в храме. И тогда Господь поможет найти работу, создать хорошую семью, и все будет хорошо в их жизни.

Если поступите, как большинство, вышли, а там суета с пропиской, старые друзья, и опять некогда пойти в храм, и откладывается на потом, через какое-то время вновь встречаешь этих людей, вновь духовно покалеченных.

Все очень просто: если человек не ходит в Церковь, дьявол быстро находит возможность уловить его через какие-то влечения, и через некоторое время человек опять падает.

Конечно, великое счастье видеть вышедших на свободу людей, которые находят работу, живут семьей. Недавно я венчал пару, которая праздновала сорокалетие своей свадьбы, жена дождалась из тюрьмы мужа, который пришел там к вере через терния и сомнения. Поэтому вопрос о свободе стоит иначе. Человек может быть свободным в тюрьме, а находясь на свободе, мы совершаем множество грехов через пристрастия и даже привычку к комфорту. Нигде нет свободы от греха, это зависит не от того, где находится человек, а как он относится к своей жизни.

 

- Отец Александр, спасибо большое за Ваши ответы. Время программы незаметно подошло к концу. Скажите несколько слов-напутствий для наших телезрителей.

 

- Самое важное напутствие в эти дни: сохранять Пасхальную радость, где мы не находились, какие бы испытания не посылал нам Господь. Мы должны всегда помнить, что жизнь сильнее смерти, прославлять воскресшего Христа и не закапывать свою душу в печаль и уныние, жить радостно и благодарить Бога за прожитую жизнь.

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать