Отдание пасхи и Вознесение Господне

27 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы. Эфир 27 мая 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Феодора Ушакова в Южном Бутово игумен Дамиан (Залетов).

 

- Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Христос Воскресе, дорогие браться и сестры!

 

- Воистину Воскресе. Тема нашей сегодняшней передачи: "Отдание Пасхи и Вознесение".

Что значит слово "отдание", почему не "завершение" или "прощание"?

 

- Это славянизм, в церковном и богослужебном обиходе у нас сохраняются славянизмы, от которых мы не отказываемся.

Отдание означает завершение богослужебного периода. Отдаем должное, наш долг, наше усердие, свидетельствуем, что отдали свой труд. Дай Бог, чтобы это было так, чтобы в своей жизни мы не только просили у Господа, но и отдавали Ему свой плод веры.

 

- В чем разница между завершившимся и начавшимся богослужебными периодами?

 

- Это евангельские события, которые мы определенным образом осмысляем. Послепасхальный период - особенный, таинственный, Христос является своим ученикам, укрепляет их и готовит служению Новозаветной Церкви.

Вознесение - особенное событие, но и продолжение Пасхи. Можно говорить расширенно: воскресший Господь вознесся на небо. Например, Илья Пророк, который вознесся на небо, не умирал и не воскресал, и еще явится. Вознесение Господа - это определенный этап Его служения людям. Воскресение и Вознесение - это неразрывные события, единый процесс. В Вознесении человеку как бы прокладывается путь на небо. Люди могут воскресать, быть причастниками Царствия Небесного, ради того, чтобы быть с Богом.

Этот путь проложен Господом не просто, как Богом, а как Богочеловеком. Человеческая природа вместе с божественной Христовой сначала была воскрешена, а затем вознесена на Небо, и по сей день находится одесную Отца. Для нас это важно: не просто предвечное нахождение Бога, а именно нашей человеческой природы, как залога нашего участия. Теперь и мы можем оказаться там вслед за Господом. Если выражаться современным языком - это прецедент. Он мог быть осуществлен только Богом, человек и человечество в целом не могли сами спасти себя, только Господь, став Сам человек, спасает человека, как бы в Самом Себе и возносит его на Небо. Человеческая природа не сливается с божественной, но является залогом всеобщего участия в божественной жизни. Это обоженная часть человечества, благодаря которой мы уже соучастники божественной жизни.

После этого происходит акт сошествия Святого Духа. Человеческая природа уже здесь, на земле получает частицу спасения, благодати. Как залог вечного спасения, которое еще ожидается. Такая премудрая в любви Божией, но понятная "схема" служения Христа, нашего спасения. Это реальность, осуществленная Христом, которую мы должны повторять вслед за Ним. Господь говорит: берите свой крест и идите за Мной. Апостол говорит: распинайте себя миру, мир - себе. Также апостол говорит, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна.

Мы должны устремлять свой взор на Небо, к Богу. Этот уже эсхатологический вопрос, то есть взгляд во второе пришествие Христа. Как описано в Деяниях, когда апостолы провожали Христа, явились Ангелы и сказали: что вы смотрите на Небо, Иисус, которого вы видели восходящим, таким же образом придет назад, но уже судить мир.

Фактически Пасха и Вознесение - это единый Праздник, и далее логическое продолжение - это Пятидесятница. Господь Сам говорит: если Я не взойду, то Святой Дух к вам не придет. Если же взойду, то пошлю Его вам. То есть человеческая природа станет сопричастной, и тогда станет возможным сошествие Святого Духа.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Человек живет на земле, развиваясь в постоянном движении к целям, которые он ставит перед собой. Если цель - достичь Царствия Небесного, то когда кто-то достигнет его, не произойдет ли остановка в развитии, и не повторится ли история, подобной той, что некогда произошла с Адамом?

 

- Прежде всего, когда человек по-настоящему ставит на земле целью - спасение, то в конце жизни - по милости Божией, по Его содействию и своему усердию - в соработничестве, в синергии с Богом он достигает этой цели.

С Богом не может быть скучно или неинтересно, мы можем говорить, что и там движение. Когда мы говорим о совершенстве Бога, оно не может быть остановкой. Для нас открывается таинственное Богопознание. Апостол по этому поводу пишет: не может передать ни язык, ни слово, что уготовал Бог любящим Его. Будучи однажды восхищенным в рай, апостол не мог передать словами то, что там ожидает людей. Богообщение - для человека вечное и постоянное духовное развитие с Богом. Для нас, на земле оно таинственно, мы об этом не рассуждаем здесь. Давайте постараемся достичь туда, а потом будет знать, как хорошо с Богом.

С Адамом была иная ситуация. Сейчас фактически все мы переживаем жизнь Адама. То, что Адам был в раю, не означает, что он был совершенен, что ему некуда было развиваться. Он также совершенствовался, но  в иных условиях, чем мы сейчас: он возделывал рай, исполнял заповедь послушания Богу, познавал окружающий мир, второго "я" - второго человека - своей жены. Это познание взаимоотношений любви друг к другу. Это был огромный процесс. Адама был совершенен в том смысле, что он был идеален для совершенствования. Он был образом, призванным к подобию. И у него был выбор, в котором Адам сделал неправильный шаг. Если бы он достиг совершенства, то подобно святым и ангелам, он стал неудобопреклонен ко злу. Мы проходим это состояние Адама, но находимся в более грубом положении в этом мире, полном скорбей. Но если мы достигаем Царствия Небесного, достигаем общения с Богом - это уже процесс необратимый. Если бы Адам дошел до окончания своего поприща совершенствования, то он достиг бы рая, не того, в котором находился, а рая, который еще бы предстоял ему. Мы не попадаем в рай Адама, это был Эдем для работы, подлинный рай - это полное, всеобъемлющее богообщение. Как для Адама, так и для нас это остается задачей.

 

- Вопрос телезрителя из Свердловской области: На Тайной Вечери Христос сказал Иуде: лучше бы тебе не родиться, иди делай. С каким выражением Он сказал это: скорбью, радостью или смирением?

 

- Господь сказал о всяком предающем Его, что лучше таковому и не родиться. Слова Христа всегда, априори говорятся с любовью, сожалением и со скорбью. Даже это было предупреждение Иуде: насколько плачевно его состояние. Что это такая жизненная ошибка, что можно сказать, что такому человеку лучше и не родиться. Когда подобное в Ветхом Завете сказал Иов, то Господь вразумил его от этого состояния, но  это отдельный разговор.

Это было последнее предупреждение Иуде, чтобы он опомнился. Но тот уже шел этим путем, настолько уже укрепился в нем, что был неспособен себя контролировать, исправить и одуматься. Конечно, Господь сказал это с огромным сожалением, пытаясь даже этим предупредительным словом обуздать его жесткий нрав, и сказано было еще до Тайной Вечери.

На Тайной Вечере было сказано: иди и делай и кому подам кусок, тот предаст.

 

- Христос распятием, воскресением и вознесением показал людям путь к спасению. Как быть с людьми до Христа, они не имели возможности спастись?

 

- Не просто показал, но реализовал этот путь, как бы пробил тоннель в материале, ранее не пробиваемом. Теперь мы можем пройти этим тоннелем, хотя для этого необходимы средства, но пробить тоннель мог только сам Бог.

У людей до Христа был завет ожидания, жажды Мессии. В некотором смысле это и сейчас, в чем-то так. Господь реализовал, но вначале надо жаждать спасения. Нет безусловного разграничения на Ветхий и Новый Завет - это, прежде всего, состояние самого человека. В чем-то мы еще проходим путь ветхозаветного человека: только пытаемся познать Христа, осознать огромные возможности, а реализовать могут уже блаженные, святые люди. Дай Бог нам стать такими людьми. Поэтому те люди мало, чем отличаются от нас. Им был дан подвиг ожидания Бога, жажды вернуться к Нему, найти этот путь.

Для того чтобы ждать, надо понимать, что ты в этом нуждаешься. Если ты не нуждаешься, то тебе никто и не нужен. Не все понимают и сейчас наше подлинное положение, как плохо без Бога, что такое первородный грех. Великие святые Ветхого Завета: Ной, Авраам, как раз свидетельствовали об этом.

Например, Авраам рассек пополам жертвенное животное. Тем самым он исповедовал состояние человека: рассеченное. Состояние удаленности от Бога и разбитости внутри себя. Господь прошел между этими частями жертвы и опалил их. Не человек, а только сам Господь. Это было пророчество Аврааму.

Люди не опирались на себя, искали Бога и постепенно приходили к пониманию спасения, Миссии. Ветхозаветные праведники хорошо понимали это ожидание. Уже более поздние пророки прямо говорили: "Се Дево во чреве приимет и родит Сына" или "семьдесят седмиц сократишися". Хотеть и ждать, терпеть - это тоже великий подвиг.

Когда Христос воскрес, сначала Он явился в шеол, то есть в ад, и освободил оттуда те души, которые его ждали. В этом смысле ад опустел от того, что наполняло его, но было чуждо ему. Те, кто остались в шеоле и погибели - грешники, которые не ждали Христа.

Как и сейчас, хотя Христос и явился, но не всем Он нужен, не все хотят читать Евангелие, а верят сами по себе, как им "сердце подсказывает", а не Господь. Это выбор, и он остается у человека и сейчас.

 

- Вопрос телезрительницы из Тверской области: Существуют храмы, посвященные святому Феодору Ушакову, а есть ли храмы, посвященные Александру Суворову? Хотя он и не святой, но он много сделал для народов России и Европы.

 

- Прежде всего, все храмы - Божии. Мы часто привязываем храмы к именам святых, но в храме мы в первую очередь встречаемся с Богом. Но у Господа есть друзья, близкие Ему, и мы посвящаем храмы их памяти. Любой храм, где встречаемся мы все: Церковь земная и Церковь Небесная, молимся друг о друге. Никто из находящихся во Христе ничем не умален. Просто есть люди, которых мы особо выделяем в качестве примера, образца - это святые. Есть люди - великие подвижники, труженики, герои, которым мы благодарны и которым мы молимся, но от этого они не становятся ущербными. Всему свое время, и всему суд Божий. Как сказал Господь, кто-то в 30, кто-то в 60, а кто-то в 100 крат приносит плод. Каждый приносит свой полноценный плод, и каждый угоден Богу.

Великий, замечательный наш соотечественник Александр Васильевич Суворов - это, безусловно, выдающийся человек, военачальник, который всегда побеждал силой духа, основанной на вере, христианстве. Из его жизни мы знаем просто чудесные вещи: он никогда не волновался, молился и осуществлял. Может быть, были у него какие-то человеческие особенности, которые пока не дают нам возможности говорить о его канонизации. От этого он не стал для нас "второсортным".

Мы должны молиться и поминать Суворова, совсем недавно, в мае был день его кончины, и надо помнить об этом. Решает не человек, а Сам Господь, кого поставить на свещницу святости. Молитва об упокоении человека не менее важна, чем другие молитвы. Многим до того не канонизированным святым сначала совершали панихиды, прося их помощи, и только потом их канонизировали и стали служить просительные молебны. Надо молиться за упокой Суворова, и мы верим, что его молитвами Господь будет укреплять наше Отечество.

 

- Вопрос телезрителя из г. Королева: Можно ли говорить, что Бог попустил падение Адама, для того чтобы наша жизнь была основана на жажде к Богу и стремлении к спасению? Рассматривается ли этот вопрос в таком ключе?

 

- Прежде всего, поскольку у Вас есть позыв к духовному познанию, хочется пожелать Вам читать нашу духовную богословскую литературу. Конечно, на все эти вопросы уже есть ответы. Христиане, наши иерархи, святые уже ответили на эти вопросы, чтобы нам был понятен замысел Божий о мире. Это не секрет для нас, христиан, Господь открыл это для нас, Своих детей, чтобы мы чувствовали твердость в наших мыслях и поступках.

Неверно будет говорить о "попущении", Господь сознательно и благословенно установил в человеке свободную волю, это дар Божий, важнейшая часть образа Божия в человеке. Нельзя говорить о личности, если она не имеет воли, желания, не определяется в добре или зле. Если человеку дана воля - это божественная прерогатива.

Существует образ и Первообраз. Первообраз дает образу какие-то свои качества, в этом величие образа, в том числе свобода воли. Господь Творец, и человек может творить. Господь все определяет, и человеку - в его рамках - дана свобода воли. В определении свободной воли человек определяет свой нравственный, духовный выбор, и в том его сила и красота. В это его свободный сыновний путь, не приказной. В этом смысле Господь дал возможность человеку определиться самому, чтобы он был не просто творением, но стал сыном, сам выбрал сыновство. Быть верующим христианином и означает быть сыном Божиим.

Как писали наши богословы, свобода человека - это "риск" для Бога. В чем же этот "риск"? Иисус Христос - это Агнец Божий, закланный от создания мира. Есть риск падения человека, и есть Предвечная жертва искупления Самого Бога. Воля человека вызывает жертву Бога. Как Бог сотворил мир свободный, с выбором добра и зла, также Бог определил Себя искуплением. Так как Господь предвечно знал, что это будет так, Он не попустил, но Сам Себя изначально предопределил на распятие.

Бог сотворил мир свободно стоящим и во образ Свой, то есть не просто игрушка, а свой отпечаток, с величайшими талантами и данными. Этот "отпечаток" сам себя ведет, и Адам, и мы определяем сами, но при этом Бог с нами. Господь не предопределяет наши поступки, мы поступаем, как мы хотим, и отвечаем за свои поступки, тем самым определяя свою участь. Господь благодаря Своей Жертве дает нам такую возможность, сохраняя свободу воли.

Всю историю человечества Господь постоянно поддерживает нас, вразумляет, приходит Сам, чтобы дать нам возможность спасения. Если мы ей не воспользуемся, то в этом никто, кроме нас самих, не виноват: ни Бог, ни даже дьявол. Бог сохраняет эту возможность такой великой ценой.

 

- Вопрос телезрительницы из Вологодской области: Много лет хожу в Церковь, исповедуюсь, причащаюсь, но почему никак не оставляют сомнительные мысли, нет твердости в вере?

 

- Прежде всего, не стоит превращать церковную жизнь, таинства во внешние средства компенсации своих недостатков. Дело не в Причастии и не в его количестве, чтобы Вы поверили в Бога. Ведь Иуда был каждый день рядом со Христом три с половиной года.

Важно, как ты внутренне работаешь, как внутренне настраиваешь себя. Разберитесь в себе, почитайте духовную литературу, творения святых отцов: мысли тех людей, которые прошли этот путь с борьбой, с трудом, со страданием, оставив нам авторитетнейший свой опыт. Мы принимаем этот опыт, как пример для подражания. Почитайте труды Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского.

Веру человека Господь сравнивает с семенем, но ухаживать за ним должны мы сами. Приняв крещение, мы посадили его, но дальше не надо пытаться сорвать плоды с ростка с одним листиком. Потрудимся над собой, не ожидая плодов. Надо потерпеть и пострадать, надо идти вперед. Посокрушаться сердцем, покаяться на исповеди в помыслах. Необходимо дальнейшее расширение христианского кругозора через чтение Евангелия, творений святых отцов, тогда и мысли появятся хорошие. Сами они в нас не появляются, мы, как сосуды, заполняемся хорошим от богослужений, чтения.

Сколько лет преподобная Мария Египетская боролась со своими греховными помыслами в пустыне. Через какие страдания пришла она к своему результату. У нас нет и минимума такой ревности, а мы уже хотим чего-то светлого и великого. Может быть, нам пока сконцентрировать свое внимание на наличии у нас покаяния и осознание своей немощи. Это первый шаг, который поможет нам алкать, жаждать Бога.

 

- Вопрос телезрителя из Ростова на Дону: Победившим в Великой Отечественной войне нашим предкам, которые перенесли страшные страдания, были на краю смерти, Господь даровал Победу и даровал жизнь. Почему же так немного из них посещают Православную Церковь?

В канун Дня Победы я спросил у одного из ветеранов, на что они больше всего надеялись на войне? Он ответил, что самым верным было полагаться на собственную злость.

 

- Само наличие проблемы страдания - это средство для нашего вразумления. Любое средство действует, если мы его осмысляем. Но может быть поводом ожесточиться и раздражаться.

Наши предки во все времена традиционно воспринимали все бедствия как некий урок. Само слово "наказание" в старину означало в первую очередь "наказ", то есть научение. Вразумляли, воспитывали. Скорбь - это тоже учеба. Вопрос в том, как ты это воспринимаешь. Я учусь, то есть ставлю вопросы смерти и бытия, или я, по сути дела, отвергаю урок, концентрируюсь на своем "я", используя свои средства. Наши предки, воспринимая бедствия как наказ, молились, каялись, затем благодарили.

В Апокалипсисе мы читаем, что во время скорбей люди каялись, а в какой-то момент наказаний от Господа занялись богохульством, ожесточились на Бога в последние времена. Произошла смена психологии людей. Это тоже выбор человека, о котором мы уже говорили. Человеку предоставляется палитра средств к спасению, а он выбирает, как ей пользоваться.

В любом случае в тех, кто прошел войну, чувствуешь что-то особенное, глубокое. По крайней мере, я никогда не встречал ветеранов, агрессивно настроенных к вере. Мы участвуем в праздничных мероприятиях, и всегда видим их понимание, сочувствие. Они выполняли свой долг, отдавая свою жизнь за ближних, и все равно это зачтется им Господом. Пусть не идеально в христианском смысле, но они тоже были причастны этому подвигу.

Нет такой ситуации, которая бы полностью довлела на волей человека. Человек всегда должен осознанно выбрать. В жизни каждого человека происходит такое определение, и для этого есть разные поводы.

Мы часто ищем чудес, и в поисках ездим по разным святым местам, но забываем почему-то восхищаться чудом жизни, чудом нашего ближнего. Другой человек - это чудо. Чудо, что листики появились весной. Это надо видеть, понимать, думать об этом. Древние люди, жившие до нашей материалистической, потребительской эпохи, были этого духа. Они видели тайну этого мира, восхищались им. Это отражено в великих произведениях искусства: и в классической музыке, и в литературе, и в философии, например, того же Платона. У нас же цифры: килограммы, баррели...

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Шестнадцать лет тому назад у меня пропала дочь, имею ли я право отпеть ее, как мне молиться за нее?

 

- По этому поводу было определение Святейшего Синода, Вам надо обратиться в ближайшее епархиальное управление и посоветоваться с руководством.

Молиться надо усердно и с теплотой сердца - это самое главное в молитве. Помнить, что у Бога все живы, и мы это хорошо чувствуем в пасхальные дни. До Христа эта граница была четкой и страшной, после Его прихода эта граница становится условной. В момент всеобщего воскресения она исчезнет вовсе, все в мгновение ока восстанут, как пишет апостол Павел: изменятся все при последней трубе. Мы должны ощущать смерть не как отсутствие, а как-то то, что человек находится где-то далеко. Далеко находится, но у Бога все живы - так надо чувствовать.

Можно молиться Господу с определенным настроем: помоги, вразуми его, как Ты знаешь. В том, что касается предписанных заупокойных молитв, надо уточнить в епархии детали. Господь всегда слышит правильно и принимает все наши воздыхания, если они искренни.

 

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: К сожалению, сама я поздно пришла к вере. У меня взрослые дети, и они не веруют, живут во грехе, но я не могу их убедить и заставить жить иначе. В Евангелии есть пример хананеянки, которая вымолила свою дочь. Молюсь за них постоянно, может ли материнская молитва изменить их?

 

- Вы сами ответили на свой вопрос, приведя пример евангельской хананеянки, представительницы другой веры, которая, несмотря ни на что, шла за Христом, прося за свою дочь, одержимую духом беснования. В этом смысле все мы, когда грешим или говорим, что не веруем в Бога, мы сами подвержены прелести и беснованию.

Ведите себя, как эта жена-хананеяна, сами идите за Христом, сами реализуйте свое спасение. Прежде всего, это Ваша самая первая задача по отношению к себе самой. Даже в отношении к детям - это Ваша материнская обязанность, но это люди уже с собственной волей, за них никто не может сделать и спастись. Вы можете приложить усилия воспитательные, просветительские. Прошло время, дети стали взрослыми, и эти Ваши обязанности закончились. Но всегда есть возможность молитвы: Господи, вразуми их. Господь любит каждого, в том числе и грешника, и всю его жизнь будет искать пути его спасения, не нарушая при этом его свободной воли.

Конечно, Ваша материнская молитва - это возможность для Господа еще сильнее проявить свою помощь. Божия мудрость в том, что открываясь Богу, мы даем Ему больше возможностей. Уважая нашу свободу, Бог тем самым ограничен нами.

Но открываясь Ему навстречу, мы даем Ему возможность действовать активнее. Поэтому будем молиться, не будем отчаиваться, но и не будем брать на себя многое. Спасти надо, прежде всего, себя.

В этом два главных закона воспитания. Первый - начни с себя, второй - покажи пример. Пусть в памяти детей останется пример мамы, бабушки как верующей, доброй, теплой, а не зудящей. Как она молиться за всех, делает добро. Может быть, они не знают о Христе, но о старушке, доброй и теплой, которая христианка. Они будут знать путь, адрес, куда могут вернуться.

Пока Вы в силах, ждите нужного момента, когда можно очень тактично и разумно напомнить о Христе. Молиться - это очень важно. Молиться - это дать Богу возможность действовать. Бог помощь Вам в этом служении. Не будем отчаиваться и унывать, и будем помнить, что их спасение зависит от того, как спасаемся мы сами. Нельзя спасти утопающего, если сам не умеешь плавать.

 

- Спасибо большое, отец Дамиан. Время нашей передачи, к сожалению, подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Спасибо за внимание. Желаю вам, дорогие телезрители, помощи Божией. Пусть пасхальная радость, хотя мы и прощаемся с праздником Пасхи и переходим в другие евангельские события, присутствует в нашем сердце.  Как это делал преподобный Серафим Саровский, почаще будем вспоминать, что Христос воскрес.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать