Беседы с батюшкой. Приходская жизнь

14 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Трушин, член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма (с. Лямцино, Домодедовский район). Передача из Москвы.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно провести воскресный день? Утром мы идем в храм, причащаемся – и всё, а хочется весь день посвятить Богу».

– Хороший вопрос, побольше бы таких вопросов. В нашем церковном обиходе становится привычным, когда верующие люди воскресный день проводят в храме, готовятся к Святому Причащению, причащаются, и вроде бы богослужение на этом заканчивается, но не заканчивается воскресный день. Конечно, есть любители дивана, которые стремятся поскорее вернуться домой и улечься на него, но в любом храме всегда находятся замечательные прихожане, которые, как и автор этого вопроса, хотели бы весь воскресный день, все свои силы и волю посвятить служению Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Многие могут провести этот день, посещая после богослужения иные храмы и монастыри, то есть отправившись в короткое паломничество. Это тоже хорошо, но думаю, что любой храм прежде всего нуждается в заботливых руках. Мы можем подойти к священнику и спросить, чем можем быть полезны, желая потрудиться в храме. Нет такого храма, который бы не нуждался в заботливых руках, заботливых сердцах. Это могут быть совершенно разные нужды: и мытье полов, и протирание подсвечников, икон, и многие другие работы. У себя на приходе, в Никольском храме, я искренне благодарю тех людей, которые, невзирая на трудовую шестидневку, остаются в воскресный день и сажают деревья, цветы (конечно, под общим руководством, всегда находится ответственный за проводимые работы), поэтому уже к середине лета буквально вся территория вокруг храма буйствует цветами. Это всегда радостно видеть, особенно когда понимаешь, что каждый цветок – труд твоего прихожанина, которому храм перестает быть чужим. Прихожанин начинает жить настоящей приходской жизнью.

Помните, преподобный Амвросий Оптинский на вопрос одной из своих чад, которая в письме написала, что ей в храме скучно, ответил: «А в избе тебе не скучно?» То есть потрудись, позаботься о своем храме так же, как ты заботишься о своей собственной избе. Эти слова важны и сегодня, любой человек может послужить Господу, трудясь в храме, и тогда весь ваш день, все ваши труды и заботы будут действительно направлены к Господу. Впустую это время не пройдет, Господь не оставит тех, кто Ему трудится. Во время забот о родном храме все будет происходить вкупе – наши физические старания будут содействовать нашему духовному росту. Поэтому, чада мои возлюбленные, если кто-то еще не спохватился или раздумывает, чем ему заняться в воскресный день, предлагаю не проводить его в праздности. Большое заблуждение думать, что побывав на литургии, человек исполнил свой долг, поработал Богу, особенно если после этого он садится к экрану телевизора (здесь я, конечно, не имею в виду телеканал «Союз») и считает, что теперь остаток дня он может провести в праздности, не говоря уже о каких-либо более недостойных поступках. А иногда доводится слышать, как некоторые люди говорят, что в воскресенье не положено ничего делать, причем в основном это любят повторять люди, которые сами в храм не ходят. То, что ничего не надо делать, они знают, а то, что в воскресенье надо быть в храме, этого они почему-то не принимают. Итак, посвятите труды своих рук, труды своего ума и сердца служению храму Божьему, и Господь Своей благодатью вас не оставит.

– А если человек вынужден в воскресный день работать по своей светской профессии, никак не может отменить работу в этот день, как ему совместить рабочий день с воскресеньем?

– К сожалению, мы с вами не можем изменить рабочий график, когда человек, предположим, работает у станка, добросовестно исполняет свои обязанности, что тоже является служением Богу. Сейчас мы обсуждаем тот момент, когда у человека есть выбор. Помните, в Евангелии Господь упрекает фарисеев, говоря им о том, что неужели они в субботний день не отвяжут своего осла или вола и не поведут их поить? Так и здесь, если в воскресный день у человека выпадает дежурство или руководство требует, чтобы он выходил и работал, что тут поделаешь? Но я знаю множество людей, которые находят возможность утром побыть на богослужении (приходят на раннюю литургию в те храмы, где службу начинают в семь утра), а потом к девяти часам успевают на работу. Еще раз повторю: Господь не оставляет тех, кто к Нему стремится, без Своей помощи и защиты.

– Вопрос телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, заповедь «не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Если я что-то не так сказала или сделала, я всегда говорю: «прости, Господи» или «Господи, помилуй», перед каким-либо делом – «помоги, Господи», а когда хочу поблагодарить Бога, говорю: «слава Тебе, Боже наш» – и так целый день. Является ли это грехом, ведь имени Господа я не называю?»

– Уже само слово «Господь» пишется с большой буквы, то есть под этим словом подразумевается только один наш Господь, Сам Иисус Христос, Сын Божий. Поэтому то, что Вы повторяете эти слова, совсем не говорит о том, что Вы поминаете Бога всуе, Вы молитесь, но только короткой молитвой, к которой желательно добавлять «Господи Иисусе Христе». Это не только не является грехом, но и не является поминовением Господа нашего всуе. Но нередко слышишь возгласы людей, которые говорят «Господи» и добавляют к этому совершенно праздные слова, например: «Господи, ну что тебе непонятно?» При чем здесь «Господи» и «тебе не понятно»? Вот это действительно поминовение всуе! А когда человек поминает Господа перед началом дела, во время делания или благодарит по окончании дела, это есть моление в течение дня, это то, о чем нам говорит апостол Павел: «непрестанно, всегда молитесь». Это и есть наша постоянная молитва. Вспомним наших монахов, которые не выпускают четки из рук. Порой видно, как они, даже разговаривая с человеком, перебирают четки, то есть продолжают молиться внутренним голосом, продолжают молиться, даже проводя в это время светский разговор. Мы же не говорим, что они поминают имя Господа всуе. Поэтому здесь не только нет никакого греха, а, наоборот, Вы умница, хорошо, что прибегаете к молитве, и дай Вам Бог духовного здравия и разумения эту молитву никогда не оставлять: засыпать с нею, просыпаться с нею и даже, когда спите, повторять ее во сне.

– Вопрос телезрительницы из г. Козьмодемьянска: «В течение года я общаюсь с очень милыми женщинами, свидетелями Иеговы (так они себя называют). Они научили меня очень внимательно читать Псалтирь, Евангелие и многое понимать. Я и сейчас общаюсь с ними на разные темы. Является ли такое общение грехом перед Церковью?»

– Конечно, миленькая моя, нам так не хватает доброты, так не хватает заботы и ласковых слов! Но здесь вот какая проблема: у иеговистов (а в данном случае речь идет о представителях секты «Свидетели Иеговы») программа общения с человеком начинается с первого пункта, который звучит так: бомбардировка любовью. Если Вам хватит духовной крепости только пообщаться с ними на тему Псалтири и Евангелия, а дальше продолжать быть верной Православной Церкви, то, конечно, дай Вам Бог в этом общении – вдруг, наоборот, они опомнятся и покаются в своем заблуждении. Но если Вы чувствуете, что их обаяние все больше и больше захватывает Вас, перекреститесь и возвращайтесь в стены родной Церкви. Да, порой нам не хватает любви; да, порой священник загружен и не успевает вот так «помурлыкать» возле своих прихожан, но Господь наш Иисус Христос не оставит верных Ему! Не отступайте, не будьте предательницей, не верьте ласковым словам! Всегда помните старую сказку про мышонка, который вернулся с прогулки к маме: вышел он во двор, а там такие жуткие звери! Один начал кричать «га-га-га» – еле убежал от него мышонок; другой начал топать копытами – мышонок еле успел спрятаться. А у порога лежал такой прекрасный зверь – мягонький, все время мурлыкал, мяукал… «Я,– говорит мышонок маме, – обязательно завтра к нему приду». Дорогая моя, не окажитесь в положении этого мышонка, а женщины-иеговистки не оказались бы в виде мурлыкающего зверя. Будьте внимательны!

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, что делать, если в жизни сплошная черная полоса невезения? Ни в чем не везет! Работу уже полгода найти не могу, никакого просвета, одни проблемы, и одно на другое накладывается и превращается в огромный ком!»

– Вопрос понятен, но сразу хочу сказать, что однозначного ответа на подобные вопросы не существует. Единственное, что можно пожелать автору этого вопроса (а у него, наверное, и духовник есть, который заботится о нем и видит все его проблемы), – не надеяться на «князей, на сынов человеческих». А еще хочется спросить: брат, а молишься ли ты? Почему я не услышал, что Вы ежедневно читаете акафист святителю Николаю Чудотворцу с просьбой разрешить Вашу проблему или Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Скоропослушница»? Вот когда Вы включите в свою жизнь эти молитвенные правила и будете уповать на помощь Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, причем уповать по-настоящему (не заодно почитать – а вдруг повезет!), я уверен, что вопрос решится. Нет у нас таких мест, где совсем не было бы работы. Господь вразумит, и возможность трудиться всегда найдется. Как и любой другой священник, я часто сталкиваюсь с тем, что когда человек говорит «не могу найти работу», он не имеет в виду, что ее нет, он просто не хочет идти на ту работу, которая есть: «Нет, батюшка, на эту работу я не хочу, здесь мало платят!» Или: «Ну, батюшка, я занимал большую должность, что же мне теперь ниже своей должности опускаться?» Брат, прости, оказывается, работа есть и зарабатывать на жизнь можно, но ты просто не хочешь этой работы! И очень немного найдется людей, которые действительно потеряв работу, не могут ее найти, особенно это касается людей предпенсионного возраста, с которыми сейчас никто на предприятиях не считается – людей сокращают и увольняют по разным причинам. Но если начать молиться, начать просить, помощь всегда придет.

Этот вопрос, кстати, можно отнести к теме нашего сегодняшнего разговора. С подобными приходскими вопросами я встречался неоднократно. Например, подходит ко мне женщина и говорит: «Батюшка, как мне быть? Меня уволили с работы, что мне теперь делать, где найти работу?» А буквально за день до этого ко мне обратился один из священников, имеющих большую семью: он разместил в нашем храме объявление о том, что для его маленького ребенка требуется няня, причем обещается хороший оклад и так далее. Я говорю этой женщине: «Вот пожалуйста, объявление!» А она отвечает: «Ой, нет! С детьми заниматься я не могу, мне бы что-нибудь попроще». Опять получается, что проблема не в том, что денег нет и жить не на что, а главная проблема в том, что «я не хочу этим заниматься». На самом деле это очень серьезные и непростые вопросы, поэтому дай Вам Бог прежде всего начать молиться. Лучше всего, если Вы попросите у своего духовника благословение на исполнение каких-то молитвенных правил и начнете молить Бога о даровании Вам рабочего места.

И еще. Мне хотелось бы обратиться к людям, которым стало лень трудиться, у которых появилось много забот о самих себе, которые начали очень себя беречь. Их приглашают куда-то работать, но они говорят: «Нет, это мне тяжело, у меня и так сердце хандрит». Или вот приглашаю, например, человека: «Приходите храму помочь, мы и зарплату небольшую платить сможем, и работа не очень трудная». – «Ой, батюшка, это каждый день приходить надо? Нет, я не смогу, у меня сил нет». Итак, можно обозначить одну из приходских проблем – люди стали очень себя беречь! Мне хочется задать только один вопрос: ребята, а зачем вы себя бережете?

Когда-то я стал свидетелем разговора одного старого схимника и уже немолодой женщины. Я помню, как он ее отчитывал и говорил: «Куда ты свои сто двадцать килограммов бережешь? Вот положат тебя в землю, чем ты отчитаешься перед Богом?» Она начала ему объяснять, что всю жизнь ходила на работу, работала в разных местах, на что он ей сказал: «Ты ведь работала не во славу Божию, не бесплатно, тебе же зарплату платили, ты из-за нее и ходила на работу. Не важно, за большую или маленькую (это дело государства), но работала ты за зарплату. А чем ты Богу поработала? Зачем ты сейчас себя так бережешь: помолитесь, батюшка, у меня и там болит, и сям болит! Ради чего я должен о тебе молиться?» Вы знаете, я тогда еще был молодым человеком, и меня так поразил этот подход! А второй случай произошел не так давно. Мы регулярно проводим различные мероприятия с молодежью и однажды организовали встречу с инвалидами, на которую приехал представитель правительства, возглавлявший тогда работу с людьми с ограниченными возможностями. Он сам инвалид, перенес травму (перелом позвоночника), раньше был спортсменом и после лечения продолжил заниматься спортом, стал олимпийским чемпионом Паралимпиады по гонкам на лыжах. То есть воля, стремление жить полноценной жизнью были у этого человека потрясающими. И вот когда мы встречались с инвалидами, я видел, как он записывает вопросы и каждый раз на реплики о том, что «государство нам обязано» или «почему мне не платят то-то и то-то», хмурился. Потом после встречи я спросил у него: «Вы все время хмурились, наверное, Вас что-то смущало?» Он ответил: «Я думаю, батюшка, Вас тоже смущало: ни один не задал вопрос: а чем я могу быть полезен обществу, чем я могу быть полезен другим людям? Все говорили только о том, что должны им – «а почему мне не дают это?», «а почему за мной плохо ухаживают?». Очень понравился мне этот подход. Потому что на самом деле не так много людей, которые ничем не могут быть полезны, есть множество людей, которые могли бы хоть чем-то послужить окружающим людям. Но не хотят, берегут себя, им себя жалко!

Нередко мы вспоминаем наших бабушек или прабабушек, которые до самой смерти вставали в шесть утра, шли во двор кормить скотину, пропалывали грядки и, будучи уже совсем старыми людьми, исполняли те или иные обязанности. У меня вопрос: почему бабушка могла до самой смерти вставать в шесть утра и ухаживать за скотиной, а мы не можем? Почему мы все время изыскиваем возможность то в больнице полежать, то постонать на своем диване, то погреть где-то свои бока? Чем мы Богу отчитаемся? Ведь Господь не просто так рассказал нам притчу о талантах, когда вернувшийся царь потребовал свои таланты у каждого и спросил: а что большего ты можешь мне принести? Мы помним, как некто отдал свои пять талантов торговцам, и те принесли другие пять талантов, помним и того, кто зарыл свои таланты, вернув господину только то, что он ему давал. Мы с вами, особенно люди, находящиеся в преклонном возрасте, наверное, сильно поддались этой современной рекламе – «берегите себя»! И вот уже все – и молодые, и особенно старые, берегут себя: «Батюшка, помолитесь, чтобы у меня спина не болела». – «А сколько Вам лет?» – «Семьдесят два». – «Так чего же удивляться? Нельзя же все время прыгать как восемнадцатилетняя!» В этом возрасте и должна спина болеть, а то и раньше. Или приходишь в больницу причащать и слышишь: «Ой, батюшка, вот записочка, помолитесь, чтобы у меня и это не болело, и то выздоровело». Смотришь на человека и думаешь: неужели он не понимает, что в этом возрасте хорошо уже то, что вообще не помер! А то бы совсем нечего было сказать Господу! О чем молиться? Я могу помолиться о том, чтобы человек сам начал молиться, просить Бога о преодолении болезни для того, чтобы мог стать полезным своим внукам, детям, своим близким. Это самосохранение становится просто опасным, потому что превращается в борьбу с Церковью, борьбу со священником: «Вы, батюшка, меня еще и ругаете! Какой Вы плохой, и Церковь ваша плохая, не заботится о стариках!» Простите, но у нас «стареющая» страна, у нас стариков больше, чем молодых. Не пора ли, наоборот, старикам начать заботиться о молодых?

Я знаю один замечательный приход, где батюшка-игумен собрал несколько монахинь, которых отпустили из монастырей домой умирать. Они раковые больные, и отпустили их, очевидно, по их просьбе, чтобы дома спокойно умереть и предать Богу душу. И вот он собрал этих людей у себя на приходе и предложил им: «Давайте сделаем так: кто может ходить, будет ухаживать за теми, кто будет сидеть; кто может сидеть, будет ухаживать за теми, кто будет лежать, а те из вас, кто будет лежать, будут молиться о тех, кто ходит и сидит». И вот эта крошечная общинка тяжелобольных женщин, которым врачи предсказывали месяца три жизни, на тот момент, когда я об этом узнал, прожили уже года по три, по четыре. Они поднялись, устроили теплицы, принимали паломников, кормили их, и никому из паломников даже не приходило в голову, что за ними ухаживают люди, которых отпустили умирать! Вот что делает Господь тем, кто свою жизнь посвящает заботе о других. Чем больше мы с вами жалуемся на «черную полосу», чем больше бережем себя и меньше молимся, тем меньше Господь будет отпускать нам часов жизни. Так что простите меня нерадивого, но я считаю, что единственная возможность выбраться из «черной полосы» – это начать заботиться о других: от молитвы до дел!

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Человекоугодничество – это грех, а как тогда проявить любовь к ближнему, чтобы это не было угождением человеку?»

– Хороший вопрос. В житиях святых можно найти рассказ о том, как один из учеников однажды заглянул в приоткрытую дверь кельи своего старца и увидел, как тот кормит, разжевывая пищу и вкладывая ее в беззубый рот, обессиленного, пораженного страшной болезнью человека, – говоря современным языком, бомжа, который лежит на кровати старца. Можем ли мы сказать об этом старце, что занимается он лицеприятием или, как Вы сказали, человекоугодничеством? Наверное, нет! Если вы беретесь ради Бога послужить другому человеку, это не является человекоугодничеством. Это единственная наша возможность как-то проявить свою любовь к Богу. Не только тогда, когда мы постоим в храме, но и тогда, когда понудим себя потрудиться Богу ради другого человека. Другого способа у нас с вами нет! Современный мир оскудевает в любви, и мы это видим. Православный человек должен отличаться тем, что он несет любовь к другим людям, все остальное не является православием.

Иногда приходит человек и говорит: «Я глубоко верующий…» Особенно люблю я это выражение – «глубоко верующий»! Я сразу говорю: «Стоп! У меня есть яд, сейчас принесу, выпьешь, ведь сказано, что всякому верующему ничто не повредит». Человек удивляется: «Как это яд?» «Ну хорошо, – говорю, – не яд, тогда просто сунь руку к змее, она тебя укусит, но тебе же это не повредит!» Друзья мои! Наша вера будет определяться только нашей любовью, а любовь – это тяжелая работа, ее надо воспитывать в себе, нарабатывать, как хороший спортсмен, который ежедневными трудами накачивает свои мышцы и благодаря этому может идти на рекорд или просто участвовать в соревнованиях. Мы должны накачивать наши духовные мышцы, а это, скажем честно, очень непросто, особенно в отношениях с самыми близкими: спасибо не говорят, не хвалят… Поэтому, чада мои возлюбленные, давайте-ка грех лицеприятия оставим на заднем плане; на самом деле он проявляется в последнюю очередь, а может и вовсе отсутствовать. В первую очередь у нас должно доминировать желание любить и помогать другому, ради любви к нему.

– Вопрос телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, как узнать свои таланты, чтобы умножить их? Особенно когда, кроме семьи, никаких достижений больше нет».

– Только что мы говорили о талантах, как бы предваряя будущий вопрос. У автора этого вопроса, наверное, либо очень маленькая семья, либо ему некогда ею заниматься. Не так давно мне кто-то прислал замечательную веселую картинку: подпоясанный мужчина, очевидно священник, держит огромный крест, рядом с ним стоит его супруга с небольшим животиком, а на кресте сидят двенадцать детей. И так оптимистично она нарисована, так точно отражает добросовестность служения своей семье, что лучше и не придумаешь! Для отца, кроме работы, семья должна поглощать все остальное его время. Поэтому непонятно, что значит «кроме семьи»? Недаром священник, особенно сельский, воспитывает свой приход как свою семью, когда каждый прихожанин дорог ему, как его ребенок. То же касается и мирянина, находящегося в кругу своей семьи: мало детей – рожайте больше, кто же мешает! Хочется как- то использовать свои силы – усыновите или удочерите ребенка. Семья должна стать нашим крестом, которым мы спасемся, потому что на самом деле семья – это всегда жертва: супругов – друг другу, родителей – своим детям. Не может быть такого, чтобы дети не нуждались в постоянном внимании своих родителей. Если Вы начнете добросовестно относиться к своей семье, у Вас появятся тысячи вопросов, начиная с того, что бы почитать сегодня вечером детям или во что поиграть, до изучения психологии ребенка. Я, например, знаю очень добросовестных мам из поселка Красный Путь, которые вместе с женой священника местного прихода во имя Казанской иконы Божией Матери организовали клуб многодетных семей, где обмениваются не только какими-то вещами, что общепринято, а и бесценным опытом воспитания ребенка. В этот клуб приходят не только многодетные мамы, но и те, кто хотел бы стать мамой, кто уже носит ребенка, и те, у кого он только что родился. Они изучают и психологию, и физиологию ребенка, и это очень важно, потому что многие родители калечат своих детей именно из-за незнания этих вопросов. Маме, которая тащит своего двухлетнего ребенка заниматься фигурным катанием, хочется сказать: «Мама, ты не знаешь физиологии своего ребенка!» Ребенку в этом возрасте нельзя этим заниматься. Маме, которая желает своего сына сделать мужественным и в четыре годика отдает заниматься карате, хочется сказать: «Мама, ты не знаешь психологию своего ребенка!» Нельзя в этом возрасте (и не важно, что реклама и китайские фильмы говорят обратное) допускать какие-либо удары, атаки и избиения. Родители должны изучать психологию и физиологию своих детей. Ну хорошо, нет у вас такого клуба, найдите книги по психологии, обратитесь за помощью к грамотному педиатру, пусть он проконсультирует, что и в каком возрасте свойственно ребенку. Если Вы начнете заниматься этими вопросами, Вам некогда будет думать о каких-то других проблемах. Вам надо будет полностью посвятить себя своим детям, и дай Бог, чтобы они выросли духовно грамотными. А как трудно донести до детей Закон Божий, особенно до подростков! Те, у кого есть дети-подростки, знают, как трудно говорить с ними о Боге, особенно если ребенок не был воспитан в стенах Церкви, в верующей семье. Как много промахов в нашем воспитании, которые ребенок усваивает прежде всего. Какие бы хорошие слова мы ему ни говорили, если сами поступаем противоположно сказанному, ребенок будет вести себя точно так же, а не так, как мы ему сладенько поем.

Итак, посвятите себя семье – это на самом деле подвиг, это крест! Те родители, которые относятся к своей семье добросовестно, растят полноценных детей, спасутся, потому что это действительно тяжелая работа: работа любви и самопожертвования. Дай Вам Бог сил, понимания, разумения и хороших помощников, которые вовремя подскажут, как правильно поступить. Не таких, которые скажут: «О, чего ты мучаешься? Я своего ребенка посадила вон у телевизора и горя не знаю: два часа сидит, смотрит не отрываясь». Какое горе, если маленького ребенка оставляют у экрана телевизора смотреть мультики, особенно японские! Вы же получите со временем психопата с сорванной нервной системой! Не у таких друзей нужно брать советы, а идти к тем, кто добросовестно относится к воспитанию детей, или к людям, имеющим хорошие профессиональные знания. Дай Вам Бог воспитать хорошую добрую семью, Бог Вам в помощь!

– Вопрос телезрителя: «Моей дочери два с половиной года, часто начала проявлять норов, что не по ней, сразу истерика: начинает бить меня или мать и ножками, и ручками. Слышал, что бить девочек нельзя, но и попускать такое нельзя. На наказания не реагирует, на доброе слово не реагирует, а продолжает настойчиво требовать свое. У нас родился мальчик, ему уже скоро месяц, и я переживаю за него. Хотя девочка вела себя так и до рождения братика. Каждое воскресенье мы ее причащаем, я каюсь и прошу Господа избавить дочь от наших страстей, которые мы ей передали. Подскажите, что еще нам можно сделать?»

– Да, храни Вас Господи, хлопот Вам хватает! Не удивлюсь, если во время Причастия Ваш ребенок визжит и извивается в руках. Вы знаете, здесь нужно вернуться к основе основ православного человека: молитесь, читайте акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умягчение злых сердец». Начните читать этот акафист за ребенка, пусть духовник благословит Вам чтение такого акафиста. Тот молитвенный совет, который я сейчас даю, ни в коем случае не должен восприниматься как обязательное правило, это просто совет. Ваше дело получить благословение у своего духовника, либо исполнять этот совет, либо получить другой от духовника, но начните молиться о своем ребенке. На Руси, например, было принято молиться образу Божией Матери «Феодоровская». Иногда спрашиваешь человека: «Молишься ли ты за ребенка?» – «Молюсь» – «А как ты молишься?» – «Читаю «Отче наш». Но простите, «Отче наш» мой ребенок читал с четырех лет, а тебе уже, допустим, тридцать пять – и ты все еще только «Отче наш» читаешь? А нельзя увеличить свое молитвенное правило? Нельзя найти время, раз ты волнуешься о ребенке, постоянно читать акафист перед образом Божией Матери «Феодоровская», или «Воспитание», или перед любым другим, перед каким благословит духовник? Вот тут я бы мог сказать, что началась работа, началась молитва, но что-то не все складывается удачно. И дальше: рождение ребенка, заботы о нем, конечно, вызывают ревность у двухлетней дочери, но Вам не следует шлепать ее и наказывать, а то что Вы будете делать, когда ей будет восемь, двенадцать лет? В таком возрасте ни о каком наказании не может быть и речи. Поэтому найдите пути, чтобы спокойней вести себя в семье. Не исключаю, что Вы один из сторонников оставлять своего ребенка перед телевизором. Это одно из средств, сильно действующих на детей, возбуждающих и перевозбуждающих их нервную систему, что совершенно точно доказано практически. Особенно плохо, когда ребенка усаживают смотреть мультфильмы перед сном, а потом еще жалуются, что ребенок никак не засыпает: мелькание экрана очень сильно возбуждает нервную систему.

Вспоминаю пожар в Останкинской телебашне. Я вел тогда в одной из подшефных школ основы православной культуры. И вот в первых числах сентября прихожу, а учителя говорят, что с детьми происходит что-то необычное: дети по школе не носятся, не орут, не прыгают. Потом прошло еще несколько дней, и уже слышу, что дети вернулись к привычным для них порядкам: начинается перемена – ногой вышибают дверь, орут в коридорах, ходят колесом… Оказалось, что 1 и 2 сентября был пожар в Останкинской телебашне и телевидение не работало целую неделю. Дети просто не смотрели телевизор, и сразу наступил покой: в школе была такая тишина, что учителя сами испуганно оглядывались по сторонам. Но как только телевидение восстановили, сразу вернулась и привычная картина – вышибание дверей, визг в коридорах и хождение колесом. Итак, вывод однозначный: детей, особенно маленьких, нельзя сажать перед экранами телевизоров. А во многих семьях это, к сожалению, очень сильно практикуется – чтобы родители могли отдохнуть, поболтать между собой или с друзьями по телефону и так далее. Вы же получите психопатов! Может быть, как раз это и является причиной того, о чем мы сейчас говорим?

Так что молитесь о ребенке, причем основательно, читайте не меньше акафиста в день и обязательно пересмотрите режим дня Вашего ребенка. А еще по священническому опыту знаю, что очень нервными дети бывают в семьях, где родители ругаются при детях. Поэтому если Вы делаете замечание своей супруге на уровне повышения голоса или, не дай Бог, еще и ругаетесь, нервный срыв у ребенка обеспечен. Не вижу также ничего плохого, если Вы обратитесь за помощью к опытному педиатру и попросите его выписать какое-то не очень сильнодействующее успокоительное средство.

Вспоминаются рассказы о наших дореволюционных священниках. Например, священномучеником Серафимом Чичаговым были устроены гомеопатические курсы для сельских священников, для того чтобы они могли у себя на приходах, находящихся вдалеке от врачей, оказывать помощь своим прихожанам. Обратитесь к гомеопатам, может, они предложат слабенькое средство, не сильное, но несущее успокоительный эффект. Союз духовный и медицинский не возбраняется, но повторяю, примите это как совет, а не как догму. Можно обратиться к хорошему, добросовестному врачу, особенно я испытываю уважение к старым врачам, попросите у него совета, чтобы как-то содействовать ребенку. Не надо доводить до крайности, когда болезнь достигнет таких масштабов, что вылечить ребенка будет уже очень трудно, помогите ему сейчас, на начальном этапе болезни. А самое главное, конечно, больше любви; проявляйте больше любви, особенно когда укладываете ребенка спать. Найдите вечером десять – пятнадцать минут и погладьте ребенка по ручке или просто поговорите с ним, скажите, какой он хороший, как вы его любите, как по нему скучаете. Этих слов бывает достаточно. Множество семей знают, что после того, как мама или папа вот так посидят возле ребенка, а потом еще и начнут исполнять свое вечернее молитвенное правило, читая акафист, ребенок сразу засыпает. И нет ничего дороже, чем родной, молящийся голос любящего папы или мамы! Вы на всю жизнь заложите в ребенке самое лучшее впечатление о православии, потому что молитва навсегда будет соединена с родным голосом. Помогай вам Бог в делах Ваших!

– Вопрос телезрительницы: «Раньше у нас не было храма, только недавно построили, и я купила Библию не в храме – у нас просто ходили и продавали эти книги, ничего не навязывая и не спрашивая, просто предложили, и я купила. Потом, когда построили храм, я приобрела другие книги: Закон Божий, Евангелие, Псалтирь, два молитвослова. И только недавно обратила внимание, что Библия, купленная мною еще до постройки храма, выпущена Союзом евангельских христиан-баптистов для народов СНГ, Беларуси. У меня такой вопрос: не грех ли то, что я читала и читаю такую Библию?»

– Читать Священное Писание не грех, это точно. Но поскольку сейчас всевозможные издания вполне доступны, хотелось бы, конечно, чтобы Вы приобрели Библию, Евангелие или Новый Завет со штампом: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», это будет самое лучшее. Не экономьте! Купите себе нормальную, с крупным шрифтом книгу, Вам и читать ее будет удобнее – это первое. А второе – возьмите благословение на чтение Библии у священника, потому что нередко, когда люди начинают без благословения читать Ветхий Завет, чего только не творится у них в головах! Благословение священника как бы открывает путь к правильному пониманию прочитанного. Начинать, конечно, нужно с Нового Завета, Деяний святых апостолов, Посланий святых апостолов – это должно стать Вашей опорой, это то, что является для нас спасительным. И затем уже, освоив Книги Нового Завета, Вы спокойно сможете приступить к чтению Ветхого Завета. Вам тогда будет легко сравнивать то, о чем говорили пророки, с тем, что произошло в дальнейшем, все станет Вам родным и близким. Иногда люди начинают блуждать в Ветхом Завете, их начинают больше увлекать исторические события: нападения, войны и так далее, но мы ведь не ради этого читаем Ветхий Завет! Поэтому еще раз призываю: освойте сначала Новый Завет. Дай Вам Бог хорошо понять Послания святого апостола Павла, потому что очень удручает, когда люди приходят в храм и спрашивают: «Батюшка, а у вас есть икона святых апостолов Петра и Павла?» – «Есть, вот пожалуйста, на стене висит» – «А то я хочу помолиться, чтобы сын на рыбалке много рыбы наловил». Ну, братцы мои, ну как так можно! Или такое говорят: «Хочу помолиться перед иконой Петра и Павла, мне сказали, что апостол Павел помогает бороться с болью в спине». Ну хорошо, апостол Павел помогает от боли в спине; апостол Петр, поскольку был рыбарем, помогает сыну на рыбалке, но давайте, может быть, все же почитаем то, о чем они говорят! И оказывается, что множество народу, молясь святым в тех или иных своих нуждах, на самом деле ничего не знает о том, чему учили эти святые. Раскройте Послания святого апостола Павла, прочитайте их, и вы вдруг обнаружите, что на все события, которые происходят вокруг вас, вы должны взглянуть совсем по-другому. Так что после освоения вначале всех Посланий святых апостолов, изучения Деяний святых апостолов дай Вам Бог хорошо разуметь и Книги Ветхого Завета. Они действительно приносят огромную радость, там много поучительных Книг, Вы испытаете огромное утешение. Но еще раз повторю: только через призму Нового Завета. Бог Вам в помощь!

– Спасибо большое, отец Александр! Попрошу Вас благословить наших телезрителей, и, может быть, у Вас есть еще какие-то пожелания?

– Господь да благословит всех вас, дорогие друзья! Поздравляю всех с приближающимися праздниками и прежде всего с днем нашего дорогого святителя Николая Чудотворца! Его молитвами и его ходатайством Господь да поможет всем нам. Храни вас Господь!

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать