Беседы с батюшкой. Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон»

15 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы.

Сегодня в нашей программе мы поговорим о романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Эта тема не случайна, ведь совсем недавно вышел фильм Сергея Урсуляка, который был снят по этому произведению, а кроме того, знаю, что Вы родом из Ростова-на-Дону и Ваши предки были из казаков. Не могли бы Вы рассказать о своих предках и о том, почему эта тема касается Вашей жизни?

– Действительно, если тебе близка тема, то ты ее по-особому ощущаешь. В моей памяти живы рассказы прабабушек, бабушек и дедушек об истории моего рода. Можно лишь отчасти передать глубину того, что можно пережить, когда входишь в некое пространство удивительного мира казачества, конечно, при условии если есть желание понять это явление. Это необычное наполнение жизни, когда перед нами предстает настоящий воин Христов – казак. Вместе с тем история нам открывает реальные судьбы тех людей, которые многое пережили, что и было показано и в романе, и в фильме. Это был страшный период жизни в нашей стране, ведь речь идет об угасании веры. И здесь в моей памяти всплывают эпизоды из детства, связанные с религиозной жизнью, потому что мои первые встречи с верой происходили именно там, на Дону. Помню, как меня еще совсем мальчишкой привозили к бабушке в казачий хутор, и одно из моих ярчайших воспоминаний было связано с тем, когда я, обращаясь к образу, где был Господь, спрашивал у нее: «Что это?» А она мне отвечала так: «Иконушка». «А это Кто на ней?» – «Богушка». Воспоминания об этом питают меня и сегодня. И до сих пор я вспоминаю те удивительные встречи, которые были необходимы для меня тогдашнего, выросшего в советскую эпоху: я был и пионером, а позже и комсомольцем. В то же время, когда я приезжал туда, на Дон, то оказывался в очень интересном положении: если меня порой спрашивали: «А ты в Бога веришь?», я отвечал: «Да, конечно!» Вот такая возникала своеобразная двойственность.

Помню, как мне однажды попало от бабушки за то, что случайно просыпал горсть зерна на землю, потому что однажды такого же количества просыпанного зерна хватило для того, чтобы мой прадед был уволен из колхоза, а из-за этого два моих деда и бабушка умерли вместе с ним от голода. Настолько велика была цена горсти зерна. А истории о раскулачивании, о расказачивании? Все это имело место в жизни нашей страны. Мне памятен сундук, кованый, обитый железом, стоявший во дворе у моей бабушки. Я помню слова, выбитые на нем: «Боже, храни царя Николая!» Это был сундук, привезенный моим прапрадедом из похода. Во времена моего детства там хранились уже сокровища другой эпохи, но все это формировало мою душу. Свой отпечаток оставили и песни. Бабушка и ее две оставшиеся в живых сестры были известные певуньи, которых приглашали на все свадьбы. А когда приезжали дети, то весь двор оглашался песнями, звучавшими до глубокой ночи. Это было в порядке вещей, и так поступали все жители хутора: пели песни, общались и беседовали, засиживаясь до утра. Это настолько глубоко врезалось мне в память, что я до сих пор помню и то звездное небо, и те разговоры, звучавшие за столом. Будучи мальчишкой, я записывал для себя какие-то песни и то, как проходила казачья свадьба. Все это входило в душу, но осмысление того, что происходило перед нами, пришло потом. Лишь потом нам стало понятно, что собой представляет казак и каким он должен быть. Конечно, говорить о казачестве в то время было очень трудно, а порой и не дозволялось, так что произведение Михаила Шолохова было первым, в котором об этом было сказано открыто, ведь казачье сословие уничтожалось. Были даже соответствующие документы за подписью Л. Троцкого, по которым главным аргументом, почему нужно было уничтожить казачество, указывалось то, что эти люди склонны к самоорганизации. Действительно, если мы посмотрим на историю казачества, то увидим, чьими трудами укреплялись рубежи нашего Отечества.

– Исторически сложилось так, что казаки – это очень сильные люди, предки которых бежали от своих помещиков. Они смогли организовать жизнь в другом месте и встать на защиту своих земель.

– В этой вольнице казачьей было несколько иначе, и это отдельная история. А формирование казачества имеет отношение к той свободе, которая дана Богом каждому человеку. Более шести лет назад, когда я работал в протокольной службе Святейшего Патриарха Кирилла, мы приехали в Новочеркасск, город, который я знаю с детства. Огромный городской собор был наполнен юными казаками. Был парад, в котором шли и мальчишки, и взрослые мужчины. Мы переживаем сложный процесс возрождения казачества. Конечно, нелегко возрождать то, что нуждается в поступательном развитии, нельзя сразу взять и получить то, что мы хотим увидеть. Я помню речь Святейшего Патриарха, сказанную им тогда во время проповеди в соборе о том, что, рассуждая о казаке как о воине Христовом, нужно понимать, что мы видим перед собой образец славы воинской тогда, когда это воин-христианин, а если этого нет, то он превращается в разбойника, и в этом страшном явлении заключается настоящая трагедия. Касаясь темы, связанной с романом Михаила Шолохова, надо знать, что перед нами произведение, имеющее отношение к такому направлению, как социалистический реализм. Что это такое? Это такое направление, которое в основе своей содержит конкретную работу Владимира Ленина, написанную в 1905 году. В ней говорится, что искусство должно служить делу партии, и во время периода советской эпохи все произведения, выходившие из-под пера маститых писателей, содержали в себе эту идеологическую направленность. Это свойственно в определенной мере и роману «Тихий Дон».

Тут я с Вами не соглашусь: мне кажется, что роман Михаила Шолохова намного шире, глубже, чем другие произведения. Он вышел за рамки социалистического реализма.

– Дело в том, что здесь нельзя спорить с тем, что очевидно. Конечно, в романе «Тихий Дон» это выражено в меньшей степени, нежели в «Поднятой целине», если мы говорим о произведениях Шолохова, но это присутствует там. Именно идеология социалистического реализма побеждает исторически, и из уст автора исходят те слова, которые он должен произнести. Будучи обласканным Сталиным, Шолохов не мог чего-то не написать. Мы не будем сейчас спорить об авторстве романа, поскольку эта тема требует отдельного разговора. Мы считаем, что это произведение принадлежит именно перу Михаила Шолохова.

Кстати, даже несмотря на то состояние, в котором было показано казачество в романе, сам факт того, что подняли эту тему, вызвал у людей любовь к писателю. Помню такой случай из моего детства: к нам приходили газеты, я читал статьи из них своей прабабушке, а в деревне, понятное дело, всегда много мух, которых надо выгонять, и я спрашиваю у нее: «Бабушка, вот тут портрет Шолохова на газете напечатан, можно ее использовать?» «Нет, внучек, отложи-ка эту в сторону! Не нужно ею мух бить». Вот такое уважительное отношение к писателю было у простого народа, но перед нами произведение, в котором, пусть и в меньшей степени, содержатся элементы идеологии.

Мне кажется, что наличие этих идеологических элементов в романе просто дань историческому моменту, но здесь нет такой грубой социалистической направленности.

– Там есть двойственность. Вопрос здесь заключается в том, что если мы рассуждаем о направлении в искусстве, то мы должны понимать это, а не высчитывать процентное соотношение, чего больше, а чего меньше в данном произведении. Это есть, вот и все. Безусловно, перед нами большая работа, которую проделал писатель, вместе с тем здесь показана жизнь людей, находящихся в определенном состоянии. Стоит отметить, что по той системе нравственных ценностей, которая свойственна героям романа, их принадлежность к православной культуре безусловна. Но вот какое важное обстоятельство необходимо отметить: персонажи книги мало религиозны. Что я имею в виду? Религия – это союз, связь человека с Богом, и в жизни каждого из нас ее можно обнаружить. Важно, чтобы любовь была не только со стороны Бога, но и исходила от нас, была направлена к Нему. В романе нам показана жизнь людей, которая содержит в себе религиозное остывание. И хотя в книге встречается и крещение детей, и факт накладывания крестного знамения, и венчания, но посмотрите, как живут герои романа, какие страшные грехи они совершают: прелюбодеяние, блуд, убийство, самоубийство, аборт... А ведь это для них в порядке вещей! Ведь если мы рассуждаем о личности человека, то мы должны понимать, что все, что ее формирует, совершается постепенно, медленно. Также и остывание в вере происходит поступательно, не сразу, и, сохраняя внешний религиозный уклад жизни, можно далеко уйти от Бога. Премудрый царь Давид заметил: «Безумец сказал в сердце своем: нет Бога!» Человек не сразу заявляет о таком, он постепенно остывает в вере. Святой Иоанн Златоуст говорит, что вера – это не только знание того, что Господь существует, а это доверие Богу, верность Ему. Перед нами остывание в вере не только у казаков, но и у общества той эпохи. Я здесь вновь возвращаюсь к близкой для меня теме своей диссертации «Духовно-нравственное состояние русского общества конца ХIХ – начала ХХ века», а казачество – это одно из сословий русского общества. Профессор Михаил Михайлович Дунаев в своем большом труде «Православие и русская литература» говорит о том, что персонажи Шолохова нерелигиозны, и приводит в качестве примера казака из романа Прохора Зыкова, который так любил курить, что искурил и Новый, и Ветхий Заветы, и даже помянник своей жены. И этот герой рассуждает так: «А как же я? Я так привык курить, что даже на фронте свою пайку хлеба отдавал за осьмушку табака». Кто же наиболее религиозный человек в романе? Маленький герой – дед Гришака, который, рассуждая о вере, читает Григорию Мелехову 50-ю главу пророка Илии. И что же происходит? Главный герой останавливает его и произносит: «Не до библиев! Дед Гришака таким кобелем ходил, все бабы от него плакали, а теперь он за религию взялся. Нет, я до этого не дойду». В другом же месте Григорий Мелехов рискует собой, вытаскивая раненого офицера с поля боя или спасая своего соседа от смерти, у которого он увел жену, но в то же время когда его спрашивают о совести, отвечает: «Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась...» Это трагедия жизни и главного героя, и многих других людей, которые пришли к такому переломному моменту эпохи в состоянии религиозной одичалости.

– Все события, таким образом, были подготовлены?

– К этому привело постепенное остывание в вере. В этом трагедия и русского народа в целом, и казачьего сословия в отдельности, потому что не нашлось тех глубоких нравственных сил, которые помогли бы осмыслить все происходящее, осознать, где правда, где ложь. Как мучаются герои романа! Как тяжело и страшно смотреть на их муки! Даже если мы берем последний фильм Сергея Урсуляка, это ощущение присутствует. Можно, конечно, рассуждать, какой фильм лучше, но это удел кинокритиков. Главное, что если эта тема беспокоит людей, если она поднимается, то тем самым доказывается, что она нам интересна. Вот здесь правильно было бы священнику дать верный анализ тому, что перед нами. Мы рассматриваем сегодня с вами явление в культуре, конкретный эпизод в жизни нашего общества. Ведь снять 14 серий фильма – это затратить много сил, энергии, да и актерам нужно было вживаться в образы героев, чтобы донести до современных зрителей какие-то элементы той эпохи. Это действительно небезынтересно, потому что воссоздаются какие-то детали быта, рассматриваются какие-то определенные эпизоды, связанные с конкретными историческими событиями. Но мы должны дать оценку всему происходившему тогда. Фильм, само произведение – это только часть огромного процесса, начавшегося задолго до того, что показано в романе: постепенного отхождения людей от Бога, веры, Церкви. Ведь тот же победитель Михаил Кошевой, который занимает важное место, получает власть, каким предстает в этом романе? Он невысок в своих порывах, труслив, коварен, уступает своей невесте, будущей жене. Придя венчаться, сетует священнику на то, что его не убил тогда, когда занимался осквернением храма. Вот вам представитель советской власти. Мы сейчас рассуждаем о том, что было раньше, о тех моментах, которые требуют переосмысления. Конечно, нам представлены литературные персонажи, но за ними стоят реальные люди.

Скажите, а в чем сокрыт корень остывания в вере? Откуда оно берется, с чего начинается?

– Каждый год мы читаем одни и те же евангельские зачала – части, взятые из Священного Писания, повторяем одно и то же. Хочу привести пример: преподобный Серафим Саровский пророчествовал о падении империи, разрушении Церкви, об осквернении храмов, но ему мало кто верил, а те, кто верил, вопрошали: «Отче, почему? С чего это начнется?» Он отвечал: «Среду и пятницу не будут соблюдать, по воскресеньям перестанут в храм ходить, не станут молиться». Что такое перестать молиться? Можно в храм прийти, но не молиться в нем, зайти можно в церковь, но не быть в ней, можно иногда бывать здесь, но так и не начать поступательное, регулярное движение к Богу. А что же тогда? А тогда дьявол постепенно возьмет таких остывающих людей голыми руками. Есть такое хорошее святоотеческое выражение о том, что муха садится только на холодный котел: на горячий она сесть не может – погибнет. Так и человек, остывая в вере, постепенно подпускает к себе эту темную силу. Он еще на некотором этапе сохраняет движение, передавая какие-то элементы по наследству. К примеру, Гришка в какой-то момент в фильме перекрестился, но так: махнул рукой и сел за стол, а в другом эпизоде нет. Понятно, что это фильм, но ведь и в жизни было точно так же. Причем обратите внимание, что несколькими минутами раньше его отец, которого превосходно сыграл актер Сергей Маковецкий, кричит о том, какой замечательный выдался год, какое лето: и приплод от коровы, и в семействе рождаются дети, и с фронта вернулись сыновья... И вот посмотрите, какая неблагодарность Богу одновременно с этим: ты кричишь к небу, но образ жизни твоей не соответствует Божиему закону, Его заповедям. Нам важно осмыслить то, что происходило тогда, и вынести из этого урок. Мы видим, как сейчас у нас возрождаются традиции, как открываются кадетские корпуса, и я знаю, что на Дону есть станицы, в которых все выстраивается по правилам достойной жизни, не только внешне религиозной, но и внутренне наполненной. Все это служит материалом для создания той среды, в которой формируется полноценная личность. А когда мы говорим о казачестве, то нужно понимать, что без веры в Бога его невозможно возродить, потому что образ казака как воина Христова напрямую связан с ней: если нет веры, то и нет этой нравственной высоты.

Мы знаем, что порой достойные люди в жизни совершали очень страшные поступки, но ведь потом у них было покаяние. А здесь на страницах романа мы видим, что герои, нарушая нравственные законы, делают это как само собой разумеющееся. К примеру, когда Григорий заезжает со своим отрядом в хутор, то он вступает в блудную связь с дочкой хозяина того дома, где он остановился. Одновременно с этим Аксинья вступает в связь с сыном помещика отставного офицера, который пришел ее утешить, поскольку у нее умерла дочка. И все это вместе связано в романе.

Это страшно, потому что нет ничего такого, что могло бы удержать героев.

– Нравственные нормы ослаблены. Вернемся к роману: Аксинья страдает от того, что Григорий вернулся и ушел, но в то же время когда пришел к ней этот молодой офицер, движимый чувством долга, чтобы попрощаться с ней, сказать ей: «Уходи!», она отвечает ему: «Неужто ты меня и не пожалеешь напоследок?» И снова блуд. Это страшно, потому что служит показателем того, что происходило тогда в обществе. Конечно, это не было нормой с точки зрения религиозных законов, но все это имело место. Мы видим страдания отца Натальи, отца Григория, но они продолжают жить так, как и жили. Они живут, мучаются сами, мучая других людей, и все это нагнетает обстановку, говорит об апостасии. Все это и привело к революции, которая не просто так совершилась. Перед нами зеркальное отражение событий, происходивших тогда в обществе. Так постепенно складывалась трагедия жизни общества. Мы видим это на примере и самого романа, и конкретных судеб казаков. Интересно, что даже в таком состоянии роман держит в напряжении, фильм, снятый по нему, вызывает эмоции. Люди рассуждают о том, что должно служить примером в жизни, что должно сподвигнуть их к этому. В каких-то моментах к героям возникает чувство сопереживания не только тогда, когда они страдают, но и когда совершают подвиги. Возвращаясь к теме Евангелия, вспомним, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя: раненый Григорий тащит офицера и спасает его. Он, безусловно, совершает подвиг, и это не может не вызвать эмоций. А почему так поступает Григорий? Да потому что ни одно доброе дело без Бога человек не может совершить. Но вместе с этим совершается и нравственное падение героя. И когда это происходит регулярно, когда таких падений много, то это становится трудно и тяжело воспринимать, ведь можно подумать, что в этом заключается норма жизни, а это не так. Хотя мне доводилось и на Дону слышать восхищенные слова и об Аксинье, и о Григории, но не в этом заключается высота христианской жизни, не этим были сильны казаки. Ведь если посмотреть на историю казачества, то перед нами разворачивается образец воинского служения Родине, которое начинается с осознания своего недостоинства, с покаянного чувства в человеке, потому что мы понимаем, что ни одно благое дело Господь не даст совершить человеку, находящемуся в недобром состоянии. Поясню, что я имею в виду. Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты сейчас по образу жизни и мысли впадаешь в состояние греха, ты соединяешься с темными силами, и они помогают тебе совершать какое-то страшное дело. Но когда ты желаешь совершить доброе дело, ты отходишь от того зла, в котором мог находиться, и соединяешься с Богом. То есть невозможно совершить доброе дело без Бога». Поэтому-то Господь, призывая к этому доброму делу, порой проповедует и через него, и через совесть человека, чтобы он опомнился и оставил свою греховную жизнь. И конечно, когда мы сегодня говорим о героях этого произведения, то должны понимать, что они, с одной стороны, являются для нас представителями той эпохи, а с другой, они помогают нам научиться чему-то хорошему, осознать, что если что-то совершается плохое, то этого делать нельзя – по апостолу Павлу: «Люби грешника и ненавидь грех». Святитель Григорий Богослов говорил: «Дух творит себе форму»: если ты будешь внутри разрушен, то не сможешь созидать. Заметьте, пророку и псалмопевцу Давиду Бог не благословил воздвигнуть храм, а лишь царю Соломону. Поэтому если мы рассуждаем о возрождении, нам нужно начинать его с внутреннего человека. Мы должны брать в качестве примера тех героев-казаков, которые испытали в себе этот покаянный порыв. Я еще раз повторю, что казачья вольница без веры, без нравственных идеалов – это шайка разбойников. Лишь когда казак обращался к вере, воспринимал ее, жил этим, то именно тогда он являл собой лучший образец высокого служения, доблести, чести, совести. Вот на этом должно все строиться.

Видя пример героев «Тихого Дона», мы должны понимать, что нам показано падение, разрушение жизни очень многих людей. Этому нужно дать правильную оценку, чтобы не ориентировать людей на то, что худо, наоборот, мы должны перейти к тому, что хорошо. Не перечеркнуть все, сказав, что тут все плохо, ужасно и об этом не нужно рассуждать. Это не так. Здесь заключается история нашей страны, и роман – это инструмент, который может принести пользу тем людям, кто, увидев в произведении важные уроки для себя, своих близких, сделает выводы, поймет необходимость воспитания в себе духовного человека, христианина.

Вы сказали, что причиной тех страшных событий, которые были описаны в романе, стало остывание людей в вере в то время. А что бы Вы могли посоветовать сегодняшнему конкретному человеку, нашему зрителю? Как ему не остыть в вере, сохранить ее живой и настоящей?

– Хочу Вас спросить: «Скажите, пожалуйста, Вы были в это воскресенье в храме?»

– Да.

– А когда Вы в последний раз исповедовались и причащались?

– На Введение во храм Пресвятой Богородицы.

– Хорошо. Я хочу напомнить всем, что сейчас идет Рождественский пост. Очень важно понимать необходимость тренировки, практики в христианской жизни. Более того, хочу сказать, что ежедневное чтение Евангелия – это не нечто такое, выходящее за рамки естественного обихода. Это норма жизни! Невозможно человеку иметь здоровье, адекватно воспринимать события этой жизни, если он не будет читать Евангелие каждый день, не станет понуждать себя ежедневно открывать душеполезные чтения святых отцов, которые пишут о христианских добродетелях и борьбе со страстями. Если ты этого не делаешь, то не знаешь, куда идти – нет духовных ориентиров. Если смотреть «Тихий Дон», но не читать в этот день Евангелия и святых отцов, то можно заразиться ненужным и посчитать, что подобное в порядке вещей. Давайте будем аккуратными! Чтобы давать верную оценку, нужно быть способным ее давать, и пост – это хорошее время для того, чтобы укрепиться в вере и переосмыслить, что в тебе не так. Человеку важно иметь правильное духовное устроение, иметь окормление – нужно искать духовника, советоваться со священником, с которым он будет регулярно беседовать и поэтому правильно устраивать свою семейную жизнь. Это важно, потому что когда вы приходите к другому батюшке, то у него нет цельного восприятия того, что происходит с вами, он не может проследить динамику событий. Конечно, одно дело, когда человек только начинает свой путь к Богу, но потом он должен иметь возможность посоветоваться с «доктором», чтобы узнать, что изменилось у него с момента последнего визита на прием: «Что произошло в моей жизни? Что успел я продумать, переосмыслить, изменить, исправить? Двигаюсь ли я в этом направлении?» Или человек просто пришел доложиться: «Этого я не делаю, туда не хожу, подобного не мыслю...» Поймите, в духовной жизни важна система и последовательность. Если этого не будет, то тогда мы не сможем давать оценку ни конкретному произведению, ни событиям в мире, ни тем более самим себе: у нас не будет целостности понимания. Когда мы входим в пространство общения с Богом, участвуем в таинствах, часто причащаемся, омываем свое сердце в покаянии, то имеем с Ним живую связь. Так постепенно мы расширяем степень нашего взаимодействия с Богом.

– А как Вы сегодня передаете подрастающему поколению традиции казачества?

– Хотел бы сказать, что я не являюсь тем человеком, который их передает. Я лишь как пастырь Церкви, как преподаватель и директор большой воскресной школы стараюсь участвовать в этом процессе. Я работаю с людьми, которые занимаются этим вопросом, советую им, как все верно сделать, поскольку есть и на местах, и здесь различные центры, которые занимаются возрождением казачьей жизни. Я общаюсь с людьми, но не занимаюсь этим конкретно. Конечно, некоторые элементы имеют место и в нашей приходской жизни: у нас есть студия казачьего фольклора, где преподают люди из чудесного ансамбля «Казачий круг», который, кстати, принимал участие в записи песен к этому фильму. Молодые солисты – замечательные люди, которые помогают нам в воссоздании той среды. Народное пение – это терапия, а качественное народное пение – это очень хорошая терапия, если учесть, что студия находится на территории храма, куда приходят люди в воскресенье на службу. Люди нуждаются в том, чтобы у них были подпорки, на которые они могли бы опереться – до тех пор, пока постепенно, поступательно подходят к чему-то большему. Обязательно должны быть элементы культуры, поддерживающие человека, среда, способствующая формированию личности. Вот смотрите: у нас в воскресной школе записано 527 детей, работает немало кружков, секций, и то, что связано с пением, это одно из очень важных направлений в нашей деятельности, поскольку у нас работает школа искусств, где есть несколько хоров. Известный философ Платон писал, что ничто так быстро не проникает в душу человека, как музыка. Мы знаем, что в Древнем Китае, понимая, насколько это важно, за плохую музыку живьем закапывали в землю. Последней ступенью к духовной музыке является именно народная музыка, а предпоследней – классическая. Хорошая, качественно исполненная народная музыка может быть элементом, помогающим человеку подняться выше. Но долго на вершине находиться трудно, и, спускаясь немного ниже, человек может на что-то опереться. Вот почему мы внедряем в жизнь различные направления, в том числе и музыкальные. Люди приходят к нам, занимаются, общаются. У нас проходят регулярно совместные мероприятия, концерты, устраиваются казачьи балы. Поэтому я сказал, что я всего лишь маленький человек, есть те, кто серьезно и плодотворно работает в этом направлении. Я лишь использую отдельные элементы, и было бы неправильно сказать, что я занимаюсь этим масштабно, непосредственно, хотя и это тоже важно. Когда я общаюсь с людьми из казачьего сословия, которые приходят ко мне, то в первую очередь спрашиваю их о принадлежности к вере: или они просто надели определенную одежду и повесили себе на грудь медали, или, духовно себя просматривая, анализируя то, как живут, стараются выправить свою жизнь, чтобы не только внешние детали были наглядными, но и внутреннее содержание им соответствовало. Это очень важно!

Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о вашей студии. Как туда можно попасть? Кто туда ходит?

– Как я уже сказал, ведут ее солисты из ансамбля «Казачий круг»: Владимир Николаевич Скунцев, его жена и дети, их друзья, близкие. Они приходят к нам на подворье в храм святого благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове и по вторникам и пятницам проводят занятия в студии фольклора. Каждый месяц у нас по договоренности проходят мероприятия: встречи, а если нет поста, то устраиваются балы и концерты. Так, 6 декабря проходил концерт, на котором в первом отделении исполнялись рождественские постовые песнопения ансамбля «Казачий круг», а во втором, поскольку это был день памяти святого благоверного князя Александра Невского, звучали патриотические песни. Поймите, это все элементы воспитательного характера. Конечно, к нам можно прийти, записаться в эту студию и начать заниматься. Мы сейчас готовимся к мероприятию, которое пройдет не только у нас на приходе: ансамбль, дополненный прихожанами, покажет свою программу и на сцене других театров. Кроме того, у нас состоится еще одно большое мероприятие – VI фестиваль творчества духовных школ города Москвы, на которое я приглашаю всех желающих. Оно пройдет 7 марта, в понедельник масленичной недели, и если вы захотите, то можно заранее обратиться в наш храм за билетами, поскольку я занимаюсь организацией этого мероприятия как председатель комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ в Московском патриархальном совете. Среди программы этого фестиваля будет и выступление казачьего коллектива, в котором примут участие и студенты духовных семинарий, и воспитанники воскресных школ города Москвы.

Скажите, а возраст участников не ограничен?

– Нет. Любой желающий может принять участие в этом фестивале. Единственное условие – он должен быть прихожанином нашего храма. К нам приезжают заниматься люди из разных храмов, из Тихвинского университета, Московской духовной академии. Они здесь встречаются, общаются, поют и танцуют. Это красиво и достойно. Творчество координируется и направляется в нужное русло, что дает возможность соприкоснуться с той культурой, возрождая которую человек проникается неким внутренним чувством, становится способным воспринимать иначе то, о чем он поет. Более того, он начинает понимать, почему об этом поется, почему люди полагают жизнь за веру и Отечество. Ведь мы поем не все песни, а только те, которые созидают правильные образы, указывают верные направления. Конечно, можно взять другую песню, которая будет формировать иное состояние, но возникает вопрос, зачем нужно это делать.

Мне бы хотелось вернуться к началу нашего разговора, когда Вы рассказывали о Вашей связи с казачеством, о своем детстве. Скажите, а сейчас Вы возвращаетесь к себе на родину? Продолжаются ли там и по сей день казачьи традиции?

– Казачьи традиции сейчас возрождаются на Дону, и мы это видим. Мне нечасто удается бывать в тех местах, где я родился. Мама защитила диссертацию в Москве, и мы уехали, когда мне было 14 лет. Раньше я приезжал туда чаще, сейчас это бывает реже. Я поддерживаю отношения с казаками в Москве. Даже имею награду, которую берегу. Хочу сказать, что тема, которую мы сегодня подняли, очень важна. И лично для меня это не только потому, что меня связывает с ней история моей семьи – мои предки воевали, умирали и защищали свое Отечество из поколения в поколение, для меня таким образом была передана вера, это то, что формировало меня в детстве, вдохновляло и радовало. И сегодня это может служить лучшим инструментом воспитания в людях должного патриотического чувства, ведь мы имеем перед собой образцы, на которые можно направить сознание юного человека. Почему он должен быть похожим на Бэтмена или еще на какую-то нежить? Есть другие герои, которых мы должны взять из истории, в том числе и воины-христиане, служившие стране, защищавшие ее рубежи, удерживавшие врагов. Они умели быть и мужественными, и справедливыми, честными и ответственными. Вот о таком казачестве я сегодня говорю. Вместе с тем это история жизни семьи, рода, народа, которая состоит не только из взлетов, но и из падений. Роман «Тихий Дон» – это великое произведение, а после выхода фильма можно будет осмыслить то, что происходило когда-то в нашей стране, казачьем сословии, для того чтобы, сделав выводы, оставить лучшее, а с худшим в себе вести борьбу; и увидев это в ком-то, человека оправдать, а грех осудить. И еще: мы считаем, что нужно возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим и ближнего своего, как самого себя. Это главная заповедь. Мы читаем в Священном Писании и в Законе Божием о важности это делать. Как это возлюбить ближнего своего, как самого себя? Это значит увидеть в самом себе Христа и Его в себе полюбить. Надо найти в себе Того, лучшего, узреть, где отражается образ Божий, и, увидев Господа в другом человеке, полюбить его, а с ветхим, малым, эгоистичным человечком, живущим в нас, вести борьбу. Вот какая стоит перед нами задача! Если мы будем под таким углом рассматривать жизнь героев в каком-либо произведении или анализировать реальные события, то мы сможем научиться смотреть на мир, научимся не только верно действовать, но и правильно думать, мыслить, помогая тем, кто нас окружает, формируя у них подобные рассуждения. В первую очередь это важно сделать в отношении детей, которых приводят к нам родители, потому что им надлежит продолжить путь возрождения и те добрые направления, что есть в нашей стране. У нас сейчас столько всего происходит удивительного, того, что нужно верно осмыслить, очистить от шелухи и преподнести в достойном виде тем, кто ищет примеры для подражания, помочь им реализовать это в жизни.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать