Роль Святынь в нашей жизни

15 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 15 января 2014 г.

 

- Начнем с замечательного и знаменательного события – это принесение Даров волхвов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территорию Русской православной Церкви...

 

- Сразу хочется добавить, что к великому сожалению (хотя, на все воля Божия) далеко не все желающие могут прикоснуться к этой святыне. Не далее как сегодня меня в храме спрашивали: «Батюшка, в Екатеринбург тоже ведь привезут, ведь как же мы?!». Приходится с некоторой печалью замечать: «Хотелось бы, но увы…».

 

- Сегодня мы разговаривали с Председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиереем Всеволодом Чаплиным, который как раз комментировал это событие. По его словам, около 420 тысяч человек уже смогли прийти (это только за несколько дней в Москве, в Храме Христа Спасителя). Была огромная очередь, люди стояли по 10-12 часов, чтобы прикоснуться к святыне, хотя бы взглянуть. Почему?

 

- Повторяется в какой-то степени то, что было с Поясом Пресвятой Богородицы. Многие тысячи шли, стояли на холоде для того, чтобы побыть, увидеть, прикоснуться.

 

- Средства массовой информации, особенно светские, много шутят по этому поводу, пытаются иронизировать, назвать это стадным чувством, массовым психозом, данью моде. Неужели то, что «он сходил, и я схожу» может заставить пойти и 10 часов стоять на холоде?

 

- Отчасти у кого-то это может присутствовать. Но объяснить все только этим невозможно. Человеку в жизни чего хочется? Покоя, комфорта, удобства, наслаждения так или иначе ищут все. А тут 12 часов стоять на улице. Причем зачем? Чтобы, простите за банальность, получить миллион долларов за это дело? Нет! Если смотреть извне, то действительно получается, что люди немножко ненормальные – потратить часть своей жизни ради каких-то мгновений, чтобы увидеть что-то. Каждый это по-своему объясняет и каждый на жизнь смотрит сквозь самого себя. Что человеку близко и понятно, то он пытается увидеть и в других людях.

Я как человек верующий могу только удивляться той Любви Божией, которая нам всем дана, возможности людям стать частью (скажу громко, но, тем не менее) истории, прикоснуться к вечности, к тому, что одинаково ценно уже на протяжении очень долгого времени. Мне видится в этом действительно чудо, Любовь Бога, любовь людей к Богу, желание к Богу быть поближе.

 

- Это действительно историческое событие – впервые эта великая реликвия была вывезена с горы Афон.

 

- Опять же так Богом устроилось, что практически единицы могут прикоснуться к этой святыне в обычной жизни. Потому что Афон это вообще само по себе место уникальное и достаточно замкнутое; скажем, женщинам туда вообще входа нет. Богу угодно было, чтобы в монастыре Святого Павла эти святыни пребывали, их привезли сюда, в страну с многомиллионным населением, где большинство людей себя все-таки причисляют к Церкви Православной.

В этом событии мы видим, что для людей православие – это не пустой звук, как бы ни пытались нас в этом убеждать какие-то силы, говоря, что христианство на Руси уже выродилось, превратилось в полумагию-полусуеверие. Ерунда, какие суеверия заставят человека 12 часов стоять где-то на холоде? Здесь происходит сверхъестественное событие, Бог невидимо укрепляет человека, и тому не хочется убежать. Понятно, что ангелы под ручки людей не держат, стояние в очереди – действительно испытание для многих людей. Не зря Церковь постаралась помочь людям даже в очереди – питание, отдых, пастырская помощь. Тем не менее, труд остается, и люди несут этот труд, не сбегают и больше и больше желают прийти.

Сейчас эти святыни находятся в Санкт-Петербурге, и я подозреваю, что людей будет не меньше. Дальше Украина, Киев. Мы будем видеть постоянно торжество духа, торжество веры. Это не суеверия и не мода. Мода переменчивая, мода льстит самолюбию человека. А здесь-то чему льстить? Действительно, каждый идет, почувствовав в себе потребность в Божественном. Он может быть недостаточно грамотным, понимающим, может, как-то иначе объясняет это для себя. Бывает, по телевидению показывают видеозарисовки «Зачем вы стоите?», перечисляют: «Чтобы не болел», «Дела получше шли», но ведь это тоже важно и нужно. Люди идут, надеясь с Богом поближе быть, надеясь, что их молитвы будут услышаны. А в глубине человека зовет все же благодать Божия, потому что сердце его зовет туда.

 

- Сейчас святыня находится в Санкт-Петербурге. Только когда ее встречали в аэропорту, очередь к храму была порядка 20 тысяч человек, и ожидание составляло порядка 5-6 часов. Ото дня в день очередь лишь увеличивается.

 

- Слава Богу!

 

- Это великие святыни, такие как Пояс Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов. Ажиотаж, такое количество верующих людей вдруг откуда-то берется в наших многомиллионных мегаполисах. Почему тогда на праздниках, на воскресных службах, субботних особенно – храмы полупустые?..

 

- Все-таки в воскресные дни и праздники не полупустые.

 

- Во многих Епархиях и приходах хватает святынь, которым можно поклониться, в том числе образы и иконы чудотворные. Почему такая разница?

 

- Мне кажется, здесь все довольно просто. Присутствие великих святынь, о которых мы сегодня говорим, очень сжато во времени и в пространстве. Если была возможность этим святыням быть всегда где-то здесь, то людей было бы не меньше, но это было бы растянуто во времени: люди бы ехали постепенно, потихоньку, опять же исходя из того, что подвиг нужен в жизни, но мы не всегда его выбираем все-таки. Человек планирует: «Вот, у меня будет свободного времени больше, тогда я сяду на метро, доеду до Храма Христа Спасителя, поклонюсь, приложусь, помолюсь спокойно, без толчи». И это нормально, так и должно быть. У нас в Церкви много святынь, во многих храмах, во многих монастырях много того, через что человек может почувствовать близость Божию, приобщиться к этой святыне, приобщиться к благодати. Но оттого, что это рядом, доступно всегда – нет такого внезапного наплыва. Мы все знаем, что когда праздники, Крестные ходы с чудотворными иконами, то опять же собирается довольно много людей, потому что это значимо, важно для человека – почувствовать, принять участие в этом большом событии в своей жизни. А тут 2-3 дня, и человек понимает, что, может быть, такого никогда в жизни больше не случится. Бегут, спешат, и Слава Богу!

 

- Когда на многокилометровые Крестные ходы собирается большое количество людей – это ведь тоже какая-то исключительная черта русского человека.

 

- Где-то да. Есть это. Сам слышал такое мнение, что нам, нашим соотечественникам, русским православным христианам, скажем, православные греки, православные палестинцы очень сильно удивляются: «Как вы так можете, какие вы подвижники! У вас в храмах идут службы долгие порой, и все стоят не шелохнувшись. Ладно, молодежь, полная сил, а сколько людей пожилых, стариков!». И я сам знаю как священник, что иной раз бабушке предлагаешь посидеть на лавочке, и встречаешь возмущение: «Что говоришь такое, как я буду на службе сидеть? Нет, буду стоять!». Вот и стоит, на свою палочку оперевшись, сгорбившись. Это и правда подвиг. И хочется, чтобы это было, и мы этим могли  даже отличаться от кого-то. Это, наверное, то, чем по-хорошему можно вообще гордиться – этим свойством нашего духа.

 

- Я на днях стоял в очереди как раз к Дарам Волхвов. Но понял, что до закрытия Храма я бы никак не успел. Подумал сначала – как Бог даст, но потом все-таки усомнился и вышел из очереди. Позже узнал, что храм не закрывали, пока все не прошли, очень расстроился. Если уж сказал себе «как Бог даст», надо идти до конца, хоть всю ночь там простоять.

 

- Спаси Господь Вас за этот рассказ. Действительно, абсолютно с Вами согласен. Верность Богу, мужество, дерзновение нужны всегда. Даже в Евангелии мы читаем, как Господь кому-то помогает, потом говорит: «Дерзай, чадо!», т.е. не бойся, будь смелым, не останавливайся. В Вашей жизни произошло такое испытание Вашей веры. Но не расстраивайтесь, потому что через это Бог тоже дал Вам урок, причем очень важный. Увидев, осознав это, в следующий раз Вы будете более тверды, так что не унывайте и не печальтесь!

 

- И сами кого-то поддержите.

 

- Конечно! Я думаю, сейчас многие, услышав этот рассказ, могли даже где-то встрепенуться внутри, собраться. Слава Богу!

 

- Почему бы человеку напрямую не обратиться к Богу, зачем ходить в какие-то очереди, ходить в храм, соблюдать молитвенные правила, молиться святым?

 

- В свое время протестантский мир отверг очень многое из всего перечисленного, заявил, что действительно не должно быть посредников между Богом и человеком, потому что Бог и так все слышит и знает. Тут можно согласиться, мы можем и должны молиться Богу и понимаем, что нет никого кроме Бога, нет других богов. Но мы же понимаем, что святые нам Бога не заменяют. Святые имеют уникальное на самом деле «положение». С одной стороны, они действительно Богу близки, близки как раз тем, что Бог в них пребывает. Ведь святость – это не какое-то свойство, которое у человека открылось (могучий, сильный, шибко умный, летать научился и т.д.), не в этом дело, хотя это тоже может присутствовать. Святость – это присутствие Бога в человеке. Человек изменился с Божией помощью и стал способным Бога в сердце принять. Соответственно, пребывая постоянно в благодати, он в какой-то степени Богу близок – не в географическом плане, а в плане его существования как такового. В то же время святые очень близки к нам, потому что по природе мы с ними являем одно целое.

Человечество, как говорил один богослов, это не мешок гороха (как бы живем в одном мире, но каждый по отдельности, как горошинка), но человечество – это организм, это тело, где все клеточки друг с другом связаны. Мы друг на друга действуем, влияем, чувствуем друг друга. Когда мы знаем, что есть любовь у людей, то они чувствуют друг друга, правда? Они могут даже предугадывать: что хочет тот человек, которого я люблю. Одни мысли могут быть, один взгляд на жизнь. А тут человек в Боге, Который есть Любовь. Святые любят не только Бога, но и продолжают поддерживать связь с нами, людьми, они любят нас и готовы нам внимать, помогать. Это действительно наши лучшие друзья, которые вообще могут быть. Они никогда не предадут, не оставят, не обманут, не выберут свое. Они знают мою жизнь, потому что такую же жизнь прожили. Святость – это не удел людей, с луны упавших, не особая нация. Церковь в этом плане «надмирна», «наднациональна», в ней для всех есть место. Мы обращаемся к святому и понимаем, что он меня слышит, он меня понимает и вместе со мной молится. Однажды объяснение этому слышал от одного очень заслуженного батюшки; его уже нет среди нас, присутствующих в земной жизни, в Царстве Божием, верю я, находится. Он мне как-то говорил: «Вот одни говорят, что не надо святым молиться, надо сразу Богу молиться – как же так? Ведь ты когда к крупному начальнику приходишь, ты сначала к секретарю подойдешь, спросишь «А можно мне к Ивану Павловичу зайти, пустит ли он меня, примет ли?» А тут к Богу! Да как же так дерзать сразу к Богу?!». Он так это видел и искренне недоумевал какой-то «наглости» людей.

Да, Бог любит нас, Он нас слышит. Но ведь опять же, Богу угодно, чтобы мы прославляли Его друзей, Его угодников, Пресвятую Матерь Его, ангельские силы. Почитая их (я бы сказал, поклоняясь Богу в них; не как замене Бога, а как тем, в ком Бог пребывает), мы прославляем Бога. Тут можно в вероучения, в догматику уйти. Потому что святость доказывает то, что Бог действительно стал человеком, что спасение возможно, что это не какой-то правовой акт, вроде Бог сверху посмотрел на людей и сказал «Ну ладно, я больше на вас не сержусь, так и быть прощаю. Сына Моего распяли, ну все замечательно, давайте живите как хотите». Нет, в спасении мы получаем возможность с Богом стать вместе, стать одним целым в какой-то степени. Не зря святые отцы говорили, что Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. В этом плане святые – это боги с маленькой буквы, так можно сказать. Т.е. в них замысел Божий, промысел о человеке реализуется. Соответственно, и наше почитание их, наше стремление к ним может привести к желанию стать такими же.

Вот сейчас с Афона привезли, для многих это возможность прикоснуться к Афонским именно святыням, а в православном сознании Афон это ведь действительно особое место. Наверное, каждый человек, который читал о нем или смотрел какие-то видео, наверное, в глубине души мечтал «Как было бы здорово оказаться, увидеть, что там точно все по-настоящему. У меня христианство такое – два часа пока на службе стоишь, вроде бы ты похож на православного, из храма вышел, стал опять самим собой – раздражительным, унылым и т.д. А вот там-то точно все есть, живут так, как нужно». Приходя к этим святыням с Афона, человек чувствует причастность к тому миру, где действительно живут «небесные человеки», «ангелы во плоти», монахи, и человеку хочется хотя бы через это быть с ними вместе.

Подчеркну, что святые нам Бога не заслоняют, мы не заменяем ими Бога для себя. Молимся Богу, а как же! Ему в первую очередь, но и им, чтобы помогли, почему нет, мы же все вместе.

 

- Среди святых отцов есть особо любимые русским народом: Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Как правильно обращаться к святым и как к ним относиться?

 

- Об этом часто они сами говорили. Скажем, когда Прп Серафим уже предчувствовал свою кончину, он своим духовным чадам повелел: «Приходите ко мне на могилу, говорите со мной, как с живым, я вас всех услышу и каждому постараюсь помочь». Происходит живое общение как у двух любящих друг друга людей. Там действительно идет общение от сердца к сердцу, когда не нужны формулировки, словообороты. Когда есть любовь, тогда все очень просто. Когда любви еще не хватает, тогда нужно думать, а как обращаться, как кланяться, еще что-то. Тут хочется пожелать всем нам этой любви, любви к святым.

Может возникнуть закономерный вопрос – а как полюбить святых, где эту любовь взять? Ответ, на самом деле, есть. Даже чтобы человека полюбить, надо с ним общаться побольше; когда он станет тебе близким, знакомым, тогда, бывает, сердце раскроется; не влюбленность произойдет, а действительно ты человека сможешь полюбить. Для чего мы молимся святым? Для того, чтобы научиться их полюбить. Почему на Руси любят Прп Серафима (хотя, не только на Руси, это действительно святой «мирового уровня», везде почитают этого действительно великого святого), свт. Луку Воино-Ясенецкого (как греки его любят, там нет ни одного храма, где не было бы его большой или малой иконы). У нас и поколения в поколение шло почитание, оно приводило к любви. Когда люди воспитывались в православных семьях, видели, что бабушка молится тому же Прп Серафиму, Сергию Радонежскому, Николаю Чудотворцу, что мама и папа молятся им, дети начинают вместе с ними молиться. И так традиционно начинают относиться к ним с особым теплом, доверием, вниманием. А где такого нет, каждый может научиться – начни молиться, молись больше, и увидишь, что произойдет отклик в сердце твоем. Надо понимать, что святые – это не какие-то там замороженные истуканы, на небесах пребывающие, холодные иконы, где-то стоящие. Нет, они живые! Причем куда живее, чем мы с вами. Уж если мы радуемся или в любви пребываем, как это окрыляет, насколько это дает ему наполнение настоящее. А что говорить, когда люди в состоянии бесстрастности, безгрешности, когда ничто не отвлекает сердце от любви. Это ж чудо! Как бы хорошо было это испытать и попробовать, и в этом остаться! И ведь как они нас любят, они к нам тоже стремятся. Молитва дает возможность соединиться этим двум стремлениям.

 

- Муж всегда отпускал на поклонение святым местам, к Поясу Пресвятой Богородицы, а на поклонение Дарам волхвов не отпустил. Из-за этого был скандал, он ушел в запой (2 года не пил). Прошу, батюшка, Ваших молитв.

 

- Помоги, Господи. Без искушений не бывает. Дай Бог, чтобы все встало на свои места. Пить точно ни к чему, только бесов тешить, дьявола радовать.

Опять же для нас урок – где много святости, там много может быть нападок, искушений и в то же время возможностей для человека делать этот выбор. Дай нам Бог здесь всем трезвения и внимания к своей жизни. Порой человеку кажется: вот я сейчас в Бога поверил, стал более-менее правильно жить, там приобщился, тут прикоснулся, тут увидел – и все сейчас в жизни должно быть ровно, гладко, вкусно и удобно. Это заблуждение происходит от непонимания смысла всего этого. Святость в мире как ощутимое присутствие Бога дана человеку, чтобы увидеть самого себя, свое несовершенство, свои грехи; покаянием себя исправлять и готовить себя для вечного соединения с Господом, а не для того, чтобы в этой жизни удобнее устроиться. Как правило, те люди, которые планируют лишь это «удобство», довольно быстро разочаровываются – устают от молитв, от постов, видят, что все их желания не исполняются, они сталкиваются с тем, что Бог это не золотая рыбка, которую стоит поймать, и она начнет желания выполнять.

На самом деле, это беда очень древняя. Что и со Христом произошло однажды – иудеи расстроились, что он не стал их царем. Когда Его судили у Пилата, где были эти тысячи, которые шли за Ним? Ведь Иерусалим был просто переполнен людьми, почему не пришли и не сказали: «Ты прокуратор, ты здесь вместо Цезаря, но ты делаешь беззаконие, отпусти Его». Согласно одному толкованию, это произошло потому, что Он не дал им земное благо, не дал им земное счастье. Это очень важно понимать нам, когда мы стремимся к святыням. Да, земное нужно, несомненно, никто не говорит, что мы должны все бросить; это удел единиц, кто может бросить все и пойти за Христом, если мы говорим о монашестве. Но, тем не менее, человек должен понимать, что первое, а что второе.

 

- То есть важно иметь определенные мысли, состояние души, сердца, с которым ты идешь в ту же очередь или обращаешься за помощью…

 

- Конечно. Даже в молитвословах есть «Молитва человека, идущего в церковь». Она нужна для того, чтобы человек, находясь на пути в храм Божий, мог себя приготовить и, придя в храм, был в «правильном» состоянии, с правильными мыслями, правильными чувствами, правильными планами.

 

- Можно ли прикладываться к святыням через телевизор?

 

- Ну, если только сердцем своим, верой, любовью, потому что Бог везде, все мироздание в Духе Святом находится. Увидеть что-то и воспламениться любовью к тому, что мы видим, - это уже прикосновение духовное. Телевизор целовать не надо. Он может быть пыльный, статическое электричество накоплено… Не будем им заменять иконы, не будем давать повод ищущим повод.

 

- Когда по времени приходили волхвы? У Матфея и Луки разные сведения.

 

- В Евангелиях хронологический порядок несколько различен, задача Апостолов была не составить документ исторический, они, находясь в воодушевлении, вспоминали и записывали то, что для них как для людей было особенно ярко и дорого. Информации довольно немного, когда приходили волхвы. Есть объяснение толкователей, что звезда явилась волхвам, когда Господь родился, и когда они пришли в Иерусалим, Христу было уже около 2-х лет. Хотя опять же, это только мнение исследователей, потому что документально это нигде не зафиксировано. Что были – понятно, но, скажем, в какой день недели – непонятно. Церковь хранит предание свое, и это отражается в календаре богослужебном. Откуда это видно, что Господу было около 2-х лет? Когда Ирод узнал, что волхвы его обманули и не доложили, где в Вифлееме находится Богомладенец, он велел убить всех детей от 2-х лет и ниже, «с запасом», чтобы уже точно не ушел. Мы знаем, что потом произошло: Господь был спасен, праведный Иосиф их с Пресвятой Богородицей в Египет увел по наставлению ангела. А больше каких-то разногласий в Евангелии нет.

 

Вопросы на другие темы:

 

- Может человек просить помощи у Бога в скорбях, осознавая, что все это произошло по его грехам? Просишь, просишь, кажется, становится все хуже, но сердце подсказывает все равно Бог рядом, все равно поможет.

 

- Вы и сами ответили на свой вопрос, ведь Бог действительно рядом, и сердце подсказывает, что Он нас не оставляет, какими бы мы ни были. Продолжает нас любить, продолжает о нас заботиться.

Просить помощи, конечно, нужно, как без этого? Скорби, даже те, которые происходят после наших грехов, нужно правильно воспринимать. Всякие беды в жизни, которые Бог нам попускает, это не акт возмездия. Это не то, что мы Бога обидели, разозлили, рассердили своим непослушанием, и теперь Он будто бы находит для Себя удовольствие в том, чтобы человека мучить, оттолкнуть его от себя и сказать: «Все, видеть тебя не хочу, давай страдай». Нет такого, нет и быть не может. Всякое наказание Бога есть урок человеку, возможность для человека увидеть самого себя. Себя мы познаем как раз в этих испытаниях, когда нам тяжело. Все мы знаем, что когда у меня все получается, все легко, я кажусь себе хорошим, добрым, замечательным…

 

- Зачастую великим…

 

- Ну да, кто на что горазд. Здесь человеческая фантазия достаточно велика. Только когда что-то случается, мы понимаем, что «сам по себе я ничтожность, ни больше, ни меньше, одно лишь самомнение». А для того, чтобы человеку к Богу пойти, чтобы пожелать спасения, необходимо увидеть в себе эту потребность спасения. Так что все в жизни беды, печали по большому счету на это направлены. И во всем этом есть забота Бога и любовь. Конечно же, мы должны просить: «Господи, помоги мне нести это! Да, я виноват, я согрешил, все так и должно быть, я все это сознаю, но не оставь меня, мне плохо без Тебя».

 

- Можно ли молиться шепотом, чтобы не слышали родные, чтобы их не беспокоить.

 

- Можно, почему нет? Можно молиться про себя. Мы вообще стремимся к «умной» молитве, т.е. молитве внутренней, которая происходит в человеческом сердце, она вообще безгласная, но это уже высокая степень.

Наверное, каждый человек, особенно недавно к вере пришедший, прошел через это – непонимание близких, неудобства какие-то. И здесь опять же мы видим подвиг, некое исповедничество, когда мы, не взирая на сложности бытового характера, ищем Бога, стремимся к Нему. Каждый ведь знает, какие действительно Бог порой дает утешения в этом состоянии. Где-то не побоялся, пошептал в уголке вечернее правило, но сколько радости в душе от ощущения, что ты причастен не к этой комнате из четырех стен, а причастен к миру Божию. Ведь там стены раздвигаются буквально!

 

- Хотела бы выразить огромную сердечную признательность о Анатолию за ведение программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью». Можно сказать, я воцерковилась именно благодаря этой передаче. Делала заказ в вашем храме на диски, подарок сыну сделала. Хочется, чтобы у Вас все было благополучно, чтобы храм ваш построили, и все, кто меня слышит, приняли в этом участие.

 

- Спаси Господи Вас за добрые слова. Прошу молитв за то, что мы делаем все вместе на телеканале «Союз», и помощи в возведении храма, Слава Богу, все идет. Спасибо вам, дорогие наши люди! Слава Богу, что мы есть!

 

- 31 января Телеканал «Союз» будет отмечать свой день рождения, уже девятый. Батюшка, Вы все эти 9 лет вместе с телеканалом «Союз».

 

- Не с первых дней, но в начале довелось уже быть. Это послушание, Родина сказала «Надо», мы ответили «Есть!». Действительно, умница первоуральское наше отделение – начало всего «Союза», сначала Епархиального канала, который потом, Слава Богу, разросся до мирового масштаба. Помнится, как за одну ночь телеканал переехал из г. Первоуральска в г. Екатеринбург, причем эфир не прерывался. Я в этом деле не участвовал, технические работники это делали, но, как говорится, «снимаю шляпу», потому что я вообще не понимаю, как такое может быть. Действительно, я здесь частый гость, очень благодарен руководству и всем, кто здесь трудится, потому что для меня это не какая-то награда, а послушание и доверие, возможность самому духовно трудиться и стараться. Даже история о том, как началась программа «Читаем Евангелие вместе с Церковью» именно с моим участием – промысел Божий.

 

- Батюшка, на самом деле, я ее не знаю, как и многие наши телезрители.

 

- Если вкратце без подробностей, то был момент, когда я в себе видел некий духовный «застой» (хотя, он есть всегда, и никогда нельзя в себе что-то там видеть), но была проблема с чтением Евангелия. Все мы знаем, что надо его читать, изучать, но вот как-то «не читалось». Все читалось, кроме Евангелия. Стыдно, понимаю, позор, но тем не менее. Молился Богу: «Господи, ну что-то измени!». И вот, благословили на это дело. Тут уже хочешь-не хочешь, пришлось Евангелие читать, читать очень много книг. Я очень благодарен в этом плане Богу, руководству «Союза», нашим дорогим Владыкам, которые за все это дело отвечают и благословляют, лично для себя как человека и христианина я нахожу в этом очень много пользы. И, конечно, хочется в этом участвовать. Но тут уж, конечно, как Бог даст.

 

- Спасибо Вам за искренний ответ.

«Человек должен быть рожден свыше» – как это понять?

 

- Под «рождением свыше» понимается крещение. Видимо, упоминается та встреча Господа нашего с фарисеем Никодимом, когда тот пришел ночью, стал вопросы задавать, и Господь сказал, что «кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Это именно то Таинство, где благодать Божия действительно меняет человека. Человек в крещении умирает для прошлого и тут же возрождается для жизни с Богом, освободившись от грехов, страстей. Конечно, потом всю жизнь нам нужно воевать уже со сложившимися привычками, заменяя их на что-то доброе, в чем и есть, наверное, суть духовной брани, духовной жизни, нужно отвыкнуть от зла и привыкнуть к добру.

 

- Я долго шел к тому, чтобы исповедоваться. Затем довелось и причаститься, и пособороваться. После этого была радость, и многим рассказывал об этом, но случилась беда. Как вести себя после того, как получил желаемое?

 

- Вы сами правильно заметили: получив столько всего, не надо болтать направо-налево. Понятно, что когда тебя переполняет что-то, хочется этим поделиться, но это такая особенность, на которой нас часто бесы ловят. Мы как начнем говорить, и обязательно лишнего наговорим, где-то похвастаемся, где-то преувеличим, а соврал – как теперь с Богом, Который есть Истина? Святые отцы говорили, что «Сколько баню жарко не топи, если двери часто открывать, в ней все равно будет холодно». Так и душа человеческая – сколько бы там от Бога света и огня не было, если много говорить, то сердце может и опустеть. В молитвословах есть молитвы по Святом Причащении, после них обычно написано: «После Причастия каждый хранит себя в воздержании и немногословии», как раз для того, чтобы более удобно сохранить принятый дар. Потом еще замечено многими людьми, что бесы нападают на человека в первое время после Причастия особенно сильно, как бы пытаясь снова увести его на свою сторону. Очень важно человеку особенно в первое время за собой тщательно наблюдать, чтобы не соврать, не осудить, постараться не разгневаться, не объестся. Последнее очень важно, особенно для новоначальных, ведь к Причастию готовишься постом и молитвой, поститься стараешься посильнее, голодный становишься, причастился и думаешь: «Ну вот, все замечательно, дай-ка я поем!». Объелся, и опять на душе как-то тоскливо стало. Нужно внимание и разумное воздержание.

 

- Бывает такое, что человек только начинает ходить в храм, вроде горит желанием, но начинают происходить разные несчастья, а то и скорби.

 

- На самом деле, скорби есть у всех. Нет человека, который был бы от скорбей полностью освобожден. Наша жизнь, мир, мы люди – несовершенны, изломаны, больны, мы вообще по-другому не можем жить. Всем нам хочется добра, всем нам хочется блага, всем нам хочется любви и согласия. Нет никого, кто желал бы быть всегда во вражде со всеми, потому что сердцу хочется мира, сердцу хочется счастья. И одновременно мы видим, что жизнь наполнена проблемами бесконечными. Связывать скорби с тем, что «причастился, и стало мне плохо» - не совсем верно. Скорби что так, что так, всегда есть. Почему человек начинает это порой сильно замечать, пугаться, порой даже обижаться и роптать на Бога: «Господи, я тут к Тебе со всей душой, ну почему же так?». А ведь за этим что стояло? Человек желал найти свое,  у него были какие-то личные планы. Бывает, приходит человек креститься, спрашиваешь «Зачем Вы пришли креститься?», и слышишь «Чтобы не болеть». И говоришь людям «Это невозможно».

 

- Разворачиваются и уходят?

 

- Как правило, это в людях возбуждает интерес, вроде «А зачем тогда креститься?», и это перерастает в очень нужную и важную беседу. Говоришь им: «Это невозможно, если вам только это нужно и больше ничего, то тогда вы, наверное, не туда зашли». Все равно мы тленны и смертны, и все умрем когда-то. Иногда говорят: «Чтобы была удача в делах». Для меня не совсем понятный термин «удача» – это вообще что такое? Обычно имеется в виду «чтобы я особо не старался, но все получалось, как я хочу». А как хотим? Поменьше работать, побольше получать, поменьше ответственности, побольше власти и т.д. Мы, к сожалению, в этом плане все очень похожи, это не укор кому-то, это общее состояние нас, людей. Вот когда человек из таких соображений приходит и ищет Бога, нет ничего удивительного, что он этого не получает. Не потому, что Бог не может нам это дать, а потому что для человека это вредно, неполезно. Опять же, Евангелие вспомним (Книга Жизни, ко всему может быть применима!) – когда Христос после Крещения в пустыню пошел. На горе искушений (сейчас паломников, которые ездят в Иерусалим на Святую землю, туда возят), дьявол к Нему подошел и говорит: «Зачем тебе быть голодным, сделай камни хлебами». Тот предлагал Ему чудо еще и из тех соображений, что «Ты Сам Себя не мучай, и Ты если людям будешь давать эти чудеса, если будешь вот так кормить, за Тобой весь мир пойдет». Ведь людям что надо – хлеба и зрелищ, все. Показывай им фокусы всяческие и корми так, чтобы они не работали, и еду получали. Но Господь сказал: «Не хлебом единым будет жив человек», не для этого Бог пришел в мир, спасение не в этом заключается. Земная жизнь временна, и мы все это понимаем. Как бы мы хорошо ни жили, как бы хорошо ни устроились, рано или поздно придется это оставить. А если все оставил, но ничего не приобрел для земной жизни, для будущего состояния, которое будет 100%? Умирать-то придется. Но что я туда унесу? Удачу в делах жизненных? Унести я могу приобретенные свойства души, наверное – терпение, милосердие, радость настоящую; не веселье, которое мы постоянно в жизни ищем, пытаемся веселиться, а радости особо нет, все равно пусто, но ту радость настоящую. Это я могу взять с собой, и это Бог готов мне дать; Бог готов мне дать Самого Себя, что самое главное. А когда я ищу Его не ради Его Самого, а ради своих второстепенных нужд, это оскорбление Бога. Представляете, прийти к царю, который может тебе все на свете дать, а ты ему: «Царь-батюшка, у тебя там за престолом бумажка какая-то лежала, уж больно она мне нравится, а ты сам по себе и не нужен мне».

 

- Незаметно для нас с Вами пролетел час. Беседа, мне кажется, получилась очень живой и интересной. Спасибо нашим телезрителям, которые дозвонились и рассказали замечательные жизненные истории, это придало программе «вкус».

 

Гость программы: иерей Анатолий Куликов

Ведущий: Тимофей Обухов

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать