Беседы с батюшкой. Любовь невозможна без покаяния

1 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Христос воскресе, дорогие друзья! Господь да благословит вас на все доброе!

Сегодняшнюю нашу беседу хотелось бы начать с сердечного поздравления всех женщин,  прекрасной половины человечества, с днем святых Жен Мироносиц. Этот праздник мы чтим ежегодно на третье воскресенье после Пасхи. И в этот день Святой Церковью молитвенно воспоминается подвиг благочестивых Жен Мироносиц, сподобившихся, наверное, одной из самых великих радостей, которые только возможны на земле, – они одними из первых, вместе с Пресвятой Богородицей, узнали о том, что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Они стали провозвестниками этой радостной вести даже для самих апостолов.

Поэтому всех наших матерей, жен, сестер во Христе сердечно поздравляем с этим прекрасным весенним праздником! Хочется всем им пожелать радости духовной, сил, здравия, терпения. Вы знаете, что светские люди поздравляют с Женским днем 8 Марта, и в числе поздравлений для светских людей звучит такое пожелание: чтобы мужья носили жен на руках. Но так как в православной традиции нет такого пожелания, нет такой практики – носить без нужды на руках, пожелаем всем православным женам, чтобы ваши мужья вместе с вами шли в одну сторону – в сторону Христа, в сторону вечного спасения; и смотрели вместе с вами в одну сторону.

И в качестве поздравления хочется зачитать вам стихотворение одного замечательного доброго пастыря – игумена Иова (Кузьмина), настоятеля Покровского храма села Пустоша Шатурского района Московской области. Сборник своих стихов он совсем недавно мне прислал. Я думаю, отец Иов не будет против, если я зачитаю из его сборника одно замечательное стихотворение, которое можно адресовать всем православным женам:

Человек, свободу береги,

А еще любовь к родному краю.

Веруй Богу, никогда не лги –

И тогда причастным станешь раю.

Если будешь Богу угождать,

Станет жизнь твоя светлей и краше.

Там, где Бог, – там мир и благодать,

Все, что мы имеем, – все не наше.

Где б ни жил ты –

В городе, в селе,

Церковь чти, питай к ней уваженье.

Церковь – это небо на земле,

Дарит людям радость и спасенье.

Вот такое замечательное стихотворение. Отца Иова благодарим за этот сборник стихов, и дай Бог, чтобы ему Господь приумножил силы и таланты во славу Божию.

– Спасибо Вам большое, отец Димитрий, за поздравление!

Тема нашей передачи сегодня «Возможна ли настоящая любовь без покаяния?». Отец Димитрий, почему Вы выбрали именно эту тему сегодня – тему любви и покаяния?

– Видите ли, один из выдающихся богословов Русской Православной Церкви, который нес свое служение на рубеже XIХ–XX веков и сподобился за свою верность Богу мученического венца, – священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, один из блестящих и ярчайших богословов XX века, который был правой рукой Святейшего патриарха Тихона и очень много потрудился на ниве церковной, в своем главном богословском труде, посвященном догмату о Церкви, очень мудро отмечает, что эпоха XIX–XX веков – это эпоха экклезиологических ересей. Те ереси, которые волновали церковный народ, церковное сознание в первое тысячелетие, в основном касались учения о Святой Троице, Божества Христа Спасителя, Его человеческой природы, соединения двух природ во Христе. А эпоха, в которую мы живем (я думаю, до сих пор слова священномученика Илариона актуальны), – это эпоха ересей экклезиологических. В чем это проявляется в обычной жизни? В чем простые современные граждане могут видеть проявление таких экклезиологических ересей?

– Что значит «экклезиологические»?

– Экклезиология – учение о Церкви («экклесия» – церковь), а экклезиологические ереси – это ереси против единства Церкви. Есть разные точки зрения: что у Единой Святой Соборной Церкви якобы есть церкви-сестры и якобы спасительная благодать существует в каких-то сообществах вне Единой Святой Православной Церкви. Так вот, как простые люди могут видеть проявление экклезиологических ересей? Сейчас, конечно, слава Богу, поменьше стало откровенных атеистов, которые  направо и налево говорят, что Бога нет и что мы произошли от обезьяны. Такие люди, к сожалению, есть, но они уже не играют столь важную роль в общественной жизни.

Сейчас почти все говорят о Боге, но каждый говорит о Боге по-разному. В социальных сетях в Интернете (и просто общаясь по миссионерской работе) часто приходится видеть, как люди призывают священников или мирян: «Посмотрите, мир погибает. Сколько людей тянется к Богу, им надо рассказать о Боге, надо, чтобы они шли к Богу, но не в Церковь». А почему не в Церковь? Да потому что в Церкви одно морализаторство, долгие проповеди. Якобы у многих современных людей, считают проповедники таких точек зрения, особенно у тех, которые находятся в сложной жизненной ситуации, у молодежи, буквально отторжение: им не нравятся длинные бороды, черные рясы; все это вызывает у них отторжение. Люди тянутся к Богу, а Церковь якобы, как черная туча, стоит на их пути и уводит их от Бога. То есть как бы главная мысль такая: надо людям идти к Богу, но ни в коем случае не в Церковь. Вот так проявляются ереси. Вроде бы благие намерения, что люди должны спасаться, бороться с грехами, должны узнать о Христе...

– А как же люди будут бороться с грехами? Один на один с грехом?

– Вот точка зрения  таких проповедников. Это представители разных неохаризматических групп, сектантских, околосектантских. Знаете, это как бы веяние времени. В умах людей, которые даже не принадлежат какой-то отдельной деноминации или какой-то религиозной группе, общее представление, что надо людям напоминать о Боге, но лишь бы они не шли в Церковь. Вот такая очень болезненная ситуация.

– А что предлагают эти люди?

– Они предлагают более легкие, более короткие пути: рассказать людям о Христе, рассказать о Евангелии и чтобы люди якобы сразу, очень быстро, избавились от своих каких-то застаревших проблем, сразу полюбили Бога, сразу полюбили ближних. Наверное, и Вы слышали, Дионисий, сколько сейчас рассуждений о любви. О любви сейчас говорят все кому не лень. Но каждый в понятие «любовь» вкладывает свой смысл. «Надо любить! Вместо того чтобы ходить в храм, лоб крестить, свечки ставить, пост соблюдать, – надо любить. Не нужно это морализаторство церковное, а надо больше любить людей».

Один достаточно известный неохаризматический проповедник (не буду называть его имя, чтобы не создавать ему рекламу в прямом эфире нашей программы) буквально так и говорит: «Церковь удаляется от Бога, Церковь занимается каким-то внешним служением, а надо идти к Богу». И он как бы призывает людей: «Не идите в Церковь, а идите прямо ко Христу. Христос распростирает Свои объятия, чтобы принять вас, а Церковь уводит вас подальше от Христа».

– Вопрос телезрителя: «Христос воскресе! Я по мере своих слабых сил пытаюсь в некотором роде миссионерствовать среди неверующих. И у меня возникают сомнения. На некоторых православных сайтах, в некоторых социальных православных группах появляются ролики явно протестантского направления. Один из последних, которые я увидел, назывался «Евангелие за четыре минуты». У меня вопрос: как относиться к этому? Не к самим роликам – понятно, что это все не наше, но к тому, что появляются-то они именно на православных страницах».

– Очень актуальный вопрос. Знаете, один из выдающихся миссионеров XX века иеромонах Серафим (Роуз) в своем выдающемся произведении «Православие и религия будущего» (у него два выдающихся произведения «Душа после смерти» и «Православие и религия будущего»; это книги, которые были неоднократно переведены на многие языки мира) обращал внимание, что одна из особенностей современных людей – это желание застаревшие и очень сложные проблемы решить путем пошаговых, очень простых действий.

В Интернете действительно есть очень много роликов: «Евангелие за три минуты», «Евангелие за две минуты». Рядом с ними рекомендации, например, как человеку очень полному, который уже в очень тяжелом состоянии по здоровью, похудеть за два приема. Или выучить английский язык за три урока, или еще что-нибудь выучить за одну ночь. Это как бы общее желание людей: быстро достичь какого-то результата, не прилагая серьезных усилий и не меняя самого себя. И как раз из разряда таких предложений «Евангелие за четыре минуты».

Но, отвечая на Ваш вопрос, я бы Вам очень рекомендовал найти в Интернете и послушать проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, которая была 18 апреля, во вторник Светлой седмицы в Троице-Сергиевой лавре. Потрясающая по своей глубине и точности проповедь. Я своими словами сейчас воспроизведу. Святейший как раз обращал внимание на то, как в евангельском повествовании от Луки Лука и Клеопа шествуют в Эммаус, встречают Самого Спасителя воскресшего и, видя Его, в то же время Его не узнают. Они Его принимают за какого-то путника, который якобы не знает о происходивших на днях событиях, и даже с недоумением Его спрашивают: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь, что здесь происходило?» И после того, как Господь, отвечая им, от Моисея и от всех пророков объясняет им Священное Писание, они Его слушают и в то же время Его не узнают. У них буквально горит сердце, но, слушая проповедь Самого Живого Христа Воскресшего, в то же время Его не узнают. И только когда они вошли в дом и когда Господь преломил хлеб, то есть совершил Таинство Евхаристии, в этот момент открылись их очи, они узнали Христа, Который до этого вместе с ними шел и открывал им смысл Священного Писания о Нем.

И вот Святейший Патриарх сказал очень мудрую мысль; хотелось бы, чтобы как можно больше наших телезрителей ее поняли. Многие современные люди хотят путем рационального познания прийти к Богу: читают философские книги, богословские книги, слушают разные проповеди, выступления и думают своим умом узнать Христа и прийти к Нему. Святейший подчеркивает очень важную мысль, что все это тоже нужно, это тоже как бы некий этап подготовки для согревания сердца. Но чтобы увидеть Бога в своей жизни, в жизни своего народа и в жизни вообще человечества,  надо очистить душу покаянием и соединиться с Ним в Таинстве Евхаристии. То есть Евхаристия – это центр жизни Церкви. Поэтому едва ли через какие-то ролики или какие-то выступления, хоть короткие, хоть длинные, мы можем познать Бога. Надо очистить свою душу покаянием, только тогда можно к Нему прийти.

Поэтому что можно посоветовать? Конечно, надо с большой осторожностью относиться к разного рода протестантским и любым роликам, потому что они адресованы якобы людям в сложной жизненной ситуации. Но мы прекрасно знаем (каждый может свое вспомнить): когда ты в сложной жизненной ситуации, когда тебя давит уныние, тоска, депрессия, и, допустим, ты посмотришь ролик на четыре минуты, допустим, ты задумаешься, но ровно на четыре минуты – и все. А дальше твоя проблема, твоя скорбь, тоска вновь тебя поглотят, ты тут же забудешь даже самые красивые, самые яркие слова и образы. Тут необходимо соприкосновение с благодатью Божией.

Сразу опережаю вопрос, который чаще всего задают в этой ситуации люди светские. Мне приходилось слышать этот вопрос даже от людей вроде бы воцерковленных: «А что вы можете предложить? Отец Димитрий, Вам легко рассуждать, а Вы попробуйте сами, пойдите к людям, у которых сложная жизненная ситуация, к молодежи, которые из-за неразделенной любви готовы руки на себя наложить. Попробуйте им что-то сказать. Что Вы им предлагаете?»

Спешу сразу и на этот вопрос ответить, дорогие друзья. Можно предложить только то, что Святая Церковь всегда предлагала. Таким людям нужна жертвенная любовь и молитва за них. Попробуйте каждый, кто действительно желает миссионерствовать, кто желает помочь людям, которым очень тяжело, пойти хоть на малую жертву ради Христа для ближних. Как мы в Евангелии читаем: бедная вдовица две лепты положила в церковную сокровищницу, а Спаситель обратил на нее внимание Своих апостолов и сказал: «Эта вдовица положила больше всех, потому что другие от избытка клали, а она от скудости положила все свое пропитание».

Вот давайте каждый из нас попробует хотя бы два раза в неделю, в постные дни, в среду и пятницу, почитать Акафист Пресвятой Богородице или канон молебный Божией Матери и отказаться от любимого фильма, любимой передачи, от чего-то, что вы очень любите. И скажите: «Господи, я большего сделать не могу. Прими эту мою малую жертву (молитвенную, пост), Господи, и помоги Сам тем, кто сейчас больше всего нуждается. Может быть, кто-то умирает от рака и нет даже обезболивающего лекарства; или кто-то из молодых людей действительно из-за неразделенной любви готов себе вены порезать или сделать еще что-то экстремальное... Господи, Ты Сам знаешь лучше, кому сейчас нужна помощь. Прими мою малую жертву и помоги именно этим людям».

– То есть молитва сопряжена с жертвой.

– С малой жертвой. Приведу пример из жизни преподобного Паисия Святогорца. Я его очень люблю, поэтому часто его цитирую. В 1959 году он жил в монастыре Стомион. Монастырь Стомион находился на расстоянии двух часов пути от Коницы, где прошло его детство, где жили родители преподобного. Дорога была очень узкая, с одной стороны – скала, с другой – пропасть, поэтому идти нужно было очень-очень осторожно. Известен случай, когда молодые люди в непогоду, в грозу, пошли в горы и забрели в монастырь Стомион. Старец Паисий уложил их в келье, предложил им трапезу и почувствовал (Господь ему открыл), что вдова, мама этих мальчиков, переживает, но никакой вести нет. И старец Паисий, несмотря на дождь, по этой узкой дороге в темноте два часа шел в Коницу.  Постучал ночью к вдове, она открыла и удивилась, что он стоит. Он ей говорит: «Не переживай, мальчики у меня в монастыре, с ними все в порядке». Понимаете, это жертва: пройти два часа по очень узкой дороге в грозу для того, чтобы женщине, которая переживает, сообщить о детях, ее успокоить. Ясно, мы можем возразить, что мы не способны на такие великие жертвы.

Или еще пример из жизни преподобного Паисия. Когда он подвизался на Синае, узнал, что у одного мальчика-бедуина по имени Сулейман от туберкулеза умер отец. И для того, чтобы эту очень бедную семью поддержать, преподобный Паисий каждую ночь шесть часов босиком шел по острым камням пустыни, чтобы какие-то печенья, хлеб отнести этому мальчику. Шесть часов пешком по острым камням! Конечно, мы такие жертвы, может быть, понести не можем. Но давайте научимся хоть малую жертву делать и молиться, чтобы Господь Сам помог тем, кто больше всего в этом нуждается.

– Отец Димитрий, Вы сказали, что многие проповедники призывают к Богу, минуя Церковь. Если я правильно понимаю, такие проповедники не берут во внимание покаяние и очищение души человека и призывают, минуя этот необходимый этап, неочищенным прийти к Богу?

– Совершенно верно. Люди пропитаны протестантским духом. Само слово «протестантизм» – как некий протест. Протестантизм на исторической арене возник как протест против римокатолицизма, а у немалого числа современных, особенно молодых людей протест против старших, против любых устоев как раз в этом и проявляется.

– В том числе против Церкви. Возникает антагонизм.

– В том числе и против Церкви, потому что в Церкви есть определенный порядок, есть определенная духовная дисциплина. Они даже слово «покаяние» понимают так: прийти и свечу поставить или что-то сделать, а то и просто сесть где-нибудь на диване дома и просто сказать: «Господи, прости меня». И все.

В Интернете одна очень популярная молодая девушка рассказывает, как она пришла ко Христу. Рассказывает о своей тяжелой жизни, как тяжело ей было с родителями и как теперь она называет Христа Спасителя папой, говорит: «Папа, Ты любишь меня, Ты меня ласкаешь, я для Тебя самая лучшая». У нее уже отношения с Богом панибратские.

– Вопрос телезрительницы: «Христос воскресе! Меня очень беспокоит проблема подростковых групп в социальных сетях, пропагандирующих зацепинг и другие опасные для жизни детей виды игр, приводящих к самоубийству. Как помочь родителям? Что говорить детям? Ведь уже и законопроекты приняты, и уголовная ответственность за пропаганду предусмотрена».

– Да, Вы правы, вся здравая часть общества сейчас активно борется с этими явлениями. Но мне бы хотелось обратить внимание вот на что. Несмотря на колоссальное число новых вызовов и новых искушений, которые стоят перед подрастающим поколением в наше время (вызовы и искушения, которые лет пятнадцать-двадцать назад мы в самых страшных фантазиях не могли представить, что такое возможно), огромная ответственность все равно лежит на родителях. Это ответственность перед Богом, и эту ответственность никто с нас, родителей, не снимает. Постараюсь пояснить свои слова на примере опять-таки из жизни преподобного Паисия Святогорца.

Преподобный Паисий неоднократно с теплотой вспоминал свою маму и своим духовным чадам и людям, которые к нему приходили, рассказывал о том, как она в раннем детстве на самом раннем этапе пыталась ограничивать проявление в нем гордости и тщеславия – двух самых страшных, можно сказать, центральных страстей. Будучи мальчиком, Арсений (будущий преподобный Паисий) очень быстро бегал по двору, обгонял всех остальных ребят, и кто-то из-за этого его даже дразнил, кто-то восхищался, что он самый ловкий; он из рогатки стрелял лучше всех.

И когда он возвращался домой, мама ему говорила: «Арсений, а зачем ты хочешь бегать быстрее всех? Хочешь, чтобы тобой любовались? В этом проявление гордости, тебе так делать не надо. Хочешь бегать – бегай во дворе, а зачем ты бегаешь так, чтобы быть на виду у всех, чтобы тебя хвалили?» То есть мама будущего великого подвижника с самого начала пресекала проявления гордости. И он, кстати, во время войны, которая была в Греции, проявлял чудеса самоотвержения и героизма. То есть, оказывается, героизм во всех смыслах этого слова – и воинский героизм, и духовный героизм – основан не на гордости и тщеславии, а как раз на самоотвержении. И именно самоотвержение надо в детях воспитывать и с самого начала пресекать гордость и тщеславие.

А теперь, дорогие мои друзья, не хочется никого обидеть, но представьте себе, что ситуация во многих современных семьях с точностью противоположная. Когда ребенку не то что не пресекают страсти, а, наоборот, культивируют их и провоцируют. Например, мальчик в начальной школе говорит: «Пап, у ребят какой-то новый крутой телефон». И папа говорит: «Не переживай, я тебе куплю лучший телефон, как ни у кого». Или: «Не переживай, мы тебе лучший компьютер купим». Или: «Получил двойку – не переживай; если надо, мы тебя переведем в другую школу, ты будешь учиться в лучшей гимназии». А потом: «Не волнуйся, мы тебе сделаем такую карьеру, ты будешь лучший, ты всего достигнешь». Представьте, ребенок растет с мыслью: он лучший, он все может, он всего достигнет!

И вот представьте себе, такой молодой человек, подросток, в силу отсутствия жизненного опыта, подросткового стремления (может быть, подспудного, неосознаваемого) к героизму, к подвигу попадает в ситуацию, где как раз враг нашего спасения дьявол, как профессиональный музыкант легким движением рук издает аккорд, сыграет на этом его желании быть лучшим... Подростки собираются и говорят: «Слушай, а ты можешь подняться на электричку и на ходу, встав в полный рост, себя сфотографировать? Смотри, сколько мне лайков поставили! Я это сделал. А тебе слабо так? Попробуй». И все вокруг смотрят. И как вы думаете, дорогие друзья, легко ли подростку твердо и спокойно сказать: «А мне это неинтересно, я не считаю это героизмом, я этого делать не буду»? Все мы были молодыми и знаем, что будет дальше, сразу смех: «Да он трус, да он слабак». И прочие синонимы этих слов, порой даже ненормативные. И вот какую надо иметь устойчивость в подростковом возрасте, чтобы спокойно, но твердо сказать: «А я этого делать не буду. Я не считаю, что круто, например, подняться на многоэтажку, встать на руки на самом краю, сделать что-то заведомо опасное для жизни. Я не считаю, что это героизм». И выйти из среды этих детей и подростков.

Не напрасно же все мудрые детские психологи, педагоги говорят, что надо так воспитывать детей, чтобы, с одной стороны, они не были белыми воронами в обществе, в коллективе, а с другой стороны, не шли на поводу у толпы. И иной раз, в некоторых ситуациях, вы уж меня простите, даже быть белой вороной (отказаться, не делать то, что делает та или иная группа людей) – это меньшее зло. Но для того чтобы это воспитать, надо же с детства прививать чувство, чтобы ребенок не стремился к этому дешевому, глупому героизму.

Или другой нюанс: какой пример показывают многие взрослые люди подросткам? Например, сфотографировали какой-то семейный праздник, выложили фото в социальные сети и слушают комментарии, как порой совершенно незнакомые люди, неизвестно откуда появляющиеся, дают свои оценки внутренней жизни твоей семьи. Люди чрезмерно, иной раз даже трепетно дорожат мнением совершенно посторонних людей; всю свою внутреннюю жизнь выкладывают на всеобщее обозрение и слушают комментарии. Девочка или мальчик растут в такой среде, видят, что родители доверяют свою внутреннюю жизнь социальным сетям. И когда у подростка возникает какая-то сложная ситуация, например депрессия, или в школе кто-то обижает, или неразделенная подростковая влюбленность, он тоже доверяет свои чувства социальным сетям. И оттуда приходит комментарий: «Ой, не переживай, у меня тоже такое было. Я тебя понимаю. Предки тебя не поймут, учителя тебя не поймут, а я тебя понимаю». Хочешь, сделай то-то и то-то. И так по цепочке человек попадает в группу, а затем его подталкивают к самоубийству люди злонамеренные.

– Имеются в виду группы зацепинга?

– В том числе. И опасный спорт, и откровенное самоубийство – разные группы, которые, слава Богу, блокируют и уже предусмотрена уголовная ответственность за это. Но я возвращаюсь к мысли, дорогие мои друзья, что ответственность лежит на нас, родителях, как мы детей воспитываем, чтобы они были готовы к этим непростым вызовам современности.

– Почему же человек так подвержен влиянию соцсетей, так безрассудно доверяет свою жизнь соцсетям?

– Потому что это страшная многоликая страсть тщеславия: хочется получить ложную славу.

– То есть соцсети – это на самом деле почва для развития тщеславия.

– Да, потому что тут себя выставляешь напоказ и ждешь этих лайков или каких-то одобрений от людей. Кто-то вас одобрит в соцсетях, а в реальной жизни, если бы вы с ним встретились, он вас и не одобрит, и ни в чем не поможет по-настоящему. Вот такое безрассудное доверие социальным сетям. Это вообще беда нашего времени!

– Вы сказали, что даже в сложной ситуации человек доверяет свою жизнь соцсетям. Допустим, человек в сложной ситуации прибегает к молитве и просит помощи Божией. Как узнать человеку, в чем заключается, как проявляется воля Божия?

– Видите ли, вся православная аскетика нам однозначно говорит в подобных вопросах, что надо спрашивать у духовно опытного реального человека, а не у виртуального. Поэтому идеальный вариант, чтобы у каждого христианина (христианки) был духовный отец – это духовно опытный священник. Необязательно искать чрезмерно святого, бесстрастного, совершенно безупречного. Может быть, это будет просто добрый пастырь, который служит в ближайшем приходе или монастыре, которому вы доверяете, у которого исповедуетесь. Спрашивайте у него совета. То есть воля Божия познается через вопрошание духовно опытных людей.

Например, преподобный Паисий Святогорец говорил, что если ему предстоит решать что-то в отношении самого себя, он обязательно, даже если знает, как поступить, пойдет и спросит совета у другого монаха, чтобы во всем отречься от своей воли, своего понимания, своего эгоизма. Иной раз он даже у детей спрашивал: «Как ты считаешь, мне так поступить или так?» Но перед этим сердечной молитвой он просил, чтобы Господь открыл ему Свою волю через первого, у кого он спросит. Но это, конечно, особая высота, особая чистота сердца. Это отнюдь не значит, дорогие мои друзья, чтобы мы с вами у первых встречных, тем более у детей, спрашивали, как нам поступать. Нам как раз надо спрашивать у духовно опытных людей; у каждого должен быть духовный отец.

– Вопрос телезрительницы: «Христос воскресе! Мы несколько лет слушаем лекции известного православного автора, катехизатора Сергея Михайловича Масленникова, в которых узнаем много нового и полезного для себя. Но вот когда прослушали лекции о таинстве Соборования, у нас возникли недоумения и сомнения: стоит ли идти на это таинство? Рассуждая об этом, мы не пришли к одному мнению. Как нам быть? Помогите».

– Благодарю Вас за вопрос. Я господина Масленникова Сергея Михайловича лично не знаю, мы с ним не знакомы,  его произведения, книги и лекции я не смотрел и не слушал. У меня есть такая жизненная позиция: если я достоверно что-то не знаю, то всегда остерегаюсь давать какие-то личные оценки. Поэтому, позвольте, отвечая на Ваш вопрос, я поделюсь некоторыми своими наблюдениями не конкретно о господине Масленникове, а в целом.

Допустим, если самый благочестивый, самый верующий, благоговейный, ревностный мирянин и самый ревностный, благоговейный пастырь будут говорить лекцию на одну и ту же тему, например о таинствах, то восприятие все равно будет немножко разным. Знаете, почему? Потому что в таинстве Священства дается благодать; в молитве, когда архипастырь рукополагает, произносятся такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Божественная благодать так поможет пастырю произнести какие-то истины, какие-то слова, проповедь, что она не вызовет отторжения, а умиротворит душу. И, допустим, благая обеспокоенность, сокрушение о грехах растворены надеждой на милосердие Божие. Это когда говорит благоговейный священник. Мы сейчас рассматриваем не те случаи, когда говорят нерадивые люди, а когда говорит благоговейный священник и благоговейный мирянин. Когда говорит благоговейный, грамотный, образованный мирянин, он говорит все правильно, потом еще правильнее, потом еще правильнее, а потом так правильно, что слушатели порой начинают дышать через раз, а к концу выступления они уже начинают переживать и сомневаться, стоит ли вообще что-то делать.

Поэтому необходимо, чтобы была рассудительность. А рассудительность – это дар Божий. И чтобы стяжать рассудительность, надо очень-очень много подвизаться, каяться самому. Не напрасно святой апостол Иаков в своем послании, в начале третьей главы, говорит: «Немногие делайтесь учителями, ибо мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем». Вот почему священник может сказать, например, о таинствах так, а мирянин может сказать немножко иначе.

Поэтому нужна благоразумная осторожность. И «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»... Порой мы видим, что какие-то наши слова, наши выступления, лекции приводят к тому, что человек послушал о покаянии и подумал: «Господи, я же все равно сейчас покаюсь, а потом в эти же грехи опять впаду. Потом покаюсь – и опять в эти же грехи впаду. Так, может быть, мне лучше вообще тогда и не идти на исповедь? Потому что я же точно знаю, что я немощный и все равно в эти же грехи впаду».

По поводу причащения Святых Христовых Таин – понятно, что никто этого не достоин на земле. «Так, может, мне лучше тогда и не причащаться? Я же все равно недостоин?..» Или по поводу таинства Соборования: «В таинстве Соборования прощаются грехи забытые и сделанные по неведению, но я же не знаю, какие именно из забытых и какие из сделанных по неведению простятся, а какие не простятся. Может быть, Господь именно эти простит, а вот эти не простит. Так, может быть, мне тогда лучше вообще не идти на соборование?..»

В конце концов, впав в совершенное уныние и малодушие, человек задаст себе вопрос: «А таинство Крещения – это же огромная ответственность. Сказано в Священном Писании: кто будет веровать и креститься, спасен будет. А я же не помню, какая была у меня вера: меня принесли младенцем и покрестили. А может, и у родителей-то не было настоящей веры? Раз меня Господь все равно в ад направит, у меня столько грехов, я ничего не достоин, так, может быть, мне не нужно было и креститься вообще? Так бы я попал в ад, но меня бы меньше мучили, как язычника, как безбожника. А это же огромная ответственность, и я ее не оправдал. Так, может, мне и креститься-то не надо было?..»

Я, конечно, немножко утрирую, дорогие мои друзья. Но, думаю, вы понимаете, о чем идет речь. Если какие-то наши выступления, которые имеют доброе начало, добрые побуждения, порой (я подчеркиваю!) приносят такие плоды, то надо хорошо задуматься. Потому что по плодам их узнаете их, говорит Господь Иисус Христос. Может быть доброе начало, может быть много добрых плодов поначалу, но если в конце такие перегибы, если вся система взглядов больше переносит нас из эпохи Нового Завета в эпоху Ветхого Завета, где око за око, зуб за зуб, глаз за глаз (и отношение к Богу такое, как Господь сказал: «Я тебе эти грехи прощу, а эти все равно не прощу, ты от Меня получишь по полной»), – такое отношение к Богу совершенно нехристианское.

Поэтому я Вам рекомендую вот что. Посмотрите на икону «Воскресение Христово», где Господь изображается попирающим врата ада. Господь сокрушает врата ада, и мы видим Христа, выводящего из ада Адама, Еву и всех праведников Ветхого Завета. Господь врата ада сокрушил по любви к нам Своей крестной смертью и воскресением. А порой бывает, что наши очень правильные слова делают узкие врата в Царствие Божие настолько узкими!.. Господь и так говорит, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. Но если мы слишком постараемся так сузить врата Царствия Небесного, что никто даже не дерзнет к ним приблизиться, то это, конечно, не очень правильно. Поэтому надо быть осторожнее. Если у вас есть альтернатива почитать, например, святителя Игнатия или послушать истолкование святителя Игнатия из очень правильных уст, то лучше уж почитать самого святителя Игнатия, чем толкование, чтобы не приходить порой к очень опасным выводам.

А в заключение хочу сказать, что это мое личное мнение. Если Вас оно не устраивает, то спросите у более рассудительных, более мудрых священников.

– Отец Димитрий, что нужно сказать человеку о покаянии, чтобы у него не возникло подобных сомнений, о которых Вы говорили? Каковы свойства истинного покаяния?

– Истинное покаяние, как говорят многие святые отцы, – это как бы повторное крещение, крещение слезами. Мы в таинстве Крещения в воде очищаемся от первородного греха и всех грехов, которые у нас были (если взрослый человек принимает таинство Крещения). А таинство Покаяния дано нам как повторное крещение, если мы вновь падаем в те же грехи. В таинстве Покаяния, если мы искренне, глубоко, с сокрушением сердца каемся, Господь дает Свою благодать и стирает все те грехи, в которых мы сознательно каемся.

Вот почему преподобный Паисий Святогорец неоднократно остроумно предлагал людям сфотографироваться перед исповедью и после нее. Потому что даже внешний вид человека меняется, если он искренне покаялся. Вначале человек был очень подавленный, смотрел исподлобья, как будто тяжелая плита грехов его давила. А вот он искренне покаялся – и его душа наполняется радостью, надеждой на милосердие Божие. Покаяние – это великое чудо; чудо именно крещения слезами, повторное крещение.

– Что может помочь человеку так искренне покаяться?

– В первую очередь, конечно, сама благодать Божия. Если человек просит у Бога милости. Вообще это тайна, как благодать Божия касается человеческой души, потому что она может коснуться ее в любой момент. Человек может просто идти по городу, в суете, вдруг бросить взор, увидеть купол храма, крест, и что-то в его душе шелохнется. И забыв, куда он шел, человек заходит в храм, становится перед иконой Пресвятой Богородицы, у него буквально льются слезы, он вспоминает свои грехи. То есть это тайна, как воздействует благодать Божия. Кто-то может услышать чей-то пример, как кто-то покаялся, изменился. Пример архимандрита Кирилла (Павлова), известного духовника Троице-Сергиевой лавры и духовника всея Руси (я думаю, не ошибусь, если так скажу): он во время Великой Отечественной войны нашел Евангелие, открыл его, начал читать и настолько проникся содержанием, что хранил это Евангелие всю войну, и оно полностью перевернуло его жизнь. То есть благодать Божия действует таинственно и может настигнуть человека везде.

– Вопрос телезрительницы: «Христос воскресе! Некоторые мои знакомые уходят из одного храма в другой, потому что им что-то не понравилось в самом священнике или приход не понравился. Постоянно они всем недовольны. Как им помочь?  И правильно ли, что они ходят из прихода в приход?»

– Ситуация непростая, конечно. Отвечая на Ваш вопрос, хочется вспомнить повествование из Древнего патерика (я его постараюсь передать близко к тексту, своими словами) про одного монаха, подвижника, который подвизался в монастыре. Все братья к нему хорошо относились: «Простите, благословите...» А один из братии всячески ему докучал, проявлял к нему недоброжелательность. И он не смог терпеть эту несправедливость (как он сам считал): «Как можно? Я в обители, все тут ангельского жития должны достигнуть, а он мне досаждает и досаждает». И он взял благословение у игумена уйти в другой монастырь.

Нашел другую обитель, пришел, начал там подвизаться, но там среди братии нашлись уже двое таких, которые были к нему не расположены. Он понял, что терпеть такое долго нельзя: как можно спасаться, если тебе доставляют столько проблем? «Я ж хочу спастись, а чего они мне досаждают?» Взял благословение у игумена, котомку, ушел. Нашел третью обитель, где все идеально: газончики, альпийские горки, все покрашено, побелено. Ему обитель с первого взгляда понравилась, и он говорит: «Буду здесь подвизаться». Его приняли, он начал подвизаться, но здесь уже три человека проявляли к нему нерасположение: то его толкнут, то оскорбят, то он кланяется, а ему не отвечают, то ему суп холодный дадут на трапезе. И он понял, что терпеть такое долго нельзя: «Обитель – это же небо на земле. Как можно такое терпеть? Здесь спасаться невозможно, пойду в следующую обитель».

Другая обитель – не монастырь, а сказка: для каждого монаха отдельная келья, тройные пластиковые окна, в каждой келье евроремонт, все удобства в келье, в каждой келье у каждого брата Интернет проведен для того, чтобы в свободное от молитвы и послушания время смотреть, как и от чего люди в миру погибают. Игумен – святой человек, вся братия как ангелы. Он говорит: «Все! В этой обители останусь подвизаться». Но уже четверо из братии такой прекрасной обители, где созданы были все условия для самого утонченного и требовательного к другим подвижника, оказались к нему не расположены, а он не смог терпеть такой несправедливости и ушел из этой обители.

В следующей обители было уже пятеро таких, пока он не понял, что в каждой следующей обители будет на одного больше. И он говорит: «Вернусь в самую первую обитель и буду там терпеть ради Христа за свои грехи. Кто бы мне ни досаждал, я буду себя менять, а не окружающих».

Вот что можно посоветовать. Но это случай из патерика, а современная жизнь ставит новые вызовы. Поэтому надо самому себе в первую очередь задать вопрос: чем я движим, какими мотивами, если, допустим, на том или ином приходе не могу молиться? Потому что всякое бывает, мы все немощные. И понять. Если человек движим эгоизмом и гордыней, то для такого человека нигде не найдется подходящего храма и монастыря. Кстати, дорогие друзья, сейчас я вам открою «страшную» тайну в прямом эфире, можете даже записать кто желает. Человек, у которого очень много эгоизма, если он посетит все православные храмы на планете Земля, познакомится со всеми православными священниками, нигде не найдет священника полностью идеального, безупречного. Все батюшки разные, но все будут по-разному неподходящими. Поэтому единственный путь –начать исправлять самого себя.

А если наши мотивы, по которым мы не можем ходить в какой-то храм, добрые, благие... Приведу такой пример. Есть один замечательный храм, где звучат четыре проповеди за Божественной литургией: проповедь в начале, после Евангелия, перед причащением мирян и в конце, перед тем как получить крест. Естественно, здесь многодетные мамы с маленькими детьми, которые плачут, когда долго ждут причащения… Очень немощные, больные люди понимают, что храм прекрасный, батюшка золотой от макушки до пят, все здесь прекрасно, но в этом храме, где так много проповедей, они просто не могут молиться. Господь в Евангелии говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется». А не домом многословия. Поэтому они понимают, что при всей любви к этому храму они с детьми лучше будут ходить в другой храм, где чуть-чуть поменьше наставлений, где дети хотя бы не будут по пятнадцать минут плакать, ожидая причастия. А более немощные люди раньше освобождаются от таких наставлений, переходят в мир иной и получают уже там воздаяние. Но люди с этого прихода проходят мытарства по облегченному варианту, кстати, потому, что духи злобы говорят: это прихожанин такого-то храма, он уже претерпел при жизни мытарства, поэтому его уже можно пропустить без особых требований.

Вот я постарался кратенько Вам ответить. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Если возникает такая ситуация, когда человек хочет перейти из одного прихода в другой, стоит ли в этой ситуации брать благословение у духовника?

– Однозначно. Если духовный отец есть, вся эта ситуация решается еще проще: с совета духовника. Нужно подойти и сказать: «Батюшка, нам тяжело, мы не можем в этот храм ходить (по самым разным причинам)». Естественно, духовник благословит: попробуйте в такой-то монастырь или такой-то храм ходить. Желательно, чтобы все это было по благословению, согласовано. Тогда это будет правильно, не будет самочинием. Потому что там, где самочиние,  враг обязательно свои проценты возьмет.

– Скажите, человеку, который подвизается и уже преуспел, нужно ли покаяние?

– Святые отцы Церкви говорят, что покаяние – это бесконечное рукоделие. По-моему, у преподобного Исаака Сирина (могу ошибаться, но у одного из святых отцов древности) есть такое выражение: «бесконечное рукоделие покаяния». Даже если человек преуспел во многих добродетелях... Тут есть еще один очень важный нюанс: человек, преуспевая в добродетелях, преуспевает в смирении. А смирение не дает ему видеть его преуспеяние. То есть чем больше человек преуспел в добродетелях, тем более смиренным он становится.

Преподобный Серафим себя называл убогим Серафимом. Если бы ему кто-то сказал: «Батюшка Серафим, Вы, говорят, великий святой, Вам Божия Матерь являлась», он бы ответил: «Я хуже всех людей». Он всем кланялся в ноги и называл: «Радость моя». С преподобным Паисием Святогорцем, которого не случайно сравнивают с преподобным Серафимом, считая его Серафимом XX века, был случай. Он с одним своим духовным чадом посещал Австралию по приглашению епископа Сиднейского, для того чтобы поддержать диаспору греков, живущих там, накануне Великого поста.

И случился один удивительный пример, который остался в памяти тех, кто это видел. Старца Паисия пригласили ответить на вопросы взрослых о духовной жизни, а потом детей. Дети не знали греческого языка, поэтому священник переводил слова старца Паисия. Когда преподобный Паисий стоял перед детьми, он сказал очень кратко: что надо любить Бога и все его творения (листочки, растения, животных). Все любить, слушаться родителей и питать благорасположение ко всему. И замолчал. Священник перевел ответ старца Паисия детям. Дети с ожиданием смотрят, что старец скажет еще. А преподобный Паисий смотрел на них молча, с любовью и кротостью, и ничего больше не говорил. Священник говорит: «Геронда, скажите детям еще что-нибудь, чтобы они запомнили Ваши слова». И преподобный Паисий говорит им: «Прощаюсь с вами», – и поклонился им до земли. Это так растрогало и самих детей, и этого священника!..

Потом он вспоминал: что бы ни рассказал старец Паисий, как и многие другие пастыри, дети рано или поздно все это забыли бы, в силу детского возраста. Но вот этот поступок, когда с глубоким смирением он поклонился им в ноги, им запомнился лучше, чем какие-то слова.

– Спасибо Вам большое, отец Димитрий. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

– Храни вас всех Господь, дорогие друзья! С наступающим праздником святого великомученика Георгия Победоносца и с Днем Победы! Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Денис Береснев

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать