Память новомучеников и исповедников Российских

4 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове города Москвы. Передача из Москвы. Эфир 4 февраля 2014 года.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Бог вас благословит, дорогие братья и сестры.

 

- Наша сегодняшняя тема «Память новомучеников и исповедников Российских». В ближайшее воскресенье, 9 февраля, Церковь чтит память всех пострадавших от рук безбожных в XX веке.

Позволю себе зачитать некоторые отрывки из жизнеописаний уже прославленных новомучеников, поскольку, возможно, не все телезрители представляют, какие мучения претерпевали люди, ни в чем неповинные, лишь за то, что они были христианами.

Например, вот что написано в жизнеописании священномученика Константина Славцова, служившего в церкви по имя Святого Пророка Илии в селе Егошинском Вербицкого уезда: «В селе Егошинском начался красный террор, красногвардейцы устраивали расправы над мирными жителями, которых расстреливали недалеко от станции. По дороге к селу Покровскому позже было найдено 26 братских могил, в которых погребено около 250 человек. Часто расправы сопровождались страшными зверствами, так одного жителя села Егошинского проткнули штыком и полуживым закопали в землю, вместе с ним живой была закопана и его жена. У многих убитых были выколоты глаза, вывернуты или отрублены руки. Сам отец Константин был замучен особо зверски, его били, кололи штыками, отрубили нос с верхней губой, затем расстреляли. Это произошло 20 июля (2 августа по новому стилю) 1918 года, как раз в день престольного праздника храма, где он служил. Со священника сняли епитрахиль, одели ее и дароносицу на корову, которую стали водить в таком виде по селу. Позднее дарохранительница была найдена у одного из красноармейцев, наполненная табаком. Квартиру отца Константина красные разграбили. Это один пример, крайне ужасающий.

Второй пример священномученика Константина Лебедева. Последнее место служения Спасская церковь села Уецкого Камышловского уезда: «8 июня зверски замучен красноармейцами священник села Уецкого Константин Лебедев лицо его было обезображено: борода вырвана, кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия кистей перерезаны. Мучения отца Константина были невыносимы, сторож слышал, как он просил своих дикарей-мучителей поскорее убить его».

Думаю, что такие случаев было много по всей стране, и хотелось бы Вас спросить, как такое было возможно? Это было всеобщее беснование, как такое стало возможно?

 

- Наверное, сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Один из свидетелей этих событий, приснопамятный протоиерей Василий Евдокимов говорил, что это был всеобщий народный психоз, всеобщее беснование. И наверное, это стало возможно потому, что оказалось очень много в народе людей, для которых евангельские истины не были приняты сердцем. И когда они оказались свободны в отношении вероисповедания, они оказались в той ситуации, о которой в Евангелии сказано, что когда один бес уйдет, а вернувшись, найдет место пустым, то приводит с собой семь злейших бесов. Зверства были чудовищными и страшными, в том числе в армии и флоте, когда офицерам также отрезали носы, топили, сбрасывая за борт и тому подобное. Казалось, за год до этого невозможно было такого представить.

Но, слава Богу, в нашем народе оказалась достаточное количество людей, которые старались противостоять этому, но они даже не понимали, что такое с ними может быть. Мы сейчас изучаем какие-то события того времени и порой не понимаем, почему они могли так себя вести, но они даже не представляли, что их так могут обманывать, так издеваться над их близкими.

 

- Но ведь страна наша была православной, все были с детства крещены, ходили в храм, на некоторых предприятиях даже просили справки о регулярности причастия. Почему же такой невероятно резкий поворот?

 

- Видимо, получилось, что формальное благочестие соблюдалось, а внутренней веры не было. Видимо,  справедливы слова одного богослова, что русский человек оказался не «богоносцем», а «обрядоносцем», и когда этот обряд отошел в сторону, это произошло. Надо понимать, что семена этой бесовщины засевались довольно долго.

Уже в начале XVIII столетия Петр фактически повернул образованную часть нашего общества к европейской культуре, протестантизму, было нарушено каноническое устройство нашей Церкви: было отменено патриаршество. Петр принял усилия, чтобы ограничить приток в монастыри образованных людей, ввел в епископат большое количество выходцев из Западной Украины, которым были близки католические веяния. Хотя, безусловно, среди них были выдающиеся церковные деятели, святитель Димитрий Ростовский и другие. Тем не менее, это было.

Затем в середине XVIII века секуляризация церковных земель, когда решалась земная задача – обогатиться за счет монастырей. Тогда было уничтожено большое количество маленьких монастырей, где шла молитва, и шел аскетический монашеский подвиг. Было закрыто большое количество храмов в небольших селах, и это тоже повлияло на возможность просвещения в православном духе.

Получился разрыв между верой простого народа и образованной части общества, хотя и в образованной части общества были глубоко верующие, воцерковленные люди. К концу XIX века, когда семинаристы щеголяли тем, что они являются атеистами, дошло до крайнего предела: они совершали террористические акты против своих преподавателей.

 

Вопрос телезрительницы из Московской области: Скажите, пожалуйста, является ли новомученицей Зоя Космодемьянская и певец Игорь Тальков, который, выступая на эстраде, смело обличал безбожников и тем самым как бы плакал о том, что Россию постигла заслуженная Божия кара?

 

- Этот вопрос свидетельствует, что у нас слабое представление о том, кто такой святой мученик. Святой мученик – тот, кто своими страданиями свидетельствует о Христе и идет на страдание ради Христа, имея при этом неукоснительную православную веру. Относительно Зои Космодемьянской и Игоря Талькова этого сказать нельзя. Зоя Космодемьянская пострадала в борьбе против захватчиков Отечества, при этом, хотя она и была из священнического рода, но она являлась комсомолкой, то есть атеисткой. О какой святости можно говорить. Об Игоре Талькове можно говорить то же. Я отдаю должное тому, что они сделали, но говорить об их святости не приходится.

 

- Место, где Вы несете служение – бывший Бутовский полигон, где теперь находится храм Новомучеников и Исповедников Российских. Расскажите, пожалуйста, об этом месте и о том, как создавался храм.

 

- Бутовский полигон – бывшая зона НКВД, созданная в середине 30-х годов, и в 1937-1938 гг. это место оказалось основным местом приведения в исполнение приговоров о высшей мере наказания в период большого террора в Москве и Московской области.

По тем документам, которые мы имеем сейчас, в период с августа 1937 по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно и захоронено 20 761 человек. Среди них было очень много простых людей: рабочие, крестьяне, служащие, и было около 1000 человек, которые обвинялись за то, что они исповедовали православную веру, 332 из них прославлены сейчас как новомученики и почивают в мощах на Бутовском полигоне.

Место это было сокрыто до начала 90-х годов, находилось под охраной КГБ. Благодаря усилиям общественности было открыто, и по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1994 году там был установлен памятный крест. В 1995-1996 гг. был построен первый деревянный храм в честь собора Новомучеников и Исповедников Российских. Сейчас построен каменный храм также в честь Новомучеников Российских. Это место, несомненно, является уникальным местом нашей страны, недаром это место Святейший Патриарх Алексий II назвал одной из Русских Голгоф. Слава Богу, что сейчас это место приобрело всемирную известность. В Бутово приезжают не только родственники пострадавших, но и православные приходы, воскресные школы, учащиеся общеобразовательных школ, достаточно высокопоставленные делегации из других стран и других Церквей.

 

- Ваш дед, священник, прославлен как новомученик, пострадавший здесь, на Бутовском полигоне. Расскажите, пожалуйста, что это был за человек?

 

- Мой дедушка, священномученик Владимир Амбарцумов, был священником Русской Православной Церкви, хотя для русского священника его судьба необычна: по крови он наполовину армянин, наполовину немец из поволжских, и был воспитан в лютеранстве. Будучи молодым человеком и получая образование в Германии, он познакомился с Христианским студенческим движением, которое ставило перед собой цель евангелизации молодежи, будучи при том внеконфессиональным. Когда дедушка вернулся в начале XX века в Россию, он возглавил Российское Христианское студенческое движение. Когда в 1924 году это движение было запрещено, дедушка настоял, чтобы оно продолжило свою работу уже подпольно. Во второй половине 20-х годов дедушка принял православие, и очень быстро был рукоположен в священника. К сожалению, открыто он служил не более трех лет, затем был вынужден уйти, известно было, что он проводил тайные богослужения на домах и продолжал работу с молодежью. Кроме того, он организовал целую систему помощи семьям пострадавших священнослужителей, которые фактически обрекались государством на голодную смерть. Многие из них выжили только благодаря этой системе помощи.

Дедушку арестовывали несколько раз. Последний раз в 1937, и 5 ноября этого года он был расстрелян на Бутовском полигоне. Мы узнали об этом лишь в 1989 году. До этого сообщали, что он осужден на десять лет без права переписки, и якобы умер в лагере во время войны. Было принято такое решение властями не сообщать родственникам об истинной причине смерти, арестованных во время большого террора. Только в конце 80-х годов было разрешено сообщать об истинной причине смерти. И только в 1994 году мы узнали, что пострадал дедушка на Бутовском полигоне.

 

- Вопрос телезрительницы из Башкирии: Я читала книгу «Пасха Красная», где рассказывается о трех монахах Оптиной пустыни, убитых на Пасху. Причислены ли они к лику новомучеников?

 

- Пока пострадавшие в Оптиной пустыни не прославлены в лике святых. Есть общецерковное правило, по которому для прославления в лике святых должно пройти определенное время. Но почитание оптинских новомучеников есть, многие приезжают поклониться и помолиться о них, их имена присутствуют в записках о поминовении.

 

- Продолжая разговор о Вашей семье, вы, как члены семьи репрессированного, ощущали притеснения от советской власти? Как вам жилось как членам семьи врага народа?

 

- Я родился в конце 50-х годов, и мы не ощущали на себе притеснений. Но вместе с тем мои родители воспитывали нас в православии, и мы, несмотря на «хрущевскую оттепель», в которую, между тем, вновь возобновилась борьба с Церковью, родители не скрывали от нас, что наш дед был священником и за это пострадал. Когда мы были маленькие, мы даже молились о том, чтобы узнать, как умер дедушка Володя.

Конечно, то, что мы были православными, накладывало отпечаток на наш образ жизни, хотя мы не противопоставляли себя товарищам по школе, но не могли, допустим, пригласить домой, потому что в доме были иконы, и нельзя было, чтобы узнали, что семья верующая.

Когда мы подросли, никто из нас, шести детей, не стал комсомольцем, более того, чтобы не привлекать этим внимания мы расходились в разные школы. Мы прекрасно понимали, что у нас есть и ограничения по профессиям. Допустим, я хотел бы поступить на исторический факультет, но понимал, что поскольку история считается идеологической наукой, не комсомольцев на факультет не принимают, поэтому я пошел на геологический, по стопам своего отца. Отец был доктором геологических наук, профессором, достаточно известен в своей профессиональной среде, а в 1972 году был тайно рукоположен в священники. И в обычной московской квартире в обычной девятиэтажке папа в своем кабинете практически каждое воскресение и каждый большой праздник совершал Божественную литургию. У папы были свои духовные дети, они приходили исповедоваться, в своем домовом храме он и крестил, и венчал, это была полноценная общинная жизнь. В 1992 году он вышел на открытое служение, а в 1994 году преставился ко Господу.

 

- Ваш дед канонизирован в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, вы также являетесь священнослужителем, ощущаете ли Вы особую связь с Вашим дедом, совершая Литургию?

 

- Несомненно. Конечно, то, что я удостоен чести служить в таком святом месте, как Бутовский полигон, это, безусловно, предстательство деда. Меня спрашивают часто, какие у Вас отношения с дедушкой. Как с дедушкой. Мы же не просим постоянно наших старших родственников, но я, безусловно, ощущаю его предстательство, его покровительство.  Так получилось, что в 1989 году именно мне сообщили на Лубянке, как умер мой дед, причем это было 3 ноября, в этот день 52 года тому назад он был осужден «тройкой» к расстрелу. Я знал дедушку только по рассказам родителей и их друзей, по фотографиям, вещей осталось мало. Когда я вышел из этого здания на Лубянке, я понял, что только что пережил смерть близкого человека, не произошедшую когда-то в 1937-ом, но именно сейчас. Это было очень сильное переживание, что-то подобное пережили и мои родные. Но  как это ни странно звучит, было радостно узнать правду. И когда мы узнали, где был расстрелян дед, родители сразу попросили их отвезти туда. Мама приезжала в Бутово неоднократно, и даже жила при храме, после смерти моего отца она приняла монашеский постриг, и хотя этот полигон – место страшных страданий, и мама, конечно, плакала здесь, тем не менее, она всегда говорила, что это очень светлое место.

То, что Бутово открыто, то, что там построен храм, мне кажется несомненным чудом. Человеческих заслуг в этом очень мало, мы просто не мешали делать это новомученикам; все, что построено на Бутовском полигоне, несомненно, дело рук Божиих.

 

Вопрос телезрительницы из Новороссийска: Пока не прославлены убиенные на Пасху оптинские иноки, как правильно упоминать в церковных записках Василия, Ферапонта, Серафима?

 

- Надо соблюдать церковную дисциплину, поскольку они не прославлены в лики святых, то мы подаем записки на проскомидию и панихиды как за усопших.

Приведу пример из нашей истории о почитании непрославленных в лике святых подвижников благочестия. В 1812 году святитель Тихон Задонский не был прославлен в лике святых, а Михаил Илларионович Кутузов очень почитал его. И когда Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии, он послал письмо знакомому священнику, который жил недалеко от места, где была могила святителя, отслужить там панихиду. Понятно, что Михаил Илларионович просил молитвенной помощи у тогда непрославленного Тихона Задонского, но в канонической форме – в виде панихиды.

 

- Обратимся к нашему сегодняшнему дню. Включая телевизор, можно видеть, насколько жесток мир, но при этом говорится о патриотизме, о национальной идее. Получается парадокс: с одной стороны, мы об этом говорим, но, с другой, мы этого не видим.

 

- К великому сожалению, как сказала матушка Татьяна, вдова отца Василия Евдокимова, наш патриотизм сейчас, как будто понарошку. Действительно, серьезного патриотического воспитания нет, и мы имеем соответствующие плоды. Мы не относимся с должным чувством к нашей Родине, нашей Отчизне. Основные наши мысли, как бы получше устроить собственную жизнь, совершенно не думая, что будет с нашим Отечеством. Такого не было никогда, ни в XIX веке, ни в советский период, хотя в советское время патриотизм и был искажен советской идеологией.

Вместе с тем я глубоко убежден, что тема новомучеников и пострадавших в те годы могла бы стать основой, объединяющей всех нас. Пострадали абсолютно все слои населения: рабочие, военные, служащие, представители абсолютно всех национальностей. Это наша кровная связь, и земля наша настолько обильно полита кровью наших предков, что когда мы забываем об этом, то, выражаясь языком церковным, это грех, говоря на светском языке – неблагодарность. И этим надо серьезно заниматься.

 

- Сейчас Церковь предпринимает попытки духовного просвещения наших сограждан, в четвертом классе общеобразовательных школ ведется курс «Основы православной культуры», начал работать институт полковых священников, священники идут в больницы, в тюрьмы. Поможет ли это переломить ситуацию или необходимо делать что-то еще?

 

- Слава Богу, что это делается, но нам надо, чтобы в наших школах изучалась не только православная культура, но и на должном уровне история нашего Отечества, русская литература, русское искусство. И самое главное – нам надо изменить отношение к нашему Отечеству, нам надо перестать лишь потребителями, сейчас мы стараемся только ухватить. Нам надо начать думать об устроении нашего общего дома, иначе эта мозаика, которая сейчас существует в нашей стране, рано или поздно рухнет, потому что связей между отдельными семьями, людьми, нашими гражданами просто не будет, и все рассыплется.

 

- Ближайшее воскресение – престольный праздник храма на Бутовском полигоне. Расскажите, пожалуйста, какие мероприятия запланированы на этот день?

 

- Конечно, Божественная литургия, которая будет совершаться архиерейским чином, ее совершит епископ Иероним. Накануне Всенощное бдение. Добраться общественным транспортом к нам можно от станции метро «Бульвар Димитрия Донского» на автобусе № 18, только обратите внимание, что ходит он лишь один раз в час. Личным транспортом надо ехать по Варшавскому шоссе, при выезде из Москвы держаться указателей на Подольск, в районе Мелитопольской улицы будет указатель на Бутовский полигон.

На праздник обычно у нас бывает полный храм, приезжают группами. Для желающих мы проведем экскурсии. Отдельного музея у нас пока нет, но мы двигаемся к этому, а на первом этаже храма имеется ряд витрин со святынями пострадавших на Бутовском полигоне.

 

-  Время нашей программы подходит к концу, скажите, пожалуйста, что бы Вы могли пожелать нашим телезрителям.

 

- Желаю всем мира, любви и радости о Господе. Храни Вас Господь Бог.

 

- Спасибо большое. Как сказал кто-то из афонских монахов, видимо, земля русская иссохлась, что ее надо было пропитать мученической кровью. Ведь Церковь созидается кровью мучеников.

 

Гость передачи: протоиерей Кирилл Каледа.

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать