Храм Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского

14 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы. Эфир 14 апреля 2014 г.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители! В студии  - Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове иерей Андрей Алексеев. Здравствуйте, батюшка!

 

Здравствуйте! Дорогие друзья, приветствую всех Вас!

 

Уважаемые телезрители, звоните, пожалуйста,  к нам в студию, задавайте интересующие Вас вопросы. Телефон в Москве: 8-495-781-49-54.  Отец Андрей, сейчас очень актуальна тема строящихся храмов по программе «200». Вы являетесь как раз настоятелем одного из таких храмов  - храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.  Расскажите, пожалуйста, о Вашем приходе. Расскажите, большой ли у Вас приход, и кто является Вашими прихожанами.

 

Вы знаете, Денис, дорогие друзья, я поделюсь с Вами – я нахожусь в состоянии  продолжающегося чуда.  Мы пришли в поле возле леса, уникальное красивое место в Северном Бутово. Поле, лес, ни копейки денег, но благословение Божие. И благословение Святейшего Патриарха.  Пришли мы не минувшим августом, а предыдущим, в конце Успенского поста.  И то, что началось на наших глазах  - оно немножко пораньше началось – когда были публичные слушания и пришли жители района, поддержали строительство, оказали такое действительно огромное воздействие на тех, которые были и нежелающие, были и такие люди, конечно, но их было меньшинство. А огромное количество людей, которые поддержали – приходили дети, просили – можно мы в школах соберем подписи. Потом приносили свои подписи с комментариями – почему  они хотят, чтобы был храм. Вы знаете – до слез, скажу честно. И, конечно, в этом отношении мне было значительно удобнее, чем многим моим собратьям,  потому что я перешел из одного храма на другом конце бульвара (храм великомученицы Параскевы Пятницы) – я служил в течение ряда лет и занимался работой с молодежью, поэтому мы перешли частью прихода, так сложилось, в это поле. И то, что началось,  -  до сих пор не мгу к этому спокойно относиться и не смогу.  Потому что ты заказываешь икону, а тебе звонят или приходят: «Батюшка, а Вы такую икону заказали? Можно, мы поучаствуем?» Ты ложишься спать и думаешь о красивой резной Голгофе, чтобы заказать её. Приходит  на следующее утро человек: «Батюшка, вы знаете, не могла всю ночь спать, хочу Голгофу». Ты думаешь об иконостасе, резном, красивом, удивительном – это очень дорого. Денег – ни копейки. Ты звонишь, заказываешь его – а тебе говорят: «Вы знаете, невозможно так быстро заказать». А ты рассказываешь, почему это нужно быстро – потому что здесь такой приход, здесь столько людей, столько молодежи, столько детей, они будут приходить, это будут всё видеть, как важно, чтобы это было красиво! Вы знаете, на том конце провода,  вот такого, волнового провода, сегодня привыкли к новым терминам, - молчание, потом – «Вы знаете, мы подумаем». Потом ты общаешься, стихи читаешь им, туда, далеко. Они говорят: «Вы знаете, вот наш Владыка…» (в Курске тогда -  Владыка Зиновий, а он возглавляет кафедру Курского университета, кафедры теологии)..» Постойте, я же Вам подарил целый катехизис в стихах, своих стихов. Сделайте нам без очереди». – «Вы знаете, Владыка попросил перезвонить через пару дней». Созваниваемся, он хочет встретиться. Но как – он в Курске, я – в Москве, на стройке. Мысль, чтобы вот все бросить  и ехать в центр Москвы в магазин. Звоню матушке – «Матушка, все бросаем, едем с тобой в такой-то магазин в центр Москвы». Она приезжает, мы на час задерживаемся, решаем вопросы с охранниками – у нас 2 уникальных охранника, это люди с золотыми руками, они могут всё, удивительные люди, как и многие в нашем приходе. Это приход, где люди и  уникальные архитекторы, и строители, и педагоги,  и люди из мира искусства, Заслуженные артисты России, и люди из мира спорта, занимающие и высокое положение, и очень высокое положение в виде спорта, и просто рядовые прихожане, которые желают и хотят быть полезными. Так вот, с этим иконостасом.  Все бросаем, приезжаем в магазин, ходим, выбираем церковную утварь. Вдруг открывается дверь, заходят два человека. Я  не знаю, кто они, но у одного из них панагия на груди – знак  епископской власти,  иконочка Матери Божией. И вот я подхожу – «Владыка, благословите» - «Здравствуйте, отец Андрей! Я – епископ Зиновий. Я случайно проезжал мимо, я не собирался сюда заезжать, но вот этот батюшка сюда заставил меня зайти». Он смеется, своему спутнику говорит, с ним иеромонах. «Я, - говорит, - еду от Патриарха. Святейший Патриарх благословил срочно делать в Ставрополе иконостас». - «Владыка, там следующий наш» - «Хорошо, звоните в Курск». – «Здравствуйте, мы тут с Владыкой…» - «Где с Владыкой?» - «.. случайно в магазине встретились» - «Батюшка, но это же чудо!» - на том конце.  Ну, конечно! Иконостас сделали. Но когда пришла пора первой проплаты – денег ни копейки – я заехал в один дом. Когда-то я выехал из храма Параскевы Пятницы и ехал по бульвару Дмитрия Донского.  И мне звонит моя супруга, матушка: «Ты хлебушка захвати». А нам в этот день принесли много хлеба в храм. Мы раздавали, но что-то осталось. Подумал – заеду, вернусь. Разворачиваюсь, заезжаю. Молодая женщина: «Батюшка, можно квартиру освятить?» - «Прямо сейчас можно».  Мы пошли с ней стали общаться,  они живут с мужем, детей нет. Сначала пришла она, потом пришел муж, потом они повенчались, потом Господь стал им посылать детей. Я к ним зашел домой и поделился  - в этом процессе строительства ты заезжаешь, просят отслужить молебны, кто-то из прихожан. Я потом иду к своей машине, он меня догоняет и говорит: «Батюшка, можно Вас попросить. Мы с женой дали такой обет, мы хотим весь иконостас оплатить». Он взял у меня  распечатку, когда нужно было проплачивать, и за два дня до каждой проплаты он мне звонил и напоминал – «Деньги готовы». Другая семья  - очень непростая была ситуация в их жизни, мы долго молились и решали этот вопрос. Он решился. Прошло время.  Начало стройки. Они пришли и говорят: «Батюшка, окажите нам честь. Можно, все, что связано со светом – будет наше?»  Они все проплачивали наши и паникадило, и бра, и даже лампочки мы не покупаем до сегодняшнего дня – они нам привозят.  Это удивительно! Я смотрю на этих людей и понимаю – я скажу сейчас не ради красного словца – я недостоин этих людей, правда – не достоин. Это удивительные люди! Это верующие христиане, у которых мне есть чему поучиться. У нас в храме нет свечниц, у нас прихожане сами ухаживают за храмом, у нас очередь помыть полы, причем, Вы знаете – моют доктора наук, профессоры, - в очереди.  Дети, которые ухаживают за подсвечниками. Мы школу открыли 9 октября. В нашей школе записано сейчас 400 с небольшим детей. Это поражает. Это дети, которые идут в храм, которые идут в школу, в разнообразную деятельность - много кружков. Мы сейчас строим школу, заканчиваем строительство школы на территории нашего подворья, в которой часть школы – это настоящий театр.  Настоящий театр!  Сколько оргкомитетов за эти месяцы, за эти полтора с лишним года прошло на территории нашего подворья.  Они были еще и до того, как появился этот храм – мы собирались тогда в других местах. Нас пускали наши друзья, которые, пока мы строились, оказывали нам содействие – и в храме великомученицы Параскевы Пятницы, и в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке, где близкие, священники оказывали  содействие и помощь в организации этих мероприятий.  И протоиерей Анатолий Кожа, и протоиерей  Алексий Ладыгин, люди, которые не равнодушны к тому, что происходит в их районах, оказывали содействие и помощь тому, кто строит храмы. Вы знаете, это всегда очень впечатляет и вдохновляет. И я смотрю на то количество людей, и детей, и молодых семей, которые участвуют в жизни нашего прихода - люди, которые желают быть полезными. Ведь у нас сейчас очень насыщенный учебный процесс в школе. Нас пустила соседняя школа, там, где  публичные слушание проходили – школа 1174. И я низко кланяюсь  Ольге Владимировне Назаровой, которая нас пустила в эту школу. И какое содействие оказывает управа района  - во всем – и вода, и свет, все у нас есть. Да, ест свои проблемы, они решаются с Божией помощью.  Но то, что впечатляет сильно – ты выходишь посмотреть на полный храм, где много молодежи, которая хочет быть в церкви, которая участвует в жизни церкви. Вы знаете, это мероприятие, которое мы проводим – да, есть приходские мероприятия, но, поскольку я являюсь по благословению Святейшего Патриарха председателем комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы,  есть мероприятия уникальные,  в которых уже в течение ряда лет участвуют эти  дети. Они живут ожиданием очередного мероприятия. Это не просто Пасхальные, Рождественские, Масленичные гуляния на подворье. Это и  церковно-общественные мероприятия, это и спортивные мероприятия, мы в ожидании сейчас Пасхального фестиваля – это уже XIV-й Фестиваль воскресных школ (г. Москвы – еще впереди), а это - Юго-Западного округа [10.05.2014].  Мы готовимся провести I Фестиваль г. Москвы.  Бог даст, если будет благословение Святейшего Патриарха, мы  в будущем году будет проволить его в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Натальи  Сац, руководство театра поддержало нас, в очередной раз, в очередной год. И сейчас по благословению митрополита Арсения мы готовим документы для Святейшего Патриарха, чтобы было рассмотрено это предложение. И  затем на Епархиальном совете г. Москвы будет озвучено это. И как  будет благословение Святейшего Патриарха, если  Бог даст, в будущем году Пасхальный Фестиваль, посвященный Пасхе и Дню Победы (будет  годовщина победы в ВОВ) надеемся провести.  Спортивные мероприятия:  финал чемпионата воскресных школ по футболу. В этом году мы подводим черту 4 мая [2014 г.], и в спорткомплексе «Синяя птица» будем проводить финал этого чемпионата. А через неделю, 11 мая , на «Локомотиве» мы будем проводить очередной Пасхальный турнир «Кубок святого князя Димитрия Донского». У нас есть впереди уникальные мероприятия. И, пользуясь возможностью, я приглашаю всех тех, кто желает, поучаствовать в нем.  Это крестный ход на Пасху в полдень. В прошлом году [2013-м] мы провели такой первый крестный ход от нашего храма из Северного Бутово, вот оттуда, с поля, мы прошли по центральной улице района, по бульвару Дмитрия Донского, с громкоговорителями, была заказана специальная машина с усилителями звука. Большое количество детей,  молодежи, людей, в красивой одежде, кто-то был в футболках, специально заказных к этому дню – «Христос Воскресе!» и надпись, откуда мы идем, из какого храма.  Вы знаете – ощущение было сильнейшее! Когда ты идешь по району, слышишь этот звук, который отдается в домах, открываются, распахиваются окна, балконные двери, выбегают люди, смотрят на все это. Кто-то платочек надевает, кто-то крестится, потом открываются двери подъездов,  и ручейки, ручейки, которые вливаются в этот крестный ход. Мы шли к центру района, к метро, где камень с изображением князя Дмитрия Донского. Это условное место – в этих местах собирал князь Дмитрий дружину. Они имеют действительно эти  места свою историю, связанную с князем Димитрием, человеком святой жизни, удивительным человеком. Это и пример служения Отечеству,  это и администратор, и правитель,  это и руководитель, это и воин, это и семьянин, это и  спортсмен.

 

Спортсмен?

 

Ну, а как же.  Русский человек, он же воспитывался на каких традициях.  Они же все были физически очень хорошо воспитаны, в совокупности с духовным воспитанием.  Поэтому вот он, пример для подражания.  Вы знаете, плохо, когда наши мальчишки подражают спайдерам и бетменам.  Хорошо, когда они подражают святым князьям – Димитрию, Александру, Даниилу, многим другим подвижникам церкви, воинам, которые показали пример умения любить свою Родину,  доказывая это там, откуда во многом русская земля продолжала свое дальнейшее существование, потому что был подвиг этих людей. Это не просто красные слова,  это правда.  Важно об этом говорить с юными, с теми, кто сегодня желает об этом знать, а, может быть, еще не совсем желает, но им нужно об этом напомнить, рассказать. Удивительное время! Мы собираемся в 11-30 возле нашего храма, и ровно в полдень крестный ход, а  потом, после небольшого молебна праздничного, будет программа, которая, я думаю,  запомнится, как и в прошлом году,  жителям района, - интересная, яркая, Пасхальная, мирная,  со словом любви, со словом радости, со словом, которое будет прославлять Воскресшего Христа. Мы ждем этого дня. И тот, кто желает – мы приглашаем Вас, милости просим! К нам можно приехать, в наш храм, и присоединиться, причем так многие и сделают. Надеемся и Вас увидеть!

 

Отец Андрей, у нас звонок из Нижнего Новгорода. Давайте ответим, здравствуйте!

 

Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий! Хочется задать вопрос. Вы говорите, дети сейчас приходят в церковь, в школы. Вот как взрослому человеку, уже немолодому, войти в церковь.  В принципе,  вошла, вот знаю, куда свечечку поставить, а все равно как-то не хватает знаний. Как быть с этим?

 

Не останавливаться. Самое главное – не останавливаться. Конечно, обращаясь к Богу, к священнику подойти, поискать возможность в том храме, куда Вы приходите, или, может быть, по соседству есть еще место, куда можно пойти – при церкви есть курсы, есть встречи.  М проводим встречи – допустим, у нас в храме есть воскресные беседы, которые мы ведем.  И есть различные курсы, где можно повышать уровень своих знаний в церковной традиции.  Конечно, сейчас немало литературы.  Посоветоваться со священником, у которого Вы будете или уже духовно окормляетесь, или будете окормляться, о том, что почитать.  Всегда есть индивидуальные моменты, которые  нужно учитывать в силу обстоятельств. Важно не остановиться. И если вдруг, так бывает, мы где-то не нашли поддержки, может быть, нас не услышали, может быть,  не всегда нас примут – так бывает, к сожалению – это тоже испытание, тоже искушение, которое Господь нам дает - не остановиться, пойти дальше.  Искать возможность, призывая Христа, иметь желание двигаться дальше.  Это всегда очень нужно, потому что целый мир открывается. Я знал одного телеведущего, который пришел не так давно на один телеканал, церковный телеканал. И я видел, как бывало ему непросто на тех моментах встреч наших,  которые проходили на телеканале. Проходило время, и он, постепенно осваиваясь в этой церковной жизни,  становился другим,  потому что открывал свое сердце перед Христом.  И, заходя в это сердце, Господь врачевал  недуги этого человека.  Так что, Вы знаете, все у Вас впереди. Это такая радость, я только сорадуюсь Вам.  Главное – не останавливайтесь и верьте, Господь всегда Вас поддержит.

 

Отец Андрей, у нас еще один звонок, из Воронежа. Здравствуйте!

Батюшка, благословите!

 

Бог благословит Вас! Слушаю Вас.

 

Валентина из Воронежа.  Скажите, где у нас находится в России институт благородных девиц?  И с какого возраста туда можно определить свою внучку?

 

Я скажу Вам вот о чем. В отношении, где он находится, я точно не подскажу Вам, честно скажу. Но вот благородству девиц учат в воскресных школах – это точно скажу. Поэтому узнайте, где находится ближайшая воскресная школа, и стоит Вашу внучку туда определить.  А в отношении института, Вы знаете, что надо иметь в виду.  Возрождение традиций должно быть адекватно тем ситуациям, которые происходят в современном мире.  И о каком благородстве речь идет, если порой сегодня люди, рассуждающие о благородстве, не имеют понятия о нравственности, не ведут церковной жизни. К сожалению, приходилось встречаться с людьми, которые рассуждая о таких понятиях, были совершенно далеки от христианской добродетели.  Поэтому важно сейчас не гнаться за словами,  а посмотреть за смыслом того,  о чем рассуждают те, кто говорит о благородстве.  Поэтому пойдите в школу воскресную, Вашу внучку туда непременно определите, пообщайтесь с батюшкой, настоятелем, директором школы, с теми энтузиастами-преподавателями. Я вот рассуждаю о том, что есть у нас. Я смотрю за этими людьми, преподавателями нашей школы.  Это подвижники. Они отдают свои силы и время, причем, Вы знаете, значительно больше, чем можно было предположить  в течение конкретного урока.  Они готовятся, они встречаются, они созваниваются, они имеют готовность поддержать друг друга, включаются родители,  наполняя этим свою жизнь, подключая своих детей. Это очень заражает, это очень вдохновляет, это человека учит быть благородным.  Понятие этой составляющей имеет отношение к Небу.  Потому что невозможно быть благородным без Бога. Поэтому непременно не остановитесь, а пойдите поищите в ближайшем храме,  может, есть какой-нибудь еще и центр у Вас в Воронеже – наверняка есть - поищите, озаботьтесь этим, чтобы это был близко от Вашего дома, это важно.

 

О. Андрей, Вы являетесь председателем комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой комиссии, как она появилась, чем она занимается.

 

Я являюсь её председателем недавно, в течение 10 лет я был членом этой комиссии и отвечал за организацию и  взаимодействие школ  в Юго-Западном округе.  И был помощником председателя до минувшего лета.  Минувшим летом по благословению Святейшего Патриарха был назначен председателем этой комиссии, и сейчас мы продолжаем, как и в прежние годы,  процесс объединения, потому что воскресная школа является первой ступенью храма. И туда приходят разные дети -  и дети воцерковляющихся родителей, и уже церковные дети, и совершенно далёкие от церкви дети.  Услышат родители о том, что можно ребенка в школу записать, видят, что интересная жизнь,  а у нас кружки и домоводства, и умелые руки, и по биологии уникальный кружок «Гармония», удивительный кружок, ведет доктор фармацевтических наук. Я прихожу – сам слушаю,  как это интересно.  Причем все это – с использованием современных технологий, с интерактивными досками,  с проекторами, это здорово! Это школа искусств «Лествица», которая есть у нас в школе воскресной. Я почему возвращаюсь к тому, что есть и в иных местах, рассказываю, как это созидается, как это вдохновляет людей, детей приходить туда. Но в то ж время, говоря о деятельности комиссии,  что нужно иметь в виду. В нее входят люди, ответственные за свои  округа в Москве, викариатства, за благочиния,   это уже следующее деление в этой системе, где они работают по объединению тех школ, которые входят в состав благочиния и викариатства, чтобы эти школы, взаимодействуя друг с другом, решали различные важные  церковные вопросы. Вместе с тем, для того, чтобы была организация жизни школ в тех местах, на тех приходах, где существуют таковые или открываются.  Чтобы была возможность делиться опытом тем из них, которые имеют его, накопленный за годы деятельности школы. Есть совместные мероприятия, фестивали, различные встречи, вечера, есть балы замечательные.  Вы знаете, как важно поставить и эту составляющую.  Есть выезды в летние лагеря,  есть учебный процесс и есть те удивительные люди – я знаю, о чем я говорю, мне приходилось бывать в разных школах Москвы за эти годы – уникальные специалисты, уникальные примеры работы школы в Москве. Есть, конечно, некоторый средний уровень, но есть выдающиеся преподаватели, и есть школы, куда можно приходить и учиться, как поставлено вот то или иное направление работы. Важно это поберечь. Существует сейчас стандарт, он дорабатывается по школам воскресным, но есть уникальные направления, которые сложились за эти годы, и важно все это поберечь, объединяя наши усилия, для того, чтобы эта одна семья московских воскресных школ приумножалась  и совершенствовалась. Не все так просто. Воскресные школы ведь отличаются от общеобразовательных  и по процессу постановки своего учебного периода взаимодействия. Это е то, чтобы обязательным является.  В школу приходят каждый день, кроме выходных и праздников, а в воскресную школу приходят по возможности. И вот тут очень важно заинтересовать этого молодого человека, этого ребенка.  Проблема еще и в том – это общая проблема, не только в Москве – по достижении того или иного возраста молодежь часто уходит, им не интересно. Поэтому важно, и есть примеры лучших школ в Москве,  заинтересовать молодежь и дать им то, в чем им будет интересно участвовать, наполняя их жизнь,   организацией мероприятий.  Вот у нас, допустим,  впереди фестиваль. Это включенность молодежи в организацию фестиваля.  Театр, настоящий театр, музыкальный театр, государственный академический – театр на 1100 мест.  Это туда может прийти столько зрителей. Организовать там встречу гостей, программки, гримерки, процесс осуществления подготовки зала. Это же здорово! Этим люди живут. Организация  молодежного направления работы на приходе, социальная деятельность школ воскресных – этим кто-то должен заниматься.  Есть ответственные  за школы на приходе, есть в благочинии, есть в викариатстве.  Вот мы этих людей объединяем, собираем базу данных. Есть сайт воскресная школа точка ру. Можно выйти, посмотреть, обновляется постоянно. Каждый день у нас по благословению священноначалия есть пополняемая информация за месяц жизни. А у нас что произошло в марте, что в апреле, что было в феврале, посмотреть, какие мероприятия - уникальные, интереснейшие.  Есть приходы, я повторюсь, и это стоит того,  где настолько разнообразная деятельность, что тот, кому не все равно, может придти, может позвонить или приехать и поучиться, Есть только одна проблема, только одна – самая главная – если мы не хотим.  Вот это уже… А если мы хотим,  - безграничные возможности, безграничные.  И еще раз скажу, все это – очень сильно воодушевляет. И я смотрю на людей, которые помогают мне и в этом процессе, на этих действительно единомышленников, на священников, которые, входя в эту комиссию, трудятся. Загруженные столькими делами,  но это же здорово – быть сегодня востребованным, когда священник действительно востребован – его зовут, он нужен сегодня. Я на этих людей смотрю, тех, кто входит в состав комиссии, и мне даже в радость пообщаться с ними.  Это те, которые обладают такими знаниями, такими навыками – приходишь на собрание комиссии и учишься у них. Не то, что руководишь,  командуешь – нет, а вместе Вы делаете одно дело, это твои браться, твои помощники, это одна семья. Вот что очень ценно.

 

Давайте ответим на еще один звонок. Звонок из Тульской обл., здравствуйте! Добрый вечер, говорите, пожалуйста.

 

Добрый вечер, меня зовут Вера. Я хотела, во-первых, ответить женщине, которая сейчас звонила, как ей сделать первые шаги в воцерковлении. Вот я  по своему опыту хотела посоветовать ей. Во-первых, слушать передачу «Беседы с батюшкой», там такие элементарные вещи , батюшка так хорошо отвечает, рассказывает. И особенно помогли мне лекции А.И. Осипова.

И еще у меня вопрос. А.И. Осипов в лекции сказал, что антихрист придет незаметно. Сейчас продают изображения ангелов. У нас они, в Библии, в Евангелии – мужчины, в мужском образе, а у нас продаются девочки, детишки. Должна ли я что-то сказать тем, кто продает ангелов? Или не обращать внимания?

 

Я полагаю, что понял Ваш вопрос. Я сам учился у Алексея Ильича Осипова в Московских духовных  школах, и преподаю такой же предмет, «Основы богословия», в Пензенской духовной семинарии.  Что я хочу сказать. Есть определенные каноны и правила, которые нам предлагают  правильно относиться к тем изображениям святых угодников Божиих, и ангелов, которые мы должны иметь в обиходе нашего взаимодействия с внешним ми ром и принимать в свой дом в качестве какого-то изображения или поделки.  Здесь, конечно, необходимо рассуждение. Будьте аккуратны, высказывая кому-то определенную, может быть, даже и правильную  позицию свою. Как написал преподобный Иоанн Лествичник – добро надо делать с рассуждением, чтобы не бесило неготового человека, не возмущало его.  Потому что если придти без мира, без любви куда-то, начать указывать – вот это плохо, это не так,  это худо, так можно добиться обратного. А вместе с тем, я скажу вот, на приходе, где Господь благословил мне осуществлять служение настоятеля,  я запретил поставлять в церковные лавки  те изображения ангелов,  которые противоречат  церковным канонам о том, как правильно изображать вестников Божиих.  Если это нарушается, мы это не выставляем для всеобщего  обозрения или для того, чтобы мог приобрести это человек, взять в свой дом и иметь это для того семейного обихода, который адекватен той или иной ситуации. Поэтому  это очень тонкий момент, будьте аккуратны, потому что  в церковной традиции можно с разным столкнуться.  И бывает, люди к чему-то не готовы сегодня.  Будьте осторожны, потому что можно, придя с некоей правдой,  если Вы до чего-то дошли, доросли – слава Богу! Но вот Вы встречаетесь с кем-то, кто на Ваше, может быть, недоброе замечание, так бывает в жизни, может отреагировать тоже резко.  Поэтому с большой аккуратностью. Порой сталкиваясь с чем-то со стороны человека, находящегося в принципе в единомыслии с Вами,  поищите точки соприкосновения,  и потом, в процессе общения,  если он готов к тому, чтобы услышать что-то,  можно с ним поделиться какими-то своими замечаниями. Ну и лучше, чтобы это делал священник. Потому что иной раз даже бывает, что очень близкие по своей вере люди,  могут другого не услышать.   Как Авва Дорофей  говорит – поищи того человека, который  мог бы более доступно объяснить ошибающемуся.  Иначе, вместо того, чтобы созидать,  можем разрушить.  Будьте аккуратны в этом отношении. Я понимаю, о чем Вы говорите, и разделяю Вашу позицию,  но в то же время, если мы с Вами это будем делать неаккуратно, то  мы можем добиться противоположного  результата. Все люди разные.  И в церковную жизнь по-разному входят.  Давайте будем аккуратными здесь. Имея снисхождение к человеку, но не к явлению.  Потому что «Люби грешника, грех ненавидь». Если искажается, то мы, конечно, должны с Вами убирать то, что искажается, безусловно, обязательно.  Потому что, бывает, иной раз посмотришь, я вспоминаю из лекции  Алексея Ильича [А.И. Осипова] эти самые слова,  - фавны и нимфы. Кто  есть такие – изображаются? Откуда они и  где они стоят?  Конечно, это недопустимо.  Но давайте будем правильно относиться  к тому, что перед нами  может быть заблуждающийся человек, христианин.  И нужно найти верные слова, помолиться и поискать того,  кто нам поможет разъяснить  ошибающемуся собрату, не врагу.  Это очень важно.

 

Отец Андрей, объясните, пожалуйста, почему недопустимо изображение ангелов  неканоническое?

  

Оно искажает представление об Ангельском чине.  Вот если,  допустим, взять Вашу фотографию и что-то вот такое доработать, чего нет,  и потом сказать Вашим близким, что вот это и есть Денис – они возмутятся, скажут: «Это не Денис, Денис другой».  Я, конечно, такое образное сравнение привожу и очень условное. Здесь показана высота, показаны определенные моменты того, как  человеку нужно благоговеть перед святыней, а не умалять все это, опрофанивать все это. Иной раз  посмотришь на эти изображения,  ощущение, что это купидоны.   Это ведь все пришло в культуру христианскую через Запад в эпоху Возрождения, когда возрождались языческие, античные культуры.  И вот уже вместо традиционных изображений ангелов – вот эти обнаженные купидончики с крылышками – понимаете, это искажение правды, мы должны отстаивать чистоту своей веры, в том числе,  и в иконографии. Потому что как святой Василий написал? Это богословие  в красках.  Или в каких-то изделиях, которые присутствуют в нашем церковном обиходе.  И вот тут важна принципиальная позиция.  Но еще раз скажу – давайте будем очень аккуратными. Мы ж одна семья, а в семье бывают заблуждающиеся, бывают ошибающиеся люди. Если это делать жестко, если это делать без соответствующего верного отношения с любовью к тому, что кто-то не знает, ошибается, заблуждается искренне в чем-то, то  надо поискать, как это правильно сделать.  Вот поэтому и есть те постановления священноначалия, которое сегодня есть в церкви, имеющие отношение к церковной утвари,  к той литературе, которая предлагается в церковных лавках, чтобы какие-то явления,  которые искажают правду, убирались из церковной  жизни.  Чтобы иметь перед собой ту высоту и чистоту, которая должна быть представлена человеку.

 

Т.е. все дело – в высоте и чистоте, чтобы, если можно так сказать, - очистить чистоту?

 

Чтобы  не исказить чистоту.  А если она искажена – чтобы исправить это.  Но сделать это мудро.

 

Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, о паломнической деятельности  на Вашем приходе.

 

Вы знаете, по милости Божией, испросив благословения,  осуществляем паломническую деятельность. И более того, мы сейчас арендуем на центральной улице района офис,  наша паломническая служба называется «Евдокия-Тур».  Мы взаимодействуем тесно с паломнической службой Московской Патриархии.  И надеемся, в ближайшее время, будем филиалом  этой паломнической  службы в наших краях. И сейчас у нас еженедельные поездки  в различные святые места, и близкие, и дальние.  Вот этой ночью вернулись наши паломники - не только нашего храма, по благословению благочинного   Параскево-Пятницкого округа во всех храмах благочиния  присутствуют листочки с приглашением, афиши с приглашением в паломническую поездку. Мы организовываем её основательно, серьезно эту службу. Для того, чтобы сейчас есть большая проблема, о которой Святейший Патриарх говорил о том, что нередко существующие паломнические службы, я не говорю обо всех, конечно, я говорю о некоторых кустарях, которые предлагают свою деятельность и  предлагают людям возможность приобщиться к этой культуре,  связанной с посещением святого места, но, не умея этого делать,  не опираясь на традиции многовековые, могут смущать людей. Это очень печально.  И сейчас, я подчеркиваю, взаимодействуя с паломнической службой Московской Патриархии, мы стараемся и совместные проекты разрабатывать сейчас, научаясь, как это правильно делать, подбирая людей, которые нам помогают в этом вопросе, работая в отношении ответственности. И «Евдокия-Тур», паломническая служба, которую мы открыли, привлекает людей качеством работы.  Если мы не набираем большого количества людей в поездку, мы берем маленький автобус. И тому малому количеству людей, которое пришло, мы уделяем столько же внимания, сколько и большому.  Это значимо, это важно. Продумывая маршрут, то, что связано  питанием, с проживанием -  это все доступно по цене. Более того, мы сознательно уходим в минус, я нисколько не скрываю этого – мы работаем на перспективу.  Для нас сама цель – не заработать что-то здесь, а людям дать возможность приобщиться к жизни святых мест, соприкоснуться со святостью тех  людей, которые поднимали эти святые места, и сегодня являются нашими помощниками и ходатаями. Я благодарю тех людей, которые помогают в организации этой службы, потому что это – огромные расходы, как и по школе, по её строительству. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы получить разрешение и построить детский сад на территории нашего  подворья.  Сейчас рассматриваем и нашли поддержку у руководства нашего округа  возможность поставить спортивный комплекс небольшой на нашем подворье.   Сейчас наши друзья из мира спорта, люди, занимающие высокое положение в этих кругах, помогают нам осуществить этот проект. И в эти дни мы просматриваем проекты, есть варианты. Я сам смотрел несколько дней назад – потрясающий проект, голландский, быстро возводимого модуля. Это сооружение, которое будет возведено очень быстро, а вместе с тем - качественно сделано.  Будет ли этот вариант или другой – пока не могу сказать, есть ряд вопросов. Но надеемся, мы их осуществим. Также паломническая служба. Здесь есть то, что нужно вкладывать. И наша задача -  людей привлечь к возможности посещать  святые места, просвещаться духовно. Это миссия. Мы сознательно идем, так же, как и в школе воскресной, на то, чтобы нести расходы, а есть те, кто нам помогает в этом вопросе, для того, чтобы людей просвещать. Для того, чтобы дать им то качественное и достойное, что их сподвигнет в тех храмах, где они находятся,  у нас не самоцель привлечь к себе.  Это люди, которые приходят к  нам из разных храмов.  Более того, мы организовываем поездки не только совместные с несколькими храмами,  но и может организовать поездку для конкретного храма, чтобы того священника, который в этом храме готов возглавить как духовный пастырь эту конкретную поездку в определенное место, чтобы его, этого священника, пригласить вместе с его приходом.  Мы только организовываем возможность посетить, и предлагаем те или иные варианты программы, в которую можно внести коррективы.  Причем более того, мы советуемся с настоятелями храмов, не то, чтобы мы пришли и самовольно предложили – давайте-ка к нам. Нет-нет-нет. Мы советуемся, испрашиваем благословения, соблюдаем корректность по отношению взаимодействия, это очень важно.  И очень рады тому, что люди постепенно ощущая от этого взаимодействия пользу, помогают нам всем вместе продолжать это начинание. Это очень значимо, очень важно.

 

Отец Андрей, у нас еще один звонок, из Ульяновска.  Здравствуйте! Мы Вас слушаем.

 

Здравствуйте, ведущий, здравствуйте, батюшка! Я в течение какого-то периода замечу за собой какой-то грех и записываю на бумажку. Батюшка берет у меня её.  Я хочу покаяться с сокрушением. А когда он сам читает – какое же сокрушение.

 

Постарайтесь приходить на исповедь вечером.  Бывает нередко, когда человек, искренне ищущий возможности покаяться, приходит в храм  нечасто. И преимущественно – в дни больших праздников, когда священник может быть даже один на приходе, или немного священников, а полный храм. И невозможно, учитывая время, отпущенное для Литургии, невозможно каждому много внимания уделить.  В этой ситуации нужно понимать, что  Господь и наш короткий вдох видит и ценит.  Тем более, что Вы писали все это на бумаге, Он же видел, Господь, как Вы сокрушались сердечно. В этой ситуации нужно понять, что время Литургии ограничено. А вот вечером придти к священнику, договориться с ним заранее, ведь было благословение Святейшего Патриарха, я помню, на собрании епархиальном, как Святейший сказал о важности уделять народу Божьему время в вечерние часы, во время богослужения или после него, чтобы люди могли придти пообщаться с пастырем. Вот тут можно и прочитать, и рассказать, и посоветоваться. Если у Вас это не получилось в какой-то конкретный день,  тогда, возможно, было много людей и праздник, Вы к батюшке подойдите, попросите его, спросит, когда можно это сделать. Я вот скажу, что в это воскресенье было столько людей, а Литургия имеет свои границы, и кому-то из них, то впервые пришел, приходят и впервые люди, мы рекомендовали для того, чтобы больше пообщаться, придти и называли ему время этому человеку, когда он может придти. Чтобы мы могли обратиться к нему, и он мог обратиться к нам с вопросом. И мы, пообщавшись, могли бы уделить особое внимание тем темам, которые интересны для этого человека. Поэтому ищите этой возможности посоветоваться с батюшкой, когда удобнее, когда лучше это сделать.

 

Отец Андрей, расскажите про Ваши планы. Что у Вас планируется в ближайшем будущем?

 

Если Господь благословит, а мы очень надеемся и ощущаем эту поддержку, я поделюсь с Вами,  это действительно очень явственная поддержка, очень яркая,  настолько ощутимая, настолько вдохновляющая, что ты понимаешь, что ты не имеешь права останавливаться. У нас впереди уникальный проект, который мы реализуем сейчас. Над ним работают люди. Я уже говорил, что в нашем приходе много людей, людей удивительных, профессионалов в своей области. Сейчас архитектор работает над этим проектом  Собора, большого храма святого князя Дмитрия Донского.  Это не типовой проект, и нам дали возможность – нам посещал и епископ Тихон, который эту программу по благословению Патриарха возглавляет.  И когда Святейший благословил  относиться к вопросам связанным со строительством, с большим вниманием, был назначен епископ Тихон курировать эту программу. Владыка нас посещал и поддержал наше начинание в отношении этого удивительного проекта.  Надеемся, что он будет осуществлен. И сейчас уже есть  предпроект. Мы, как и все христиане, готовимся к Пасхе, и нас ожидают  оставшиеся дни Страстной недели, где будут уникальные богослужения, потрясающие богослужения, совершающиеся раз в году. Я надеюсь, что и Вы, дорогие братья и сестры,  в Ваши храмы придете, посетите эти места, где дом Божий открывает свои двери для всех. А что касается нашего прихода – крестный ход на Пасху. Я уже пригласил желающих поучаствовать в нем у нас в Северном Бутово. Это и праздник в воскресной школе. Это и фестиваль. Мы приглашаем на фестиваль 10 мая   в государственный академическом детский музыкальный театр имени Натальи  Сац. В 11 часов сбор гостей, 10 мая, в 11-30  - начало. Мы впускаем всех желающих. Есть билеты, но мы впустим всех, даже без билетов. Театр огромный, места хватит для всех. Приходите, будет очень интересно! А что касается наших самых главных чаяний, конечно, когда ты ощущаешь поддержку Божию, ты понимаешь, что Господь ведет тебя по жизни и оказывая это содействие во всех начинаниях, которое Он благословляет,  Он тебя призывает не останавливаться. И, замечая за этими людьми, приходящими и включающимися в церковную жизнь , как они друг от друга вдохновляются желанием быть в церкви и помогать, а я это реально вижу, во всех сферах деятельности, конечно, ты понимаешь, что здесь останавливаться  - преступление.  Мы переживаем потрясающее время.  Господь дал Русской Церкви уникальное время таких возможностей, что если мы ими не воспользуемся, что Богу скажем?  Посмотрите, как сейчас, при всем том, что совершается много разного и  нехорошего, но сколько удивительного и радостного. Давайте на этом строить взаимодействие друг с другом.  Давайте через это привлекать людей, которые, приходя в церковь, будут поражаться тому, как у нас здорово. Сегодня был звонок из Нижнего Новгорода. Мы оттуда заказали себе сцену на наше мероприятие. Большую сцену, из алюминия. И вот мы её обновим  с баннером «Христос Воскресе!» Мы обновим её на крестном ходе, мы поставим её там, в центре района, возле метро, и там детский хор будет  петь песню в конце этого нашего праздника. А солисткой этого хора будет наша помощница, приходящая к нам в храм, солистка известного оркестра. Она будет петь песню «Не молись чужим богам». И дети будут подпевать. И жители района это будут слышать.  Это будет сделано качественно. А прихожане нашего храма, которые помогают нам с аппаратурой,  настроят её.  Но, чтобы это все произошло, нужны наши усилия. И тогда, когда они есть, их Господь благословляет, все вместе: и дети, и юные, и взрослые, и в преклонных годах, с которыми мы ко Христу вместе идем, мы ощущаем эту поддержку, потому что Он всегда готов нас принимать.  Это счастье, это радость. И когда ты это испытываешь, когда ты этим вдохновлен, ты это видишь и в сердцах и глазах других  людей. Вы знаете, это очень заражает, это очень воодушевляет. И ты ощущаешь, что воистину, как говорили пророки, «Жив Господь».  Ты чувствуешь, что он находится вот сейчас здесь!  Это права, это большая радость. И поэтому дай нам, Бог, к ней стремиться, дай, Господи, не останавливаться.

 

Время нашей передачи подошло к концу, отец Андрей. Спасибо Вам большое за беседу! Прошу Вас, благословите наших телезрителей.

 

Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

А я напоминаю Вам, что у нас в гостях был настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове иерей Андрей Алексеев. Всего Вам доброго и до новых встреч!

 

Помощи Божией! С наступающими праздниками Вас! До свидания!

 

Расшифровка:

Восковцева Надежда

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать