Духовное возрастание на примере святых

14 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Алексий Антоновский, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кленове. Передача из Москвы. Эфир 14 января 2014 г.

 

Здравствуйте! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Клёнове, священник Алексий Антоновский. Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

Здравствуйте. Господи, благослови всех наших телезрителей, кто сегодня пришёл послушать и пообщаться.

 

Сегодняшняя тема: «Духовное возрастание на примере святых».

Батюшка, завтра мы встречаемся с Вами в канун празднования дня памяти святого преподобного Серафима Саровского, великого светильника Церкви Русской и, наверное, неплохо было бы поговорить на эту тему и обсудить личность преподобного Серафима Саровского.

 

Спасибо за предложенную тему. Действительно, преподобный Серафим для нас — верующих, православных людей — удивительная личность, но мы не сможем, конечно, охватить всю его личность за это короткое время, даже если бы у нас впереди было 2-3 часа. Может быть, нужна целая конференция и даже иногда целая жизнь, потому что речь о преподобном Серафиме Саровском похожа на то, как если мы с Вами [стоим] у подошвы горы Джомолунгмы и снизу наблюдаем за теми, кто восходит на эту гору, а мы оживлённо беседуем о том, как им идти, сколько им ещё осталось, или они уже на вершине горы — вот так видится личность преподобного, который на эту высоту духа уже взошёл в своей земной жизни и является примером для нас.

 

Но я всё же хотел бы попросить Вас раскрыть основные тезисы жизнеописания святого преподобного.

Давайте начнём с того, почему мы любим рассказы о святых.

Да, почему?

 

Мы любим их, потому что нам интересно. Жития святых всегда были одним из любимых чтений нашего народа, даже не потому что это было единственное чтение, вернее, не только поэтому, а скорее всего потому что мы в святых видим самих себя в перспективе. Мы ощущаем себя в этом свете святых, потому что они тоже люди. Они наши, они нам близкие, мы, читая, переживаем, и как бы примеряем всё это на самих себя, тем более, что это возможность, осуществить которую нам даёт сам Господь, поскольку в Евангелии есть такие слова: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть». Значит, это может каждый человек, каждый человек может возрасти в духе.

Тема нашей сегодняшней встречи «Духовное возрастание человека». Мы, читая жития святых, можем вдруг для себя сказать: «Ну нет, это же святой, а мы грешные! Это же вот какой человек, а мы не способны!» Но если Господь, Которого мы называем Учителем, говорит всем нам: «Будьте совершенны», значит, мы все способны на это. Хотя иногда, когда читаешь жития святых, например, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима и многих других, там есть момент избранничества с детства. Возникает вопрос: может быть, они действительно избраны с детства, выделены Богом и тем самым отличаются от нас?» И да, и нет. Вспомним, как преподобный Сергий отказывался от вкушения молока матери в среду и пятницу, явление ему некого старца, вкушение просфоры, как небесного хлеба, чудесное исцеление от косности в изучении наук. Или [вспомним как] преподобный Серафим исцелён Матерью Божьей, когда уже в детстве Она говорит ему: «Сей рода нашего», [вспомним] его чудесное исцеление при падении с колокольни, и у нас возникает вопрос, заблуждение: «Вот, они избраны, а мы нет». Хотя это избранничество зависит от каждого из нас. Избранничество — это ответ человека на призыв Бога. В Ветхом Завете есть такие слова: Бог говорит: «Кого Нам послать?» и пророк отвечает: «Господи, вот я, пошли меня». Это ответ человека на призыв Бога. Может ли маленький человек, ребёнок, ответить на призыв Бога? Скорее всего, да. Этот ответ преподобного Серафима звучит в глубоком детстве, которого его житие нам не доносит.

Жития святых не касаются тайны взаимоотношений человека внутреннего с Богом. Маленький пример обычного человека. Когда-то очень давно жила в городе Воронеже маленькая еврейская девочка, Елена Вержбловская. Её отец был известным в городе профессором медицины, семья была атеистическая настолько, что родители этой девочки запрещали прислуге оставаться наедине с детьми, потому что прислуга была вся верующая, православная и не дай Бог, кто-то из них заговорит с детьми о Боге. Всё это пресекалось в корне. В 6 лет произошло такое событие: вместе с другими детьми эта девочка гуляла по двору, и они увидели в кустах умирающего петуха. Петух был уже старый, дни его жизни кончились, он лежал на боку, тяжело вздыхал, и дети сказали: «Он умирает». Они смотрели, как это происходит и через некоторое время он умер. Они говорят: «Что делать? Надо его похоронить». Они его похоронили.

У этой истории есть продолжение. Она пришла домой и спросила маму (в 6 лет!): «Мама, а куда девалось петушиное «Я»»? Мама была очень удивлена. Она сказала: «Петушок умер, на его могилке вырастет цветок». А девочка продолжала: «Мама, куда денется моё «Я», когда я умру?» И с этого момента начинается её движение к Богу. В полной изоляции. В 6 лет она уже даёт какой-то ответ Богу на этот вопрос. А в 11 лет был ещё более удивительный случай. Её подруги в гимназии были верующие православные девочки. Они рассказывали ей о Христе. Она Его полюбила по этим рассказам. В 11 лет на Пасху в городе звонили колокола (видимо это было ещё до революции). Она 1904 года рождения, и когда ей было 11 лет, шёл 1915 год, и ей так хотелось быть в храме, так хотелось причаститься (она слышала об этом от своих подруг) и быть крещёной. Что она сделала? Она налила воды в миску — она уже знала молитву «Отче наш», ещё какие-то молитвы — трижды обошла вокруг миски, сказала: «Боже, крести меня!» и окропила себя этой водой. Потом она рассказывала — чувство, которое охватило её до конца этого Пасхального дня, невозможно было передать. Потом она крестилась уже в 37 лет. Потом она стала узницей сталинских лагерей и тюрем.

С ней происходили удивительные события, она стала монахиней Досифеей и умерла в очень преклонном возрасте. Но ответ на призыв Бога человек может дать в любом возрасте. На примере преподобного Серафима (мы возвращаемся к нему, потому что о нём наш сегодняшний рассказ) —этот ответ обязательно будет и звучит у каждого из нас и у преподобного Серафима, поэтому мы видим, что в 19 лет он с уже оформившимся желанием быть с Богом, то есть стать монахом, иначе зачем монашество, если нет желания Бога? [Его] слова известны каждому православному христианину: «Стяжи мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся». На примере преподобного мы видим [что это действительно так]. Он идёт в Киев к известному прозорливому старцу Досифею вместе с четырьмя своими друзьями. Они тоже купцы того города, в котором он родился, люди, которые занимались торговлей, их прадеды, их деды, отцы занимались торговлей, а они выбирают Бога. Идут по этому пути, не отвергая жизнь других людей. В 19 лет он имеет благословение матери, медный крест и Евангелие (или издание Нового Завета), которое отныне у него всегда до конца его дней. Он был направлен в Саров. Начинается его жизнь как послушника. Самая примерная. Не потому что он хочет демонстрировать свою примерность, а потому что это то внутреннее состояние, которое он хочет приобрести, духовно возрастая. Ему дают послушание печь просфоры — лучше него никто не печёт просфоры. Ему дают послушание резать крестики из кипарисового дерева — он режет эти крестики лучше остальных. Не потому что в нём [есть] дух…знаете, как нас с детства воспитывают: «Ты должен быть первым, ты должен быть лучшим, ты должен быть отличником», а у него есть внутреннее желание для Бога сделать всё самое лучшее. И мы видим благословение Божие на всём, на всех его трудах. Он читает в свободное время Отцов: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, но КАК он читает! Он читает всегда стоя перед образами. Значит можно сделать такой вывод, что он читает их молитвенно.

У нас есть такая традиция, к сожалению, мы ей не следуем (я не говорю сейчас про всех, но про себя) даже дома читать Евангелие стоя перед образами. Даже можно, наверное, и сидя делать это, но мы понимаем, что через положение тела мы приобретаем и внутреннее состояние предстояние перед Богом, то есть молитвы. Но потом начинается время испытаний. Бог проводит каждого из своих граждан Небесного Отечества через испытания. Это тяжёлая болезнь, и Матерь Божия является и исцеляет его. В благодарность он режет престол из кипариса для новой строящейся больничной церкви. Дальше жизнь возрастания преподобного в духе сопряжена с очень тяжёлыми испытаниями. Это история про трёх разбойников — крестьян из какой-то соседней деревни, которые избивают его. Здесь мы уже видим преподобного в силе духа. Он был крепкого сложения, в руках у него был топор, нападавших было двое, третий стоял в стороне. Он каждый день трудился физически. Сам срубил себе избушку в дальней пустыньке. Он мог их всех уложить на месте. Но он отбрасывает топор и говорит: «Делайте, что хотите». Вот такая страшная история. Мы думаем: «Вот, наш православный народ 200 лет назад был лучше!» А это же наши люди! Православные, крещёные, с детства ходившие в храм, стали разбойниками, избили. Воспоминание об этом мы с вами видим на многих православных иконах, где преподобный изображён согбенным на всю жизнь. Но он же их простил! И даже сказал: «Если их накажут, я уйду из монастыря». Как человек может вырасти в таком духе? Ответ очень простой, он должен расти. Если мы будем у подножия горы наблюдать за восходящими, — это очень замечательное, интересное занятие, — наблюдать, как они там восходят, преподобный Серафим и другие святые, но мы останемся внизу, а Господь нам говорит: «Будьте совершенны». Значит, [надо] идти по этому пути.

 

Следовать за ним.

 

Следовать за ним и за Господом прежде всего. Мы с вами знаем об очень тяжёлом периоде жизни преподобного, когда сменился игумен обители, и преподобный был преследуем, как говорит апостол Павел «от лжебратий». Они (монахи) приходили к нему в келью и разбирали у него печку. А потом игумен сказал: «Ну всё, хватит тебе там сидеть, иди в монастырь». И он пошёл. Он не бунтарь, но преподобный видится как революционер духа. Это тяжёлое бремя. Он уходит в затвор, он ни с кем не общается по послушанию. Ему нет благословения принимать людей. Он, встречая людей, ложится на землю лицом вниз и пока не пройдут, он не встаёт. Но наступает момент, когда ему небесный голос говорит: «А теперь иди к людям». Начинается заключительный этап его жизни, но смотрите, какой тяжёлый период нужно пройти для того, чтобы вырасти в духе. Конечно же, нам всем очень хочется быть в Царстве Небесном, но если мы сейчас спросим тех, кто смотрит нас, я не думаю, что они все поднимут руки и скажут: «Да, мы хотим быть в Царстве Божием, но мы не хотим страдать». Это естественно для человека, не хотеть страдать, но мы смотрим на преподобного Серафима, а он разве хотел страдать? Он отбросил топор, он не стал противостоять игумену монастыря, он вообще никому не противостоял. Он называл себя «убогий Серафим». Это прекрасное русское слово, смысл которого мы сегодня потеряли. Сейчас «убогий» — это такой зачуханный, а на самом деле «убогий» значит «у Бога», а чтобы быть у Бога надо быть как Христос, но нам так тяжело это делать, потому что мы не хотим страдать, мы не хотим идти по этому пути, но Господь нас всё равно проведёт по этому пути. Мы с вами можем затронуть ещё одну тему: «Роль преподобного Серафима Саровского в духовной жизни русской Церкви».

 

Давайте поговорим об этом немножко позже, а сейчас ответим на телефонный звонок.

«Святые были такие же люди как мы, грешные. Они обращались к Богу и просили прощения за свои грехи (у них наверняка были грехи, так же как и радости) и благодарили Бога за свои радости. Как же может прах помочь современному человеку, ведь они все умерли? Не кажется ли Вам, что современный человек должен молиться сам, просить прощения за свои грехи, обращаясь к Богу, благодарить Бога за радости, принесённые Богом. Нельзя заноситься же! Ведь Бог же близко ко мне и от всех грехов силён меня избавить. Не сам ли человек должен бороться и просить Бога о своих грехах и о своих радостях?»

 

Этот вопрос, видимо, направлен на почитание мощей?

Да.

 

Это очень серьёзный вопрос, и, наверное, на него невозможно ответить в трёх словах, хотя можно попытаться. Сам преподобный [Серафим] говорил: «Приходите ко мне на могилу и разговаривайте со мной, как с живым». Не случайно в древней Церкви возникает потребность изображать святых на стенах и на колоннах, которые поддерживают свод. Святые — это опора для Церкви. Мы чувствуем их рядом. Если человек в течение жизни отдал всего себя Богу, отдал всё своё тело на служение Богу и ближним, как преподобный Серафим, то Бог может сделать его останки источником благодати, потому что они при жизни были пропитаны Духом Святым. Тем самым Бог являет нам свою мощь воскресения, потому что мы поклоняемся не мёртвым останкам, а святому, которого мы любим. Мы прикасаемся к нему, потому что мы его любим, поскольку он был любим [Богом] и прошёл по этому пути возрастания в Боге. Мы его почитаем, уважаем, но, конечно же, это не исключает нашего личного обращения к Богу, нашего личного ответа на призыв Божий.

 

Продолжим говорить о преподобном Серафиме Саровском.

 

Явление Серафима Саровского в XIX веке произвело духовную революцию, хотя он не совершал никаких внешних деяний и свершений. В это время Лермонтова, Пушкина,[ когда происходило] прекрасное зарождение и развитие русской литературы и культуры, которая являлась духовной, потому что была связана корнями с православием, мало кто знает преподобного, но к нему шли тысячи людей. Чему он их учил? 1) молитве (правило преподобного Серафима Саровского, я думаю, многие знают); 2) чтению Писания, — он призывал к этому всех, говоря: «Наш ум должен плавать в Священном Писании»; 3) причастию. Люди причащались раз в год. Об этом говорит во многих своих проповедях Святейший патриарх Кирилл, что люди тогда причащались раз в год. Когда они приходили к преподобному, у них возникал вопрос [о частоте причастия], потому что им хотелось причащаться чаще и больше и сейчас хочется. Он отвечал: «Каждый двунадесятый праздник и свои именины».

 

Уже 13 раз получается.

 

То есть раз в месяц. Это примерно то, что сейчас есть в нашей Русской Православной Церкви и чего не было до революции. Так просто. А почему люди верили преподобному Серафиму? Потому что на него достаточно было посмотреть. Есть один рассказ из жизни древнего святого, по-моему, Макария Великого. К нему пришли молодые монахи, сидели, слушали его, задавали вопросы, а один всё время молчал. Тот говорит: «Почему ты молчишь? Почему ты меня ни о чём не спрашиваешь?» Он говорит: «Отче, мне достаточно смотреть на тебя». Достаточно было посмотреть на преподобного Серафима, чтобы укрепиться в вере и в желании духовного возрастания и следовать его советам.

 

Можно опять вспомнить ту знаменитую фразу: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Действительно, к преподобному Серафиму Саровскому приходили тысячи людей.

 

Святые продолжают жить среди нас духом, и пример этого многие из нас, потому что мы их чувствуем, и тысячи вокруг святых спасаются. Они приводят их не к себе, а к Богу и к Матери Божией и преподобный Серафим в XIX веке — это маяк. Как говорит Господь в Евангелии: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». «Не ставят светильник под сосуд, а ставят, чтобы он светил всем». Он продолжает светить и будет продолжать светить пока существует наша Русская Православная Церковь.

 

Звонок: «В Евангелии мира от Ессеев Эдмонда Бордо Секея написано, что Иисус Христос рекомендует не есть мяса, что это большой грех. Можно ли православному человеку есть мясо?»

 

Можно, только когда Вы его покупаете, нужно смотреть, чтобы оно было свежее. Нигде Господь не определяет жизнь своей Церкви. Нигде в Евангелии Господь не определяет, что нам есть и что нам пить. Более того, он говорит: «Не то, что входит в человека оскверняет человека, а то, что исходит из сердца человека, оскверняет человека». Есть правила, которые рождаются из опыта Церкви. Мы ограничиваем потребление мяса или молочных продуктов во время постов. На это есть ответ. Русское монашество не употребляет мяса, на это тоже есть ответ, который несколько выходит за рамки нашей сегодняшней встречи. Преподобный Серафим точно не ел мяса, потому что он был монахом. Но Господь не определяет эти внешние формы будущих христианских общин, чтобы никто не мог возвести в ранг святыни то или иное правило жизни. Есть люди, которым необходимо есть мясо, и они имеют на это благословение Церкви. Это больные люди, тяжело трудящиеся, беременные, кормящие. Есть много оздоровительных теорий, но Евангелие и учение преподобного Серафима, которое идёт в согласии с Евангельским учением и учением Отцов Церкви — это учение оздоровления не организма, а духа человеческого, чтобы дух освободился от того, что тянет его вниз.

 

Продолжим говорить о преподобном Серафиме Саровском. Одна из самых известных цитат — это приветствие преподобного Серафима. Он каждого приходящего к нему встречал такой фразой: «Радость моя! Христос Воскресе!» Почему он встречал людей этой фразой круглогодично, а не только в дни Святой Пасхи?

 

Видимо, преподобный Серафим с какого-то момента своей жизни уже жил в Царстве Небесном, в Царстве Божием. А Церковь живёт этим Царством Христа Воскресшего и созерцая духом воскресшего Христа невозможно не быть в радости. Церковь живёт от воскресенья до воскресенья, и всё богослужение Православной Церкви построено от воскресенья к воскресенью, и апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, наша вера тщетна». Преподобный Серафим жил в этом духе Воскресенья. Он своим духом уже ощущал всеобщее воскресенье, всеобщую радость, торжество воскресшего Христа. Поэтому когда к нему приходили люди, он хотел им передать это. И первое, что они слышали [было] «Христос Воскресе!», а второе «Радость моя!». Вспоминается ещё такой эпизод одной московской общины храма Святителя Николая Чудотворца (Николы в Кузнецах — так в Москве называют этот замечательный храм). Там служил прекрасный священник отец Всеволод Шпиллер. Когда начались хрущёвские гонения, и люди были в страхе, он выходил на амвон и говорил: «Братья и сёстры, что нам бояться? Христос воскрес!» Это та же вера преподобного Серафима. Чего бояться? Многие люди приходили к нему с большими жизненными, семейными проблемами, болезнями, скорбями, лишениями, и он их встречал этим радостным Церковным приветствием: «Христос воскресе!». А если Христос воскрес, значит, всё остальное выстраивается в стройном порядке, потому что на первом плане эта победа Господа над злом, победа над смертью. Следующее, чем он открывал сердце человека — это было приветствие «Радость моя!». Каждый человек был для него радостью. Почему? К нему же приходили разные люди. Мы же ездим с вами в метро, в автобусе, далеко не всё люди нам приносят радость. Кто-то хмурый, кто-то угрюмый, у кого-то не тот цвет кожи, кто-то слушает плейер или играет на компьютере, и этим нам не нравится. А он каждого приветствовал: «Радость моя!» Каждый человек был его радостью. Ответ, скорее всего, такой. Он каждого человека видел в Духе Святом, он каждого человека видел так, как Господь нас видит. Вспоминаются слова владыки Антония Сурожского, который говорил об этом так: «Бог нас видит уже в окончательном варианте, то есть такими, какими мы ещё должны стать, но для этого нам Богом дан путь земной жизни, духовного возрастания.

 

Звонок: «Многие святые имели неверующих родственников. Как Вы думаете, почему в одной и той же семье у людей такое разное отношение к вере?»

 

В начале нашей встречи звучал ответ на этот вопрос. Каждый человек даёт ответ Богу. Ответ не в смысле подведения итогов своей жизни, а он отвечает на призыв Бога, и были святые у которых родственники были неверующие, были святые, которым родственники препятствовали прийти ко Христу или идти в монастырь, но были и те, которые были окружены верующими, любящими и благословляющими на этот путь. И в том, и в другом, и в третьем случае звучит этот внутренний ответ. А те, кто окружает, то ли не слышат, или, скорее, слышат голос Божий, но по каким-то причинам, а эти причины часто указываются в Евангелии, они отходят от Бога и не хотят, чтобы другие шли по этому пути. Не будем забывать, что, к сожалению, есть ещё дьявол. Те, кто встаёт на путь служения Богу, то есть абсолютной отдачи себя Богу — это святые, они, конечно же, под прицелом. Отсюда может быть и неверующее внешнее окружение, но чаще всего мы сами являемся препятствием для того, чтобы наши близкие пришли к Богу. Они говорят: «У меня папа ходит в храм, но ругается нехорошими словами» или «Мой папа ходит в храм, но не бросил пить водку». В доме, где я живу, много лет на 12-м этаже жила бабушка, которая с детства мной воспринималась, как святой человек. [Она] дожила до 98 лет, каждое воскресенье ходила в храм, знала Писание, хотя закончила всего 4 класса церковно-приходской школы. Удивительный светлый человек, и люди вокруг неё преображались, даже мы, мальчишки, которые бегали по всяким стройкам и хулиганили, рядом с ней становились другими, поэтому это тоже ответ человека на вопрос, который задаёт ему Бог: «Нужен ли Я тебе?». Окружение может повлиять положительно или отрицательно, а может никак не повлиять. Это тоже уже звучало сегодня — рассказ о монахине Досифее (Елене Вержбловской), которая была окружена неверующими родственниками.

 

Звонок: «Как часто нужно читать каноны святым? Можно ли ходить ко Причастию не прочитав каноны или правило ко Причастию, когда вдруг резко очень захотелось прийти в церковь и причаститься?

 

Дорогие братья и сёстры, есть несколько ответов на этот очень важный вопрос. Сейчас в Русской Православной Церкви готовится общецерковное определение, документ, в котором обсуждаются вопросы подготовки к Причастию, исповеди, причащении мирян. Это очень важные вопросы для Церкви, потому что в нашей Церкви сегодня духовное и литургическое возрождение. Это вопрос к духовнику. Да, иногда приходят люди и говорят: «Батюшка, я не читал сегодня каноны, я не готовился к Причастию, как должен был готовиться, но благословите меня причаститься сегодня». Знаете, очень сложно сказать человеку «Нет», особенно если ты знаешь его 5-6-10 лет. Ты знаешь этого человека, знаешь, что обычно он это делает. А иногда приходит человек и говорит: «Я не готовился, чувствовал себя недостойным, но вдруг у меня возникло такое желание причаститься». Сказать ему: «Нет, ты сегодня будешь просто наблюдателем», невозможно. Но всё-таки каждый раз нужно подойти к священнику и спросить его благословения. И следовать по пути преподобного Серафима. Ему было запрещено принимать людей, и он склонил свою голову. Если священник скажет нам: «Нет, сегодня не нужно»,то мы с сокрушением сердца и без обиды на священника скажем Господу: «Господи, ты знаешь моё сердце, знаешь, как я хотел быть сегодня с Тобой, соединиться с Тобой в Святом Причастии, но я буду послушным чадом Церкви, и в следующий раз я приложу больше усилий». Количество молитв и частоту Причастия лучше определять с приходским священником, чтобы его не вводить в искушение и самому не становиться в позицию противостояния. Думаю, что это лучший путь.

 

Раз уж мы заговорили о канонах и правилах, [давайте поговорим] о правиле преподобного Серафима Саровского. Как часто к нему можно прибегать и в каких случаях его можно использовать?

 

Молитва — это предстояние перед Богом. Серафимово правило — это как прививка против законничества и фарисейства, которое в каждом из нас живёт. Очень хочется исполнить все правила, каноны прочитать, из-за лени иногда, может быть, часто не получается, и какое чувство [рождается] у нас тогда? «Я не исполнил что-то». А чего ждёт от нас Господь и что предлагал в этом правиле преподобный Серафим? Он предлагал открыть своё сердце Богу. Он предлагал читать это правило: 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородице Дево, радуйся», и 1 раз Символ веры 2 раза в день. Он говорил: «Кто будет читать это правило со вниманием, тот достигнет больших успехов в духовной жизни». Преподобный не говорил каких-то случайных слов, и он не говорил это ради того, чтобы подбодрить человека — это его реальный опыт. Возрастание в духе не зависит от длины и количества молитв, оно зависит от внимания. Он давал людям это короткое, но очень ёмкое правило. Прочитайте «Отче наш» 3 раза со вниманием и не спеша — не получится с первого раза. Мысли рассеиваются, разбегаются. Иногда 4 раза читаешь Символ Веры, который знаешь уже наизусть. Ночью поднимут, скажут: «Ну-ка, батюшка, прочитайте Символ Веры!» — и прочитаешь. А иногда по 4 раза приходится читать его, потому что мысли уходят, убегают. Где оно внимание? Преподобный учил, что это наше внимание предназначено Богу. Значит Бог внимает мне. Я Ему отдаю своё сердце. Люди были заняты не меньше, чем мы с вами сегодня. Нас занимают в основном информационные потоки. 1,5 часа ВКонтакте, полчаса по скайпу, 3 часа у компьютера, 2 часа у телевизора на новый год и всё, финитА ля комедИ, день закончился. А люди работали физически, многие из них были неграмотны, читать молитвослов не могли, но со слуха всё воспринимали. Он дал им правило. Если мы ленивые, то мы скажем: «Нам не нужен православный молитвослов, мы будем читать только правило преподобного Серафима». Всё, мы попались на крючок. Из-за собственной лени мы лишаем себя радости проживания тех молитв, которые есть в молитвослове, духовного опыта святых. Поэтому будем следовать и правилу Серафима Саровского и тому пути, который открывает нам Церковь, предлагая те или иные молитвы. Опять же многие вопросы можно решать со священником. Сейчас есть общение со священником в Интернете для тех, кто не может прийти в храм и задать вопросы. Дорогу осилит идущий.

 

Звонок: «У меня приятель очень сильно пьющий, но ходит в храм. Задаёт батюшкам вопрос: «Не могу бросить пить, что мне делать?» А батюшки ему отвечают: «Просто не пей». Как ему поступить, как бороться с этим видом пьянства никто ничего не отвечает. Помогите, если можете.

 

В том храме, где я служу, каждое воскресенье в 12 часов собирается группа анонимных алкоголиков и наркоманов. Многие из них ходят на службы. Большинство из них за годы, проведённые в храме, научились читать Евангелие, но этим людям нужна ещё дополнительная помощь и усилия. А что ещё может сказать священник? Он говорит: «Брат, не пей!» А тот не хочет , вернее, не может бросить. Ему нужна дополнительная помощь. Слава Богу, что он уверовал в Господа. Слава Богу, что он идёт по пути православной Церкви. У него есть надежда на спасение. Куда ему ещё идти? Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Задача священника служить литургию для Церкви». Церковь — это все люди. Священник может не иметь академического образования, хотя это желательно, конечно, и Патриарх призывает нас к тому, чтобы все священники были с глубоким духовным образованием. Священник может не иметь способности работать с детьми или с алкоголиками, но он точно не даст плохого совета. «Брат, не пей! Молись, проси Господа!» Святой праведный Алексий Мечёв, когда его спрашивали: «Почему у нас не получается той или иной духовной жизни?» говорил: «Плохо просим!». Но если в Вашем городе или в каких-то храмах есть движение анонимных алкоголиков (я знаю, что многие епископы благословляют это), надо найти такую группу психологической помощи и посоветовать Вашему другу прийти туда, хотя бы просто послушать об опыте выздоровления других людей. А Вы молитесь за него, чтобы Господь привёл его к трезвости, потому что он страдающий человек, и ему нужна помощь и милосердие.

 

Святой преподобный Серафим Саровский оставил ряд пророчеств. Как к ним нужно относиться?

 

Наш учебник духовной жизни — это Библия, Писание Ветхого и Нового завета. Есть ветхозаветные пророчества, есть новозаветные пророчества. Некоторые из них осуществились, некоторые осуществляются, некоторые осуществятся. Когда мы обратимся к пророчествам Ветхого Завета, мы увидим одну важную деталь. Господь говорит: «С Израилем произойдёт то-то и то-то, если нет или если да». То есть пророчество — это то, что произойдёт при определённых условиях. Условие всегда только одно. Если не покаетесь, умрёте также. Помните этот эпизод из Евангелия, когда упала Силоамская башня или Пилат смешал кровь неких галилеян с их жертвами, когда Господь говорит: «Что думаете, они были грешнее других? Нет, но если [вы не покаетесь], то с Вами произойдёт то же самое». Многие пророки говорили: «Если Израиль не вернётся к Богу, если не отвратится от богов чужих, то придут ассирийцы, вавилоняне, римляне или другие народы». Такими же были и все остальные пророчества. Есть замечательное пророчество преподобного Серафима Вырицкого, есть замечательные слова отца Серафима Тяпочкина, замечательного русского старца, человека праведной жизни. Там всегда было следующее: «Если Русская Церковь не пойдёт по пути духовного возрастания, тогда придут наши братья по разуму с разных земель и займут эти территории». Один русский старец даже говорил: «Вы это увидите, если не будет духовного движения», и мы сейчас не видим, что это пророчество осуществилось. Почему? Потому что ответ Бога на духовное движение человека, человечества, Церкви, всегда положительный. Одни пророчества преподобного Серафима, наверное, уже свершились, а другие, может быть, совершатся, а может и нет. Совершатся в том случае, если не будет обращённости людей к Богу. Если мы откроем последнюю книгу Библии «Откровение Иоанна Богослова», то увидим там это. Зло будет возрастать, но наша задача, как Церкви, также возрастать духовно (это тема нашей сегодняшней встречи) в свете жизни и учения преподобного Серафима.

 

Звонок: «Спасибо огромное за такую беседу, Вы с такой любовью к батюшке Серафиму доносите до нас его житие! Мы очень любим сухарики с чугунка батюшки Серафима — это приближает нас к его земной жизни, но мы не знаем, как правильно их принимать».

 

Отличный вопрос. Одна из наших телезрительниц звонила, говорила: «Ну что такое этот прах святых!» Для нас он не прах, а наша взаимная любовь ко святым. Также и эти сухарики. С одной стороны ну что такое сухарики! Какие-то сухарики, какой-то котелок, что-то там лежало! И людям внешним по отношению к Церкви, тем, кто ещё на пути к Церкви, кажется, что это такое наше православное чудачество. А это не чудачество, а способ почувствовать эту любовь. Как нам ещё проявить любовь к преподобному Серафиму? Как вкушать? Есть замечательная книжка протоиерея Сергея Ильина: «Учение преподобного Серафима о Духе Святом». Здесь как раз есть рассказ о белых сухариках, который я не буду зачитывать, потому что у нас очень мало времени. К преподобному Серафиму приходят гости, он угощает их белыми сухариками, а те ему говорят: «Мы таких белых сухариков никогда не видели!». Он говорит: «Это у меня гости были небесные, Царица Небесная была и оставила сухарики». Они думали, что это иносказание, что тайно приезжала царица из Зимнего дворца и оставила ему белые сухарики. Потом оказалось, что эти сухарики действительно небесные. Как в это верить? Наши братья по разуму из других христианских деноминаций в это не верят и очень сильно себя обделяют. А мы как дети радуемся этому. Как их вкушать? Естественно с благоговением, с радостью. Натощак или нет? Я думаю, что нет. У нас есть определённые правила употребления просфоры, которые, может быть, не касаются детей, потому что детям всегда хочется радости. Пришёл папа из церкви, принёс просфору. «Пап, можно просфорку съесть?» Как откажешь ребёнку? «Ешь, пожалуйста!» А если 22-летний ребёнок говорит: «Папа, а можно я сейчас просфорку съем?» Возникло у него такое движение человеческого сердца. «Конечно, съешь!» Также и здесь. Захотелось Вам этих сухариков во время обеда, помолитесь Господу, помолитесь преподобному Серафиму: «Благослови нас, мы хотим быть с тобой!».

У нас есть ещё пара минут, я расскажу вам мой любимый рассказ из жизни преподобного Серафима. После его кончины в 1833 году прошло уже значительное количество лет. Когда Митрополит (ныне священномученик) Серафим Чичагов закончил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, вздохнул: «Слава Богу, наконец-то я всё это закончил!», поднял глаза и увидел, что по ту сторону стола стоит преподобный Серафим. Преподобный говорит ему: «Проси, что хочешь». А чего мы все хотим? Мы хотим быть с Господом. Митрополит Серафим говорит ему: «Хочу быть там, где ты!» Тот посмотрел на него и сказал: «Будешь». В 1937 году глубоко больного митрополита Серафима на носилках (он не мог самостоятельно передвигаться) вынесли из дома, увезли в тюрьму на Лубянку и расстреляли на Бутовском полигоне. Значит, он там, где преподобный Серафим. Вот как нам там быть — это вопрос на всю жизнь, который нам нужно задавать себе каждый день.

 

Спасибо, батюшка, за столь интересную беседу. Может быть, мы не все аспекты успели разобрать, но я думаю, что мы встретимся ещё и поговорим и о Серафиме Саровском и о каком-нибудь другом святом. В завершение программы прошу Вас благословить и напутствовать наших телезрителей на дальнейшие труды.

 

Давайте сейчас помолимся все вместе очень простой молитвой: «Господи, молитвами святого преподобного Серафима Саровского помилуй и спаси нас и помоги нам и нашей Церкви, нашему Патриарху, нашим епископам, которым очень непросто сейчас в новой обстановке по молитвам преподобного Серафима сохранить то, что Ты, Господи, дал нам для жизни здесь на земле и войти в Твоё Небесное Царство по молитвам пресвятой Богородице и всем святым. Аминь». Да хранит всех вас Господь! Аминь.

 

Спаси Господи, батюшка. Я напоминаю нашим телезрителям, что у нас в гостях был настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Клёнове, священник Алексий Антоновский. Всего Вам доброго, до свидания.

До свидания!

 

Ведущий: Сергей Юргин

Гость: священник Алексий Антоновский

Расшифровка: Анна Новикова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать