День Жен-Мироносиц

4 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы. Эфир 4 мая 2014 г.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканала «Союз» - «Беседы с батюшкой». В студии  - Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутово (г. Москва) игумен Дамиан. Здравствуйте!

 

Здравствуйте, дорогие наши телезрители! Христос Воскресе!

 

Воистину Воскресе!  4 мая [2014 г.] церковь отмечает день жен-мироносец. И этому будет посвящена наша передача сегодня.  Отец Дамиан, расскажите, пожалуйста, что это за праздник – жен-мироносец, и каков его смысл.

 

Прежде всего, следует отметить, что мы продолжаем праздновать праздник Пасхи Христовой, Светлого Христова Воскресения, которое длится, согласно Евангелию, 40 дней - Господь пребывал после Своего воскресения со Своими учениками на земле и благовествовал им тайны Царствия  Божия, готовил их, как учеников, к тому, чтобы они сами лично созидали церковь Христову  на земле, сообщал им тайны веры, готовил их к встрече с благодатью Святого Духа.  И 40-й день – это у нас день Вознесения Господня, и 50-й день, Пятидесятница – день Святого Духа. Вот этот период до Вознесения, 39 дней – все дни празднования сугубой Пасхи. И 1-я седмица – как один день, сам Пасхальный, Пасхальное торжество.

И первый воскресный день, который уже прошел, именуется  неделей  о Фоме, Антипасха - вместо Пасхи, воскресный день вместо Пасхи.  И память апостола Фомы была связана с тем, что само Евангельское повествование  нам сообщает, что на 8-й день Господь явился еще раз ученикам, и произошел особый диалог, особая жизненная ситуация духовная с апостолом Фомой. И, конечно это касается всех – апостолов и нас всех, мы уже как-то пережили, обдумали, осмыслили.

Продолжаются другие воскресные дни, другие недели. Церковь предлагает  нам, как это было в подготовительные дни поста, так, как это было весь пост, так и сейчас – каждое воскресенье предлагает нам церковь так или иначе посмотреть на это событие. Тогда пост, подготовка к страстям,  а сейчас уже по-особому осмыслив воскресение Христово, с разных ракурсов – Евангельское повествование, или так или иначе рассмотрев участников этого события. Вот апостол Фома – с одной стороны, это Евангельское событие, с другой стороны -  это некая судьба, некая жизнь, осмысление Воскресения Христова, веры, личность человека и Бог,  вера и Воскресение – много вопросов.

Второе воскресенье как раз посвящено Церковью Женам-мироносицам.  Это ярчайшие участники земного служения  Христа, Его сподвижницы, Его помощницы.  Это равноапостольные люди.  Они не обладали теми критериями апостольства, как 12 учеников и 70, но они равноапостольные тоже, и ученицы, и проповедницы Евангелия, и особые свидетели Воскресения  Христова. Из Евангелия мы знаем, что первыми свидетелями Воскресения, по преданию церкви, была Божия Матерь, конечно, утешенная этим явлением первая. И второй - в самом Евангелии мы знаем именно о женах-мироносицах - Мария Магдалина и другие, которые первые узнали о Воскресении, и им было поручено благовествовать апостолам о Воскресении. Они были проповедниками проповедника.  Они должны были взбодрить учеников Христовых, поднять их дух, первыми сообщить им об этом.

Мы знаем из Евангелия, что апостолы не поверили, испугались, засомневались, проверяли, но первыми узнали об этом жены-мироносицы - Мария Магдалина и др. Что тоже очень важно – Господь открылся им, в этом смысл, особую честь им предоставив. С чем это связано? Во-первых, такова, может быть, миссия женщины. Нельзя сказать, она второй роли или дополнительной. Это – её особая миссия, еще начиная с Бытия, с миссии Евы, женщина, можно сказать,  - первая линия обороны в духовной жизни, это носительница идей спасения, ибо было сказано, что именно Еве, первое Евангелие, о том, что она произведет Спасителя, Который  сотрет главу змия.  Поэтому в этом смысле Божия Матерь, которая выделена из всего человечества святой женой, Девой.  И они,  первые жены-мироносицы,  и эмоционально, и ярко, и по-женски, как бы мы сказали, но чистосердечно, они служили Христу. И проявляли в простоте, может быть, меньше рассудительности, но вот в доверчивости, в простоте, в искренности Ему свое отдавали служение. И также восприняли Воскресение -  как страдание. Мы знаем, снова у креста, или рядом, где-то в стороне, не апостолы, кроме Иоанна Богослова,  а жены-мироносицы, которые и не испугались, и не сомневались, ни о чем не думали. Ведь у каждого своя мера служения. Апостолы думали, и это их колебало, их веру. Но потом, когда они созрели, создало из них камней. А одни более доверчиво, открыто служили, и такую более ровность проявили в вере, постоянство. Это тоже свое служение, своя сторона, поддержка и Божией Матери, и Христу. И хотели послужить Ему и после смерти, не сомневаясь ни в чем, не думая – они бежали к Гробу Господню, который был завален большим камнем, они смотрели на все это, они следили  за этим, они переживали, они хотели поучаствовать. Они знали, что большой камень лежит. Что делать? Они шли уже - да на месте разберемся, Господь даст силы отвалить этот камень. А зачем идти, если там камень и мы ничего не можем сделать? Они уже шли, и «на месте разберемся, надо – и камень свернем».  Они пришли, и камень был отвален от гроба. Поэтому вот эти черты говорят нам о роли женщины-христианки.

 

 Почему они называются мироносицами?

 

В том числе, прямой смысл – они несли миро для помазания Христа, для Его погребения. И есть смысл более аллегорический, символический, лучше сказать, - это то, что они были носительницами вот того мира добрых дел и веры, о котором Господь сказал в Евангелии в притчах о мудрых  и юродивых женах, что елей должен быть в светильниках. Вот они несли это елей благодатный, наполненный жизни, служения Христу, даже не просто елей – миро, особое некое масло. Вот они были преисполнены им всю жизнь, и благоухали своей верой, своей проповедью – они были проповедницами Христа - на весь мир, хоте не несли такого пастырского служения,  но несли свое женское служение – и проповеди, и многих других аспектов, чтобы еще ярче и доходчивее доносить весть о Воскресении Христовом.  Достаточно вспомнить, как перед нами находится Пасхальное яйцо,  предание приписывает именно Марии Магдалине эту традицию.  Как донести внутренний смысл Воскресения, этот философский, духовный, богословский смысл. 

Людям того времени очень помогал символ. Сейчас, быть может,  люди и не поняли бы, что это - яйцо или еще что-то, а  тогда люди смотрели внутрь предмета, его смысл. Вот подала она яйцо императору Римской империи   со словами «Христос Воскрес!» - мы берем с нее пример. И для него это было понятно – яйцо, символ жизни, зарождающейся, сокрыта жизнь, источник жизни, т.е это был глубокий смысл, который помогает усвоению веры. Не просто как продукт питания, а именно как смысл, глубокий и назидательный.  Люди к этому были восприимчивы.

Жены-мироносицы прославились, конечно, и после Воскресения Христа – своей активностью, своей верой и т.д.  И стали образцом для подражания. А мы часто читаем Евангелие в церкви  - правда, до страданий Христа – обычно Богородичные праздники,  известные всем Марфа и Мария. Марфа заботилась о многом угощении, она такая деятельная, практическая.  Мария же иную часть избрала – у ног Христа слушала Его Слово.

Хотя сказано, что Мария боле правильно поступила, Господь говорил, более благую часть избрала,  но не отвергает служение Марфы,  не пресекает её. Просто говорит, что должно вести нашу активность – осознанная вера,  понимание своего служения, усвоение веры умом, сердцем,  ориентация на Христа, на Его слова – она должна из себя проявлять деятельность.  Не просто деятельность ради деятельности, а она может быть и ради тщеславия, и ради суеты нашей мирской, многопопечительности,  в общем, это – для себя. Это очень по-разному может быть, но прежде всего надо побыть у ног Христа, выслушать Его, и дальше реализовать уже в жизнь.  Не свое «Я», на свои позывы, а служение  Богу, служение Христу.  Прекрасный пример, который объединяется образом святой жены, Божией Матери.

 

У нас звонок, давайте ответим. Здравствуйте! Мы Вас слушаем, говорите, пожалуйста.

Здравствуйте!  Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Пожалуйста, ответьте мне на такой вопрос.  Существует ли в нашей православной церкви практика вымаливания рода по имени интересующегося. Меня зовут Татьяна. Мне сказали, что я могу отправить в Санкт-Петербург такой заказ на вымаливание  рода Татьяны.  Возможно ли такое? То есть все грехи моего рода отмолятся?

 

Спасибо за вопрос. Прежде всего род у нас обозначается фамилией, у нас такая традиция. Фамилия. Да и то, родословие начинает расширяться быстро.  Например, Ивановы.  А в девичестве уже будет Петровы.

 Поэтому если уже детально, то это в любом случае обобщающий какой-то момент. За всех мы молимся родных. Если смотреть глубже вот в этой тематике, то мы все – родные и близкие, родственники  вплоть до Ноя или до Адама.  И, кстати, мы так и должны – не забывать это, что все мы близкие, все мы ближние.  Не просто, что вот ближние – это потому что близок нам по каким-то критериям – по квартире, или по родству, или по участку дачному, или даже по «помочь ближнему», по трудности. Это очень важный фактор.  Вообще-то, все человечество – это ближние друг другу, если так взять.  Апостол пишет: «Ибо от единой крови создал Господь весь род человеческий». Мы это забываем часто. И делим – на национальности, на еще что-то. А в действительности, мы должны осознать наше единство, даже если кто-то и заблудился, и одичал, или ведет себя не правильно. Должна быть горечь и сожаление, но мы все-таки едины, единое человечество, и мы все – ближние друг другу, родственные друг другу. Это первое. Второе – не должно ничего в христианстве быть магическим. Вот в этом поставленном вопросе уже звучит как некая магическая система. Во-первых, куда-то посылать, кто-то вымаливать – странно. Наш труд ценен перед Господом, мы должны молиться, и прежде всего – за себя.  Каждому вверена своя душа. И человек должен сам себя спасать. Это я так обобщаю  - сам себя спасать. И уже дальше, если ты опытный, если ты умелый, если ты ответственный, твердый в своих убеждениях, ты молишься за других. Вот знаете, как сравнить - нельзя спасать утопающего, если ты сам не только не умеешь плавать, а еще не мастер в этом вопросе.  Можно не только утонуть, а еще и утопить друг друга. Поэтому это наш труд должен быть. И прежде всего - направленный на себя, а потом уже, конечно, надо поделиться с ближним, молиться за других, если ты молишься за себя. Часто люди приходят, говорю – «Ты молишься?» – «Нет, молюсь за других, за себя мне некогда, но я «внучку и жучку» поминаю, а  о себе – чего там..»  Это бред, духовный бред. Если ты сам на себя махнул рукой, ты о спасении не думаешь, как ты можешь кому-то помочь, если ты – слепой?  Христос говорит, что когда слепой ведет слепого – упадут в яму, сказано, из Евангелия. Если ты хочешь кому-то помочь – начни с себя, это первое золотое правило. Второе – покажи пример. В данном случае, приме – в широком смысле – будь молитвенником, помолись за себя, будь исполнителем Заповедей Божиих, будь угоден Богу, будь на пути сам к Богу, а потом призывай других, веди, или ходатайствуй  у Господа, как Авраам ходатайствовал, даже о городах Содоме и Гоморре. Имея великое дерзновение, сам  - будучи праведником, а не просто каким-то человеком.  Господь слышит тех, кто к Нему обращается. Поэтому эта постановка вопроса, я считаю, совершенно не верная – куда-то отсылать, кто-то что-то вымаливает – кажется подозрительной ситуация, и надо её изучить. А сам человек, я повторяюсь, должен молиться за себя, а дальше – за известных. Вот очень может быть хорошей практика.   Вот  часто как говорят – «Иван, родства не помнящий». Если это не поздно – поднять, спросить у родственников, у бабушки – «А кто твоя была бабушка? А, может, ты прабабушку вспомнишь?»  Записать. У дедушки, у тети, дяди.  Составить вот это возможный родословец, древо – ради молитвы.  Т.е.е поймать как можно больше личного, и прекрасно помнить этих людей – спросить, а кто был кто, то откуда произошел. Не ради каких-то рассуждений о родословии, о положении, а ради памятования этих личностей. И дальше обязательно добавлять - «и всех сродников».  Поэтому, будь сам человек благочестивым, хорошим христианином, и пускай молится сам за всех своих сродников – и вот это будет продуктивно и правильно. А вот эта практика – она какая-то…Ты ничего не делай, а кто-то за тебя сделает. А церковь вообще молится за всех православных христиан.  Поэтому, я думаю, что у нас этот процесс в каждой церкви осуществляется.  Все православные христиане – мы не выделяем по «родам каким-то, по падежам, склонениям», а вот  - за всех. Конечно, как человек может поднять  по любви, тогда ощутить родственников, и пусть это будет путь, которым в итоге у него расширится его сердце – знаете, как начнет расширяться родственниками, а потом, как апостол пишет, - мое сердце расширено, всех вмещает. Пусть вместит весь мир, пусть вместит всех христиан, и помолиться, в итоге, за весь мир получится. Родственники – это только первый этап должен быть, а потом научиться молиться за весь мир, но это – надо потренироваться.

 

Отец Дамиан, скажите, пожалуйста, какой смысл несет праздник – день жен-мироносиц  - для современных христиан?

 

Да, мы говорили о женах-мироносицах. А вообще, праздник почему – они одни из участниц Святого Воскресения, поэтому их церковь поминает в связи с Воскресением Христовым.  Потому что это – активные, деятельные, яркие, очень светлые образы, Евангельские, это тоже причина. Кто они – мы тоже говорили, жены-мироносицы. Поэтому естественно, что это – не просто дань историческая какая-то, литературная – «вот есть – надо упомянуть».  Это, конечно, дань духовная,  дань практическая, я бы сказал. Потому что у нас ничто не может в христианстве быть просо таким сегментом историческим,  памятником. Все должно быть живо, все должно быть активно, все должно быть практично. Вот эта память для нас есть еще одно напоминание, кто мы должны  быть.

Вот в свете Воскресения – будьте как жены-мироносицы.  В свете христианства – каждый должен для себя почерпнуть из их образов что-то практическое в своей жизни. Прежде всего, каждый должен  преисполнять себя этим миром добрых дел, молитвы и т.д., как они. Каждый должен быть мироносцом, нести миро, мироносицы. Ну и, конечно, особое восприятие Воскресения Христова,  поучиться у апостолов чему-то, у жен-мироносиц чему-то. Конечно,  образ в данном случае – женский,  но касается любого христианина, несомненно.  Но тем более, касается женщин – для них это прекрасный образец для подражания, как и апостолы для них. Во Христе нет ни мужеский пол, ни женский.  Но все равно – это больше подталкивает, все равно у нас есть разделение, допустим, по служению – пастырское служение, священническое – вверено мужчинам, поэтому тут уже не повторить женщинам.  

Но они не меньше могут в своей области сделать свое – и тут, конечно, им жены-мироносицы им лучше подскажут какую-то позицию, как они активны. Конечно, тут целый перечень  - и яркая живая вера, и искренность восприятия Христа, и не задумываться о суетном второстепенном – вот обратите внимание – никто из них не подумал – ой, сначала надо сбегать в магазин, надо кого-то уложить спать, надо погулять, а потом побежим, и Христа в конце списка надо посетить. Этого нигде нет.  И это не значит, что они были вне человеческого общения и дел.

Вот когда главное – на первом месте,  оно все остальное устрояется и все становится на свое место.  И в какие-то моменты главное – должно быть главным.  А не как у нас, может быть,  - все молятся в храме, а кто-то яйца красит или куличи печет, а в храме – не надо молиться. Каждому надо поставит все на свои места. 

Поэтому для женщин это – прекрасные образцы для подражания. Поэтому в нашей современной традиции, той традиции культуры, мировоззренческих, когда мы привязываем какие-то дни к каким-то событиям, обобщения какие-то делаем, то тут как раз можно сделать такое обобщение мировоззренческое:  православный женский день. И в этом смысле это будет справедливо и правильно, и будет давать намного больше, богаче и насыщенней, чем 8 марта.  Конечно, 8 марта тоже уже ушло от каких-то идейных посылок первичных, а стало каким-то таким добрым женским началом.  Но это какое-то природное начало, какое-то стихийное, и, может быть, какое-то неосмысленное. А тут начало именно духовное, тут начало такое искреннее. Наверное, любой праздник Божие Матери – начало материнское: Рождество Божией Матери, Рождество Христово. Бывает, другие аспекты начинают всплывать – материнство с высокой точки зрения. Жены-мироносицы – такой православный женский день, само собой напрашивается. И мы, конечно, принимаем такой опыт XX – XXI века, используем его и поздравляем наших  дорогих телезрительниц и наших всех православных христианок с этим замечательным днем жен-мироносиц,  православным женским днем.

 

А в чем коренное отличие православного женского дня от светского?

 

Как я уже сказал, начал отвечать на этот вопрос, все-таки важно – какие идеи закладываются в этот праздник, чему праздник учит, к чему призывает. Есть что-то светлое, может быть, и в 8 марте, хотя несколько неуместно по времени, в пост, но там празднуется нечто такое, скажем, материальное, плотское, душевное. Вот такие аспекты - человеческие, балансирующие, ближе к материи, что-то такое материальное. И эти дни, оно было всегда в человечестве восприятие «женского начала», плотского начала, воспроизводящего, страстного – это естественно присутствует в людях. С другой стороны, это тоже вложено Богом - некое развитие жизни на земле, производительное начало.  Это всегда присутствовало. И только христианство  дало нам возможность посмотреть  с другого аспекта, с духовного.  И эту массу, это стихийное начало, человеческую массу, подверженную страстям, построить по-другому, подчинить её высоким идеям, этому духовному началу, этим устремлениям на Небо,  построить это не просто по стихийному движению «все наше»,  а на основе Заповедей Божиих. Можно радоваться куче кирпичей, удивляться строительному материалу. Но построить здание – нужна идея,  присутствующая в нас, человеческое начало.  Если строить начинаем по духовным правилам, то начинаем что-то получать. Мысли о семейном устроении, о человеческой Любви с большей буквы, уважении к личности, взаимного сочетания, воспитании детей, т.е. вот эти высокие идеи – они идут именно тогда, а не просто поражаемся, скажем, неким, как стихия (огонь, вода,  ветер, буря). Так же и это – как некая стихия человеческая. А мы видим осмысленным все.  Как это сделать на пользу нам, осмысленно все.  Только с христианством, с образ жен-мироносиц.

 

Отец Дамиан, у нас есть несколько вопросов с нашего форума, от наших телезрительниц. Является ли грехом сознательное уклонение от рождения ребенка из-за боязни боли или страданий в период беременности?

Брак венчанный, есть сын 7 лет. Или лучше взять ребенка из детского дома, но самой не рожать?

 

Я- думаю, что все-таки это грех, потому что Господь установил в этом некое испытание женщин. Об этом можно много говорить.  И уже в Бытии сказано – «Будешь рожать в скорбях».  Но уже в Евангелии  Господь говорит, это образ человеческий, использует уже с  началом радостным. Не только боль – смысл, а смысл - в радости.    Видите – как человек размышляет – эгоистично, о себе, вот как Я буду?  Или размышляет о своем ребенке,  будущем, как он родится. Вот видите – эгоистическое начало и начало любви.  Что перевешивает?

Господь говорит, что женщина, когда рождает, терпит скорбь,  но рождая, когда родится, забывает скорбь и радуется, что новый человек родился. Практически прямой текст из Евангелия.  Они терпит, она есть, эта скорбь, но она тут же забывает, потому что родился человек, ради этого все. Начало любви все покрывает, все переносит, над всем дает довлеть, руководить,  подавлять все человеческое - она ради своего ребенка, ради другого человека. Естественно, нужна  какая мера любви? Чтобы ветерок обдувал,  чтобы пахло хорошо. Этого мало. Мера любви – это страдание, это самопожертвование. Вот это любовь.  А не когда удобно, приятно, и вот какая я еще и полезная.  Это общий закон бытия. Женщина  - вот такой вот труд. Сам Господь подчеркивает, что истинная любовь все покрывает и все забывает. Я уже не буду говорить, что в наше время люди уже нашли выход  - обезболивают и прочее. Так что это уже не есть такая актуальная проблема.  Хотя тут тоже можно дискутировать.  Но так как  не наша миссия кому-то взвешивать, как страдать - это не наш вопрос. Но само бытийное начало рождения точно нельзя отменить, это уже крайности – кому-то сказать «хоть умри», а с другой стороны сказать – «не рожай». Есть золотая середина.  Человек должен радоваться материнству, если это женщина – нести свое служение. И не знаю, говорят – «Семь-я», т.е. «7 Я». 7 в данном случае – число полноты, семья должна быть полная, многодетная.  Даже нет границ, пускай будет 70, но «7-я» - это полнота, и семь «Я», т.е. надо видеть, сколько меня много. Не кого-то там, кто-то там – меня стало много, я расширилась или я расширился, меня стало больше, я стал лучше. Когда ты кому-то отдаешь, ради кого-то – тебе же лучше, тебе больше и т.д. Но, говоря о нынешней ситуации, как раз, когда эгоизм в наше время довлеет, царствует в умах, воспитывается, насаждается,  и у нас проблемы с демографией – по эгоистическим причинам, в большей степени.  Это стало даже уже можно сказать призывом – надо, чтобы у нас в семьях стало не меньше 7 детей, чтобы мы, русские люди, конкретный этнос, чтобы он не исчез. Уже надо, чтобы это так было, уже израсходовались все возможности, причем – не на войне, и не от какой-то там чумы. Наш эгоизм поглотил все. И началось все это в «добрые счастливые застойные» времена. При улучшении  быта, комфорта, эго начинает расти и расти, и все поглощать.  Все для меня, я должен пожить, попользоваться.  Надо завести кого-нибудь, что было кому мне пенсию подбавить, чашку воды подать. Не это ли является  наличия одного ребенка причиной? Чтобы мне старость обеспечить. Не для того, чтобы кому-то жизнь дать, ради кого-то выложиться и быть счастливым, а для обеспечения старости – «один хватит». Это тоже проблема, именно это привело к ситуации, которая сейчас. А не так, что «как рада, что мне Господь  дал дар быть со-работницей Бога, или со-работником – мы не разделяем отцовские и материнские ответственность – быть со-работников Богу в великом деле появления человека на земле. Вот какое Господь поставил великое служение человеку.  Не просто – чудо какое-то – раз, откуда-то в капусте появлялись или аисты приносили, а мы как бы ни при чем. Господь призвал людей к со-работничеству, в со-служению. И в каком деле! Самое высокое достояние – человек!

 

Еще один вопрос с нашего форума.  Мы с мужем женаты уже 8 лет, венчанный брак. 4 года назад я стала ходить в храм. И с тех пор очень изменилась сама и изменились взгляды на жизнь.  Муж не особо верит в Бога, и так получилось, что на сегодняшний день у нас почти нет общих интересов.  Он постоянно смотрит фильмы ужасов, фантастику, где много крови, жестокости, слушает рок, постоянно сидит в телефоне. Я же, кроме телеканала «Союз», ничего не смотрю. Пришла к тому, что нам не о чем поговорить. Подскажите, пожалуйста, с чего начать, о чем говорить с мужем и как до него достучаться.

 

Проблему эту освещал еще апостол Павел,  когда говорил о семье из двух человек – верующего и неверующего.  И если говорить  о крайнем моменте, которого не должно быть, это взаимопонимание, на что хватает, любовь тут  трудно назвать,  но хотя бы – взаимоуважение, взаимного понимания хотя бы.  

По крайней мере, не должно быть так, чтобы религиозные взгляды были причиной разлада.  Если ты неверующий – не мешай верить другому. Конечно, верующий тоже не должен забывать, что его вера не для того, чтобы третировал кого-то и не осуществлял свои обязанности  по семейной жизни, это второй аспект, мы тоже его не должны забывать. Но прежде всего – вера не должна быть причиной разлада. И коли так, апостол Павел пишет, должна сохраняться такая семья.  Если был бы разлад и стоял бы вопрос – я или Бог, то вопрос очевиден. Но не надо доводить до такого противостояния. Хотя, наверное, такие ситуации могут быть. На них тоже господь сказал, что если кто-то возлюбит более Меня отца или матерь, мужа или жену, чад, - Меня не достоин. Но это – показатель, что должно быть ценным в жизни, главным, не повод, чтобы с кем-то попрощаться, а показать, что должно быть важным и ценным. Но мы должны быть гибче, мы должны  с пониманием, со снисхождением к немощи, недугу духовному другого.

Мы должны сожалеть о нем, мы должны  его пожалеть. Поэтому, не бросаясь словами «любовь», применим к этой ситуации - «надо пожалеть» такого человека. Прежде всего, не должно быть с нашей стороны какого-то давления и насилия над совестью, если она еще не созрела, не готова. И не трындеть в уши – ты грешник,   ну-ка, давай, читать, в церковь. Очень это должно быть разумно, это уже потом, не с этого надо начать.  Не надо это обострять. Второе – выполнять свои обязанности, в том числе, не должно быть такого – «я пощусь, сами себе готовьте».  Или даже более каких-то тонких обязанностей мужа и жены. 

Должно быть очень гибко, разумно, чтобы человек неверующий не воспринял в штыки веру, как своего врага, как разрушителя своих устоев.  Конечно, есть  стороны, к которым тоже должно быть уважение – «вот ты мне сготовила скоромную пищу в пост» - и не нужно говорить «теперь и ты её  ешь».  Должно быть взаимоуважение хотя бы.   А начать надо с чего-то такого… Конечно, когда люди в пустоте, они её чем-то заполняют - алкоголь, наркотики… Алкоголь – проще, чаще, наркотики  - сложнее. А еще проще – это ложное телевидение, вот эти развлекательные, фильмы. Что такое фантастика, или фэнтези – отключение от реальности. А сейчас такие возможности телевизионные, особенно – большой телевизор  купить какой-нибудь, наушники, фактически – как будто ты наркотики принимаешь и видишь какие-то видения. 3D – еще там очки.  Без наркотиков ты как бы уже [как будто принял]…  тут есть эти моменты.  Не значит, что наркотики не нужны уже, тут телевидение уже такое – приближается  к эффекту наркотиков.  Уже не говорю про игроманию и прочее.  Это болезнь – наркотическое телевидение.  Это я увлекся, говоря о том, что люди ищут в пустой жизни, чем эту жизнь наполнить.  Даже не наполнить, а спрятаться, скрыться, заглушить.

Поэтому надо, коль люди вместе живут, найти – неужели нет  каких-то [общих тем], надо найти - пускай это будут светские. Может быть, удастся переключить на классическую музыку, может быть, удастся на поездки – не скажу паломнические – на экскурсионные, может быть, удастся читать Пушкина, Достоевского, басни Крылова - найти что-то такое. Да, пусть  вырвать из этого, перейти на нормальную  жизнь – пускай на уровне культуры, общекультурных моментов, просто сердечная доброта, человеческая, о которой мы говорили. 

Получается ведь тоже некоторая критика. Человек  сам  не может что-то создать, духовный продукт, или лучше – душевный. Получатся, телевизор может его перекрыть.  Мы, конечно, можем говорить о преимуществах телевизора, каких-то технологических [достижений], но человек, с его сердцем, с его чувствами, эмоциями получается, это о конкретной ситуации говорится, получается слабее телевизора.  Не можешь создать интересную жизнь.  Побороться за супруга. Вот что ты для этого делаешь?  А уже потом, когда ест интерес, есть взаимопонимание,  в нужный  момент, - эти «кап-кап-кап…» - очень деликатно, очень тонко. Если даже и телевизор привлечь – можно с т ого, что с фентези и фантастики, а тем более – с фильмов ужасов переключить  на какие-то фильмы классические, по классике. Это не должно быть самоцелью, но - хотя бы вот так вот.  Может, что-то и христианину будет меньший грех посмотреть, с мужем, не фантастику и ужасы.  А давай вместе посмотрим какое-нибудь романтическое, душевненькое.  Но, правда, тут надо быть борцом, чтобы не увлечься (сразу, почему-то вспоминается женский алкоголизм – спасала мужа, разделяла с ним тяжелую ношу, а потом и сама – женщине вырваться еще хуже), т.е. надо быть осторожным в этом смысле. Чтобы не найти выход в том, чтобы «опуститься до …», не подтягивать кого-то до себя, а опуститься до.  Это, конечно, не вариант.

 

Еще один вопрос от нашей телезрительницы с форума. Можно ли воспитывать детей без наказания? И если нельзя воспитывать без наказания – то каким должно быть наказание?

 

Знаете, слово наказание и воспитание – это синонимы.  И мы сейчас, понятно будет со временем, выделили слово в определенное русло - наказание как некая внешнее воздействие, как некое насилие, как некое давление, чтобы добиться какого-то результата.  Тогда как в староречии,  в старом лексиконе XVII века, может, чуть позже, наказание – это было воспитание.  Когда читаешь о наказании – понимаешь, что речь идет не о том, что отлупи кого-то, наказание – это воспитательный процесс.  Но с другой стороны, акцент некий вектор все равно смещен.  Наказание сопряжено с руководством – это не всегда диалог равнозначный.  Тут простая логика (я понимаю, что по этому вопросу есть много дискуссий – надо как с личностью, надо и т.д.) – не может быть на равных, если ты – взрослый, опытный в жизни человек (опытней, чем..)  – тебе 27, ему  - 7. Это не может быть равнозначно.  Это логика. Или ты опускаешься до 7 – тогда в чем проблема, тогда это – встреча дух маленьких  друзей, скажем, в песочнице.  Тогда у нас было бы воспитание интересным там, в песочнице – все друг друга бы воспитывали.  Младенцы 7-летние и меньше друг друга воспитали.  Может, и  не надо подключаться – сами себя воспитали.  Нет, мы  подтягиваем. Смысл воспитания – поделиться опытом жизни, чтобы, знаете, как у Пушкина есть замечательные слова, которые  слова, которыми Годунов устами Пушкина говорит своему сыну: «Учись, мой сын, ученье сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Т.е. как построить свою жизнь, чтобы она была более, еще более правильной, еще более совершенней. И учимся мы на ошибках, учимся мы на подсказках – все на это, любая литература на это ориентирована.  Когда т читаешь книжку, где добро побеждает зло, а зло получает возмездие, это получается, что ты читаешь о наказании.  Не надо такую книгу – надо книгу об одном добре – росли цветочки, летали бабочки, мир прекрасен, проблем нет.  Даже вот в данном случае, перенесем, добро побеждает зло  наказывается,  зло исправляется, исчезает, любую сказку возьмем.  Колобок катился-катился, а потом, когда плохо себя повел, у него проблемы возникли.  Это и есть наказание. В данном случае некая психологическая, интеллектуальная. По мозгам стучим мы чуть-чуть этими мыслями.  Тогда надо отменить все эти мысли, сказки, рассказы.  Все прекрасно, нет проблем.  Разве так? Нет, мы знаем, что проблемы есть, и надо не только знать о них, надо подготовить себя . А в чем смысл подготовки – не увернуться, не обхитрить, не стать еще более сильным и злым, чтобы это зло подавить.  Вот  это зло, а давай, будем еще злее. Нет, мы же понимаем, что это ложь и неправедно, нет любови, добру.  Да, нужна и мудрость, и др.. Поэтому вопрос о том, что это уже присутствует – оно везде присутствует , оно в природе присутствует .  Поэтому должно быть воспитание.   Конечно, мы говорим о высоких материях, психологических, интеллектуальных.  Если можно перенести это в практическую сферу, человек – это тоже существо, человек  не простое.  Это пластилин какой-то. Он не все усвояет сразу. И по мере, поскольку в нем чувственное довлеет, а интеллектуального еще мало,  потому что мы говорим о детях,  а вот маленький младенчик, самый еще маленький, он как закричит, завизжит, не потому, что что-то объективно, а потому, что он этим звуком руководит родителями, манипулирует ими.  Может быть, просто хочет кушать, объективно, а со временем, и это -  хитрость, что эта не исчезает методика, просто она еще более мудрой становится. «Хочу игрушку, а-а-а-ааа», т.е. это не вопрос выживания, к примеру. Поэтому вот это начало, страстное такое, человеческое, оно должно откорректироваться.  И я бы вот как сказал – первое слово должно быть мама, папа,  религиозные я даже не затрагиваю, собственно, и  Папа, Отец, должен осмысляться в широком смысле.  Но пускай будет одно из первых слов, пускай третье – «нельзя», «нет». Бывает, идешь по улице, и смотришь, как какой-то младенчик лезет на кучу мусора, или снега грязного, как бабушка или мама увещевают – «Митенька, Катенька, ну, спуститесь, пожалуйста, ну, зачем же туда полез (-ла)». Эти Митенька, Катенька что хотят делают.  И это не методика, это уже практика, которая уже осуществляется. А что же будет дальше? Есть  момент пресечения вот этой человеческой природной стихии.  И он сопряжен с физическим воздействием.  Но тут должны быть четкие правила – и они должны быть. Мера. Это вообще такие понятия христианские, глубокие, богословские. Мера. Даже манна выпала с неба когда-то, и была мера. Кто собрал мало – оказалось, достаточно. Кто собрал много   - не было лишнего. Мера должна быть. Это Божий смысл.  Нельзя увлекаться, не должно быть эмоционального – «3 раза по делу, и еще 5 раз от эмоций» - это плохо. А второе – разумность.  Воспитывай и применяй какие-то методы в меру.  Надо, чтобы объект воспитания понимал,  почему, отчего и т.д. Конечно, тут широкий  объем возможностей, конечно, особенно в наше время. Когда в старину говорили, «когда вдоль лавки.. когда поперек лавки..», или «каждую субботу» - так скажем, для общей пользы. В то время жизнь была очень ограничена,  скудовозможной. Вспомним, деревня XVIII – XIX, а это было основное население, отчасти -  город.  Кусочек сахара – вся радость. Ни тебе телевизоров, ни тебе компьютеров, ни тебе мультфильмов, ни  тебе там курусели, ни тебе конфет. Поэтому эта мера была более испльзованной, у всей страны и жизнь была нормальной. Сейчас больше возможностей – и конфеточски, и каруселечки, и телевизоры, и компьюеры. Вот тут можно воздействовать. И это, кстати, вдвойне правильно, потому что  и надо сокращать эти вещи,  и надо ставить их в рамки, и надо, чтобы их ценили.

Человечество развивается стакой скоростью, что люди не оценивают это, не ценят это, не понимают, увлекаются, тонут в этом,  тонут в компьюетере, тонут в шоколаде.  Отсюда – “шоколадная жизнь”, “жизнь в шоколаде”, вот эти понятия. Ведь тонут в шоколаде. А может быть, все должно быть заслуженно, все долждно цениться.  Не обязательно дойти сразу до прута, или ремешка, а, может, пока можно ограничить, и это очень полезно.

 

Мне кажется, что само слово наказание  родственное слову показывать.

 

Показывать, наказ, указ. Демонстрация. Вернуть человека в реальность.  Вернуть его в рамки.  И еще - Библейские основания. Вопрос для верующих простой. Дорогие братья  сестры. Открываем Священное Писание, Новый Завет, Послания апостолов – мы найдем все ответы. Если мы читаем каждый день, постепенно у нас осадок остановится, постепенно все стихи приходят на полочки и там разлагаются. И в нужный момент мы вдруг обнаруживаем, что апостол Павел вот такой кусок пишет о наказаниях.  О том, чо Гочподь наказывает нас, будучи  нашим Отцом, наказывает, т.е. скорбь Его. Подобно, как и земные родители наказывают , это я уже перефразирую, пересказываю. Подобно, как и земные родители наказывают, будучи нашими родителями.  И нам наказание в нынешнем веке  кажется горьким,  но потом приносит сладкий плод.  Так же и Господь.  Точнее, мы – по Образу Божиему. Поэтому это – даже жизненное устройство. И апостол Павел говорит прекрасную мысль – не наказываются только чужие, посторонние. Если ты сын, или дочь, или ты родитель, вот это свойство. Только мы говорили, в чем оно должно заключаться.  Это как раз свойство отношений, не с посторонним – мы так придем, дистанция. А если нам надо что-то решать, обращаемся в разные службы, суды, прокуратуры, например, милиции-полиции и т.д. Нельзя же все сразу единолично решать. Вот и все. Но это – посторонние люди.  А если нет, то вы должны друг друга понять, с друг с другом притереться во всех отношениях. Вот это – родственные отношения. Как раз Господь говорит – если вы не хотите, вы будете посторонние,  не родные. Если вы говорите - не хочу скорбей, не хочу проблем, не надо, Господи,  меня… Ну, так будешь посторонним будешь тогда, как репейник.  И будешь расти тогда, вот я про репейник сказал, и из тебя вырастет плевел.  А культурное растение  - надо обрезать веточки,  белить, даже природа учит нас этому.  Один, кстати, мудрый человек в XX веке сказал, что человека надо воспитывать как садовод тщательно ухаживает за своим плодовым деревом.  Мы же тоже так делаем – подрезаем,  постругиваем, подмазываем, прыскаем.   А если мы этого не делаем – дичает растение, становится диким, кислым, невкусным. Это общие закономерности здравого смысла в мире, они везде работают, потому что Богом они вложены  и в природу живую, и в отношения животных, и растений, и наших семейных отношений, и внутри нас, и по отношению к Богу как идеал.  Везде одно и то же.  Законы здравого смысла. Это духовный закон. Преодолевать, мы должны еще дорасти до них.

 

Отец Дамиан, у нас не так много времени осталось.  И в завершение нашей темы, темы жен-мироносиц, тако вопрос хотелось бы задать. К каким добродетелям следует стремиться православным христианам?

 

Тоже мы не должны изобретать тут ничего нового. Надо открыть Священное Писание нашим христианам всем и христианкам в частности, и прочитать те кусочки о женах-мироносицах. Ведь какие были не простые судьбы у них, и сколько сделали они, будучи без Бога, ошибок, грехов.  И Мария Магдалина – «из нея Господь изгнал 7 бесов»! Представляете, какая судьба была, непростая и трагическая. Сразу Мария Египетская вспоминается.  Хоть и не библейский образ, но тем не менее, для нас особенно ценный.  Апостол Павел пишет часто, достаточно, для православных женщин, напрямую обращаясь к ним - пусть будут украшением  вашим не плетение волос,  не украшение золотыми [изделиями], а кротость смиренного духа. Внутренняя красота. Чтобы, видя вас, ваши ближние, и прежде всего – супруги, восхищались этим, были без слов принуждаемы к Истине,  обращаемы к Истине вашим смиренным житием, как это было Сара и Авраам, Моисей и Сепфора, Исаак и Ревекка. Тоже интересные и жизненные примеры из Ветхого Завета  – надо их перечитывать.   Для человека, читающего Священное Писание, будет для нас ориентиром в жизни Слово Божие.  И примеры тех, кто его реализовал, пусть нас вдохновляют, такие как святые великие наши жены-мионосицы.

 

Спасибо Вам большое, отец Дамиан! В конце программы прошу Вас благословить наших телезрителей.

 

В эти дни только  уместно великое наше приветствие – Христос Воскресе! Воистину Воскресе, дорогие братья и сестры!

 

А я напоминаю Вам, что у нас в гостях был настоятель храма Святого праведного воина Федора Ушакова  в Южном Бутово, г. Москва, игумен Дамиан.  Всего Вам доброго и до новых встреч!

 

 

Расшифровка:

Восковцева Надежда

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать