Беседы с батюшкой. Эфир от 20 апреля

20 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы. Эфир 20 апреля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях иеромонах Макарий (Маркиш).

Здравствуйте, отец Макарий.

 

- Христос Воскресе! Рад всех вас приветствовать в этот пасхальный вечер.

 

- Сегодня мы будем отвечать на вопросы, заданные вами на форуме, а вы, уважаемые телезрители, можете звонить и задавать интересующие вас вопросы в прямом эфире.

Отец Макарий, в начале передачи хочу спросить Вас, как Вы встретили Пасху?

 

- В этом году праздник Пасхи для меня уникальный: первый раз за свою священническую жизнь я не совершал Пасхальное богослужение, а по просьбе нашего священноначалия сидел в телевизионной студии и участвовал в комментировании англоязычной передачи из храма Христа Спасителя. Этот материал передавался для слушателей, говорящих по-английски. Весьма своеобразная встреча, но, наверное, это также нужное служение.

Точно так же, как это происходит на русскоязычных каналах, надо нести Пасхальную весть на разных языках всем людям земли. Это дело православной проповеди.

 

- Интересно происхождение слова «пасха». Ведь Пасха – изначально еврейский праздник?

 

- Изначально пасха – это праздник исхода еврейского народа из египетского плена, и это подробно описано в библейской книге Исхода.

Слово «пейсах» означает «обход», присутствует в Священном Писании Ветхого Завета и вошло в текст Нового Завета, поскольку в эти дни Спаситель был арестован, распят и воскрес. Из текста Нового Завета это слово вошло в греческий язык, затем наш славянский, и так и осталось. Некоторые греческие слова переходят в славянский без перевода, другие модифицируются на родной язык. Слова «пасха» в языках германского происхождения нет. Бывает, что лучше было бы не переводить какие-то слова, но оставить в их греческом произношении, например, это «логос». Вчера во время Пасхального богослужения читалось евангельское повествование от Иоанна: «В начале было Слово». Приходится пояснять, что это за особенное «Слово», что в греческом языке это «Логос», и каково значение этого понятия в греческой философии.

 

- Вопрос: «Можно ли читать утренние и вечерние молитвы не вслух, а про себя, чтобы не мешать своим родным»?

 

- Здесь настораживает слово «можно». Молитесь Вы, это Ваша молитва. Не Вы для молитвы, но молитва для Вас, поэтому ответ крайне прост: как лучше Вашей душе.

Более или менее общепринято, что молитва с голосовым произношением становится более доходчива для человека, только не надо думать, что для Бога. Человеку желательнее молитва с произнесением вслух, но могут быть разные обстоятельства. Надо взвесить и принять свое решение. Разрешения спрашивать не надо, это может быть опасно: когда люди начинают спрашивать разрешения, они становятся лишь исполнителями предписанного.

 

- Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: Как правильно скрещивать руки, когда подходишь к Причастию?

 

- Это вопрос обычая: обычно сначала кладут левую руку, а поверх нее правую. Никакого догмата здесь искать не надо. Надо понять, с какой целью мы скрещиваем руки. Люди начинают искать в этом какие-то символы, а дело в том, что это для того, чтобы был порядок: не размахивать руками, не зацепить случайно Чашу, не мешали друг другу, священнику и дьяконам. Надо это почувствовать, проникнуться серьезностью и напряженностью этого момента.

Многие миряне до конца не понимают, в каком духовно напряженном состоянии находится духовенство в момент причащения: ведь всякое бывает, все надо предусмотреть и быть крайне внимательным.

Когда начинается причастие духовенства в алтаре, мы просим причащающихся мирян выстраиваться на середине храма по направлению к амвону со скрещенными руками, и тогда по предварительной оценке их числа мы можем решить, как будет раздробляться Агнец для Святого Причащения. Это вещи важные, и люди должны их понимать и чувствовать.

 

- Вопрос телезрительницы из Челябинска: Если человек тяжело болеет, но Церковь не посещает, будет ли ему помощь, если за него будут молиться?

 

- Видите ли, Ваша молитва – молитва Вашего сердца. Центр этой молитвы – Вы. Вы не можете ни у кого спрашивать, будет ли польза. Помощь не технический процесс. Если Вы ощущаете любовь к этому человеку, внимание, то и реализуйте их в Вашей молитве,  никого об этом не спрашивая. Если человек сам не ходит, можно предложить ему пригласить священника. В условиях тяжелой болезни многие люди, даже не посещавшие храм, согласятся на это, и тогда дальнейшее уже решит священник от имени Церкви. Но за себя решаете Вы сами: ось проходит между Вашим сердцем и Богом.

 

- Вопрос: «Мой брат отказывается ходить в Церковь, потому что, на его взгляд, священнослужитель должен соответствовать тому образу, который дал Христос: не иметь двух одежд, не брать в дорогу ни сумы, ни хлеба. Но у наших нынешних священнослужителей рясы расшиты золотом, прихожане целуют им руки после благословения, они ездят на дорогих машинах. Может быть, служение Богу мы превратили в работу?

«И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии поедающие дома вдов и напоказ долго молящиеся примут тягчайшее осуждение» (Мк.: гл. XII, ст. 38). О ком говорил Христос?

 

- Совершенно ясно, что это евангельское обличение фарисеев и религиозной верхушки того времени, к сожалению, вырванное из контекста. Это не догмат о Церкви, который формулирует Спаситель, но конкретный разговор с окружающими Его людьми.

Другая сторона, что Ваш брат вольно или невольно попал под влияние церковных антипроповедников, или грубее, проходимцев. Вырываемые из контекста фразы совершенно путают его. «Не берите двух одежд» - это один конкретный эпизод, когда Христос посылает своих учеников среди тогдашних иудеев. Почитайте Послания апостола Павла к Титу, Тимофею, как он в совершенно иных терминах описывает служение священника.

Не старайтесь спорить с Вашим братом, таким молодым людям надо идти навстречу, как это бывает в некоторых видах японской борьбы, когда стараются потреблять энергию противника. Эту пытливость, юношескую ершистость направить к исследованию вопроса: направить его на какую-то встречу со священником. Брат встретит живого представителя духовенства, и эта пелена потихоньку начнет сходить с его глаз, но это не означает, что «прозрение» произойдет мгновенно. Постепенно происходит освобождение души и сознания от предрассудков и, будем говорить прямо, от антицерковной пропаганды.

По поводу дорогих машин. Как сказал мне один автомеханик: «Ты, батюшка, этот «чермет» еще и чинить собираешься?» А что мне делать?

 

- Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Сложилась такая ситуация: с одной стороны, жена ждет второго ребенка и просит больше уделять ей времени, так как у нее слабое здоровье, с другой, предлагают новую работу, которая требует поездок за границу, продолжительного рабочего дня. Нет того, кто мог бы нам помогать. Как мне правильно поступать в этой ситуации?

 

- Вопрос актуальный и трудный, и такие вопросы решаются индивидуально, общего рецепта не существует. Но можно выдвинуть базовый принцип: все-таки семья в целом имеет высший приоритет по сравнению с зарабатыванием денег. Другое дело, если бы Вы были, например, священником или крупным государственным деятелем. Тут бы пришлось сказать: «Дорогая, у меня такое высокое призвание, что уже никуда не денешься». Но если речь идет о зарабатывании денег, чтобы кормить семью, надо поговорить с женой. Могут быть разные пути: обсудите возможности новой работы, может быть, Вам удастся рационально убедить жену. Если же не удастся, тем более что она сейчас беременна, то надо и смириться, сказав, что хотя Вы сами считаете иначе, но делаете так, как это нужно ей, Вашей жене, потому что ваше с ней единство важнее, чем все рубли и доллары на свете. И такой подход к делу будет для Вас выигрышным. Помоги Вам Господь Бог!

 

- Вопрос: «Верно ли, что спасутся только православные христиане? Что люди других вер и люди, духовно непросвещенные, жившие и умершие при советской власти, в том числе невинно убиенные, будут преданы геенне? О ком молился Патриарх в Бутове и Крымске: только о православных или обо всех погибших?»

 

- Вопрос почти риторический, почти не требующий ответа. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что выносить решение за Господа Бога прямое безумие. К сожалению, вырывая из контекста некоторые высказывание авторитетов прошлых веков, какие-то наши современники по каким-то странным соображениям начинают говорить такие вещи: эти спасутся, а эти не спасутся. Не надо быть большим богословом или мыслителем, что четко уяснить для себя, что это в руках Божиих, а не наших. В наших руках быть христианами, православными, любить страну, людей, мир. И в этом мире у людей разные судьбы и разные пути.

Совершенно ясно, что наш российский народ, прошедший через мясорубку тяжелейших испытаний, будучи разделен самыми разными скорбями и даже расколами, все равно остается нашим народом, и мы должны отдавать нашу сознательную любовь всему нашему народу, всей нашей стране.

 

- Вопрос телезрителя: «Парень хочет венчаться с девушкой, которая крещена, но к венчанию относится с сомнением. Должен ли парень оказывать на нее влияние?»

 

- Вопрос очень серьезный. В данном случае сошлюсь на мнение авторитетного священника, которого я очень уважаю. Московский протоиерей Максим Козлов разобрал этот вопрос в одной из своих книг, где он пишет, что, если приходят с просьбой обвенчать, но одна из сторон не очень хорошо понимает, зачем это, таких людей отец Максим венчать не советует. Он рекомендует им зарегистрировать гражданский брак, быть мужем и женой, жить и возрастать до глубины понимания Таинства брака и венчания. Пока этого понимания нет, то не надо.

И наоборот, когда приходят два верующих человека, которые зарегистрировали брак, но венчаться пока не хотят. Это происходит от того, что они как раз понимают весь подвиг брака, но не решаются на него и потому хотят избежать церковного венчания, грубо выражаясь, чтобы легче было развестись. Таких людей о. Максим призывает к немедленному покаянию, обличению их ошибок и обязательному заключению церковного брака.

Если один человек хочет венчаться, а другой нет, надо, прежде всего, понять, почему он не хочет этого? Если пытается заключить какой-то компромисс со своей совестью, надо его исправить, а может быть, и вообще не стоит вступать в брак. Если же человек далековат пока от Церкви и не очень понимает суть Таинства венчания, то надо вступать в брак, а венчаться, когда он будет готов к этому.

 

- Вопрос телезрительницы из Рязани: Объясните, пожалуйста, такие слова в Каноне Ангелу Хранителю: «Христов храм сущее сердце мое, свиней умных житие страстьми соверших», что значат конкретно  слова «свиней умных»?

 

Слово «умный» не очень удачное. Вообще, таких слов довольно много, называются они «паронимы», когда одно и то же слово имеет разные значения в разных языках. Что такое «умный» в русском языке, нам понятно, в славянской речи этим термином часто обозначается «нематериальный, невидимый, духовный».

«Умные свиньи» - это невидимые бесовские силы. Иногда бывает и наоборот, это слово приложимо и к добрым, благотворным силам. Могу Вам порекомендовать одно: если Вы при молитве «спотыкаетесь» об этом слово, возьмите мягкий карандаш, аккуратно зачеркните слово «умные», надпишите сверху слово «невидимые» или «бесовские» и произносите его.

 

- Вопрос: «Как с христианской точки зрения следует относиться к стремлению в совершенстве изучать иностранные языки по «беспереводной» методике. Многие отдают своих детей в ясли при языковых центрах, где они говорят только на иностранном языке. В школе ввели обязательный ЕГЭ по английскому языку, всюду международные языковые центры тестирования учителей и учащихся, все это относится к показателям качества обучения. Все ли здесь относится к методикам преподавания или есть другая, религиозная, подоплека?»

 

- Не вижу никакой религиозной подоплеки. Массовое изучение иностранных языков в нашей средней общеобразовательной школе и в вузах до последнего дня просто никуда не годилось. Люди изучают годами иностранные языки и в результате ничего не могут. Чтобы улучшить качество преподавания иностранных языков, требуются разные методики, пособия, требуется конкуренция преподавателей и методик. Как говорит апостол Павел: разногласия между вами должны быть, дабы выявились искусные. Это одна сторона.

Другая сторона: знание иностранных языков – безусловная ценность, это ясно из истории мира, Церкви, России, прежних поколений. Профессор Зубов цитирует Гёте, который писал, что человек, который знает только один язык, не знает ни одного. Настолько стимулирует процесс мышления знание иностранных языков.

Что касается религиозного аспекта. Человеку, который привык к культуре иностранных языков, будет гораздо легче заглянуть в такие древние языки, как греческий, латынь и иврит, когда речь зайдет об исследовании Писания. У апостола Павла есть высказывание: исследуйте Писания. Наивно полагать, что его можно исследовать по синодальному переводу на русский язык. Чтобы исследовать, надо хоть как-то представлять, что такое оригинальные языки Священного Писания. Способность хотя бы найти по словарю древнегреческое или древнееврейское слово, понять, что оно значило, как употреблялось в оригинале – это очень важное качество для каждого грамотного, образованного человека.

Сегодня мы все должны быть образованными. Сто пятьдесят лет тому назад мы не могли быть все образованными, большинство было крестьянами. Но сейчас, когда большинство из нас имеет высшее или среднее специальное образование, нам много дано, значит, с нас много спросится. Поэтому, дорогие друзья, изучайте иностранные языки.

 

- Вопрос телезрителя из Щёлково: Как обуздать грех гнева на неправедные поступки дочери? Ей 32 года, но она не хочет работать, ведет распутный образ жизни, просто не могу порой сдержаться?

 

- Здесь, на самом деле, два вопроса. Один касается Вашей дочери и Ваших с ней отношений, другой касается исключительно Вас, Вашего поведения. Катализатором того, что Вы не можете управлять собственным поведением, может быть и Ваша дочь, и Ваш сосед, и плохая погода. Есть такие люди, которые смотрят по телевидению «Новости» и пышут гневом. Это страшное зло. Не дай Бог Вам попасть на этот путь.

Пока отставьте дочь немного в сторону и займитесь собой. Ваши эмоции, гнев – неустранимы, они существуют помимо Вашей воли. А вот Ваши реакции на эмоции, Ваши волевые действия – за них Вы несете ответ.

Если человек испытал какую-то негативную эмоцию, это вовсе не значит, что ему надо распускать руки или язык. Он должен прежде подумать, как мне нужно говорить или надо молчать. Есть замечательная формулировка: сначала подумай, а потом промолчи. Этим Вам надо заняться, независимо от того, что бы ни делала Ваша дочь. Это пункт повестки дня номер один. Контроль за своим поведением. Замок на Ваши руки. Замок на Ваши уста. Открытая дверь Вашему сознанию: сижу, молчу и думаю, что мне делать. Начинаю молиться, и потихонечку начинает что-то проясняться. Уже нет порыва к грубым словам, начинает выстраиваться разумное поведение. Начнет выстраиваться разумное поведение – потихонечку отступить и гнев. Постепенно Вы обнаружите, что того наплыва отрицательных эмоций уже нет. Как наездник: сначала он силой удерживает коня, а потом конь идет спокойно, и он может ехать спокойно.

Что касается дочери. Если ей уже 32 года, то уже 14 лет, начиная с 18-ти, как она самостоятельная личность. Вы ей не приказываете, не распоряжаетесь ее поведением. Думайте, что Вы можете сделать для нее доброго. Доброе вовсе не значит отсчитывать зеленые купюры. Доброе – это, чтобы принести ей пользу. Какую? Думайте сами. Чтобы глядя на Вас, отца, она нашла из общения с Вами какой-то позитивный выход, позитивный результат. Общение с ней надо строить на таких основах, чтобы Вы не закрывали глаза не ее недобрые поступки, но ясно давали понять, что она остается Вашей дочерью и Вы готовы ей помочь. Помочь в подлинном смысле этого слова, а не финансировании ее безобразий, а помочь ей прекратить их.

Одно связано с другим: если Вы будете срывать на ней гнев, закатывать скандалы, то ничего не будет. Дочь будет уверена, что ее отец невротик или просто злодей, не хочет с ней иметь ничего общего, то и разговаривать с ним не нужно. Если же она увидит в отце человека мудрого, спокойного, сдержанного, принципиального и верующего, то постепенно польза будет.

 

- Вопрос: «Как объяснить свекрови, что нельзя сутками смотреть телевизор, что рядом с ней сидит десятилетний ребенок, который сутками смотрит всю эту чушь? У нас двухкомнатная квартира, и невозможно держать ребенка на привязи. Муж не хочет слышать мои замечания, считает, что я просто накаляю обстановку. У меня просто нет сил терпеть».

 

- Этот вопрос гораздо труднее, чем предыдущий, остро распространенный и болезненный. Это ахиллова пята нашей семье – скученность и вынужденность контактов со старшим поколением, которое может не разделять наших взглядов. Здесь целая коллизия индивидуальных лиц. Дорогая телезрительница, я бы посоветовал Вам начать с того, чтобы установить единомыслие с мужем. Если Вы не будете с ним едины мыслями, едины устами, у Вас все равно ничего не получится. Ваши слова к свекрови будут бессмысленны. Если Вы найдете единство с мужем, тогда уже вдвоем сможете придумать какое-то техническое решение. К примеру, купить свекрови какой-нибудь планшетный телевизор, наушники к нему. Радикальнее же - отделиться от нее и жить отдельно, но это кто как может. По тому, что Вы рассказали о свекрови, она не обладает должными воспитательскими качествами. Но центр Вашего внимания – это Ваше единство с мужем, Ваше супружеское единение.

 

- Вопрос телезрительницы из Пензенской области: Можно ли на Сплошной седмице причащаться без говения?

 

- Вообще-то, не можно, а нужно. Каждый раз, когда служится Божественная литургия, священник выходит со Святыми Дарами и, обращаясь к Вам, произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Как готовиться к Причастию, Вам подскажет Ваш приходской священник. Подойдите к нему с вопросом, и он даст Вам личное пастырское наставление. Этот вопрос надо решать индивидуально.

 

- Вопрос: «Как научиться радоваться? Как исправить свое каменное, недоброе сердце?»

 

- Эти вопросы одни из самых таинственных. С одной стороны, одни из самых важных для человека, с другой, абсолютно таинственные. Ведь мы не знаем этого человека: что у него за жизнь, какие обстоятельства.

Мы сразу, конечно, вспоминаем общие рецепты: молитву, церковную жизнь. Какие-то общие рецепты, которые должны привести индивидуальному катарсису, очищению и просветлению человеческой души. Участвуйте в церковной жизни: богослужениях, Таинстве покаяния, усиливайте свою домашнюю молитву, заботьтесь о своих близких, делайте им  добро, иными словами, трудитесь и трудитесь. Святые отцы говорят: имеешь мало любви, делай дело любви, и любовь придет. Любовь не только наши отношения с ближними, но и наша любовь к Богу, наше соединение с Ним, исправление нашего сердца в направлении Христа.

 

- Вопрос телезрительницы из Калуги: Меня восхищают лужицы, когда в них отражается небо, скажите, пожалуйста, так ли и наша жизнь отражается в Небесах?

 

- Кому-то вопрос может показаться наивным, но из таких вопросов и складывается христианское мировоззрение. Возьмите Первое послание апостола Павла к римлянам и перечитайте первую главу о том, как люди, далекие от христианства, в каждом добром проявлении божественной заботы о нас: в природе и красоте этого мира видят отблеск Творца. Это серьезная тема, и она присутствует в искусстве. Благодарите Бога каждый раз, когда Вы в том или ином окружающем Вас явлении сумеете увидеть божественный замысел красоту, добро и передавайте это ближним. Не скрывайте это в себе, вспоминайте притчу о талантах, разделяйте этот талант с Вашими ближними, пусть и они получают радость.

 

- Вопрос «Как правильно читать утреннее и вечернее правило? Как чувствуешь или читать беспрестанно?»

 

- Вопрос опять-таки индивидуально. Существует церковный устав, по которому совершается богослужение, там можно посмотреть, как правильно совершать ту или иную службу, найти ответ. На личную молитву устава нет. Личная молитва очень важная, часто совершается такая ошибка, когда требования устава переносятся на личную молитвенную жизнь. Недавно я цитировал высказывание Святейшего Патриарха в декабре прошедшего года, когда на епархиальном собрании г. Москвы он подверг критике некоторых священнослужителей, которые переносят требования устава в части молитвы и поста на индивидуальную жизнь мирян. Это неправильно.

Где же получить совет? Думаю, что лучше всего задать эти вопросы на исповеди священнику, который Вас знает. Он выяснит все особенности Вашей молитвенной и духовной жизни и даст индивидуальный совет. Не ищите общих рецептов, они могут быть лично для Вас совершенно  неподходящими.

 

- Вопрос телезрителя из Волгоградской области: В Акафисте Иисусу Сладчайшему, в четвертом икосе есть строчки «Иисусе, вышних создателю, Иисусе, нижних искупителю, Иисусе преисподней потребителю». Поясните, пожалуйста, что это означает.

 

- Сначала надо сказать, что слово «акафист» - очень емкое. Самый первый акафист – это Акафист Пресвятой Богородице, созданный около VI-VII века, замечательный памятник древнехристианской поэзии. Затем по его примеру стали сочиняться разные другие акафисты, гораздо менее ценные и предпочтительные для молитвенной жизни. В нашу церковную жизнь входить лишь один Акафист Пресвятой Богородице, который мы читаем или поем в Субботу Акафисту. Все остальные – своего рода литургическая самодеятельность.

«Иисусе, вышних создателю» означает, что весь мир, в том числе и высший, ангельский создан самим Богом. «Нижних искупителю», «нижние» - это мы люди, и нас Господь искупает. «Преисподней потребителю» подразумеваются бесовские силы, которые будут уничтожены, их власть исчезнет за счет Божией воли в конце веков.

 

- Вопрос: «Три месяца назад нам с мужем встретился человек, который направил нас на путь истинный. Сначала у мужа было рвение изучать святых отцов, но потихоньку он начал отступать. Пост выдержал почти весь, но неделю назад начал роптать, перестал молиться, в храм ходит с трудом, в связи с чем возникает очень тяжелое настроение».

 

- Ситуация довольно характерная, так бывает. Три месяца слишком короткий срок. Можно привести простую аналогию: спортсмен берет старт на длинную дистанцию, каковой является наша человеческая жизнь, и сразу рвется изо всех сил, ведь он не пробежит марафонскую дистанцию, быстро выдохнется. Такая бывает ситуация со многими верующими. Не надо рваться, здравая мера необходима во всем. Ничто не должно быть без меры – важный христианский принцип.

Вам, как жене, надо резко переменить климат супружеской жизни: вместо обличений и подстегивания кнутом надо обратиться к нему с пониманием, состраданием, сочувствием. Чтобы он увидел, что жена-христианка – самая лучшая жена. Что христианская семейная жизнь – самая лучшая семейная жизнь, а христианский образ жизни и мысли – самый правильный, самый благотворный и самый прекрасный. Это не так легко сделать, но разумная жена всегда может направить супружескую жизнь так, чтобы в ней были радость, счастье, веселье, добро, взаимопонимание, а не взаимные упреки, требования, придирки, на что, к сожалению, наши православные женщины оказываются падки, и часто это бывает в буквальном смысле реванш сатаны.

 

- Время нашей передачи подошло к концу. Большое спасибо за беседу, отец Макарий. Благословите наших телезрителей.

 

- Спасибо всем. Господь всех благословит. Христос Воскресе.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать