Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

20 декабря 2015 г.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

– Вопрос телезрителя: «Как правильно понимать то, что Бог определил каждому человеку разное время, место и религиозную среду земной жизни? Получается, что если ребенок родился, скажем, в Саудовской Аравии в XIX веке, то ему практически невозможно узнать о Христе, но он может стать правоверным мусульманином. Значит ли это, что Богу не угодно, чтобы все были христианами и православными?»

– Нет, не значит, потому что любой человек может из Саудовской Аравии выехать или уйти пешком (или отправиться на верблюде) и оказаться в христианской среде, которая всегда присутствовала на территории Северной Африки.

– То есть каждому человеку, где бы и когда бы он ни родился, Господь дает возможность узнать о Христе, христианстве, спасении?

– Конечно, и потом в Писании сказано, что в каждом народе делающий правду приятен Господу. Независимо от того, мусульманин человек или язычник, душа у него христианская. «Имже вся быша, что начало быть», поэтому христианство – это то, что лежит в основе существа человека, и, действуя по совести, он будет действовать по-христиански.

– Даже если принадлежит к какой-то другой религии по рождению?

– Да, конечно.

– Но при этом человек не принимает святое крещение…

– Он просто этого не знает. Нельзя поставить ему в вину, что он, допустим, не знает микробиологии или о существовании пенициллина. В XIX веке и раньше до половины населения умирало от каких-то болезней, моровых поветрий, а спасение было рядом. Господь смотрит на внутреннее состояние человека.

– Потому Он и запретил нам судить о другом человеке.

– Конечно. Просто христианский путь прямой и ясный. В любой религии, любой христианской конфессии человек может, в силу своей христианской природы, действовать как христианин. Я даже встречал таких мусульман, которые фору дадут большинству христиан по своему внутреннему духовному устроению.

– Кстати, есть такой вопрос: «Кто такой воцерковленный человек и всегда ли он является христианином?»

– Совсем не всегда. Это тот человек, который вошел в систему церковных правил.

– Знает – что, когда, как…

– Конечно. Он знает, как устроено молитвенное правило, знает систему праздников, как и чем живет Церковь, чего большинство населения не знает и даже не интересуется, а он интересуется и знает. Он может быть знатоком Устава или церковного пения, вообще быть профессионалом в этом деле, но не быть христианином по сути. Эти знания могут способствовать тому, чтобы человек стал христианином.

– Интересно: один человек и не думает об этом, а ведет себя по-христиански, а другому, казалось бы, все дано, а он от христианства отходит все дальше и дальше.

– Да.

– Получается как бы несправедливо по отношению к людям: одним все и без их ведома, а другим…

– Господь Сам знает, как распределять Свои дары. Разве апостолу Иуде Искариоту не все было дано?

– Ничем не был умален перед другими…

– Ну вот, но он все-таки выбрал свой собственный путь. Он же сам сделал такой выбор. Каждый человек выбирает, и этот выбор влияет на взаимоотношения человека и Бога.

– Вопрос: «Может ли что-то внешнее стать между человеком и Богом и навсегда отделить человека от Бога?»

– Навсегда невозможно, потому что пока человек жив, есть покаяние.

– Многие люди говорят, что те или иные препятствия ему мешали или мешают.

– Мне это неведомо…

как это может случиться?

– Да. Могут быть такие препятствия для нехождения в храм: например, до ближайшего храма 350 км, но молитва пронизывает любые пространства. Космонавты на орбите молятся Богу и икону с собой берут.

– Вопрос телезрителя: «У нас с женой нет своих детей, и чтобы послужить Христу, мы взяли мальчика-сироту 1,3 года. Мы хотим вырастить из него христианина, но нас пугают плохими генами малышей-сирот. Скажите, насколько сильны эти плохие гены и насколько они могут нам помешать?»

– Это мифы. Дело в том, что всякие предполагаемые гены совершенно не могут препятствовать воспитанию.

– То есть наследственность может быть преодолена воспитанием?

– Да, конечно. Мой многолетний опыт показывает, что дети, изъятые из плохой среды, которую им устроили собственные родители, в течение двух лет преодолевают родительский уровень и становятся совершенно другими. А вот препятствует детям больше память: те скверные слова, которых они успели наслушаться, живут в их уме пока без понимания, но потом будут отравлять их жизнь. Антивоспитание больше мешает, чем гены.

– То есть гены со временем, потихоньку, в процессе воспитания можно пригасить.

– Конечно.

– Вопрос телезрительницы: «10 января 2016 года исполнится год после смерти моего мужа, как раз получаются святочные дни, четвертый день после Рождества Христова. Можно ли поминать мужа в этот день?»

– Смотря что Вы понимаете под словом «поминать», потому что все люди вкладывают в это слово что-то свое. Что такое «поминать» по-Вашему?

– Телезрительница: «Читать молитвы по усопшему…»

– А почему нельзя-то?

– Телезрительница: «Я думала, в святочные дни нельзя, это же праздничные, рождественские дни».

– А разве вспомнить усопшего – это не праздник?

– Телезрительница: «Вот я и хотела узнать».

– А что тут узнавать? Что тут такого?

– Телезрительница: «Значит можно, слава Тебе, Господи».

– А почему нельзя? Я никак не могу понять, что такого ужасного в том, чтобы помолиться, съездить на могилу, собрать родственников в этот день?

– По аналогии со Светлой седмицей, когда нет церковного поминовения усопших, вот и здесь, наверное, есть сомнения.

– Так дома же человек хочет поминать. Кто может воспрепятствовать? Где это написано? Если бы человек сказал: «Я хочу на святках устроить попойку с плясками, песнями и дракой в конце. Можно ли? Или отложить это на период после Богоявления?», тогда я бы ответил: «Отложить вообще навсегда» – и еще заповедовал бы, чтобы не устраивали попойку с дракой на моих похоронах. Это понятно. А тут что? Собрались люди, помолились, вспомнили человека…

– Это пример зависимости человека от неких правил.

– Но нет же таких правил.

– Причем эти правила придуманы самими же людьми.

– Сами сочиняют и сами от них зависят.

– Вопрос: «Понимаю, что смирение – это ключевое понятие православия. Объясните, пожалуйста, его смысл. Как нужно вести себя? Ведь ситуации бывают разные».

– В разных ситуациях нужно вести себя со смирением. Неужели когда Александр Ярославович разрубал до седла псов-рыцарей и они тонули, он терял в этот момент свое смирение? Как оно в нем было, так и осталось.

– Современному человеку трудно отличить смирение от несмирения.

– Если трудно, тогда чего об этом рассуждать?

– Хочется инструкцию: это смиренно, это нет – и так далее по полочкам разложить.

– Смирение – это состояние души. В отдельных случаях, бывает, наглядно можно использовать как иллюстрацию. Конечно, битва Александра Невского – это не очень яркий пример смирения, в данном случае его трудно разглядеть, можно взять другие примеры из его жизни. Например, когда новгородцы выгоняли его, а потом звали обратно, он смиренно их прощал и опять начинал защищать. Несмиренный человек сказал бы: «Да пошли вы… защищайтесь сами». Но они смиренно просили у него прощения, и он их прощал со смирением. Конечно, это более наглядный пример, но я уверен, что когда он топил псов-рыцарей, то тоже делал это со смирением. Это было качество его души, и он с этим качеством жил и осуществлял свою деятельность князя, который есть полководец.

– Он укрощал бунт своих людей и ездил на поклонение в Орду…

– Тоже со смирением.

– …спасти Русь.

– Конечно, потому что он видел дальше собственного носа. В кухонных разговорах всегда осуждают командующих. Любая тетка в переднике считает, что она лучше разбирается в политике, чем министры и прочие специалисты по данным регионам.

– Вопрос телезрительницы: «Какой святой является покровителем работников органов госбезопасности?»

– Трудно сказать, по-моему, такого нет. Сейчас некоторые рода войск имеют своего покровителя, но это по их просьбе. При мне таких запросов не было, но если Вы очень хотите узнать, напишите в ФСБ, Вам быстро ответят, потому что народ там очень вежливый, образованный.

– Вопрос в тему: «Что такое образованный человек? Какие дисциплины нужно для этого изучить? И изучение каких дисциплин может быть вредным?»

– Оккультные дисциплины изучать вредно, а все остальные – полезно, наиболее – гуманитарные. Философия, история, литература – это то, что формирует личность человека. Хорошее влияние на человеческий ум оказывает математика: организует мышление, учит ставить задачу, видеть перспективу, это весьма полезно. От математики можно сделать шаг к музыке. Очень многие музыканты – математики, и наоборот – очень многие математики тяготеют к музыке, они чувствуют ее структуру. Если обычный человек воспринимает музыку только эмоционально, то математики очень часто хорошо разбираются в музыке. Я знал много математиков и сейчас знаю, которые хорошо разбираются в музыке и играют, в основном на фортепиано. Это очень интересный феномен, и когда я был молодой, этому удивлялся. А потом как-то это увиделось.

– Вопрос: «Скажите, когда сложилась практика причащаться натощак и с чем это связано?»

– Довольно рано. Даже есть какое-то соборное постановление, это III – IV век, если не ошибаюсь. На телеканале «Спас» у нас будет передача с очень хорошим человеком отцом Михаилом Желтовым. Он знаток, у него прекрасная память, а я уже многое забыл.

– Этот евхаристический пост сложился первым из всех существующих постов, уже потом появились и многодневные посты, и посты в среду и пятницу, а именно евхаристический пост был началом всего.

– Я думаю, это связано с тем, что Церковь получила возможность служить литургию ранним утром. Трудно было понять, когда пост начинать, если служили ночью, часов-то не было. Поэтому приходили и молились и вкушали что Бог послал. В древности, когда христиане прятались от своих преследователей, это было невозможно, но постепенно ситуация смягчалась, и уже к началу IV века, после Миланского эдикта, появился этот пост.

– Вопрос телезрительницы: «Что означает чин двенадцати псалмов, и почему в полунощницу читается пять дней семнадцатая кафизма, в субботу – девятая, а в воскресенье – канон Пресвятой Троице?»

– Я не знаю, с чем связан такой перечень, но в Интернете наверняка можно найти ответ. Чин двенадцати псалмов – это очень древнее молитвенное правило, которое возникло в древних монастырях. Этот чин составляют избранные псалмы, он возник в то время, когда никаких молитвословов еще не было, а монахи и миряне молились, используя Псалтирь Давида. Выбрали двенадцать псалмов для постоянного чтения в качестве молитвенного правила. Это один из древнейших чинов, который используется Церковью, он дошел до нашего времени, и некоторые монашествующие (реже миряне) используют его как дополнение к ежедневному правилу.

– Вопрос телезрительницы: «Обратила внимание, что в городах, где демонтировали памятники Ленину, переименовали улицы его имени, люди стали меняться: больше людей ходят в храмы, раньше была одна воскресная литургия, а теперь три – и яблоку негде упасть. Недавно увидела результаты исследования: в городах, где улицам Ленина дали новые названия, стала повышаться рождаемость. Очень интересно услышать Ваше мнение по этому поводу».

– Я вполне это допускаю, я сторонник того, чтобы это имя было изъято из поминовения, чтобы оно вообще нигде не звучало: это имя самого главного «террориста всех времен и народов», оно просто олицетворение бесовской силы. Один депутат Владимирского горсовета, который участвовал в акте отречения государя-императора (не помню сейчас его фамилию), прожил до ста лет, сидел в тюрьме при советской власти, называл Ленина «думающей гильотиной». Ленину воздаются божественные почести языческого плана. Понятно, что это религиозный акт, поэтому вся эта бесовщина отражается на жизни народа, а если это изъять, то атмосфера с духовной точки зрения, конечно, станет чище.

– А то, что его имя остается еще во многих городах, говорит о том, что люди скорее язычники, чем христиане?

– Это же очевидно. Наши центральные телевизионные каналы проповедуют оккультизм и астрологию, а это есть самое халдейское оккультное язычество. А когда речь идет о христианских праздниках, показывают то, что не имеет к празднику отношения: купание и погружение в холодную воду, что можно есть, а что нельзя, как будто это влияет на праздник, то есть рассказывают о каких-то внешних вещах и событиях, не связанных с праздником. Это чисто языческий, внешний подход и говорит о том, что и руководство каналов, и дикторы, и все участники – натуральные язычники.

– Как-то все это массово… Люди живут на улице Ленина, ходят по проспекту Маркса…

– Так в них же еще дело Ленина живет и побеждает. Главным делом Ленина было первое в мире разрешение абортов в нашей стране. И все население страны (и мужчины, и женщины) участвует в убийстве собственных детей. Самое страшное язычество в том и заключалось: для того чтобы благополучно жить, люди приносили в жертву своих детей, убивали их. Убийства происходили по-разному, но это была жертва, чтобы умилостивить богов. И современные люди убивают детей для того, чтобы получше, попросторнее жить, чтобы дети не претендовали на лишние 1,5 метра их жилплощади, на несколько тысяч рублей на еду в месяц. Они их убивают, чтобы хорошо жилось им самим, всячески отстаивают эту возможность для своих языческих жертвоприношений. А кому? Ясно кому – Ильичу. Он же главный террорист, бессовестный и безжалостный. Самое любимое слово в его собрании сочинений – это «расстрелять».

– «Террор», я помню…

– Это такой злодей! Если сравнить его с Гитлером, то последний гораздо более гуманная фигура, потому что Гитлер в основном убивал вполне определенных людей, которых он за людей не считал: евреев, цыган, психически больных людей. У нас тоже даже журналисты такие есть, которые выступают на телевидении в свободном доступе и отстаивают идеи, что вообще всех инвалидов надо убить. Это же и есть фашизм. То есть фашистскую армию мы победили, а идеологию очень многие люди впитали, потому что ленинизм и фашизм одинаковы по глубокой сущности человеконенавистничества и демагогии. Ленин и Гитлер были ужасными демагогами и оба ненавидели русских. Ленин ненавидел русских органично, он восхищался некоторыми другими национальностями, но о русских никогда ничего доброго не сказал, так же и основоположники этого учения Маркс и Энгельс. А у нас Карл Маркс красуется на Театральной площади. Сам памятник хороший, интересный, я бы не стал его молотком разбивать, а переместил бы куда-нибудь в музей под открытым небом. Я не знаю, что он делает на Театральной площади: ненавистник русского народа, и какую пользу он принес? Или Энгельс напротив Храма Христа Спасителя «сидит» – он тоже ненавидел русских.

В те времена люди были откровенны, писали и не стеснялись, сейчас существует политкорректность: ненавидят, но как-то про себя, всякие другие формулировки используют, но ненависть-то все равно осталась, а наш народ тоже это поддерживает. Даже сама система: все время речь идет о демократии, как будто мы живем не в великой России, а на острове Мэн, где родился парламент. Это совершенно заимствованная форма правления, весь народ плюется и ее не приемлет. Спросите у любого на троллейбусной остановке, как он относится к демократии, к институтам власти. Большинство людей ответят, что совершенно не приемлют, что люди бездельники, хотя они совсем не бездельники. Эта система во многом уже освоена, но ничего прекрасного в ней нет. Почему мы должны следовать за Черчиллем, который вообще называл это все мерзостью и тоже ненавидел русских? Он хотел подвергнуть атомной бомбардировке примерно 29 самых главных русских городов. И мы следуем за ним в строительстве этой демократии. Это же не демократия, а демагогия.

Зачем нам это надо, я вообще не понимаю как обыватель, потому что политика – не мое дело, мы люди церковные, нас интересует больше сердечная часть. Поэтому, заботясь о сердечной части, я считаю, что страна должна быть покрыта церквями, куполами, крестами, наполнена колокольным звоном – это будет действовать благотворно, это есть оповещение народа об ином мире. Надо, чтобы этому послужили и телевидение, и радио, какие-то интернет-проекты. Неооккультизм давно уже на помойке истории, а у нас он все время вдалбливается, и астрологию люди хоть и с некоторой иронией, но все равно обязательно помянут. Астрологам дается прямо прайм-тайм: пожалуйста – говори. А чтобы священник изложил основы православной веры – такого вообще не найдешь, все спрятано. И даже есть хорошая передача для мусульман, небольшая, получасовая – но о чем они говорят? Только о внешних обрядах, совершенно не говорится об исламе, Коране, о толковании, только о том, что покушать, куда встать, куда сходить – все чисто внешнее, а самой сути ислама это не касается.

– А людей внешняя сторона больше интересует, чем внутренняя.

– А мальчиков и девочек интересуют только компьютерные игры. Езжу на автомобиле очень много и часто наблюдаю такое явление: едет юная леди в автомобиле, всегда с замедленной скоростью, потому что все время смотрит в свой гаджет разных модификаций: один глаз на дорогу, а второй – туда; лицо у нее освещено и видно, что она все время там. Что ее интересует? Ее не интересует дорога, штрафы у нас за это не берут – бейся куда хочешь и так далее. Но каких мы хотим вырастить детей? Чтобы их интересовало не то, как разрисовывать дома, подъезды и плевать окурки, мы хотим, чтобы они заинтересовались биологией, правом, экономикой, физикой. Мы все время противостоим их интересам. Ведь телевидение – это мощнейший инструмент воздействия на человека, очень активный, гораздо мощнее, чем литература, поэзия, поэтому нужно его использовать для развития человека, а не для превращения его в быдло. Конечно, очень обидно, что насаждается дрянь, как бы сказал Войнович – вторичный продукт.

– Вопрос телезрительницы: «Что нужно делать, чтобы не ставить ребенку прививки, потому что я знаю, что там содержатся ртуть, формалин, которые очень вредны. Я слушала лекции Червонской Галины Петровны. Что делать?»

– Во-первых, если с Червонской поговорить, она не против вообще всех прививок как таковых, хотя она специалист по этому делу. Просто прививки врачи должны делать профессионально: их должна предварять информация для родителей (что содержится, какая возможна реакция), нужны пробы, ребенок должен быть готов к этому по состоянию здоровья, чтобы не было каких-то аномалий. К сожалению, у нас это все проводится как некая кампания, потому что Минздрав заботится не о пациенте, а об охвате населения и оказании платных медицинских услуг. Интересуют только деньги, они там бьются за каждую копейку, поэтому прививки для них – выгодное дело. Прививки оплачиваются из бюджета, а это деньги. Червонская выступает против этого, чтобы все было по-честному. Слава Богу, у нас в стране теперь вопрос прививок – дело добровольное. Но существуют разные способы. Родители отдают детей в детский сад, а туда без прививок просто не возьмут, и человек вынужден соглашаться. Как Вы будете это обходить – думайте сами, надо голову свою подключать, думать, договариваться, требовать, тогда Вы будете в какой-то степени застрахованы от некачественных прививок.

– Вопрос телезрительницы: «У меня в жизни все хорошо: муж, двое детей, хорошая, по меркам нашего города, работа. Это меня почему-то и смущает. Может, мне надо оставить эту работу и пойти работать в детский центр для брошенных детей? Так я смогу лучше Богу послужить».

– А Богу послужить можно на любой работе.

– Одно дело, когда человек, например, занимается бумагами или деньгами, а другое – живыми людьми.

– Богу интересно, какие качества души человек приобретает. Например, такие качества, как трудолюбие, обязательность, пунктуальность, честность, можно приобрести на любой работе. Эти качества будут очень приятны Богу. В таком хорошем месте, как больница для детей, работала одна медсестра. Включила лампу, накрыла абажуром младенца и ушла. Возник пожар, ребенок полностью обгорел, стал инвалидом. Вот она работала в таком месте, а что она себе приобрела? На всю жизнь искалечила человека. Ее место в тюрьме. Можно работать в любом месте и быть причиной инвалидности или смертности других людей. Само место человека не красит. Человек красит то место, где он служит или работает.

– То есть Богу приятно не то, где человек работает, а как…

– Только – как, только его качества.

– Вопрос: «Понятно, что сокровища на небесах не портятся и не воруются, а вот заканчиваются ли они?»

– Они не заканчиваются, они исчезают как дым. Если человек останавливается в их приобретении, они мгновенно улетучиваются.

– Собирал человек, собирал, а потом говорит: «Всё, мне хватит»…

– Да, можно растерять буквально…

– …одним словом.

– Одним словом все-таки вряд ли, но если поупражняться в этих словах, можно все разорить. Как печка: если открыть заслонку, то весь жар улетит в трубу, или если не топить – сутки пройдут, печь станет холодной, а еще через сутки изба будет холодная, как будто и не топил. Постоянное усилие должно быть.

– А каким образом человек потом может воспользоваться этими сокровищами и сможет ли?

– Никак, если улетучились, то – всё.

– Нет, если он их собирает в земной жизни…

– Ведь это образ. Просто человек собирает эти качества для того, чтобы они позволили ему войти в общение с Богом, ради этого общения. Потому что Господь одним скажет: «Придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам свыше» – и они наследуют общение с Богом. А другим скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный» – и они наследуют вечный огонь, который будет жечь. Эти качества дают возможность войти в общение с Богом. Если ты добрый – такое качество способствует этому, если ты злой – нет. Потому что не может злой человек войти в Царство Небесное, будь он справедливый, воцерковленный, образованный, умный, красивый, богатый, успешный, на хорошей работе, на хорошем счету, полная грудь орденов – это вообще не играет никакой роли.

– Пышно похоронят – и всё.

– Ну да.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать