Беседы с батюшкой. Греховные страсти и борьба с ними

22 декабря 2015 г.

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы. 

Тема нашей передачи «Греховные страсти и борьба с ними». Мы сейчас проходим поприще Рождественского поста, и, как известно духовно опытным людям, с началом поста у человека, который старается его соблюдать, все страсти начинают проявляться. Давайте попробуем разобраться с тем, что же такое страсть.

– Слово «страсть» часто употребляется в религиозной литературе, в контексте нравственного богословия, в повседневной жизни и просто в нашей речи, но им нередко и злоупотребляют, а отсюда порой возникает путаница и всякого рода неприятности. Надо исходить из того смысла, какой вкладывали в это слово наши святые отцы, стоявшие у истоков православного богословия, из того значения, в котором оно употребляется в Священном Писании. Слово «страсть» - это перевод с греческого языка слова «пафос», кстати говоря, отсюда же произошло и слово «пассивность», пассивный залог в грамматике. Это слово имеет достаточно широкий спектр значений, но основной его смысл – воздействие чего-либо на меня. Как сказал очень метко один автор: «Страсть – это не когда я делаю, а когда мной делают». И грамматически это тоже очень верно звучит – пассивный залог. Иными словами, в контексте нашей нравственности, аскетики (тоже в правильном понимании этого слова: имеется в виду не сидение на гвоздях, а духовная гигиена) страсть – это паралич воли. Вот у меня и у Вас есть страсть к кислороду. Если мне зажать рот и нос и сказать: «Обходись как хочешь! У тебя страсть – твои проблемы!», то где-то минуты полторы-две я побьюсь как рыба об лед, а потом дело будет плохо... Есть у нас страсть к воде – без нее можно несколько дней прожить... Есть у нас страсть к еде – можно месяц или полтора прожить без пищи...

И к другим подобным вещам у нас имеются такого рода страсти. Это так называемые неукоризненные страсти, и за них нас невозможно укорять. Спрашивается, а как это проверить? Да очень просто: Господь наш Иисус Христос, приняв человеческую природу, бесспорно, имел эти страсти – Он дышал, ел, пил, спал, уставал и нуждался в чем-то. Это, еще раз повторюсь, неукоризненные страсти. А вот дальше уже начинается соскальзывание в сторону укоризны. К примеру, еда – это неукоризненная страсть: человек должен питаться, но вот вопрос, что он должен есть, раз мы вспомнили про пост? Какие продукты? Человек говорит: «Мне хочется есть». «Хорошо, иди поешь салат из капусты», – скажем ему в ответ, но человек заявляет: «А мне хочется сыра!» Но ведь сыр, как мы правильно считаем, это пища не для поста. Человеку хочется есть, но он не желает есть непостную пищу. Вот отсюда и начинается склон, скатывание вниз. Пока мы шли по ровной поверхности, все было нормально и хорошо, но как только обстановка изменилась, нам сразу же стало тяжело. Человеку хочется есть, но он или сам вспомнил про пост, или его кто-то предупредил об этом, и он не стал есть непостную пищу. А другой человек или тот, кто находится в тяжелом положении, скажет: «Я так не могу! Хочу сыра, хоть ты лопни!» И кто-то начал есть сыр, как мышь, а кто-то ведь и в более серьезные неприятности впадает из-за паралича воли: «Ничего не могу с собой поделать! Я же сам сыр не ем, это меня кто-то заставляет!»

Часто когда мы разговариваем с человеком о чем-то личном, касающемся его, о каких-то привычках, то можно услышать такую фразу: «Я страсть как люблю то-то и то-то!» Это просто игра слов, или это на самом деле проявление страсти?

– Очень хорошее выражение! Язык очень мудр, и в таких языковых оборотах, поговорках проявляется нечто интересное и глубокое. Когда человек говорит: «Я страсть как люблю сыр!», то это, конечно, не означает, что он не проживет без него, но это открывает некую дверцу в недолжном направлении. Никто ведь не скажет: «Страсть люблю дышать!», понятно, что нужно дышать, но если человек называет конкретный продукт, без которого он не может жить, то тут уже звенит маленький колокольчик тревоги. Ты говоришь, что страсть как любишь то и то, а можешь ли ты абсолютно спокойно сказать: «Да, я очень это люблю, но есть это не буду»? Проявится ли у тебя совершенно нормальная реакция человека на некий внутренний толчок и ты откажешься? Или скажешь: «Ничего не могу с собой поделать! Страсть как хочу это съесть!»? Очень часто маленький ребенок, от которого мы не требуем соблюдения поста в полной мере, начинает капризничать: дайте мне то, дайте мне это! Взрослые его вначале удерживают, а потом говорят: да ладно, надо дать ему мороженое, конфетку, шоколадку... чтоб не капризничал. И в этом педагогическом движении уже скрыт маленький тревожный звоночек, хотя, может, уже и большой.

А как вообще в человеке зарождаются страсти?

– Святые отцы дают очень разумное и серьезное изложение раскрытия процесса. Если неукоризненные страсти присущи человеку по природе, то укоризненные развиваются в нем практически всегда постепенно. Мы с вами перед этим говорили о еде, сыре, но всерьез это никого не пугает, волосы дыбом не поднимаются, но вы все, дорогие зрители, люди серьезные, понимаете, о каких страстях чаще всего идет речь: это алкоголизм, наркомания, лудомания, разного рода сексуальные злоупотребления, жадность, стяжательство, ругань, скандальность, знакомая многим из нас. Иногда к священнику приходит человек и говорит: «Я-то сам ничего, это вот все жена моя. Я на нее так разозлился, что не смог удержаться и вмазал ей хорошенько! А она потом в поликлинику поехала, в полицию обратилась». И он так это рассказывает, как будто он муху шлепнул, вместо того чтобы понять, что совершил уголовно наказуемое преступление – избиение. У него это само собой разумеется: ну как же – она его довела, он же разозлился из-за нее.

Вот эти греховные, губительные, самоубийственные страсти всегда выезжают по некоей кривой дуге, которая начинается иногда в детстве, отрочестве, а порой и во взрослом состоянии, когда человек, что называется, начинает давать себе волю. Конечно, это не очень хорошее выражение, не такое просвещающее и информативное. Я себе даю волю: ем, пью, дышу, хожу, гуляю, тружусь, молюсь, но даю волю не себе, а просто не обращаю внимание на свои грехи - перестаю внимательно отсекать, отбраковывать, отталкивать от себя греховные поползновения своей души, индивидуума, личности. И вот отсюда-то берут свое начало страсти: потихоньку, понемногу, начиная с помысла, с его принятия, с соединения с ним, как это звучит в переводе с греческого, с привыкания к греху. А дальше уже все идет по наклонной. Любой человек, знакомый с пагубной страстью – алкоголизмом, прекрасно знает, как это бывает: сначала по рюмочке, потом по две, затем по три сегодня, завтра, послезавтра и так далее, и вот уже человек – запойный алкоголик и ему самому непонятно, что делать. По этой же схеме развиваются практически все страсти, разумеется, конечно, со своими особенностями, но такая постепенная уступка греховным порывам своей души (или бесам, назовите это как угодно – это одно и то же), это и есть выражение той злой бесовской силы, которая направляет нас к погибели.

– Скажите, а как своевременно диагностировать в себе ту или иную развивающуюся страсть?

– Это очень важный, глубокий и практический вопрос. Если бы на него можно было легко ответить, то у нас бы уже давно выросли крылья и мы с вами порхали бы по воздуху как ангелы, но этого не происходит. Внимай себе, следи за собой – это общая для всех формула, которая понятна для человека, живущего сознательной христианской жизнью, а для того, кто далек от Церкви, это мало что значит – все равно что слепому или человеку с очень тяжелым поражением зрения сказать: «Протри глаза, раскрой их и внимательно посмотри!» Конечно, заболевание глаз нужно лечить, и сама эта идея лечения очень важна: грех в правильном понимании – это ни в коем случае не исключительная вина, это не означает, к примеру, того, что я за рулем взял и повернул туда, где запрещено, заплатил штраф и поехал дальше... Не это важно! Главная составляющая греха – это болезнь, некий дефект, который при моем попустительстве либо развивается, либо устраняется при определенном лечении.

Вот болит зуб у человека, а мы ему скажем так: «А пускай болит, все равно он сгнил и его нужно удалять», согласится ли он с нашим убеждением? Думаю, что нет. Каждому священнику, да и любому прихожанину должны быть хорошо знакомы слова молитвы, которая читается при таинстве Исповеди: «Пришел еси в духовную врачебницу, да не исцелен отыдеши...» Человек, приходящий исповедоваться, идет к священнослужителю либо как к врачу в кабинет, либо как на диспансеризацию. И в процессе этого откровенного разговора, который священник адресует Господу, обнаруживаются разного рода особенности. Сколько раз бывало такое, когда человек приходил к батюшке на исповедь с бумажкой с неразумным перечислением странных грехов, а он ему говорил: «Оставьте это. Вы мне лучше скажите, как Вы с женой живете? Расскажите-ка мне поподробнее». И вот священник выявляет грех, а затем говорит: «Вы эту бумажку выкиньте и не берите с собой на исповедь, а больше следите за собой, за тем, как Вы ведете себя со своими близкими». Так обнаруживается начало страсти, ростки греха, которые, если их оставить без внимания, могут привести к тяжелому духовному поражению.

Телезрительница из Воронежа задает вопрос: «Как можно избавиться от депрессии? Вот уже два года, как я ничего не могу с собой поделать».

– Тяжелый вопрос, потому что депрессия – это такое состояние, которое объединяет в себе и то, что относится к духовному, невидимому миру нашей души, и к органическому поражению. В условиях борьбы с депрессией самый правильный подход – это сотрудничество, содействие с Церковью и медициной. Многим священникам, в том числе и мне, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда звонил психотерапевт или невропатолог и просил: «Батюшка, а Вы не могли бы поговорить с моей пациенткой?» Или сам священник советовал своему прихожанину обратиться за помощью к специалистам-медикам. Нужно понять, что здесь должно соблюдаться равновесие: нужно не пренебрегать ни медицинскими, ни духовными средствами. Если человек, к примеру, сломал ногу, то какой бы он ни был: добрый, злой, хороший, плохой, умный, глупый, верующий или неверующий – он пойдет к хирургу, который наложит ему гипс, и независимо от нравственно-духовного и религиозного воспитания больного нога у него срастется. Здесь же совсем не так: чем ближе тема нашего разговора к душе, к невидимому духовному миру человека, тем она сложнее и тем больше зависит не от телесных и медицинских средств, а от соединения одного с другим.

Мы советуем Вам аккуратно, тщательно исповедоваться перед опытным, немолодым священнослужителем (женатым или монашествующим – это уже что Вам ближе) и ни в коем случае не пренебрегать медицинской помощью: обратиться к невропатологу, психотерапевту, выслушать то, что он скажет, принимать те медикаменты, которые он Вам пропишет. Врач худого не посоветует. У нас иногда бывает такое: начинают собирать клевету на врачей, бегать от них, убеждая всех в том, что так только здоровее будешь... Не надо такого делать, нужно трезвым взглядом смотреть на все и понимать, что есть две составляющие в человеке, которые необходимо подвергать исследованию и своевременному лечению.

Депрессию можно отнести к страсти печали или уныния?

– Действительно, если посмотреть, то симптом депрессии – это синдром паралича воли, когда человеку ничего не надо, ему ничего не хочется и он просто лежит на кушетке. Если он еще при этом работает, то у него падает производительность, способность делать что-либо полезное, им недовольны и начальство, и сотрудники, а он сам ничего не может с этим поделать – у него паралич воли. Но понять и устранить причину этого не так-то просто. И когда не очень, скажем так, квалифицированные «советчики» говорят такому человеку: «А депрессия у тебя понятно почему: это от того, что ты в 1982 году что-то не то сделал. Надо тебе поехать и искупаться в целебном источнике», то это звучит несколько самонадеянно. Конечно, невредно вспомнить свои прошлые грехи, принести в них покаяние – это нужно сделать, да и паломничество, когда оно в меру, тоже хорошо, но не надо при этом определять каких-то примитивных причинно-следственных связей, потому что соматическое состояние, состояние нервной системы составляет некий фон, на котором устанавливается такой душевный паралич.

Есть средства медицинские, о которых мы с вами уже говорили, а есть средства христианские. Мне бы не хотелось сейчас подробно об этом рассказывать, потому что узнать об этом вы должны у священника на исповеди. Нам ведь известно, что существуют разные лекарства, но их прописывает больному на приеме врач. Так и я сейчас укажу лишь общее средство для лечения депрессии, а вы все же обращайтесь за лечением к приходскому священнику. Самое общее распространенное лекарство от депрессии – это делать что-то для ближних. Если у матери есть дитя, которое она любит, у нее может быть состояние, толкающее к депрессии, но она будет посвящать себя ребенку, будет ухаживать за ним, лечить его, когда он заболеет. Это лучший импульс для того, чтобы выйти из состояния депрессии. Но большинство людей, страдающих от нее, это все-таки не молодые матери с детьми и даже не члены полноценной семьи, а одинокие люди, рядом с которыми нет никого, пережившие трагедию развода или утрату близкого человека. Им нужно оказать такую помощь, чтобы они были вынуждены помогать другим. Надо организовать для них ситуацию, чтобы они осознали факт своей необходимости, нужности близким людям. Именно тогда, совершая служение ближним, человек начнет выходить из этого депрессивного состояния.

Телезритель из Белгородской области спрашивает: «Есть такое понятие – первородный грех. В понимание первородного греха входят три составляющие: смертность, тленность и страстность, то есть человек болеет, есть хочет... Мне непонятно. Почему это грех, если я родился смертным человеком?»

– Вы сделали верное замечание, просто эта тема очень серьезная и глубокая - вплоть до того, что я порекомендовал бы людям, интересующимся ею, открыть и почитать книги по догматическому богословию или по православной апологетике. Проблема, которую Вы подняли, заключается в том, что само слово «грех», как и едва ли не все слова, обозначающие серьезные понятия в нашем языке, имеет несколько значений; в частности, первородный грех – это, как его следует правильно именовать по-русски, прародительское повреждение. Чтобы это понять, давайте представим себе что-то совсем элементарное: человек или какое-то животное несет в себе мутацию, некий генетический дефект, и все дальнейшее потомство будет его наследовать. Возьмите, к примеру, болезнь, которой страдал мученик царевич Алексей Николаевич Романов: у него была гемофилия – генетическая несвертываемость крови. Откуда у него взялось такое заболевание? Один из его предков получил когда-то подобное генетическое нарушение, которое передалось сыну последнего императора по наследству. Точно так же и в отношении первородного греха: если мы применим это к себе, то увидим, что каждый из нас несет такое же прародительское повреждение – природа человека искажена, повреждена. Это можно назвать грехом, греховностью, склонностью к греху, удобопреклонностью к греху, как об этом говорится в догматическом богословии. Те особенности, о которых упомянул наш телезритель: смертность, тленность, страстность, подверженность к греховным укоризненным страстям, - свойственны человеческой природе вследствие этого прародительского повреждения.

– А какие страсти могут быть в человеке?

– Они имеют достаточно широкий спектр. Страсти можно по-разному сортировать, упорядочивать, конкретизировать. Я бы хотел напомнить, что не столь существенно то, на что направлена страсть, сколь важна ее сила, то, насколько она владеет нами. Есть такой писатель, которого у нас считают детским (большая часть его произведений написана им для детей), Борис Николаевич Житков. Это был гениальный писатель, и некоторые его короткие рассказы я бы отнес не к детскому чтению, а рекомендовал почитать и взрослым. Мне вспоминается один его рассказ под названием «Как я ловил человечков». Тому, кто не читал его, я бы рекомендовал прочитать. Это совершенно детская история, написанная детским языком: мальчик, которому всего лет шесть от роду, рассказывает о том, как он жил у бабушки. Он увидел очень красивый пароходик, с которым ему захотелось поиграть. А дальше у ребенка возникает фантазия: ему кажется, что в этом кораблике живут человечки. Он почему-то абсолютно в этом уверился, и под конец этого детского рассказа звучит уже недетская речь: «Я не мог ничего сделать. Я должен был пойти и поймать этих человечков!» Мальчик понимал, что разрушит этот пароходик, потому что мог поддеть его и открыть только консервным ножом, и он сломал кораблик в попытке поймать этих человечков, такая всепобеждающая страсть владела им тогда. Казалось бы, что тут такого: ну сломал ребенок кораблик - и что теперь? Но реализация страсти в душе этого несчастного мальчика точно демонстрирует развитие любой страсти: будь то алкоголизм, когда человек уходит в запой, сексуальные преступления или ощущения наркомана, требующего для себя очередную дозу... Поэтому для нас важно знание и понимание того, что происходит в нашей душе.

Но не надо себе придумывать страсти. Бывает, люди начинают говорить на исповеди священнику примерно следующее: «О, батюшка! У меня страсть чревоугодия: я очень люблю блины поесть». Это не страсть. Если вы любите есть блины – это хорошо. Не надо только их во время поста со сметаной есть, а так пеките себе блины, ешьте сами и угощайте ими своих близких. Какая же это страсть... Но человек говорит в ответ: «Батюшка, ну как же так... У меня же страсть!» И дальше начинает работать фантазия. Это так же неразумно и неправильно выдумывать себе страсти, как и поддаваться им. Надо понимать, что если вы что-то любите и это не причиняет вам вреда, не парализует и не вводит вас в плачевное состояние, то это хорошо, ничего плохого здесь нет.

Телезрительница из Рыбинска спрашивает: «Возникает такое навязчивое состояние: ты что-то сделал и тебе хочется еще раз перепроверить, повторить это. Как с этим бороться?»

– Вот мы совсем недавно говорили о депрессии. Навязчивость – это тоже состояние из сферы невропатологии или малой психиатрии. Скажем прямо, в том случае, когда Вы ощущаете навязчивое состояние или Вам кто-то об этом говорит, то нужно без промедления обращаться к специалисту. Приведу такой пример: выхожу я из дома на улицу и думаю: «Ой, а я точно дверь закрыл?» Возвращаюсь, проверяю – да, все закрыто. А дальше иду и опять думаю, что я, наверное, когда возвращался домой в первый раз, не до конца все проверил, нужно бы еще раз вернуться и посмотреть. Здесь уже должен прозвенеть тревожный звонок: это ненормально, когда человек по два-три раза возвращается домой, чтобы удостовериться, закрыл он дверь за собой или нет. Нормальный человек этого делать не будет. Если Вы начнете замечать за собой подобные симптомы, то нужно обратиться к врачу. Хочу сказать, что повреждения нашей нервно-психической сферы, разного рода патологии необязательно бывают губительными и не всегда приводят нас к психиатру – избави нас, Господи, от этого, – но подобные нарушения существуют. Не нужно этого бояться. Если у человека, к примеру, заболел зуб, ухо, голова или нога, то он идет и лечится у специалиста. Точно так же необходимо поступать и в этом случае. Медицинская помощь будет только содействовать Вашим усилиям по устранению тех или иных негативных особенностей Вашей психики.

– А связаны ли страсти между собой?

– Да, к сожалению, и духовный, и психологический, и медицинский опыт говорит нам об этом. Есть такое пессимистическое высказывание, которое, правда, не всегда бывает справедливым, хотя убеждение достаточно распространенное: страсть никогда не исчезает полностью, она может лишь замениться другой. Например, человек пьянствовал, был законченным алкоголиком, потом пошел к так называемому гипнотизеру, психотерапевту, экстрасенсу - и его «закодировали» на год или навсегда. Но это не значит, что вот он был пьяницей, а теперь сразу же стал хорошим парнем. Этот человек будет испытывать разные негативные нагрузки на свою психику, и очень вероятно, что у него станет возникать в греховной сфере что-то другое.

Поэтому часто его близкие говорят: «Вот раньше он пил, был добрым человеком, а теперь «закодировался», не пьет и стал злым как змей. Невозможно стало даже рядом находиться. Ничего ему не нравится!» Разве же это хорошо? Нет! Поэтому борьба со страстями должна быть целостной, духовной. Ведь если у вас, допустим, диабет, то это же не значит, что он находится где-то в ухе, голове или ноге. Это поражение всего организма. Так же и страсти – это поражение всей личности, борьба с ними требует целостного движения от греха к добру, от бесовской силы ко Христу. Вот об этом надо всегда помнить и ни в коем случае не давать возможности одной страсти заменяться на другую. И, подводя итог этому рассуждению, хочу сказать, что есть лишь одна страсть, которая не является укоризненной и ее развитие всегда спасительно для нас, – это полноценная всепобеждающая любовь к Господу и нашим близким. Если я свою страсть к алкоголю, играм, злобе отставлю от себя и заменю всемерной любовью ко Христу, то в этом будет заключаться моя победа над ней. Но такое, к сожалению, не всегда бывает.

Скажите, а насколько легко или, наоборот, тяжело бывает побороть в себе ту или иную страсть?

– Здесь очень многое, если почти не все, зависит от самой личности. Человек по своей природе, которая неотъемлема от него, существо свободное. Казалось бы, я тут противоречу сам себе: раз я свободное существо, то значит: хочу – пью, не хочу – не пью. Но если вы откроете документ Русской Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека, то в нем очень четко проводится граница между свободой выбора и свободой от зла: свободой от чего-то и свободой к чему-либо. Так вот свободы от зла у нас, к сожалению, нет. Мы все в той или иной форме подвержены разного рода греховным наклонностям, и вся наша жизнь – это стяжание, приобретение свободы от зла. Но свобода выбора есть у нас у всех. Возьмем, к примеру, пьяницу, человека, подверженного страсти - одной из самых распространенных греховных и губительных в нашем современном обществе. Когда он говорит вам: «Все, я больше не пью!», то вы прекрасно понимаете, с кем имеете дело. Но у него есть свобода выбора и он может сказать: «Да, я качусь вниз. Господи, помоги мне остановиться! Люди, помогите мне!» Такой выбор в пользу движения к Богу, к добру, прочь от греховной страсти может сделать каждый. Жаль только, что его делают не все, и те пьяницы, которые утверждают, что они не пьют, а только выпивают и могут в любой момент, если захотят, «завязать», выбирают зло. А тот, кто в слезах и печали приходит к врачу, священнику или близким и говорит: «Помогите мне! Я знаю, что погибаю, что я спиваюсь. Это мой грех!», делает свой выбор в пользу добра. Да, он не освободился от зависимости, мы знаем, что от алкоголизма невозможно освободиться, поскольку это неизлечимая болезнь. Но в условиях правильного режима жизни, самосознания человек может войти в состояние устойчивой ремиссии.

Я, конечно, здесь использую сугубо медицинские понятия, но, выражаясь простым языком, можно сказать так: если раньше человек пьянствовал, то теперь он не выпивает ни грамма, как говорится, полностью «завязал», перешел на режим сухого закона для себя. Ему живется не очень-то легко, потому что кое-какие симптомы его продолжают терзать. Особенно тяжело приходится в этом отношении наркоманам. Есть такая ужасная истина, которая знакома наркологам, выраженная известной фразой: «Героин умеет ждать». Это значит, что наркомания, героинозависимость неизлечима, так же как и алкоголизм, и если человек прошел курс реабилитации и дезинтоксикации, то это не говорит о том, что он полностью освободился от своей зависимости. Она продолжается, но уже нет паралича воли, и человек достаточно свободен, он живет в соединении с волей Господней, выйдя из порочного круга наркотической культуры, он не общается больше с наркоманами. Хотя живется ему непросто – героин умеет ждать. То же самое касается и запойных алкоголиков: им живется чуть легче, чем бывшим наркоманам. Но и те и другие победили свою страсть, отдав себя Господу, передав свою искаженную, извращенную, слабую волю Христу, исполняя не то, что хочет их больное «я»: «Хочу выпить или в очередной раз опохмелиться», а исполняя то, что говорит Господь.

И другие греховные губительные страсти - такие, как лудомания или сексуальные нарушения, о которых как-то неловко говорить, но они существуют и о них все прекрасно знают, - можно победить точно таким же путем: предав себя воле Божией, отказавшись от своей греховной воли. Выход из них сопровождается гораздо меньшими последствиями для человека. Что же касается лудомании или игромании, то те, кто постарше, помнят, когда у нас по всей России законодательным образом стали запрещены азартные игры. Тогда практически сразу исчезли все игровые автоматы, перестали работать казино, хотя еще в начале 2000-х годов они были широко распространены. Многие священники, которые тогда служили, помнят, что не было и дня, чтобы к ним на исповедь не приходил человек и не говорил: «Батюшка, я не знаю, что происходит. Я получил зарплату, шел домой и сам не понял, как зашел в клуб и все проиграл». Это звучало примерно так же, как если бы кто-то сказал: «Я не знаю, как это случилось, но вот на улице прошел дождик и меня намочил». Когда же все азартные игры стали под запретом, то практически сразу же за этим исчезли и лудоманы. Люди освободились от этой страсти, хотя, конечно, и неизвестно, может быть, они заменили игроманию на алкоголь, драки или еще что-то, но все же эта страсть сравнительно легко миновала.

А в чем тогда заключается смысл, если человек, к примеру, преодолев в себе страсть к винопитию, страдает и терзается? Может, тогда лучше и не надо избавляться от этого?

– У алкоголика возникнет цирроз печени или он попадет в тюрьму за езду в нетрезвом состоянии, а может быть, убьет кого-нибудь... Все мы прекрасно знаем, что те страсти, о которых мы с вами говорим, разрушительны для человека. Не надо нашим телезрителям объяснять, что алкоголизм или наркомания – это путевка в смерть. Люди, подверженные страсти лудомании, разрушали свои семьи. Так что тут особо не о чем рассуждать. И если у кого-нибудь страсть к еде достигнет определенного уровня, то и здесь можно сказать об утрате человеком своей свободы. Поэтому страсть – это всегда зло, потому что в этом случае происходит утрата свободы, данной Богом человеку как образу Божию. А к каким неприятностям, бедам это приводит в земном существовании! И это проявляется по-разному: кто-то разрушает свою семью из-за супружеской неверности, кто-то губит свое здоровье, чрезмерно объедаясь, а у кого-то рушится карьера из-за того, что он тратит все время и энергию, играя в компьютерные игры. Так что средств угробить себя достаточно много на этой земле, и не надо им давать хода.

Телезрительница из Омска спрашивает: «Как преодолеть в себе привычку к сквернословию и раздражительность?»

– Это разные вещи. Раздражительность включает в себя два разных феномена. Одна ее сторона выглядит примерно так: вот моя рука, возьмите иголку и уколите меня в ладонь – мне будет больно, и я никуда от этого не денусь. Точно так же и душа человека испытывает боль от раздражения, как чувствует тело укол иглой. А уже дальше от меня зависит, как я реагирую на это раздражение: поднимаю лапки, отдаю себя этому эмоциональному потоку огорчения, озлобления, обиды или нет. В этом кроется вторая сторона раздражительности. Отсюда начинается поле моей борьбы с ней: я должен сжать зубы, не раскрывать рта, сложить руки и не распускать их, чтобы моя раздражительность, факт того, что мне больно, не вылилась наружу; должен поставить заслон врагу. Когда же человек не ставит защиту, оказывается неспособным на это, то мы видим, как в нем действует страсть. Конечно, есть разные люди - и они по-разному реагируют на боль. У кого-то кожа как у слона, слабо чувствительна к боли, а у кого-то она такая же тонкая, как у канарейки.

Поэтому одному чихать на то, о чем говорят, а кому-то очень больно и обидно, но и тот и другой должны научиться противодействовать этому выплеску зла на ближних, на окружающий мир. И сквернословие часто бывает лишь симптомом его выплескивания - вместо того чтобы повесить себе замочек на уста, а ключик от него отдать Господу Богу, сказав: «Господи, возьми Себе, и когда я смогу сказать что-то хорошее, отдай его мне обратно, а пока я буду молчать!» Вот с таким подходом потихоньку можно побеждать в себе скандальность. Нужно для полноты картины добавить, что сквернословие часто бывает привычкой, а не симптомом злобы и раздражительности, последствием многолетнего злоупотребления нецензурной лексикой. Как бывает у человека привычка к словам-паразитам и один постоянно «нукает», а другой «мекает», так и здесь. Это дурная привычка, но она не является страстью, потому что проходит помимо воли и устраняется другим способом: вниманием к себе и своей речи.

Чем отличается страсть от греха? Или это симптомы одного и того же?

– Конечно же, они отличаются. Грех, повторяясь, развиваясь, укрепляясь в душе человека, приводит к страсти. Если вернуться к теме поста, то, скажем, вот человек подумал: «Да ладно – пост не пост, а мороженого хочется! Возьму и съем!» Съел. Один раз съел, второй... Так постепенно, можно себе представить, у человека разовьется страсть чревоугодия, хотя, конечно, с мороженым это вряд ли пройдет. Возьмем более наглядный, реализующийся в нашем обществе пример с алкоголем. Человек выпил рюмочку лишнего – ну да, бывает, согрешил. Но так постепенно грех входит в привычку человека, и он впадает потихоньку и незаметно в страсть алкоголизма. С наркоманией дела обстоят гораздо хуже – эта страсть развивается намного быстрее, и таких примеров можно приводить множество.

– То есть грех – это единичное проявление страсти?

– Грех – это лишь некий фон. С грехом мы все боремся, все ему противостоим. Согрешая, мы причиняем вред себе, своим ближним, обществу, но не всякий грех приводит к страсти. Однако некоторые вредоносные начала, укрепляясь, развиваясь в нашей душе, парализуют волю и приводят к возникновению страсти. Понаблюдайте внимательно за собой, за окружающими, это, конечно, не значит, что вы должны постоянно им тыкать в лицо и говорить: вот у вас такая-то страсть! Но ведь часто бывает так, что человек приходит с работы, включает телевизор, начинает смотреть новости (не порнографию какую-то!) по скандальному какому-нибудь каналу и час или полтора сидит, злобствуя и проклиная всех и вся, с матерком или без матерка – это уже не суть важно. Человек при этом даже не осознает, что это грех. Со стороны это, как говорится, и ежу понятно, что таким образом он отравляет себя. И если удастся его убедить, что так он губит себя, то он поймет, что это действительно страсть. И когда человек в следующий раз, придя домой, захочет включить телевизор, а близкие скажут, что этого делать нельзя, то ему станет скучно и он начнет ругаться со своей женой, вместо того чтобы смотреть очередную дрянь по новостному каналу. Так пойдет борьба с этой страстью.

А как быть, если мы не хотим совершать те или иные злодеяния, но вдруг сорвались? Что теперь делать?

– Есть очень простая практика – выражаясь святоотеческим языком, можно сказать так: упал – встань, опять упал – снова вставай. Упасть – это дело человеческое, а лежать в грязи – дело дьявольское. Такое лежание в грязи можно уподобить страсти, параличу воли: вот я упал, лежу и не хочу ничего с этим делать. Это страсть! Такое очень часто бывает с курящими людьми: желающих бросить курить у нас много, а успешно бросивших намного меньше. И как тут не вспомнить замечательное высказывание Марка Твена: «Нет ничего легче, чем бросить курить: я уже раз двадцать бросал». Если это не шутка, если человек на самом деле пытается бросить курить, а у него не получается, то надо понимать, что это страсть. У человека никотиновая зависимость, которая порой возвращается обратно, и каждый священник, любой серьезный человек об этом знает. Надо продолжать вести борьбу по примеру военных действий, когда идет позиционная война с врагом и территория отвоевывается метр за метром, а потом неприятель может перейти в наступление и отбить позиции, отвоеванные у него. Самое главное, не сдаваться, не отступать и искать помощи в Церкви, в покаянии, может быть - и в медицине тоже. Я, конечно, не силен в наркологии, но хороший нарколог может подсказать какие-то средства, которые смогут помочь в борьбе с никотиновой зависимостью.

– Как достичь совершенства в борьбе с той или иной страстью?

– Достичь совершенства – это очень амбициозная цель. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», – говорит Спаситель. Отсюда следует, что достижение совершенства – это перспективная цель каждого человека. Если говорить в контексте нашего разговора, то достичь совершенства - значит избавиться от страсти. Каждый человек, которому удалось в этом достичь успеха, может сказать: «Да, я раньше пил, был пьяницей, а теперь не пью ни одного грамма и пить не собираюсь!» Это хорошо, значит он смог преодолеть в себе эту страсть. Курильщик, бросив курить, смог избавиться от своей зависимости. Я прекрасно помню своих бабушку и дедушку. Это были 60-е годы, и хотя тогда еще официальной борьбы с курением не было, но мой дедушка всегда прислушивался к мнению врачей. Однажды ему кто-то из них сказал, что курение вредно для здоровья, и он, как мне потом рассказывали взрослые, в тот же день бросил курить. Бабушка же, несмотря на то что у нее были серьезные болезни, говорила: «Мне нельзя уже бросать курить! Я уже столько лет курю, так что буду курить и дальше». И хотя она дожила до 78 лет, это не значит, что с нее надо брать пример.

Нам нужно всем сделать себе следующее напоминание: избавляясь от одной страсти, ни в коем случае не впадать при этом в другую. Нередко бывает так, когда людям, которые бросают курить, пить, принимать наркотики, грозят разного рода неприятности в эмоциональной сфере.

– Наша программа заканчивается. Что бы Вы хотели пожелать нашим зрителям напоследок?

– Хотелось бы пожелать всем хорошего Нового года, хорошего завершения этого года, радости и духовных успехов в будущем.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать