Воспитание патриотизма

26 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Васильев, настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН. Передача из Москвы. Эфир 26 мая 2014 года.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с Батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН протоиерей Михаил Васильев.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Христос Воскресе! Господь вас да благословит.

 

- Тема сегодняшней передачи "Воспитание патриотизма".

На каких евангельских заповедях основывается патриотизм?

 

- Мы прекрасно понимаем, что в этом мире мы существуем во времени и пространстве. Пространство обычно ограничено, и живем мы в ограниченной части нашей большой и красивой планеты. На протяжении длительного времени ареалы расселения народов, конечно, изменялись. Человек изначально, от первых наших прародителей жил в сообществе себе подобных. Всегда общение людей между собой заставляло наиболее распространенную форму жизнедеятельности. Лишь немногие, их называли "иные" или "иноки", были способны на уединенное, равноангельское житие.

Для человека, существа общественного, органично и естественно находиться среди себе подобных. Исключения - отдельные случаи, литературные персонажи, вроде Маугли, воспринимаются нами не как норма. В одиночестве человек развивается гораздо медленнее, чем в социуме.

Господь изначально, еще в Ветхом Завете установил заповедь: плодитесь и наполняйте землю и обладайте ею. Этот изначально данный совет отражает смысл сотворения человека Богом. Господь изначально предопределил общественные формы жизнедеятельности человека.

Господь наполнил сердце человека  способностью любить, и чтобы был этот субъект для любви, Господь создал человеку помощницу Еву. У них родились дети. Грехопадение было не в том, что Адам познал Еву как женщину. Совершенно понятно, что их потомки, чувствующие еще сильнейшую связь со своими родителями, находились между собой в общественных связях. Они еще не разбежались по пустынной земле, но держались друг друга.

По мере расселения человечества по планете, что заняло длительное время, устройство в зависимости от климатических условий, рода деятельности наложили существенный отпечаток и на общественное устройство.

Даже типы государств в Древнем мире были разные. Мы знаем пример особого устроения общества по социальным группам, которые, скажем, в Индии именовались касты. Это происходило, по крайней мере, уже за 7000 лет до нашей эры. Такие же примеры древнего социального расслоения мы находим и в Древнем Египте, и в городах шумеро-вавилонских культур Месопотамии. В значительно более ранний период, чем ветхозаветный, где описывается о создании богосозданного еврейского народа, уже к времени, когда произошла знаменитая встреча Авраама с Единым Триипостасным Богом, уже к этому моменту можно говорить о том, что в человеческом обществе были и социальное неравенство, и совершенно разные формы государственности. Мы находим и тираничные режимы, и вместе с тем существовали в относительно позднее время греческие полисы, города-государства, которые мы очень условно можем называть "демократическими" от слова "демос" - народ. Где устроение было горизонтальным. Здесь можно опереться на устроение более примитивных племен, как например, в Австралии, Полинезии, где народы не имели четко выраженного расслоения на группы, а во главе вставал наиболее сильный, наиболее опытный, это не было определено родовым происхождением. Это разделение было очень и очень разным, но оно было.

Когда мы читаем в новозаветный период о евангельских событиях, Господь нигде не выражает никакого социального процесса, например, против существования рабства. Как нигде не встречаем, чтобы Господь говорит воинам об отказе от воинской присяги, о том, чтобы вложить меч в ножны, лишь говорит: "довольствуйтесь оброками вашими". В чем функция воинства? Защита государства, тех форм государственного устройства, которые существовали в том или ином государстве.

Можно пристальнее посмотреть на евангельский текст и увидеть, что Господь с уважением относился к тем установлениям Ветхого закона, которые были неважными с точки зрения новозаветной критики или тем паче развернутой христианской догматики. Например, обрезание, Господь со смирением попустил совершиться над Ним этому специфическому и совершенно ненужному, тем более, для Творца всяческих, иудейскому обычаю.

В Евангелии мы читаем прямые установления, данные Христом: воздавайте Богу Богови, а кесарю кесарево. Господь не является асоциальным бунтарем, не стремился к изменению общественного уклада, Он стремился к тому, чтобы изменились сердца.

Церковь во все времена прямо говорила, что несть власти не от Бога. Участвуя в жизни общества, частью которого она являлась, никогда не принимала участия в активных формах протеста. Церковь никогда не стремилась к тому, чтобы во главу угла поставить материальное: комфорт, прогресс. Это не означает, что мы против этого. Просто Царство Божие не от мира сего, на все земной жизни не хватает, приходится расставлять приоритеты. Церковь вне политики не потому, что ей безразлично, что происходит на Украине или в Ливии, Сирии. У каждого из нас есть своя гражданская позиция, но надо понимать, что есть более важные вещи, которыми мы занимаемся, - это спасение души, прежде всего, своей, но и тех, кто именует себя верными чадами  Церкви.

Мы концентрируемся на главном не потому, что нет второстепенного, но потому что в сутках 24 часа, и между необходимостью заниматься окормлением военнослужащих и смотреть в программе "Вести" очередные новости, происходящие в разных частях мира, я всегда выберу исполнение своего долга в соответствии с той присягой, которой я обязан быть верен. Это не значит, что я аполитичен, но то, что в своей деятельности я обязан быть вне политики, чтобы не обижать, не разделять свою паству, видеть в них, прежде всего, христиан, а уж потом потенциальный электорат той или иной партии.

 

- Существует разница между государством и Родиной? Есть такие выражения, как "любить родину", "служить родине", но язык не поворачивается сказать "любовь к государству"?

 

- Есть понятие "малая родина" или родина, как то государственное образование, в которой существует тот или иной этнос либо как государствообразующий этнос, каковым в России является русский народ, как количественно, так и по вкладу в культуру, цивилизацию, поведенческие архетипы, которые являются в нашем обществе самыми распространенными. Помимо этого, безусловно, понятие "родина" относится к совершенно любому месту, где прошла та или иная часть твоей жизни, и те места, которые ты именуешь родиной, географически могут быть в разных странах. Особенно это заметно в тех прихожанах, которые имеют смешанные браки, где соединены люди разных национальностей. В Москве такие браки не редкость. Недавно беседовал с мамой, дети которой одинаково ощущают себя в культуре Северной Африки, в Тунисе, и в Англии. Это, конечно, тяжело даже родителям, а тем более, детям.

Конечно, не давая общих рекомендаций, сами для себя мы понимаем, что сформировать понятие "родина" можно, если оно связано с более или менее стабильным образом жизни. Если семья переезжает из страны в страну, то у детей, которые меняют школы, окружение, порой язык, на котором они говорят, сложно сформировать понятие родины. Таких случаев становится все больше. Сформировать понятие родины можно лишь, когда человек встроился, вжился, пропустил через сердце ту или иную культуру. Со временем этот человек может вырасти и отказаться от нее. Кто-то прямо называет себя "гражданами неба", кто-то говорит, что все это видимость. Не хотел бы вступать в заочные дискуссии, но для себя могу сказать "где родился, там и пригодился". Мы не выбираем родину, но родина выбирает нас. Мы уже есть производное от тех 40-50 поколений предков, которые жили в России, выбирали православную веру если не умом, то сердцем, любовались на те же красоты, где-то проливали кровь, а где-то прикладывали голову, чтобы защитить и приумножить.

Просто взять и дистанцироваться от могил, которые лежат по всем кладбищам, сказать, что все это неважно, мне кажется, невозможным. Думаю, что для нас принадлежность к христианской Церкви, культуре, к которой мы очевидно принадлежим, является важной частью нашего собственного "я". Мы отчасти соглашаемся с тем, что мое собственное мироощущение смыкается, сливается с мироощущением многих миллионов христиан, что составляют Церковь. Именно поэтому я соглашаюсь с Соборными решениями, которые принимаются без моего непосредственного участия, потому что я доверяю и считаю себя не настолько премудрым, чтобы не доверять тем решениям, которые принимаются моей Матерью Церковью, Собором священноначалия. При этом я прекрасно понимаю, что всегда и везде мне необходимо пропускать этот решение через свое сердце: осмыслить, осознать, где-то спросить, посоветоваться с духовником. Не все так легко ложится на сердце, с чем-то я бываю не согласен, но из-за этого не требуется разрывать канонические узы общения с Матерью-Церковью, ругаться со священноначалием и выступать с постами в интернете, если где-то что-то мне непонятно. Совершенно ясно, что мудрости Соборного решения Церкви значительно больше, чем моего разумения. Мне это кажется внутренне естественным и логичным, что семеро одного не ждут.

 

- Как Вы считаете, есть ли особые черты именно русского национального патриотизма?

 

- Думаю, что этот патриотизм в равной степени должен быть уважаем у каждого народа. Например, Гай Муций Сцевола в Древнем Риме, который сжег свою руку над жаровней, показывая то мужество, с которым любой гражданин Рима, будет противостоять захватчикам, пришедшим завоевывать Рим. Я уважаю его поступок точно так же, как и подвиг таких замечательных русских людей, как, например, владельца бакалейного магазина Козьмы Минина из Нижнего Новгорода, который, не будучи профессиональным воеводой, поднял русское ополчение на освобождение нашей столицы. Так же, как совершенно удивительные подвиги Талалихина, Гастелло, тех многих героев, которые пожертвовали своими жизнями, чтобы сохранить нашу независимость и территориальную ценность.

Своими глазами я совсем недавно видел, как отдавали свою жизнь наши офицеры в ходе антитерростической операции на Северном Кавказе за нашу территориальную целостность.

Очень важно именно в своем сердце возгревать добродетели, в том числе и такие, для кого-то неочевидные, как любовь к Отечеству. Потому что сказано, что нельзя видеть Бога, Которого ты не видел, если ты не любишь ближнего, которого ты видишь рядом. Если ты неверен земному Отечеству, то ждать верности Отечеству Небесному мне представляется совершенно наивным.

 

- Вопрос телезрителя: Первый вопрос о фашизме: что это в духовном смысле, как к нему относиться и как не попасться на него?

Второй вопрос: Я участвовал в крестном ходе, и там раздавали не георгиевские, а имперские ленточки. Расскажите, пожалуйста, как к ним относиться? Читал в интернете, что это едва ли не фашистская символика.

Третий вопрос: Влияет ли отношение к этой символике на спасение души человека?

 

- Вряд ли я буду энциклопедичен и точен, можно посмотреть это в интернете или в соответствующих энциклопедиях. Мое определение фашизма будет отличаться от общепризнанных определений, но я бы определил фашизм, как болезнь надменности, которая поражает не отдельного человека, а целый народ или, по крайней мере, его значительную часть. Когда человек начинает гордиться такими вещами, которые в значительной степени существуют только в его воспаленном сознании, например, чувство превосходства у одного народа над другим. Можно приводить множество исторических примеров, помимо тех трагических событий середины 20 века, последствия которых наш народ и наше Отечество переживают до сих пор.

Фашизмом можно назвать чувство ни на чем не основанной надменности, с которым относились представители высших каст к низшим, например как  в Индии относились к так называемым "неприкасаемым".  Или то пренебрежение, с которым относятся иудеи, особенно хасиды, к так называемым "неверным", "гоям", то есть не иудеям. Примеры этого я встречал лично, когда сотни людей плевали в меня, идущего по кварталам старого Иерусалима. Кто повоспитаннее, плевал мне в ноги, менее - прямо в меня, и их были сотни. И это тоже проявление фашизма. Точно таким же проявлением фашизма, на мой взгляд, со стороны нас, русских, может быть унизительное, пренебрежительное отношение к тем людям, которые живут с нами рядом и уважают наши законы - подчеркиваю это - прислушиваются к мнению большинства, но при этом оставляют за собой право на собственное понимание, транскрипцию, в том числе христианства. Например, армяне, которые много веков живут среди русских людей. Когда я слышу пренебрежительное название "хачики", то мне обидно, потому что в переводе с армянского "хач" означает крест. Именно поэтому подобное проявление нацизма является свидетельством духовной пустоты.

Один армянский офицер, которого избивали подобные дегенераты в электричке, рассказал, что когда его били кастетом по голове, последнее, что он успел - перекреститься и закричать "Пресвятая Богородица, спаси нас!" Это как-то их отрезвило, и они хотя бы не стали его добивать. К сожалению, это тоже наша современная российская реальность. Таких случаев, может быть, не так много, но они есть.

Мы, православные люди, не должны унижать себя тем, что, если нас в каком-то регионе больше, мы бы механически навязывали всем свои ценности. Невольник не богомольник, и брать примеры с ваххабитов Саудовской Аравии, мне кажется недостойным нашей веры.

В отношении символики, мне кажется, применимы известные слова апостола Павла: все мне позволительно, но не все полезно. Если ты не придаешь ленточке некое самостоятельного значения, и если на ней не написана какая-то хула или глупость, то в этом ничего нет.

Понятно, что от  той или иной ленточки душа не станет ни хуже, ни лучше. В любой символике нет греха, если она не приобретает для нас значения фетиша, идолопоклоннического символа, которому мы придаем какое-то религиозное или духовное значение. Если что-то смущает, то не нужно брать. Как если смущает какой-то человек, мы не пускаем его в дом. К любой форме навязывания символики, будь то религиозная, государственная или спортивная надо относиться спокойно и оставлять свое сердце чистым от пристрастий и привязанностей, не смешивая при этом с уважением к национальной символике, национальному флагу, подчеркиваю - не только своего, но и других народов. Например, я не испытываю никакой радости, когда сжигают фашистский флаг, чтобы показать свое отношение к давно закончившейся, страшной для нашего народа Великой Отечественной войне. Лучше что-то созидать, чем разрушать, мне кажется, это важный христианский подход.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: По телевидению мы часто слышим призывы от лиц, облеченных государственной властью, красивые призывы к патриотизму, а потом выясняется, что у них за границей счета, недвижимости, дети учатся за рубежом. Как к этому относиться?

 

- Думаю, что перед Богом каждый отвечает сам за себя. Если кто-то взял и поступил нечестно, это ведь не повод оправдывать этим собственную нечестность.

Что касается тех абстрактных людей, о которых Вы говорили, от суда Божьего никто не уйдет. Как говорится, в гробу карманов нет. Наличие недвижимости  за рубежом, мне кажется, не является определяющей нравственной характеристикой человека, не говорит о том, что это хорошо или плохо. Надо просто соответствующим образом выяснить, насколько это законно, насколько честным путем она приобретена.

Это не вопрос ко мне как пастырю: меня не интересует количество денег у моих прихожан. Мне представляется, что в моем служении есть более значимые вещи. Мы не спрашиваем, заполнили ли наши прихожане налоговую декларацию, как они относятся к той или иной политической проблеме. Не считаю обязательным навязывать своим прихожанам мысль о необходимости иметь многодетную семью, хотя у меня самого пять деток, и мне это в радость. У них могут быть обстоятельства, которые этому препятствуют.

Мне кажется, нам надо отказаться от идеи равенства, будь это равенство религиозное, скажем, чтобы все причащались столько-то раз в месяц или в год, где Дом Господень, там свобода. Мы все действительно очень разные. То, что есть богатые и бедные - это та печальная действительность, с которой человечество, наверное, будет вынуждено мириться всегда. Мы помним по нашему растерзанному Отечеству, к чему приводят любые попытки построить рай на земле, общество благоденствия. Не надо стремиться к совершенству там, где оно недостижимо. Давайте возьмемся за более реальные и практически достижимые задачи.

 

- Как Вы считаете, с какого возраста, и каким образом стоит говорить о патриотизме с детьми?

 

- Могу сказать о своей семье, что агитпропа и спецлекций по формированию четкого понимания не проводится. Мне представляется, что сам образ жизни родителей, наше мироощущение, поступки: способны ли мы что-то сделать ради нашей Родины. Хотя бы не выбрасывать мусор из окошка автомобиля, потому что везде Родина, а если есть возможность, взять лопату и закопать этот мусор, и ты сделаешь свою Родину лучше. Встретил открытый люк на дороге, поставь свой личный аварийный знак, и это будет твой вклад. Увидел замерзающего пьяницу зимой, позвони по 02 или 03 и дождись, пока его заберут. Мне кажется, патриотизм начинается с того, что мы с уважением относимся к своему подъезду, своему соседу, к другому человеку, который подошел на улице что-то спросить. Можно проявить любовь к Отечеству тем, чтобы покрасить оградку на ближайшем к даче мемориале воинской славы. Никакого пафоса, патетики и лозунгов.

 

- Вопрос телезрительницы из Рязани: Мой отец военный, мы поменяли ни один город и регион России. Отец вышел на пенсию в Украине, и я оказалась в совершенно  другом государстве. В результате, когда мы вернулись в Россию,  государство мне не давало никаких пособий: ни детских, ни медицинских, по сию пору не могу получить медицинский страховой полис. Сама я патриотка, и армия для меня все. Моему сыну 21 год, он хочет идти в армию, но он видел мои слезы и спрашивает, а что дало тебе государство?

 

- Матушка, я с болью соглашаюсь с Вами. Наше государство несовершенно, равно в той степени, как несовершенны все формы государственного устройства, как несовершенен каждый из нас, кто это государство составляет.

Подойдите в свой приходской храм в Рязани, обратитесь к замечательному владыке Вениамину, который назначен на древнюю митрополичью кафедру Рязани. Постарайтесь, как человек православный, не озлобиться, но найти возможность достучаться до сердца власть имущих, в том числе используя церковные, приходские структуры, которые могут написать ходатайство, обратиться, в конце концов, сходить в местные органы власти и засвидетельствовать, что Вы столько-то лет являетесь прихожанкой храма. Сейчас, насколько я знаю, в связи с трагическими событиями на Украине упрощен порядок получения российского гражданства.

Наверное, Ваш сын, который видит по телевидению или в интернете трагедию разделенного братского украинского народа и представителей русской национальности, уже понимает, что вряд ли можно сравнивать жизнь, которая там сейчас, с относительным спокойствием и даже - не побоюсь этого слова - и относительным периодом благоденствия, который сейчас есть в нашей России.

Никогда так свободно не жила наша Матерь Церковь, как сейчас. Никогда не открывалось столько храмов, монастырей, никогда не было столько возможностей для человека, который стремился получить образование и быть востребованным на Родине. Именно поэтому немало  специалистов приезжает к нам из достаточно комфортной Европы, чтобы испытать свои возможности. Получив образование в Европе, США, возвращается в Россию, потому что здесь больше возможностей реализовать себя, поскольку воссоздаются целые области экономики, где востребованы специалисты. Может быть, не стоит всем идти в бухгалтера или юристы, но выбирать более адресные специальности. Я знаю, что у нас еще долго не будет хватать хороших специалистов во многих областях народного хозяйства, экономики. Сейчас сложно найти даже хороших рабочих, это большая проблема, именно поэтому приезжают миллионы гастарбайтеров. У нас не хватает рабочих рук. Другой вопрос, как это перераспределить внутри государства, не дерзаю рассуждать, поскольку я не экономист по базовому образованию. Но очевидно, что возможностей, по которым человек хотел бы выстраивать в нашей стране свою судьбу, более чем достаточно.

 

- Наша телезрительница спрашивала, что ей делать, если ее сын не хочет идти в армию?

 

- Простите, я не расслышал этого из вопроса. Если сын не хочет идти в армию, то пусть не идет. Армия не для всех. На мой взгляд, не нужно заставлять человека служить в армии. Насколько мне известно, это принцип нынешнего руководства Министерства обороны. Насколько я осведомлен, сейчас количество желающих прийти служить в воздушно-десантные войска в разы превосходит потребности и возможности принять на службу. Или количество специалистов, которые будут востребованы в ракетных войсках стратегического назначения, по призыву не так велико сейчас и будет еще меньше, а основу составят те, кто будет трудиться по контракту. Это уже объявлено официально.

Не надо думать, что если Вы сегодня родили мальчика, его обязательно возьмут в армию. Сейчас так же не всех берут в армию, например, если у ребенка были приводы в милицию, наркодиспансер, если были проблемы с психикой.

 

- Вопрос телезрительницы из Рязани: В некоторых воинских частях священники являются заместителями командиров по работе с православными людьми. Как происходит служба в воинских частях?

 

- Правильнее, помощниками командиров по работе с православными верующими военнослужащими.

Воинская служба проходит так же, как в те времена, когда таких должностей не было. Другое дело, что появилась возможность для православного человека и представителей других традиционных религий народов России посещать богослужения, участвовать в религиозных обрядах других религий. В определенные дни, когда, например, буддисты России совершают свои праздники, в тех регионах, где служат ребята буряты, калмыки, туда приезжают ламы, которые состоят на должностях помощников командиров частей по работе с верующими.

Конечно, призывников православного вероисповедования больше, пока на 5000 человек 1 священнослужитель соответствующей религии. К сожалению, это очень мало. Например, в израильской армии 1 раввин на 150 военнослужащих, а в армиях НАТО 1 капеллан на 250-300 человек. У нас пока где-то 1 священнослужитель на 1000, где-то на 5000.  Мы только выстраиваем эту систему, пока она далека от совершенства, но это не значит, что мы опираемся только на штатные должности. Жалованье там очень маленькой, например, я и многие другие батюшки не получают никакого жалованья от Министерства обороны, но это не мешает нам заниматься окормлением и духовно-нравственным воспитанием воинов практически онлайн.

 

- Вопрос телезрительницы из Кемеровской области: В одной из передач "Беседы с Батюшкой" прозвучала фраза "предательство веры является большим грехом". В чем заключается "предательство веры"?

 

- Предательство веры является одной из разновидностей богоотступничества, когда человек отказывается от той веры, которую исповедовал сознательно.

Потому что в полной мере называть богоотступничеством то, когда человек не практикует веры и отказывается от нее, так и не поняв, нельзя. Например, мы сталкиваемся с тем, что барышни, выходя замуж за парня другой веры, национальности, меняют свою религиозную самоидентичность. В этом, наверное, стоит видеть не столько предательство веры, сколько попытку устроиться в этой земной жизни в относительном благополучии для себя, своих детей, получить какие-то права, привилегии. Мы знаем, что некоторые, въезжая на постоянное место жительство в Израиль, указывают себя иудеями, хотя таковыми не являются, и основное в этом - желание бесплатно лечиться. Это лишь один из возможных вариантов.

Сознательное отступничество возможно лишь в том случае, когда человек осознавал себя как верующего. Например, был византийский император Юлиан Отступник, который был действительным отступником, потому что до этого он даже был пострижен в чтеца, то есть имел младший чин церковнослужителя. Он имел большую степень осведомленности в вопросах веры, учился вместе с будущим святителем Василием Великим, в таком случае он, конечно, был отступником от своей веры.

Говорить о том, что отступником является тот, кто был крещен лишь формально, но не был просвещен, утвержден в вере, хотя богоотступничество - это всегда трагедия или беда, оно не осознавалось человеком, как превосходная степень грехопадения. И я уповаю на милосердие Божие к таким людям.

 

- Вопрос телезрителя: Мой первый вопрос касается подлинности Туринской Плащаницы: когда был обретен Животворящий Крест святой Еленой, то его приложили к мертвому, и он воскрес. Раз это не происходит с Плащаницей, можно ли говорить, что она не подлинная?

Второй вопрос: я слепой, из-за событий, что происходят на Украине я ... (звонок сорвался).

 

- Дай Бог Вам сил устоять в Вашем недуге. Очень надеюсь, что ситуация на Украине нормализуется настолько, что Вы сможете поехать и поклониться христианским святыням Киева, если Ваш вопрос состоял в этом, простите, я его, к сожалению, не очень расслышал.

Что касается Туринской Плащаницы, здесь мы можем говорить о том, что всякое чудо есть синергия, не только движение Бога навстречу человеку, но и движение человека навстречу Богу. Там, где эта встреча произойдет, ведает один Господь. Всякое чудо ориентировано на самого человека, ради которого оно совершается. Чудо - крайняя, превосходная степень Божественной любви. Но чудо может быть и свидетельством гнева Божия по отношению к человеку. Этому есть множество примеров и в Ветхом, и в Новом Завете.

Мы можем с уверенностью говорить, что такое попущение Божие, как война, является свидетельством духовного оскудения, массового непонимания смысла жизни. Война - это уже свидетельство духовного оскудения значительной части людей, которые только перед лицом опасности, смерти, страдания, могут вдруг задуматься о смысле этого короткого бытия, которое может теперь оборваться.

Война - это то попущение Божие, которое, не дай Бог, может коснуться любого  народа, и нашего в том числе. Конечно, многие православные святыни, и Туринская Плащаница прославлены многими чудесами в веках. Я не специалист по радионуклидному анализу и не могу авторитетно убедить наших уважаемых телезрителей в подлинности того или иного христианского артефакта, но свидетельства существования Плащаницы известны уже из Раннего Средневековья.

Другое дело, имеет ли для нас, христиан, принципиальное значение истинность того или иного артефакта, чтобы верить в него. Например, так ли важно, написана икона лично евангелистом Лукой или нет, если мы верим в Пресвятую Богородицу.

Является ли подлинным Животворящий Крест, который, как известно, был частично утрачен в XII веке крестоносцами на севере Палестины, и с тех пор, к сожалению, неизвестно, где находится.

При этом мы знаем множество чудотворных икон, знаем о чудесах от мощей и икон святой блаженной Матроны Московской, которая жила совсем незадолго до нас, и этим можно свидетельствовать, что для Бога нет ничего невозможного. Нет смысла упираться в идентичность того или иного христианского артефакта, тех или иных мощей, той или иной иконы. Неужели для нас недостаточно силы нашей веры, чтобы уверенность в вещах невидимых сделать дорогой в Царствие Небесное. Господь говорит: по вере вашей да будет Вам. Чтобы поверить не только, как апостол Фома, осязавший кровавые раны Спасителя, но и по вере тех, кто это видел.

Неужели мы, доверяя выпуском "Новостей", где нам рассказывают о событиях, в которых мы не принимали участия, с недоверием будем относиться к свидетельствам святых, праведных людей, святость которых засвидетельствована многими веками церковной истории? Мы никогда не видели преподобную Марию Египетскую, но мы же верим в ее существование, о котором знаем из жития преподобного старца Зосимы Иорданского.

Мы узнаем о многих вещах в этом мире из разных источников, и это не мешает нам знать, верить, строить различные историософские теории, опираясь на эти факты, как на аксиомы. Мне кажется, мы должны доверять тем людям, которые явлены праведной жизнью. У меня, например, нет оснований не доверять Нестору Летописцу, этому Божьему угоднику.

Многие русские летописи писались в монастырях: в Ипатьевском, Лаврентьевском и других. Здесь можно прямо говорить, что первыми историками были люди, которые, по крайней мере, стремились к святости, а многие достигли. Фундамент истории нашего Отечества напрямую связан с историей Церкви и с историей святости. Есть даже замечательные исследователи, которые буквально писали историю России через историю житий святых, которые жили в то или иное время, и это тоже имеет право на существование.

 

- Спасибо большое, отец Михаил. Время нашей передачи подошло к концу,  благословите наших телезрителей.

 

- Господь вас, мои дорогие, да благословит. Христос Воскресе!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать