29 августа. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Феодоровская икона Божией Матери

29 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 29 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, – попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Православная Церковь совершает празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Феодоровская (Костромская) икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав (Феодор) после гибели в битве с татарами на реке Сити святого Юрия стал великим князем Владимирским. В 1239 году он торжественно перенес мощи брата из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав (Феодор) оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди,  святого Андрея Боголюбского, и отца  Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 годах татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом Александре. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым) сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела, наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272–1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем, поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной Феодоровской иконой. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование в честь Феодоровской иконы Богоматери 14 марта.

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила, инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Божией Матери Феодоровской с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также празднуется:

перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944);

совершается память святых:

мч. Диомида, врача (298);

мчч. тридцати трех Палестинских;

прп. Херимона Египетского (IV);

мч. вел. кн. Константина Брынковяну (1714) (Румын.);

сщмч. Александра Соколова, пресвитера, прмц. Анны (Ежовой), монахини, мч. Иакова Гортинского (1937);

Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 31 августа);

совершается празднование в честь икон Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904), «Прибавление ума» («Подательница ума») (переходящее празднование в воскресенье после 28 августа).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​