Учеба в семинарии

26 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Петр Мангилев, проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Передача из Екатеринбурга. Эфир 26 марта 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня я рад приветствовать в нашей студии протоиерея Петра Мангилева, проректора по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии.

Отец Петр, здравствуйте, благословите наших телезрителей.

 

- Добрый вечер, уважаемые телезрители. Господь да благословит.

 

- Наступила календарная весна. Не только продолжается Великий пост, но для ребят, которые в этом году оканчивают школу, это время, когда надо определяться с дальнейшей учебой. Во многих учебных заведений проходят Дни открытых дверей. Совсем скоро 30 марта состоится День открытых дверей в Екатеринбургской духовной семинарии.

 

- Время весенних школьных каникул – традиционное время для проведения Дней открытых дверей в различных вузах и колледжах. Мы уже много лет проводим в семинарии День открытых дверей, раньше это было  30 мая, однако выбор делается уже сейчас, поэтому мы перенесли его на весенние каникулы.

Надо немного сказать о программе Дня открытых дверей. Здесь несколько мероприятий. 30 марта, поскольку это воскресный день, в 9 часов утра будет богослужение в Свято-Троицком соборе, это храм, в котором молятся семинаристы и поет семинарский хор. Те, кто придут, уже смогут начать знакомиться с семинарией, увидев, как она молится.

Затем будет показан фильм и состоится встреча с проректорами семинарии, выступит хор семинаристов, будут проведены открытые уроки, состоятся экскурсия по семинарии и обед в семинарской трапезной.

Можно будет встретиться с проректорами и преподавателями и задать все интересующие вопросы. Приглашаю всех на День открытых дверей.

 

- Отец Петр, Вы – проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии, расскажите, пожалуйста, в чем заключается обучение в семинарии?

 

- Наше образовательное учреждение – учебное заведение Русской Православной Церкви. Главная задача – подготовка священнослужителей, пастырей Церкви. Учебный процесс подчинен этой задаче, это первое и главное. Если кто-то хочет связать свою жизнь с церковным служением, он должен учиться в духовной семинарии.

Семинария – это высшее учебное заведение. Мы подконтрольны, с одной стороны, Учебному комитету Русской Православной Церкви и, с другой стороны, министерству образования Российской Федерации, но это касается не содержания обучения, а выполнения формальных требований по созданию условий для обучения. Мы получаем лицензию, правда, она не предполагает государственного диплома, для этого необходимо лицензировать предмет теология, ряд семинарий это делает, но данная система в полной мере еще не налажена. Министерство контролирует состояние аудиторий, библиотечного фонда, уровень подготовки преподавателей – все формальные внешние критерии высшего учебного заведения, но не вмешивается в содержание образования. Учащийся должен понимать, что он поступает в высшее учебное заведение, которое выполняет ряд требований, поэтому мы не можем принимать с неполным средним образованием, без аттестата, должны проверять уровень подготовки абитуриента.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Существуют ли учебные пособия по литургическому богословию для более углубленного изучения литургики? В Москве я столкнулась с тем фактом, что не могу приобрести книги с подробными толкованиями и историческими сведениями. Может быть, Вы посоветуете какие-то книги?

 

- Если ответить шире: вопрос учебных пособий одновременно простой и сложный. Учебный процесс обеспечен пособиями по всем дисциплинам, в том числе по литургике.

Во-первых, учебные пособия бывают разные, поскольку перед ними ставятся разные образовательные задачи. Что касается пособий по литургике, есть и новые пособия, в частности выпущенное Свято-Тихоновским университетом. Думаю, его можно найти в магазине «Православное слово» или в киоске самого Свято-Тихоновского университета.

Часть учебных пособий – это переиздаваемые старые пособия.  Учебные пособия не всегда подходят для самостоятельного изучения. Литургика – наука, требующая и практического освоения, понимания, как строить богослужения. Речь идет не  о присутствии на богослужении, но об активном участии, тогда оно начинает работать.

Существуют толкования и объяснения богослужений. Если есть желание лучше понять Литургию Преждеосвященных Даров, может  быть, имеет смысл устраивать такие чтения на приходе, которые разъясняли бы его, и вопрос в отношении учебного пособия был бы снят.

У нас на приходе был опыт, когда накануне праздника подробно разбирались особенности богослужения данного праздника, и это вызывало интерес и приносило пользу прихожанам.

Существует «Настольная книга священнослужителя», где подробно, с комментариями изложен порядок Литургии Преждеосвященных Даров.

 

- После рассказа об учебных пособиях перейдем к тому, как строится сам учебный процесс.

 

- Поскольку духовная семинария – высшее учебное заведение, мы следуем за всеми новациями, проводимыми сейчас Учебным комитетом, поскольку есть задача соотнести духовное образование с общей системой высшего образования в Российской Федерации.

В семинарии только бакалавриат, привязанный к существующей лицензии. Фактически обучение пятилетнее. Первый класс своего рода пропедевтический, где должны быть изучены базовые дисциплины, здесь катехизис, много церковного устава, церковного пения, церковного чтения и библейской истории. Создается фундамент для дальнейшего обучения. Школа не готовит по этим дисциплинам, а учебный процесс должен опираться на эту базу. Воскресные школы при хорошем уровне способны решить эту задачу. С этой задачей справляются духовные училища, в частности Верхотурское духовное училище, с которым мы традиционно сотрудничаем. После Верхотурского училища поступают к нам на второй курс. Если абитуриент способен самостоятельно изучить и сдать эти дисциплины, он также может поступить сразу на второй курс.

На первом курсе в довольно большом объеме изучается иностранный язык и русский язык, поскольку недостаток образовательной школы также надо вытягивать и выравнивать. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с тем, что в аттестате по русскому языку может быть пятерка, но за ней может стоять самый разный уровень подготовки. Между тем, для успешного обучения необходима грамотность.

 

- Вопрос телезрителя из Ростова: Я мирянин, учусь на катехизаторских курсах и хотел бы поступить на заочное отделение, чтобы выучиться на священнослужителя. Так как я разведен, не будет ли это препятствием?

 

- К поступающим в духовную школу предъявляются требования, в том числе по каноническим препятствиям. Второбрачные не принимаются, мы принимаем холостых или женатых первым браком – это каноническое правило. В том, что касается развода, в каждом случае надо разбираться отдельно: в причине и ситуации. Если рукоположение возможно, то только после принятия монашества. В этом смысле есть ограничения, подаются прошения, но всегда есть отбор в соответствии каноническим требованиям. Но это не значит, что для чего в принципе закрыто богословское образование. Существует ряд учебных заведений и кафедр, где можно его получить как очно, так и заочно, и приносить пользу Церкви в различных послушаниях.

 

- После подготовительного курса человек полностью окунается в учебный процесс.

 

- На следующих курсах, поскольку мы являемся духовным учебным заведением, мы много изучаем Священное Писание: Ветхий и Новый Завет. Это дисциплины, которые проходят через все годы обучения. Священное Писание должно сопровождать пастыря Церкви всю жизнь, как говорил преподобный Серафим, «ум должен просто плавать в Писании».

Вероучение Церкви изучается довольно подробно. Много внимания уделяется догматическому богословию. Нравственное богословие,  сравнительное богословие, пастырское богословие.

Пастырское служение – это служение практическое, поэтому не обойтись без церковно-практических дисциплин. Прежде всего, это литургика как наука о богослужении, она изучается на всех курсах. Богослужебный устав Православной Церкви – на разных курсах разные этапы. С теоретическим курсом сопрягается и практическая деятельность, это связано с послушаниями пономарства, чтения, пения на клиросе; студенты должны уметь составить, организовать службу.

Пастырское служение связано с проповедью и миссией, поэтому есть дисциплины, направленные на эти стороны. Гомилетика как наука о проповеди. Миссиология как наука, которая помогает правильно организовать миссионерское служение на приходе.

Читается курс по организации на приходе церковно-приходских школ, тоже важная область деятельность. В нашей епархии организация церковно-приходских школ на достаточно высоком уровне, в данном курсе предполагается практика. Студенты выезжают в школу, смотрят, как она организована, дают анализ.

Когда священнослужитель приезжает на приход, надо учить вере детей прихожан, и от правильной постановки дела зависит многое. Преподаются педагогика и психология, поскольку это большая практическая область.

К практической области относится и Церковное право, поскольку священнику придется разбирать на приходе канонические правовые ситуации: возможен ли церковный брак или крещение. Церковное пение и церковное чтение – дисциплины, которые также относятся к практическому блоку.

Церковно-исторические дисциплины – большой блок, поскольку в нем изучаются история России, история Русской Православной Церкви, история древней Православной Церкви, история Поместных Православных Церквей.

Большое внимание уделяется как древним, так и новым иностранным языкам в курсе семинарского обучения. Прежде всего, это церковнославянский язык как язык нашего богослужения, греческий и латинский языки; из новых языков сейчас изучаются английский и немецкий язык. Преподаются история философии и другие дисциплины.

 

- У наших телезрителей может возникнуть вопрос, смогут ли они в таком объеме освоить дисциплины. Не придется ли им отложить все другие дела и все семь дней в неделю сидеть над книгами, все 365 дней в году, забыв обо всем, что происходит вокруг?

 

- Надо сказать, что, с одной стороны, когда студент приходит в духовную, да и в любую высшую школу, где правильно построен учебный процесс, он должен понимать, что свободного времени у него будет крайне мало. С другой стороны, законодательство стоит на страже студента, и занятий не может быть больше допустимого количества, обязательно соблюдаются зимние и летние каникулы для отдыха студентов. Выделяется и свободное время.

Духовная школа – учебное заведение закрытого типа, и студент в меньшей степени предоставлен сам себе, чем в открытых светских вузах. Но сама система воспитания, режим дня и другие моменты имеют свое значение в воспитании будущего пастыря. Нужно учиться выполнять распорядок дня и режим, который необходим в будущем служении. Для священника очень важным качеством являются исполнительность, самоорганизованность, когда богослужение начинается в точно назначенное время, без излишних затягиваний и без торопливости. Когда священника не ждут  час-два, когда его ждут для исповеди больного. Могут быть обстоятельства, но священник должен учиться быть обязательным, точным. В этом смысле организация духовной школы и режим дня – важный и значимый момент в воспитании данных качеств.

 

- Чем же занимаются семинаристы в свободное время, которое, как выяснилось, у них все-таки есть?

 

- Наверное, надо спросить самих семинаристов. Во-первых, это время для самоподготовки. Время для того, чтобы привести себя в порядок. Это время общения.

Даже сам процесс обучения складывается не только из сидения на уроках. Может быть, очень важным моментом является то, что, собранные вместе в стенах семинарии, семинаристы могут общаться, как с преподавателями, так и друг с другом.

В современном мире можно хорошо и продуктивно учиться, не выходя из дома, используя книги и интернет. Но ведь обучение состоит не только в накоплении определенной суммы знаний, но и в том, чтобы применять эти знания в жизни. Как это делать? Ведь священник в разговоре с конкретным человеком должен не просто располагать определенной базой знаний, но должен уметь достать из этого «сундука» нужную вещь и распорядиться ей. Это дается в общении друг с другом, когда ставятся вопросы, может быть, не всегда удобные, в богословских дискуссиях. Когда надо строить диалог. Это тоже процесс обучения. В этом плане учебное заведение предоставляет возможность обучения, и оно имеет не меньшее, а в каких-то ситуациях, может быть, и большее, чем процесс учебной деятельности. Развивается способность реагировать, пользоваться знаниями.

 

-  В семинарии, как я понимаю, существует также и духовное наставничество?

 

- Семинария – духовное учебное заведение, и семинарист должен научиться строить и свою духовную жизнь.

В семинарии есть воспитательная работа и соответственно проректор по воспитательной работе. Это большой блок деятельности, который занимается и дисциплиной, и досугом, и организацией внеклассных мероприятий. В семинарии есть духовник, у нас это отец Сергий Алексеев, священник Свято-Троицкого кафедрального собора. К духовнику студент ходит на исповедь, когда возникают ситуации, которые сложно обсуждать с администрацией. Общение с духовником учить правильно исповедоваться, строить свою духовную жизнь. Поскольку священник должен будет потом учить этому других, сначала он должен научиться сам, и это дается не в классе. Здесь это всегда в индивидуальном порядке, и в той мере, насколько человек готов слушать и принимать то, что ему говорят.

 

- Вопрос телезрительницы из Башкортостана: Два моих сына уже священники, а младший оканчивает Московскую Сретенскую семинарию и хочет продолжать обучение. Что ему даст дальнейшее обучение и в чем оно заключается?

 

- Действительно, семинария – это первая ступень в образовании Русской Православной Церкви. Большинство семинарий бакалавриат, но в некоторых сейчас открывается магистратура, это следующая ступенька.

В чем отличие магистратуры от бакалавриата? Бакалавриат – это базовая, основная подготовка, то знание, которое лежит в основе. Магистратура – подготовка специалиста с опорой на базовые знания в тех областях, где нужны какие-то особые умения и навыки. Может быть, магистратура для будущих преподавателей определенных дисциплин, возможна практическая магистратура, например, это окормление воинских частей, тюрем и всей системы наказаний. Нужны специальные знания по психологии, законодательству, здесь изучение и ряда богословских, и светских дисциплин, которые будут полезны в этой деятельности. После магистратуры есть аспирантура, затем докторантура, где есть возможность прослушать тот или иной курс или пройти специальное обучение в других православных учебных заведениях, а также за границей.

Бакалавриат – база, а дальше несколько ступеней, позволяющих подготовить специалистов для церковного служения. Эти специалисты нужны, поскольку сейчас ставятся новые задачи. Мы видим постановления Святейшего Синода и Архиерейских соборов, новыми направлениями деятельности должны заниматься профессионалы. Здесь забота священноначалия о подготовке необходимых кадров налицо.

Если у человека есть желание учиться, вариантов много; и они предоставляются не только в России, но можно продолжать обучения и в Афинах, и в Фессалониках, и в Нью-Йорке, и Париже, везде, где есть православные учебные заведения. Было бы желание, а возможности есть.

 

- Вопрос телезрительницы: Скажите, пожалуйста, правда ли, что семинаристы еще во время обучения в семинарии должны найти себе матушку, только в этом случае они могут быть рукоположены?

 

- Сложно говорить, что обязан, это дело очень важное. Жениться после принятия священнического сана нельзя, надо до этого. Но никто не требует от семинариста сразу по окончании семинарии рукоположения в сан. Если он еще не определился, то он направляется к приходскому служению и решает эти вопросы.

Надо сказать, что хотя семинария – закрытое учебное заведение, семинаристы как-то находят себе невест, а если не находят во время учебы, то этот вопрос решается в продолжение ближайших лет по окончании. Общее наблюдение, что среди выпускников старших выпусков рукоположены были практически все. В более поздних выпусках процент меньше и связан с тем, что выпускники не были женаты. Есть послушания чтецов, пономарей, преподавательская деятельность.

 

- Мы пришли к ответу на вопрос о том, чем занимаются выпускники?

 

- Сейчас очень много различных служений на приходах. Есть приходы, где настоятель поочередно служит сразу на двух-трех приходах. Мы можем говорить о нехватке духовенства и на городских приходах, чтобы вести все аспекты работы. Необходимо расширение штатов, потому что пока нет таких людей. Работы много.

Когда человек определился, рукополагается, в его жизни появляется определенность, задачи, и все идет своим чередом. Если это по каким-то причинам не состоялось, семинаристы задействованы в разных сферах служебной, образовательной деятельности на приходах. Чем активнее работа, тем легче найти будущую супругу.

 

- Вопрос телезрительницы из Тулы: Каждое утро после правила я читаю главу Евангелия и две главы Апостола, столько раз прочитала, что уже почти знаю наизусть. Хотелось бы прочитать Ветхий Завет, можно ли читать теперь Ветхий Завет, обязательно ли читать его стоя перед иконами, как Евангелие?

 

- Если нет физической возможности, Священное Писание не обязательно читать стоя, можно положить книгу на стол и сесть.

Наверное, стоит начать читать Ветхий Завет. Хорошо, что Вы знаете наизусть Евангелие, но это не значит, что его не надо читать. Священное Писание в зависимости от обстоятельств нашей жизни может каждый раз открываться по-новому, мы можем получать ответы на те вопросы, которые актуальны для нас именно сейчас.

Начать читать Ветхий Завет можно по порядку, а можно начать с учительных книг, где содержатся духовные и нравственные поучения. Это и Премудрости Соломона, Екклесиаст, те книги, которые назидают и касаются нравственных вопросов и отношений к жизни. Внимательное и вдумчивое чтение принесет много плода. В обиходе православного христианина должна быть и Псалтирь.

 

- Время нашей передачи незаметно подошло к концу. Были интересные вопросы телезрителей. Напоминаем, что 30 марта состоится День открытых дверей в Екатеринбургской духовной семинарии.

 

- Приглашаю всех на Божественную литургию в Свято-Троицкий собор, которая начнется в 9 часов утра, а затем в семинарию на День открытых дверей, где вы сможете задать все интересующие вас вопросы. Спасибо все и до свидания.

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать