17 марта. Отче наш, сущий на небесах!

17 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 5 по 13 стих.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7, А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8 Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(Мф, 6, 5–13)

Господь вновь и вновь открывает истину, которая касается человека. Человек после грехопадения отпал от Бога, и внимание нашего ума рассеяно вовне, но он так устроен Богом, что стремится к благу. Святые отцы говорят, что Бог устроил человека для Себя, Он желает вселиться в него, пребывать в его сердце благодатию Духа Святого. В человеке заложено стремление к живому богообщению. После грехопадения произошла подмена — его внимание при участии дьявольских сил было перенаправлено, и с тех пор человек пытается самого себя сделать богом. Бог — это не просто термин или понятие. Бог имеет свойства, которые человек отлично знает, потому что он этого ищет. Бог Всеблаг — и человек ищет постоянного блага, Бог Всеведущ — человек постоянно ищет знания, Бог Всемогущ — человек ищет могущества. Пытается реализовать все это по отношению к себе и, не найдя, продолжает в окружающем мире. Это беда и проблема до тех пор, пока человек не вернется в самого себя, иначе он не может обрести покоя. Пока не научится устремлять свое внимание на Бога, будет метаться.

Господь, придя на землю, постоянно направляет людей для встречи с Ним в глубины сердца. Он говорит, что не во внешней жизни должно быть наше внимание, а во внутренней. Из сердца нашего происходит добро и зло, именно там находится Царство Божие. Господь призывал очищать внутреннее свое, а не внешнее. Бесполезно строить внешнюю жизнь, забыв о внутреннем мире, все это может привести к лицемерию, к попыткам лишь казаться, а не быть.

Сегодня Господь говорит об этом: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Даже такое величайшее дело, как молитва, может привести к отвлечению внимания на внешнее. Молитва — это живое богообщение. Нам, людям поврежденным, до какого-то момента очень сложно даже представить, что такое — богообщение. Святые отцы-аскеты, которые говорят об исихазме, свидетельствуют, что молитва должна твориться внутри человеческого сердца. В сердце мы можем общаться с Богом и слышать Его. Но когда внутреннего труда нет, нет труда по очищению ума и сердца, молитва остается внешней, рассеянной, бесплодной. Если это делается еще и с тщеславием, то она может идти даже во вред. Ни о каком единении с Богом тогда нет и речи.

Когда говорится о награде за молитву, неверно понимать, что у Бога есть какие-то подарки: ты потрудился — получишь подарок. Нельзя воспринимать награду как нечто внешнее. Самая главная награда — наше оживление, встреча с Богом внутри нас. Где Бог — там все дары Его. Человек при встрече с Богом получает абсолютно все. Если твоя молитва используется тобой ради внешнего эффекта, чтобы на тебя посмотрели, похвалили, то горе тебе, человек. Ты упоминаешь имя Божие всуе. Ты не Бога ищещь, не встречи с Ним — ты ищешь человеческой похвалы. Когда человек ищет похвалы, подразумевается, что он себя считает заслуживающим ее, себя считает причиной добра. Здесь есть грех воровства: человек приписывает себе заслугу, которая принадлежит Богу. Господь тебе дал все — от Него вера, молитва. Если ты считаешь, что причина этому — ты сам, тебя можно назвать безумным. «Внимание свое во время молитвы направь в пределы сердца, не позволяй уму своему блуждать за пределами своего тела, и там общайся с Богом, именно в духе твоем может произойти встреча с Ним, не на улице, не на облаках, а внутри тебя», — учат святые отцы.

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Язычники пытаются Бога уговорить, считают свои заслуги в многословии. «Я прочитаю 15 акафистов и заработаю дары Божии», — думаем мы. Это безумие! Количество молитвы необходимо, но она должна быть качественной. Если человек свой успех в молитве ставит в зависимость от своих трудов, то он молится самому себе и себя поставил богом. «Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Возникает вопрос: зачем вообще молиться? Просить у Бога вещей внешних в какой-то степени является грехом недоверия. О необходимых земных вещах Господь всегда печется — мы же начинаем просить о квартирах и машинах. Молитва нужна для вещей духовных, а они зависят от нашей свободы. Спасаться нам или нет, быть с Богом или нет — это наш свободный выбор. Бог Себя не навязывает. За внешнюю жизнь Он отвечает, а за внутреннюю — по нашему желанию и произволению. Поэтому в молитве мы должны показать свое произволение быть с Богом и просить об этом.

В молитве «Отче наш» как раз говорится о том, что у Бога нужно просить вещей духовных. Нужно помнить, что Бог — это любящий тебя Отец, а не строгий хозяин и господин, которого нужно трепетать. Проси у Него главного, а о второстепенном Он Сам позаботится. Мы должны просить, чтобы освятилась наша жизнь и Царство Божие пришло в наше сердце. Без твоего соизволения, Господь не вторгнется в душу. Проси, чтобы исполнялась воля Божия, покажи, что ты хочешь и желаешь жить по ней. Покажи, что ради Господа ты готов всех простить, что Бог — твое счастье, настроение, сила, радость, все остальное второстепенно. Вот, что есть в этой молитве и чего мы можем просить.

Проси хлеба насущного, покажи свое доверие Богу — не проси лишнего, Господь дал жизнь и все в Его воле. «Не введи нас в искушение» — здесь мы исповедуем свою немощь: лукавый нас обманывает, и мы слепым умом не можем разобраться. Проси помощи у Бога, так как у Него Царство, сила и слава. Он — Владыка всего. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать