Беседы с батюшкой. Уличная миссия

1 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает диакон Григорий Борисов, студент 4-го курса бакалавриата СПбДА, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

– Сегодня темой нашей беседы станет уличная миссия. Давайте начнем с того, что поразмышляем об актуальности именно православной уличной миссии. Вообще целесообразна ли она, нужна ли сегодня и что может из себя представлять именно в наши дни?

– Для начала, наверное, стоит разобраться с тем, что такое миссия и зачем она нужна. В широком смысле миссия – это проповедь, как словом, так и делом и всей своей жизнью, проповедь с целью пробуждения веры в человеке, в собеседнике, в наших ближних. Миссия является существенным свойством Церкви Христовой и каждого верующего, в частности каждого христианина, она является повелением Самого Господа Иисуса Христа. В конце Евангелия от Матфея мы встречаем такие слова: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча соблюдать все, что Я заповедал вам». Особенно актуально эти слова звучат после Пасхи и читаются каждое воскресенье во время крестного хода. Также в Евангелии от Марка есть прямое повеление последователям и ученикам Иисуса Христа заниматься проповедью. В предельном смысле все мироздание является сферой пастырской, миссионерской ответственности христианина.

– То есть если я православный христианин, верующий человек, то хожу в церковь (насколько часто – это уже другой вопрос), молюсь, живу евхаристической жизнью…

– Это уже более существенный момент, нежели хождение в церковь, потому что миссия, конечно, предполагает определенный образовательный ценз. Но все-таки, мне кажется, более важным является именно личный опыт богообщения, который человек пытается донести до своих ближних, собеседников, будь то его семья, родные и близкие, друзья, знакомые или случайные люди на улице, какие-то попутчики – это широчайший круг собеседников.

– Да, это часто возникающий вопрос у тех людей, которые недавно воцерковились, у них еще горячее пламя веры, они не прошли через искушение некоторого охлаждения. Конечно, у таких людей имеется огромное желание идти и научить других, но здесь вопрос опыта. Должен ли человек выходить на улицу и предпринимать какие-то действия? Конечно, не для того, чтобы всех охватить, но хотя бы точечно с кем-то общаться?

– Вопрос неофитства весьма неоднозначен. Скорее нет, чем да. Наверное, не стоит сразу бросаться именно в уличную миссию, может быть, существует какая-то внутренняя миссия, которая, безусловно, так же необходима, потому что в 90-х годах все были крещены, но не просвещены, и это глобальная проблема на данный момент.

Наверное, стоит обратиться к официальному документу Русской Православной Церкви, который называется «Концепция миссионерской деятельности РПЦ». В этом документе есть раздел об ответственности христиан: в зависимости от иерархического служения есть миссионерская ответственность епископа, священника и мирян. Там есть три пункта. Первый – это знание вероучения Церкви, в частности догматического богословия, которое необходимо. Во втором пункте приводится цитата из Первого послания апостола Петра, в котором говорится о том, что мы должны быть готовы каждому требующему у нас дать ответ в своем уповании, в своей вере с кротостью и благоговением, что немаловажно. И третий пункт говорит о том, что каждый христианин, каждый прихожанин определенного храма при должном руководстве духовников может вносить личный вклад в миссионерскую деятельность Христовой Церкви. Наверное, данный документ, обязательный для прочтения перед началом какой-то внешней миссионерской деятельности, позволит нам ответить на этот вопрос.

– То есть каким бы ни был мой уровень подготовки, будь я только воцерковившийся человек или уже опытный христианин (по крайней мере в чтении книг), я должен получить благословение священника на то, чтобы начать эту проповедь, это апостольство?

– Безусловно, мне кажется, любое мало-мальски серьезное начинание в Церкви начинается именно с благословения священства, с призывания Божьего имени, поэтому стоит задаться и этим вопросом, но все-таки со временем и с приобретением какого-то опыта уже можно выходить на внешнюю миссию. Потому что если мы едва знаем Библию, если мы не можем твердо перечислить десять заповедей, то только после усвоения каких-то минимальных знаний, после усвоения основ христианской жизни, вероучения Церкви уже можно и нужно выходить на проповедь, сначала среди знакомых, а позже и среди случайных людей.

– Сегодня мы часто встречаем на улицах разного рода сектантских проповедников: и свидетелей Иеговы, и из множества других организаций, деятельность которых даже запрещена, но тем не менее сектанты под видом каких-то общественных организаций ведут свою проповедь, и люди попадают в эти сети. Возникает вопрос: а какие виды православной христианской миссии существуют на сегодняшний день и что мы можем противопоставить тем миссионерам, которые губят людские души очень активно?

– Сложный вопрос, потому что миссии в сектантском смысле у нас нет. Единственные, кто занимается чем-то подобным, – это молодежный центр «Атриум», который располагается на улице Роменской, и обычно они идут на уличную миссию на площадь Восстания, что недалеко от торгового центра «Галерея». Там масса людей, молодежи, которая, безусловно, нуждается в просвещении и воцерковлении. Есть, конечно, миссионерские отделы, но в православии больше делается уклон не на слово, а на дело, что, конечно, похвально, потому что говорить можно о разном, и это гораздо проще, чем делать, поэтому социальное служение Русской Православной Церкви не может не радовать.

Но все-таки нужно озвучивать, почему мы этим занимаемся: не из каких-то либеральных ценностей и не ради административных повелений, это существенное свойство христианской личности и человека Церкви, и прямое повеление Иисуса Христа. Поэтому, безусловно, нужно разговаривать с людьми, беседовать и, наверное, задавать вопросы, нежели пытаться что-то донести в лекционной форме. Ни в коем случае не надо ставить себя на такую позицию: «Я воцерковленный человек, на моей стороне истина, я тебя сейчас научу, как надо верить, ты не прав, приходи к нам, и истина будет на твоей стороне». Никакой агрессии не должно быть. Еще раз напомню слова апостола Петра: «…с кротостью и благоговением».

– То есть не взгляд сверху вниз, не учительский тон…Наверное, еще очень важно следить за собой в разговоре: каким голосом мы говорим, какой у нас тон, как мы смотрим на собеседника.

– Прежде всего, стоит следить за интонацией. В принципе, есть чему поучиться у сектантов, которых мы тоже свысока, пренебрежительно так называем. Они крайне любезные люди, так что у них можно поучиться в этом плане.

Поделюсь своим опытом встречи со свидетелями Иеговы. Такие серьезные встречи происходили и на территории России, и на территории Эстонии. Могу сказать, что в России проповедники менее подкованы, менее опасны для невоцерковленного человека, нежели их прибалтийские коллеги. Видимо, там Евросоюз, НАТО, потому гораздо проще осуществлять миссионерскую деятельность подобным организациям, потому что нет границ; и юридически для них там тоже все гораздо проще, так как деятельность свидетелей Иеговы, насколько мне известно, в 2012 году была запрещена. Позже, через европейские вышестоящие инстанции они отсудили себе право на существование и снова осуществляют свою деятельность.

У них есть чему поучиться, но не стоит быть столь же навязчивыми, и сразу надо исключить походы по квартирам. Подъездные обходы – это не вариант, это уже изжитая модель и вряд ли это возможно. На улице тоже сложно подойти к человеку и установить контакт. Единственный раз я вышел, даже не проповедовать, а просто осуществить социологический опрос. Рядом с храмом Благовещения на Васильевском острове есть Благовещенский сквер. Это парк, который существует благодаря Церкви, он сохранился там исторически, и я решил просто походить и поспрашивать людей, готовы ли они поговорить о Боге, Церкви, о вере. Был всего лишь один вопрос. Я подходил и начинал так: «Можно я отниму у вас пару минут…» Из тридцати опрошенных мною человек два сразу ответили отказом («Не надо отнимать мое время»). Также два-три человека сказали: «Да, мы православные, конечно, мы готовы поговорить о вере, а еще мы ходим к вам в близлежащую церковь».

А остальные двадцать с небольшим человек разделились на две примерно равные группы. Одни (постарше) сослались на усталость. Мне кажется, в этом состоит проблема внешней миссии, когда для человека, особенно под вечер, такие разговоры просто несколько неуместны. А вторая группа – это подростки лет шестнадцати–восемнадцати, даже люди лет двадцати, которые говорят, что они всё знают и не надо им ничего рассказывать. То есть возрастная психология тоже должна учитываться; и психология общения, в частности. Опять же, это вопрос образования миссионера, его компетенции в самых различных сферах – не только церковного учения, но и в гуманитарных науках.

– Мы сейчас затронули такой момент: как подойти к человеку, пообщаться. А предположим, чтобы человек сам подошел к миссионеру – как такое возможно? Мне доводилось встречаться в православных храмах с практикой, когда на территории прихода организуют раздачу Священного Писания. Я обращал внимание, что такая практика распространена, как правило, в Великую Субботу перед Пасхой, когда в храме много людей, когда некоторые, может быть, первый раз в жизни несут освящать куличи в храм и там им вручают их первое Священное Писание. А на улице такое возможно и уместно ли? Как Вы думаете?

– Раздавать Писание можно, наверное, не только в храме. В принципе, конечно, это благое начинание, и, насколько мне известно, в 90-х годах те же секты занимались подобным в довольно-таки широких масштабах. Это были миллионные тиражи карманных Библий в том числе. На самом деле хорошее издание, мне нравится, у меня есть такое, и я его с собой вожу. Конечно, в транспорте это не почитаешь, хотя можно, но Библия предполагает некий настрой и внимание к себе, а в метро, в автобусе такое вряд ли осуществимо.

Поэтому скорее миссионерским инструментом является чтение Библии. Центр «Атриум» практикует библейские чтения по четвергам в 19.30 на улице Роменской, можно прийти, почитать определенные отрывки из Евангелия, задать интересующие вопросы, получить ответы. Это довольно-таки серьезный, сильный инструмент, ты сразу попадаешь в общину, а не просто встречаешь какого-то человека, который к тебе подошел неизвестно почему и которого, может быть, ты не совсем хочешь видеть или общаться с ним. Это вполне достойная миссионерская площадка и благое начинание.

– Сегодня при многих общинах в Петербурге (я уверен, что и во многих других городах) действуют библейские группы. Это действительно замечательное начинание, но хорошо, если человек прихожанин этого храма и придет на библейскую группу, а как заинтересовать людей на улице такой группой? Мне доводилось встречать такую практику, когда читают Священное Писание на улице, но это, естественно, была не православная практика.

– Я думаю, не стоит подобное явление поощрять, тем более в таком участвовать. Приглашение на библейские чтения, приглашение в храм – это уже конечный этап миссионерской беседы с человеком. Мне кажется, единственно возможная методика – это так называемый сократический метод. Всем нам известен древний мудрец Сократ, задававший вопросы, казалось бы, вполне очевидные, на которые его собеседник с ходу давал вполне однозначный ответ, но после следовала иногда довольно-таки длинная и утомительная для чтения череда вопросов, посредством которых Сократ приводил собеседника к тому, что его первоначальный ответ был не совсем верен, и дальше они тем же способом отправлялись на поиски истины.

Наверное, такая методика будет самой приемлемой, потому что даже если не учитывать возрастную психологию, сейчас довольно-таки сложно что-то донести до человека. Может быть, стоит сначала вывести человека из какого-то равновесия, из зоны комфорта, уверенности в себе и своих ответах (не совсем честная психологическая уловка) и вместе покуситься на поиски новых ответов, более адекватных и приближенных к истине.

– Вопрос телезрителя из Тульской области: «Уже практически два года, как я воцерковлен. Почему общение с представителями Иеговы является грехом для православного человека?»

– Давайте сначала определимся, что такое общение. Я не вижу ничего плохого в беседе, в том, чтобы поговорить с людьми, обсудить свой взгляд на Библию, Бога, на антропологию, Священное Писание и его переводы. Существует масса тем, и беседовать, обсуждать их, наверное, можно и нужно. Другое дело, когда речь идет об общении как участии в их служениях, потому что там очень тонкая грань. Если вы встретились на улице, тогда вполне можно побеседовать без последствий, а если вы приходите в Зал Царств, на их территорию, то уже можно попасть именно на религиозное собрание, что гораздо опаснее, хотя я ни разу так и не решился посетить собрания различного рода сект. Поэтому в беседе я не вижу ничего плохого, но, конечно, не стоит участвовать в каких-то собраниях, различного рода служениях.

– Может быть, стоит здесь вспомнить первый псалом?

– Да, «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …»

– Что касается сократического метода, о котором Вы говорили, это действительно очень интересно, но это не всем под силу, нужно обладать должным уровнем подготовки. Если есть какое-то миссионерское поле, то должно быть достаточное количество миссионеров, ведь один в поле не воин для того, чтобы общаться и взаимодействовать с людьми.

Обсудим такой формат, который часто можно встретить у сектантов и который наверняка может и должен быть в православной миссии, – это листовка или буклет. Предположим, собирается большое количество людей возле храма в связи с тем, что туда привезли мощи какого-либо особо почитаемого святого. Мы знаем, что в Петербурге такие явления не редкость, приходят тысячи человек. Никогда раньше не ходили, а тут приходят, люди готовы выстоять многочасовую очередь, чтобы приложиться к мощам. Уместно ли в такой ситуации вести какую-то миссионерскую работу среди этих людей, многие из которых являются даже некрещеными, но у них есть какие-то шаги к вере?

– На мой взгляд, люди уже стоят в очередь в храм, то есть это будет не миссия в собственном смысле слова (проповедь для пробуждения веры). Они уже в определенной степени верующие, если пришли приложиться к мощам в православную церковь. Здесь скорее будет уместна катехизация – научение, просвещение людей крещеных, но в определенной степени не знающих учения Православной Церкви. Иногда люди приходят креститься, и если у них спросить: «А что такое крещение?», то первый и самый частый ответ, что это защита. То есть необходимо разъяснять, беседовать с ними, это тоже весьма занимательная и нужная сфера, которая следует непосредственно за миссионерством.

– А если это не собрание возле храма, а просто какое-то крупное мероприятие, например городской фестиваль?

– Как пример: в одном из торговых центров был Хэллоуин и ночь скидок (я живу там неподалеку, даже имел неудовольствие заглянуть на эту ночь скидок). Скидок там не было, зато было празднество (я даже не знаю, как это обозначить, чтобы никого не оскорбить). Кто знает, что такое Хэллоуин со всеми вытекающими маскарадными последствиями, понимает, о чем речь; идеология этого праздника тоже вполне ясна – все это нечисть и мракобесие. И ребята из центра «Атриум» (даже есть видео, которое можно посмотреть на их канале) предприняли туда миссионерскую вылазку. Всем входящим раздавали шары (то ли летучая мышь, то ли какие-то демоны), а представители «Атриума» ходили с зубочистками (как они говорили, это осиновый кол) и предлагали уничтожать нечисть, проткнув шарик. Весьма интересный получился видеоролик на полчаса, с комментариями. Разная была реакция, потом появилась охрана, руководители этого торгового центра попросили ребят удалиться, но они отстояли свою, прежде всего, гражданскую и церковную позицию и продолжили свое благое начинание. Мне понравилось, я одобряю подобные вылазки, миссионерские акции.

– Да, это действительно очень оригинально. Надеюсь, мы с Вами еще поговорим о разных интересных миссионерских ходах, которые сегодня существуют. Я бы хотел еще остановиться на буклете. Мне интересен такой вопрос: что должен в себе содержать базовый буклет? Предположим, рядом есть храм и близится какой-то праздник…

– Мне кажется, что все-таки должна быть привязка именно к событию. В частности, в нашем храме печатали буклеты к Пятидесятнице, где рассказывалось, что это за праздник. Он содержал выдержки из Евангелия по поводу праздника, какие-то комментарии, святоотеческие цитаты. Конечно, все это необходимо должным образом оформить: это может быть какая-то иконография, контактные данные храма, представителей молодежного отдела, тогда это тоже будет миссионерский инструмент. Даже для себя можно будет почитать, освежить что-то в памяти и уже быть готовым ответить на вопросы по поводу сегодняшнего события.

– Теперь по поводу интересных миссионерских ходов. Мы знаем, что в Церковь приходят разные люди, и есть весьма оригинальные. Несмотря на то что они верующие, они со своей оригинальностью не расстаются. Это и художники, и музыканты, писатели и поэты – каждый раскрывается по-своему.

– Всякое дыхание да хвалит Господа, поэтому я не вижу ничего плохого в творческом подходе.

– Хотелось бы поговорить о музыке как о миссионерском инструменте, о таком любимом (особенно молодежью) музыкальном жанре, как хип-хоп, рэп. Корни этой музыки африканские, изначально это была музыка, направленная на то, чтобы пробудить в человеке его человечность, однако впоследствии рэп стал и гангстерским, появилось множество течений, хотя мне доводилось встречать и православных рэперов, и христиан из других конфессий. У них очень интересные тексты, и люди прислушиваются к ним, когда они начинают читать их прямо на улице. Как Вы к этому относитесь? Что в этом можно увидеть хорошего?

– Собственно, с христианским направлением данного музыкального жанра я слабо знаком, но встречал на улице. В Санкт-Петербурге есть, наверное, единственный такой персонаж, он появился в далеком 2008 году и получил прозвище МС Покайся. Я думаю, многие его встречали и имели, на мой взгляд, удовольствие общаться с ним, потому что у всех моих знакомых, которые делились историями по поводу встречи с этим человеком, оставалось положительное чувство и очень добрые воспоминания от этой встречи. Конечно, все это проходит в форме такой потехи, там и битбокс, и речитатив, незамысловатые двустишия. Когда я встретил его на «Петроградской», он рассказывал про какие-то журналы по поводу хип-хопа. Он несколько лет жил в Америке и конфессионально себя никоим образом не определяет, но, безусловно, пробудить в человеке если не веру, то хотя бы задуматься о чем-то высшем, большем, чем какие-то бытовые моменты в жизни, это может помочь. Я одобряю подобную миссионерскую деятельность, хоть это может показаться для православного человека и не вполне однозначным.

– Мне тоже доводилось встречать его неоднократно. Это очень интересно, странно, даже сердце екает от того, что его самого не видно, а его голос, что-то такое вещающий о важных вещах, можно услышать в толпе на Невском проспекте в час пик.

– Наверное, дело даже не в том, что он говорит, а этот энергетический посыл, харизма не могут не затронуть человека и не оставить положительного впечатления. Мне кажется, что встречи с теми же свидетелями Иеговы или кришнаитами, которые бывают очень навязчивыми, вызывают совсем противоположные чувства. А православных миссионеров я не встречал, к сожалению, они ко мне не подходили с вопросами о вере, Церкви, Библии.

– Да, это редкость. Еще по поводу музыки: музыкальных жанров много; ребята, которые возглавляют миссионерский центр «Атриум», играют фолк, выступают в Петербурге на различных площадках, в том числе и на открытых, где их можно услышать просто прохожему, у них действительно классная музыка. Предположим, верующий человек, которому есть что сказать с помощью музыки, вышел на улицу, встал с гитарой (или у него даже есть группа), начал играть – как на это можно посмотреть? Уличных музыкантов сегодня много…

– Мне кажется, что это то же самое, что проповедь по квартирам. Это было, вызвало негативную реакцию. Лично у меня эти песни под музыкальные инструменты или даже хором ассоциируются в большинстве своем с неопятидесятниками, харизматическими движениями, поэтому это тоже может вызвать неоднозначную реакцию и самые разные отзывы, хотя способ вполне уместен, чтобы что-то донести до слушателя.

– Наверное, тогда более целесообразны фестивали. Пусть это будет уличный фестиваль, но он будет проходить в каком-то специально выделенном месте: предположим, в Митрополичьем саду в Санкт-Петербурге, где периодически выступают и группа «Атриум», и замечательная певица Оля Братчина, которая поет красивые песни.

– Если мы вспомнили фестивали, то скажу: я как-то ездил в Казань на фестиваль колокольного звона. Мне кажется, это одно из крупнейших мероприятий подобного рода, там не только звонили в колокола звонари на колокольне, а на площади возле храма была установлена сцена, были танцы, народные песни и песни христианского содержания. Меня крайне порадовали ребята-рэперы из Белоруссии: двое парней зачитали несколько треков и оставили самое положительное впечатление. Мне кажется, это тоже вполне уместный вариант проповеди, благое начинание.

– Кстати, о колокольном звоне. Общегородские крестные ходы, которые проходят в Петербурге, это, наверное, тоже такой мощный миссионерский ход. Они, конечно, вызывают разную реакцию, но тем не менее это и духовное пение, и колокольный звон, который слышится на улице от передвижной колокольни…

– Конечно, любой крестный ход, насколько мне известно, даже крестные ходы вокруг храма изначально имели внешние миссионерские цели и задачи, и общегородской крестный ход преследует те же цели.

– Что касается негатива, мы знаем, что уличных миссионеров сейчас масса, но православного миссионера практически не встретить среди множества миссий самых разных конфессий и организаций. Если православный миссионер все-таки вышел на проповедь и столкнулся с негативной реакцией со стороны людей («Сектант, что ты делаешь здесь, на улице?»), как общаться с людьми, как объяснить, что ты не сектант?

– Собственно, донести тот факт, что вы представляете Русскую Православную Церковь. Хотя с юридической точки зрения для светского человека, для атеиста любое религиозное объединение подпадает под категорию секты. Надо иметь в виду этот юридический нюанс.

В декабре прошлого года был принят закон о миссионерской деятельности. Закон неоднозначный, вызвавший самую различную реакцию в православной и общехристианской среде. Неопротестанты и иудеи тут же потребовали отозвать этот закон, но тем не менее он действует. Суть его в том, что без разрешения какая-либо миссионерская деятельность, в частности вообще разговоры о Боге и вере, запрещены.

Когда я прочитал закон, то несколько удивился и даже поддался панике, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это удостоверение, разрешение на миссионерскую деятельность выдает сама религиозная организация. Мне кажется, это положительный момент, и в данном случае, имея это удостоверение миссионера (я даже не знаю, в какой форме это осуществляется, какие печати и подписи необходимы), можно предоставить его вместе с разрешением на миссионерскую деятельность, так что в этом выражается положительный нюанс этого закона.

– Где учат на миссионеров? Понятно, что человек может и сам читать, развиваться. Предположим, есть ли миссионерские курсы, чтобы подготовить миссионеров?

– Точно не скажу, скорее это частные инициативы. У нас был предмет «Миссиология» на третьем курсе бакалавриата Духовной академии, а для прихожан все это организуется, наверное, силами прихода, прежде всего каких-то инициативных, ответственных прихожан.

Буквально на прошлой неделе я наткнулся на сайт, еще не успел прочитать. По-моему, в Калининградской области есть чуть ли не онлайн-отделение миссионерской школы под названием «Лоза». За основу там берется Евангелие от Иоанна, где Спаситель говорит о том, что Он – Лоза, а мы – ветви и без Него не можем творить ничего. Название «Лоза» – это аббревиатура, состоящая из слов «Литургия», «Общинная жизнь», «Знание своей веры» и «Активность мирян»; и дальше они излагают свою концепцию. Можно связаться с этими людьми, и они что-то посоветуют.

Также есть такой апологетический центр «Ставрос» в Санкт-Петербурге, там можно найти разную информацию.

– У нас есть их блокнотик, хочу показать его нашим телезрителям. Есть их сайт www.stavroskrest.ru, можно найти в Интернете, там содержится множество материалов по миссионерской работе.

– Также можно связаться с руководителями этого проекта. Насколько мне известно, они осуществляют онлайн-обучение, в частности по апологетике. Ребята направляют свою деятельность именно на антисектантское движение.

– Что бы Вы посоветовали почитать нашим телезрителям, может быть, тем, кто собирается заняться уличной миссией, по догматике, например?

– По пути на эту программу я предполагал, что будет такой вопрос. Прежде всего, конечно, Библию, без этого никуда, и в основном – Новый Завет, потому что Ветхий Завет в данном контексте менее актуален. Безусловно, необходимо прочитать, как минимум законспектировать, выучить какие-то цитаты, запомнить основные моменты из книги протоиерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие». Замечательная книга, потому что даже если не заниматься миссионерской деятельностью, каждый христианин должен как-то разобраться в догматическом учении христианской Церкви. Также необходимо знать антропологию. Мне кажется, разговор с человеком лучше вести о самом человеке: не о конкретной личности, а о человеке как о некой идее.

– Есть одно руководство, именно для миссии в молодежной среде, на сайте «Предание.ру», называется «Миссия возможна», автор Владимир Стрелов. И, наверное, важной составляющей являются библейские группы, для того чтобы читать Библию и размышлять над ней. И чтобы был какой-то руководитель, священник или хорошо подготовленный мирянин, который будет разъяснять сложные моменты и как-то готовить человека к миссии.

– Для любого проекта необходим идейный лидер, который будет вдохновлять весь проект в целом, будь то библейские чтения или миссия. Конечно, один в поле не воин, те же свидетели Иеговы всегда ходят по двое или больше, поэтому, может быть, стоит поучиться этому у них.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в рамках нашей сегодняшней встречи?

– Прежде всего не бояться выходить на улицу и не бояться пытаться донести до жителей нашей страны даже не какие-то основы догматического вероучения, а прежде всего донести личный опыт богообщения и попытаться привести человека именно ко Христу. Не указывать на храм («Приходите в церковь»); именно Христос, Богочеловек является конечной целью миссионерской деятельности каждого христианина. Поэтому не надо бояться отсутствия специального образования или навыков общения, все это придет со временем.

– И, наверное, очень важно быть добрым, открытым для людей…

– …любезным.

– Да, любить Бога. И людей, как своих ближних.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать