Богословское образование

28 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Иоанн (Никулин), настоятель прихода собора святой великомученицы Екатерины, г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

 

 - Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов. Напоминаю вам телефон прямого эфира 379-65-70, код города Екатеринбурга - 343. Сегодня я рад приветствовать у нас в гостях отца Иоанна (Никулина), преподавателя Екатеринбургской Духовной Семинарии. Отец Иоанн, здравствуйте.

 

 - Добрый вечер, Тимофей.

 

 - Благословите наших телезрителей.

 

 - Благословение Божие да пребывает со всеми вами, дорогие телезрители.

 

 - Батюшка, тема нашего сегодняшнего разговора «Богословское образование». Прежде, чем начать о нем говорить, позволю себе напомнить, что сегодня мы отмечали Отдание Пасхи Христовой, а завтра уже начнется праздник Вознесения Господня. В связи с этим хотелось бы спросить: праздник двунадесятый, принадлежит к числу 12-ти главных праздников, отмечаемых Церковью. Давайте немного поговорим об этом празднике, об этом торжестве.

 

 - Вознесение Господне - очень важный праздник. Каждый праздник в жизни христианской Церкви - это не просто воспоминание каких-либо событий, которые не имеют к нам отношения. Каждый праздник - это событие, которое относится непосредственно к нам. «Если не воскрес Господь, то тщетна наша вера», - говорит один из великих отцов Церкви. Каждый праздник имеет отношение именно к нашему спасению, это вехи нашего спасения. В этом смысле праздник Вознесения говорит нам о том, что Господь пришел в мир и воспринял человеческую природу такую же как у нас, но настолько ее обожил, сделал ее благодатной через Свои подвиги, через Смерть и Воскресение настолько, насколько человеческая природа может быть обожена. Этот идеал человеческой природы возносится на небо. Господь таким образом показывает, что и мы  с вами должны быть вознесены в подобной человеческой природе.

 

 - Батюшка, при подготовке к программе выписал несколько цитат из слов Димитрия Ростовского: «Вознесся Господь от нас на небо, чтобы устроить нам путь на небо и быть нашим Путеводителем в горние страны. До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу».

 

 - Тут имеется в виду, прежде всего, то, что люди Ветхого Завета до пришествия в мир Христа не имели возможности обожения. Ад и рай - это прежде всего, пребывание с Богом или вне Бога. И в этом смысле с пришествием в мир Христа, с Его Смертью и Вознесением открывается возможность обожения, то есть движения человека к тому, что было изначально предназначено ему Богом до грехопадения. Святые, которые жили в мире до прихода Христа, возможности обожения не имели. Они не находились в мучениях ада, но и не находились в постоянном обожении рядом с Богом.

 

 - У меня возникает легкое непонимание: куда же тогда эти люди стремились?

 

 - Они жили ожиданием Христа. Для них ожидание Мессии, а Христос в переводе с греческого - Мессия, было самым главным в их жизни. Ради этого они жили. Сам Христос говорит: «Если бы вы знали, Кто говорит с вами, ваши отцы мечтали видеть Мой день, но вы не хотите меня принимать». Именно ожиданием Спасителя жил Ветхий Завет.

 

 - Святитель Иоанн Златоуст писал: «Подлинное, великое, чудное и изумительное дело: наша плоть сидит на небесах и удостаивается поклонения от Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов».

 

 - Как мы знаем, после Воскресения Господь многажды являлся Своим ученикам. На 40-й день, находясь с учениками, вышли за пределы Иерусалима, и Христос начал отделяться от них и возноситься на небо. Этим событием видимым образом человеческая природа Христа, а Христос - полный Бог и полный Человек, Единосущный по Божеству Отцу и Единосущный нам по человечеству, восприняв эту природу, вместе с ней возносится на небо и до скончания века навсегда пребывает с этой природой, она неразлучна с ним. Таким образом, опять же показывается предназначение человека и человеческой природы - быть с Богом. Если эта человеческая природа вознесена, то и нам надо следовать за Христом. Мы все призваны также быть с Богом. К сожалению, наша жизнь омрачается грехами и пороками. Но все мы чаем быть вместе со Христом во втором пришествии, и чаем этого ежечасно.

 

 - Батюшка, чтобы чаять, нужно, в том числе,  знать, во что ты веришь. Я предлагаю потихонечку перейти к разговору о богословском образовании применительно к мирянам.

 

 - Такая проблема существует. Очень часто люди приходят в храм и считается, что этого достаточно. Раз в неделю пришел в храм и можно быть спокойным, как говорят, почивать на лаврах. Но жизнь христианина - этот труд. Труд непростой, потому что каждый человек так или иначе призван к труду, к постоянному развитию, постоянному движению. Он не может взять и остановиться. Порок нашей жизни заключается в том,  что человек больше времени проходит в развлечениях, чем в труде: диван и телевизор - главные, наверное, бичи современного человека. Поэтому он, к сожалению, не очень хочет развиваться. Но христианин должен развиваться всегда.

 

 - Батюшка, я позволю себе взять паузу с тем, чтобы задать несколько вопросов, но перед этим давайте, с Вашего благословения, примем первый звонок.

 

 Звонок телезрителя: Христос Воскресе! Перед тем, как Христу  воскреснуть, Он спускался в ад и ад был разрушен. Он вывел оттуда всех, праведников и грешников. Получается, что ада как такового не стало, Он его разрушил. А сейчас ад существует? Или это было одноразовое действие? Если Он его разрушил, значит, его не должно быть вообще.

 

 - Спасибо за вопрос. Вопрос очень интересный и небесполезный. К сожалению, в нашем мире бытует неправильное представление о самом аде. Ад - это не место, куда сажают, как в тюрьму, стоят охранники с пулеметами и тех, кто пытается вылезти, стреляют и расстреливают. Нет. Ад - это отсутствие в человеческой душе Бога. И в этом смысле ад невозможно уничтожить, потому что человека Господь сотворил свободным и свободным выбирать между добром и злом. Если человек не хочет быть с Богом, то как его заставить быть с Богом? Ад есть место, в котором находятся люди, не желающие быть с Богом.

А что означает быть с Богом или не быть с Богом? Дело в том, что каждый грех наносит на наше сердце определенную рану.  Эти раны ноют и болят. Мучения совести в этом мире на самом деле очень сильно притупляются, человек старается притупить их различными развлечениями, какими-то делами, суетой, если с совестью совсем плохо, то алкоголем. Как мы знаем, мучения совести доводят до самоубийства. А в ином мире, после смерти, человек остается один на один с совестью. Этот голос совести невозможно заглушить, как-то уничтожить, совесть начинает мучить человека. И в этом смысле, если даже праведник попадет в ад, ему не будет там плохо: он пребывает с Господом, в его сердце любовь, и ему ничего не страшно. Напротив: если грешник окажется в раю, ему там будет плохо, потому что он изначально выбирает не быть со Христом. Эти страшные адские мучения совести - собственно говоря, тот огонь, который уготован диаволу и ангелам его и тем, кто не хочет быть с Богом.

 

 - Батюшка, мы остановились на том, что христианин - прежде всего труд, работа над собой, развитие, совершенствование. Я все-таки хочу задать вопрос:  почему труд и христианин? Практически знак равно поставили.

 

 - Здесь, на самом деле, очень все просто. Если мы откроем Библию, первую книгу Бытия, где говорится о сотворении человека, там сказано, что человека Господь поселил в раю. Но не просто поселил там как в пятизвездочном отеле.

 

 - Разве в рай мы хотим попасть не с тем, чтобы ходить, наслаждаться, пить молоко из рек?

 

 - Своеобразное представление. Нет, конечно. В раю Адам был предназначен для совершенно определенных действий: не было адского каторжного труда, но творческое начало в человеке должно было реализовываться. Во-первых, Господь заповедует человеку возделывать рай. Мы не знаем, что это конкретно значило, но надо полагать, что какие-то определенные усилия. К тому же человек должен был нарекать имена всем животным, а если вы посмотрите на животный мир, то он богат и разнообразен. И не просто нарекать имена, а по толкованию некоторых Святых Отцов, имена должны были означать сущность этого животного. Имя не просто пустой звук, а выражение сущности человека в каком-то смысле. Поэтому в раю Адам не лежал целый день на кровати, а должен был постоянно чем-то заниматься.

Господь творит человека по Образу Своему и Подобию. Одно из свойств Божиих - Творец, Бог-Творец. Человек тоже призван к этому творчеству. Творческое начало в человеке очень сильно. Этим он, наверное, и отличается больше всего видимым образом от животного мира. Человек постоянно творит, он не может не творить. Труд и творческое начало - к этому он и призывается: не просто к труду как к физической силе, но к некоей умной физической силе, которая призвана, в том числе, и преображать мир. Но немножко не так, как это сейчас происходит, что приводит к экологическим катастрофам и всему прочему, но он призван к труду и творчеству. Поэтому христианин должен всегда себя совершенствовать.

 

 - У меня на языке вертится - понуждать к труду.

 

 - Да. Дело в том, что наша природа такова. После грехопадения природа человека расстроилась, и те взаимоотношения, которые были между духом, душой и телом, нарушились. Поэтому требуется понуждение для того, чтобы мы могли что-то сделать. Без понуждения ничего не бывает, и как говорит наша любимая русская пословица «Аппетит приходит во время еды». Пока не начинаешь что-либо делать, интерес к этому не просыпается и не появляется. Современный человек - существо ленивое, к сожалению, и должен заставлять себя непрестанно что-либо делать. Без этого заставления ничего невозможно.

 

 - Батюшка, я предлагаю  поговорить о совершенствовании собственных знаний о Боге. Тем более, что богословие - знание о Боге, Вы преподаете в Екатеринбургской Духовной Семинарии на кафедре церковно-исторических и гуманитарных дисциплин. Батюшка, какие дисциплины преподаете?

 

 - Моя специализация - церковная история. Этому я, собственно говоря, учился и это мне очень интересно. Наверное, интересно все, но на этом заострилось внимание, еще в старших классах школы, потом только развивалось. Я преподаю только одну дисциплину - историю русской Церкви с ХI века до конца  ХVII века. Также преподаю историю Церкви целиком, весь курс, от пришествия в мир Христа до современности на регентском отделении. Еще занимаюсь разной административной работой в семинарии, издательской деятельностью в том числе.

 

 - Все самое интересное оставляю на чуть позже, после того, как мы принимаем телефонный звонок.

 

Звонок телезрителя: Здравствуйте. Добрый вечер, батюшка и ведущий. Христос Воскресе! Когда мы молимся Богу, всегда просим прощения: прости, Господи. И в молитве Иисусовой тоже - прости нам, Господи, нам грехи, как и мы прощаем должникам нашим. Но я всех не прощаю, а сам прошу простить меня. Как тогда молиться, как быть?

 

 - Если мы не прощаем должникам нашим, то как Господь и нам наши согрешения простит? Путь христианской добродетели, путь христианина начинается с того, что он осознает свою греховность. Без сознания своей греховности, своей немощи, своего недостоинства невозможно движение к Богу. Зачем тогда, собственно говоря, если человек считает себя почти Богом, зачем ему какое-то совершенствование? Он не видит этого пути, можно сказать, заслоняет собой этот путь. Тут надо заняться, прежде всего, собой и научиться прощать других. Без этого Господь нас не сможет простить. Если мы не хотим никого прощать, то как нам Господь простит? Об этом все сказано в Евангелии, и мне добавить, собственно говоря, нечего. Мой совет Вам: как-то посмотреть на себя, на свою жизнь, насколько она совершенна или несовершенна. Если мы в жизни как-то согрешаем, но при этом не хотим прощать другого, другой согрешает, но и мы согрешаем. В данной ситуации мы на равных позициях и должны прощать, так устроена жизнь.

 

 - Спасибо большое, батюшка, за ответ. Уважаемые друзья, дорогие телезрители, хотел бы вам сказать  о том, что передо мной сидит не просто преподаватель Екатеринбургской Духовной Семинарии. Это человек, который закончил Московскую Духовную Семинарию, Академию. Батюшка написал две кандидатские диссертации, в том числе получил звание кандидата богословия. Также несет послушание настоятеля прихода собора святой великомученицы Екатерины в городе Екатеринбурге. Дорогие друзья, у вас есть уникальная возможность пообщаться с таким человеком и задать интересующие вас вопросы по телефону 343-65-70, код Екатеринбурга - 343.

У меня, батюшка, вопрос очень конкретный. Не будем касаться ребят, которые обучаются в семинарии, семинаристов. Вопрос будет ближе к людям простым. Сейчас очень много различных богословских курсов для мирян. Для чего человеку-мирянину получать богословское образование? Если идти куда-то в воскресную школу, выполнять функции преподавателя, помогать на приходе какие-то курсы вести - это понятно. А для чего еще могут понадобиться богословские курсы для простого человека?

 

 - Мне кажется, богословские курсы нужны ни для воскресной школы, ни для чего-то, хотя, конечно, эти практические задачи они выполняют. Прежде всего они нужны для самого человека. Во-первых, есть разные люди. Есть люди, которым недостаточно каких-то общих знаний, им нужно понять, разобраться. Это с одной стороны. Такие люди очень часто инициировали развитие богословия: придя в Церковь образованными, они хотели во всем разобраться и все понять. С другой стороны, знание - одно из свойств христианской веры. Христианская вера во многом - религия книжная. Главный Завет Христа - Евангелие, книга. Конечно, это не значит, что если не будешь читать книг, то не спасешься. Наверное, так говорить глупо и неправильно, потому что путь ко Христу не зависит от книг. Это путь личностный. Было время, когда бабушка в храме могла сказать, что Святая Троица - это Спаситель, Божия Матерь и Святитель Николай, и я не думаю, что эти бабушки попали в ад, потому что их вера была очень искренняя, но они другого и не могли знать: священникам запрещали говорить проповеди, не было никакой богословской литературы и так далее. Реальных возможностей что-либо разъяснить, подчас, и не было. Но они искренне верили.

 Сейчас иное время, есть возможность познакомиться. И не просто познакомиться с книгой, богословской литературой в кавычках, но есть возможность прикоснуться к истокам христианства, интереснейшей христианской истории, прикоснуться к Великим Отцам, которые жили в разные времена и при разных обстоятельствах, но главное для них был Христос. Многие из них оставили свои сочинения, которые пропитаны этим духом. Когда их читаешь, даже в переводе на русский язык, то удивляешься их внутреннему человеку. Книга передает внутренний мир человека. Через книгу беседуешь с самим Святым Отцом. Очень важно и очень полезно прикасаться к нашему христианству. Один священник из Голландии, родившийся кальвинистом, а потом принявший Православие, говорил такую вещь: «Мы, православные, сидим на сундуке с золотом и алмазами, но мало кто решается его открыть». Наша проблема, мне кажется, в этом.

 

Звонок телезрителя: Здравствуйте. Мы верим в Единого Бога в Трех Лицах. Но в Символе Веры и других молитвах мы обращаемся то к Господу, то к Отцу, то отдельно к Сыну. На картинах видим - Троица изображена в виде трех Личностей. В уме я понимаю, что это Единый Бог, а ощущение остается от трех отдельных Личностей. Как мне решить этот конфликт?

 

 - Действительно, в Троице есть Три Личности, Которые обладают единой природой. Поэтому если у Вас создается впечатление, что Три Личности, это впечатление правильное. Другой вопрос, что это не просто три личности, которые имеют самостоятельные природы. Это Три Личности, которые имеют единую природу - природу божественную. Если мы искренне молимся и искренне просим Господа, то для нас нет того, что мы молимся разным богам. Мы молимся Одному Богу, просто Этот Бог имеет Три Лица, Три Личности, и в этом уникальность христианского Бога. Я надеюсь, что ответил на Ваш вопрос, потому что об этом, конечно, лучше в личной беседе говорить со священником, надо понять все тонкости ваших внутренних переживаний. А так получается узкая информация, мне трудно дать полноту ответа.

 

 - Батюшка, все-таки богословие - наука о Боге. Церковная история входит в богословие?

 

 - В современном мире это немного дискуссионный вопрос, как относиться к церковной истории. Современные церковные историки склоняются к тому, что церковная история - это все-таки богословие. Поэтому, например, выпускники Московской Духовной Академии и других Духовных Академий, когда защищают диссертацию на соискание степени кандидата богословия, в том числе защищают работы и по церковной истории, но получают все равно степень кандидата богословия. Изучать историю Церкви непросто. Церковь - это богочеловеческий организм, и без глубоких знаний о самой Церкви, ее учения, ее каноническом устройстве и прочем, и прочем невозможно знать ее историю, эта история будет неполноценной. Конечно, можно взять какой-то аспект, его изучить, опубликовать документы. В целом, какие-то процессы трудно изучать без этих знаний. Поэтому для церковного историка очень важно и необходимо богословское образование и способность разбираться в этих вопросах.

 

Звонок телезрительницы: Церковь нас учит, что Бог неизменяемый, никогда ни в чем не меняется. Но в Символе веры говорится: ради нашего спасения сшедший с небес и воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, то есть на время стал Человеком, при этом оставаясь Богом. Получается, на какое-то время Он изменился. Поясните этот момент.

 

 - Спасибо за очень интересный вопрос. Дело в том, что, действительно, Бог неизменяем. Когда Бог нисходит на землю, чтобы стать Человеком, Божественная природа соединяется с Человеческой природой  в Личности Христа, то Божественная природа ничем не изменяется и ничем не погрешает. В этом смысле Халкедонский собор, который был в 451 году, установил, что две природы во Христе соединены неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно, то есть при том, что они, конечно, взаимодействуют, при том, что они соединены в Одной Личности, а не просто две какие-то природы сами по себе.  Это цельная Личность, цельная ипостась Христа. Но при этом Божество Богочеловека не смешивается с человеческой природой и таким образом не изменяется, остается таким же самым Божеством, каким оно было до того, как Христос пришел в мир.  Поэтому неизменяемость Божественная ничем не нарушается.

 

 - Да, батюшка, сразу вспоминаются Вселенские Соборы и множество различных толкований, где осуждались подобные ереси. У меня вопрос ближе к нашему времени. Если человек осознал, что он начал понимать, во что ему нужно верить, как он должен это правильно делать? Где он должен получать эти знания?

 

 - Правильных рецептов нет. Правильный рецепт не может быть универсальным, для каждого человека свой рецепт. У одних людей есть возможность времени, они могут уделять своему образованию, самообразованию много времени. У других людей практически нет времени: многодетные семьи, где шесть детей, и маме не то, что какие-то богословские курсы пройти, хотя бы найти возможность вечером прочитать одну страницу книжки, даже просто страницу Евангелия некогда прочитать. У каждого свой путь в богословском образовании. Здесь важно рассуждение: не просто сломя голову читать все подряд, а выбирать хорошие книги, на которых постепенно формируется христианское мировоззрение. Все время нужно его проверять, одну книжку с другой, возникают вопросы - с кем-то их обсуждать, советоваться. Чем полезны богословские курсы для мирян, воскресные школы - всегда есть возможность  задать вопрос, с кем-то обсудить то, что прочитал, то, что не понял.

 Самообразование очень важно. Сейчас доступно очень много богословской литературы, можно много читать. Есть книги для начинающих, для продолжающих, для тех, кто углубленно изучает - широкий спектр. Но среда также дает свой большой положительный результат, который только лишь одно прочтение книги не даст. Есть возможность пообщаться с единомышленниками, обсудить какие-то вопросы, а соответственно, лучше их усвоить - это очень полезно.

 

 - Спасибо большое, батюшка, за ответ.

 

Звонок телезрительницы: Здравствуйте. Когда я пришла в Церковь, у меня было такое состояние, что я читала все, как голодная была. Жажда была неимоверная узнать о Боге. Длилось это года 3 - 4. Потом все это стало проходить. Я инвалид, лежу дома. К чтению у меня нет большого желания. Меня это морально угнетает. Читаю Евангелие и Псалтирь, это обязательное чтение. Календарь Рафаила Карелина мне подарили, читаю понемножку. Но такой жажды как раньше у меня нет, и это меня очень угнетает. Что такое со мной происходит?

 

 - Мне сложно ответить на Ваш вопрос, я Вас не знаю и даже, к сожалению, не вижу. Здесь, конечно, лучше говорить с духовником, он знает человека. Мне кажется, что у Вас изначально был большой интерес, желание и стремление делать. Но в какой-то момент Ваша лодка, так скажем, покачнулась, и для Вас это стало не так приятно и не так интересно. Может быть, Вы увлеклись чтением не совсем тех книг или слишком легких книг, которые не составляли никакого труда. Это тоже может быть проблемой. К тому же сейчас существует множество  других способов не только читать. Очень часто ко мне приходят люди и говорят: «Батюшка, мы не можем читать Евангелие». Я отвечаю: «В чем проблема? Сейчас есть аудио, другие разные вещи». Мне, например, очень нравится аудио. Иногда такая усталость и смотреть что-либо глазам уже нет сил. Но сейчас выходит очень много православной литературы на аудио, и в Интернете много. Полезно слушать, раз не идет само чтение, и понять: Вы не хотите воспринимать новую информацию или Вам сам способ чтения не нравится. Если Вы хотите читать, хотите совершенствоваться, надо найти способ, если есть желание.

 

 - Отец Иоанн, не так много времени у нас осталось. Тема обширная, большая. Я надеюсь, что Вы не последний раз к нам приходите в гости. Один из вопросов о богословском образовании в России мы оставим как отдельную тему для следующей передачи и поговорим более подробно. А сейчас предлагаю поговорить о том послушании, которое Вы несете в качестве настоятеля прихода собора в честь святой великомученицы Екатерины в Екатеринбурге. Приход в честь собора, а собора нет. Есть маленькая часовня на человек 20, а собора нет.

 

 - Примерно года два назад возникла инициативная группа, которая поставила своей целью возрождение собора. Эта инициативная группа зарегистрировала приход и стала пытаться создавать общинную жизнь прихода. Конечно, первоначально служб не было, не было прихода, люди собирались на богослужения в другие храмы, проводили разные мероприятия, в том числе занялись часовней, за которой много лет не особо досматривали. Был сделан внутренний ремонт часовни, в связи с чем была проведена акция, в которой приняло участие почти 500 человек, много чего было ими сделано. Совсем недавно, буквально месяц   назад, меня назначили настоятелем. Первой инициативой, и моей в том числе, было начать служить в часовне Божественные Литургии. Да, часовня маленькая, да, она, может быть, не всегда вмещает всех желающих помолиться, но община, приход - это, прежде всего, Литургическая жизнь, совершение Таинств. Поэтому с этой Пасхи и начались богослужения. Незадолго до Пасхи меня назначили настоятелем, и как не на Пасху начинать богослужения, потому что Пасха для христианина - это все, это новый отсчет времени. С Пасхи начались еженедельные богослужения, в субботу вечером в 18.00 у нас Всенощное бдение, а утром в воскресенье в 9.30 - Божественная Литургия.

 

 - Давайте еще раз повторим для наших телезрителей: в субботу можно приходить на богослужение вечером в 18.00 и в воскресенье в 9.30 утра каждую неделю.

 

 - На буднях богослужений у нас нет, только в субботу вечером и в воскресенье утром. Пока, к сожалению, так, но Литургии там совершаются. В пятницу вечером в 17.30 мы служим панихиду. Для тех, кто живет в городе и в субботу утром, может быть, не очень удобно сходить, можно заказать, помолиться, на панихиде помянуть своих усопших родственников.

 

 - Продолжу, батюшка, задавать свои вопросы по поводу Вашего послушания.

 

Звонок телезрительницы: Добрый вечер, ведущий. Добрый вечер, батюшка. Христос Воскресе! Раньше при монастырях существовали летописцы. Существуют ли сейчас в монастырях летописцы?

 

 - Спасибо за отличный вопрос. Дело  в том, что традиция летописания связана с Древней Русью. С приходом нового времени, особенно петровского, постепенно эта традиция затухает, хотя приходские летописи существовали в ХIХ веке, может, даже в начале ХХ века. Сейчас именно в таком жанре летописи не работают. Сейчас пишутся исторические очерки об истории храмов, близкого характера к летописям, но традиции писать летописи в монастырях, собственно говоря, нет. Многие монастыри занимаются книжной деятельностью, издают книги, и в этом смысле современные монастыре не очень отличаются от древних монастырей, которые тоже писали, создавали книги, переписывали книги, таким образом являясь центрами богословия и центрами книжной культуры. Некоторые современные монастыри также являются центрами богословской книжной культуры, со многими изданиями мы, собственно говоря, сталкиваемся в повседневной жизни.

 

 - Отец Иоанн, и все же возвращаемся к работе на приходе. Вы сказали о богослужениях, когда и в какое время они проходят. Какие-то еще мероприятия проводятся?

 

 - У нас молодежный приход, потому что изначально это движение возглавили люди молодые. Службы не было, в основном это были внебогосужебные собрания. Люди семейные обычно очень заняты, молодежь имеет больше времени, и они эту деятельность продолжают. Они устраивали вечера-посиделки в Патриаршем подворье, сейчас, надеемся, на летний период этот формат сменится. В 19 часов в часовне будет проводиться акафист великомученице Екатерине. Этот акафист уже несколько лет идет, довольно много людей его посещает. После него планируем проводить небольшие уличные концерты, будет такая внебогослужебная деятельность, приятная, я надеюсь, городу и интересная нам. Участвуем в других разных мероприятиях: 1 июня детский крестный ход - участвуем в его организации, от Большого Златоуста он пойдет до святой Екатерины.

 

 - Совсем недавно с отцом Алексием Кульбергом говорили об этом мероприятии. Ваш молодой приход тоже в этом событии участвует?

 

 - Да, да.  Мы тоже принимаем посильное участие. Такой интересный проект, как не поддержать. Также в лоне нашего прихода рождаются и другие проекты, мне не хочется их озвучить, потому что они пока находятся в стадии разработки. Когда появится какой-то результат, то можно будет и говорить об этом.

 

 - Если кому-то стало интересно, они всегда могут прийти к вам, помочь и поучаствовать.

 

 - Да, да. Милости просим.

 

 - Батюшка, все-таки, наверное, непросто проводить такую работу. С одной стороны, приход молодежный. С другой стороны, количество людей, которые приходят и участвуют в богослужении, достаточно большое. Я знаю, что службы зачастую и на улице проходят.

 

 - В основном, на улице акафисты. Акафисты проводятся давно и пользуются большой популярностью. На службу не так страшно много людей приходит, об этом многие даже не знают, даже те, кто живет рядом. Это совсем недавно началось. Люди сами по себе традиционны, он привыкли ходить в одно место. Чтобы занять всю площадь народом, надо несколько лет послужить там регулярно. Со временем будет больше, конечно, людей.

 

 - Дай Бог.

 

Звонок телезрителя: Здравствуйте. Когда Господь воскрес, Он явился Своим ученикам, но ученики Его не узнали. Я хотел бы узнать, в раю человек будет во всей полноте созерцать рай? Не только духовно, но и физически будет видеть цветы, растения, животных? Или все это будет образно?

 

 - Отец Иоанн, вопрос о молочных реках.

 

 - Можно много об этом рассуждать, но мне кажется, что эти рассуждения будут во многом бесполезными. Наше богословие оканчивается Вторым пришествием. Мы знаем, что до Второго пришествия душа человека находится отдельно от его тела. Во Втором пришествии, как говорит апостол Павел, мы, живущие здесь, оставшиеся, преобразимся, а умершие оживут, и все получат новое тело. Будут ли там деревья и в какой они будут форме - на этот вопрос богословие не даст ответа. Мне кажется, что это даже несущественно.

 Когда святитель Николай Сербский находился в немецкой тюрьме в одиночной камере и молился Господу, то Господь берет его сердце, Господь посещает его. Настолько близок был в этот момент Господь святителю Николаю, что он воскликнул: «Господи, Господи, я недостоин такой благодати от Тебя». И Господь отпускает, отходит на некоторую секунду. Он снова молится и снова в такое благодатное состояние попадает. И так несколько раз. Святитель Николай Сербский говорил одной из своих духовных чад, что «если всю мою жизнь на одну половинку положить, то эти несколько минут в немецком лагере, наверное, перевесят всю остальную мою жизнь».

 Поэтому для человека, который со Христом, наверное, не будет важно, какие там деревья, какую они имеют природу. Важно - быть со Христом или не быть со Христом. Все остальное теряет свой смысл, тем более, что мы знаем, насколько премудро Господь устроил этот мир, насколько Он продуманно сотворил. Чем глубже физики изучают бытие этого мира, тем удивительнее, насколько он тонок и удивительно сотворен. Не стоит сомневаться в том, что и в раю жизнь будет менее продумана, чем здесь. Надо уповать на своего Творца и не надо пытаться заглянуть туда, куда нам пока рано заглядывать.

 

 - Спасибо большое, отец Иоанн.

 

Звонок телезрителя: Здравствуйте. Батюшка, я читаю святителя Игнатия Брянчанинова, даже не читаю, а слушаю аудиолекции, и там постоянно звучит, что в Царствие Небесное войдут только избранные. Те, кто подвизается незаконно, не спасутся. Откуда мы знаем, законно мы подвизаемся или нет?

 

 - Мне кажется, нужно вернуться к теме необходимости труда. Господь не смотрит на какие-то формальные вещи. Святость - это не формальная вещь: достиг определенного уровня - все, попал в рай. Святость - это изменение человека: кем человек был и кем человек стал. Очень часто в нашей жизни встречаются люди, которые полностью меняют свою жизнь. Я в своей жизни встречал таких людей, которых можно назвать уголовник с большой дороги, но потом полностью менял свою жизнь и становился христианином, священником, у меня есть такой друг. И совершенно непостижимо, удивительно как это происходит. Поэтому не стоит отчаиваться, не стоит унывать. Мы все бежим, как говорит апостол Павел, бежим получить награду.

 Да, может быть, не все спасутся. Более того, не все точно спасутся. Но плох тот человек, который не бежит, который не надеется на спасение. Господь смотрит на наше сердце, на то, что мы могли бы сделать и не сделали. Он смотрит на наше внутреннее движение. Если человек физически не мог, например, оказаться на Афоне, то Господь и не требует с него вдруг оказаться на Афоне. Если человек не мог физически пойти в храм, не было в его годы храма, например, в советское время, не мог он поехать в силу своих обязанностей, то Господь с него не спросит за то, что он не был в храме, а спросит за то, что он имел возможность помолиться и не помолился.

Читая труды святителя Игнатия Брянчанинова, не стоит отчаиваться, потому что святитель Игнатий Брянчанинов так строго писал с той целью, чтобы побудить в людях своего времени желание измениться. Мы - никто, и даже самые великие святые люди говорят, что не имеют даже никакой надежды на спасение. Но мы уповаем всегда на милость Божию. Упование человека на милость Божию не бывает бесследно и бесполезно. Разбойник в последний момент искренне покаялся и был со Христом. И мы все имеем такую возможность. Другое дело, что Вы говорите, что в конце жизни покаялся и спасся. Нет. Это тоже не формальная вещь. Если мы уже встретили Христа, мы не можем идти назад.

Это как семинарист: пришел в семинарию, отучился, закончил на отлично, должен стать священником, Господь его толкает всю жизнь, а он говорит - нет, пойду бизнесом займусь, так удобнее жить. Ему в жизни в разы будут легче, чем быть батюшкой, но Господь его призывает в священство. И  он ради этого священства оставляет все. Опять же евангельский образ: купец находит очень дорогую жемчужину, и ради нее продает все и покупает эту жемчужину.

Тут трудно идти против Бога: если Господь призвал уже, то мы должны падать, вставать, падать, вставать, но идти. Нам кажется, что мы почти не двигаемся с места, говорим на исповеди одно и то же и так далее. Но на самом деле это движение есть. Это все равно движение, все равно какая-то попытка идти. Будем надеяться на милость Господа, что Он примет нас в Царствие Небесное.

 

 - Отец Иоанн, предлагаю на такой жизнеутверждающей ноте закончить нашу беседу, тем более, что время вышло. Благословите окончание нашей программы.

 

 - Дорогие телезрители, благословение Божие да пребывает со всеми вами. С праздником вас Вознесения Господня. Ангела-Хранителя.

 

 - Спаси Господи, батюшка. Я напоминаю, что в программе у нас участвовал иерей Иоанн (Никулин), преподаватель Екатеринбургской Духовной Семинарии кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин, человек, который закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию и написал две кандидатские диссертации. Помимо всего этого является настоятелем прихода собора во имя святой великомученицы Екатерины.

 

Расшифровка текста: Наталья Локтева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать