Беседы с батюшкой. Духовное развитие

26 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов.

– Сегодня тема нашей передачи – «Духовное развитие». Что такое духовное развитие и какова его цель?

– Из православного вероучения мы знаем, что человек состоит не только из материальной части (тела), еще есть душа и дух. Человек развивается, растет; он рождается маленьким, потом постепенно вырастает, начинает ходить самостоятельно, разговаривать, есть. И вместе с тем должна возрастать и его внутренняя духовная составляющая. К сожалению, мы знаем, если этим не заниматься, то она может не только не развиваться, но, наоборот, деградировать. И тогда человек может перестать напоминать создание Божие, которое Бог сотворил не только по Своему образу, но и по подобию.

И вот этот потенциал – возможность для нас становиться подобными Богу – и есть цель духовного развития: стать богоподобными. Это очень непростая цель. И это духовное развитие происходит действительно постепенно, об этом писал преподобный Макарий Египетский. Как ребенок развивается в утробе, постепенно становясь похожим на человека, или как у семечка появляется сначала маленький росточек (и еще непонятно, что это будет: капуста, морковка или картошка), так и человек возрастает в духовности постепенно в течение жизни. Потому что если просто бросить семечко в огород и оставить его так, большой процент, что из него ничего не вырастет. Сначала нужно вскопать огород, посадить это семечко, ухаживать за ним, вырывать сорняки. То есть необходима активная деятельность, а не пассивная. И тогда есть надежда, что будут и плоды того самого духовного развития.

– Некоторые люди не понимают значения духовного развития, думают, что без него можно обойтись. Зачем человеку вообще нужно духовное развитие?

– Чтобы стать духовным человек, а не плотским. У святых отцов (а особенно у сирийских, египетских пустынников) очень четкое разделение человека плотского (это материалист) и человека духовного, который живет по духу. Это извечный вопрос: собака управляет хвостом или хвост виляет собакой? Потому что либо наша личность, наша внутренняя духовная составляющая управляет телом и посылает ему команды, либо, наоборот, тело управляет самим человеком, поэтому человек не может сделать какого-то нравственного осознанного выбора. Например, когда мы постимся, наше тело говорит: я не хочу поститься, хочу съесть вот это вкусное мясное блюдо. А наш дух говорит: нет, сейчас время сугубого покаяния, воздержания, поэтому я от этого отказываюсь. Это такой грубый пример. А бывают более тонкие, важные примеры.

Недавно прославленный Паисий Святогорец писал, что помыслы (наши мысли) – лучшее свидетельство духовного развития. О чем мы думаем? Вот у человека первая мысль – раздраженная, осуждающая других... Приводится такой канонический случай. Человек идет ночью по улице, и разные люди смотрят на него из окон. Один человек подумал: наверное, грабитель пошел кого-то грабить. Другой посмотрел: так, ночью куда-то идет – наверное, блудник. Третий подумал: он целую ночь где-то развлекался, предавался веселью, а сейчас пьяный возвращается домой, – и тоже его осудил. А этот человек шел на ночную литургию. То есть первый помысел у этих людей был осуждающий. Значит, здесь духовного развития нет или его очень мало. Соответственно, с помощью духовного роста человек становится более богоподобным, более насыщенным в духовном плане, он может быть добродетельным. То есть цель духовного развития в этом плане – чтобы достичь какой-то добродетели.

– Вопрос телезрителя: «В чем различие святости и совершенства?»

– Святость – это высшая форма совершенства. В Евангелии написано: будьте совершенны, как совершенен Отец Мой Небесный. То есть эта некая постепенность духовного развития должна в итоге привести к святости. Понятно, что достичь такой святости, которая есть у Бога (а Бог Всесвятой), невозможно, потому что Бог несоизмеримо больше и выше. Но стремиться к развитию и уподоблению Богу – наша обязанность как христиан. Поэтому человек совершенствуется, и форма совершенства в духовном плане – это святость, когда человек воплощает в жизнь заповеди Христа и живет не просто теорией.

Мы примерно знаем, что хорошо, что плохо, как тот самый крошка-сын, который пришел к отцу, и даже заповеди блаженств знаем наизусть. Но далеко не всегда мы можем на зло ответить добром, как нам Господь заповедал; или, например, не осуждать, как нам тоже сказал Господь. А святые смогли воплотить в жизнь эти заповеди. Это те вдохновляющие примеры, на которые мы ориентируемся, чтобы не отчаиваться, чтобы не думать, что это вообще невозможно. Возможно. Даже сто, семьдесят или пятьдесят лет назад были люди, которые смогли реализовать заповеди Христа непосредственно в своей жизни.

– Вы сказали, что духовное развитие нужно для того, чтобы человек стяжал добродетельность и стал человеком духовным. А каковы средства для духовного развития?

– Множество средств предлагает нам Святая Церковь. Основное развитие возможно при благоприятных условиях. А создание благоприятных условий тоже зависит от человека, какой образ жизни он ведет. Что может способствовать духовному развитию? Естественно, жизнь в Церкви прежде всего. Потому что если человек просто находится в мире, естественно, это не особо способствует духовному развитию. В мире много соблазнов, много искушений, всюду нас подстерегает враг, который не дремлет и пытается нас сбить с пути духовного развития. Ему не нравится, что мы вдруг решили шествовать по этому пути, и он всячески, как опытный ловец, цепляет нас через тонкие движения сердца нашего, через помыслы.

Вспоминаю книгу Клайва Льюиса «Записки Баламута», где один опытный бес научает менее опытного, как правильно уловлять людей; такие тонкие идеи подмечает Льюис. И в этом мире, который преисполнен искушений, Церковь является такой гаванью, кораблем спасения, где у человека есть некие благоприятные условия для духовного развития. Потому что Церковь предлагает человеку возможность воздержания (это пост), возможность более серьезного общения с Богом через молитву и через участие в таинстве Причастия, когда мы можем быть причастниками Самого Господа, вкушая Его Тело и Кровь на литургии.

И есть множество других способов. Один из важнейших способов духовного развития – это покаяние. Без покаяния движение человека в правильную сторону практически невозможно, потому что чтобы духовно развиваться, нужно как минимум сбросить те оковы, которые нам мешают двигаться. Потому что быть чемпионом по бегу, имея две пудовые гири на ногах, не очень удобно. Нужно сначала освободить себя от этих тягчайших нагромождений, которые есть в нашем сердце: гнева, гордыни, лени. Куда пойдет духовно развиваться ленивый человек? Ему хочется сидеть себе спокойно и не делать никаких лишних движений. Поэтому ему нужно сначала от этого избавиться. А осознать себя согрешающим возможно через покаяние.

– Вопрос телезрителя: «У апостола Иоанна в послании есть такие слова: исследуйте, какого вы духа. Поэтому духовное развитие может быть не только на добро, но и в обратную сторону. По каким критериям это определяется? А то ведь можно дойти до такого состояния, как у Денницы».

– Действительно, человек, развиваясь духовно, доходит до какого-то предела, когда уже начинает оценивать сам свое духовное развитие. Вспомним фарисея из притчи, которую рассказывал Христос. Этот фарисей считал, что он достиг уже достаточно высокого уровня духовного развития. Он говорил, какой он хороший, благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди, духовно не очень развитые, что он постится, молится, все делает. И то, что он почитал за некое духовное совершенство, оказалось мерзостью пред Богом. Оказалось, что ничего, кроме тщеславия и гордыни, там нет.

Есть такое понятие, как духовная прелесть. Один монах в Киево-Печерской лавре хотел увидеть Христа как плод своего духовного делания. Он хотел видеть явное подтверждение того, что он достиг неких высот. И через некоторое время по его молитвам, когда он посчитал себя достойным этого, явился некто с ликом святых ангелов, и этот монах упал на колени, даже забыв перекреститься (с такими помыслами, что он достиг этого уровня, когда перед ним наконец явился Христос). В этом была радость, связанная с гордыней. Но когда он поднял глаза, увидел, что перед ним не Христос, а дьявол с его бесами; они набросились на него и избили до полусмерти так, что он был просто на грани жизни и смерти. Потом пришла братия, и они все молились за него, чтобы он просто остался жив. Когда он очнулся, рассказал, что с ним случилось, ушел в затвор и до конца жизни не сказал больше ни одного слова.

Такое может произойти с человеком, который идет неправильно. То есть он использует вроде бы правильное средство – пост, молитву, но не для тех целей, а для достижения какого-то краткосрочного результата и удовлетворения себя: я молодец, я забрался на Эверест, поставил там флаг, и теперь мое имя будет известно по всем телеканалам. Что человек ставит своей целью: некое внутреннее, интимное общение с Богом, духовное развитие, направленное именно к любящему Отцу, или это просто удовлетворение своих пагубных страстей? Вот об этом нужно думать.

– Может ли человек сам себя адекватно оценивать на духовном пути?

– Думаю, что нет. Поэтому есть множество способов, должен быть сторонний взгляд. И Господь, зная о том, что мы не всегда можем сами за собой что-то заметить, посылает нам  в жизни в первую очередь наших близких. Для женатых людей это вообще актуально. И муж иногда может жене вежливо, мягко, с любовью указать, что она как-то не так поступила. Жена может мужу вполне сказать: будь здесь осторожен, потому что есть такой-то соблазн; или вот здесь ты сказал что-то не совсем правильно. Я уж не говорю про детей; у них есть родители, которые должны заниматься не только тем, чтобы ребенок в правильную школу ходил, кушал сбалансированную пищу, но и его духовными вопросами. Если они видят, что ребенок растет как некий идол, вокруг которого все движется, что у него внутренняя гордыня, жуткое своенравие, это должно стать тревожным звоночком, они должны суметь своему ребенку об этом рассказать.

Ну и, конечно, есть Священное Писание, есть Священное Предание Церкви, они являются критериями для того, чтобы посмотреть, туда идешь или не туда. И, конечно, есть некие духовные наставники, когда человек спрашивает своего духовного отца, правильно ли он развивается, или просто приходит к своему приходскому священнику, который его знает и может таким образом скорректировать его путь, чтобы ему не заблудиться.

– Каковы критерии правильного духовного развития? Что происходит с человеком, если он идет правильным путем?

– В нем развивается самая главная добродетель, о которой говорил Христос. Главная заповедь, – заповедь любви. А если человек занимается духовной жизнью, но с течением времени  стал более раздражительным, более нетерпимым к другим людям?.. Мы это можем наблюдать. Иногда человек ходит достаточно часто в храм, знает богослужение, церковный устав, достаточно строго соблюдает устав поста. Но как только он видит, что человек в храме неправильно перекрестился, вошел в неподобающем одеянии, что-то не то сделал, с точки зрения церковного человека, и от этого стал раздражаться, делать замечания и как-то агрессивно на это реагировать, то сразу можно понять, что, наверное, он ведет неправильную духовную жизнь, раз такие плоды.

Плод духовный, по слову апостола, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, воздержание. Оценивать духовную жизнь стоит по этим критериям. Каким я стал? Более кротким или нет? Я стал добрее к своим близким и дальним или нет? Люблю я своих врагов, как мне Христос заповедал, или нет?  Прощаю ли я? Господь сказал прощать до семидесяти семи раз за день. Или я хожу обиженный, надутый как самовар, аж раздирает от злобы. Вот они – критерии. Нужно смотреть на себя, сравнивать по этим критериям.

– Какие самые распространенные ошибки на пути духовного возрастания?

– Их достаточно много. Люди, например, принимают иногда внешнее за внутреннее. Тут есть такой перекос. Например, исполнение каких-то внешних религиозных обрядов они считают достаточным для своей духовной жизни. Или, наоборот, человек считает, что вообще не надо ничего делать, Бог у него в душе, он духовно развивается – и все. Особенно в контексте современности опасна подмена, когда люди духовное развитие заменяют душевным развитием и путают эти два понятия. Например, человек достаточно много читал иностранной художественной литературы и русской классической литературы. Человек ходил в Театр оперетты или в Большой театр, слушал разные произведения, знает членов «Могучей кучки» и поэтов Серебряного века, может их перечислить и говорит: я духовно развит. Эти подмены очень серьезные.

Душевное развитие, связанное с миром культуры, с миром этики, подменяется тем, что человек говорит: я духовно развит. Нет, духовное развитие говорит о близости человека к Богу. Безусловно, культура может подтолкнуть тебя к этому развитию, но может и увести совершенно в другую сторону, куда тебе совсем не надо. Поэтому духовное развитие связано именно с тем, насколько я умею общаться с Богом, насколько я воплощаю в моей жизни заповеди моего Бога, насколько я следую тому пути, который мне Господь показал. Когда Христос сказал: «Я есмь путь», – Он показал четкую дорогу. Насколько я иду по этой дороге? Какое мое нравственное состояние: есть ли у меня любовь, радость? Часто я радуюсь или нет? Человек, который находится в духовном мире, в некоем состоянии умиротворения, – радостный. Не из-за того, что ему что-то подарили, не из-за того, что у него наконец закончилась ипотека... Он радостен от внутреннего осознания мира с Богом и ближним. И эта любовь дарит настоящую радость.

– Вопрос телезрителя: «Как часто  нужно посещать церковь работающему человеку?»

– Действительно, в нашей современной действительности работа занимает подавляющее количество времени, и человек тратит очень много сил для того, чтобы ходить ежедневно на работу, тем более если он живет, например, в Подмосковье и вынужден ездить в Москву по пробкам. За пять дней работы человек чувствует себя достаточно опустошенным. В выходные он более-менее приходит в себя. И есть семья, которой тоже нужно уделить время, нужно съездить в магазин за продуктами, еще что-то, и человек растрачивает себя. Действительно, когда он сможет сходить в храм?

Тут нужно держать в уме две вещи. Господь дал еще в Ветхом Завете очень важную заповедь: шесть дней делай дела, а седьмой посвящай Богу. Если Бог в нашей жизни является чем-то важным, то, безусловно, мы должны Богу уделять время. И не так: на тебе, Боже, что нам негоже. То есть на пять минут после работы заскочу в церковь... Слава Богу, хотя бы это, но этого недостаточно. Если мы, например, любим какой-нибудь сериал, мы каждый вечер спешим к нему, только бы не пропустить его. Если мы любим жену и три дня ее не видели, уже начинаем переживать… Для любимых это испытание. Если мы любим ребенка, а он проходит практику где-то в другом городе – мы места себе не находим. Если мы любим Бога, то, конечно, должны уделять нашему общению с Богом внимание, в том числе через церковную молитву и через участие в таинствах Покаяния и Причащения. Поэтому без посещения церкви нам никак не обойтись. Если мы любим Бога, для нас это должно быть естественным.

Как часто посещать церковь? Как позволяет время, но раз в неделю для христианина является вполне нормальным. Если получается еще как-нибудь зайти, если душа жаждет, можно и после работы зайти, тем более храмы рассеяны по всему пространству Москвы, да и во всех городах множество храмов. Можно зайти, просто постоять помолиться, а уже в выходной сходить на службу. Не у всех выходные в воскресенье. Например, человек работает сутки через трое – можно в будний день сходить. Во многих храмах богослужение ведется ежедневно, поэтому проблем здесь тоже нет.

Приведу некий принцип Иоанна Златоуста. Он говорил так: если три недели человек без уважительной причины  отсутствовал на воскресном богослужении, он перестал быть частью Церкви. Нам нужно об этом тоже помнить. Мы сами уходим из Церкви. И потом, когда вдруг захотим начать опять молиться, каяться, для нас это будет все равно что для Маугли учиться разговаривать заново; нужно будет заново восстанавливать все эти навыки, иногда даже не с нуля, а с минуса. Поэтому очень важно некое постоянство. Хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться – это минимум для человека, считающего себя христианином. А так, конечно, чем чаще, тем лучше.

– Великий пост – это особое время для духовного развития. Как наилучшим образом его провести?

– Тоже обратимся к Иоанну Златоусту, который говорит о том, что невкушение мясной пищи, какие-то ограничения в увеселениях и все остальное – это, безусловно, важно, но это, я бы сказал, одно из самых легких. Гораздо сложнее является пост в подлинно духовном смысле: воздержание от страстей и возрастание в добродетелях. И вот Иоанн Златоуст говорит: во время поста будь более добрым, более тихим, более рассудительным. То есть человек должен меняться не только во внешнем плане, в каких-то поведенческих моделях – в том смысле, что перестал есть одно, а стал есть другое; или, например, стал ходить с более грустным лицом и в черной одежде… Как сказал Христос: когда поститесь, не будьте лицемерами.

Зачем изображать из себя кого-то? Бога хотим обмануть? Он про нас и так все знает. Господь, наоборот, говорит: умой свое лицо, надень чистую одежду, улыбайся всем. У меня пост идет, но это не значит, что я специально омрачаю лицо свое, чтобы все видели, какой я. Покаяние должно быть искреннее, оно должно исходить из сердца, пост должен быть искренним, должен переживаться самим человеком с осознанием того, что для него это необходимо.

И пост, безусловно, не должен быть неким исполнением формальностей, диетой... Это время добродетелей, время молитвы, время сугубого покаяния. Для этого в церкви есть весь инструментарий. Можете прийти в будние дни на постное богослужение, оно очень духовно собранное и настроенное. Есть земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина, есть литургия Преждеосвященных Даров, настраивающая на нужный лад. Почти во всех храмах во время поста совершается таинство Соборования, когда тоже помимо исцеления душевных и телесных болезней мы получаем опыт глубокого покаяния, потому что там очень много именно покаянных молитв. И весь пост в итоге нас настраивает именно на то, чтобы нам преодолеть в себе что-то.

Если я не могу себе в чем-то отказать, о каком духовном развитии может идти речь? Если не могу себе в какой-то момент сказать: нет, тебе это не нужно (хотя бы в плане еды, в плане какого-то минимального удовольствия, развлечений), то потом, когда передо мной будет стоять более серьезный нравственный выбор (например, изменить ли супругу или супруге), какие силы я найду? Если не могу даже от малого отказаться? Вспомним слова Евангелия: кто в малом был Мне верен, тот над многим поставлен будет. Кто в малом был верен, тот может и во многом реализовать себя. А кто даже малого не может соблюсти – это несерьезно.

– Вопрос телезрительницы: «Я много лет молюсь, чтобы примириться с ненавистными мне людьми. Мне не нравится, как они живут, мне абсолютно непонятен их уклад жизни, а приходится с ними видеться (это мои бывшие родственники), потому что у нас внук один (мой сын развелся). Я молюсь, но мне кажется, что я лицемерю, притворяюсь, потому что я-то вижу в них только все плохое и мечтаю, что когда внук вырастет, я их просто больше не увижу. Молюсь о смирении, а сама, получается, притворяюсь. Что мне делать, как молиться?»

– Вы сталкиваетесь с тем, с чем сталкивается достаточно много людей, потому что мы живем не среди святых. Везде есть люди, у которых есть недостатки, в том числе и мы с вами таковы. И эти недостатки Господь терпит по Своей любви и милости. И мысль о том, что Господь терпит наши недостатки, что Он нас, несмотря на это, любит, должна и нас вдохновлять. Господь сказал: прощайте – и прощены будете. Не забывайте про это. Действительно, может быть, у Вас нет с родственниками понимания; по Вашему мнению, они живут неправильно. А может, по их мнению, Вы живете не совсем правильно. И тут вопрос в том, что мы будем делать: ходить по кругу или, как два барана, которые встретились на тонкой доске, не уступать друг другу дорогу?

То, что Вы молитесь, уже очень хорошо. Молитесь, пожалуйста, о Ваших родственниках, поминайте их прямо по именам, когда совершаете утреннее или вечернее правило, поминайте их в храме. Есть специальная молитва об умягчении злых сердец, если они так агрессивно и злобно против Вас настроены. Но не думайте, что проблема только в них, проблема во всех нас, мы не умеем любить друг друга. Любить людей, любящих нас, – легко. Христос об этом говорил: что пользы, если вы любите любящих вас? Так делают и язычники. Даже у язычников это лучше получается, чем у нас. А Христос, наоборот, говорит: любите врагов ваших. Вас проклинают – вы благословляйте, про вас говорят гадости – вы такого не делайте. И так далее. То есть нельзя отвечать злом на зло, это тупиковый путь.

Поэтому постарайтесь, самое главное, сами не провоцировать конфликты, не отвечать злом на зло, не раздражаться. И постепенно, если человек нашел в себе силы с помощью Бога сдержать себя в своем гневе (может быть, даже и праведном), сдержать себя в плане осуждения и ответить на зло хотя бы просто терпением, а в лучшем случае даже любовью, то он сможет приобрести заново своих близких. И, может, с ними даже выровняются отношения.

Не думайте, что все закончится, когда внук вырастет, что сможете с ним общаться без родственников. Найдутся другие люди, найдется соседка по подъезду, найдется начальница на работе или еще кто-то, кто будет раздражаться, с кем у Вас будут конфликты. От этого нельзя убежать. Поэтому нужно просто выработать в себе правильное отношение к своим близким, чтобы оно не было таким: если что-то не складывается легко, то и ничего не получится. Это не так.

– Вопрос телезрителя: «У Антония Великого есть поучительная история. К нему шли старцы на беседу, а навстречу им вышел молодой монах. Он помолился, и к нему прибежали мулы, на которых он посадил старцев, и они довезли их до Антония Великого. Антоний Великий сказал, что этот корабль нагружен слишком многими добродетелями и может не пристать к пристани. Потому что тяжело нагружен. Когда старцы шли обратно, монах вышел к ним навстречу и попросил, чтобы они помолились за него в течение десяти дней. Но он прожил всего пять дней и умер. Почему? Я не могу понять этого».

– На слух очень сложно воспринять притчу, тем более что нужно знать и источник, и контекст вообще всего этого события, что там произошло. В святоотеческой литературе часто описываются случаи некоей парадоксальности, когда случается, что герой сделал вроде бы даже что-то добродетельное, а с ним происходят события, не соответствующие нашим ожиданиям. И здесь нужно искать прежде всего духовный смысл.

В этом плане не сразу люди понимают, что говорят святые отцы. Как Христа не сразу понимали, когда Он что-то говорил, даже просили пояснить, что Он сказал в той или иной притче. Антоний Великий что-то говорил – и это было не сразу понятно;  нужно посмотреть всю историю целиком и вникать именно в тот духовный смысл, который там заложен. Почти всегда в житийной литературе делается некий нравственный вывод или эта история как-то поясняется.

Поэтому более внимательно надо посмотреть, просто на слух очень сложно понять, о какой именно истории Вы говорите. Житийную литературу нужно читать внимательно и понимать, что там спрятана некая парадоксальность, через которую мы сможем понять потом действия того или иного святого.

– Какова роль духовного подвига на пути духовного возрастания и какова должна быть мера духовного подвига?

– Подвиг – это вообще необходимая составляющая в деле духовного возрастания. Духовно возрастать может только подвижник, тот, кто двигается. Если человек не двигается, то извините.

Когда я преподаю в школе детям, я им рассказываю о том, что духовная жизнь – это некий склон. Говорю: представьте, что вы шарик, который на склоне; либо он двигается вперед, либо скатывается. Невозможно зафиксировать себя на этом склоне, как невозможно зафиксировать себя и в духовной жизни. Нельзя сказать: я же никого не убиваю, не краду, плачу налоги, даже и жене не изменял (или изменял, но давно). То есть человек пытается зафиксироваться и сказать: я не святой, но и не грешник, веду обычную жизнь. Так не бывает.

В духовной жизни ты идешь наверх, причем это трудный путь. Все, у кого дома нет лифта, знают, что всходить вверх по лестнице всегда тяжелее, чем спускаться, тем более можно сесть на перила и скатиться. В духовной жизни то же самое. Это тяжелый путь, но необходимый, это нужно сразу для себя понимать. Поэтому действительно требуется некое подвижничество: двигаться вперед, преодолевая испытания, несмотря на то, что валуны большие, дорога каменистая, змеи ползают и могут схватить за ногу и так далее. Поэтому роль подвижничества безусловна.

А мера? Акцент нужно поставить на том, что не следует сразу бросаться на баррикады и стремиться враз достичь такого уровня, какой был у Варсонофия Великого или Серафима Саровского. Некоторые люди, особенно новоначальные или те, кто открыл для себя в более полном масштабе мир Священного Писания или святоотеческой литературы, прочитав про подвиги синайских пустынников, думают: так, сейчас я тоже попробую исполнить это в той мере, в какой они исполняли. Не получится. И в этом плане должна быть мера, должен быть поступательный путь.

Посмотрите очень важное произведение в плане духовного развития – «Лествицу» Иоанна Лествичника. Он пишет о постепенности духовного развития, о том, что нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на десятую, это могли сделать только какие-то величайшие праведники, которые могли сделать некий духовный рывок. Но для нас, для людей достаточно ленивых, разнеженных обстоятельствами современной жизни, когда у нас есть и горячая вода, и пища в холодильнике, привыкших к некоему комфорту, подвижничество дается достаточно тяжело. И в этом плане важна именно постепенность.

В первую очередь мы взяли и отказались от чего-то грубого: например, перестали матом ругаться. Во вторую очередь стараемся отказаться еще от чего-нибудь – хотя бы вслух не высказывать свое осуждающее мнение. Может быть, внутри мы даже негодуем и осуждаем, но мы ограничили свой разговор. Кто овладел языком, по слову апостола, тот много сделал. Язык – маленький орган, но очень много вреда нам причиняет. В этом и состоит подвижничество для нас, современных людей XXI века: постепенно уметь хотя бы маленькие шаги делать. Во время Великого поста, например, перестать смотреть какие-то развлекательные передачи, хотя бы в будние дни Великого поста. Взять себе за правило посещать церковь Христову. Это уже подвиг для кого-то: пойти в воскресенье в храм, не спать, несмотря на то, что отработал всю неделю. Это уже некая форма подвига.

Нужно начинать хотя бы с этого. А то некоторые думают: это я не буду делать, это тоже не буду, зато постигну умную молитву. Извините, это все равно что человек пришел в спортивный зал и сразу сказал: навесьте мне, пожалуйста, побольше блинов, сразу на 50 килограммов. И надорвался. Что часто бывает в духовной жизни. Человек взял очень высокую планку, свой первый пост стал сразу поститься строго по монастырскому уставу, стал делать все, что ему сказали, истово принялся «лоб разбивать», как говорят в народе, и потом очень быстро охладел ко всему. Продержался буквально неделю, и как-то у него уменьшилось энтузиазма, и все – в душе так ничего и не осталось. Как волна нашла – и отошла обратно, только пена осталась. Не дай Бог, чтобы у нас такое было.

– Вопрос телезрительницы: «Я посещаю церковь, мне очень нравится причащаться, соблюдать пост. На данный момент у меня трехмесячный ребенок,  нет возможности ходить в церковь. К сожалению, во всех ближайших церквях, которые у нас здесь находятся, даже нет въезда; высокие ступени, а въезда нет, и возможности туда заехать с коляской нет совершенно. Как мне в этой ситуации поступить?»

– Это очень хорошо, что у Вас маленький ребенок, я Вас поздравляю. Дети – это здорово, и чем их больше, тем лучше, если родители хотят и готовы это понести, потому что многодетность – это безусловная радость, но это и форма некоего испытания и того же самого подвига. Поэтому я к многодетным матерям отношусь с очень большим пиететом.

Для нашей жизни посещение храма – очень важное событие, без которого как-то грустно живется. У меня был период отпуска, и я неделю не мог посещать храм, был в отъезде; я прямо скорбел, за неделю уже достаточно соскучился. Если две недели или целый месяц не ходишь в храм Божий, это прямо настоящее испытание.

Что касается Вашего случая, действительно не всегда есть возможность с коляской пройти в какие-то храмы, нет специального пандуса. Единственное, я вижу, как иногда мамы приходят к нам. Они оставляют коляски рядом с храмом. Хотя в дождливую погоду это, может, не совсем удобно, но сейчас есть специальные накидки. При некоторых храмах есть специальные навесы, куда можно поставить коляски. По опыту своей супруги могу сказать, что есть специальные сумки-кенгуру, куда можно посадить ребенка.

Единственное, что, конечно, маленькому ребенку все богослужение достаточно тяжело провести вместе с Вами, поэтому обычно родители с детьми приходят на половину богослужения, ближе к причастию. Для его духовного развития это очень важно. Он, может быть, интеллектуально еще не все понимает, но духовно все чувствует. Поэтому если вы будете приходить в храм, по Вашей вере он будет причащаться Святых Христовых Таин, будет духовно развиваться. Это такие технические вопросы, посоветуйтесь со священником в храме, куда Вы ходили раньше и куда Вы хотели бы ходить, он придумает для Вас возможность, чтобы это было и удобно, и спокойно для Вас и для ребенка.

– Духовное развитие, духовный путь – это путь скорбей или путь радости?

– И то, и другое. Когда мы начинаем духовно развиваться, встаем на этот путь (это, конечно, очень дерзновенно говорить: вот я духовно развиваюсь), мы делаем некие потуги. Как у барона Мюнхгаузена, который из болота сам себя вытащил, – у нас не получится. У нас есть надежда на Господа, на Всемилостивого Творца: что мы протянем руку, и Господь нас подхватит, вытащит из этого болота, где мы очутились, и мы почувствуем умиротворение и утешение. И когда человек проводит духовную жизнь, он, безусловно, сталкивается как со скорбями, так и с радостью. Это вполне естественно для нашего падшего состояния. Причем как скорби, так и радости могут нам помочь. Радости – понятно, мы радуемся, торжествуем; для нас вот это ощущение Царствия Небесного –радость. Как сказал Христос, Царство Божие внутри нас устрояется, мы можем пережить опыт Царства Небесного здесь.

А как же нам скорби могут помочь? Им есть практическое применение: через скорби мы становимся более благодарными существами. Есть такое понимание, что, к сожалению, человек начинает ценить что-то, только когда это теряет. Скорби иногда нам помогают больше ценить своих близких, внимательнее относиться к своей духовной жизни, больше надеяться на Бога, чем на себя. А то у нас периодически бывает какая-то гордыня, какие-то неправильные помыслы. Нас иногда нужно по лбу стукнуть, чтобы мы немного отрезвились, осознали, что происходит в нашей жизни, осмотрелись, пришли в себя. Поэтому этот путь скорбей – на двух ногах: одна нога стоит на пути скорбей, другая – на пути радости. И вот так потихонечку будем идти в правильном направлении духовного развития, цель которого – приблизиться к нашему Всеблагому Господу Иисусу Христу.

– Может быть, еще несколько слов для наших телезрителей о духовном развитии, о том, что в нем самое главное?

– Для нас, современных людей, обремененных всякими трудностями и обязательствами, показателем духовного развития может быть состояние нашего сердца, когда мы наблюдаем сами за собой. Во-первых, очень важно человеку иногда побыть в одиночестве и проанализировать, кто он и что он, перестать куда-то спешить, бежать, выключить телефон, убрать его подальше и поговорить с самим собой, поговорить с Богом, через Бога узнать о себе что-то.

Мы сразу поймем: наше духовное развитие как-то реализуется в нашей жизни, его видно или все это идет впустую? Если я хожу в храм уже несколько лет, но как кричала на своего мужа, так  ничего и не меняется, даже хуже становится, то, может быть, я мало сил употребляю? Может быть, я мало внимания этому уделяю и нужно сосредоточиться именно не на внешнем, а на внутреннем, на духовном? А то получается, что мы той же самой работе уделяем много времени. Или в магазинах некоторые женщины могут ходить часами и выбирать себе обувь, в итоге так ничего и не выбрав (мне всегда жалко это впустую потраченное время)… А своему духовному развитию мы уделяем мало времени.

Осознав это, мы должны прийти в себя и сказать: все, душа важнее, она бессмертна. Мы умрем, и наше тело, за которым мы так ухаживали, будет разлагаться во гробе, а душа будет жить вечно. Поэтому давайте ей уделим должное внимание, поставим правильные приоритеты. Вспомним кондак Великого покаянного канона Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается». Это воззвание к своей собственной душе. Андрей Критский это своей душе говорил. Почему бы и нам не сказать нашей душе: «Хватит спать, хватит пребывать в этой лености и праздности, нужно как-то воздвигнуть себя к духовным свершениям».

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать