21 марта. Исцеления глухого косноязычного

21 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 7, с 31 по 37 стих.

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафá», то есть: отверзись.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

(Мк, 7, 31–37)

Порой мы можем столкнуться с мнением, что Священное Писание выдумано разными авторами разных времен, которые кто-то собрал в одно, и что это плод трудов человеческих. Атеистическая пропаганда заявляет даже, что христианство было выдумано для того, чтобы держать людей в религиозном страхе, для подчинения себе, а так — все это миф и отношения к жизни не имеет. Что сказать? Несчастны те люди, которые склонны подозревать во лжи, предполагать в других подмену и коварство. Если ты видишь всех людей лжецами, лишь себя одного считая правым, что за жизнь будет у тебя?

Сегодняшние евангельские строки говорят нам, что придумывать такой текст смысла нет. Если бы целью автора Священного Писания было поразить людей чудесами или выстроить четкую линию морали, то все было бы гладко, без отступлений, а чудеса были бы поразительными.

Говорится, что Господь выходит из пределов Тирских и Сидонских и идет к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Не упоминается ни зачем, ни почему, просто описывается, видимо, Марк сам был участником этого путешествия. В изданиях Библии часто печатается карта Палестины, на которой можно посмотреть и названия городов, и как путешествовал Господь (его пути показаны пунктирной линией).

Мы увидим, что из пределов Тирских и Сидонских к Галилейскому морю он шел на юг через север, то есть совершенно не логично. Как пишет современный исследователь, это все равно что ехать из Санкт-Петербурга в Москву через Архангельск. И это факт нас ничему не учит, особого ничего не сообщает — просто упоминание о том, что такое было. Одно из маленьких подтверждений того, что Новый Завет писали свидетели: что видели, что слышали, что запомнили, о том и упоминали.

Толкователи говорят, что этот довольно длительный путь видимо, был важен для того, чтобы Господь мог побыть наедине со Своими учениками. Было, наверное, и общение и с другими людьми, ведь Он всегда отзывался на вопросы людей, их просьбы о помощи. Для нас, как последователей и учеников Христовых, ничего особенного здесь не сообщается — просто упоминание, что это было. Довольно скоро наступит время Христовых страданий, возможно, поэтому Ему было важно побыть наедине с учениками, поговорить о многих вещах, настроить на что-то. И, возможно, именно поэтому вскоре после данного путешествия апостол Петр воскликнул с такой уверенностью: «Ты Христос — Сын Бога Живого». Это тоже было плодом внутренних размышлений и переживаний, слов Христа.

Господь возвращается на юг и приходит в цветущую долину к Галилейскому озеру. К нему привели глухого и к тому же косноязычного человека, — то есть он или заикался, или не мог говорить. И просили Господа возложить на него руку, то есть люди уже приходят с уверенностью, что Он точно поможет, любая болезнь для Него исцелима, потому что Он врач, исцеляющий не искусством, но силой Своей.

Для Господа было очень важно вернуть людей к богообщению. Бог становится человеком, для того, чтобы, кроме всего прочего, человеку было удобнее прийти к богообщению. До этого люди привыкли относиться к Богу так: Он где-то высоко и далеко, Всемогущий и грозный Судья. То есть мы и Бог — отдельно. Человечество привыкло к такому сиротству, понимая, что и надо бы быть с Богом, но мы слишком слабы и немощны. Бог потому и становится слабым и немощным, чтобы мы могли быть вместе с Ним. Люди же по своей немощи и слабости, по привычным понятиям часто не то что не хотели увидеть во Христе Бога, сколько и не желали этого.

Господь повелевает никому не говорить о том чуде, про которое мы сегодня читаем, не потому, что Он не заслуживал какой-то славы. Тем самым Он учит Своих учеников не тщеславиться, не искать человеческого внимания, но для Него было важно и следующее: пока Вы видите во Мне только человека, не надо прославлять Меня, как Иисуса из Назарета, лучше воздавайте славу Богу Отцу, ведь мы с Ним одно. Раз вы искушаетесь Моей кажущейся слабостью и обычной человечностью — прославляйте Бога.

Как происходило чудо исцеления косноязычного? Господь отвел его в сторону от народа. Есть мнение, что люди глухие чувствуют себя более неуверенно, чем люди слепые, всегда находятся в некотором напряжении и некоем вакууме. Спаситель отводит, видимо, для того, чтобы никто не взбудоражил его и сначала касается ушей, привлекая тем самым его внимание — сейчас я буду лечить твой слух, а ты успокойся, доверься Мне. Здесь Он проявляет любовь и заботу о человеке — не врывается в его жизнь, а сначала успокаивает, чтобы он пришел во внутренний мир, и тогда уже человеческого сердца касается благодать Божия.

«Плюнув, коснулся языка его». Как говорят исследователи, в те времена в тех краях слюне человека придавалось целительное значение: антисептическое, антибактериальное. Видимо, бывали примеры этого. Господь использует и это, чтобы еще более заострить внимание человека и при этом еще более его успокоить.

Затем Господь воззрел на небо, тем самым показывая, что не Он, но Сам Бог будет лечить. Вздохнул и сказал «еффафа», то есть: отверзись, это сказано уже для внешних: апостолов или тех, кто привел этого несчастного. Спаситель и взглянул на небо, и Сам сказал «отверзись», тем самым показывая, что исцеляет и Бог, и Он — что Они одно.

«И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому». Если Вы видите во Мне только человека, не надо говорить обо Мне — Бога прославляйте. «Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали». Действительно они не могли держать в себе, настолько все это было удивительно, быстро, сильно и эффектно.

«Чрезвычайно дивились и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими». С сожалением можем констатировать, что люди видят чудо, прославляют Христа, как чудотворца, и потом с легкостью от Него отказываются. Как и всякому человеку, не желающему направить свое внимание к Богу, даже то хорошее, что происходит с ним в жизни, порой может не только не спасти, но даже навредить.

Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать