9 мая - День Победы

9 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 9 мая 2014 г.

 

- Христос Воскресе, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков.

Здравствуйте, батюшка. С Праздником! По традиции благословите наших телезрителей.

 

- Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, всех вас с Праздником Победы. Желаю всем доброго здоровья и мирного неба над головой.

 

- Наша сегодняшняя тема связана непосредственно с календарным днем «9 мая – День Победы».

Как Вы считаете, что мы празднуем по существу?

 

- На этот простой вопрос отвечу сравнением. Например, человек вышел из клинической смерти или излечился от тяжелой болезни, и часто говорят, что это его второе рождение. В какой-то мере можно сказать, что нашему народу грозила смерть, и он смог преодолеть эту заразу и получил второе рождение.

Этот праздник актуален по сей день потому, что люди понимают, какие опасности грозили народам нашей страны. Это чудесное избавление от той тьмы и погибели и есть, в сущности, этот праздник. Люди празднуют второе рождение своей страны, своего государства.

Мы, православные христиане, сталкиваемся с той проблемой, что государство было неправославным, символы были не христианскими, но разве это что-то меняет. Мы должны отодвигать это на второй план и вспоминать, что мы тогда боролись со смертью.

В этот день я вспоминаю стихотворение Иосифа Бродского «На смерть Жукова», который адресовался к ритму и образам стихотворения Державина «На смерть Суворова». У Державина есть такое обращение к Суворову «С кем мы теперь пойдем на геенну?» И я понимаю, что нам грозила именно геенна, которая несла смерть и телесную, и духовную.

Мы, наверное, вполне соглашаемся с тем, что на дипломатических приемах в качестве гимна Франции исполняется «Марсельеза», при том, что осознаем, когда она возникла и каковы ее слова. Главный праздник французов День взятия Бастилии, и мы так же знаем, чем это было чревато для христиан, духовенства, в целом французов. Но знаем, что во время Второй мировой волны «Марсельеза» была гимном французского Сопротивления. Мы понимаем, что хотя это символ революционный, в то же время это символ борьбы французов за свою независимость, единство народа.

У нас похожая ситуация: и песня «Священная война», и другие символы – символы революционные, но содержание их не в общем для государства, а в частности для людей уже поменялось. Люди уже наполнили их иным содержанием. Мне так кажется.

 

- Если посмотреть на победу над чем-то, скажем, над нацизмом. Ведь речь не идет о победе над немецким народом, как таковым. Сейчас, к большому сожалению, мы видим, что нацизм продолжает существовать. Каковы, на Ваш взгляд, результаты войны?

 

- Пока мы живем на земле и идем до Страшного суда, зло на земле неистребимо. Как христиане, мы понимаем неизбежность присутствия зла в мире. Победа над нацизмом в те сороковые годы будет символом победы добра над злом. Слово «символ» - это некий мостик, который переводит нас из одной реальности в другую. Здесь мы видим, что в этой войне борьба света с тьмой присутствовала реально. Это была победа не просто физическая, но победа в сознании людей, когда большинство людей в нашей стране и во всем мире принимают именно эту оценку: что была борьба добра со злом, и добро победило. Мы живем сейчас под светом этого символа, и какие-то вопросы решаются под звездой этой победы.

 

- В Священном Писании сказано, что во Христе более нет ни эллина, ни иудея. Идеология нацизма была языческой по сути, но масса христианских народов была вовлечена в эту войну и в эту борьбу. Почему мы, христиане, по-прежнему вовлечены в эти склоки и участвуем в них?

 

- Потому что мы люди, и живем в реальном мире. На нас влияет и время, и социальные явления. Христианство не отменяет национальности, нигде мы не слышим призыва, чтобы наши национальные особенности должны исчезнуть. В соответствии со словами апостола Павла, во Христе мы новый народ, но при этом у нас есть язык, культура, национальные, расовые особенности. В этом нет ничего страшного. Другое дело, эти расовые, национальные особенности кем-то рассматриваются, как повод ставить кого-то выше, а кого-то ставить за границы людского рода. Является ли эта проблема языческой?

Язычниками были и многие наши святые мученики, потому и стали такими, что в них было заложено зерно истины, Логос был знаком их душе. Почему сегодня нас раздирают противоречия? Почему мы не умеем видеть в другом человеке такого же, как я? Наверное, здесь вина нашей плотской жизни. Наверное, для того, чтобы увидеть в другом себя, какой бы расы и национальности он не был, надо помнить, что у него, как и у меня есть мать и отец, он когда-то был ребенком, так же, как и я, нуждается в любви. При этом надо помнить, что если я вижу в нем какие-то отрицательные качества, то вижу, потому что они есть и во мне. Превозношение начинается, если я считаю свое мнение истиной в последней инстанции. Здесь проблема отсутствия трезвой оценки самого себя, смирения, когда мы обо всем стремимся судить с собственной колокольни. Когда это начинается в быту, семье, потом может и в приходе, а затем выходить на глобальные широты. Считая себя исключительными, мы творим мифы о себе и об окружающих нас людях, и тогда мы отметаем и Евангелие, и апостольские слова.

 

- Вопрос телезрительницы из Рязанской области: Как понимать «любите врагов своих», но ведь у Иисуса практически не было врагов, Он всех называл «добрый человек».

 

- Иисус никого не считал своим врагом, Его считали врагом многие, и сегодня какие-то люди и идеологии продолжают считать таковым.

Любить врага – означает понимать, что он такой же человек, как и я. Может быть, он ошибается, запутался, но такой же. Если мы хотим победить зло, мы должны помнить слова апостола Павла «побеждай зло добром». Мы знаем учение философа Ивана Ильина о том, что в какой-то момент для того, чтобы остановить зло, нужна сила, но это не означает, что мы должны ненавидеть человека. Христианство так и учит «ненавидь грех, но люби грешника».

В Церкви, Евангелии нет ничего случайного, все говорится для того, чтобы мы сумели себя обезопасить, чтобы нами не обладал дьявол. Ненавидеть грех, но любить грешника необходимо для того, чтобы самим не стать таким, как он. Когда мы смешиваем человека или целые нации с грехом, тогда мы вполне можем и сами впасть в тот же самый грех.

 

- Телезрительница сказала, что Господь всех называл «добрый человек», но очень многих Он порицал, называя «порождения ехиднины», «гробы покрашенные».

 

- Давать оценки не значит делать человека врагом. Как мы понимаем слово «враг»? Идеология нацизма как раз заключалась в том, чтобы доказать, что те, с кем они воюют не люди, и не беспокойтесь о нравственной оценке своих действий.

Господь давал оценку действиям, движениям души, но ни в коем случае не тем людям, которых Он обличал. Мы помним, что самые последовательные ученики Христа были именно грешники, которые вняли Его обличениям и пошли за Ним. Мы знаем, что хотя бы несколько учеников были из среды фарисеев, хотя Он обличал их. Господь не давал оценки сущности, а поступкам, которые надо отложить, и принять другой образ жизни.

 

- Мне кажется, врагу можно дать и такое определение – «тот, кто мешает существованию». Как через призму такого определение и, самое главное, подвига Христова: Его страдания, смерти и воскресения смотреть на военные конфликты и шире – на войну людей с врагом рода человеческого?

 

- Когда мы говорим о враге, мы, прежде всего, говорим о сатане, дьяволе, той иррациональной силе, которая пытается победить Христа в наших сердцах. При взгляде на войну надо отделять человека от тьмы, его захватившей.

Война бывает праведной, когда речь идет о защите своего дома, рода страны от вторжения. Это инстинкт самосохранения. Если на нас нападут где-то в темной подворотне, то в нас сработает этот инстинкт, заложенный самим Творцом. Священная война - это не то, что решил так назвать сам человек, но святость войны состоит в защите слабых, невинных, беззащитных. Как мы не были слабы и трусливы, мы, наверное, всегда защитим слабого. В нашей душе, может быть, тоже инстинктивно возникнет желание защитить этого человека. Это христианское по своей сути движение души, которое вполне отразилось в том событии, которое мы сегодня вспоминаем.

 

- Как Вы считаете, чем отличается прекращение войны от победы? Например, во время афганского и чеченского конфликта военные действия были прекращены, но победы там не было.

 

- Давайте перенесемся от столь близких и острых конфликтов к событиям Куликовской битвы, ведь она не принесла полного освобождения. Продолжались набеги, Русь была подвластна Орде, но Куликовская битва дала тот импульс, который позволил развиваться этой победе.

Крымская война XVIII века – это было поражение в фактическом смысле, но это была победа духа. Русско-японская война, Цусимская битва – это полный разгром. Всегда ли надо ждать победы ощутимой, разве победа стойкости, духа не менее важна? Или гибель «Варяга»? За что ее чтить, но мы ощущаем эту гибель как победу. Важна победа духа, которая работает на народ, общество в веках. Эти поражения до сих пор служат нам добрую службу.

 

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Когда арестовывали Иисуса Христа, Он сказал, что если бы попросил Отца, Он послал бы ему на помощь легионы ангелов, но Он этого не сделал. Почему?

Второй вопрос: почему в нас уживаются и агрессор, и жертва? Почему это происходит?

 

- Задачей Христа на земле не было создание Своего Царства с легионом ангелов или адептов. Потому во многом в Господе и разочаровались люди, потому что Он не дал им земного, ощутимого результата.

Что касается второго вопроса, в нас уживается очень много всего. Вспомним слова апостола Павла: что хочу, того не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. То разделение, которое в нас существует, приводит к тому, что хотя грех много раз приносил нам боль, страдание, мы это знаем, но упорно к нему стремимся. Снова совершаем, получаем тоску, разочарование, печаль – и снова делаем. Эта иррациональная природа присутствует в нас. Мы должны не просто бороться с ней, но призывать Господа, прикасаться к Нему.

Евангелие показывает примеры, когда для исцеления от греха, надо просто следовать за Господом. Мы же все время ищем рецепты, что нам надо делать. Надо просто идти за Христом. Надо понять, что смысл твоей жизни не твои действия, не твое личное благочестие, а Сам Христос, без Которого твоя жизнь лишь тягостное, бессмысленное пребывание на этой земле.

 

- Сегодня я посмотрел статистику жертв в Великой Отечественной войне. Цифры ужасающие: наши потери в десять раз больше, чем потери вражеских сил. Возникает вопрос: при таких потерях сохраняет ли победа свою цену?

 

- Да, может быть, на стороне немцев были полководцы, которые были полководцами в поколениях. У нас не было таких полководцев, это были лишь унтеры или солдаты царской армии, за редким исключением: например, маршал Говоров. Дело в том, что, какой бы меч не был у тебя в руках, когда речь идет о защите своей матери, жены, дома, не будешь думать о том, какой ценой достанется победа. Думаю, никто не взвешивать в такой ситуации. Скорее, не всякая победа стоит жертв. Победа может быть иллюзорной.

 

- Вопрос телезрителя из Челябинска: Как Вы считаете, не являются ли события на Украине частью нашего греха, например, за то, что мы так и не принесли народного покаяния за убийство нашего последнего царя-мученика Николая II?

 

- Я считаю, что покаяние – это всегда личностный акт. Массовое покаяние, как и массовый грех, так ли это реально? Так ли реально обвинение всей России в том, что она совершила грех цареубийства? Разве не было сопротивления большевизму? Причем не только белой армии и казачества, мы знаем и о Тамбовском, и о Ярославском восстаниях. Все это было знаком того, что народ не принимает безоговорочно этой идеологии. У меня язык не поворачивается сказать, что целый русский народ – цареубийца. Не говорю, что русский народ богоносец, это тоже преувеличено.

Покаяние, как мы знаем, переводится как «перемена ума», «обращение», то есть уметь смиряться и давать себе правильную самооценку. Наша народная мысль кочует между двумя крайностями: или народ-богоносец или народ-цареубийца. Обращение – это жизнь в христианском ключе. Видимые акты покаяния лишь видимые. Бог не ждет от нас «тучных жертв». Милости хочу, а не жертв.

 

- Возможно, присутствует наивность: сейчас мы покаемся и будем тогда тысячу лет жить без войны и без греха.

 

- Мы ждем некого магического акта, который мы совершим массовым порядком, и что-то в корне изменится. В этом есть магизм. Господь ждет от нас обращения: христианской жизни, и она не сулит нам никаких земных выгод. Он лишь говорит: думайте о Царствии Небесном, остальное все приложится. Мы же думаем, в первую очередь, о царствии земном, ищем путей его устроения, считая, что к нему потом приложится Царствие Небесное.

Олицетворение любого земного царства с Царством Небесным вредит и мешает нам. «Не имеем пребывающего града, а грядущего взыскуем», - говорит нам церковная традиция.

В этой ошибке мы готовы многое идеализировать, будь то имперская Россия или Византия, и шероховатости истории нам не нужны. Не бывает благочестивого государства, благочестивого народа или благочестивого времени. Это некий мираж, который уводит нас в сторону.

 

- Через группу ВКонтакте телезрительница спрашивают о старце Алексии Пензенском: «на сайте епархии пишут, что он лжестарец, но многие почитают его, есть монастырь, где он похоронен, многие к нему ездят».

 

- Если официальный печатный орган или интернет-портал объясняет проблему почитания человека, надо, наверное, более вдумчиво прочитать и понять. Кто где похоронен, не играет роли. Если к нам обращаются с архипастырским наставлением, мы должны внять ему. Что касается святых, то у нас есть простое решение: в любом календаре есть святцы со святыми.

 

- Вопрос юной телезрительницы ВКонтакте: «Ко мне в школе постоянно лезет один мальчик. Много раз ему говорила, чтобы он оставил в покое, но ничего не помогает. Что делать в такой ситуации?»

 

- Думаю, надо у него спросить, какой у него насущный вопрос, может быть, его назойливое внимание имеет под собой основу. Может быть, он питает какие-то чувства и стесняется раскрыть их. В любом случае надо поговорить с ним по душам. Побеждай зло добром, хотя, может быть, и зла никакого нет. Как мы помним из детства: «от улыбки станет все светлей». Попробовать улыбнуться ему, и тогда это, возможно, поможет ему раскрыться, снять противоречия.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте о табличках, установленных на храме, который посещает наша телезрительница. На них указаны имена жертвователей на строительство храма, в том числе именитых политиков. Она смущается, почему на плитах храма изображены не святые, а люди, подчас весьма далекие от Церкви?

 

- Наверное, в храме, кроме этих табличек, есть иконы, на которых изображены святые подвижники. Эти таблички, очевидно, установлены не на месте святых образов.

Например, я служу в храме, которому более ста лет, и с тех времен остались таблички, на которых указаны ктиторы храма. Подробно написано не только, кто был жертвователем, кто надзорным священником за строительством храма и даже имена людей, которые участвовали в строительстве храма. Меня это нисколько не смущает. Думаю, если бы это смущало меня, то говорило бы о том, что я не умею жить в мире с самим собой: тем, что не моя фамилия здесь написана. Это все суета сует и томление духа. Надо отказываться от этих лишних переживаний ради сохранения своего душевного мира.

Надо честно посмотреть в свое сердце и спросить, почему у меня это противоречие? Так можно подумать, почему я не Кутузов? Мне это не надо. Я тот, кто я есть, и мне этого вполне хватает.

 

- Вопрос телезрительницы из Брянска: Что значит раскаяться в своих грехах?

 

- Покаяние – это очень большой процесс. Это и осознание, перемена ума. Вспомним блудного сына. Когда он уходил от отца, он рассчитывал, что его жизнь станет более насыщенна, богата какими-то новыми переживаниями. Когда же он увидел, что совершил ошибку, которая привела его к печальным последствиям – он ощутил, осознал эту ошибку. После чего он принимает решение: оборачивается к отцу и к нему идет. Раскаяние находится где-то в середине.

Существует такая ошибка в понимании покаяния, что это лишь признание того, что я нарушил заповеди. Но мы, подобного блудному сыну, должны понять, что нарушение заповедей лишило меня первородства. Ведь отец одевает его в лучшие одежды, надевает перстень, то есть возвращает ему утраченное первородство. Как сказано по-церковнославянски: «мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся». Часто мы останавливаемся на одном раскаянии, хотя могут быть и душевные муки. Потом же это притупилось, стерлось, и мы снова ищем блаженства в том же самом, что нас приводило к разочарованию. Надо просто в какой-то момент перестать кружиться на этой карусели.

 

- Большую роль в Великой Отечественной войне сыграла очень холодная зима 1941-1942 года, которая весьма помешала немцам в их планах. Как Вы считаете, можно ли относить подобные природные явления к Божиему промыслу?

 

- Если говорить о промысле, то, наверное, помощь Божию можно видеть даже в менее глобальных событиях. К сожалению, мы просто не умеем видеть Божьего промысла в своей повседневной жизни. Мы можем вообще не видеть Бога в сегодняшнем дне, считать, что мы сегодня сами чего-то достигли или не достигли. И в нашей частной жизни Господь нас без нашего согласия не спасает, есть понятие синергии, соработничества с Богом.

Я всегда думал, что главную роль в победе под Москвой в 1941 году сыграл не мороз, а то, что люди беззаветно отдали свои жизни. А народное ополчение, созданное из людей, которые раньше никогда не держали оружие в руках. Немецкие танки остались под Москвой не потому, что у них замерзли двигатели, а потому, что в них были пробоины.

Даже в американском фильме «Неизвестная война», снятом  в послевоенный период для американцев и который можно найти в интернете, есть отдельная серия, посвященная этой битве под Москвой. Там есть кадры, где иностранные дипломаты, осматривая эти поля битв, говорят, что нигде в Европе не видели столько металлолома со свастикой. Наверное, этот металлолом появился там не потому, что сам замерз.

 

- В завершение скажите, пожалуйста, несколько поздравительных слов для наших ветеранов, кто-то из них, я уверен, смотрит нашу передачу.

 

- Дорогие ветераны, сегодня я обращаюсь к вам так, как хотел бы обратиться к своему деду-фронтовику, которого не видел. Вскоре после войны его израненное сердце остановилось. Наверное, я хотел бы многое услышать от него, хотел бы прикоснуться к нему. Для меня вы, ветераны, воплощение моего деда, которого я никогда не видел живым.

Мне бы хотелось пожелать вам, дорогие ветераны, чтобы вы как можно дольше оставались рядом со своими внуками и правнуками, чтобы они получали от вас свет беззаветного и бескорыстного служения Отчизне, который вы пронесли сквозь дым и пламя войны. Сегодня ваши слова, выстраданные вашим подвигом, многое могут зародить в сердцах ваших потомков.

Божией вам помощи, доброго здоровья, низкий поклон от нас, живущих ныне благодаря вам.

 

- Прошу Вас сказать несколько слов для тех, кто сейчас переживает трагические события на Украине.

 

- Дорогие братья и сестры, я имею возможность созваниваться со своим другом, живущим не в восточной, а западной части Украины. Поверьте, этот священник так же хочет праздновать вместе с нами День Победы. Не только на востоке Украины, но и в ее центре, и на западе живут сегодня памятью об общем подвиге нашего народа. Не будем поспешно и необдуманно разделять нас на врагов. Будем помнить о том, что нас объединяет, и, может быть, тогда те враги, которые есть, и одумаются, и просто уйдут в небытие. Как мы поем в эти пасхальные дни, да рассеются они, как дым, и, как воск, растают. Без нашего участия, а по воле Божией, если мы усилим нашу молитву, наше чувство любви друг к другу. Помоги нам всем Господь. Молимся сегодня о наших братьях-славянах, о том единстве, которое очень шатко и часто нами терялось.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать