Беседы с батюшкой. Больничное служение

11 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Передача из Москвы.

Тема нашей программы «Больничное служение» сегодня выбрана не случайно: потому что храм, настоятелем которого является наш гость, находится при Боткинской больнице. И первый вопрос к нашему гостю такой: «Не могли бы Вы рассказать историю создания вашего храма?»

– Наш храм был построен в начале XX века. Его строительство началось в 1907 году по почину одного Почетного гражданина города Москвы И. А. Колесникова, решившего создать храм, чтобы увековечить память всех погибших во время первой русской революции и прежде всего погибшего от рук террориста Каляева великого князя Сергея Александровича. В создании храма принимала участие и супруга князя – святая преподобномученица Елисавета Феодоровна. Святитель Владимир Богоявленский, который в то время был митрополитом Московским, сам возглавил крестный ход к месту закладки храма, а через два года, в 1909 году, торжественно его освятил. Это было значимое событие в духовной жизни для всей Москвы.

Изначально, когда строили храм, наверное, не было мысли сделать его больничным, но Промыслом Божьим сложилось так, что вскоре после его строительства начали возводить рядом корпуса Боткинской больницы. Здесь тоже свою роль сыграли меценаты. Один из них Косьма Солдатенков завещал большую сумму на строительство хорошей больницы, оснащенной самым современным оборудованием по тому времени. И так исторически сложилось, что храм и больница представляли собой единое целое, потому что при храме было создано сестричество, сестры милосердия несли свое послушание в больничных палатах. В архивах Боткинской больницы до сих пор хранятся фотографии царской семьи, великих княжон, которые во время Первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами, вернувшимися с фронта..

Скажите, а храм строился одновременно с больницей?

– Нет, его начали строить на несколько лет раньше, и лишь только после того, как храм был построен, стали тут же возводить корпуса Боткинской больницы. Кроме того, вскоре на территории больничного городка для больных, находящихся в соседних корпусах, был возведен еще один храм – святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Здесь совершались службы для пациентов, отпевание усопших.

История нашего храма во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» тесно связана с иконой Ватопедского монастыря, явившей инокам свою чудотворную помощь в XIV веке. Обходя монастырь после богослужения, игумен вдруг услышал голос, сказавший ему: «Не открывайте сегодня ворота обители: вас ждет засада». Он поднял голову и увидел, что на фреске Божия Матерь повернула Свой лик в его сторону, а Богомладенец, Своей ручкой заграждая Ей уста, говорил: «Не заступайся за них! Они заслуживают такого наказания!» Так милосердием Божией Матери и Ее заступничеством был спасен монастырь от нападения разбойников. С тех пор это стал один из самых почитаемых образов в Ватопеде. С чудотворной иконы были сделаны списки, многие из которых попали в Россию. Известно, что у святителя Димитрия Ростовского этот образ Божией Матери был келейным. Преподобный Максим Грек, трудившийся в Троице-Сергиевой лавре, также особо почитал его, а день памяти блаженной кончины святого приходится на день празднования в честь этой иконы. Так что все это для нас очень свято и значимо.

А вообще на самом деле отрада и утешение – это именно то, что необходимо в первую очередь человеку, находящемуся в скорби и болезни. Это предопределило и наше служение, и выбор этой иконы, и соседство рядом с храмом Боткинской больницы.

– Наверное, у нас не так много имеется храмов, названных в честь этого образа Божией Матери?

– Мне известно, что в Москве всего два таких храма: у нас на Ходынском поле и на Каховке.

Интересно, что история как будто бы повторилась: храм был построен при больнице, и когда в 1990 году церковные здания передали Церкви, было принято решение восстановить и наш храм. Главный врач Боткинской больницы тогда смог отстоять его и защитить от сноса, сказав: «Пусть это будет первый больничный храм в СССР». Через год Советский Союз прекратил свое существование, а в восстановленном и благоукрашенном храме стало регулярно совершаться богослужение. И одно из главных послушаний для нас сейчас – это помощь больным Боткинской больницы. Наш викарий митрополит Марк благословил развивать нашу деятельность в этом направлении. В прошлом году при нашем храме из числа прихожан-добровольцев была создана группа «Милосердие». Ее участники посещают больных в отделениях, помогают им подготовиться к таинствам, воцерковляют людей, проводят с ними беседы. Надо сказать, что такое служение дает очень много в первую очередь самим помощникам, потому что большинство из них когда-то перенесли скорбь: потерю близкого человека, болезнь, какую-то личную трагедию, и когда человек, забывая свое горе, приходит утешить другого, то и Господь утешает его. В этом и заключается смысл деятельности человека в таком послушании: через служение ближнему получить самому отраду и утешение.

Скажите, а кто входит в вашу группу «Милосердие»? Каков возраст ее участников?

– В нее входят люди разного возраста, различных профессий. И любой человек, даже если у него нет специальной подготовки и знаний, может войти в эту группу и постепенно начать свое служение. Конечно, чтобы люди смогли правильно исполнить это послушание, мы предварительно проводим с ними занятия, устраиваем встречи, беседы, на которых обсуждаем разные вопросы. Важно, чтобы наши волонтеры могли не только рассказать больным о церковных таинствах, но и объяснить, как правильно нужно вести себя в больнице, в чем заключается смысл страданий и болезней. Регулярно в Боткинскую больницу ходит 10-15 человек, и я уверен, что число наших помощников со временем будет только расти: очень многие люди откликаются и хотят присоединиться к нам.

Отрадно, что мы встречаем понимание и поддержку со стороны руководства больницы. Нам никто не препятствует в нашем служении, хотя на первых порах иногда возникали разные недоразумения, связанные с нашими огрехами и неумелостью. Иногда мы нарушали больничный режим, в чем-то мешали персоналу, а сейчас стараемся это учитывать и делаем все для того, чтобы наша деятельность не препятствовала работе больницы, была гармонично с ней связана. Я обратил внимание, что в последнее время и врачи, и заведующие отделениями стали гораздо благосклоннее к нам относиться, с их стороны мы чувствуем живое тепло, поддержку и понимание.

– Скажите, а что чаще всего спрашивают пациенты у ваших сотрудников?

– Самые часто задаваемые вопросы, которые волнуют больного человека, звучат примерно так: «В чем смысл моей болезни? За что мне ее дал Господь? Для чего мне это? Почему это со мной происходит?» Для него очень важно понять смысл происходящего, и когда на эти вопросы нет ответа, человек может легко впасть в уныние. Наверное, чаще всего тяжелобольные люди испытывают именно уныние и страх перед неизвестностью того, что будет дальше, поэтому очень важно, чтобы рядом оказался человек, который начал бы отвечать на эти вопросы. Конечно, страдание – это тайна. Точно такая же тайна заключена и в нашем спасении: страдания Христа на Кресте – это неизреченная тайна. Человек в своем страдании прикасается к ней, постигает ее, и первые шаги в этом постижении ему помогают сделать наши волонтеры. Мне приходилось часто сталкиваться с тем, когда человек буквально после нескольких встреч духовно преображался. Будучи почти неверующим человеком, соглашающимся исповедоваться и причаститься лишь потому, что вдруг это чем-нибудь поможет, он через несколько недель становился другим и совершенно иначе начинал воспринимать и свою жизнь, и болезнь. Человек по-иному начинал относиться к людям, к родственникам.

Когда ты становишься свидетелем этого преображения, то сам получаешь необыкновенное утешение от того, как в человеческой немощи среди болезни и страдания совершается сила Божия. Я думаю, это очень важно для любого священнослужителя, потому что так ты становишься свидетелем действия Божией благодати. Причем для этого в больнице священнику ничего не нужно делать: здесь практически все свершается Божией благодатью. Достаточно только немного поговорить с человеком о Христе, выслушать его, сказать ему несколько слов о покаянии, и он сам все начинает быстро воспринимать, преображаясь духовно буквально за считанные дни. Если в обычной приходской жизни священнику приходится прикладывать усилия, чтобы разъяснить, растолковать человеку, как надо молиться, каяться, то в больнице все происходит очень быстро.

Телезрительница спрашивает: «Моему мужу на сердце сделали операцию. После нее он стал стесняться ходить в храм, ему неловко сидеть там. Скажите, можно ли молиться в храме сидя?»

– Конечно, можно, потому что дело не в том, в каком положении находится тело человека во время молитвы, ведь если он немощен, то может не только сидя, но даже лежа молиться. Главное, чтобы человеческое сердце было обращено к Богу, чтобы человек приходил в храм с покаянием, смирением и молитвой. Если кто-то по своей немощи сидит, то пусть сидит – это не запрещается и не является препятствием к посещению храма. Помоги Господи, чтобы ваш муж это почувствовал и понял, что самое главное – это молитва в храме, а не то, как он выглядит перед людьми на службе: сидящим или стоящим.

Кстати, могу сказать, что многие, приходя в наш храм помолиться перед образом Божией Матери «Отрада и Утешение», получают помощь Пресвятой Богородицы. В прошлом году был случай, когда некрещеный, абсолютно далекий от Церкви человек молился за своего сына, попавшего в очень тяжелую аварию. Два месяца он лежал в реанимации, и все это время отец молился за него: каждый день приходил в храм и читал акафист. Сына выписали из больницы, и хотя он остался инвалидом, но выжил и тем самым радует своих родителей, Господь его сохранил. И таких случаев очень много.

А что обычно отвечают люди из группы «Милосердие» на вопросы больных? Как они утешают тех, кто лежит в больнице?

– Мы стараемся говорить людям не от себя, а изучаем творения святых отцов, их дневники благочестия. Конечно же, раскрыть смысл болезни можно только в свете Евангелия. Можно вспомнить слова, которые говорит Господь Своим ученикам: «в мире скорбны будете, но дерзайте, яко Аз победил смерть» и «в мире будете печаль иметь, но печаль ваша в радость будет». И если вот эту печаль о болезни, страдании, об одиночестве «воцерковить», освятить молитвой, соприкосновением с Божией благодатью, то она претворится в радость. Тогда человек начинает понимать, что его болезнь, страдания, скорбь являются частью его спасительного крестного пути, открывающего ему Царствие Божие, которое он может уже сейчас ощутить в своем сердце. Он становится способным воспринимать болезнь, посланную Богом, как средство к смирению, покаянию, как средство избавления от страстей, гордыни. Вот об этом мы и говорим больным.

Но иногда человеку нужны не только слова. Ему бывает нужно внимание: побыть с ним немного рядом, выслушать его. Однажды я пришел в палату к одной тяжелобольной девушке. Она мне рассказала о том, что ей так хорошо было после Причастия, будто она побывала на небе. Она делилась со мной своими ощущениями, а я просто сидел и слушал ее. Потом девушка заснула. Когда я на следующий день пришел к ней, она сказала: «Батюшка, мне так было хорошо после разговора с Вами! У меня даже боли прошли». Смотрите, я почти ничего не говорил, она сама рассказывала мне о своем благодатном состоянии, но тем не менее она была благодарна мне за беседу. И такие случаи благодатной Божией помощи бывают часто.

Я часто вспоминаю дневники митрополита Антония Сурожского, который сам по первой специальности был врачом и неоднократно касался этой темы. Он говорил, что когда человек тяжело болеет и находится на пороге между жизнью и смертью, то важно просто быть с ним. Ему необходимо такое присутствие и сострадание. Ты понимаешь, что твои слова здесь не нужны, потому что они до конца не смогут раскрыть всего того, что сейчас ощущает человек, поэтому лучше прийти и помолчать рядом с ним.

Скажите, а увеличивается ли число ваших прихожан за счет пациентов Боткинской больницы?

– Хотя я недавно служу в храме (в сане лишь год), но могу сказать, что прихожан стало больше. Если мы говорим о больных, то нужно сказать, что в Боткинскую больницу попадают люди из разных районов нашей столицы. Естественно, что после выписки они разъезжаются, но многие из них периодически приезжают к нам, поздравляют нас с праздниками. А наших постоянных прихожан объединяет наша группа «Милосердие», которая сформировалась у нас сама собой: люди захотели этим заниматься, им нужна была только небольшая поддержка с моей стороны. Удивительно, какое старание и активность проявляют при этом наши волонтеры! Они сами отправляются в книжные магазины за покупкой литературы, чтобы потом ее раздавать больным. Они самостоятельно нашли для себя халаты, в которых ходят по отделениям больницы. Наконец, они сами составляют график посещения больных, следят за тем, кого когда нужно причастить или соборовать. И это все, повторюсь, собственная инициатива наших прихожан.

Когда человек приходит в храм, то, конечно же, ему очень важна и общая молитва, и само богослужение, но помимо этого ему необходимо участие в делах милосердия. Ведь если его христианская жизнь ограничится только службой и молитвой, то это будет выглядеть лишь как теория без практики. Больничное служение помогает воплотить в жизнь те евангельские идеалы, о которых говорится во время богослужения. Это замечательно, когда человек после Божественной литургии идет и служит своим ближним. Наше служение важно не столько для больных, сколько прежде всего для нашего прихода, нашего спасения, в конце концов.

Расскажите, пожалуйста, нам о втором больничном храме Косьмы и Дамиана.

– В 1909 году начали возводить корпусы Боткинской больницы, на строительство которой была пожертвована большая сумма меценатом Косьмой Солдатенковым. Он хоть и был старообрядцем, но в завещании указал, чтобы больница была построена обязательно вместе с храмом в честь святых Косьмы и Дамиана Ассийских. Сам храм просуществовал недолго и был закрыт в 1921 году. А уже после того, как начали восстанавливать храм во имя иконы «Отрада и Утешение», то приступили к восстановлению и больничного храма, находящегося среди корпусов больницы. В прошлом году состоялось малое освящение этого храма и в нем начались регулярные богослужения. Сейчас уже здесь есть свои постоянные прихожане: это и больные, которые приезжают на лечение в больницу, и жители соседних домов. В этом храме многим нравится молиться, потому что им тут хорошо. По воскресеньям мы служим здесь молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица», потому что рядом с нами находится гематологический корпус с очень тяжелыми больными, поэтому к нам часто приходят и их родственники, и сами пациенты, чтобы обратиться в молитве к Пресвятой Богородице.

Сам храм Косьмы и Дамиана пережил очень сложные времена, впрочем, как и многие храмы в нашей стране. В годы советской власти он был закрыт, в нем был устроен морг, поэтому многие местные жители какое-то время боялись сюда приходить, потому что их детские воспоминания были связаны с чем-то тяжелым и страшным. Сейчас этот страх постепенно уходит. Мы стараемся, чтобы люди полюбили этот храм и чтобы количество прихожан в нем стало больше. Здесь совершается таинство Крещения, а кроме того, каждую субботу проходит соборование для пациентов больницы. Это очень важно, потому что в московских храмах оно совершается в основном только во время постов, а наши прихожане, которые в большинстве своем являются пациентами Боткинской больницы, имеют возможность регулярно собороваться. С другой стороны, это удобно и для нас, священников, которые знают, что каждую субботу нам предстоит служить собор.

– Телезрительница из Казахстана задает вопрос: «У меня сейчас внук лежит в больнице. Скажите, пожалуйста, как мне правильно за него молиться: выбрать несколько святых или читать молитвы всем тем святым, которые есть в молитвослове? И второй вопрос: сейчас идут праздничные дни, у всех радость, а у меня и скорбь, и слезы... Многие мои знакомые говорят мне, что я тем самым делаю только хуже для больного человека. Как мне быть?»

– Вы задали очень важный вопрос: как радоваться, когда вокруг тебя скорбь? Я уже говорил о том, что мы работаем фактически в «эпицентре» скорби: у нас большая больница и здесь часто проходят отпевания. Люди приходят к нам с горем, печалью. Как же эту скорбь претворить в радость? Как сделать так, чтобы исполнились слова Господа: «Скорбь ваша в радость будет»?

Во-первых, любая скорбь претворяется в радость молитвой. Поэтому правильно, что Вы спрашиваете, как нужно молиться, но ответ на этот вопрос заключается не в том, каким именно святым нужно молиться или какие конкретно молитвы необходимо прочитать. Я советую Вам найти ту молитву, которая будет особенно близка Вашему сердцу. Тогда Вам будет легче молиться и Вы сможете ощутить присутствие Божие или того святого, к которому обращаетесь с молитвенной просьбой. У всех это разные молитвы: кто-то читает акафист Божией Матери, кто-то обращается в молитве к Господу, а кто-то молится святому великомученику Пантелеимону. Выберите для себя то, что Вам ближе, и старайтесь совершать эту молитву регулярно. Нужно, чтобы она вошла в Ваше сознание, сердце, чтобы Вы запомнили ее и могли читать наизусть. В молитве очень важно постоянство.

А по поводу того, как научиться радоваться на святках, когда у тебя скорбь, я хочу сказать следующее. Когда человек молится и просит у Бога утешения, то Господь и претворяет его скорбь в радость. Только здесь очень важно то, как ты молишься. Совсем недавно я прочитал дневники Иоанна Кронштадтского, который пишет, что если ты испытываешь скорбь, то должен вверить свое сердце Божиему милосердию. Тебе необходимо всю свою молитву направить к Богу, больше ни о чем не думать, ни на кого и ни на что не надеяться и, уповая только на Божию помощь, довериться Его Промыслу. Такая неотступная молитва всегда бывает услышана Богом, и Господь дарует тогда утешение, радость сердцу, мир душе, дает Свою помощь. Наверное, скорби посылаются нам для того, чтобы мы научились молиться, потому что если бы их не было, то мы бы так не молились. Находясь в скорбях, человек начинает понимать, какое это сокровище – молитва и как она утешает. Поэтому я Вам советую молиться, и тогда Ваша скорбь претворится в радость.

А что необходимо сделать для того, чтобы попасть в группу «Милосердие» при вашем храме?

– У нас нет какой-то с трогой организации или каких-нибудь вступительных экзаменов: каждый, кто хочет, кто ощущает потребность в этом, кто имеет силы и возможность хотя бы на два часа прийти в больницу, может это сделать. Необходимо только, чтобы человек был церковным, чтобы он сам молился, участвовал в таинствах, то есть чтобы он чувствовал жизнь Церкви. Ведь если этого нет, то что он может сказать страждущему? Прежде чем что-то говорить, нужно хотя бы в малой степени пережить то, что испытывает другой, лишь тогда твои слова дойдут до сердца человека. Как правило, большая часть наших помощников – это люди, которые пережили скорбь в своей жизни: болезнь или смерть близкого. Они стали понимать, что им необходимо кого-то утешить, что если ты утешаешь своего ближнего, то Сам Господь утешает тебя. Когда ты испытал скорбь, горе и боль, тогда тебе легко найти слова, которые смогут утешить другого.

Для того чтобы легче было нести это служение, мы раз в неделю для наших помощников проводим занятия, где рассказываем о таинствах Церкви, обсуждаем Евангелие, говорим о том, как нужно общаться с больными, потому что нам важно, чтобы люди были подготовлены.

– Такое служение связано, на мой взгляд, с определенными трудностями. Говорят, что зачастую оно приводит к внутреннему выгоранию, поскольку общаться с больными нелегко. Так ли это на самом деле?

– Безусловно, это так и есть. Я вспоминаю свой опыт, когда я был еще школьником. Помню, у нас при школе был учебно-производственный комбинат и от него можно было пойти работать медсестрой или медбратом в одну из московских больниц. Поскольку мне тогда очень хотелось стать врачом, то я решил пойти на работу в больницу. Я попал в отделение реанимации, в самую сложную обстановку, туда, где люди страдали, где многие из них умирали. Для меня это стало настолько большим потрясением, что я не мог видеть белого халата – он вызывал у меня страх и отвращение. Тогда я еще был невоцерковленным человеком. Только потом, когда я пришел в храм и начал совершать церковное служение, стало понятно, как преодолевается эта скорбь. Она преодолевается только благодатью Божией. Даже более того, именно скорбь помогает человеку ее обрести. И в этом случае не происходит внутреннего выгорания: Господь дает силы.

Когда ты видишь, как проявляется Божия сила среди болезни и скорби, как благодаря ей меняется человек, то это трудно описать словами. Это непостижимо, когда ты оказываешься свидетелем того, как человек после первого Причастия плачет от радости или когда он настолько преображается после первой исповеди, настолько становится другим, что его не узнают даже родственники... И такие изменения с ним происходят буквально за считанные недели!

В прошлом году я навещал одного тяжелобольного человека, которому было чуть больше 30 лет. Он уходил, но уходил с такой верой и таким покаянием, что это нельзя выразить словами, хотя он и воцерковился всего за несколько месяцев до своей смерти. В последние дни он уже не мог практически говорить, но было слышно, что он что-то шепчет. Когда мы прислушались, то оказалось, что он произносит: «Богородице Дево, радуйся...» Хотя у человека были страдания, трудные испытания, но в это тяжелое время он находил силы для того, чтобы молиться. Он не стонал, не кричал: «Помогите!» Он молился Божией Матери! Этот молодой человек настолько воцерковился, настолько ощущал благодатную помощь Царицы Небесной, что до последнего своего вздоха взывал к Ней. А ведь несколько месяцев назад он смеялся и говорил: «Да зачем мне все это надо? Для чего мне нужны эти священники?»

Такая чудесная перемена необыкновенно укрепляет человека в вере. Когда ты сталкиваешься с чем-нибудь подобным, то начинаешь понимать, насколько силен Господь. Чудо заключается не в том, чтобы человек выздоровел физически, а в том, чтобы он исцелился духовно и, преобразившись, понял главную цель своей жизни. Ведь главная цель состоит не в том, чтобы жить бесконечно и долго, а в том, чтобы достичь Царствия Божия, вечной жизни, достичь Царства любви и ощутить ее в своем сердце. И когда ты становишься свидетелем вот такого чуда, то это дает тебе огромные силы – и ты желаешь вновь и вновь возвращаться в больницу.

– Телезрительница из Североморска задает вопрос: «Я очень больной человек: у меня сахарный диабет, нет желчного пузыря. Но перед исповедью и Причастием после 12 часов ночи нельзя ни пить, ни есть, а я без этого не могу. Подскажите, как мне быть?»

– Когда у человека есть тяжелые болезни, то в церковной практике допускается ослабление поста перед Причастием. А при сахарном диабете благословляется вкушение пищи и прием лекарств даже за два-три часа до причащения. Это не является препятствием к принятию Христовых Таин. Главное, что может помешать ему, это непримирение человека с Богом и ближними. Если человек примирился с Богом, со своими близкими, простил им все обиды, покаялся в грехах, то он может подойти к Чаше и достойно причаститься, несмотря на то что перед этим ел. В нашем больничном служении мы очень часто сталкиваемся с тем, что человек не постился, почти не читал молитв и тем не менее мы его причащаем. Почему? Потому что в больнице действуют другие законы, само страдание, сама болезнь являются постом, подготавливающим человека к достойному принятию Христовых Таин. Поэтому не нужно смущаться и откладывать Причастие только из-за того, что Вы не можете полностью соблюдать пост перед причащением.

Расскажите, пожалуйста, нам о вашей страничке на сайте храма, которая посвящена больнице и служению больным.

– Это очень интересная и новая, на мой взгляд, тема. Идея о создании такой странички у нас возникла недавно: нам захотелось сделать специальный раздел, посвященный больнице. Нам было важно, чтобы там была не только информация о группе «Милосердие» и о том, что к больному в палату можно пригласить священника, нам хотелось сделать содержание странички шире, посвятить ее проблеме болезни и страданий человека. Мы размещаем здесь отрывки из творений святых отцов, подвижников благочестия, в которых они рассуждают о смысле страданий, скорбей и болезней. Рассказывая о нашем служении, мы хотим привлечь к этому наших читателей, чтобы у кого-нибудь из них возникла потребность самому прийти и послужить людям.

Мы говорим здесь и о таинствах Церкви применительно к больничным условиям. И вопросы, подобные тому, что нам недавно задала телезрительница, мы тоже разбираем на нашей страничке. У нас есть в планах и задумка о публикации материалов, написанных врачами. В них показывались бы взгляды медиков на болезнь, их отношение к ней. Нам также хотелось бы публиковать обращения врачей к родственникам, в которых говорилось бы о том, как близкие люди должны вести себя в отношении больного. Ведь очень часто бывает так, что сами врачи, обращаясь к нам, говорят: «Вы должны работать не столько с больным, сколько с его родственниками, потому что они больше нам досаждают своими ненужными вопросами, чем он сам!» Понятно, что близкие беспокоятся и у них возникают вопросы, но врачам бывает трудно ответить каждому, а на страничке сайта можно будет разместить ответы на самые актуальные из них. Сайт ведь создан для пациентов больницы, их родственников и всех тех, кто готов и желает послужить больным.

Как связано между собой телесное здоровье и духовное? Мы знаем, что часто святые подвижники были немощны телом. Как это совмещается? Может ли быть человек духовно сильным при немощном теле, при болезни?

– А постол Павел отвечает так: «Плоть немощна, а дух бодр», а в другом месте он пишет, что страдающий плотью перестает грешить. Страдания тела, которые мы часто воспринимаем как некую беду, как нечто такое, что нам мешает жить, на самом деле служат для выздоровления души от греха, страсти, от гордыни и самоудовлетворенности. Когда у человека все хорошо, он забывает о Боге, о молитве – ему не нужен Господь. А если он начинает страдать, то сразу же вспоминает о том, что есть Бог, что он был не прав по отношению к своим близким, что он слаб и грешен.

Многие святые подвижники просили у Бога болезни как средства достижения большего смирения, очищения от страстей. В этом отношении очень яркий пример преподобный Амвросий Оптинский, который до принятия монашества был здоровым молодым человеком, а вскоре после пострига впал в болезнь, не оставлявшую его до конца жизни. И в периоды обострения он даже не мог вставать с кровати, не мог служить, но при этом его дух, сердце были бодрыми. Преподобный Амвросий Оптинский всех встречал с радостью, шутками, прибаутками, с духовным утешением – каждого, кто к нему приходил. На нем явственно проявились слова апостола Павла: «Плоть немощна, а дух бодр». Поэтому так и нужно относиться к здоровью. Конечно, здоровье – это дар Божий, но он дается для чего-то, для какой-то цели, а именно для служения Богу и ближним. Если Господь видит, что человек может послужить Ему и ближним здоровым, то Он дарует ему здоровье. А если Бог считает, что, наоборот, человеку полезнее быть больным, чтобы он смог духовно развиться, то Он посылает ему болезнь.

Хочу привести такой пример. В один из храмов, в котором мне довелось служить, пришла работать очень немощная женщина. Она была очень больным человеком, но поскольку являлась членом общины, то приходила и трудилась здесь через силу. И вот то, что эта женщина почувствовала себя нужной, включившись в приходскую жизнь, привело к тому, что Господь послал ей здоровье, убрав ее болезни. Эта женщина много лет работает в храме и уже на протяжении 20 лет фактически живет в нем. Конечно, ее посещают немощи, недуги, но Господь дает ей большие силы для того, чтобы исполнять служение. Главное, понять, для чего это нужно, а Господь пошлет человеку именно то, что необходимо ему для спасения.

Телезрительница из Тамбова задает вопрос: «В связи с онкологией я перенесла две очень сложные операции. Восстановиться смогла я лишь с помощью батюшки, но в настоящее время его, к сожалению, перевели в другой храм. Скажите, нужно ли мне оставаться у своего духовника или надо искать другого?»

– Духовное руководство, родство, безусловно, очень важно. Когда мы приходим в храм, то идем туда не только на богослужение, но Господь, благословляя нас, дает нам духовника, через которого направляет нашу духовную жизнь. Если такое чудо произошло – обретение духовника, священника, который помогает Вам, то это нужно беречь, и в этом случае, когда батюшку перевели на другое место, надо поддерживать общение с ним: хотя бы иногда созваниваться и видеться с ним. Мы не всегда имеем возможность исповедоваться у духовного отца, но обращаться за советом лучше всего к нему, потому что все священники разные и каждый может посоветовать что-то свое. Если ты выбрал духовника, то должен держаться его советов. Ну а исповедоваться перед таинством Причастия можно у любого священника.

Как больничное служение, которое несет человек, духовно его обогащает?

– Это очень важный вопрос, на который можно ответить так: не столько мы нужны больным, сколько больные необходимы нам. То, что мы делаем, когда приходим в больницу и стараемся чем-то утешить человека, несоизмеримо меньше того, что мы получаем взамен. Человек не может жить только богослужением, молитвой и чтением Евангелия, ему необходимо евангельские идеалы воплотить в жизни, ему нужно слова Спасителя о любви исполнить на самом деле, потому что вера без дел мертва. Эта возможность реализовать себя как христианина дается в больничном служении.

К сожалению, современные люди, особенно те, кто живет в больших городах, бывают лишены возможности проявить себя через помощь ближним, поскольку мы все здесь разобщены. С помощью виртуального общения, телефонной связи мы не можем помогать и утешать так, как нам это удается в больничном служении. Оно дает человеку возможность все те силы, таланты, которые дает Господь каждому из нас, приложить в нашем служении ближним. И это, наверное, самый простой способ. Ведь не зря в Евангелии сказано, что когда Господь придет судить людей, то Он спросит о том, навестили ли мы больного, посетили ли заключенного, утешили ли ближнего, а не о том, какие молитвы мы читали. У нас есть такая возможность утешать человека, помогать ему. Конечно же, когда находишься в этом служении, то ощущаешь особую близость Бога, особый покров Божией Матери, что помогает увидеть свою немощь, потому что когда ты не видишь чужой скорби, то тебе кажется, что ты самый несчастный и самый хороший. А если сталкиваешься с тем, что другой человек страдает гораздо сильнее, чем ты, то тогда начинаешь понимать, что все твои «страдания» – это ничто по сравнению с этим. У тебя даже в какой-то момент может поколебаться вера при виде его страданий, но она же и укрепляется, поднимаясь на новую ступень, когда ты видишь, с какой верой и молитвой человек их переносит. Ты понимаешь: то, что ты ему говоришь, желая утешить, не всегда отвечает его состоянию, поэтому можешь только с благоговением находиться рядом с ним, смотреть на его подвиг, ощущая его духовную высоту, и учиться этому.

Больница многому учит: и смирению, и терпению, и состраданию, поэтому не случайно при монастырях были больницы, богадельни, а Церковь испокон веков занималась больничным служением. Именно в нем кроется возможность нашего спасения, особенно сейчас, в современном мире, когда люди разобщены и изолированы друг от друга.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать