Беседы с батюшкой. Память святителя Петра, митрополита Московского

1 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Петр (Еремеев), ректор Российского Православного Университета. Передача из Москвы. (Повтор от 1 сентября 2014 г.)

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях наместник Высоко-Петровского мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев).

Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Бог помощь, дорогие друзья.

 

- Тема сегодняшней программы "Память святителя Петра, митрополита Московского".

6 сентября будет отмечаться память святителя Петра, митрополита Московского, основателя Высоко-Петровского монастыря, где Вы являетесь наместником. Первый вопрос: какой вклад в историю Руси и Русской Православной Церкви внес святитель Петр?

 

- Имя митрополита Петра известно каждому русскому православному человеку, поскольку в прославлении русских святых именно святитель Петр явился первым московским святым и первым московским митрополитом. Это уже вклад в историю Русской Православной Церкви. Телезрителям можно пояснить, что это означало для той эпохи и какое значение имеет сейчас для нас.

Митрополит Петр родился, как бы мы сказали сейчас, на Западной Украине, в современной Волынской области. После принятия монашеского пострига в пределах своего месторождения, вскоре он уходит и по благословению игумена своего монастыря основывает небольшое место для подвига, позднее ставшее монастырем. Это Ратинский монастырь, который существовал на границе нынешней Волынской и Львовской областей, здесь он был посвящен в игумены. В целом надо признать, что митрополит Петр формировался как выразитель традиций западных территорий единого пространства Руси.

Когда он был призван на высокое служение киевских митрополитов и получил благословение и посвящение от предстоятеля Вселенской Церкви, вернувшись на территорию Русской Земли, он принимает решение переехать из Западной Руси на восток. Митрополит Петр прибывает в город Владимир, где его предшественником был митрополит Максим, посещает различные города и веси, и в завершении наиболее пространного путешествия по территориям Русской Православной Церкви на продолжительный срок останавливается в городе Москве.

В первое посещение Москвы во время отсутствия московского князя Юрия Даниловича, который был в ставке хана, он знакомится с его братом князем Иоанном. Это еще один сын благоверного князя Даниила Московского, впоследствии названный Калитой за попечение и благотворительность: он носил с собой кошель - калиту - и раздавал милостыню всем нуждающимся. Сегодня мы почитаем его как местночтимого благоверного князя Московского. Видимо, прозрев в князе Данииле, государственного деятеля, который может совместить служение народу с христианскими заповедями, святитель Петр принимает решение остаться в этом городе. Он советует князю разместить в городе Москве не просто резиденцию киевско-московских митрополитов, но и создать Успенский собор, как центр духовной жизни города.

Именно митрополит Петр и князь Иоанн Калита закладывают Успенский собор, позднее перестроенный, но ставший с тех лет центром русской духовной жизни. Поэтому для москвичей имя митрополита Петра не просто имя, записанное золотыми буквами в календаре, но это начало и источник московской и русской святости, это первый московский святой, первый московский чудотворец. Неслучайно по сей день его почитают наравне с Николаем угодником, и сочетание Петр чудотворец издревле освящает путь многих людей. В связи с этим Успенский собор стал местом главных событий государственной и народной жизни Московской Руси.

Именно в Успенском соборе у раки с мощами, вскоре после кончины прославленного митрополита Петра приносятся присяги удельных князей московскому князю. Происходит воссоединение разрозненного тела Руси при духовном попечении митрополита Петра. Именно здесь у раки первого московского святого, первого московского митрополита совершается присяга московскому князя народу, коронуются русские цари и императоры, совершаются бракосочетания главы русского государства. Такое значение - если говорить коротко - имеет духовный путь митрополита Петра в жизни Русской Православной Церкви. Именно поэтому мы почитаем его как великого наставника нас, ныне живущих москвичей. Он является живым назидательным примером и государственным деятелям - как сочетание евангельской заповеди попечения о людях и развитии государства, и в делах духовной жизни - он был подвижником и аскетом.

Приняв монашество в двадцать лет, он  до конца своих дней сохранял склонность к уединению и молитве, поэтому и основал недалеко от Кремля Петровский монастырь во имя святых покровителей своего служения  - святых апостолов Петра и Павла.  Здесь он и жил, проводя время в уединении от городской, пусть в то время и небольшой, но все-таки суеты.

 

- Вы сказали, что святитель Петр является первым московским святым и чудотворцем, получается, до него не было московских святых?

 

- Совсем недавно был канонизирован первый московский князь Даниила Московский, но произошло это спустя столетия, поэтому в истории митрополит Петр - первый прославленный в городе Москве святой угодник. Он открывает святцы Московских святых.

 

- Какова была причина переноса кафедры из Киева в Москву?

 

- Это требует продолжительного экскурса в историю Древней Руси. Если говорить вкратце, в то время на территории всей Руси была сложная. Киев разрушался нашествием татаро-монгол, под их властью находились и другие княжества, но Киев страдал особенно. К сожалению, к моменту посвящения в сан митрополита Петра Киев был в полном запустении. Митрополит, конечно, не был чужд скромности, но дела управления всей большой Русской митрополией требовали ресурса. Необходимо было быть на связи с правящими архиереями, иметь попечение о духовенстве, князьях, многие из которых были в ссоре. Поэтому святитель Петр принимает решение найти место для кафедрального града там, где это было бы удобно с точки зрения попечения обо всей Русской Православной Церкви.

Почему святитель выбирает именно Москву, выскажу предположение, что, прежде всего, потому, что он проникся уважением к  духовному пути московского князя Ивана Калиты. Думаю, что в москвичах того периода он увидел паству, которая бы с благодарностью приняла его решение. Москва была тогда небольшим городом, но здесь пролегали пути между разными русскими княжествами и городами. Это было удобно с позиций связи. В итоге преемники митрополита Петра, оставшись в Москве, во всех смыслах согласились с его доводами.

Читая летописи и жизнеописания митрополита Петра, написанные вскоре после его преставления и прославления в лике святых, мы видим, что его современники уделяли большое внимание его  духовному взору и на Ивана Калиту, и на московский народ той эпохи, и на сам град Москву. Он очень возвышенно говорит о Москве, предрекает ей стать первым градом на Русской Земле. Но не во имя возвышения Москвы, а во имя единства и мира в русских землях.

Промышление митрополита Петра о Русской Церкви, о будущем Русской Земли воплотилось в решении разместить митрополичью кафедру в городе Москве. Конечно, это оказало влияние на развитие государства. Когда митрополит Московский и Всея Руси посылал благословение князьям, посвящал епископов в другие города, раздавал миро, необходимое для совершения крещения из города Москвы, то, конечно, ориентир для светской власти был также сделан в пользу города Москвы. Это имело влияние и на хана, выбравшего в дальнейшем именно московских князей в качестве великих князей Руси. Как духовный взор, и практическая польза имели значение в выборе местонахождения митрополита.

 

- Каково сейчас почитание святителя Петра на Украине?

 

- Конечно, у нас одна Церковь, один народ и одни святые. Митрополит Петр является прекрасной фигурой, иллюстрирующей это единство Церкви, в лице святых объединяющих нас в духовном опыте. Даже при сегодняшнем спекулятивном отношении к народам, разделенным границами, уроженец Волынской области, живший там все детство, юность, принявший посвящение по рекомендации западнорусских князей, митрополит Киевский, он переехал на север, во Владимир, потом в Москву, возвращался на запад и путешествовал по всем городам. Его пример научение нам. Духовное пространство было единым пространством жизни, не разделенным границами и недопониманием.

Сегодня митрополит Петр почитается, как в пределах Западной Руси, так и Восточной, и Белой. Называют его по-разному. В наших святцах называют митрополитом Киевским, Московским и Всея Руси. Часто на иконах XIX века встречаются надписи "Митрополит Московский". На Украине встречаешь "Митрополит Киевский Петр" и "Митрополит Петр, Ратинский чудотворец". Поэтому титулы его различны на иконах, в святцах, и молитвах, но его путь жизни демонстрирует нам общий смысл единства служения во имя общей Церкви, единого народа. Сегодня он объединяет нас. По завещанию, положив свое тело в основание Успенского собора, митрополит Петр сквозь века объединяет нас своим телесным и духовным присутствием в Москве вокруг предстоятеля Русской Церкви - Патриарха Московского и Всея Руси. Это очень важно. Недаром при интронизации патриархам традиционно приносят из кремлевских  хранилищ посох митрополита Петра, первого московского иерарха. Это его видимое благословение на единство Церкви вокруг Московского Патриарха.

 

- Значит, митрополиту Петру можно сейчас молиться о единстве Русской Православной Церкви.

 

- Конечно, он олицетворяет собой единство русской Церкви, русского народа, где бы он не находился, что бы его не раздело сегодня.

 

- Как Вы уже сказали, митрополит Петр основал Высоко-Петровский мужской монастырь, где Вы являетесь наместником. Расскажите об истории этой древней обители.

 

- Поскольку мы знаем, что монастырь основал митрополит Петр, можно предположить, что это относится к его первым годам пребывания в Москве. По заключению многих историков, основание монастыря связывается с первым приездом митрополита в Москву - предположительно в 1315 году. Когда в поисках места для основания митрополичьей кафедры он останавливается в Москве для более внимательного знакомства с великим князем и москвичами. Тогда же закладывается храм во имя апостолов Петра и Павла. Интересно, что после прославления митрополита Петра в лике святых по повелению Ивана Калиты духовенство переосвящает храм в честь его основателя митрополита Петра. Но еще 200-300 лет в летописях мы встречаем название монастыря Петропавловский: так было укоренено в сознании москвичей и историков, что он был основан митрополитом Петром в честь своих небесных покровителей. Впрочем, параллельно уже тогда монастырь именуют Петровским в память об его основателе. Таким образом, первый деревянный храм, созданный митрополитом Петром во имя апостолов Петра и Павла, становится источником духовной жизни на Петровском холме. С той поры мы ведем летописное исчисление жизни нашей обители.

В дальнейшем монастырь обустраивается и неизменно пользуется попечение московских князей и простых граждан, потому что он, как и Успенский собор, олицетворяет собой духовный подвиг митрополита, который прибыл в Москву и там и остался, и где пребывает до сих пор.

 

- Эта древнейшая обитель Москвы, наверное, имела покровителей и почитателей среди известных людей Москвы?

 

- Как и любая московская обитель, наш монастырь славится вкладами различных князей, бояр и простых и служилых людей. Если говорить коротко, нельзя не сказать о великом князе Димитрии Донском. Монастырь горел до него и при нем, и благоверный князь Димитрий прилагает усилия по возрождению монастыря. При нем монастырь обустраивается еще в дереве, благодаря его вкладу восстанавливается утраченный в пожаре храм митрополита Петра.

Еще в советское время во время перестройки храма митрополита Петра в его основании и вблизи, сколько было возможно раскопать, было обнаружено погребение начала и середины XIV века, то есть до Димитрия Донского. Вместе с исследователями мы предполагаем, что при строительстве и возрождении монастыря часто новые строения возводили поверх старых. Думаю, что мы открываем один из древнейших некрополей в городе Москве.

Впоследствии практически все князья принимают участие в созидании монастыря. Нельзя при этом не вспомнить великого князя Василия Третьего, потому что именно им обустроен дошедший до нашего времени храм во имя митрополита Петра, построенный на месте обветшавшего. Архитектором был итальянский зодчий Алевиз Фрязин, который построил и другие храмы города Москвы, в том числе один из соборов Кремля. Это одно из самых древних сохранившихся зданий монастыря, в этом году ему исполняется 500 лет, мы празднуем юбилей.

После этого все обветшавшие постройки монастыря были также перестроены в камне Нарышкиными. Первый храм Боголюбской иконы Божией Матери был заложен матушкой царя Петра I Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда она занималась строительством, малолетний Петр был так увлечен помощью матери, что все дальнейшие постройки были обустроены непосредственно им.

Наталья Нарышкина жила со своими родителями подле монастыря. Нынешний его двор, именуемый сейчас Царским или Нарышкинским, это территория боярской усадьбы Нарышкиных. При рождении Петра Алексеевича Кирилл Нарышкин завещает эту территорию Алексею Михайловичу, а тот в свою очередь отписывает его в завещании Петровскому монастырю. Воцарившийся Петр I обустраивает, перестраивает этот двор и передает его монастырю после завершения трудного периода соперничества с Милославскими и царевной Софьей.

Нынешние строения: Боголюбский храм, Святые врата с колокольней и Покровским храмом, храм преподобного Сергия Радонежского, Палата Нарышкиных, ограждения - все это плод забот царя Петра в молодости. За десять лет он полностью обустраивает монастырь и приводит в уже теперешний вид. Петр объединяет два двора: собора митрополита Петра и Царский (который и был передан им монастырю) и созидает монастырь, занимающий почти целый квартал на Петровке.

После царя Петра попечение монастырю оказывают все его преемники, потому что все они имеют в себе кровь Нарышкиных. По этой причине монастырь находится на попечении царствующего дома: обустраиваются новые строения, в частности при царице Елизавете Петровне строится храм во имя Толгской иконы Богоматери. На день памяти этой иконы приходится спасение Петра от стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре. В память об этом спасении сам Петр почти одновременно строит два обетных храма: Трапезный храм во имя преподобного Сергия в Лавре и храм в его имя в нашем монастыре. Спустя неполных сто лет наследница Петра по благословению Синода и согласию императрицы ставит храм во имя Толгской иконы, обозначая благодарность рода Нарышкиных роду Романовых в спасении царя Петра от рук стрельцов. Все, кто принимали участие в создании монастыря, как духовном, так и архитектурном, поминаются сегодня нами в помянниках, где указаны все попечители, начиная от Иоанна Калиты. Это и есть благодарность нынешних насельников монастыря за благоустройство обители.

 

- Вопрос телезрительницы из Казахстана: Можно ли читать вечернее правило не перед самым сном, а чуть пораньше? Можно ли читать утреннее правило по дороге в храм или на работу? Можно ли вообще молиться в пути?

 

- Вопрос очень важный, но я бы рекомендовал адресовать его духовнику, который принимает у Вас исповедь, потому что вопрос ритма духовной жизни, молитвенного правила должен решаться исходя из обстоятельств жизни каждого человека. Если жизнь сложная, духовник из снисхождения может благословить свое правило, более укороченное в отдельные дни.

Отвечая на вопрос со своей стороны, я не считаю, что человек не может выбрать время для вечерней молитвы в 7 или 8 часов. Рассчитывайте свои силы и, посоветовавшись с духовником, принимайте свое решение.

 

- Вы говорили, что Петр I уделял в молодости большое внимание Высоко-Петровскому монастырю. Чем это можно объяснить?

 

- Во-первых, фактом любви рода Нарышкиных к Петровскому монастырю. В силу того, что их усадьба располагалась стена к стене, храмы обители были для них, по сути, приходскими храмами. История подтверждает, что выбор имени Петра связан, в том числе с особым почитанием в этом семействе имени первого московского чудотворца. Имя Петр не было характерно для рода Нарышкиных, это был неожиданный выбор. Конечно, это связано с тем, что и Алексей Михайлович был благодарен митрополиту Петру, покровителю Царствующего Дома, за помощь в обретении на склоне лет супруги, которая подарила наследника престола. Поэтому он согласился на выбор этого имени. И хотя наследник был крещен в честь апостола Петра, он сохраняет почитание митрополита Петра до конца своих дней. Этим обусловлено живое участие царя Петра в жизни Высоко-Петровского монастыря. Кроме этого, общеизвестно, что правительство царицы Софьи ограничивало передвижение и Натальи Нарышкиной, и наследника престола по Москве, боясь влияния юного царя на москвичей. Благодаря живой духовной связи с обителью, это место было исключением из ограничений, посещение этого монастыря было разрешено им в любое время. Поэтому еще очень долго монастырь также именовали "царским богомольем". Храмовые кресты венчают короны, показывая, что они были созданы царем и были местом молитвы царя.

Боголюбский храм - первая каменная постройка на месте бывшего деревянного - был заложен царицей Натальей, но Петр принимает живое участие в создании этого храма. В дальнейшем трапезной частью здание обнимает новый некрополь, где хоронят братьев царицы Натальи, убиенных стрельцами. Это первое страшное восстание, когда дядьев царя Петра убивают прямо на его глазах. Это оказывает на него страшное воздействие, и его нервный тик относится к этому периоду шока, испытанного ребенком от кровавой сцены. Именно у храма Боголюбской иконы Богоматери погребают тела растерзанных бояр Нарышкиных. Строится трапезная часть храма, и именно там находят упокоение и дед царя Петра, и бабушка, и дяди, тети. Сегодня в трапезной части храма Боголюбской иконы находится погребение всего рода, предшествующего рождению царя Петра. Храм пока не возрожден, внутри он совсем разорен, так как недавно передан Русской Православной Церкви. В алтарной его части царица, прекрасно зная историю убиения царевича Димитрия, наследника престола, строит небольшую молельню для царя Петра. Там молился царевич Петр, приобретая навык участия в богослужении: он читает Апостол, поет на клиросе.

По факту, который подтверждается историками, монастырь при строительстве и обустройстве в XIV-XV веках был обращен на запад, к реке Неглинке. Реки на Руси всегда были коммуникациями, поэтому к реке был обращен вход в монастырь. Но к времени царевича Петра большое значение обретает Петровка, которая, как говорят, была срублена еще Иваном Калитой. К XVI-XVII векам она становится полноценной артерией - дорогой, соединяющей Москву с Подмосковьем. Поэтому Петр поворачивает монастырь Святыми вратами - построенными в два яруса в память о двух убиенных дядьях - на Петровку. Сегодня Петровка является главной посадной улицей нашего монастыря. В дальнейшем Петр обустраивает монастырь таким образом, чтобы все здания образовали единый комплекс.

Благодаря архитектору Борису Дедушенко, который восстанавливал монастырь в 70-е годы ХХ века, мы получили представление, каким монастырь был во времена Петра I. Храм был на пригорке, как на подсвечнике, его окружало каре строений: Боголюбский, Сергиевский храмы, проходила аркада, соединяющая гульбище этих церквей вокруг Петровского собора, был длинный некрополь. Восточная стена также соединялась гульбищем с Нарышкиными палатами и переходила в прекрасную колокольню и дом наместника, который был также подарен игумену царем Петром. Таким образом, первые опыты царя Петра по продумыванию логики строительства, расположению строений приходятся на его опыты в качестве архитектора и строителя в Петровском монастыре.

 

- Откуда появилось название Высоко-Петровский монастырь?

 

- Два слова легли в основу имени обители: "Высоко" - от находившегося неподалеку села Высокое, принадлежавшее  небезызвестному боярину Кучке, и "Высоко"- это ориентир на местности; "петровский" же по имени митрополита Петра. Высоко-Петровский - это сочетание встречается уже в середине второго тысячелетия, но именовали монастырь по-разному: Петропавловский и Петровский, последние три столетия по документации Святейшего Синода и государства Российского он именуется Высоко-Петровским мужским монастырем города Москвы.

 

- Среди братии Высоко-Петровского монастыря есть канонизированные святые?

 

- Даже существует икона святых Высоко-Петровского монастыря. Сегодня мы особенно обращаем внимание на изучение истории монастыря в последние годы перед его закрытием. Потому что большинство святых нашей обители - новомученики. Высоко-Петровский монастырь закрывался в Москве одним из последних, поэтому в него съезжались архиереи и монашествующие закрывающихся обителей.

Думаю, что самая интересная иллюстрация к жизни Церкви советского периода то, что, даже будучи закрыт, монастырь - благодаря чаянию владыки Варфоломея (Ремова) и духовных  наставников обители - переместился в приходской храм. Когда же все были арестованы, тайно постриженные монахи и монахини жили в миру и по благословению своих духовников воспринимали за монашеское послушание мирскую работу. Одни стали фрезеровщиками, другие - профессорами и докторами наук, но свою работу воспринимали во имя своего обета послушания.

Очень интересное исследование Алексея Беглова на тему о катакомбных церквях и жизни насельников Высоко-Петровского монастыря и их духовных чад на протяжении всего советского периода. Это тема для отдельной передачи. Когда читаешь эту работу, проникаешься житиями и образами святых, на протяжении десятилетий сохранявших единство Русской Церкви, проникаешься чувством глубокой признательности за дар, который они донесли до нас, сохранив и Церковь, и святое православие. Поэтому монастырь и в недалеком прошлом явил собой виноградник духовный, принеся на свечницу Русской Церкви много святых новомучеников и подвижников благочестия.

 

- Какие святыни есть в Высоко-Петровском монастыре?

 

- Сегодня каждое утро после братского молебна мы совершаем молельное пение (если это не праздничный день) у чтимой иконы митрополита Петра с частицей его мощей. Дело в том, что Успенский собор пока малодоступен для верующих людей, рака с мощами святого Петра находится в алтаре, есть небольшой проход, через который к ней можно подойти женщинам, но тоже весьма затруднительно. Поэтому с древности по благословению Московского предстоятеля располагалась чтимая московская икона с частью животворящих мощей митрополита Петра. Перед этим святым образом мы и молимся, и многие приходящие люди получают утешение и помощь московского чудотворца.

Конечно, прежде всего, митрополит Петр является наставником для монашествующих. В силу того, что, будучи митрополитом, он сохранил такую любовь к уединению и молитве, что даже основал Петровский монастырь вдали от оживленного города той эпохи, показывает его любовь в духовной традиции иночества. Много наместников и насельников других московских обителей приезжают помолиться к иконе.

Кроме этого, митрополиту Петру молятся о единстве семьи, единстве в коллективе, потому что он для нас символ единства Русской Церкви. Как и святой Георгий Победоносец, митрополит Петр является покровителем Москвы. Когда я прихожу к московским чиновникам, всегда напоминаю, что московские князья носили на себе нательный крест митрополита Петра, напутствовали им своих детей на московский княжеский престол. Напоминаю, что именно у раки митрополита Петра удельные князья присягали на верность московскому князю. Именно у его раки подписывали грамоты о мире и братолюбии на Русской земле. Мы обязаны ему тем, что Москва сегодня первый город на Руси, сохраняя это первенство в духе любви и взаимопонимания с другими городами. И многие приходят к митрополиту Петру за благословением на свои труды. Петровка - улица оживленная, мы открываем храм в 7 утра, и приезжающие тоже прикладываются для благословения на труды в федеральной и городской службах.

Кроме этого, в монастыре находится крест с частью древа Креста Господня, который нам подарил Святейший Патриарх Кирилл, благословив Великим постом прошлого года братию и меня при вручении игуменского жезла. Мы износим этот крест на Праздник Древа Креста Господня и готовим большой киот для размещения его в середине Сергиевского храма для всеобщего поклонения.

Мы предлагаем нашим паломникам и другие удивительные святыни: ковчежец со святынями преподобного Серафима Саровского, которые были переданы последними дивеевскими монахинями Святейшему Патриарху Алексию I. В этом ковчежце находится часть мантии преподобного Серафима, часть камня, на котором он совершал своим молитвы и часть мощей. Ковчежец находится подле чтимой иконы митрополита Петра. Там же находится часть мощей цельбоносного отца нашего преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и был освящен Сергиевский храм.

Также есть и чтимые иконы Толгской Богоматери. Толгский храм издавна был местом особого почитания этой иконы, почти все триста лет в нем находился Толгский образ, который после революции был передан в Исторический музей. Сегодня эта икона находится в запасниках музея, и мы надеемся, что после восстановления Толгского храма, возрождения иконостаса он вернется к нам.

Святынь много, и люди открывают для себя все новые и новые горизонты духовной жизни, получают утешения. Конечно, святыни очень важны в этом деле, но немаловажна и сама духовная жизнь. Поэтому для нас значимо, что в монастыре ежедневно совершается Литургия. Мы с радостью встречаем паломников и создали для этого специальную Паломническую службу. Мы всегда рады показать монастырь во всей красе утром, вечером и даже ночью. Когда музеи Москвы устраивают ночные экскурсии, мы с радостью присоединяемся и проводим ночью экскурсии по Обители: это очень красиво, когда монастырь подсвечен ночью.

 

- Монастырь возрождается и в 2015 году будет отмечать 700 лет. В каком обличии он встретит в этот год своих прихожан?

 

- Сейчас начата большая работа по созданию совета благотворителей и попечителей нашей обители, в который уже согласился войти мэр города Москвы Сергей Семенович Собянин, а также федеральные и московские чиновники, благотворители, предприниматели. Думаю, общими усилиями к будущему году мы разработаем концепцию реставрации как храмов и построек обители, так и территории. Это огромная работа на много лет, потому что монастырь никогда не исследовался, здания горели, на них возводились новые строения. Полагаю, что когда мы будем проводить исследование территории монастыря, откроется много нового из его истории, в конце реставрации  москвичи смогут прикоснуться к древности, которая сохранилась в земле Петровского монастыря.

 

- Будет ли музей в монастыре?

 

- Предполагаю, что да, ведь любые раскопки приводят к появлению артефактов, которые надо описать и ввести в оборот.

 

- Есть ли нерешенные вопросы, которые требуют ближайшего рассмотрения?

 

- Думаю, все они будут рассмотрены в рамках работы Совета попечителей. Пока не все здания переданы монастырю, хотя процесс идет. Затянувшийся вопрос о передаче нам Литературным музеем палат Нарышкиных, которые царь Петр обустроил на месте палат своего деда,  должен быть решен к концу этого года. Музей решением Министерства культуры переезжает в новые строения, передавая здания палат монастырю под начало их реставрации.

Сложный вопрос, который трудно поднимать в этой передаче, это вопрос о некрополе монастыря, который уходит в глубину веков, ведь здесь хоронили начиная с XIV века. Территория сейчас занята детским садом. К сожалению, на одном из первых кладбищ города Москвы сегодня находятся песочницы. Мы поставили данный вопрос перед Правительством Москвы.

Детский сад примыкает к монастырской стене, и дети могут наблюдать жизнь монастыря, и это как раз хорошо, что они находятся в такой близости к духовной атмосфере. Мы всегда приветствуем их через ограду. Есть даже прихожане, которые были воспитанниками этого детского сада. Но когда они узнают, что на двух метрах глубины находится сохранившееся кладбище, то, конечно, приходят в некое изумление. Поэтому вопрос поставлен в повестку дня.

Долго уже решается, и не знаю, будет ли решен вопрос о доходном доме, построенном насельниками обители перед революцией, чтобы иметь средства для содержания обители. Дом был незаконно приватизирован в 90-е годы. Москвичи знают это здание на углу Петровки и Петровского бульвара. Люди, которые арендуют или купили помещения в этом доме, конечно, не виноваты, это вопрос к властям, которые позволили распродать церковную собственность. Здесь надо работать и с властями, и с горожанами в духе любви и взаимопонимания, потому что доходный дом существует для поддержания бюджета содержания монастыря.

Задумаемся: сейчас будут вложены средства в восстановления прекрасного архитектурного ансамбля Высоко-Петровского монастыря, но потом надо его содержать, это требует ежегодных вложений, исчисляемых миллионами долларов. Конечно, мы все сообща обустраиваем обитель, вкладываем средства, но содержать памятник такого значения без поддержки очень трудно. Если бы у монастыря был доходный дом, который приносил бы средства, монастырь мог бы направлять их на поддержание его красоты ради города и горожан. Это все прозрачные процессы, мы не скрываем, что получаем пожертвования, и на что они тратятся.

В этом году 6 сентября в день памяти митрополита Петра пройдут торжественные мероприятия с участием Святейшего Патриарха, они совпали с Днем города Москвы. Вместе с департаментом культуры г. Москвы и департаментом национальностей мы разработали замечательную программу жизни обители в этот день, созвучной с праздником Дня города Москвы.

Праздничную программу мы начнем праздничным богослужением в Петровском храме. В 7-30 мы встречаем Святейшего Патриарха Кирилла для освящения возрожденного Петровского храма, который был отремонтирован и подготовлен для великого освящения после разорения советского периода. Святейший освещает Петровский храм, после чего совершается две Литургии: в Петровском и Сергиевском храме. Они завершаются патриаршим благословением. Будут раздаваться фотографии чтимой чудотворной иконы митрополита Петра. Затем всем пришедшим будет предложено чаепитие. После чего можно будет посетить большой городской праздник: Петровский бульвар с 13 часов и до вечера будет наполнен разными мероприятиями. Мы назвали праздник "Москва. Петровская": будут детские мероприятия, библиотека, кинозал - все доступное, интересное фестивальное действо. Пройдя от Трубной наверх, москвичи и гости города смогут увидеть историю нашего монастыря в выставке, которую организовал Музей Москвы. Там же выступят хоровые коллективы, будут расположены очаги детского творчества, кузня, показывающая жизнь Москвы начального периода. Затем будет Всенощное бдение, поскольку это субботний день, а после него на Царском дворе монастыря пройдет большой концерт. В нем примут участие симфонический оркестр, монастырский и детский хоры, которые языком музыкальной культуры расскажут историю храмов нашего монастыря. Завершится все красивой иллюминацией, которая подсветит храмы монастыря и праздничным колокольным звоном. Кто желает поучаствовать в прославлении первого московского святого митрополита Петра - всем добро пожаловать. Надо возрождать традиции, восстанавливать в памяти признательность их трудам во благо Москвы и нас, их потомков.

 

- Большое спасибо за интересный рассказ. Хочу пожелать Вам помощи Божией в возрождении этой старинной обители, чтобы вам помогал святитель Петр и доброхоты. В завершении программы благословите наших телезрителей.

 

- Всем, дорогие друзья, желаю Божьего благословения.

 

Ведущий – Сергей Юргин.

Расшифровка – Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы