Беседы с батюшкой. Эфир от 13 апреля

13 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Константин Головатский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 13 апреля 2014 г.

 

- Вы являетесь председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии. Какие новые проекты у вас реализуются и намечаются?

- Не так давно (до начала поста, на Сретение) у нас был очень интересный проект – Всемирный день православной молодежи. Впервые в этом году в Санкт-Петербурге прошел молодежный крестный ход, посвященный празднованию этого дня. Он собрал, по данным полиции, около 7,5 тыс. человек, молодежи. Причем, участвовали в этом крестном ходе не только ребята из приходов, не только участники молодежных православных клубов, но и светские ребята, даже была группа трудных подростков, которые тоже присоединились к нам. Мы этот крестный ход организовывали совместно с комитетом по молодежной политике, взаимодействуя с общественными организациями нашего города, при поддержке Правительства города. Это было очень красивое мероприятие, очень радостное, светлое. Хочется поделиться радостью о том, что оно состоялось, и в дальнейшем мы планируем сделать его традиционным.

 

- В Евангелии от Матфея написано: «И отцом не называйте себе никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах». Хотелось бы узнать, почему мы называем священников батюшками, отцами?

-  Это соответствует традиции Церкви. Если вы почитаете внимательно послание Апостола Павла, то увидите, что он там называет себя отцом для тех верующих, для которых он стал наставником и которых он обратил, привел к вере во Христа Спасителя Воскресшего.

В Евангелии речь идет не просто о терминах, о словах, что одни слова можно употреблять, другие нет. Речь идет о том, что в полном смысле для нас Отцом является Господь, но это не отменяет, например, кровного отца, который у каждого человека есть. Это будет недопустимой крайностью, если мы станем недостойно относиться к своему отцу, или к своему наставнику; Евангелие, конечно, этому не учит. А речь идет о том, что все, действительно, совершается Богом и через Бога, по его благодати. Дар отечества, который дан каждому человеку, имеющему детей, духовных чад, тоже дан Отцом Небесным. Это тот дар, которым с нами делится в избытке наш Небесный Отец.

 

- Расскажите, пожалуйста, о плодах Святаго духа – какие бывают плоды, что они означают? Как не впасть в прелесть, если якобы почувствовал их на себе?

- Когда человек говорит о каких-то духовных дарованиях, он об этом должен, прежде всего, рассуждать со смирением, критическим отношением к самому себе. Потому что мы знаем в истории Церкви и в жизни конкретных верующих людей множество примеров, когда человек заблуждается. Мы склонны заблуждаться и ошибаться, прежде всего, в отношении самих себя. Потому что часто греховные навыки и страсти, которые в нас коренятся, заслоняют нам свет Божественной благодати, который мог бы полноценно действовать в нашей жизни,  в нашем сердце. Это рождает не совсем верное представление о самих себе, иногда нам кажется, что мы какими-то дарами обладаем. Если это действительно так, то мы не должны считать себя достойными этого великого дара Божия, который Господь нам ниспосылает.

У каждого православного христианина есть свой дар, прежде всего, это дар молитвы, дар любви. Это достаточно простые вещи, которые мы не считаем каким-то чудом или чем-то необычным. Молимся мы каждый день, для нас естественно, что мы должны любить ближних и как-то помогать друг другу, взращивать любовь в своем сердце. А ведь это действительно дары Божии и с течением духовной жизни человека, духовного становления происходит преумножение благодатных духовных даров, когда Господь дает нам радость, благодать, любовь, и мы этим преисполняемся. Но всегда нужно понимать, что даже если этот дар есть у нас, он не является нашей принадлежностью, нашей собственностью. Это то, что принадлежит Богу и нам просто дается как тем, кто может вместить эти дары и этим послужить Богу с их помощью.

 

- Как соблюдать заповедь о почтении к родителям, если родители ведут непорядочный образ жизни, пьют?

- Очень интересный вопрос. Хочется вспомнить детей, которые имеют таких родителей, знают, что они ведут не совсем достойный образ жизни, им об этом говорят другие люди, они все хорошо понимают. Но они не любят родителей меньше, а может еще и больше, потому что таким родителям хочется помочь, и детское сердце на это отзывается. Узы между детьми и родителями невозможно как-то искусственно разорвать, нельзя найти других родителей. Родители – это те, кого тебе дал Господь и заменить их никем невозможно.

Когда речь идет об отношении к таким родителям взрослых людей, когда трудно с такими – как ужиться, как договориться как им помочь, когда они сами не хотят эту помощь принимать. Нужно помнить, что есть грань почитания. Мы все знаем заповедь «Чти отца и матерь свою, да благо тебе будет и вечен будешь на земле». Эта заповедь не имеет условий; несмотря ни на какие обстоятельства мы должны почтение оказывать, тогда будет благо, и Господь воздаст. Ведь если Господь дает заповедь, как нужно поступать, значит, Он также исполнит и Свое обещание, что твоя жизнь устроится, тебе будет хорошо на земле, ты долго проживешь, и твоя жизнь будет складываться. Это из поколения в поколение происходит, ведь если мы почитаем своих родителей, дети учатся у нас и соответственно выстраивается система отношений, взаимосвязь поколений. Это то, на чем держится история, на чем держится преемственность историческая и сила народа. Можно дальше рассуждать и эту тему все более раскрывать, она очень глубокая.

Возвращаемся к теме «сложных» родителей. Родителей нельзя осуждать, что бы ни происходило. Вообще мы не должны осуждать других людей, Господь говорит нам в Евангелии «Не судите, тогда не будет и вас Бог судить». Тем более по отношению к родителям мы должны это помнить. Здесь особенно важна и актуальна заповедь неосуждения, заповедь прощения, когда мы видим грехи, но за это не осуждаем. Тогда мы остаемся в границах почитания и правильного отношения, и это будет очень помогать в жизни. Я обращаюсь к тем, у кого не складываются отношения с родителями в силу разных причин, может быть в силу того, что родители «сложные» и не совсем все у них правильно в жизни.

 

- Какие пороки и опасности на пути современной молодежи являются самыми страшными?

- Сейчас множество разных соблазнов и подводных камней. Мы можем все страсти перечислять, которые в Отечнике встречаются, все это подстерегает молодых людей. Трудно даже сказать, какие наиболее серьезны.

Пожалуй, своеволие, особенно раз уж мы заговорили об отношениях с родителями. Вообще отсутствует понятие послушания у молодых людей, они не знают, что это такое. У них отношения и с другими людьми будут непросто складываться. Это будет возрастать и приведет к эгоизму, к тому, что не сложится семья.

Корыстолюбие тоже очень важная вещь. Нас всех приучают сейчас брать от жизни все, жить в свое удовольствие. Счастье, успешность, по мнению многих, едва ли не большинства людей, зависит от того, сколько человек зарабатывает. Когда мы беседуем со школьниками на конференциях (у нас есть такой проект в молодежном отделе, мы приходим в школы, общаемся с молодыми ребятами), мы узнаем о том, что их беспокоит, как они мыслят, какая у них система ценностей. Они действительно ставят успешность своей жизни в зависимость от финансового благополучия.

 - Год-два назад мы могли вечером со среды на Чистый четверг причащаться (удобно для работающих), сейчас мы не можем. Как быть?

- Многие люди сталкиваются с этой проблемой. Как-то приходится решать вопрос. Есть люди, которые надолго уплывают, например, на корабле, или в каких-нибудь воинских частях, где нет возможности храм посетить. Есть обстоятельства, требования на работе, с которыми нужно считаться. Не думаю, что из-за этого нужно идти на какой-то конфликт, приходится решать вопрос в силу своих возможностей. Во всяком случае, можно причаститься в Великую субботу, если не получается сделать это в Великий четверг. Так обычно поступают православные люди, когда не могут прийти и причаститься в день, когда хочется. У нас действительно не все получается в жизни, что же делать… Проблема бывает даже не в том, что сложно прийти в храм (все-таки мы здесь думаем о себе), а мы должны подумать и о том, как другие люди нас поймут, в том числе сотрудники. Надо учитывать их взгляды и понимание, а не только сделать так, как «я считаю правильным». Мы живем в обществе и должны учитывать эти моменты, чтобы не выглядеть смешными и нарочито показывать свое отличие. Это может поставить людей в тупик и вызвать непонимание.

 

- Что обозначает ладья на куполах под крестом?

- Не во всех храмах это есть. Это вместилище евхаристической Чаши, в которой пребывает Христос. Вместилище – знак Церкви, которая в свое лоно, в свои материнские объятия нас принимает. Хотя есть другие объяснения этого символа. Он византийский, а у Византии довольно многозначная символика.

- Есть мнение, что это именно полумесяц, т.к. на Святой земле месяц располагается горизонтально…

- Это вопрос к людям, которые были на Святой земле.

 

- Сегодня, в Вербное воскресение, освятила в храме вербу. Где-то в православной литературе прочитала, как один священник советовал приносить освященную вербу только в свой дом и не передавать другим людям. Это из разряда суеверий или на самом деле так?

- Возможно, это из разряда местных обычаев. Бывает, что где-то в той или иной области соблюдают такие обычаи, которые считаются правильными у большинства верующих. Я не вижу в этом особого смысла, а ведь в православной символике есть определенный смысл, который можно проговорить. Верба – это замена зеленых пальмовых листочков, которые постилали Господу на пути Его шествия в Иерусалим, поэтому это знак радости, приветствия Христа Спасителя, Его прославления. Думаю, если мы поделимся с кем-то этой радостью, подарим веточку, человеку тоже станет хорошо и приятно, особенно если он сам не смог сходить в храм в силу болезни или других обстоятельств, опять же по работе. Какая радость, когда кто-то из знакомых вспомнит без отдельных напоминаний, просьб и принесет вербу! Мы вообще должны друг другу больше дарить – и цветов, и других различных христианских освященных вещей, приобретенных, возможно, в храме.

 

- Почему мне слышится в словах священника на Божественной литургии во время евхаристического канона не «Приидите ко Мне…», а «Идите от Меня вси…»?

- Да, бывают разные искушения. Думаю, не стоит обращать внимание на это, молиться и не смущаться. Потому что на Литургии бывает много искушений, мы об этом читаем и в писаниях, в творениях святых отцов. Искушений не надо бояться, смущаться и тем более впадать в уныние. Если человек этим задевается, то, к сожалению, у него портится настроение, он начинает переживать и застревает на этих мыслях – вот я, такой плохой или плохая, что вот так со мной происходит, Господь не помогает... Действительно, это может иметь место, а почему это происходит и как с этим быть, нужно со священником на исповеди поговорить. Но во всяком случае, точно не впадать в уныние. Есть рассказ про Иоанна Кронштадтского, но когда-то беседовал с молодыми пастырями Церкви. Ему задавали подобный вопрос – что делать, когда хульные помыслы приходят, особенно во время Божественной Литургии? Он говорил, что не нужно на это обращать внимание, а продолжать свою молитву.

 

- У меня в доме есть букеты из искусственных цветов, но мне сказали, что в доме, а также в церкви нельзя держать искусственные цветы. Насколько это правда?

- Действительно, в церкви обычно не украшают искусственными цветами что-либо. Хотя мы можем вспомнить старинные иконочки, образа, которые нам достались от наших бабушек, украшенные очень умилительными бумажными цветочками, самостоятельно сделанными. Это все под стеклышком, в простом киотике из простого металла, и я думаю, в этом ничего нет плохого. Но все-таки принято приносить дары, которыми Господь украшает наш мир, созданные Им. Поэтому в церкви живые цветы. Жизнь приходит в двери храма, которая одухотворена присутствием Божиим.

То же касается и цветов на кладбище. Распространена традиция приносить туда искусственные венки и цветы. Думаю, гораздо лучше, если будут принесены живые цветы.

- А что касается искусственных цветов дома? Наверное, это ассоциация с кладбищем?

- Да, поэтому я не случайно вспомнил про кладбище. У нас в Петербурге, в Ковалево приезжаешь, а там большая выставка на любой вкус искусственных венков, цветов. Это мое личное мнение, но я все же выступаю за живые цветы. Это всегда лучше, чем искусственные украшения, которые непонятно чему служат.

 

- Какими добродетелями можно искупить грехи, и вообще насколько для православия актуальна тема искупления?

- С точки зрения нашей догматики, православной вероучения грехи искупил наш Спаситель Иисус Христос, и никакого дальнейшего искупления от нас не требуется. Мы сами никаким образом свои грехи не можем искупить, потому что у нас нет для этого соответствующих сил и возможностей. Но во всяком случае, мы можем сделать очень важную вещь. Если мы обнаружим в себе прегрешения, какие-то греховные страсти и склонности, мы можем вместо них постараться в жизни поставить некоторые добродетели. У любой страсти есть противоположная добродетель: у гордости – смирение, у лжи – правда, у воровства – честность, у дерзости – послушание и т.д. Есть важный для нас святоотеческий совет, когда человек видит в себе какие-то грехи, с которыми не знает как справиться. Например, недостаток любви – как его исправить? Понятно, что одномоментно любовь в сердце не обнаружишь, «вдруг» она не появится, долгий труд для этого нужен. Но чтобы это усилить, чтобы это происходило в правильном русле, нужно делать добрые дела, понуждать и направлять сознательно. Вместо греховного качества ставить добродетель, причем именно делом это подтверждать, т.е. совершать дела, которые будут действовать наперекор этим страстям.

 

- Мы с женой православные люди, любим друг друга, хотим второго ребенка, но не решаемся из-за того, что при рождении зарплаты не хватит на семью из четырех человек (есть кредиты). Как быть?

- Мы все стали очень расчетливыми, все рассчитываем, планируем. Наверное, как-то можно планировать жизнь семьи в дальнейшем, но не до безумия, это совершенно точно. Считаю, что такие вещи можно рассматривать как безумие.  Неужели взрослому мужчине не стыдно говорить такие вещи? Часто слышу от взрослых мужчин «мне не прокормить мою семью». Ну как не прокормить? Трудись, старайся, работай, как-то находи возможности. Есть еще такая закономерность (и это совершенно очевидно для верующих людей), что когда ребенок в семье появляется, Господь дает все ресурсы, возможности, чтобы его прокормить, одеть и т.д. Пример многодетных семей – это такой укор тем людям, для которых материальные проблемы – самооправдание, объяснение их позиции, основание для того, чтобы не было детей в семье.  В многодетных семьях эти вопросы всегда решаются. Можно познакомиться таким людям с теми семьями, в которых много детей, и увидеть, в чем действительно счастье состоит. А люди часто имеют внутренние мотивации, которые они не проговаривают. А в чем они состоят? Именно в  том, что хочется пожить для себя и полегче. А с детьми, конечно, трудно. Когда детей нет, они не понимают, в чем это счастье состоит; когда они появляются, человек к этому располагается, радуется и Бога благодарит за то, что произошло так и не иначе. Все материальные проблемы в дальнейшем решаются.

 

- Когда Господь на апостолов и низвел Святого духа, они стали говорить на разных языках, с Богородицей пошли проповедовать Закон Божий по всему миру. Отчего же тогда у нас разные религии?

- Разделение создал не Бог, а посеял дьявол. К сожалению, в силу грехопадения людей, нашей несовершенной природы, которую мы имеем от рождения, дело разделения и разобщения продолжается постоянно, перманентно, не прекращается. Это есть во всех сферах общества, тем более в таких важных как религия. Если мы посмотрим историю Церкви, мы увидим, сколько было разделений, с каким трудом приходилось их преодолевать. В эпоху Вселенских соборов, когда пламенем ересей были охвачены огромные области, сколько нужно было усилий и молитв, и какие были удивительные люди, подобные, скажем Прп Максиму Исповеднику или Иоанну Дамаскину, Николаю Чудотворцу, святым отцам, например, Василию Великому. Можно очень долго продолжать список достойнейших представителей Церкви, которые радели о мире и помогали сохранить церковное единство. Поэтому здесь нужен такой труд.

Современная ситуация тоже нам показывает, например, события в религиозной жизни Украины (там тоже есть расколы и разделения, мы не можем это уврачевать, тем более пропасть нарастает в связи с политическими событиями). С другой стороны, несколько лет назад было «уврачевано» разделение между Русской православной Церковью Московского патриархата и Русской православной Церковью за границей, которая по политическим и другим причинам долгое время существовала. Это тот мир, в котором мы живем, и, к сожалению, эти процессы разделения ничто не обходят.

- Но ведь весь Восток живет еще в дохристианских религиях – буддизм, индуизм.

- Да, это вопрос духовного выбора, потому что слово Божие услышали не все и, может быть, предстоит еще миссионерская работа, обращенная к тем людям, которые о Христе не слышал, о православии не знают и живут по каким-то другим законам, другим представлениям о жизни, о Боге и т.д. Это непростой вопрос. Но я бы посоветовал нашей слушательнице все-таки стараться изучать историю религий более подробно, и когда вы увидите их различия и особенности, тогда вам, наверное, будут понятны и причины, почему это происходило исторически. Это будет ответом на Ваш вопрос.

 

- Расскажите об истинном смирении, которое должно быть у любого христианина.

- Истинное смирение приобретается большим опытом духовной жизни, для этого нужно побороть очень многие страсти. Потому что смирение в полном смысле заключается в свободе от наших греховных страстей. Это итог той работы, которую мы проводим в течение всей жизни. Если человек говорит «Я завтра буду смиренным» – попробуйте и посмотрите на себя потом со стороны. Конечно, нужно стараться к этому идти, двигаться, это длительная духовная работа. Наверное, как говорят святые отцы и наш земляк святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого мы все очень почитаем у нас в Петербурге, нужно самоукорение для борьбы со страстями, приобретения истинного смирения. Нужно внимание к себе, необходимо стараться видеть свои греховные страсти и противостоять им по мере своих сил, не считать себя достойным человеком, как иногда мы мыслим. Часто мы в жизни отыскиваем разные моменты, нам хочется за что-то зацепиться, чтобы считать себя хорошим, достойным, чтобы нас похвалили, чтобы кто-то сказал что-то хорошее о нас. Нужно стараться вне этих похвал жить, избегать этого, тогда и будем учиться настоящему смирению. Это сложно, попробуйте! (с улыбкой)

 

- Как себя правильно вести, если близкий человек душевно болен?

- Конечно, нужно начинать с молитвы. Мы часто не придаем молитвенному деланию важнейшего значения в нашей жизни, а с этого нужно всегда начинать. Когда с человеком, который рядом, что-то не то происходит. Знаете, иногда не хочется молиться за врагов. Люди приходят и спрашивают: «А что мне делать? Вот мне то-то и то-то сказали, сделали, мы переругались и не знаю как дальше нам помириться, как с этим человеком рядом жить или работать» - «А вы молились за этого человека?» - «Нет, да как мне молиться-то за него, раз мы так поругались, у меня и сердце-то не лежит…» - «А вы попробуйте, постарайтесь». Ведь молитва – это общение с Богом, обращение к Творцу и Создателю всяческих, чтобы Он пришел нам на помощь, дал нам часть благодати, мира, любви, чтобы у нас в жизни все примирилось, воцарился мир в нашей душе и между нами всеми.

Что касается больных людей, есть особые молитвы за болящих. Хорошо прийти в храм, совершить молебен, вместе со священником помолиться. Можно подавать записки, сорокоусты, просить других людей, чтобы они молились. И это поможет вам найти свое правильное отношение к этому, смириться с тем, что это действительно так происходит. Это случилось и просто так по мановению волшебной палочки это не произойдет, даже если мы сильно захотим. Нам хочется, чтобы все было по-нашему, как мы хотим и не иначе. А здесь нужно смириться с тем, что действительно это случилось, человек в таком недуге находится, мы должны приложить усилия молитвенные. Это и нам поможет, потому что тогда мы будем принимать этого человека и стремиться как-то ему помочь. А ведь все в руках Божиих, и если Богу будет угодно, то Господь исцелит его от этого недуга или как-то поможет ему, тем не менее, оставаться полноценным членом общества и церковного сообщества. Я знаю многих людей, которые страдают душевными болезнями и в Церкви, тем не менее, они трудятся, они очень достойные люди, пользуются уважением прихожан. Господь действительно многое что совершает и исправляет невидимо, и мы не знаем, что могло бы с этим человеком быть в других обстоятельствах, но в Церкви всегда находится удивительная возможность, это чудо. Мы не должны много о чудесах говорить, но в жизни конкретного человека их иногда происходит достаточно много, когда он действительно не падает в какую-то пропасть, не выпадает из жизни совсем. Действительно, и с тяжким недугом можно жить, и жизнь все равно будет с Божией помощью устраиваться.

 

- Мне сказали, чтобы в букете обязательно было 7 вербочек, что означает семья. Или их может быть любое количество?

- Мы все-таки должны пшеницу от плевел отделять в нашей церковной жизни. Если уж однозначно что-то такое нелепое и неверное, мы не должны поддаваться на такие провокации. Во-первых, семья – это все-таки не семь «Я» (семь человек и все «Я»; это народное объяснение), а «семя», из которого все произрастает. Число 7 символическое по другим причинам, это библейская символика, но я такой традиции не слышал и не понимаю в чем ее смысл. Не увлекайтесь количеством вербочек, просто поставьте их в знак вашей радости духовной, того, что вы приобщаетесь радости этого события, постарайтесь понять смысл этого события. Ведь мы не просто весну встречаем, радуемся, что вербочки расцвели, и Бога поздравить таким образом мы должны. Христос идет на вольные страдания, Он восходит в Иерусалим, на кротком животном и Сам со смирением и кротостью добровольно идет на страдания. Люди, которые встречали Его, постилали пальмовые ветви. У нас в северных областях не растут финиковые пальмы, у нас вербы растут, и те молодые цветочки, которые сейчас распустились, заменяют их. Они постилали эти веточки на дороге, приветствуя Господа как Царя. Но вместе с тем люди не понимали, что Он идет на страдания, потому что ожидали от Него другого; ожидали, что придет победитель, который освободит израильский народ от римского владычества, возвеличит исторически то, что было в Израиле. Здесь были ложные чувства, и здесь есть трагизм. Господа приветствуют, но не понимают до конца. А наши веточки – знак радости и приветствия Христа как Спасителя, избравшего этот путь и взявшего наши грехи на Себя. Это начало Его Крестного пути. Поэтому мы с трепетом держим в руках эти вербы, потому что знаем, что Господь должен пострадать. Все последующие дни (Страстная седмица сейчас начинается) мы будем в церкви на богослужениях вспоминать страдания Христа Спасителя, начиная от предательства Иуды, затем дальнейшие события, Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду, взятие под стражу Господа и суд у архиереев, у Пилата, крестный путь на Голгофу, страдания и смерть на Кресте, погребение Господа. Вся эта череда событий пройдет перед нашим мысленным взором в эти дни, и мы со страхом и трепетом предстоим в канун этих событий и должны исполняться соответствующих переживаний. Поэтому хочется Вам посоветовать, чтобы Вы в первую очередь обращали внимание на духовный смысл тех событий, которые в церкви воспоминаются, а потом уже на все традиции, обряды, обычаи, которые существуют, а среди них достаточно много нелепых, как я уже об этом сказал.

 

- В 7 главе «К Римлянам» Апостол Павел пишет: «Тот же самый я умом служу закону Божию, а плотию закону греха». Как можно служить сразу двум господам? Получается, если я служу Богу, значит, служу Богу Духу, а плотию – плоти.

- Вы попытались объединить 2 места в Священном Писании, в т.ч. Евангельское место о том, что нельзя служить двум господам – Богу и мамоне. Если речь идет о служении Богу и мамоне, речь идет как раз о духе человека, об уме, о духовном выборе – выбрать любовь Божию или то, что выбрал народ 2 тысячи лет назад, земные ценности. А плоть – это то, что человека искушает. По мысли Апостола Павла, это как раз греховная сторона личности человека. Это противоборство в душе всегда происходит в течение жизни человека – борьба ума, т.е. высших способностей духа человека, которые устремлены к Богу, и его греховных склонностей и привязанностей, которые человека тянут вниз и которые тоже не дают ему покоя. Покаяние, которое приносится в течение жизни, помогает ему в борьбе с греховными страстями, привычками, склонностями. Но при этом духовный выбор человека не меняется, он всегда должен оставаться правильным. Поэтому двум господам служить нельзя.

- Апостол Павел, конечно же, не служил двум господам…

- Конечно, он не мог такого иметь в виду, потому что всю свою жизнь с момента своего обращения положил на служение Христу Спасителю, вел удивительную подвижническую жизнь, полную лишений, очень много претерпел, был гоним. Мы знаем, что в Риме у него была усечена глава, он был в темницах. Это как раз показывает, что он был истинным служителем Божиим. А тот, кто сомневается, не вполне уверен в том направлении жизни, в котором надо двигаться, это тот человек, который может служить двум господам. Напоказ старается быть хорошим, чтобы снискать себе похвалы незаслуженно, а на самом деле он преисполнен всякой нечистоты, как говорит Евангелие. Это человек, который служит как раз своей плоти, своим страстям и стремится как-то их оправдать, представить под личиной добрых дел. Таких примеров мы имеем массу в нашей жизни. Не будем уподобляться такому человеку, нужно делать свой нравственный и духовный выбор, он должен быть однозначным.

 

- Как молодежь вашего клуба будет проводить Страстную седмицу?

- Думаю, что молодежь православного клуба встреч не будет как-то особенно проводить Страстную седмицу. Незадолго до нашей встречи я  был в храме, и мне сообщили, что сделали рассылку о том, что я тут неожиданно оказался в этой студии, поэтому я не исключаю, что кто-нибудь из молодежного клуба встречи наблюдает то, что у нас тут происходит. Могу сказать, что ничего придумывать не надо, а нужно как все православные христиане проводить это время в тишине, в благоговейном предстоянии перед Господом, потому что воспоминаем мы самое священное, что для нас вообще есть – страдания Христа Спасителя, и мы должны найти время, помолиться на службе. А все остальные дела нужно отложить в сторону, они подождут, ничего страшного. Иногда люди затевают ремонты в пост, в Предпасхальный период. Это все оказывается в ущерб духовной жизни. Человеку все-таки нужно рассуждать, что полезно, а что нет. Сейчас время такое, когда нужно быть в общении с Господом, если мы будем вместе со Христом страдающим, то мы будем иметь и такую радость и «заслугу» для нас быть со Христом воскресшим и приобщиться Его радости.

 

- В Евангелии не сказано, что необходимо венчаться; это таинство, которое было основано позже. Социальная концепция РПЦ тоже говорит о том, что гражданский брак не является блудным сожительством, Церковь признает этот брак, он является законным. Хотя есть мнения по поводу того, что невенчанный брак является блудом, и спасение для невенчанных невозможно.

- Вы очень сложный вопрос подняли, это тема целой передачи. Не знаю, смогу ли я удовлетворить Ваше вопрошание за несколько минут. Если в социальной концепции РПЦ это прописано, то это несомненно правильно, потому что это достаточно серьезный документ и долгое время используется без каких-либо поправок.

Нужно также различать понятия. Гражданский брак – это что такое? Это когда люди пришли в ЗАГС, являются мужем и женой законно, и государство это признает. Это не блудное сожительство, когда люди живут вместе, пока им это нравится, а когда разонравилось, они разбежались. Это совсем другое дело, это вообще не брак, а развлечение для человека в силу неправильного подхода к взаимоотношениям. Если говорить о браке, который признает государство, то с точки зрения Церкви он является не вполне полноценным, потому что Церковь не благословила такой брак, но он является законным и Церковь его признает. Другой вопрос, что для тех людей, которые являются воцерковленными, ходят в храм, но не хотят венчаться, это серьезно – почему они не хотят? Наверное для таких людей можно говорить о какой-то греховной составляющей, если они не имеют желания венчаться, может, что-то их останавливает.

Таинство венчания восходит не к средним векам, вообще все таинства были изначально в Церкви, просто они были в несколько другой форме. И таинство брака, которое не было в первые века таким венчанием, каким мы привыкли его сейчас видеть, тем не менее, существовало – это было благословение епископа на брак христиан, которые приходили в церковь, причащались и получали благословение. Это считалось законным церковным браком. А впоследствии это просто оформилось. Таким образом, мы не можем говорить, что это появилось когда-то впоследствии, принижать значение таинства венчания. Господь освятил брак Своим присутствием в Кане Галилейской, это очень важный момент. Более того, приумножил радость тех молодых людей, которые вступили в законный брак, и вся жизнь им предстояла впереди, они должны были научиться жить вместе. И вот Господь совершил чудо, претворив воду в вино, и показал: да, у вас будет трудная жизнь, возможно вам вместе жить будет очень непросто, но Господь придет к вам в нужны момент, и эти сложности претворятся в радость, если вы будете со Христом; эта радость наполнит вашу жизнь и создаст счастье в семье. Это обращено к каждому человеку, вступающему в брак, потому что церковный брак – это именно надежда на то, что Господь всегда пребудет в этой семье, и семья преисполнится даров Божиих.

 

- На прощание пару слов в напутствие на Страстную седмицу.

- Будем стараться не отвлекаться на какие-то пустые и посторонние дела, просмотр интернета, фильмов. Это не совсем уместно. Давайте все-таки подумаем о духовном, откроем страницы Евангелия и вместе с Церковью прикоснемся к этому таинству искупления, спасения нас от наших грехов, которое Господь для нас совершил. Эти дни для всех нас очень важны.

Всем желаю Божия благословения, покрова Царицы Небесной и всех благ!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать