Беседы с батюшкой. Святой Олав и христианское просвещение Руси и Скандинавии

24 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Беседа с председателем Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, настоятелем храма святого пророка Илии в городе Выборге протоиереем Игорем Аксеновым. Передача из Санкт-Петербурга. 

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, почему у нас сегодня такая интересная тема?

– Дело в том, что в новообразованной Выборгской епархии кафедральным городом является Выборг, а доминантой Выборга – башня святого Олава (или Олафа, как его часто называли). Святой Олав является небесным покровителем города Выборга, по крайней мере с документально зафиксированного времени – с 1295 года. Как только шведы завоевали Выборг в 1293 году, они сразу же стали строить крепость, и в ней была устроена община святого Олава, появилась католическая часовня, которая была преобразована в лютеранский храм, когда началась Реформация. Он дважды менял свое местоположение, затем там был казарменный храм Русской Православной Церкви. В се это происходило под сенью башни святого Олава и под его небесным покровительством.

Естественно, возникает вопрос: святой Олав – незнакомое имя, мы не видим его в наших святцах. Может быть, это вообще какой-то латинский святой, а не наш? Спешу вас уверить, что святой Олав – один из последних святых неразделенной Церкви: он был прославлен 3 августа 1031 года. Более того, святой Олав теснейшим образом связан с Ярославом Мудрым и святой Анной Новгородской, достаточно долгое время жил в Новгороде. Дошло до того, что Ярослав Мудрый в свое время предлагал ему в удел Волжскую Булгарию, однако он отказался. Сегодня я собираюсь рассказать вам всю эту историю, потому что жизнь святого Олава – жизнь человека, который, подобно равноапостольному князю Владимиру, начинал с лихих походов, но его посетил Господь – и в нем произошла глубинная перемена. Он являлся не только христианским просветителем норвежцев, но и общескандинавским святым, особо почитаемым и в Швеции, и в Исландии, и даже в Великобритании. Он почитается и у нас: в Новгороде, Старой Ладоге.

Святой Олав II Харальдссон – второй в череде четырех конунгов (королей), христианских просветителей норвежцев. Первым был Олав I Трюггвасон, приемный сын равноапостольного князя Владимира. Третьим – сын Олава II Магнус I Добрый. И четвертым – Харальд Сигурдарсон по прозвищу Суровый. Эти четыре личности были очень тесно связаны, во-первых, с Древней Русью, а во-вторых, с христианским просвещением Руси и Скандинавии (оно шло параллельно в обоих регионах), как Рюрики (в частности, князь Владимир и его потомок Ярослав Мудрый) и Инглинги (Анна Новгородская, известная нам как Ирина – это имя было дано ей при крещении; урожденная принцесса Ингигерд, родная дочь короля Швеции Олава Шётконунга, крестителя шведов: в 1000 году он крестился вместе со своим ближайшим окружением в дачной резиденции Хюсабю, и это положило начало окончательной христианизации Швеции).

Надо заметить, что начало христианизации закладывалось как в Скандинавии, так и на Руси еще в IX веке. У нас – с похода Аскольда и Дира. Вспомним необычайное чудо, которое положило начало празднованию Покрова Пресвятой Богородицы, что совершилось на глазах у войска Аскольда и Дира, пришедшего на взятие Константинополя. После всенощного бдения в Лахернском храме патриарх Фотий вышел с ризой Божией Матери, на глазах наших воинственных предков опустил ризу в воды Босфора – и поднялась буря, ладьи стали тонуть. Все, кто выжил, видя совершенно явное необычайное чудо, просили крещения. И, по преданию, Аскольд и Дир приняли крещение с именами Николай и Илия, и первые храмы Киева (Николая Чудотворца и Илии Пророка, который существует до сих пор) связаны именно с ними. Фотий Константинопольский, когда упоминает о крещении болгар, пишет и о том, что «народ россов, большой и опасный, наводивший ужас на христианскую Европу, принял крещение, принял епископа и слушает его». Действительно, уже тогда была организована Русская митрополия под номером 61 (то есть она была новообразованной), ей был дан епископ, однако начатки христианизации заглохли в результате языческой реакции. То же самое происходило в Швеции. Первые семена христианства были туда принесены где-то в середине IX века святым Ансгаром (по-нашему – Оскаром), мучениками Нифардом (он был зарублен мечом) и Римбертом. Они положили большие труды на просвещение шведов. Но языческая реакция приглушила процесс христианизации и там. Однако вскоре пришла новая волна христианизации, которая завершилась крещением короля Олава Шётконунга и его ближайшего окружения.

Святой Олав II Харальдссон родился в 995 году, его отцом был Харальд Гренландец, а прадедом – Харальд Прекрасноволосый, первый объединитель норвежцев. Норвегия – горная страна, и до сегодняшнего дня диалекты в разных частях государства настолько различаются, что жители с трудом понимают друг друга. Горы разделяли норвежцев. Дороги возникли совсем недавно, где-то в середине – конце XX века, тогда Норвегия стала удобной для посещения. До этого данная местность была достаточно труднопроходимой. И объединение Норвегии наталкивалось на клановость, потому что везде были свои роды, обычаи, в том числе языческие, свои правители, «князьки» на местах, которые всячески противились этому.

Первый объединитель Норвегии – это Харальд Прекрасноволосый из династии Инглингов. Олав II Харальдссон – его правнук. Это очень важно, потому что он мог претендовать на королевский престол в Норвегии. То есть он был законным правителем и в глазах всего народа, и по факту. Надо отметить, что в то время, когда Олав пришел в этот мир, был период походов викингов. И обычно, когда мальчик только становился подростком двенадцати лет, ему давали дружину – и он отправлялся на определенные завоевания. Вместе с ним обычно посылали одного или двух скальдов, которые записывали его подвиги, в том числе в стихах. То же самое было и со святым Олавом. Двенадцати лет от роду, в 1007 году, он отправился на свое первое завоевание, в свое первое путешествие викингов. У него было судно, дружина, которая уже звала его конунгом. Он очень быстро прославился своими подвигами. Конечно, эти подвиги были чисто языческими. Вскоре Олав встретился с известным викингом датчанином Торкелем Высоким, который на тот момент был одним из ярчайших и сильнейших викингов-завоевателей. Он наводил ужас на Голландию, Великобританию и другие области уже христианской Европы. Вместе с Торкелем Высоким, с которым они объединились, Олав, в частности, взял и разорил город Утрехт в Голландии. Долгое время они осаждали южное побережье Великобритании, был предпринят успешный поход на Лондон. Если мне не изменяет память, это был 1011 год. Тогда будущий святой Олав прославился тем, что придумал хитрость: соорудил специальные щиты над своими ладьями и подошел прямо под укрепленный мост в Лондоне (а это было целое сооружение, которое было сложно преодолеть), его люди зацепились крюками за сваи, потом был отдан приказ грести в обратную сторону, и таким образом мост удалось разрушить. Лондон оказался беззащитен.

Но наступает время духовного перелома в жизни Олава-викинга. Когда он со своим войском опустошал южные берега Великобритании, он взял Кентербери. Викинги разорили аббатство и, перебив многих монахов, взяли в плен епископа Альфеджа. Это святой епископ, мученик Христов. Они не убили его, потому что собирались получить за него выкуп. Святой Альфедж был очень интересным епископом (кстати, он миропомазал после крещения Олава Трюггвасона): он отказался получать за себя выкуп, потому что люди и так жили бедно, был категорически против того, чтобы народ входил в какие-то траты, стеснял свою жизнь. Он вызывал уважение у Торкеля Высокого, который ему покровительствовал. Но однажды у викингов Торкеля Высокого случилась пьянка – и они убили Альфеджа. Он в полном смысле слова претерпел мученичество. Это случилось на Пасху, в апреле 1012 года. В силу того что и Торкель Высокий, и Олав Харальдссон долгое время общались с епископом Альфеджем и слушали его проповеди, в них уже было заронено семя веры. Они были расположены к епископу и очень расстроились из-за того, что он погиб.

Это послужило причиной того, что они (в частности, святой Олав) оставили свои разбойные набеги. Олав перебрался со своим войском в Руан, в Нормандию, к Ричарду II Доброму. И там, спустя некоторое время, слушая проповеди родного брата Ричарда II Роберта, 16 октября 1014 года он принял от епископа Роберта крещение. Прошлой осенью, 16 октября, в Норвегии были большие торжества по случаю 1000-летия крещения святого Олава. После крещения он вернулся в Великобританию, взял с собой духовенство – и отправился в родную Норвегию: просвещать ее светом христианства. Надо заметить, что святой Олав был удивительно успешным миссионером. Как конунг он тоже показал себя мудрым и образцовым правителем. Он объединил Норвегию всего за 13 лет. В силу ее вытянутой территории и пересеченной местности это выглядит как чудо. Более того, за 12 лет он просветил Норвегию светом Евангелия. Уже в 1024 году (не помню, в каком городе) на тинге было принято решение, что христианство является государственной и единственной дозволенной религией в Норвегии. Олав самым решительным образом выступил против беззаконий своих соотечественников, то есть против традиции отправлять юных викингов на разбой в христианские страны. Причем выступил он довольно жестко: к преступникам применялись смертные казни, членовредительство за грабеж и т.д. Очень скоро Олав добился большого успеха в установлении в Норвегии нормальной, спокойной жизни. Буквально 13 лет – и Норвегия стала централизованным христианским государством. Он обеспечил нормальную жизнедеятельность Церкви: епископата, всей ее иерархии. Все это было достигнуто его трудами, а также трудами епископа Гримкеля, взятого им из Англии. Объединив Норвегию, Олав нажил себе врагов среди местных «князьков», которым это, конечно, было неприятно, потому что они лишались своей власти, переходя во власть короля Норвегии, лишались части своих доходов, вольницы, было определенное недовольство и тем, что отменялись языческие обычаи. Как в любом деле христианского просвещения, наступил период языческой реакции. Она вылилась в бунты людей, обладающих земельными наделами (норвежских «князьков»): они стали презирать Олава за его христианство, жизнь по Евангелию, потому что у них обмануть и ограбить считалось нормальным делом. Они не стали христианами, а прежняя жизнь была у них в памяти.

Слухи об этом дошли до короля Великобритании Кнута Могучего. Пользуясь ситуацией, он написал князьям письмо с обещаниями им должностей, значительными денежными суммами и предложением свергнуть Олава, а ему дать завоевать Норвегию. Они решили присягнуть ему, тут же составили ответ, что готовы его принять. Когда войска Кнута Могучего вступили на землю Норвегии, Олав, видя, что не имеет поддержки среди хевдингов, бондов и лендерманов, и понимая, что воевать и с англичанами, и со своими «боярами» невозможно, вместе со своим малолетним сыном Магнусом был вынужден бежать в Швецию. Это произошло в 1027 или 1028 году. Почему им была выбрана Швеция? Во-первых, потому, что это была рядом лежащая страна, а во-вторых – ее правители тоже были из династии Инглингов. Более того, в 1018 году святой Олав Харальдссон, для того чтобы укрепить связи со Швецией, сватался к дочери короля Олава Шётконунга Ингигерд, которая в то время была одной из самых завидных партий Северо- Западной Европы. Она была красавица, образованная, умнейшая молодая девушка. И ее отец вместе со страной, которую он возглавлял, представлял собой очень значительную персону. Однако, несмотря на то что оба Олава были из рода Инглингов и являлись христианскими просветителями своих государств, приняли христианство, Олав Шётконунг ничего не хотел слышать о браке норвежского тезки со своей дочерью.

Здесь сказался тот факт, что Норвегия была страной победнее, чем Швеция. Видимо, еще были какие-то личные счеты со времен лихих походов викингов. Он отказал. Но государственное собрание Швеции принудило короля Олава Шётконунга к тому, чтобы он выдал дочь за Олава Харальдссона для укрепления связей с соседней Норвегией. Тогда Олав Шётконунг придумал хитрость: он ничего не сказал и молча, пока шло время сборов норвежского Олава, чтобы приехать и забрать невесту, по-быстрому выдал ее за Ярослава Мудрого. Когда Олав Харальдссон прибыл со свитой на границу, чтобы забрать невесту, ему было сказано, что она уже выдана замуж за «конунга Ярицлейва». Ингигерд не стала противиться воле отца, но поставила одно условие: в приданое ей должен быть отдан Альдейгьюборг со всем ярлством, то есть со всеми окружающими владениями. Альдейгьюборг – Старая Ладога, древняя земля Рюриковичей, а окружающие владения – весь бассейн Невы. Это стало ее вотчиной, и данная земля стала именоваться Ингерманландией: «землей людей Ингигерд». По-фински – Инкеринмаа. Образовался целый слой населения, народ, который стал называться ингерманландцами. Как мы видим, святой Олав был связан с Ингигерд, они давно знали друг друга. После обмана со своей стороны, несмотря на решение государственного совета, Олав Шётконунг выдал за норвежского Олава свою вторую дочь, сводную сестру Ингигерд Астрид. Святой Олав стал родственником Ингигерд и, соответственно, родственником Ярослава Мудрого. Хотя надо заметить, что их родственные связи зародились еще во времена князя Владимира, который усыновил Олава Трюггвасона, троюродного дядю святого Олава Харальдссона. Об этом я расскажу чуть позже.

Когда началась языческая реакция, Олав вместе с маленьким сыном Магнусом бежал в Швецию, а оттуда – к Ярославу Мудрому и Ирине (урожденной Ингигерд) в Новгород. В ту пору Новгород был доминантой всей Северо-Западной Европы. Это был самый крупный город. Париж на тот момент был в 40 раз меньше. Новгород стоял на пути «из варяг в греки», и, естественно, торговые связи с Византией (шел XI век, и Византия была богатой) обогащали город. В сознании скандинавов не Киев, а именно Новгород был столицей русов, потому что Киев их мало интересовал – их интересовала, конечно, Византия, а путь в нее лежал через Великий Новгород. Когда Олав оказался в Новгороде, в первое время он был впечатлен, потому что Новгород называли Гардарикой, то есть «страной городов». В других государствах были поселочки, села – Новгород же был страной городов. Олав был впечатлен жизнью новгородцев. Новгородцы были очень грамотными на то время людьми. Берестяные грамоты, посвященные жизни новгородцев XI века, обнаруженные во 2-й половине XX века, показали чрезвычайно высокий уровень грамотности и развития общественной жизни. В горной Норвегии с маленькими селами не было больших промышленных центров, только рыба, овцы – и всё. Это сейчас Норвегия ассоциируется с большими запасами нефти и газа и имеет совершенно другой облик.

В первое время Олав хотел вернуться в Норвегию, отвоевать ее, но Ярослав Мудрый с Ингигерд его отговорили, попросили, чтобы он остался, осмотрелся, пожил в Новгороде. И он прожил там целый год. За это время, как я уже говорил, Ярослав Мудрый даже предлагал ему удел – неспокойную Волжскую Булгарию, в силу того что Олав был успешным правителем. Однако Олав склонялся к тому, чтобы вообще оставить притязания на королевский престол, уехать в Иерусалим и остаться там в одном из монастырей. Однажды во сне святому Олаву явился Олав Трюггвасон, который напомнил ему о том, что венец короля снимается только с головой. Трюггвасон сказал ему, что если он вернется в Норвегию и будет сражаться за то, что принадлежит ему по закону, то станет вечным конунгом этой страны, а если останется в Новгороде – никто не будет его помнить. Олав Харальдссон стал собираться в Норвегию, видимо предполагая, что поход не будет успешным. Держава Кнута Могучего была для него серьезным противовесом. Ярослав и Ирина помогли ему с войском, малолетнего сына Магнуса Олав оставил на их воспитание и отправился на родину. Естественно, проходя бассейн Невы, Олав не мог миновать Выборга, потому что суда требовали остановки, обновления провианта. Когда Олав прибыл в Швецию, родной брат Ингигерд тоже помог ему с войском, снаряжением и кораблями.

Финальная битва произошла в местечке Стиклестадир (сейчас оно называется короче – Стиклестад). У святого Олава было всего лишь 3600 воинов. Армия противника превосходила его войско в два раза. Однако он не убоялся, вышел на это поле исторической памяти норвежцев и вызвал на бой тех узурпаторов, которые, пользуясь языческой реакцией, незаконно захватили власть в Норвегии. Перед боем Олав ведет себя поистине по-евангельски: накануне все его войско и он сам были на литургии и причастились. При этом надо понимать, что в то время литургия проходила по византийскому обряду, потому что все, как правило, принимали крещение в Византии. Рим был очень далеко. Мы не знаем пути «из варяг в Рим», потому что он тогда никому не был интересен. Всем была интересна Византия. После Причастия Олав дал большую сумму денег на помин тех его врагов, которые падут во время боя. Когда его дружинники стали его спрашивать, станет ли он подавать на помин их душ, он ответил, что если они падут, и так будут спасены. Он молился почти всю ночь, уснул на короткое время и увидел сон, в котором узрел себя поднимающимся по лестнице в небо и что до небес осталась всего одна ступень, из чего он понял, что эта битва будет для него последней.

Во время битвы он несколько раз был ранен. Людей было не так много, и известно, кто нанес ему смертельную рану: это был викинг Торир Собака. Сразу после смерти святого Олава стали совершаться чудеса. Во-первых, сам Торир Собака получил исцеление от крови, пролитой святым Олавом. Он победил конунга – и, по обычаю, битва прекратилась. Торир положил Олава на носилки, отер от крови его лицо и увидел, что оно было румяным и было красивее, чем тогда, когда он был жив. Кровь, попавшая на руки Торира, исцелила его раны (дрались на мечах – и руки все были побиты). Это настолько впечатлило Торира, что он стал свидетельствовать об этом. Однако предательство святого Олава теми людьми, которые в свое время ему присягнули, и то, что они призвали иноплеменников, было совершенно беззаконным делом. Поэтому для того, чтобы его почитание не распространялось и им не было худо, тело Олава спрятали.

Через год его тело было чудесным образом обнаружено нетленным, и началось прославление святого, потому что стали совершаться чудеса. Из них засвидетельствованных Церковью того времени – шестьдесят шесть. Были и общие чудеса: когда его тело перенесли и положили в кафедральном соборе святителя Климента Римского в первой столице Норвегии, городе Нидаросе (ныне это Тронхейм), то присутствующим слышался небесный звон колоколов, хотя видимо их не было. Было много исцелений, возвращения зрения слепым и так далее. Поэтому его почитание буквально вспыхнуло как пожар. Казалось бы, недавно он был врагом, но при всенародной вере и поддержке епископ Гримкель провозгласил его святым 31 августа 1031 года. А погиб Олав 29 июля 1029 года. Мы видим, что его канонизировали через очень короткое время.

И после того как святой Олав пал и был прославлен, его сын оставался на попечении Ярослава и Ирины. Постепенно в Норвегии росло чувство раскаяния и недовольства иноземным правителем. Иноземный правитель никогда не будет родным. И настал тот момент, когда норвежские лендерманы обратились к Ярославу и Ирине с просьбой возвратить сына святого Олава Магнуса на норвежский престол. Однако они встретили отказ, потому что Ярослав и Ирина беспокоились об участи мальчика. Ему на тот период было всего 12 лет. После убийства его отца они опасались того, что может случиться с ребенком. Но просьбы были очень настойчивыми. И тогда Ирина связала язычников страшными языческими клятвами несмываемого позора и вечного проклятия – только после этого она и Ярослав возвратили Магнуса на королевский престол в Норвегию. В силу того что Магнус был воспитан в Новгороде, в Гардарике, у Ярослава Мудрого, «конунга Ярицлейва», который был христианским идеалом для скандинавов того времени, то народ и князья приняли Магнуса I с большой радостью. Никакого боя с войском Кнута Могучего не было: они просто оставили Норвегию и ушли – из-за массового желания норвежцев видеть на престоле потомка Олава они поняли, что никакая битва невозможна, потому что весь народ их отвергал.

Магнус I взошел на норвежский престол, и народ присвоил ему прозвание Добрый. Он правил не так долго: 11 лет. Но при нем произошел переломный момент христианизации Норвегии. Главная языческая традиция кровной мести была отменена, так как он находил ее несовместимой с христианскими ценностями. Надо сказать, что норвежцы того времени были очень похожи на чеченцев времен Кавказской войны: те же горы, обычаи, понятия о чести. При Магнусе I христианство окончательно утвердилось в Норвегии как государственная религия. В 1036 году он прибыл в страну, а в 1047 году, будучи совсем молодым, умер от инфекционной болезни, которую тогда еще не умели лечить. На то время у него уже был соправитель – Харальд Сигурдарсон, сводный брат святого Олава Харальдссона. Откуда он взялся? Он участвовал вместе со святым Олавом в битве при Стиклестаде. Во время этой битвы, когда Олав был убит, Харальд был тяжело ранен и прятался в лесах. Ему в то время было всего 15 лет. Тогда люди очень рано взрослели. Он добрался до Швеции и оттуда в течение года с трудом добирался до Новгорода, до Ярослава Мудрого. Там он был с любовью принят. Будучи 16-летним потомком конунга, не имеющим ни кола ни двора, он влюбился в дочь Ярослава и Ирины Елизавету, которой в то время было 9 лет.

Так как Харальд Сигурдарсон был нищим, никакой речи о браке с Елизаветой быть не могло. Тогда он, по обычаю христианских викингов, отправился завоевывать и славу, и богатство, и королевство. Он пошел на службу к византийскому императору и дослужился до начальника варяжской гвардии – личной гвардии императора Византии. Гвардия была варяжской, потому что никто не мог сравниться с ними в воинском искусстве. Харальд охранял Гроб Господень, воевал с арабами, дошел до Иордана, омылся в нем. Так как он как служащий Византии получал жалованье в золоте (а Византия в то время была единственной страной, которая платила жалованье золотом), это делало его богатым человеком. Все, что он получал, он собирал и отсылал Ярославу Мудрому. В 1046 году, после 15 лет службы, Харальд вернулся в Новгород. Елизавета ждала его. Ярослав Мудрый отдал ему все средства, которые он посылал, и вместе с ними – Елизавету. Она была королевой Норвегии на протяжении 20 лет (1046 -1066), до тех пор, пока в возрасте 50 лет Харальд Сигурдарсон Суровый не был убит в Англии в битве при Стамфорд-Бридже и власть не перешла к другим людям.

Когда Харальд приехал в Норвегию в 1046 году, Магнус сразу же разделил королевство между собой и им. Спустя год, когда Магнус тяжело заболел, он заповедовал Харальду дать свободу Дании, потому что после распада державы Кнута Могучего Дания отошла к Норвегии. Магнус I был правителем не только норвежцев, но и датчан. Харальд Сигурдарсон исполнил это. Также Харальд является основателем поселения Осло, ныне столицы Норвегии. А Олав Трюггвасон – основатель древней столицы Норвегии, Нидароса (Тронхейма). До сегодняшнего дня в Тронхейме находится кафедральный собор, и коронация проходит именно там. В этом же городе находится хранилище всех королевских регалий, рядом с Нидаросским собором, в котором был положен святой Олав, но в XVI веке, когда началась Реформация, датчане, завоевав Норвегию, к сожалению, похитили две раки (одну золотую, другую серебряную) и переплавили их, а мощи святого просто оставили в гробе. Спустя 20 или 30 лет Норвегию завоевали шведы, был разрушен и гроб, похищено оттуда все золото, а тело святого Олава закопали неизвестно где около кафедрального собора.

Но Бог судил так, что в прошлом году в Норвегии проходили большие торжества по случаю 1000-летия крещения святого Олава. На них епископ Выборгский и Приозерский Игнатий послал меня. Меня пригласило и духовенство Норвегии. И я принимал участие в освящении деревянного храма в память святого Олава именно в Стиклестаде, на месте исторической памяти норвежцев. Это поле, и там практически никто не живет, там ферма. Но огромное количество народа собирается 29 июля на праздник. Там происходит театрализованная постановка, посвященная жизни святого Олава. Все это поле становится зрительным залом. Огромное количество детей. В Норвегии всячески поддерживают память о святом Олаве. Для них он национальный герой, государственный правитель, объединитель Норвегии, но они уже все протестанты – и не принимают его как святого, так как у протестантов святых нет. Только благодаря Русской Церкви они начинают понимать, что Олав не только национальный герой, но и реальный святой их Церкви.

Норвежцы сами предложили поставить православный храм на месте исторической памяти, прямо посреди поля. Есть лютеранский храм – на месте гибели Олава, в стороне – католический, теперь есть и православный. На освящении церкви было очень много представителей средств массовой информации, и мне был задан такой вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что православный храм построен в честь Олава, ведь он норвежский святой?» И я ответил, что мы принесли на норвежскую землю не новую веру, а вернули веру святого Олава на его землю. Конечно, и Олав II Харальдссон, и Харальд Сигурдарсон, и Магнус, и Ярослав, и Олав I Трюггвасон получили крещение либо в Византии (как Олав Трюггвасон и Харальд Сигурдарсон), либо на Святой Руси от того же греческого духовенства. Поэтому везде был греческий обряд. Епископ Игнатий написал по этому случаю целое послание, которое я зачитал. В нем он отметил, что святой Олав является небесным покровителем не только норвежцев, но и Выборга, потому что доминанта города – башня святого Олава. И посвящена ему не только Выборгская крепость, но и крепость Савонлинна (это переводится как «крепость святого Олава в земле Саво») в Финляндии. По-шведски она называется Олафсборг. Крепость была построена в 1495 году. Также святому Олаву посвящен храм Олевисте в Таллинне, известная культурная достопримечательность. Надо заметить, что память о нем сохранена на территории всей Скандинавии и далее: от Исландии до нашего Новгорода, где после его смерти был построен храм святого Олава. Был храм, освященный в его честь, и в Старой Ладоге. Я уверен, что и на выборгской земле карелы, которых насильно обратили в католичество, также почитали этого святого.

День его памяти – 29 июля. В этом году, к сожалению, в Выборгском замке не будет больших торжеств, потому что частично обрушилась кладка, и губернатор совершенно законным образом запретил все культурно-массовые мероприятия, так как это представляет опасность для людей. Надеюсь, что выделенных средств, предназначенных для реставрации Выборгского замка, будет достаточно, что будет восстановлен и православный домовый храм святого Олава. А в замке можно будет взять его житие, поставить ему свечу и увидеть в нем не какую-то мифическую личность, а совершенно реального, конкретного православного, восточного святого, который очень близок (можно сказать, что это родственный святой) и нашей Древней новгородской Руси. Такова история святого Олава.

– Где еще можно ознакомиться с этой историей? Может быть, у наших телезрителей остались какие-то вопросы.

– В Интернете есть две очень хорошие статьи исследователя Матрусова, посвященные святому Олаву. Можно почитать Карташова, его очерки по истории Русской Церкви. Под моей фамилией в Интернете тоже есть несколько статей – возможно, даже с картинками, потому что я уже лет пять занимаюсь этой темой. Совсем недавно на Архангельских епархиальных образовательных чтениях в Выборге я представлял большой доклад с презентацией по святому Олаву и христианскому просвещению Руси и Скандинавии, с тем чтобы нам восстановить почитание святого Олава как святого Восточной Церкви, так как он принимал крещение именно на Востоке, в Византии. Это платформа для нашего будущего диалога с норвежцами, шведами, финнами: у нас есть общий святой, хотя почитание Олава как святого присуще только Русской Церкви.

Надо заметить, что Реформация в Норвегии была насильственной. Сейчас Норвегия по духу очень склонна к православию, многие люди принимают его: в частности, хранитель всех королевских регалий, который готовит правителей к коронации, и один из известных исследователей, профессор истории Каролина. Он проводил для нас экскурсию и сказал, что мощи святого Олава находятся точно под алтарем, потому что его тело закопали за алтарной стеной, но собор разрушился и был создан новый алтарь: под ним, под спудом, и находятся мощи святого. Хранитель поведал, что когда будет праздноваться 1000-летие мученичества святого Олава, будет обращение к Лютеранской Церкви с просьбой открыть его мощи.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове священник Виктор Ленок.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать