Беседы с батюшкой. Эфир от 18 сентября

19 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 18 сентября

 

– Отец Флавиан, в городе в канун выборов мэра рекламировали монархическую партию во главе с некой Анастасией Баковой. Скажите, Вам об этом известно что-нибудь?

– Известно. Эту партию основал ее отец – знаменитыaй в своем роде бизнесмен Антон Баков, очень скандальный политик. Его идея – создать монархическую партию и Российскую империю где-то на островах какого-то океана. Может быть, кому-то от этого весело, но люди серьезные понимают, что это пародия, это все ненастоящее.

 

– Следующий вопрос. «В доме находится икона Казанской Божией Матери, очень красивая, старинная – 1910 года. Досталась от родственников мужа. Соседка сказала, что нужно отнести в церковь, потому что я болею из-за нее. Я думаю, что это не так. Рассудите нас».

– Совершенно правильно думает женщина, приславшая этот вопрос. Как может от иконы быть какая-то болезнь? У болезней совершенно другие причины.

 

– Вопрос к отцу Флавиану: Вера из Астрахани хочет крестить свою больную неходячую тетю – как это сделать?

– Нужно обратиться в ближайший православный приход и попросить, чтобы священник пришел. Если есть возможность для священника организовать транспорт, то можно постараться, чтобы священника привезти к себе домой и отвезти обратно, заказать такси или договориться с кем-нибудь о транспорте – для удобства священника это сделать. Если такой возможности нет, нужно честно об этом сказать и попросить, чтобы священник изыскал возможность приехать сам. Лучше всего со священником говорить напрямую.

 

– Следующий вопрос из Вологды от Надежды: «Не в осуждение ли причащаться курящему человеку?».

– Здесь надо рассудить. Перед тем как человек идет на Причастие, он обязательно исповедуется – такова традиция Русской Православной Церкви. Когда человек исповедуется, то должен засвидетельствовать перед священником и пред Богом, что ненавидит свои грехи, желает от них избавиться. Можно сказать, что человек после Исповеди – это человек, бросивший курить. Если это не так, значит, Исповедь можно считать лукавой, изначально криво задуманной и криво совершенной. Норма для православного христианина, который подвержен такой беде – курению, выходя с Исповеди, сказать себе: я больше не курю. А уж если человек не сможет одолеть эту привычку, после Причастия какое-то время продержится, потом опять закурит, то это тема для следующей Исповеди.

Так что на этот вопрос можно кратко ответить так: курящему человеку причащаться нельзя, но после Исповеди бросившему причаститься можно. Ведь каждая Исповедь, каждое Причастие должны быть для нас искренней попыткой начать все с чистого листа.

 

– Беларусь, Людмила: «Отец Флавиан, вместе с вами молимся и утром, и вечером. Можно ли, глядя на телевизор, креститься на иконы, которые там видим?».

– Образ всегда образ, независимо от того, написан ли он красками, напечатан ли в типографии или виден на телевизионном экране. Если образ нас возводит к умосозерцанию Господа, Пресвятой Богородицы и святых, если при взгляде на образ в нас возникает молитвенное переживание, мы можем осенить себя крестным знамением.

Другое дело, что те молитвы, которые отсняты и демонстрируются каждое утро и вечер, все-таки предназначены для людей, которые либо не могут видеть, либо не могут по болезни держать молитвослов, стоять в молитвенной позе и так далее, то есть не могут молиться обычным образом – для них и организована телевизионная трансляция утренних и вечерних молитв. Всем, кто может молиться обычным образом, все-таки нужно молиться по молитвослову перед своим домашним молитвенным уголком. Это должно быть нормой молитвенной жизни. Разве что можно сделать исключение, если человек, скажем так, много трудился, устал и уже говорит: я не могу молиться. Ну что ж, можно помолиться, глядя на телевизионный экран. Некоторые говорят: «я так устаю от однообразия утренних и вечерних молитв, что не против, если мне их почитают, вот поэтому я и телевизор включаю – как говорится, для разнообразия», – может быть, тоже можно.

 

– Вопрос из Тольятти: «В книге прочитала, что в слове «спасибо» мы не договариваем один звук, что надо говорить: спаси Бог. Как в миру это слово произносить?».

– Действительно, слово «спасибо» произошло от словосочетания «спаси Бог!», то есть пожелания спасения от Бога. И в этом смысле нужно рассудить так: если мы обращаемся к человеку воцерковленному, то можно ему сказать в полной форме: «спаси Бог» или «спаси Господь». А если перед нами человек светский, то ничего плохого не будет, если мы ему это же молитвенное пожелание скажем в светском варианте, потому что неизвестно, как он на церковное пожелание отреагирует, лучше сказать «спасибо» или «спасибо большое» – от этого смысл нисколько не изменится.

Мы сейчас очень многое узнаем, книги выходят на эту тему. Есть замечательная книга «Библейское слово в нашей жизни». В ней описаны наиболее часто употребляемые словосочетания, корень которых лежит в Священном Писании. И помимо Священного Писания, у нас есть еще огромное Священное Предание, это целая библиотека. А сколько оттуда заимствований, ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сейчас об этом знаем, и слава Богу.

 

– Следующий вопрос – из Таллинна: «7-я молитва из вечернего правила мне очень нравится, и я ее читаю днем. Можно ли это делать?».

– Можно, потому что в этой молитве святителя Иоанна Златоуста собраны краткие молитвословия по числу часов в сутках: 12 молитв дня и 12 молитв ночи. И они не относятся именно ко дню или именно к ночи, они по времени распределены довольно условно. Поэтому молитвы мы можем повторять, либо все 24 прошения по очереди, либо каждое из этих прошений можно употреблять в качестве молитвы часа, молитвы части дня и так далее.

 

– Можно ли молиться сидя, из-за болезни?

– Конечно, можно. С давних времен известна такая формулировка, которую связывают с именем святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах». Действительно, если ноги настолько болят, что это отвлекает от молитвы, то можно молиться сидя.

 

– Герман, Подольск: «На каком этапе истории Церкви был утерян дар, данный апостолам Богом: исцелять, чудотворить, изгонять злых духов?».

– Было бы очень дерзко сказать, что дар был утрачен или что он не дожил до нашего времени. Мы из жизни современных подвижников благочестия и святых угодников Божиих, живших совсем недавно и недавно же прославленных в лике святых, можем видеть, что эти дары в полной мере присутствовали и несомненно присутствуют в жизни святых, просто мы, может быть, мало об этом знаем. Есть такая особенность: когда человек уходит из этой жизни, многие о нем вспоминают, начинают собираться, в буквальном смысле слова, целые тома о деяниях того или иного подвижника. Вот, скажем, святой Амвросий Оптинский и пророчествовал, и чудотворил, и очень многим людям помогал в духовной жизни. Стоило ему только умереть – целый толстый том был издан, где описывалась его жизнь и его помощь людям. Так что это все есть в жизни Церкви.

А что касается апостольских времен, то, возможно, в те времена всего этого было гораздо больше. Большинство апостолов видели Господа Иисуса Христа при Его земной жизни. Многие ученики апостолов видели Господа, слышали Его поучения из первых уст – это так называемые самовидцы. Это многого стоит. И немудрено, что после принятия Святого Духа в день Пятидесятницы именно в жизни апостолов это было гораздо непосредственнее, чем сейчас. Но если мы почитаем послания святых апостолов, то увидим их рассуждения, что если кому-то какой-то дар дан в большей степени, тот этим даром должен в большей степени и пользоваться. Значит, соответственно, мы можем говорить, что в жизни апостолов и их ближайших учеников не было такого человека, на котором все дары Святого Духа просияли бы одновременно и густо. Получается, что каждый апостол, каждый из непосредственных учеников апостолов пользовался теми дарами Святого Духа, которые он на себе понимал наиболее явно проявившимися.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать